Деревни Старый Тамьян и Новый Тамьян
Исследователи Б.А.Азнабаев и И.Р.Габдуллин пишут: «Нанятые на службу степные воители жаловались поместьями с ясачным крестьянским населением в непосредственной близости от Казани. Кроме того, они же владели и вотчинами на границах Казанского ханства и Ногайской Орды. Видимо, этим можно объяснить наличие «ицких» волостей в бассейне р.Ик: Айлинской, Бурзянской, Кыпчакской, Мингской, Табынской, Тамьянской (а также Гайнинской, Сынгрянской, Тангаурской, Шуранской, Терсяцкой, Иректинской, Курпеч-Табынской. – Авт.) и др., территориально оторванных от основного ядра материнских волостей Ногайской Башкирии» [1].
После присоединения Башкирии к Московскому царству перечисленные тарханские волости продолжали свое существование. В «Росписи аманатам, кто ныне в Мензелинске и кому на их место быть на Уфу в аманатах (заложниках), и то писати в сей росписи» за 1664 г. перечисляются дороги, волости и деревни, и вот по Казанской дороге среди Икских (по р. Ик) волостей имеются Тамьянская волость и д.Тамьян; вместо ее жителя Ксючки Абыза Юлаева, находящегося
в Мензелинске заложником, «быть в ево место Кизану тархану или
Кубекееву или Ксюку брату» [2].
Всероссийская сельскохозяйственная перепись населения 1917 г. обнаружила Старо-Тамьяново 154-хдворным поселением, где жили 848 башкир. Однако перепись 1920 г. зафиксировала в СтароТамьяново при 149 дворах 809 жителей, записанных татарами, а еще в двух дворах проживали 8 русских.
Тамьянская волость находилась по р.Ик [3]. В ходе подавления башкирского восстания 1735–1740 гг., одним из предводителей которого был глава Тамьянской волости Акай Кусюмов, икские тамьянцы понесли огромные потери. В результате чего их волость исчезает, а деревни тамьянских башкир входят в состав других башкирских волостей – Еланской, Иректинской, Мингской. После указанных событий 30–40-х гг. XVIII в. Тамьянская волость по р.Ик исчезла с карты края. Но зато оставалась Старая Тамьянская волость в верховьях р.Дема (Миякинский район).
Сел с таким названием было немало: одно на территории современного Шаранского района, три – в Миякинском районе, одно в Асекеевском районе Оренбургской области. Жители этих поселений – башкиры, с исчезновением Тамьянской волости лишенные вотчинного, т.е. владельческого, права на землю. Так было и с башкирами д.Тамьяново нынешнего Шаранского района. Они были припущенниками кыр-еланцев.
Расположенное на р.Сюнь Шаранского района поселение под названием Старый Тамьян ясно указывает на происхождение его коренных жителей – башкиры рода Тамьян. В 1797 г. в д.Тамьян была припущена группа тептярей [4]. X ревизия населения (1859 г.) взяла на учет в этой деревне 347 башкир (165 душ м.п. и 182 души ж.п.) при 17 дворах [5]. Согласно метрическим книгам, в 1893 г. в Старом Тамьяне родился 31 ребенок (16 м.п., 15 ж.п.), все отцы которых, кроме двух человек (1 солдат и 1 без указания идентичности), назвали себя башкирами [6].
Проведенная в течение 1912–1913 гг. подворная перепись населения показала в д.Старо-Тамьяново 138 хозяйств, где числились 752 жителя тептяра [7]. Всероссийская сельскохозяйственная перепись населения 1917 г. обнаружила Старо-Тамьяново 154-дворным поселением, где жили 848 башкир [8]. Однако перепись 1920 г. зафиксировала в СтароТамьяново при 149 дворах 809 жителей, записанных татарами, а еще в двух дворах проживали 8 русских [9]. Как отмечают местные краеведы: «В переписях 1920–1989 гг. жители деревни учитывались как татары, что не соответствует действительности. Лишь перепись 2002 г. показала и башкир (83%), и татар» [10].
Башкирская идентичность во второй половине XIX – начале XX вв. преобладала и среди жителей соседней д.Новый Тамьян (Чуваш-Тамьян). Приводимые профессором А.З.Асфандияровым сведения о чувашском происхождении жителей не находят подтверждения в материалах ревизий населения, метрических книг, сельскохозяйственной переписи 1917 г. [11]. Возможно, его мнение сформировалось на основе неверных источников, которые нам неизвестны. Что касается названия аула Чуваш-Тамьян, то оно, как можно полагать, происходит от антропонима Чуваш и этнонима Тамьян. Как известно, одного из сыновей знаменитого башкирского батыра и тархана Тамьянской волости на р.Ик Кусюма Тулекеева звали Чувашем – довольно распространенным в XVII–XVIII вв. башкирским именем. Не исключено, что название селения Чуваш-Тамьян происходит от его имени.
Все имеющиеся ревизии говорят о мусульманском вероисповедании его жителей, поэтому среди последних была довольно распространена полигамия. Так, по ревизии 1859 г. двоеженцами были 41-летний Габдрафик Габдулнасыров (жены Гафира Таминдарова, 43 года, и Бибизагифа Валишина, 34 года), 61-летний Мухаметша Нигаметуллин (жены Мульхия Култа[зи]ева, 70 лет, и Хабибьямал Рафикова, 55 лет), 46-летний Мухаметшариф Айдакаев (жены Гадильбану Мухаметрахимова, 44 года, и Фатима Муфаззалова, 24 года), 61-летний Фахрутдин Бакиев (жены Асхабъямал Сапарова, 40 лет, и Шамсизиган Фаткуллина, 36 лет) и его брат 59-летний указной мулла Гиматидин Бакиев (его жены [Латифа] Габидуллина, 44 года, и [….Асманова], 25 лет), 45-летний Мухаметхасян Сыртланбеков (жены Минлизада Мухаметшарифова, 45 лет, и Шагида Хисамутдинова, 29 лет), 66-летний Шаймухамет Салим-Евгаров (жены Махубъямал Рахматуллина, 54 года, и Газиза Хамидуллина, 41 год).
По деревне Чуваш-Тамьяновой сохранились материалы ревизии 1795 г. [12]. В период с V (1795 г.) по VIII (1834 г.) ревизии включительно, жители деревни учитывались просто как тептяри. Так, материалы ревизии 1811 г. содержат сведения о проживавших здесь при 23 дворах 122 душах обоего пола тептярах [13]. Ревизия 1816 г. обнаружила деревню уже 39-дворной, в которых проживало 121 мужчина и 124 женщины [14]. Так же и ревизия 1834 г. обнаружила здесь 39 дворов, в них проживал 401 тептяр (191 душа м.п. и 210 душ ж.п.) [15]. X ревизская сказка (1859 г.) взяла на учет 328 жителей, которые названы «из тептяр башкирцами» [16]. После упразднения в 1865 г. Башкирского войска и отмены тептярского сословия жителям Чуваш-Тамьяна уже ничего не мешало проявлять свою настоящую этническую идентичность. Учет населения 1870 г. обнаружил 395 башкир, в тот период здесь действовала мечеть и при ней религиозное учебное заведение («училище») [17].
Всероссийская перепись населения 1917 г. учла в Чуваш-Тамьяново 151 двор, в которых проживали 825 башкир (новобашкир). Перепись населения 1920 г. учла в д.Чуваш-Тамьяново 148 дворов, а его жители (835 чел.) ошибочно были учтены как татары [18]. Данный вывод подтверждают также метрические книги Оренбургского духовного магометанского собрания (ОДМС): в 1893 г. в д.Чуваш-Тамьян родился 31 ребенок (18 м.п., 13 ж.п.), все отцы которых, кроме трех человек (двух солдат и одного не определившегося), назвали себя «башкирами из тептярей» [19]. Всесоюзная перепись населения 1989 г. учла здесь 245 жителей [20]; Всероссийская перепись населения 2010 г. – 173 жителя [21].
Деревня Барсуково находится при одноименном ручье в долине реки Сюнь и является поселением припущенников из числа башкир рода Тамьян и тептярей из числа ясачных татар. В деревне не было представителей башкир-вотчинников Кыргызской волости. Время первого припуска как башкир, так и ясачных татар неизвестно. Но известно, что здесь по III ревизии 1762 г. зафиксировано 30 душ ясачных татар мужского пола [22]. В 1783 г. ясачные татары стали числиться тептярями, но их число сократилось до 19 мужчин и 16 женщин [23]. По договорному письму от 10 июля 1783 г. на вотчинную землю Кыргызской волости были припущены башкиры Тамьянской волости Стерлитамакского уезда. От имени 6 семей договор получил тамьянец Даут Бикметов «с товарыщи». Они получили возможность владеть землей и строиться домами. По этому же договору была припущена другая группа ясачных татар [24]. Их было также 6 семей. К V ревизии 1795 г. в Барсуково зафиксированы башкиры-припущенники (59 чел. при 8 домах) и тептяри (44 чел. при 4 дворах). Как бы то ни было, многие татары оставили деревню по истечении срока договора, рассчитанного на 8–12 лет, поэтому их численность между III и IV ревизиями сильно уменьшилась.
По договорному письму от 10 июля 1783 г. на вотчинную землю Кыргызской волости были припущены башкиры Тамьянской волости Стерлитамакского уезда. От имени 6 семей договор получил тамьянец Даут Бикметов «с товарыщи». Они получили возможность владеть землей и строиться домами.
О дальнейшем развитии деревни и этническом составе ее жителей приводим следующие сведения. VII ревизия (1816 г.) обнаружила в деревне при 14 дворах 91 башкира (50 душ м.п. и 41 душа ж.п.) [25] и при 12 дворах 58 тептярей [26]. По материалам указанной ревизии в башкирской части деревни полигамный брак практиковал 57-летний Сейфульмулюк Фейзуллин (жены 49 и 35 лет), 46-летний Мухаметрахим Фейзуллин (жены 55 и 25 лет), 28-летний Кагир Рафиков (жены 40 и 20 лет). Еще интересный факт: 63-летний Абдулла Даутов был старше своей жены Мархубы на 33 года, при этом жена его 28-летнего сына Абдулвахида была старше свекрови на 5 лет.
VIII ревизия (1834 г.) насчитала в Барсуково 146 башкир при 25 дворах [27] и 70 тептярей при 12 дворах [28].
X ревизия (1859 г.) взяла на учет в д.Барсуково ХХ Башкирского кантона 358 жителей (165 душ м.п. и 193 души ж.п.): 262 башкира проживали в 25 дворах, в том числе прибывшая сюда в 1854 г. из д.«Байрака тюбы Давлетбаевой» семья указного муллы из башкир Нигаметуллы Сейфульмулюкова. 96 тептярей были учтены в 11 дворах, в том числе прибывшая незадолго до этой ревизии одна тептярская семья из д.Аднагулово [29].
Подворная перепись 1912–1913 гг. обнаружила в д.Барсуково Заитовской волости 875 жителей (458 душ м.п. и 417 душ ж.п.) – башкир в сословии припущенников, им принадлежало 159 хозяйств [30]. По уточненным сведениям М.Роднова по материалам советской переписи 1920 г. деревня в тот период имела следующий состав жителей: 754 башкира проживали в 146 дворах и в одном дворе было учтено 8 белорусов [31].
Этнический состав населения д.Барсуково уточняют метрические книги Оренбургского духовного магометанского собрания (ОДМС). В 1893 г. в указанном селении родилось 40 детей (20 м.п., 20 ж.п.), отцы которых следующим образом выразили свою идентичность: 27 чел. назвали себя башкирами, 8 – тептяро-башкирами, 1 – крестьянином из Бугульминского уезда, 1 – ясашным из д.Зириклы, 1 – отставным солдатом из д.Зириклы, 1 – указным муллой, 1 – жителем д.Сынгряново Куручевской волости [32].
Всесоюзная перепись населения 1989 г. учла здесь 306 жителей; Всероссийская перепись населения 2010 г. – 269 жителей.
2. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч.1. – М.; Л., 1936. – С.192.
4. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф.2. Оп.1. Д.4619.
5. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.731в. Л.593–614.
6. Там же. Ф.И-295. Оп.9. Д.781. Кн.205.
7. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Печать», 1914. С.1636–1637 [Электронный ресурс].:
https://dlib.rsl.ru/viewer/01004180561#?page=626). (далее Подворная перепись 1912–1913 гг.).
8. Здесь и далее численность жителей и дворов по ревизии 1795 г. и Всероссийской переписи населения 1917 г. берутся из книги: Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. – Уфа: Китап, 2001.
9. Роднов М.И. Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 года: этнический состав. – М.: ИЭА РАН, 2009 г. – С.87.
10. Край родной, навек любимый. Муниципальный район Шаранский район Республики Башкортостан. Энциклопедическое издание по истории района (авт-сост. Миннигалиев Н.Х.). – Уфа: «Мир печати», 2011 (далее – Край родной). – С.31.
11. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. – Уфа: Китап, 2009. – С.242.
12. НА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.34. Л.387–395.
13. Там же. Д.97. Л.59–63.
14. Там же. Д.154. Л.349–360.
15. Там же. Д.511. Л.733–750.
16. Там же. Д.734. Л.300–321.
17. Населенные пункты Башкортостана. Ч.I. Уфимская губерния, 1877. – Уфа: Китап, 2002. – С.202.
18. Роднов М.И. Указ. соч. – С.87.
19. НА РБ. Ф.И-295. Оп.9. Д.781. Кн.209.
20. Здесь и далее сведения по переписи 1989 г. даны по справочнику: Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан. – Уфа:
Издательство «Башбланкиздат», Уфимский полиграфкомбинат, 1999 г. (информация по Шаранскому району на стр.333–338).
21. Сведения взяты из книги: Численность и размещение населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. – Уфа, 2013.
22. Центральный государственный архив древних актов. Ф.350. Оп.1–3. Д.3791. Л.509.
23. НА РБ. Ф.И-138. Оп.2. Д.34. Л.29.
24. Там же. Ф.172. Оп.1. Д.18. Л.4.
25. Там же. Ф.И-138. Оп.2. Д.151. Л.78–80.
26. Там же. Д.154. Л.616–620.
27. Там же. Д.520. Л.495–505.
28. Там же. Д.510. Л.345–348.
29. Там же. Д.732. Л.94–114.
30. Подворная перепись 1912–1913 гг. – С.1548–1549.
31. Роднов М.И. Указ.соч. – С.62.
32. НА РБ. Ф.И-295. Оп.9. Д.779. Кн.318
Фото: zen.yandex.ru/husainov