Подвыпивший мужичок, почтительно пожав руку Сергею Боталову, спросил:
— Вы землеустроители?
— Почти, — с улыбкой ответил Сергей Геннадьевич.
Дербишевцу и в голову не пришло, что у магазина «Радуга» он столкнулся с доктором исторических наук, профессором, знающим все археологические тайны не только аргаяшского края, но и Южного Урала. Или почти все. А свела нас на центральной улице деревни Дербишева сакская жрица.
...Ее положили головой на запад, голову приподняли, чтобы лицо было обращено к юго-востоку. В левую руку вложили железный нож, острием к лопатке барана. В том мире она не должна испытывать голод. На поясе кожаным ремешком закрепили бронзовое зеркало в кожаном чехле. Его магическая гладь помогала ей предвидеть будущее, значит, пригодится хозяйке и за воротами жизни. Вот служивший много лет для обрядов жертвенник из красновато-коричневого гранита. На него положили красную и синюю краску, угли, костяную трубочку, уже заполненную краской. Здесь же бронзовая игла. Жрица и в том мире будет выполнять магические обряды, оберегать семью, род, детей, эту щедрую землю, дававшую им обильную пищу.
Над могилой вскоре вырос курган из мелких и средних камней в форме вытянутого эллипса. Рядом поднялись еще три таких же могильника. Их судьба будет разной: какие-то разграбят, но покой жрицы не потревожат много веков. Хранительница будет спать в кургане над песчаным озером, которому дадут название Кумкуль. И зеркало вод будет таким же таинственным, как гладь магического зеркала жрицы.
Для археологов аргаяшская земля полна множества нераскрытых тайн. Сторона дербишевская, особенно близ озера Яубалык, вообще толком не изучалась, поэтому Сергей Геннадьевич с коллегами нынче взяли на этот район так называемый «открытый лист». Сегодня они выехали на предварительную разведку, чтобы оценить перспективы одного из загадочных мест, подсказанных им рыбаками. Просто природный холм или все-таки возможное захоронение? Ответить с первого взгляда на такой вопрос невозможно.
Так же было сложно представить в 2006 году, что на западном берегу озера Кумкуль близ д. Ишалино будет найден курганный могильник, относящийся к раннесакским (VII в. — первая половина VI в.). Непрофессиональному взгляду определить его невозможно: на форму уплощенного эллипса, возвышающегося над поверхностью всего на 30 см, не обратили внимания множество людей, прошедших по озерному берегу не за десятилетия, а за века. После тщательного изучения каждой детали археологи сделали вывод: перед нами — погребение сакской жрицы.
— Я уверен, что это не единственное захоронение. Они здесь, рядом. Нужно их искать и находить, — говорит Сергей Геннадьевич. — Каждая женщина в кочевой семье выполняла функции жрицы: молилась за детей, семью, благополучие. У кумкульской — набор для проведения магических ритуалов. На каменном жертвеннике возжигаются благовония, растирается краска. Трубочка и игла с красками — для татуирования. Но главное — зеркало. Аналогичное было найдено только в Центральном Казахстане, тоже в сакских погребениях периода VII—VI вв. до н.э. Зеркало просто изумительное! Все эти элементы говорят о ритуальной функции жрицы. Непонятной осталась для меня плохо сохранившаяся серьга, сделанная из олова или свинца, но очень своеобразная, тоже ритуального характера. Может быть, это была подвеска на шапочке или нашивка на одежде.
Археологи торопятся. В последние годы в районе идет интенсивное строительство. Пока мы радуемся красивым современным домам, растущим вокруг озер, расширяющим границы сел и деревень, не замечаем серьезной опасности потерять уникальные археологические сокровища.
— Когда в ходе земляных строительных работ люди натыкаются на артефакты — это повод не для сенсации, это неприятный сюрприз, так варварски разрушаются культурные слои, — предостерегает Боталов. — Будучи федеральным экспертом, очень болезненно отношусь к гибели объектов культурного наследия. У нас мало знаний о своем родном крае и гордости за него. Понимаете, живем обыденной жизнью, считая, что все важное, интересное проходит мимо нас, происходит где-то. На самом деле вся история рядом. Вот в 40 километрах, рукой подать — Уелги, где в одном археологическом памятнике спрессовалась история за 300 лет. Мы видим следы культуры башкир, татар-булгар, которые потом отошли к Волге, алтайцев-кипчаков, половцев. Здесь же погребения кыргызов, вездесущих мадьяр. Кстати, они, современные венгры, интересуются своей историей гораздо активнее, чем мы. И, наконец, пласт, связанный с протомансийским, вогульским населением. Святилища, которые мы видим на Аллаках, Аракуле, в Нязепетровском районе, относятся к протомансийским. Еще в 60-х годах прошлого века манси приходили камлать* на эти священные для них места.
Южный Урал не зря называют котлом народов и культур, здесь все сплетено в диковинное полотно, где каждая нить уникальна, ценна. Мы уверенно пишем в паспорте свою национальность, между тем попытка составить хотя бы часть родового древа открывает, как затейливо составлялся рецепт нашей крови.
____________________
* Камлать — шаманить, гадать, ворожить.
Археологические находки случаются и совершенно чудесным образом. Не так давно в Шадринском районе местный поисковик (а такие есть и в нашем районе) нашел бронзовую пластинку с бахрийскими письменами, написанными на санскрите. Именно так писали во времена Западно-Тюркского каганата, чаще всего буддийские монахи. Они были паломниками и одного из них дорога странствий привела в наши края. Исключительная удача! К счастью, счастливчик показал пластинку археологам. Над надписью ломали голову великие лингвисты, но не смогли пока ее прочитать. Там же в Курганской области нашли обломок плиты, но уже с руническими письменами. На своей родной земле мы делаем невероятные находки, убеждаясь, что она богата на открытия, не уступающие по значимости находкам в Месопотамии или Египте.
Наши школьники усиленно изучают историю Европы, а о своем крае знают непростительно мало. Между тем большинство кочевых народов, потрясших Евразию, проходили через нас. Не просто шли мимо, а оседали, накапливались, создавали союзы, писали историю. Сейчас завершается работа над 8-томным изданием «История Южного Урала». От палеолита до 20-го века. Сергей Геннадьевич — один из ее авторов.
— Идет работа над периодом поздней древности, раннего средневековья и Золотой Орды. В ходе ее я для себя сделал немало открытий, — признается он. — Когда материал собирается, накапливается, вписывается в более широкий контекст, ведь Южный Урал — это и Башкортостан, Оренбуржье, Курганская и часть Свердловской, Тюменской областей. Плюс еще Западный Казахстан и Актюбинская область. Иными словами, огромная сердцевина срединной Евразии. В этом огромном котле варились, отражались все главные события, охватывающие территорию от Тихого океана до Средиземного моря. Мы входили в Тюркский каганат. Через нас с севера на юг шли караваны с мехами, а навстречу везли серебро, в результате 96% всех сохранившихся в мире памятников сасанидского и согдийского серебра находятся именно у нас!
Археологи считают, что в глубокой древности аргаяшский край был границей между лесными и степными племенами. Здесь жили угры, возможно, мадьярского союза, нынешние их потомки — венгры. Затем, в эпоху средневековья, пришли тюрки. Более 60 курганов кочевников найдено близ сел Кулуево, Мавлютово, Байгазино. Есть версия, что именно здесь мог располагаться центр большого объединения племен. Следы сарматских стоянок найдены у Старо- и Ново-Соболево, Кузяшево и Метелево. Возле Байрамгулово установлены захоронения гуннов. Самым значимым на нашей территории ученые считают Аргазинский археологический комплекс: вдоль береговой полосы более 70 памятников всех эпох — от позднего палеолита до XVII—XVIII вв. Отступившие Аргази еще не раз удивят нас древними находками. Главное — бережно отнестись к ним, самонадеянно не разрушить.