Этот бездонный синий купол с лебедиными перьями облаков увидел Владимир Павлович однажды, когда он опрокинулся на него, лежащего на земле, израненного, страдающего от невыносимой боли. От неба струился свет жизни и так напоминал лазурные краски над родным Приуральем, где прошли его детство и юность.
1943 год, год самых яростных битв Великой Отечественной войны. Пустарнакову выпала судьба служить в «матушке-пехоте». Гвардии лейтенант 92-го Гвардейского стрелкового полка Степного 2-го Украинского фронта, он командовал пулемётным взводом. Не раз держал с ним оборону на передовой от Воронежа до Кременчуга. Стойко держалась пехота, теряя бойцов; уцелевшие отходили на переформирование и вновь – в бой. Его батальон за двое суток потерял двести человек. Два раза форсировали Днепр под жестоким обстрелом противника. На третий раз удалось закрепиться на стратегической высоте. В районе деревни Недайвода Владимир Павлович получил тяжёлое ранение: осколком пробило лёгкое. Он прошёл несколько госпиталей, но выжил и даже встал в строй. В 1945 году был приписан к Ульяновской учебной дивизии, где формировались новые маршевые роты. Уже готовы были выступить, но наступил май 1945 года.
Детство В.П.Пустарнакова прошло на юге Башкирии, в городе Мелеузе. Здесь он окончил школу. В 14 лет участвовал в олимпиаде детского творчества в Уфе и тогда же впервые побывал в художественном музее. Под воздействием незабываемых впечатлений стал писать «картины», подражая Саврасову, Шишкину. С юных лет у него была мечта – стать художником. В июне 1941 года он поехал в Уфу поступать в техникум искусств, прошёл собеседование и был допущен к экзаменам, но с июля началась допризывная подготовка. В феврале 1942 года его призвали в армию. После окончания Гурьевского военно-пехотного училища получил звание лейтенанта и был направлен в действующую армию.
Закончилась война… Владимиру Павловичу всего двадцать один год. Как построить свою жизнь дальше? После демобилизации в 1946 году он поступил на двухгодичные курсы, организованные Комитетом по делам искусств при Московской средней художественной школе, в группу фронтовиков. Опытные педагоги М.В.Добросердов и А.О.Барщ старались дать ученикам за этот небольшой срок знания основ академической школы рисунка и живописи. Большую роль в его профессиональном формировании сыграло также знакомство с шедеврами русского, зарубежного искусства в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Они стали для него не только прекрасной школой профессионального мастерства, но, как говорил сам живописец, помогли понять ту высокую миссию и ответственность, которые лежат на художнике, несущем зрителю свои мысли и чувства.
В 1948 году Владимир Павлович вернулся в Уфу, работал учителем рисования в школах, самостоятельно занимался рисунком и живописью. Сохранились ранние работы художника – портреты матери (1947 г.), отца (1950 г.), «Автопортрет» (1949 г.). В последнем – аскетический цветовой фон и облик молодого человека в выгоревшей гимнастёрке выявляют напряжённое внутреннее состояние художника. Жадно всматривается он в мир, серьёзно осмысливая жизнь и своё призвание.
Призванием этим была живопись. Коллекцию Башкирского художественного музея имени М.В.Нестерова украшает множество полотен мастера, и главные среди них те, в которых воплощена его память о войне. Она жила в сознании художника всю жизнь, пережитое хотелось выразить в картинах. В 1947 году он выполнил эскиз картины «Пулемётная рота», но само полотно было написано гораздо позже – в 1974 году. «Почувствовал себя готовым рассказать обо всём прошедшем, смог писать о своих товарищах по фронту спустя двадцать лет после Победы», – писал в одной из своих статей Владимир Павлович. Нужно было время для того, чтобы всё выстраданное вызрело в художественное решение, нужен был профессиональный опыт для создания большого полотна. Это монументальное полотно – одно из центральных в творчестве живописца.
…Выжженная зноем, израненная воронками степь. По пыльной дороге идут бойцы пулемётной роты, неся на плечах автоматы, станковые пулемёты. Чувствуется, что ими пройден уже долгий и опасный путь, конца которого пока не видно – он уходит за пределы картины. Равнина усеяна разбитыми фашистскими танками, орудиями, по небу летят самолёты, поддерживая наступление пехоты. Солдаты идут единым ритмом, шаг в шаг – молодые и немолодые бойцы. На них одинаковая выгоревшая форма, да и их суровые, обветренные лица похожи. Объединило людей, сделало их единым целым стремление победоносно окончить этот мучительный, долгий путь. Оно вдохнуло в них ту силу, которая необоримо движет бойцами.
В.П.Пустарнаков избегал ложных чувств и решений. Он говорил, что солдаты переднего края, среди которых был и он, не говорили об испытаниях, не было и высоких слов. Была необходимость трудной фронтовой работы, которую бойцы выполняли честно и до конца. Именно об этом автор в картине говорит собранно, искренне, придавая ей высокое духовное, нравственное звучание. Её выразительность определяет также цельность композиционного и колористического решения. Ритмические повторы, сдержанность цвета с преобладанием охристой гаммы, строгий рисунок – всё во имя выявления идеи полотна. Глядя на него, не задумываешься, каким мазком написано, какова его фактура – настолько сильное эмоциональное впечатление оно производит благодаря своей удивительной художественной цельности. У «Пулемётной роты» богатая творческая судьба. Она с большим успехом экспонировалась на всесоюзной, всероссийской, зональных выставках, и сотрудникам Художественного музея им. М.В.Нестерова пришлось преодолеть определённую конкуренцию для того, чтобы она попала в его коллекцию.
А другое эпическое полотно Владимира Павловича о войне «Передний край обороны» (1985 г.) ушло в собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Оно по содержанию во многом созвучно с «Пулемётной ротой». Та же степь, выжженная зноем, израненная воронками и окопами, в которых остались в живых лишь несколько солдат. Они до последнего держат оборону на своём рубеже.
Другая драматическая картина войны предстаёт в работе мастера «Прифронтовой эвакогоспиталь» (1985 г.). Она также автобиографична. В ней всё пронизано болью и страданием: в коридоре госпиталя вдоль стен сидят солдаты с перевязанными ранами, санитары несут на носилках тяжелораненого. А в операционной врачи спасают жизнь другого бойца. За окнами госпиталя видны разрушенные городские дома, санитарная машина, доставившая сюда с поля боя раненых. Автор акцентирует внимание на том, что всё здесь происходит по-деловому, без суеты. Каждый чётко выполняет своё дело, а раненые терпеливо и мужественно переносят боль. Только человек, прошедший и победивший подобные трудности, мог написать такую картину, которая потрясает своей достоверностью. За этой достоверностью стоит глубина обобщающей идеи автора, раскрывающего огромную нравственную силу, достоинство русского солдата.
В летопись событий Великой Отечественной войны, созданную Владимиром Павловичем, органично входит и картина «Весна 1945 года» (1989 г.), повествующая о радостном событии. В родной дом вернулся с фронта солдат, здесь его радостно встречают отец и мать. Автор дает героям яркие характеристики. С чувством выполненного долга, высокий и бравый, стоит перед родителями солдат. Отец с гордостью смотрит на сына, который защитил отчий дом. Мать с исстрадавшимся, измученным лицом радостно всплеснула руками, она внимательно вглядывается в сына, ещё не веря своим глазам. Каждый раз, глядя на работы живописца, поражаешься их безыскусной простоте и искренней правдивости. Надо видеть, как досконально точно художник воспроизводит бытовую обстановку тех лет, и это усиливает эмоциональную выразительность произведения.
«1943-й год». 1963 г.
Как и другим художникам его поколения, Владимиру Павловичу была близка также тема мирной жизни, которую они отстояли высокой ценой. Эта тема нашла воплощение в серии великолепных пейзажных полотен мастера, в которых одним из главных «действующих лиц» является небо – высокое, звонко-голубое, с белыми облаками, легко парящими над холмами. Тот свет надежды, жизни, посланный ему небесами в самую трудную минуту 1943 года, нашёл отражение в поэтической памяти художника, воплотившись в живописных работах.
Космические просторы неба В.П.Пустарнаков изображает во всех своих пейзажах. Оно расширяет композиционные и смысловые рамки его полотен, придавая им вселенское звучание. Композиция его работ «Долина Агидели» (1962 г.), «Пастбище» (1967 г.),«Полдень» (1979 г.), «Пойма» (1995 г.) построена так, будто открывается взгляд на природу с высоты птичьего полёта. В них – широкие просторы холмов и долин, плавно струящихся рек, внимательно нарисованные непременные сценки бытия и, конечно, огромный простор неба. Значимость мира, земной красоты утверждает художник в лучезарных, просветлённых пейзажах. Гармония жизни природы и человека – основной лейтмотив этих работ, открывающих эпические картины мироздания. Их мелодия, воплощающая безграничную любовь автора к жизни, Отечеству озвучена тщательным рисунком, гармонией плавных линий, чистых и светлых красок, нанесённых тонкой, неспешной кистью.
Интересный момент о Владимире Павловиче в своё время рассказал мне народный художник Башкортостана Павел Петрович Салмасов. Однажды с Борисом Дмитриевичем Фузеевым они решили зайти в мастерскую Пустарнакова, поздравить его с праздником Победы, посмотреть новые работы. Подходя к двери мастерской, услышали, что он поёт тихо, вполголоса песню Окуджавы: «…И значит, нам нужна одна Победа, одна на всех – мы за ценой не постоим». Когда зашли, увидели, что на мольберте стоит холст, который он пишет у окна своей мастерской на тринадцатом этаже, откуда открывается широкий вид на реку Белую, безбрежные голубые дали, осенённые высоким небом. Этот пейзаж теперь также находится в собрании Уфимского художественного музея и называется он «Пойма» (1995 г.). Вот так с неизбывной памятью о войне мастер писал свои картины о мире – жизнеутверждающие, исполненные величавого покоя и светлой поэзии.
«Пулеметная рота». 1977 г.
Представление о художнике, как личности многогранной, способной чутко улавливать красоту окружающего мира, замечательно дополняют его натюрморты. С большой любовью писал В.П.Пустарнаков их в те минуты отдохновения, когда не работал над большими полотнами. Изображённый в них предметный мир всегда несёт духовную содержательность, мастер умело играет выразительностью линии, цвета, достигая эстетизма их звучания. Ему нравилось писать белое на белом, достигая тончайшей тональной разработки, или, напротив, выявлять игру цветовых контрастов. Строгая завершённость натюрмортов – в гармонии с внутренним миром автора, человека душевной цельности и благородства.