Все новости
Шежере
20 Марта 2023, 12:55
ОБЩЕСТВО

БАШКИРЫ РОДА САРТ СИБИРСКОЙ ДОРОГИ БАШКИРИИ

В составе башкирского народа насчитывалось более 40 родовых подразделений, большинство из которых после вхождения в состав Русского государства существовали в виде самостоятельных волостей с юридически закрепленной за ними землей. В этом ряду был и род Сарт (Һарт), давший название трем Сартским волостям. Первая располагалась на Сибирской дороге Башкирии (с конца XVIII века на территории Троицкого и Уфимского уездов), вторая – на Ногайской дороге (с конца XVIII века в Стерлитамакском уезде, затем Уфимском), третья – в Исетской провинции (с конца XVIII века в Челябинском уезде). По времени интеграции в состав башкирского народа все группы сартов Башкирии делятся на две части. Первую составляют сарты, вошедшие в клановую структуру башкир еще в период средневековья, вторую – влилившиеся в состав башкирского народа в XVII–XVIII вв.

БАШКИРЫ РОДА САРТ СИБИРСКОЙ ДОРОГИ БАШКИРИИ
БАШКИРЫ РОДА САРТ СИБИРСКОЙ ДОРОГИ БАШКИРИИ

Род Сарт – в архивных источниках

Инфильтрация сартского населения Средней Азии в состав башкирского народа началась довольно рано и продолжалась вплоть до XVIII века. В пользу древности вхождения сартов в клановую структуру башкирского общества (политии) говорят, в первую очередь, архивные документы.
Так, в 1734 г. башкиры ряда волостей Сибирской дороги писали императрице Анне Иоанновне: «В прошлых годех до взятья царства Казанского пращеры прадеды и деды и отцы наши и мы нижайшие башкирцы двенадцати волостей, а именно Айлинской, Дуванской, Сарты, Сызгинской, Упейской, Черлинской, Мурзаларской, Тюбеляцкой, Каратавлинской, Тырняклинской, Алыской, Жилаирской владели вотчинною землею и всякие угодьи по раздаче ногайского хана по тамгам и по урочищам без письменных крепостей всю вообще и по взятью Царства Казанского тою нашей землею и всякими угодьями владеем мы нижайшие по старому нашему владению и по урочищам и поныне всякую службу служим и с той нашей вотчинной земли вашего императорского величества всякие службы служим и ясак платим все 12 волостей вопще…» [1].
Род Сарт в составе Айлинского объединения (или племени Айле) является древним вкраплением. Одно из преданий, бытовавших среди представителей названного подразделения, гласит, что «один из бухарских биев за Сырдарьей потерял косяк лошадей во главе с рогатым жеребцом, в поисках которого сарт-айлинцы пришли в Башкирию» [2]. Как полагал Р.Г.Кузеев, сарты интегрировались в состав огузского племени Айле еще в IX в. в период пребывания в Приаралье и присырдарьинских степях, и лишь затем вся айлинская группа вошла в состав башкирского народа. Однако у этой точки зрения есть слабое место: пока не найдены свидетельства об использовании термина «сарт» в этнонимическом значении в IX–ХI вв., то есть тогда, когда по Р.Г.Кузееву род Сарт появился в составе айлинцев. Хотя не исключено, что название данного подразделения возникло не от этнонима (экзонима), а соционима «сарт», существовавшего с гораздо более ранних времен.
На наш взгляд, следует обратить внимание на то, что применительно к башкирам Сартской волости иногда использовалось монгольское название «сартак». Сообщая о ходе башкирского восстания 1735–1740 гг., власти писали: «…башкирцы в собрании вверх Аю в Сартаковских улусах стоят» [3]. Эта форма этнонима может свидетельствовать о времени проникновения выходцев из Средней Азии в Башкирию в XII–XIV вв. Так или иначе следует согласиться с Р.Г.Кузеевым, что «значение слова сарт менялось в зависимости от времени и географических широт» [4].
По этногенетическим преданиям и шежере, эпонимы рода Сарт и ряда других родов были сыновьями Иштека, предка башкирского народа, что является наглядным отражением представлений самих башкир об укорененности данных подразделений в башкирской этнической среде [5]. Эти предания отражены башкирским писателем и богословом Тадж ад-Дином Ялчигулом (1768–1838) в сводном шежере башкирских племен [6].
Башкиры Сартских волостей приняли активное участие в Оте­чественной войне 1812 г. и загра­ничных походах русской армии в 1813–1814 гг. 4-й башкирский полк был сформирован из жителей 4-го и 8-го башкирских кантонов (Троицкий и Уфимский уезды), в которые входили селения башкир рода Сарт Сибирской и Ногайской дорог. Некоторые башкиры Сартской волости Сибирской дороги оказались в составе 7-го башкирского полка, один из военнослужащих которого зауряд-сотник Юлдаш Муратбакиев, уроженец д.Халилово, был награжден орденом «1812 год» [7].
Крупнейшая группа сартских башкир расселена на северо-востоке Башкортостана, на реке Ай и ее притоках, в современном Дуванском районе РБ. Отметим, что все башкирские деревни Сартской волости в этом регионе являлись вновь отстроенными, возрожденными и восстановленными вместо сожженных в ходе подавления восстания 1735–1740 гг. на старых или новых местах. Об этом свидетельствуют косвенные факты – селения носят имена башкир рода Сарт, живших в середине XVIII века.

Арый, Маржангул

Крупнейшее поселение потом­ков сартских башкир – Арый (Арий, Ариево) при р.Анзяк (левый приток реки Ай). Первопоселенец деревни по имени Арый по источникам не прослеживается, но в них отражены имена его сыновей и внуков. V ревизская сказка (1795 г.)
показала в Троицком уезде отдельно Сартскую волость с аулами Абдрашит, Халил, Абдусалим, Мулкат, Арый, Шарып, Манжигул (ныне Маржангул) и Канжегул. Указанная ревизская сказка обнаружила в 13-дворной Арыевой 76 жителей (44 души мужского пола (м.п.) и 32 души женского пола (ж.п.) [8].
VII ревизская сказка (1816 г.) взяла на учет при 16 дворах 114 жителей (56 душ м.п. и 58 душ ж.п.) [9]. Этой ревизией учтены старший сын основателя аула Амин Ариев 1776 года рождения (г.р.) (его сын Сафиулла), младший – Нигматулла Ариев 1779 г. р. (его сыновья Мулхия и Алмашакар). Они были живы в 1894 году [10].
Следующая VIII ревизская сказка прошла в 1834 г. и насчитала в Арыевой 188 жителей при 30 дворах. Отметим мужчин села, практиковавших многоженство по указанной ревизии: Хабиб Баишев 42-х
лет (жены: Кульгизар 33-х лет, Малиха 32-х лет, Гульзагира 21-го года), указной мулла Загит Баишев 46-и лет (жены: Куланбика 43-х лет, Зюбейля 30-и лет, Фариза 20-и лет), Буляк [К]узяков(1777–1831 гг.) (жены: Азналюшь 53-х лет и Сулубика 48-и лет), Ильяс Мансуров 59-и лет (жены: [Т]амбикя 38-и лет и Хафиза 35-и лет), Абдулхасян Шукуров 60-и лет (жены: Татлы 58-и
лет, Сулубика 43-х лет и [Каляшфирь] 38-и лет), зауряд есаул Ахмет Баишев (1784–1828 гг.) (жены: Хавлима и [Уюшапь]), Рахимгул Шамбаев 46-и лет (жены: Латифа, Зюльбахар, Гульназиза, Назифа), зауряд есаул Сагит Иштуганов 50-и лет (Загифа 50-и лет и Рабига 43-х
лет), а также сыновья основателя аула Нигаметулла Арыев 60-и лет (жены: Загифа 46-и лет и 40-летняя Гульбану) и Амин Ариев 57-и лет (жены: Ауванай 48-и лет и Тутугушь 41-го года) [11].
Последняя X ревизия (1859 г.) учла село 37-дворным, где числилось 126 душ м.п. и 129 душ ж.п. [12].
Важные демографические и эко­номические сведения по истории сел дают материалы Подворной переписи крестьянского хозяйства Уфимской губернии 1912–1913 гг. Согласно указанному учету населения, Ариево относилось в тот период к Морженгуловскому сельскому обществу Дуван-Мечетлинской волости Златоустовского уезда. В Ариево насчитывалось 88 хозяйств с 474 жителями. В графе «Народность» указано башкиры, а «Разряд крестьян» (то есть сословная принадлежность) – вотчинники [13].
Всесоюзная перепись населения 1989 г. показала село Ариево центром одноименного моноэтничного сельсовета Дуванского района, в его составе лишь деревни потомков башкир рода Сарт (помимо Ариево, это дд.Мулькат, Маржангул, Верхний Абсалям и Нижний Абсалям, Куракуль). Всего в Ариевском сельсовете было учтено 1186 жителей-башкир, из них в Ариево – 399 человек. Спустя десять лет в этом сельсовете был зафиксирован 1401 житель, при этом в самом Ариево – 439 [14]. В последующие годы здесь произошло постепенное старение и сокращение жителей. По Всероссийской переписи населения (далее – ВПН) 2010 года, в указанном сельсовете числится почти 1300 жителей, в селе Ариево – 385.
Чуть ниже по течению указанной речки Анзяк расположена деревня Маржангул. По всей видимости, ее название трансформировалось от первоначального Мерзагул (Мурзагул). V ревизская сказка (1795 г.) учла здесь 78 жителей при 12 дворах. Ревизская сказка 1816 года показала среди 136 жителей и двух аксакалов – сыновей Мерзагула: это 76-летний Казыбай Мерзагулов (в его дворе учтены также семьи его сыновей – 39-летнего Кадыберды, исполнявшего должность юртового старшины, и 37-летнего Худайберды) и 69-летний Алка Мерзагулов (с ним учтена семья его 36-летнего сына Рахимгула Алкаева).
На примере указанных потомков первооснователя села продемонстрируем особенности семейно-брачных отношений в башкирском обществе того периода. Так, 69-летний Алкабыл на момент указанной ревизии был женат новым браком на 15-летней Фазихе. Внук первооснователя Кадыберды состоял в полигамном браке (жены: Сафия 35-и лет и [Пульте] 25-и лет) [15].
Ревизия 1834 г. учла здесь при 25 дворах 121 жителя [16].
Как видно из «Списка населенных мест Уфимской губернии по сведениям 1870 г.» (Учет 1870 г.) в 56-дворной Маржангуловой числилось 329 жителей [17]. В самом начале XX в. по материалам подворного учета населения 1912–1913 гг.
в д.Морженгулова проживало 325 душ м.п. и 290 душ ж.п. при 115 дворах [18].


Мулькат, Сарты, Каракулево

Деревня Мулькат (Габдулзелилово) при р.Анзяк развивалась неровно, вернее, целое столетие находилась на одном уровне. V ревизская сказка (1795 г.) обнаружила в Мулькатовой Сартской волости 19 дворов и 108 жителей, при этом на 64 души м.п. приходилось 44 души ж.п. В материалах ревизии 1816 г.
взяты на учет сыновья основателя селения: 52-летний Абдюш (его сыновья: Ишкужа, Ишбулды), 37-летний Валит и 36-летний Халит Мулькатовы. Что касается второго наименования деревни, то Габдулзелил нам неизвестен. Его сын Шафи Габдулзелилов жил в 1749–1817 гг. и имел сына Хатимтая (сыновья: Азналы, Ишмухамет и Азначюра). С начала XIX в. возникла д.Габдулзелилово, смежная с Мулькатово.
Последняя X ревизская сказка (1859 г.) показала в Мулькатовой 119 жителей обоего пола при 19 дворах. Согласно этой ревизии, 34-летний Шагибутдин Алибаев был двоеженцем (жены: Гульзиминь 29-и лет и Кульбану 32-х лет), его дядя – 40-летний Хабибулла Самигулов – женат на племяннице – 18-летней Гульбану, дочери Алибая Самигуллова [19].Эта же ревизия учла в Габдулзелиловой 58 жителей при десяти дворах [20].
Постепенно дело шло к слиянию деревень, что и произошло в конце века. Учет населения 1870 г. показал только 24-дворную Мулькатова со 109 жителями.
Подворный учет населения 1912–1913 гг. обнаружил данную деревню в Апсалямовском сельском обществе Дуван-Мечетлинской волости и описывает ее как Мулькатова (Ахметова). Здесь при 32 хозяйствах числилось 154 жителя (84 душ м.п. и 70 душ ж.п.). Этим учетом в том же Апсалямовском сельском обществе отдельно показана деревня Гобжалилова (Абзелилова), где проживало 85 человек при 16 хозяйствах [21]. Как и в остальных деревнях сартских башкир все жители отмечены как башкиры-вотчинники.
По советской переписи 1920 г. в Мулькатовой было зафиксировано 43 двора и 196 человек.
Южнее Мулькатовой и также на небольшой речке Анзяк ныне расположены Нижнее Абсалямово и Верхнее Абсалямово. В прошлом была лишь деревня Абсалям. Деревня иногда фиксировалась как Абдусалямово, затем, как и сегодня, Абсалямово. Первопоселенца звали Абдусалямом Абуталиповым (1756 г.р.); его сыновья: Фаткулла (сыновья Хабибулла, Гайнулла, Валиулла), Мухаммадияр, Зайнулла, Абдулхаким, Хуснулла. Ахмед, основатель д.Ахметово, был жителем д.Абсалямово. Его сын Зулькарнай Ахметов жил в 1750–1826 гг. У него был сын Исай (1776 г.р.), а его сына звали Саитбурханом (1799 г.р.) [22].
По V ревизской сказке (1795 г.) в 13-дворной деревне было учтено 103 жителя. С начала XX в. известны Верхнее и Нижнее Абсалямово. Обе находились при р.Анзяк в восьми верстах от д.Дуван-Мечетлино. Одна из них известна с 1816 г. под названием Ахметово (Абсалямово) и состояла из шести дворов с 30 жителями.
Последняя X ревизия (1859 г.) показала Абсалямову в 14-м юрте 8-го Башкантона, здесь при 55 дворах числилось 399 жителей (194 души м.п. и 205 душ ж.п.) [23]. Эта же ревизия отметила в том же юрте 5-дворную деревню Ахметову с 20 жителями [24].
К учету 1870 г. деревня Абдусалямова выросла до 73 дворов, в которых числилось 432 жителя. В Ахметовой было три двора и 11 жителей. Подворный учет населения 1912–1913 гг. отметил ее как Абдулсалямова (Апсалямова), при 88 хозяйствах числилось 488 башкир-вотчинников [25].
Перепись 1920 года показала в двух деревнях (Верхнее и Нижнее Абсалямово) 76 дворов и 419 жителей. Деревня Ахметово в 1920 г. не была учтена, поскольку она официально называлась Абсалямово, но какой – Верхней или Нижней – неизвестно.
Уроженцем деревни Нижний Абсалям является Тимербай Юсупович Юсупов (1938–2016 гг.), народный поэт Башкортостана, заслуженный работник культуры Российской Федерации, отец известного башкирского кинорежиссера Булата Юсупова.
Также здесь отметим, что на реке Ай возникло русское поселение Сарты или Сартова, которое также именовалось Абдулсалямова. По имеющимся сведениям, Сарты, как и русские села Месягутово, Сикияз, Озеро, было основано в 1798 г. по одному договору, данному башкирами Тырнаклинской волости государственным крестьянам Красноуфимского уезда Пермской губернии: «1798 года сентября 6 дня Оренбургской губернии Уфимской и Троицкой округ Тырнаклинской волости нижеподписавшиеся старшины, помощники и всей нашей волости знатныя и рядовыя мирския люди дали сию расписку Пермской губернии разных округ (т.е. уездов. – Авт.) и волостей жительствующим Оренбургской губернии Уфимской округи в новозаселенных четырех деревнях, называемых Краснопольской (т.е. Озерской, впоследствии просто Озеро. – Авт.), Сикияз, Масагутовской и Сартовой, государственным крестьянам сотнику Ефтихею Трапезникову, выборному Алексею Попову, поверенному Савину Михляеву с мирскими людьми в том, что как прежде, так и ныне по миролюбному нашему с обеих сторон договору отдали мы, башкирцы, им, крестьянам, под жительство их под кортом в вечное заселение земли длиннику по реке Аю двадцать пять, а поперег(к) двадцать верст со всеми пахотными, сенокосными, лесными и водяными угодьями. За оную землю взяли с них, крестьян, денег прежде сего четыреста рублей до сего сентября 6-го числа двести рублей. Жить им, крестьянам, сенокошение производить и всеми угодьями довольствоваться, а нам с ними сор, драк и притеснениев им, крестьянам, не чинить ни по каким присутственным местам не просить, в чем и подписуемся: Абдул Чукраков, Галин Абдуллин, Нигматулла Ибрагимов, Емантай Балыкчин, Абдулмезит Сафаров, Кулбейт Султавов, Рахматулла Аксанов, Явул и Халит Ибраевы,Таир Тимяшев, Сейфулла Сараев, Абдулхаир Югуслянов» [26].
По Учету 1870 г. село Сарты насчитывало 112 дворов с 431 жителем, все русские. По Всесоюзной переписи 1989 года, в нем проживало 404 жителя, по преимуществу башкиры и русские. В настоящее время село является частью (северной окраиной) районного центра – села Месягутово.
Обстоятельства возникновения поселка Каракулево нам неизвестны. Учеты населения 1870 г. и 1912–1913 гг. его еще не зафиксировали. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 1917 г. зафиксировала здесь 71 двор и 311 жителей, перепись 1920 г. – 48 дворов и 228 жителей. Всесоюзная перепись населения 1989 г. показала в Каракулево 291, ВПН 2002 г. – 335, ВПН 2010 г. – 357 жителей.

Абдрашит, Халил

Несколько поселений сел Сартской волости расположены на реке Ай. Село Абдрашит, в прошлом Аликеева – крупнейшее поселение сартских башкир.
В этом селе в 1770 г. побывал академик И.И.Лепехин, направляясь из д.Трубкильдино к Симскому заводу. Он указал речку Инчину (возможно, приток р.Ай), при которой находилась д.Абдрашит. Она известна еще тем, что здесь проживал сын эпонима селения и старшинского помощника в 1775 г. Абдрашита Алкеева – Губайдулла Абдрашитов, служивший начальником 8-го башкирского кантона до конца своей жизни в 1809 году.
Во время восстания в 1835 г. в Башкортостане сомнения собравшихся в необходимости выступать против властей в д.Дуван-Мечетлино рассеял дважды разжалованный 65-летний зауряд-сотник из д.Абдрашитово башкир Валиша Аккушев: «Чего еще дожидаетесь и зачем сомневаетесь в справедливости, что нас всех крестить будут? Я сейчас прибыл из Красноуфимского уезда и сам был свидетелем, что там уже крестят мусульман и с жен наших снимают порты (т.е. штаны. – Авт.). Решайтесь защищать нашу веру и свободу! Возьмите пример с русских, коим по единоверчеству дела русского правительства лучше известны: они решились на все, чтобы сохранить свою прежнюю независимость» [27].
В конце XVIII в. (по V ревизии) в 33-дворной Абдрашитова проживало 204 человека. VII ревизская сказка (1816 г.) зафиксировала здесь 40 дворов, где также взято на учет 204 жителя, при этом на 92 души мужского приходилось 112 душ женского пола [28]. В середине XIX столетия Абдрашитова относилась к 12-му юрту 9-го Башкирского кантона, по IX ревизской сказке (1850 г.) насчитывала 286 жителей при 51 дворе. Среди его жителей отметим урядника Аднагула Силитова Султамуратова, в 1836 г. он был отправлен на поселение, в его дворе числились семьи его сыновей [29].
В самом начале XX века по материалам подворного учета населения 1912–1913 гг. деревня Абдрашитово находилась в составе Дуван-Мечетлинской волости Златоустовского уезда и насчитывала 127 хозяйств с 597 жителями (314 душ м.п. и 283 души ж.п.) – башкирами-вотчинниками [30].
Следует упомянуть об имеющейся путанице этого села с другим населенным пунктом Абдрашит в составе Мекатинской (Мекетинской, Бекатинской) волости. Как упоминалось выше, башкиры Сартских волостей происходят от как минимум двух групп сартов, отличающихся друг от друга по времени миграции в Башкирию. Первая интегрировалась в состав башкирского народа в эпоху средневековья (X–XII вв.), а вторая – в начале XVIII века.
На наш взгляд, А.З.Асфандияров ошибался, причисляя Аликея Каракучукова и его сына Абдрашита, чье имя носит аул Абдрашит нынешнего Дуванского района РБ, ко второй группе сартов. Историк относил их к «служилым тезикам-таджикам», которые в 1715 году были припущены башкирами Мекетинской (Бикатинской) волости Сибирской дороги [31]. На самом деле, Аликей и его брат Калмаккул Каракучуковы, а также Абдрашит Аликеев (Алкеев) не имели к сартам-припущенникам Мекетинской волости никакого отношения. В документе о припуске их имена не значатся [32].
В то же время в других источниках они именуются башкирами-вотчинниками Сартской волости [33]. По всей видимости, А.З.Асфандиярова ввело в заблуж­дение одинаковое название селе­ний, как башкир-вотчинников Сартской волости, так и сартов-припущенников Мекатинской волости. Оба аула назывались Сарт, поэтому ученый сделал ошибочный вывод об их соответствии друг другу, хотя их разделяло значительное расстояние: Сартская волость находилась в долине реки Ай, а Мекетинская – в районе озер Иртяш, Касли, Бердяниш в Зауралье. В дальнейшем аул Сарт на реке Ай стал именоваться Аликеево, а затем Абдрашитово.
Что касается аула Сарт Мекатинской волости, то он располагался близ озера Малые Аллаки на территории нынешнего Каслинского района Челябинской области [34]. Эта деревня также именовалась Ахметевой по имени сарта Мекетинской волости Ахмета Алметева [35]. В конце 40-х гг. XVIII века эта группа сартов-припущенников переселилась в юго-восточном направлении на реку Чумляк, где казна отрезала им и аюкинским калмыкам большой участок земли из нераздельной вотчины башкир Кара- и Барын-Табынской волости, на которой возникла еще одна Сартская, а также Калмыцкая (Калмакская) волости [36]. Современное башкирское село Сарт-Абдрашево Сафакулевского района Курганской области, по всей видимости, носит имя сына сарта Ахмета Алметева – Абдраша (Абдрашита) Ахметова.
В настоящее время села сартских башкир на реке Ай относятся к Месягутовскому сельскому совету (поселению) и все они демонстрируют положительную динамику по численности жителей, что связано с удобным географическим положением (транспортная доступность, близость районного центра и т.д.).
Всесоюзная перепись населения 1989 г. выявила в Абдрашитово 328 жителей, Учет 1999 г. – 384 жителя [37], ВПН 2002 г. – 376, ВПН 2010 г. – 402 жителя.
Еще одно поселение башкир-сартов в этом регионе – деревня Халил расположена недалеко от села Абдрашит и чуть выше по течению реки Ай. По ревизской сказке 1795 г., Халилово была 33-дворной деревней с 196 жителями.
Первопоселенец нам неизвес­тен. Но его сыновья зафиксиро­ваны VII-й ревизией (1816 г.). Это 73-летний Ишназар Халилов (его сыновья: Кутлуш, Исянгазы, Ильяс) вместе с братом-близнецом Аккужой Халиловым (умер в 1831 г.)
с сыновьями Мухаметкаримом и Нурмухаметом, 70-летний Ишкужа Халилов (его сын Фатхулла и внук Мухамет), 39-летний Утягул Халилов (умер в 1830 г.) (его сыновья: Калубак и Кулымбет).
В 1816 году здесь проживали чиновники Башкирского войска: 72-летний хорунжий Мурсалим Кутлукбеков, 43-летний старшинский помощник Абдулфеиз Мурсалимов (сыновья: 10-летний Абдулсагит и 7-летний Абдулмажит), 31-летний сотник Юлдаш Акбаев (по ревизии 1834 г. – Муратбаев) (его жены: 43-летняя Махуба и 18-летняя Хусния ), а также 50-летний указной мулла Габбас Кадышев и 49-летний указной азанчи Ишмухамет Давлетов.
Кроме указанного сотника Юлдаша Акбаева двоеженцами были еще несколько его односельчан: 55-летний Кунсубай Сагитов (жены: 56-летняя Низюка и 42-летняя Исянбика), 39-летний Азнабай Кушигильдинов (Кашата 43-х и Назгула 24-х лет), 50-летний Гайнулла Кусимов (28-летняя Гульзамика и 19-летняя Шарашая). Всего ревизией 1816 г. в 31 дворе было взято на учет 102 жителя мужского и 85 женского пола [38]. Ревизия 1834 года зафиксировала здесь в 40 дворах 252 жителя (124 мужчин и 128 женщин) [39]. X ревизия (1859 г.) учла 38 дворов и 285 жителей (157 мужского и 128 женского пола) [40].
Перепись населения 1870 г. обнаружил в деревне 53 двора и 282 жителя. Подворный учет населения 1912–1913 гг. зафиксировал в Халиловой 628 башкир-вотчинников при 131 хозяйстве [41]. Первая советская перепись (1920 г.) показала в Старохалилово 68 домов и 331 жителя.
Село Баишево – родина известного башкирского ученого-лингвиста, тюрколога, специалиста в области диалектологии, лексикологии и терминологии тюркских языков Тагира Галлямовича Баишева (1886 – 1974 гг.). Здесь родились писатель Низам Карип (Карипов Низам Карипович, 1905–1942 гг.), башкирская поэтесса Зульфия Миндибаевна Ханнанова и другие известные личности.


Кисяубай, Новохалилово

Деревня Кисяубай (Кисяубаево, Кинсеубаевой) при р.Шигали, притока р.Ай, возникла в начале XIX века. В XVIII веке ее не было, поэтому нет и в материалах 1795 г. По VII ревизии (1816 г.) в д.Кисяубайбыло 20 дворов и 100 жителей. Среди жителей сын основателя – 61-летний Кисибай Такмышев (жены: Канифа 53-х лет и Халима 46-и лет). Отметим также проживавших здесь юртового сотника Габдуллу Сатыева 33-х лет (жены: Фатима 45-и лет и Яубика 41-го года), указной мулла Ма[скаль] Янышев 53-х лет (жены: Хамида 45-и лет и Гульзямина 32-х
лет) [42].
Следующая ревизия 1834 г. учла здесь 124 жителя (69 душ м.п. и 55 душ ж.п.) при 20 дворах [43]. Ревизия 1859 г. зафиксировала 18 дворов, в которых проживали 122 жителя (59 душ мужского и 63 женского пола). В тот период Кисяубаево относилась к 1-му юрту 8-го Башкирского кантона [44].
По учету населения 1870 г. в 19 дворах проживало по 49 мужчин и женщин. Халилово и Кисяубаево тогда находились от центра стана (волости) в 45 верстах.
Подворная перепись 1912–1913 гг. застала ее как Киссубаева, она была в Халиловском сельском обществе Дуван-Мечетлинской волости. Деревня насчитывала 151 жителя при 32 хозяйствах [45].
В самом конце XIX в. д.Кисяу­баево имела второе наименование – Халилово [46]. Это уже при существовании д.Новохалилово, возникшей на рубеже XIX–XX вв. И по переписи 1920 г. они (вторая названа Киссубаево) были в составе Дуван-Мечетлинской волости и удалены от одноименного ее центра на 12 верст. Обе находились при р.Ай. В 1920 г. в новой деревне было 46 дворов и 216 человек. Она находилась в 15 верстах от Верхних Кигов – центра одноименной волости, которому подчинялась упомянутая дочерняя деревня. Таким образом, можно предположить, что Кисяубаево не служила непосредственной основой для вновь возникшей д.Новохалилово, так как Кисяубаево вошла в состав Халилово (Старохалилово) после 1926 года.
Всесоюзная перепись населения 1989 года обнаружила в Старохалилово 270 жителей (учет 1999 г.
– 349 жителей), в Новохалилово – 94 жителя (в 1999 г. – 118 жителей); ВПН 2010 г. в Старохалилово – 378, в Новохалилово – 156 жителей.
В заключение приведем шежере башкир Сартской волости, записанное известным башкирским языковедом Т.Г.Баишевым, согласно которому предком башкир рода Сарт был мусульманский проповедник из Средней Азии по имени Саид ибн Куйден: «Для распространения ислама среди башкир и обучению их религии на реку Ай в звании устаза прибыл узбекский ученый [47] Саид ибн Куйден. Он женился на башкирской девушке.
Со временем его потомство и потомство его сподвижников, которых насчитывалось около ста человек, увеличилось. Когда поколение Саида размножилось в таком количестве, что оно нуждалось в земельных угодиях для существования, башкиры трех волостей – Дуван-Мечетлинской, Тырнаклинской и Мурзалар-Мечетлинской – приходят к соглашению и на стыке границ трех волостей выделяют землю для потомков Саида. В эту землю входят земли шести башкирских деревень: Халилово (теперь Старо-Халилово), Абдрашитово, Бетеково, Маржангулово, Ариево и Абсалямово (теперь Нижне-Абсалямово) (…). Деревня Бетеково давно не существует. В последние годы выделились деревни Ново-Халилово и Каракулево (…). Неофициально существует еще около деревни Ариево маленькая деревня Мулькатово. Поэтому в народе говорят, что «теперь сарты живут в восьми деревнях (…)».
Все остальные башкиры, живущие вдоль рек Ай и Юрюзань, жителей названных семи-восьми аулов всегда называли и в настоящем называют «һарттар» (сарты) и «алтауҙар» (шестеро). Название «шестеро» им дано потому, что они издавна жили в шести деревнях – Халилово, Бетеково, Абдрашитово, Маржангулово, Ариево и Абсалямово» [48].


Литература

1. Российский государственный ар­хив древних актов (РГАДА). (Прави­тельствующий сенат). Ф.248. Оп.15. Д.821. Л.263.
2. Кузеев Р.Г. Происхождение баш­кирского народа. – М.: Наука, 1974. – С.198–199.
3. Материалы по истории Башкорт­остана. Т.VI. Оренбургская экспедиция и башкирские восстания 30-х гг. XVIII в. / Авт.-сост. Н.Ф.Демидова. – Уфа: Китап, 2002. – С.53 (далее МИБ. Т.VI).
4. Кузеев Р.Г. Указ. соч. – С.205–206.
5. Башкирские шежере / Сост., пер., введ. и комм. Р.Г.Кузеева. – Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1960. – С.163.
6. Галяутдинов И.Г. «Тарих нама-и Булгар» Таджетдина Ялсыгулова. Изд. 2-е, перераб и доп. – Уфа: Китап, 1998. – С.159.
7. Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798–1865 гг.). – Уфа: Китап, 2005. – С.230.
8. Здесь и далее сведения взяты из книги «Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг.» / А.З.Асфандияров, Ю.М.Абсалямов, М.И.Роднов. – Уфа: Китап, 2001. – С.63.
9. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф.И.138. Оп.2. Д.374 а. Л.216–218.
10. НА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.374-а.
11. Там же. Д.459 а. Л.23–28.
12. Там же. Д.724. Л. 224–234.
13. Крестьянское хозяйство Уфим­ской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Пе­чать», 1914. – С.934–935.
14. Здесь и далее сведения по ука­занному учету населения в деревнях Ариевского сельсовета взяты из книги «Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан». Справочник. – Уфа: Издательство «Башбланкиздат», Уфимский поли­графкомбинат, 1999. – С.148.
15. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.374 а. Л.209–212.
16. Там же. Д.459 а. Л.17–22.
17. Здесь и далее сведения по Учету 1870 г. взяты из книги «Список населен­ных мест. Ч.I. Уфимская губерния, 1877». – Уфа: Китап, 2002. – С.280.
18. Крестьянское хозяйство Уфим­ской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Пе­чать», 1914. – С.942–945.
19. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Там же. Д.724. Л.270–278.
20. Там же. Л.282–287.
21. Крестьянское хозяйство Уфим­ской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Пе­чать», 1914. – С.942–945.
22. НА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.374-а, 724.
23. Там же. Д.724. Л.238–260.
24. Там же. Л.264–267.
25. Крестьянское хозяйство Уфим­ской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Пе­чать», 1914. – С.934–935.
26. НА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.5337. Л.31. В сб. «Башкирский край» (Вып.4. С.116–117) опубликован текст, взятый из Ф.172. Оп.1.Д.34. Л.21.
27. Давлетбаев Б.С. Большая Ока. История села. – Уфа: «Восток», 1992. – С.65.
28. НА РБ. Ф. И.138. Оп. 2. Д.374 а. Л. 212-216.
29. Там же. Д.616. Л.516–525.
30. Крестьянское хозяйство Уфим­ской губернии: Подвор. перепись 1912–1913 гг. / Стат. отд. Уфим. губ. управы. – Уфа: электр. тип. т-ва «Пе­чать», 1914. – С.942–945.
31. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопре­дельных территорий. – Уфа: «Китап», 2009. – С.497.
32. Материалы по истории БАССР. Т.III. Экономические и социальные отношения в Башкирии в первой по­ловине XVIII в. / Сост. Н.Ф.Демидо­вой. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – С.120.
33. МИБ. Т.VI. – С.407.
34. Этнокультурная история насе­ления Сафакулевского района (с древ­нейших времен до начала XX века): монография (далее – этнокультурная история населения Сафакулевского района) / Под ред. Д.Н.Маслюженко. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – С.46.
35. МИБ. Т.VI. – С.66.
36. Этнокультурная история насе­ления Сафакулевского района. – С.50.
37. Здесь и далее сведения перепи­сей 1989 г. и 1999 г. по деревням Ме­сягутовского сельсовета взяты из книги «Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан». Справочник. – Уфа: Издательство «Башбланкиздат», Уфимский поли­графкомбинат, 1999. – С.150.
38. НА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.345. Л.149–158.
39. НА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.485. Л.420–429.
40. Там же. Д.774. Л.19–37.
41. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. – С.942–945.
42. НА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.485. Л.388–394.
43. Там же. Д.345. Л.158–165.
44. Там же. Д.774. Л.8–17.
45. Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. – С.942–943.
46. НА РБ. Ф.2. Оп.1. Д.1755.
47. Определение «узбекский ученый», придаваемое легендарному предку башкир-сартов Саиду, нельзя пони­мать буквально, так как оно является позднейшим переосмыслением. Если относить появление в Башкирии предков башкир Сартской волости в промежуток между XII и XIV вв., то узбекской общности в то время еще не существовало. Следовательно, Саид был не узбеком, а просто сартом – выходцем из районов Средней Азии. Пришельцы-сарты, благодаря своим познаниям в исламских науках, часто занимали в башкирском обществе нишу священнослужителей, поэторму Саид превратился в человека, который принес ислам башкирам долины р.Ай.
48. Баишев Т.Г. Родословная башкир из племени сартов, проживающих в деревнях Старо-Халилово и Ново-Ха­лилово Дуванского района Башкирс­кой АССР // Рукопись. Машинопись Л. 16–17.

Лист ревизии 1850 г. д.Марзенгуловой.
Лист ревизии 1850 г. д.Марзенгуловой.
Автор:Салават ХАМИДУЛЛИН, кандидат исторических наук, Рафиль АСЫЛГУЖИН, кандидат философских наук
Читайте нас: