В любом населенном пункте (городе, селе) имеется огромное информационное поле, позволяющее организовать создание новых исторических документов. Особенно благоприятны условия для этой работы у учителя сельской школы. Проживая длительное время в одном населенном пункте, хорошо зная односельчан, их возраст, информированность о прошлых событиях, историю села и окрестных мест, преподаватель может профессионально организовать исследования.
Некоторое время назад, начав собирать информацию о своей семье, я выявила ряд интересных свидетельств, которые, на мой взгляд, будут интересны не только землякам с моей малой родины, но и более широкому кругу читателей. Мои близкие оказались связанными родственными узами с известными в республике людьми, и это позволило показать общую сопричастность всех их к вкладу в развитие региона и страны в целом. Может быть, в этих моих кратких заметках кто-то узнает своих коллег, знакомых, освежит воспоминания, пополнит нашу общую копилку памяти.
Моя мама Шарифьямал Аллагуватовна, в девичестве Ишкулова, родилась в большом башкирском селе Юлдыбаево. Ее отцом, а моим дедушкой был Аллагуват Ишкулов, участник Русско-японской войны. Так получилось, что возвращаться с фронта ему пришлось через Америку и Европу. Когда Аллагуват, наконец, прибыл в Юлдыбаево, оказалось, что он выучил английский язык. Не знаю, каким было это знание – скорее всего, он мог поддержать простой разговор.
Кроме того, мой дед знал и русский язык – в то время для башкирского села это было не частым явлением. Умер он накануне Великой Отечественной войны. В семье помнили об одной его примечательной особенности – он умел заплетать девочкам косички и очень стеснялся этого, ведь у башкир это считается немужским делом.
Мою бабушку звали Хумайра. Родом она была из семьи Исянбаевых. Ее близким родственником являлся знаменитый кураист Юмабай Мутигуллович Исянбаев (1891–1943), посмертно удостоенный в 1991 году звания народного артиста Башкортостана. К семнадцати годам он уже исполнял на курае свыше 100 башкирских мелодий. В 1925 году совместно с народными музыкантами из других советских республик он участвовал во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже, был членом партии, в 1929–1940 годах являлся председателем организованного им колхоза «Сарыкуль» Хайбуллинского района.
У Аллагувата и Хумайры было несколько детей. Один из сыновей с ранних лет был очень развит, в деревне считали его вундеркиндом. До войны за успехи в учебе его направили в качестве поощрения в Москву, на ВДНХ, там он заболел и скоропостижно скончался. Другой сын воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Сын Фазыльян, прибавив возраст, ушел на фронт. Войну закончил в звании старшего лейтенанта, но продолжал службу в Советской армии до 1951 года. Позднее он окончил Свердловский юридический институт (ныне Уральский государственный юридический университет), в 1974 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ее тема была больше исторической, чем юридической, а в 1994 году Башкирское издательство «Китап» выпустило его диссертацию отдельной книгой «Судебно-административная реформа в Башкортостане». Последние годы жизни Ф.А.Ишкулов (1927–2002) работал старшим научным сотрудником главной редакции Башкирской энциклопедии.
Умерла Хумайра, кажется, при родах, и Аллагуват женился вторично. Вторая жена была, по воспоминаниям близких, очень хорошей женщиной, а когда овдовела, то детей Аллагувата и Хумайры (общих у них с Аллагуватом не было) ей пришлось отдать в детдом в Юлдыбаево. Как вспоминала моя мама Шарифьямал, в Юлдыбаево были эвакуированы ленинградские профессора. Это имело важно значение для местных ребятишек – у них преподавали высококвалифицированные специалисты. По ленд-лизу в детдом поступала одежда, однажды Шарифьямал достались американские ботинки 45-го размера. Потом детдом перевели в Стерлитамак.
После окончания средней школы Шарифьямал поступает учиться на факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института им.Тимирязева (предшественник филологического факультета Башкирского государственного университета). Послевоенное время было тяжелым в плане быта. Студенты жили крайне скромно.
Преподавательский состав был очень ярким, можно выделить В.Г.Прокшина (1911–2000), известного специалиста по творчеству Н.А.Некрасова, знаменитого фольклориста Л.Г.Барага (1911–1994), талантливого литературоведа М.Г.Пизова (1905–1962). Однокурсниками Шарифьямал были журналист, писатель и поэт, первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС, лауреат Бунинской премии, кандидат философских наук Юрий Дмитриевич Поройков (1935–2022) и писатель Газим Газизович Шафиков (1939–2009).
После окончания пединститута, в 1956 году, Шарифьямал была направлена по распределению в Матраевскую среднюю школу Зилаирского района, но место там уже было занято, и ей пришлось ехать в основанный незадолго до этого на реке Таналык поселок (ныне село) целинников Уфимский Хайбуллинского района. Уфимская (так она называется до сих пор) сельская школа была образована в 1959 году. Здесь началась многолетняя работа моей мамы по обучению школьников русскому языку и литературе. Начало ее профессионального пути совпало с принятием решения партии и правительства о расширении преподавания русского языка и переводе на него большинства школьных предметов. Поэтому приезд молодого специалиста, свободно владеющего башкирским языком и получившим остро востребованную профессию языковеда-русиста, в башкирскую глубинку был необходим для района, ощущавшего дефицит таких квалифицированных кадров.
В 1970-е годы в школе одновременно обучались 800 учеников, занятия велись в две смены, имелась ученическая производственная бригада, обрабатывавшая участок земли в 200 га. Поэтому у мамы практически не было свободного времени – вся ее жизнь проходила на работе. Уроки, политзанятия, читки, доклады, лекции, оформление стендов, витрин, стенных газет, боевых листков, выставок, общественная нагрузка, участие в агитбригадах…
Вместе с учениками она ставила на школьной сцене классические и современные пьесы. Ее любимыми писателями были М.Ю.Лермонтов и В.В.Маяковский, множество стихов последнего, даже поэмы, она знала наизусть. Мама постоянно старалась тренировать память, ежедневно учила стихи. Она очень много читала, постоянно покупала книги, они заполняли весь наш дом. Если не могла достать какое-то методическое пособие, то старалась его подробно законспектировать своим красивым ровным почерком. Когда приходившие к нам гости, удивляясь размеру нашей домашней библиотеки, спрашивали: «Ты прочитала все эти книги?», она с гордостью отвечала: «Да!»
Родившись в башкирской деревне и получив профессию филолога-русиста, мама была носителем наследия двух культур – тюркской и славянской. Она хорошо знала башкирскую литературу, свободно говорила на башкирском языке, грамотно писала на нем, приглашала выступать перед учащимися известных башкирских писателей, которые приезжали в наш район в творческие командировки.
Еще одной страстью мамы была музыка. Когда она приезжала в Уфу, обязательно посещала музеи, а также Театр оперы и балета. Оперные арии, можно сказать, были частью ее жизни, многие из них она знала наизусть, а поскольку еще и хорошо пела, то сама исполняла их для учеников, когда под рукой отсутствовала соответствующая грампластинка. Одной из ее любимых партий была ария Кармэн. Бывшие ученики мамы вспоминают, что ее пение пробирало до самой глубины души. В 1968 году в поселке был построен Дом культуры, мама была его постоянным завсегдатаем. Активный общественник, она была парторгом школы, участвовала во всех массовых мероприятиях, в художественной самодеятельности.
Кстати, хорошим голосом и музыкальным слухом обладал и ее брат Фазыльян. Он не только, как было сказано выше, занимался научной и преподавательской работой, но иногда пел на республиканском радио. Так же, как и сестра, отлично писал на русском и башкирском языках, все отмечали его легкий, узнаваемый стиль.
Мама была основателем поселкового радиовещания и на совхозной радиостудии часто вела передачи для местных жителей. Это были новости, репортажи о передовиках производства, небольшие концертные номера. У меня сохранились тексты маминых радиопередач.
Вот записи, сделанные ее рукой на пожелтевших уже от времени страницах школьной тетрадки. 29 января 1985 года: «Добрый вечер, уважаемые радиослушатели! Сегодня мы вновь встречаемся в эфире. Местное радиовещание возобновляет свою работу. Наши передачи вы можете слушать каждый вторник в 21 час 15 минут местного времени. Сегодня вы услышите выступления руководителей совхоза, работников медицинской службы, коллектива учителей и учащихся, ветеранов войны и труда, песни и стихи в исполнении участников художественной самодеятельности и другие материалы...»
5 февраля 1985 года мама сообщала радиослушателям: «В начале февраля этого года в молочно-товарной ферме Акъярского совхоза собрались на слет знатные доярки района, надоившие за прошлый год по 3 тысячи кг молока от каждой коровы, а также молодые, только начинающие свой путь доярки и передовые скотники дойных гуртов. Приехали они обменяться своим опытом работы, посоветоваться и наметить пути по дальнейшему увеличению производства и заготовок молока.
Об опыте работы, о достигнутых успехах своего коллектива, недостатках, наставничестве, о том, как отстающих поднять на уровень передовых говорила мастер машинного доения, животновод первого класса, чемпион района 1984 года Салимгареева. Затем выступила опытная доярка ордена Ленина Матраевского совхоза, неоднократная трехтысячница Алифа Мударисова. Передовые работницы единодушно приняли «Открытое письмо доярок, надоивших по 3000 и более килограммов молока от каждой фуражной коровы, ко всем дояркам района». С открытым письмом вы можете ознакомиться в районной газете «Знамя труда» №15. Мы присоединяемся к поздравлениям руководителей района и пожелаем всем животноводам хорошо провести зимовку скота, добиться еще больших высот в работе, крепкого здоровья и семейного счастья. Наша передача окончена, до следующей встречи в эфире, товарищи. Вела передачу диктор Ишкулова».
Сегодня эти записи сценариев совхозных радиопередач могут показаться скучными производственными отчетами из далекого прошлого. Но это была наша повседневность, когда во главе всего стоял самоотверженный труд на благо людей. Эфир не был забит пошлятиной и попсой, а нес в мир светлое, хорошее, доброе.
Вот еще одна запись, от 25 февраля 1985 года: «Добрый вечер, уважаемые радиослушатели! Сегодняшнюю передачу мы посвящаем 40-летию великой Победы над фашистской Германией. Вы услышите стихи башкирских поэтов Мустая Карима, Гилемдара Рамазанова, Ангама Атнабаева и Назара Наджми на башкирском и русском языках. Прочитают произведения наших поэтов учащиеся Уфимской средней школы Юлай Ильчибаев, Роза Юланова, Альберт Габбасов и Рамиля Халимова…» Судя по записям, иногда стихи башкирских поэтов мама читала в эфире сама. Наряду с другими учителями она организовывала встречи с участниками Великой Отечественной войны, передовиками производства.
До сих пор ученики моей мамы вспоминают ее как очень тактичного, рассудительного, доброго и в меру строгого педагога. В ней, по их словам, было все: красота, ум, благородство, порядочность, широта души, эрудиция, отзывчивость. Ежедневно навещала заболевших учеников в поселковом стационаре, приносила им сладости – свои знаменитые «сдобнушки». Такие сейчас никто не печет!
Ее многочисленных выпускников жизнь раскидала по всей стране. Но они никогда не забывали ее, в праздники буквально забрасывали поздравительными открытками, которые она бережно хранила.
За самоотверженный труд мама была награждена орденом «Знак Почета», удостоена звания «Заслуженный учитель Башкирской АССР», неоднократно получала почетные грамоты.
За своего первого мужа, моего отца, мама вышла замуж в поселке Уфимский. Минигали Салихович был комсомольским вожаком. Но жизнь у них не сложилась и позднее они развелись. Интересно, что мой отец был другом моего отчима, известного в Зауралье хозяйственника Талгата Кабировича Туйкина (1912–2020). Он был на 20 лет старше моей мамы. Родился Талгат Кабирович в деревне Зай-Каратай под Казанью. В 1930-е годы учился в Казанском сельхозинституте на агронома. Второе высшее образование получил в Московской сельскохозяйственной академии, на факультете механизации и электрификации.
С декабря 1941 года и до самой Победы Талгат Кабирович воевал. В звании капитана он проходил службу в 31-й зенитно-артиллерийской дивизии, где являлся начальником автотракторной колонны. Дошел до Берлина. После Победы Т.К.Туйкин два года служил в Германии начальником тыловой автоколонны механизированного полка. В 1947 году был демобилизован в звании майора, был награжден двумя орденами и многочисленными медалями.
По возращении домой Талгат Кабирович работал директором школы механизации сельского хозяйства, с 1952 г. – начальником Уральского производственного управления, начальником управления подготовки кадров. В 1955 году был назначен первым директором Матраевского целинного совхоза, привезя с собой из столицы республики 260 целинников, которые и основали поселок Уфимский. За три года ими было освоено 9 тысяч га целинных и залежных земель.
В 1957 году вверенное Талгату Туйкину хозяйство расширилось за счет присоединения экономически слабых колхозов района. Его руководителю приходилось решать огромный комплекс вопросов, нацеленных на эффективное развитие сельскохозяйственной отрасли района. За достигнутые успехи в годы восьмой пятилетки совхоз в 1971 году был награжден орденом Ленина, по итогам Всесоюзного социалистического соревнования четыре раза завоевывал первое место с присуждением переходящего Красного знамени Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. Хозяйству было присвоено почетное звание коллектива высокой культуры земледелия, его два работника стали Героями Социалистического Труда, многие награждены орденами и медалями. Сегодня одна из главных улиц в Матраево носит имя Талгата Туйкина.
Отец моего отчима – известный педагог начала XX века Кабир Каримович Туйкин (1878–1938). С помощью дяди со стороны матери – муллы Хади Фахретдинова он совместно с младшим братом Фазылом открыл в 1907 году джадидскую (новометодную) школу в деревне Зай-Каратай. За свои прогрессивные взгляды оба брата при царизме подвергались репрессиям – в частности, Кабир в 1909 году по доносу неизвестных лиц был арестован и провел 10 месяцев в Самарской тюрьме, а их школа закрыта.
Освободившись, Кабир Туйкин уехал с семьей в Оренбург и устроился наборщиком в типографии «Вакыт», позднее братья вернулись в родные места. Кабир Туйкин считался политически неблагонадежным и до революции ему было запрещено вести любую просветительскую работу в деревне. Совместно с Ф.Туйкиным подготовил труд «Төрөк тарихы» («История тюрков», 1-я часть, 1919; 2-я часть не была издана).
В 1923–1929 годах К.К.Туйкин являлся директором средней школы в Бугульме. Арестованный как участник националистической повстанческой организации историка Хади Атласи, Кабир Туйкин был расстрелян в 1938 году, через 20 лет реабилитирован. Его внучка Р.И.Туйкина издала о своем деде книгу «Кабир Туйкин и его наследие» (Уфа, 2017), где опубликовала ряд его произведений. В 2017 году учащийся гимназии №3 г.Казани, потомок К.К.Туйкина Тимур Рысаев составил шежере Туйкиных длиной более 10 метров и представил его главе Татарстана Р.Н.Минниханову на расширенном заседании коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу.
В 1985 году, выйдя замуж за моего отчима, мама вместе с ним переехала в Уфу, стала работать в Уфимском педагогическом училище (ныне Уфимский педагогический колледж) №2. С тем же энтузиазмом и увлеченностью, что и в поселке, она взялась за привычное ей дело. В годы войны в здании училища находилась средняя школа №38, в которой размещался штаб формировавшейся на территории Башкирской АССР 214-й Краснознаменной Кременчугской Александрийской орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии, и мама стала собирать материалы о боевом пути этого воинского соединения. Она встречалась с ветеранами, ездила по местам боев. Результатом ее поисковой работы стал музей этой дивизии. Он существует до сих пор, храня память о боевых подвигах наших земляков.
…История любой семьи – это всегда «история снизу», зачастую обращение к жизненному опыту, не отраженному в письменных источниках. Изучайте методики работы с семейными воспоминаниями, расспрашивайте о былой жизни своих отцов и матерей, бабушек и дедушек, записывайте их рассказы, публикуйте их, бережно храните семейные фотоальбомы, узнавайте, кто изображен на фотографиях, сдавайте эти материалы в школьные и районные музеи, библиотеки, иные хранилища, старайтесь не утерять эти крупицы сведений о жизни ваших предков. Знайте, что эти сведения уникальны, они – часть вашей жизни, истории вашего рода, которые не попадут в архивы, и если вы сохраните их, то потомки будут вам благодарны.