Все новости
Шежере
15 Марта 2022, 11:35
ОБЩЕСТВО

Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть I

В прошлом башкирский род Салъют занимал огромные пространства в предгорьях Среднего и Южного Урала, а также на прилегающих к нему с востока равнинах. Башкиры кочевали в долинах рр.Чусовая (протекает по территории юго-западной части современной Свердловской области), Синара (северная часть Челябинской области), верхнего и среднего течения р.Исеть и других более мелких рек (р.Арамиль, р.Сысерть), а также в окрестностях многочисленных озер: Синара, Шаблиш, Большой Куяш. Аулы салъютских башкир ныне находятся в долине р.Караболка и к востоку от нее, в окрестностях многочисленных озер этого края, одним из которых является Маян.

Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть I
Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть I

И когда на край салъютов,
Что богат был табунами,
Чтобы их угнать, напали
Воины Кучума-хана,
Кунью шапку заломив,
Лук с колчаном нацепив,
Мчал он в бой, своих собрав,
Аргамака оседлав...

(Предание «Сукем батыр»)

 

Исторические источники о вотчинных землях рода Салъют

Башкирский этноним «салъют / hалйот» восходит к монгольскому племенному названию «салжиут». Р.Г.Кузеев писал: «Башкиры-салъюты, очевидно, этнически восходят непосредственно к салджиутам – монгольскому племени, игравшему активную роль в борьбе тюрков и монголов в первых столетиях II тысячелетия н.э.» [1].
Род Салжиут появляется на страницах сочинения Утемиша-хаджи в связи с противостоянием хану Махмуд-ходже и далее исчезает со страниц восточных хроник. Объяснением тому может быть только то, что данный клан интегрировался в структуру башкирских родов, и теперь их этноним покрывался общим этническим именем «башҡорт». Историк Б.А.Азнабаев, основываясь на мнении А.-З.Валиди Тогана, утверждает, что башкиры-салъюты играли роль ведущего клана в княжестве тайбугидов при династическом правлении клана буркутов. Говоря о салжиутах, Рашид ад-дин заключает: «Это племя ответвилось от среднего сына Алан-Гоа, имя которого было Букату-Салджи. К их племени принадлежит много эмиров, однако значительное количество их было перебито вследствие того, что во времена Чингиз-хана они против него часто восставали. В настоящую эпоху из этого племени был один эмир, по имени Самукэ; несмотря на то, что он не был предводителем войска, однако Чингиз-хан несколько раз давал ему войско и посылал его по весьма важным делам...» [2]. Салжиуты, возможно, участвовали в завоевании Средней Азии и Великом западном походе монголов на страны Европы – Волжскую Булгарию, Киевскую Русь, Польшу, Венгрию, а затем осели в Башкирии. Салжиуты также фиксируются в родовой номенклатуре монголов, ногайцев, узбеков в XV–XVIII вв. Однако к настоящему времени память о своей племенной принадлежности сохранилась лишь у башкирских салжиутов.
Архивные материалы подтверждают обширность салъютских вотчин. Так, 19 августа 1721 г. на Уктусский завод явился посланец башкира-вотчинника Салъютской волости Чубар-батыра Балагушева и потребовал от местных властей, «чтоб по реке Чусовой с вершины по обе стороны ниже Курганской деревни русских людей не селить», а также «из Багарякского озера из деревни Казарины жителей сослать или де оброк с того места платить, понеже-де оные называют вышеписанные места своими: те-де места отданы нам в вотчину». Своими вотчинными землями, пожалованными царем Иваном Грозным, башкиры-салъюты считали также территорию «по сю сторону Чусовой-реки с Багарякского озера на Арамильскую вершину и ниже Курганской деревни». В 1718 г. Чубар-батыр совершил набег на Гумешевский рудник и разорил его. Теперь он вновь грозил вооруженной акцией в случае, если его условия не будут выполнены: «А ежели-де на тех местах будут русские люди селиться, то-де мы их всех с тех мест сгоним. А хотя-де нас Великий государь прикажет и побить до смерти, то-де мы готовы на тех местах умереть» [3]. В «Реестре и описании башкирских волостей», составленном чиновниками Уфимской провинциальной канцелярии в 1730 г., сказано: «…волость Челжутцкая за Уралом по озерам и по речкам близ Ухтузских заводов…»
Исходя из комплекса документальных сведений, авторы книги «Уктус, Уктусский завод и его окрестности в XVII–XVIII вв.» сделали вывод: «С юга с бассейном Уктуса граничила упоминающаяся в источниках еще в конце XVI столетия башкирская Челжеутцкая (Челжеутская, Челзеутская, Салжаутская, Сальяуцкая) волость Сибирской дороги» [4]. Более того, по данным архивных материалов, Салъютская волость распространялась гораздо дальше на север, чем бассейн Уктуса. В одном из документов сказано: «…Великие государи пожаловали нашу Салзаутскую волости в Уфимском уезде по Сибирской дороги башкирца Яшагузки Аккузину с товарищи вотчинной нашей прадедов и дедов и отцов вотчины в Уфимском уезде лесом и сенными покосами и пашенными угодьями по реке Ревде и по речке Сысояде и по реке Исети да по речке Решеле да по озеру Сенару да по реке Сенаре же да по речке Багаряку да по озеру Савнину да по речке Торя да по озеру Сохояку да по озеру Алида да озеру Ивдель да по реке Мияссу да по речке Караболке…» [5].
Для определения пределов вотчин салъютских башкир представляет исключительный интерес и так называемая «Справка Уфимской провинциальной канцелярии для Сибирского Обер-бергамта о территории башкирской Сальяутской (Челжеутской) волости» от 1731 г., где записаны имена башкир этой волости и даны ориентиры их вотчинных земель: «…в переписных ясачных и вотчинных книгах за рукою стольника и воеводы Петра Кондырева переписи Уфимской приказной избы подьячего Ивана Жилина да Иноземного списку Наума Ногайтинова написано: Уфимского уезду Сибирской дороги Челжеуцкой волости башкирцев Бекчюры Бекимбетева, Байбюды Елкибаева, Чювашберды Байметева с товарищи; тое ж волости деревни Юмагозины Акчюваша Елкелеева, Мамряка Елкелеева, Юсупкула Улубашева с товарищи; деревни Карабашевы Акчюры Исембетева, Карабаша Умюлбаева, Утъемеся Умюлбаева с товарищи; деревни Киликеевы Киликея Колюбаева, Тойгузака Колюбаева, Такыра Колюбаева с товарищи; деревни Чагыровы немецкой породы ясак платят окладной тое ж Челжеутской волости с башкирцы Михаила Андреева, Кинзягула Шугаралеева, Чигира Андреева с товарищи; тое ж волости живут за горами1 Бикимбетя Бегишева, Балагуша Бегишева, Минлибая Токпердина, Бекмурзы Минлибаева, Серкея Бегишева, Кожбахты Бекимбетева, Кереляка Минлигулова, Кашика Минлигулова, Карагаша Казагулова, Салтангула Азике­ева, Исенгула Исенеева, Урумейтя Чисарина, Беккула Канамгозина с товарищи. По допросу их все волости и всех деревень сказали: Вотчина-де у них у всех – Челжеуцкие волости в обще за Уралом-горою. А межа-де той вотчине: Сеняр-озеро2, а с того озера на гору Моховую, а с той горы на устье речки Исеняк, а с тое речки до Котлунского устья и до вершины, а с той речки через Урал-гору к Уфимской стороне на вершину речки Уилги, а с той вершины на вершину ж речки Анагуль, а с той речки на вершину речки Чусовой, а с той вершины на вершину речки Шаханлы, а с той вершины на вершину ж речки Коган, а с той вершины на речку Елагач, а с той речки на речку Чекмарды, а с той речки на гору Чивулду, а с той горы на гору ж Навиердяк, а с той горы на речку Кавилгу, а с той речки на суходол Наенгарерчу, а с того суходолуна Уергын-камень, а с того камени на вершину речки Леуш, да по речке Левларды и сосняком, а с той речки через Урал-гору на степную сторону на речку Бултав, а с речки Бултава на речку Усман, а с той речки на речку Секирян, да с той речки на гору Елдамыш, а с той горы на речку Аремыль3, а с той речки на вершину речки Сабаут, а с той речки на речку Каминши, а с той речки до Толбинского устья, а с того устья на Ик-речку, а с той речки на камень Кумю, а с того камня на речку Сяир, а с той речки на речку Лубасты с устья и до вершины, а с той речки на озеро Кунгур, а с того озера на болото Кулес, а с того болота на речку Сеняр. А в той вотчине звериные и рыбные и всякие ловли, а бортных угодьев нет. А ясаку-де они с той вотчины платят на Уфу по 35 куниц на год» [6].
Упомянутая в нескольких документах р.Синара протекает в северной части Челябинской области и впадает в р.Исеть в Курганской волости. На этой реке находится лишь одна башкирская деревня – поселение башкирского рода Сынрян – Карино (второе название Сынгрян). Сейчас рядом с ней, ниже и выше по течению реки, расположены мишарские и русские села северной части Кунашакского и Каслинского районов. Аулы салъютских башкир ныне находятся к югу и юго-востоку от указанной д.Карино: в долине р.Караболка и к востоку от нее, в окрестностях многочисленных озер этого края. В прошлом вотчиной рода Салъют (Салжиут, Сальзигут) была нынешняя северо-восточная и центральная части Кунашакского района. Ими основано 15 поселений, почти все из которых сохранились вплоть до настоящего времени, хотя и произошло сокращение численности населения в них. В прошлом на вотчине салъютов существовало поселение кудейских башкир – Капкан. Еще две небольшие салъютские деревни имеются в соседнем Каслинском районе области (Большое и Малое Кызылово).

Муре, Байбускар

Деревня Муре (Мурино) – селение башкир рода Салъют к западу от оз.Маян и Куракли-Маян. VI ревизская сказка, прошедшя в 1811 г., отметила в Муриной при 22-х дворах 67 жителей мужского пола (эта ревизия не учитывала души женского пола). Старейшие жители села, зафиксированные этой ревизией: Мустафа Утяев (1720–1809 гг.), Балтагул Рахимкулов (1720–1811 гг.), Бикбикиня Рахимкулов (1728–1801 гг.), Муртушь Б[ирсинь] (1725–1809 гг.), Буляк Рахимкулов (1729–1808 гг.), Ма[нуня] Илдеев (1735–1803 гг.), Туюм Ман[суров] (1735–1809 гг.) и его брат Кулбай Ман[суров] 77-и лет, Алипкул Килимбетов 77-и лет, Тупей Рахметьев 86-и лет, Валит Буранчин 67-и лет, Шарыпул Балтагулов 66-и лет [7].
По VII ревизии населения (1816 г.), как и соседние Серкина и Чекурова, относились к 15-му юрту. В 22-дворной Муриной проживало 129 жителей (66 душ мужского пола (далее – м.п.) и 63 души женского пола (далее – ж.п.)). Двоеженцами по этой ревизии были Сейфитдин Баязитов, 36 лет (жены Каешбика, 25 лет, и Шарыфа, 15 лет); Мусабай Муртышев, 53 года (жены Нурабига, 35 лет, и Шагарбань, 24 лет); Аб[ул]кагир Балтагулов, 47 лет, (жены Фатима, 37 лет, и Байрашбика, 22 года); Сагит Тю[кеев], 49 лет (жены Кульбазар, 40лет, и Загифа, 40 лет); Сабит Мустафин, 50 лет (жены Мадина, 40 лет, и Сирюбика, 25 лет) [8].
К Учету 1869 г. Мурино – 35-дворное поселение с 242-мя жителями, при этом на 110 душ м.п. приходилось 132 души ж.п. [9].
Как видно из Учета населения, прошедшего в 1904 г., в 67-дворной Мурино проживало 502 жителя, в составе общества были также д.Серкина и д.Карина [10].
По материалам первой советской переписи (1920 г. / 1926 г.) здесь проживало 548 жителей при 107-и дворах. Как и другие поселения сальзигутовских башкир Мурино в тот период относилось к Буринской волости Аргаяшского кантона Башкирской республики [11].
Деревня Мурино обозначена на известной этнографической карте Европейской России П.Кеппена. На этой же карте, на противоположном от д.Муре берегу оз.Куракли-Маян, показана ныне несуществующая деревня салъютских башкир Байбускар. Эта деревня показана и на карте XIX в. – этнографической карте Европейской России А.Ф.Риттиха. Ревизия населения 1816 г. взяла на учет 39 дворов, где проживали 213 башкир. X ревизская сказка (1859 г.) обнаружила Байбускар в 5-м юрте, и она насчитывала 26 дворов и 220 жителей [12]. По сведениям за 1869 г. Байбускар расположена при оз.Сорви, здесь проживало 224 жителя при 33-х дворах. Первая Советская перепись населения (1926 г.) обнаружила ее довольно многолюдным поселением: здесь было 73 двора с 369-ю жителями.

Иксан, Серкино, Буре

Восточнее места, где находилась д.Байбускар, на северо-восточной окраине Кунашакского района расположилась д.Иксан. Отметим, что ревизия населения 1811 г. учла эту деревню в Терсятской волости (названа – «Итканова»), а по следующей ревизии 1816 г. часть жителей относилась к III башкирскому кантону Терсятской волости, часть – к V башкирскому кантону Сальзигутовской волости.
У нас есть сведения по численности мужчин этой деревни за 1811 г.: было взято на учет 262 человека. Ревизия населения 1816 г. учла в этой деревне 109 башкир Терсятской волости, проживавших в 19 дворах, и 11 башкир (3 двора) в Сальзигутовской волости, причем есть указание на то, что в 1813 г. 8 дворов сальзигутовцев (18 башкир-мужчин) ушли в Челябинский уезд [13]. Таким образом, можно сделать вывод, что жители д.Иксан по своему происхождению были разнородны: часть относились к роду Терсяк, часть – к роду Салъют. Учет населения 1869 г. показал деревню при оз.Акчакуль, здесь при 43-х дворах числилось 209 жителей, как остальные поселения башкир рода сальзигут, относились в тот период к Шадринскому уезду Пермской губернии. Первая Советская перепись населения 1920 г. учла в деревне 74 двора (345 жителей-башкир).
Еще одно поселение, основанное салъютами, расположено на западном берегу оз.Маян – Серкино (Серкаево, Серкова). Один из основателей этого аула – Серка Акмычиков назван в числе башкир-вотчинников Салъютской волости, участвовавших в продаже земли по р.Синаре подполковнику И.Г.Муфелю. Эта деревня также отражена на этнографической карте Европейской России П.Кеппена. Ревизия населения 1816 г. учла в ней 23 двора, где проживали 150 башкир. Отметим мужчин-многоженцев по этой ревизии: 35-летний юртовой старшина Исмагил Базаргулов (жены Аминя, 41 год, и Шаи[ха], 37 лет), 57-летний Кузямыш Заитов (жены Салдана[к], 51год, и Хаира, 25 лет), Нигаматулла Габбясов, 37 лет (жены Тайбика, 45 лет, и Гаитьбика, 48 лет); 33-летний Ишберды Ишалин (жены Шагарбан, 34 года, и Байбика, 19 лет), 34-летний [Ушу]рзянь Кутушев (жены Юма[кана], 36 лет, и Кильдыбика, 18 лет) [14]. Наряду с дд.Иксан и Капкан она относилась в момент проведения ревизии населения 1834 г. к 7-му юрту III башкирского кантона.
X ревизская сказка (1859 г.) обнаружила в Серикаевой 112 душ м.п. и 95 душ ж.п., они числились при 28-и дворах [15].
К Учету населения 1869 г. в Серкина (Серкаева) насчитывалось 35 дворов и 234 жителя (110 душ м.п. и 124 душ ж.п.). Учет 1904 г. показал Серкина в Муринском обществе Буринской волости, здесь при 60 дворах числилось 354 башкира-вотчинника. Перепись 1920 г. обнаружила ее относительно крупным поселением с 435-ю жителями (94 двора).
Архивные материалы упоминают д.Буре (Бурино) в 1698 г. Уже тогда в деревне имелось медресе, где дети получали религиозное образование [16]. Бурино – старинное селение башкир рода Салъют, расположенное на берегу оз.Кумкуль на месте башкирского зимовья. Названа по имени жившего здесь родового подразделения «Буре» [17]. В XIX в. д.Бурино было одним из волостных центров Шадринского уезда. Старшиной этой волости был полковник Абдулхалик, а после его смерти – его сын Гатиатулла Абдулхаликов. Перепись населения (1897 г.) учла здесь 147 дворов, в которых проживал 681 житель [18]. Д.Бурино обозначена на известной этнографической карте П.Кеппена.
VII ревизская сказка (1816 г.) обнаружила эту деревню в составе 14-го юрта 3-го Башкирского кантона Шадринского уезда. Среди его жителей отметим юртового старшину Абдулнасыра Абдулгафарова, он проживал с тремя женами (Гульбану, 48 лет; Фариза, 46 лет; Загифа, 19 лет), сыном Абдулхаликом, 12 лет, и тремя дочерьми. Всего по этой ревизии здесь насчитывалось 54 двора, где проживали 344 башкира (161 душа м.п. и 183 души ж.п.) [19].
Учет населения 1904 г. показал Бурино центром одноименной волости Шадринского уезда, куда вошли все аулы сальзигутовских башкир, а также аулы Ашировского общества (дд.Ашир, Махмут, Аливкул, Мосеева) являющиеся поселениями родовой группы Терсяк. Всего в поселениях Буринской волости проживало 7350 жителей (3747 душ м.п. и 3603 души ж.п.), числившихся в 1256-и дворах (хозяйствах). Все жители этой волости – башкиры-вотчинники. В тот период в селе Бурино проживал 751 житель при 128-и дворах.
К Советской переписи населения 1920 г. количество дворов выросло до 157, а жителей насчитывалось 720 человек. В тот период Буринская волость относилась к Аргаяшскому кантону Башкирской республики. Помимо башкирских сел к этой волости относились и мишарские села региона – Нижняя (Усть-Багяряк), Новая (Янги-Аул), Усманова. Из ушедших на Великую Отечественную войну 101-го жителя д.Бурино не вернулись на родину 54 человека [20]. Недалеко от Бурино, также на оз.Кумкуль, была деревня сынрянских башкир Юмагул (Жумагул, Кумкуль), которая в прошлом столетии исчезла с карты района, а ее жители переселились в Бурино. К сожалению, в течение советского и постсоветского периода истории произошло существенное снижение численности деревни: Всероссийская перепись 2010 г. учла в Бурино 360 жителей.

1По всей видимости, за Каслинско-Сысертским увалом, Ревдинским и Коновалово-Уфалейским хребтами.
2Озеро Синара.
3Река Арамиль – левый приток р.Сысерть, к югу от г.Екатеринбург.


(Продолжение следует)


Литература и источники

1. Р.Г. Кузеев. Происхождение баш­кирского народа. – М.: Наука, 1974. – С.232.
2. Рашид ад-дин. Сборник лето­писей. Т.1. Кн.1. – М.-Л. АН СССР, 1952. – С.178.
3. Государственный архив Сверд­ловской области (ГАСО). Ф.24. Оп.1. Д.9. Л.330–330 об. Подлинник; Там же. Д.98. Л.203–203 об. Заверенная копия.
4. Байдин В.И., Грачев В.Ю., Ко­новалов Ю.В., Мосин А.Г. Уктус, Уктусский завод и его окрестности в XVII–XVIII вв. – Екатеринбург: ООО «Грачев и партнеры», 2011. – С.9.
5. Российский государственный архив древних актов. Ф.1327. Спорные дела Генерального межевания по Пермской губернии. Оп.2. Д.3518. Л.71.
6. ГАСО. Ф.24. Оп.1. Д.385. Л.139–140.
7. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф.И. – 138. Оп.2. Д.131. Л.102–104.
8. Там же. Д.407. Л.330–334, Л.343–346.
9. Здесь и далее статистические сведения по населенным пунктам сальзигутовских башкир на 1869 г. взяты из: Список населенных мест по сведениям 1869 года. – Санкт-Петербург: Типография Министерства внутренних дел, 1875. – С.366–367.
10. Здесь и далее статистические сведения по населенным пунктам саль­зигутовских башкир на 1904 г. взяты из: Список населенных мест Пермской губернии. – Пермь: Типография Губернской земской управы, 1905. – С.377–378.
11. Здесь и далее статистические сведения по населенным пунктам саль­зигутовских башкир на 1926 г. взяты из: Населенные пункты Башкортостана. Ч.III. Башреспублика, 1926. – Уфа: Китап, 2002. – С.14–15.
12. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.785. Л.67–77.
13. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.407. Л.458.
14. Там же. Д.407. Л. 337–340.
15. Там же. Д.785. Л.199–210.
16. Российский государственный ис­торический архив. Ф.91. Оп.3. Д.672. Л.327–328.
17. Наш край родной. Краеведческое издание / Составители К.Д.Муртазина, Ж.А.Вагапова. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. – С.22.
18. Там же.
19. НА РБ. Ф.И.138. Оп.2. Д.407. Л.286–292 об.
20. Там же. С.90.

Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть I
Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть I
Башкирский род Салъют (Салжиут). Часть I
Автор:Рафиль АСЫЛГУЖИН, кандидат философских наук
Читайте нас: