Все новости
Общие статьи
12 Января 2021, 13:10

Гуманитарный ресурс в развитии современного Башкортостана

Противоречивые процессы в экономике страны коренным образом меняют отношение к личностным факторам производства. В отличие от периода централизованного планирования в прошлом, конкурентного рынка сейчас, когда к человеку относились лишь как к рабочей силе, дополнению к технике и технологии, теперь главная производительная сила рассматривается в качестве самого ценного капитала.

Оценка внешней среды

Россия, как и весь мир, вступила в эпоху глобализации, когда поток людей и товаров, обмен информацией и знаниями становятся основным трендом, определяющим развитие человечества. В новых условиях движение капиталов как главный фактор мировой экономики постепенно уступает место использованию новых навыков, компетенций и технологий [1].

Формирование глобального информационного общества, основанного на знаниях, серьезные сдвиги в технико-технологическом обновлении, стремительное развитие средств информатики, информационных технологий и информационно-телекоммуникационных систем, цифровизация создают невиданные возможности для изменения и повышения качества жизни миллионов людей, получения современного образования, развития интеллектуальных и творческих способностей человека. И самое главное, в новых условиях получает в определенной степени разрешение вековая проблема отчуждения человека, поскольку сфера труда, территория проживания, политическая власть, экономический порядок, социальная жизнь, культурно-духовные ценности уже не могут выступать довлеющей над человеком силой. Поэтому есть все основания полагать, что мир вступает в новый этап развития, который можно квалифицировать как гуманитарную революцию [2].

Важной особенностью современного развития является то, что все большая интернационализация политических, социально-экономических, экологических проблем стимулирует иерархизацию государств по степени их развития и возможных перспектив в будущем. Этот процесс настоятельно диктует постановку стратегических целей на всех уровнях развития и планомерное движение к ним, параллельно изменяя объект управления в соответствии с ситуацией и трендами в мировом сообществе.

Наряду с этим необходимо учесть угрозы и проблемы, которые связаны с самой информатизацией и глобализацией. Информационное неравенство, которое зависит от качеств самого человека (языковая, информационная компетентность, мотивация), манипуляция сознанием на выборах, телевидение, реклама товаров и услуг, виртуализация и имитация процессов и явлений, реальности, спекулятивные манипуляции на финансовых рынках, киберзависимость, кибератаки (несанкционированный доступ к базам данных организаций и корпораций, конфиденциальной информации о гражданах), информационный терроризм и информационные войны могут нанести огромный ущерб государствам, обществу, организациям, корпорациям и гражданам.

Особенности современного социально-экономического развития России и Республики Башкортостан

Следует признать, что по исторической традиции, природным ресурсам, военной мощи и геополитическому положению, оставаясь в числе великих держав, Российская Федерация, при всем желании, пока не имеет возможности активно участвовать в глобальных процессах инновационного развития: в производстве и использовании нано-, биомедицинских, гуманитарных, информационных технологий, создании искусственного интеллекта, развитии рынка финансовых и страховых услуг, ресурсо- и энергосберегающих систем производства и жизнедеятельности, в обеспечении продовольственной и экологической безопасности.
В этих условиях, по данным многих специалистов, единственной возможной парадигмой развития остается кризисная модернизация и социальная трансформация. При этом ее первая часть ориентируется на интеграцию в глобальные тренды, постепенное увеличение доли VI технологического уклада, а второй процесс означает коренное изменение взаимодействия на производстве и социальной жизни. Такое развитие, основанное во многом на сырьевой экономике и смешанном, директивно-индикативном типе управления, теоретически может дать лишь кратковременное улучшение [3].

Мы также должны учитывать ряд важных особенностей самостоятельного развития Башкортостана в предыдущие кризисные годы. Жизнь показала, что на первом этапе регионализации в 1990-х годах органам власти республики удалось конструировать новые идеи, проекты и программы развития региона и мобилизовать региональное сообщество на их реализацию. Это дало возможность не только сохранить и обеспечить индустриально-аграрный потенциал, дорожно-транспортную инфраструктуру, строительную индустрию, социально-культурное пространство, но и добиться перехода к рыночным реформам с учетом местных особенностей. Это позволило избежать тяжелых социальных последствий, реформ, обеспечить необходимую для развития республики эффективную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, избежать разрухи и безработицы, создать в городах и селах широкую сеть здравоохранения, культуры и социального обеспечения. В течение многих лет Башкортостан оставался регионом-донором, внося значительный вклад в общественно-политическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации [4].

Становится ясно, что на новом этапе проект будущего страны приобретает качественно иной характер. Концепция, базовые принципы, цели и задачи современного социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в системном виде были изложены в принятом в 2014 г. Федеральном законе №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Основная идея перемен видится, если говорить кратко, в активизации человеческого потенциала, технико-технологическом обновлении России.
В законе были определены уровни стратегического планирования и его субъекты: это федеральные органы власти, регионы, муниципалитеты, отрасли экономики, крупные предприятия. Установлен перечень обязательных документов, необходимых для формирования в стране целостной системы прогнозно-индикативного управления. Однако пока не разработан и не принят предусмотренный федеральным законом самый главный документ – Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., который мог бы стать ориентиром для других субъектов планирования. Вместо Стратегии в 2012 и 2018 гг. были приняты Указы Президента Российской Федерации В.В.Путина о национальных приоритетах по важнейшим направлениям социально-экономического развития страны. На их реализацию ежегодно Минфином РФ выделяются значительные финансовые средства. Ход выполнения указов контролируется Администрацией Главы государства и Правительством РФ.

К июню 2019 г. Минэкономразвития РФ зарегистрированы 37 отраслевых, 82 региональных и более 35000 муниципальных стратегий городского и районного уровня [5].

В настоящее время в республике утверждена Стратегия социально-экономического развития (Далее – Стратегия), введенная Указом Главы Республики Башкортостан Р.Ф.Хабирова 23.09.2019 г. с изменениями и дополнениями от 24.12.2019 г.
Разработанный Институтом стратегических исследований АН РБ (далее – ИСИ) в 2015–2016 годах и утвержденный Минэкономразвития в 2018 г. проект «Башкортостан – 2030» из-за отсутствия чёткой концепции и стратегического обоснования, отсутствия прорывных идей и предложений в изменившихся условиях оказался невостребованным [6].

Реализуемая Стратегия «Башкортостан–2024» отвечает федеральным требованиям, носит структурно актуальный и целостный характер, отличается новизной подходов и видения контуров развития, амбициозностью целей и задач. Они, без всякого сомнения, могут стать ориентиром для разработки новых идей и проектов, создания ценностно-смысловых контуров проекта будущего Башкортостана и лечь в основу разработки другого важного документа – Концепции развития социально-гуманитарных наук и технологий, призванной стать научно-методологическим инструментарием долгосрочного стратегического развития республики.

Концепция и методология исследования

Мы рассматриваем гуманитарные науки в широком смысле, включая в это понятие науки, которые исследуют проблемы человека, его культурно-духовную деятельность, тесно соприкасаясь с общественными (социальными) науками. Такой обобщенный подход особенно актуален в наши дни, когда исследования все больше базируются на междисциплинарных подходах, отличающихся системностью, технологичностью и результативностью. Одновременно меняется сущность понятия «технология» как совокупность способов и методов, означающих не только алгоритм действия, но и такие его ресурсы, как знания, цели, ценности, смыслы, формирующие человеческий капитал.

В качестве системных, взаимодействующих факторов современного стратегического развития Республики Башкортостан мы будем рассматривать следующие направления:

1) активизацию человеческого фактора на основе повышения его качества и вовлечения в процессы обновления инициативной части населения и молодёжи;
2) технико-технологическое обновление производства, переход ко второй фазе модернизации всех отраслей.
Такой подход обусловлен спецификой Башкортостана, в частности, этносоциальным составом населения, особенностями его территориального расселения и демографической динамики, значительной долей сельских жителей. По данным РИА «Рейтинг» в 2019 г. среди субъектов РФ Республика Башкортостан по индексу научно-технологического развития с результатом 51,39 заняла 14-ое место, пропустив вперед соседей Татарстан (67,36), Самарскую область (62,13), Пермский край (58,07), Свердловскую область (55,92). При оценке учитывались и показатели индекса человеческого развития, по которым мы за последние 30 лет скатились до уровня 90-х годов прошлого столетия.

Как видно, хотя республика и входит в число регионов с высоким индексом индустриального развития, сырьевая направленность экономики со значительным аграрным сектором, большая доля сельского населения, низкие темпы накопления человеческого капитала и его недостаточное качество снижают перспективы инновационного развития. Указанные выше факторы взаимосвязаны и тесно взаимодействуют, однако решающую роль в современных условиях играет человеческий фактор.

По этой причине мы полагаем, что указанные выше направления социально-культурной и производственной модернизации должны стать объектом и предметом исследования широкого круга наук. Гуманитарное составляющее этого процесса, как правило, имеет социокультурное и информационно-когнитивное измерения. При этом нельзя упускать из виду общественно-политические и социальные аспекты жизнедеятельности людей. Мы исходим из того, что в основе их поступков, поведения и активной деятельности лежат их ценности и убеждения, интересы и мотивы, которые в повседневной практике формируются под воздействием потребностей развития человека и общества, достижений науки и техники, конкуренции и иных способов взаимодействия, а их реализация осуществляется социальными институтами.


Человеческий ресурс современного общественного развития

В современных условиях особый интерес вызывает углубленное изучение категории «человеческий потенциал», ее структуры, функций и творческих способностей людей в процессе трудовой деятельности, социального взаимодействия и общественной практики. Отметим, что в западной научной литературе накоплен достаточно обширный опыт исследования личностных ресурсов производства в корпорациях. Достаточно назвать труды американского исследователя русского происхождения И.Ансоффа, А.Чандлера, Т.Питерса, Р.Уотермена, Дж.Нейсбита, Р.Абардина и многих других специалистов по производственному и стратегическому менеджменту, переводы которых на русский язык были представлены читателям в монографическом и обзорном виде еще в конце прошлого столетия. По данным исследований Всемирного банка, сегодня даже при высоком уровне техники и технологии производственная составляющая ВВП равна 18–20%, а остальные 80% напрямую зависят от качества человеческих ресурсов [7].

В отечественной научной литературе также достаточно широко изу­чаются различные аспекты управления возможностями и способностями людей на различных уровнях и видах деятельности.

Поскольку в общественных изменениях в России важную роль играло и играет государство и его структуры, особо подчеркнем важность изучения политико-властных трансформаций в регионах. Переход в Российской Федерации к демократии хотя и был осуществлен по западным моделям, но прямолинейной копии западного транзита не получилось. После долгих поисков, политических потрясений и социальных травм мы вернулись к привычным формам властных отношений, которые оказались в определенной степени эффективными в условиях нашего кризисного развития.

Исследования показывают, что основной интеллектуальной силой инновационно-технологической революции, носителем новых идей и ценностей на производстве становится слой людей, умеющих работать в глобальном потоке информации и на этой основе генерировать новые идеи, ценности и проекты. Формируется новая структура интеллигенции, в составе которой её значительная активная и предприимчивая часть определяет направления и темпы социальной динамики, оказывает решающее влияние на технологическую модернизацию. Другая часть служит сохранению и укреплению традиционных идей и ценностей. Указанные обстоятельства настоятельно требуют коренного изменения отношения к формам и методам обучения в учреждениях высшего и послевузовского образования, вопросам подготовки современных научных кадров.

Исследования также подтверждают вывод о том, что в рамках модернизационных процессов меняется специфика развития гуманитарных наук и технологий. Их суть отражается в следующих моментах:

– в широком смысле предметом познания остаётся сфера человеческой деятельности во всем ее многообразии;
– обретает приоритет ценностно-смысловая доминанта;
– исследования осуществляются при отсутствии универсальных общепризнанных парадигм;
– происходит тесное сближение и взаимодействие концептуально противоположных методологических подходов;
– усиливается ориентированность преимущественно на качественную сторону изучаемой деятельности [8].

Проектировать будущее, значит программировать активность и креативность

В результате междисциплинарного подхода еще в 70-х годах прошлого столетия академиком П.К.Анохиным были исследованы психофизиологические основы человеческой активности. На основе собственной теории функциональных систем ученый заложил основы построения модели, которая позволяет описать и объяснить процессы формирования потребности, мотивацию, программирование деятельности, поведения человека, направленных на достижение этапных и конечных результатов и постоянную оценку полученных результатов с помощью обратной связи. Стержень теории составляет механизм опережающего отражения, позволяющий разграничить активность в деятельности индивида от рефлексии, ориентирующей его не на цель, а на событие или внешнее воздействие [9].

Особую актуальность и научный интерес для понимания сущности человеческого капитала представляют попытки моделировать деятельность и поведение нашего современника, предпринятые представителями социальных наук и кибернетики. Основная идея исследования состоит в том, что в каждый текущий момент жизни индивида (время t) его эмоциональное состояние определяет хорошее настроение, основанное на успешности текущих дел. При этом было установлено, что поддержка такого состояния требует постоянного соотнесения текущего момента с дальним горизонтом (маленького t с большим T), проверки и оценки наличия у человека не только идей и ценностей, в целом смысла жизни (успешности, комфортности жизни, достаточности средств и разнообразия деятельности), но и ценностей и проектов, которые ожидают его в будущем. Отсутствие последних приводит к потере смысла жизни, что сопровождается постоянным эмоциональным дискомфортом. Текущее общение, смена обстановки и событий могут изменить настроения людей, позволяя забыть на время отсутствие смысла жизни. Но ненадолго, нужна постоянная коррекция деятельности на основе опережающего прогнозирования событий и ситуации [10].

Таким образом, только постоянное присутствие проекта будущего, ценностей и установок, связанных с обретением радости и счастья в дальнем горизонте возвращает человеку здравый смысл и хороший настрой. Новое прочтение функциональных основ целерациональной деятельности человека открывает путь к высоким информационным и гуманитарным технологиям, позволяет оказывать воздействие на сознание, поступки и деятельность:

1) в ходе первичной социализации детей и подростков в семье и детских дошкольных учреждениях;
2) в ходе личного доминирования юношей и девушек в школе, колледже и вузе;
3) через плотное взаимодействие и общение в коллективе, обществе и государстве;
4) через личную успешность на основе интегрированных видов социализации и адаптации – в зрелом, старшем и пожилом возрастах.

Предметами проектирования будущего Башкортостана могут быть не только улучшение личностных характеристик людей, трансформация структуры их ценностей и убеждений, смыслов жизни, но и планы коренного изменения представлений о реальном состоянии дел в тех или иных отраслях промышленности, экономики, территориальном развитии. Необходимо также в рамках этой работы создание новых представлений о возможностях и путях инновационного развития: создание на старопромышленных площадках и производствах современных структур технико-технологической модернизации, новых культурно-экономических зон, иннополисов, технопарков, быстрорастущих предприятий.

Также нуждается в изменениях деятельность генераторов и репродукторов перемен в основных институтах развития образования, культуры и искусства, публичном дискурсе (СМИ, ТВ и соцсети). Такой работе придало бы мощный импульс создание Центра высоких гуманитарных технологий в составе Института стратегических исследований АН РБ.

Учитывая, что в течение ряда последних лет в республике учёным – представителям социальных и гуманитарных наук не присуждались государственные премии РБ в области науки и техники, было бы целесообразным разделить номинации по направлениям социальной, гуманитарной, медицинской и естественных наук, увеличить количество разовых премий по каждому направлению до трех. Указанные меры стимулировали бы плодотворную текущую научно-исследовательскую деятельность и формирование качественного кадрового резерва в наших научных учреждениях и вузах.


Проблемные зоны гуманитарных наук

Их можно сгруппировать по нескольким крупным направлениям:
1. Проблемы развития самой гуманитарной науки как системы исследований широкого круга дисциплин. Сложившийся за последние годы определенный разрыв между уровнями технико-технологического и социально-гуманитарного развития требует создания системы государственной поддержки развития гуманитарных наук и исследований: исторических, философских, социологических, политологических, культурологических, литературоведческих, лингвистических, социально-психологических, социально-антропологических и т.д.

2. Проблема финансирования академических учреждений: снижение государственной поддержки и фактическое отсутствие коммерческих доходов. Утрата государственной научной сети и ее социально-гуманитарного сегмента привело к ликвидации возможностей перевода научного знания в технологии. С другой стороны, ни государственные органы и политические организации, ни хозяйственные субъекты на практике не заинтересованы в выработке и применении таких технологий, что лишает научные исследования целевого ориентирования и понижает и без того слабую научную мотивацию кадров. Вот уже в течение ряда лет не присуждаются государственные премии представителям социальных и гуманитарных наук.

Государственная финансовая поддержка социальных и гуманитарных наук должна осуществляться, прежде всего, из средств республиканского бюджета. Для этой цели в 1992 году и была создана Академия наук Респуб­лики Башкортостан. В последующие годы из-за отсутствия федерального финансирования естественных, медицинских и сельскохозяйственных наук АН РБ была вынуждена содержание большого количества институтов взять на свой бюджет.

В настоящее время Уфимский федеральный исследовательский центр РАН самостоятельно финансирует свои институты. Однако тематика исследований членов АН РБ, работающих в этих институтах, обеспечивается грантами на конкурсной основе за счет республиканской казны. В новых условиях есть необходимость хотя бы восстановить прежние объемы выделения средств и актуализировать тематику научных исследований в соответствии с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 г., утвержденной Указом Главы РБ 24.12.2019 г.

3. Поворот к изучению человека как личности и реализации его возможностей и способностей актуализирует проблему формирования новой информационной культуры и информационного образа жизни, которая касается ряда тем, связанных с использованием информационных ресурсов, средств информации, информационных технологий в различных сферах жизни общества.

4. Важными остаются гуманитарные аспекты технико-технологической модернизации производства, перехода к VI технологическому укладу, процессов кластеризации производств в городах и создания агломераций в центральном, южном, западном, северо-восточном и юго-восточном экономических зонах республики.

5. Тема изучения возможностей высоких гуманитарных технологий и их реализации в экономике, управлении, образовании, бизнесе, культуре и т.д. Необходимо усилить научные исследования в сферах демографии, народосбережения, здравоохранения, тесно увязывая теоретико-методологические основы исследований с современными достижениями информатизации и глобализации.

6. Анализ трансформации региональных политико-властных отношений, баланса полномочий между центром и регионом, поиск путей взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества с точки зрения науки снова становится актуальной. Повторяющиеся кризисы в экономике, связанные с падением мировых цен на энергоресурсы и глобальной пандемией ковид-19 диктуют изменения отношений к федерализму. Передача Президентом Российской Федерации в период пандемии ряда полномочий из исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ регионам позволила решать многие проблемы, связанные с функционированием отраслей экономики и жизнеобеспечения населения, организацией деятельности учреждений здравоохранения, общественного питания, образования, культуры и других сфер в сложившихся условиях.

7. Пристального внимания требуют исследования территориального развития, тема развития городов, кластеризации сельских промышленных и сельских предприятий. В условиях сужения плотности социального пространства в малых городах, поселках и селах нужны новые подходы, современные идеи и проекты, инициативы, предложения, позволяющие решить указанные проблемы. Задача гуманитарной науки – выйти на новый уровень поисков знаний, которые помогли бы комплексно и системно оценить состояние пространственного развития региона, предложить новые решения накопившихся проблем в городах и селах, включая перспективы развития г.Уфы.

8. Актуальными для гуманитарной науки являются проблемы, касающиеся этнических процессов, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, обеспечения гражданского мира и стабильности.

Таким образом, переход к информационному обществу коренным образом меняет отношение к человеческому ресурсу, его накоплению и использованию во всех сферах жизни, а гуманитарные знания и технологии становятся основным инструментом овладения новыми компетенциями и навыками, дают возможность оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию и выстраивать свою деятельность и поведение.

Создается принципиально иной формат взаимодействия людей в процессе труда, социальной и общественно-политической среде. Содействие саморегуляции и самоорганизации людей, преодоление нигилизма к гуманитарному развитию становится магистральной задачей в современной России.


Литература

1. Россия в условиях глобализации. Тезисы для обсуждения на IX Ассамблее СВОП. (Иноземцев В.Л., Караганов С.А., Никонов В.А. и др.).
2. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. – М.: Изд-во РАГС, 2010.
3. Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы (Сост. и отв. ред. Лапин Н.И.). – М., 2016. – 360 с.
4. Аюпов М.А. Республика Башкортостан: актуальные вопросы современного развития (политико-правовой аспект). Том I. – Уфа, 2016. – 549 с.
5. Евстафьева Ю.В. Проблемы развертывания системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации. // Государственное управление. Электронный вестник МГУ. – Выпуск №75. – Август 2019 г.
6. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. – Уфа, 2016. – 159 с.
7. Социальная политика. Учебник под общей ред. д.э.н. проф. Н.А.Волгина. – М., 2004. – С.563.
8. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. – Ростов-на-Дону, 2005. – 320 с.
9. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. – М., 1978. – С.399.
10. Цыганов В.В., Шульц В.Л. Высокие гуманитарные технологии в политической системе общества. // Социологические исследования. 2012. – №8. – С.85–93.

Читайте нас: