Раиса Баймурзина родилась в небольшом сибирском городе Черемхово, куда в 1931 году на спецпоселение отправили ее деда Гумара Габдельфаттаховича, служившего муллой в деревне Юлук Баймакского района. После его расстрела, отцу Абдулхаю в 16 лет пришлось пойти работать на шахту, чтобы поднять на ноги своих четырех младших сестер – Мауа, Мазуну, Зайнаб и Рашиду.
Детство и юность Раисы прошли в Магнитогорске, куда семья смогла перебраться, когда ей было четыре года. Здесь же в 1976 году она окончила индустриально-педагогический техникум, получив сразу две специальности – мастера производственного обучения и балетмейстера, потому как здесь же отучилась еще и на хореографическом отделении факультета общественных профессий. Трудовую деятельность начала инженером-конструктором в Магнитогорском районном производственном объединении по техническому обеспечению сельского хозяйства.
Любовь к национальной музыке она унаследовала от родителей.
– Отец хорошо играл на гармони, мама очень красиво пела. В ее репертуаре было около 200 песен, среди которых особое место занимала башкирская народная песня «Азамат». С семи лет я и сама выступала в школьной самодеятельности, – рассказывает Раиса.
Именно эти обстоятельства привели молодого специалиста в вокальный ансамбль «Йәшлек» при Дворце культуры строителей им.Мамина-Сибиряка, где она по совместительству устроилась работать балетмейстером. Она создала здесь еще и танцевальную группу, которая через три месяца одержала победу в областном конкурсе художественной самодеятельности. Сам ансамбль, теперь уже вокально-танцевальный, в 1980 году был удостоен звания «Народный коллектив». Стоит упомянуть, что многие его участники впоследствии состоялись как профессионалы. Среди них, например, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Фатих Хуснутдинов, работавший директором Сибайской филармонии, драматург Гафур Каюмов, чьи пьесы ставились в Уфе, Казани и других городах.
Ряды танцоров постоянно пополнялись за счет ребят, приехавших на учебу из башкирского Зауралья, что, безусловно, добавляло коллективу свой особый колорит. С целью изучения танцевального фольклора ансамбль регулярно выезжал в ближайшие районы соседней Башкирии, а однажды стал участником сабантуя в Абзелиловском районе. Тогда фото еще совсем юной Раисы, сидящей верхом на коне, попало на обложку журнала «Сельская жизнь». Когда же были выделены средства на приобретение новых костюмов для ансамбля, его руководитель, композитор Рафаил Бакиров лично поехал за ними на фабрику пошива национальной одежды в Уфу, откуда привез два чемодана полного комплекта.
Таким образом, все складывалось как нельзя лучше, но из-за тяжелого заболевания матери семья в надежде поправить ее здоровье переехала в Ташкент. Выбор нового места жительства не был случайным – врачи настоятельно рекомендовали обеспечить больной теплый сухой климат. К тому же, в 1966–1971 годах отец Раисы, Абдулхай Гумарович, строитель-огнеупорщик из Магнитогорска, работал мастером бригады ПО «Таштепломонтаж», участвуя в восстановлении столицы Узбекистана, пострадавшей от разрушительного землетрясения 1966 года. Домочадцы тогда часто навещали его, а также других ташкентских родственников, поселившихся здесь раньше.
Летом 1980 года, отдыхая у них в очередной раз, Раиса помогла с постановкой танцев семейному татаро-башкирскому ансамблю «Ялкын» в Доме культуры Чиланзарского района. Ее старания были оценены, и, спустя год, последовало приглашение на постоянную работу с предоставлением жилья – новой квартиры. Так, «хлебный» город стал для нее родным.
– Поначалу я посещала ансамбль «Ялкын». В его составе в 1982 году участвовала в большом интернациональном концерте, проходившем в живописной местности Чимган, среди заснеженных гор. Перед зрителями выступила с башкирским танцем в костюме, сшитом собственноручно, – вспоминает она. – Однако после смерти руководителя Марса Низамова ансамбль распался. В 1985 году я перешла работать во Дворец культуры авиастроителей, где создала татаро-башкирский театр эстрады «Дуслык», в 1991 году преобразованный в одноименное татаро-башкирское творческое объединение. В его концертных программах со временем появились вокально-хореографические зарисовки, литературно-музыкальные композиции, народные и современные башкирские, татарские танцы и песни.
Самобытному коллективу «Дуслыка» в 1989 году присвоили почетное звание «народного», а его руководитель удостоился нагрудных знаков Министерства культуры Узбекской ССР «за достижения в искусстве и самодеятельном творчестве». Этому способствовал и личный профессиональный рост самой Раисы Абдулхаевны: в том же году она заочно окончила режиссерское отделение Ташкентского государственного института культуры им.А.Кадыри, где ее преподавателем был будущий министр культуры Узбекистана Бахтияр Сайфуллаев.
Творческий коллектив объединения, обладавший ярким национальным колоритом и широким сценическим репертуаром, выступал с концертами на лучших площадках города, среди которых – Государственный академический большой театр им.Алишера Навои, театр оперетты, драматический театр им.А.Хидоятова, Дворец Дружбы народов (ныне – «Истиклол»), Дворец искусств «Туркистон» и другие. Их нередко приглашали для участия и в официальных мероприятиях, в том числе приуроченных к Дню независимости Узбекистана, Дню Конституции Республики, весеннему празднику Навруз.
Татаро-башкирское творческое объединение «Дуслык» и его художественного руководителя хорошо знают не только в Узбекистане. Коллектив побывал с концертами в Башкортостане и Татарстане, а незадолго до распада СССР гастролировал в Латвии. Это были обменные концерты в Риге и Сигулде, где ташкентцы исполнили башкирские танцы – лирический и «Танец охотника». В ответ в столицу Узбекистана приезжал ансамбль танца из г.Сигулда.
В 1989 году на базе «Дуслыка» Раиса Баймурзина создала первый в Ташкенте детский вокально-хореографический ансамбль, в котором ребята обучались не только народным песням и танцам, но и родному языку. По ее инициативе были организованы первые выставки татарских и башкирских художников Узбекистана. Еще одним хорошим способом единения представителей татаро-башкирской диаспоры стали вечера отдыха «Аулаҡ өй», проводимые во Дворце культуры авиастроителей почти еженедельно. На одном из таких вечеров, приуроченных памяти А.-З.Валиди, участвовала его дочь Исянбика Тоган, приезжавшая в Ташкент по приглашению посольства Турции.
Благодаря общим целям и задачам по возрождению и развитию родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев Раиса Баймурзина и ее коллектив тесно сотрудничали с общественными объединениями татар и башкир Ташкента, созданными на заре независимости республики. Некоторое время Раиса Абдулхаевна даже руководила местным татарским культурно-просветительным центром, а перейдя в 2016 г. в башкирский общественно-культурный центр им. А.-З.Валиди, была избрана заместителем председателя по культуре. Совместно было организовано множество театрализованных мероприятий: фестиваль татаро-башкирского народного творчества, конкурс национальной песни «Шарык юлдызы» («Звезда востока»), фестиваль «Мелодия дружбы и единства», Дни Республики Башкортостан и гала-концерты в ходе Дней башкирской культуры в Узбекистане, творческие вечера, посвящённые Салавату Юлаеву и Мустаю Кариму.
Раиса Абдулхаевна много лет трудилась режиссером-постановщиком и ведущей городских сабантуев, включая самый первый, состоявшийся в 1990 году. Как правило, проведение популярного башкиро-татарского народного праздника в Ташкенте приходится на время экстремально жарких погодных условий, когда температура воздуха на солнце превышает +50. Один год, простояв на сцене весь день, она даже получила ожог сетчатки глаз…
За эти годы несколько раз менялся состав «Дуслыка», давшего «крылья» многим известным артистам. В их числе – саксофонист Камиль Латыпов, исполнители Регина Гатиатуллина (г.Москва), Руслан Боходур, Сария Зиннатова (г.Казань), Марьям Бухарова, Римма Гизатуллина, Альфия Абдурахманова (г.Ташкент).
Благодаря организаторским способностям и неуемной энергии своего руководителя, «Дуслык» неоднократно становился победителем различных фестивалей и конкурсов. Его солист Равшан Ходжаков в 2015 году был удостоен диплома международного конкурса башкирской и татарской песни «Идель», проходившего в Уфе. В 2017-м с вокально-хореографической композицией «Гульназира» коллектив стал лауреатом фестиваля «Узбекистан – наш общий дом», посвященного 25-летию Республиканского интернационального культурного центра, за что из бюджета республики получил средства на пошив новых костюмов.
Сегодня в работе творческого объединения активно участвуют Лия Бекмухаметова, Назария Ходжанова, Ильдар Ильясов, Дина Касымова, Регина Фахрутдинова, Абдулла Волков и другие молодые солисты. Радуют искусством исполнения башкирских и татарских песен вокальный квартет в составе Зании Набиевой, Рамили Даукаевой, Гульфии Раяновой и Галии Галиакбаровой. Все эти годы Раисе Баймурзиной в решении многих организационных вопросов помогает ее сестра Фануза Абдулхаевна.
Давней поклонницей «Дуслыка» является Альфия Фазлутдинова, педагог в прошлом, неоднократно освещавшая его успехи в СМИ. Ее сын Шавкат Айнетдинов – лауреат международного конкурса. Корни этой семьи происходят из той же деревни, что и Баймурзиных.
Раиса Абдулхаевна вносит большой вклад в сохранение традиционной культуры башкирского и татарского народов, популяризацию их национального искусства в Узбекистане и, безусловно, развитие дружественных связей с Россией. Признанием ее заслуг в этом деле стало присвоение почетных званий заслуженного работника культуры Татарстана (1997 г.) и Башкортостана (2018 г.). Указом Президента И.А.Каримова она награждена орденом «Дустлик» (государственная награда Республики Узбекистан). Ее добросовестный труд на ниве культуры и активное участие в общественной жизни отмечались почетными грамотами Минкультуры Узбекистана, Представительства Россотрудничества в Узбекистане, Российского Фонда мира, медалью «Ал да нур сәс халҡыңа» Исполкома Всемирного курултая башкир.
Однако она и не думает останавливаться на достигнутом, по-прежнему ищет новые формы работы. Во время пандемии не привыкшая сидеть без дела наша землячка освоила новое интересное занятие – изготовление национальных украшений из металла, камней и бус, а также пошив национальных костюмов для кукол.
С недавних пор творческое объединение «Дуслык» работает непосредственно при комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете министров Республики Узбекистан. Включив в свой репертуар новые башкирские, татарские, узбекские и русские песни и танцы, «Дуслык» не только продолжает обогащать культурную палитру многонационального Узбекистана своим многогранным талантом, но и сам является замечательным символом дружбы народов.