Партнерское финансирование подразумевает принцип сотрудничества между инвестором и клиентом в распределении и прибыли, и рисков. За ответом на вопрос, для чего понадобилось расширять существующий набор финансовых инструментов, мы обратились к представителю республиканского подразделения Банка России – управляющему Отделением – Национальным банком по Республике Башкортостан Банка России Марату Кашапову.
– Традиционные финансовые продукты и услуги в Башкортостане развиты и широко представлены. Но для части населения они не подходят по религиозным или этическим соображениям. И эти люди либо вынуждены мириться с таким положением вещей в отсутствие подходящих предложений, то есть жить в некоем противоречии со своей верой и принципами, либо вообще не входят в контур финансовой системы. Создать условия для нормальной жизнедеятельности человека, предпринимателя с учетом его религиозных и нравственных предпочтений – это задача и государства, и самого финансового сектора, – пояснил Марат Кашапов.
Бизнесу предоставляется возможность расширить круг клиентов за счет религиозно и этически мотивированных, привлечь инвестиции, которые невозможно было бы получить, используя только классические финансовые инструменты. Что касается государства, то привлечение средств в финансовый сектор всегда важно для любой страны. И здесь, помимо традиционного кредитования, следует развивать долгосрочные инструменты финансирования – долговое и долевое. И как раз в партнерском финансировании сделки инвестиционного характера направлены на долгосрочное, долевое финансирование проектов предприятий и экономики в целом. Также это возможность привлечь внешние инвестиции, преимущественно из стран Востока (и не только).
Таким образом, партнерское финансирование дополняет имеющуюся палитру финансовых продуктов и позволяет привлечь на финансовый рынок новых участников – граждан и предпринимателей, которые хотят пользоваться финансовыми услугами в соответствии со своими особыми предпочтениями.
Внесем ясность: партнерское финансирование – не только для мусульман. Не случайно в законе закреплено определение «партнерское финансирование», а не «исламский банкинг».
– Важно понимать, что партнерское финансирование – это не религиозная система, а типы финансовых инструментов, которые может выбрать человек любого вероисповедания. В законе прямо сказано, что компании – участники эксперимента не вправе отказывать в оказании финансовых услуг по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, – подчеркнул управляющий Национальным банком.
При этом внутри партнерского финансирования есть и собственно исламское.
– Если компания придерживается принципов ислама, соответствует принципам шариата и располагает соответствующим заключением, то она имеет основание считать себя работающей в рамках исламских финансов, – пояснил Марат Данилович. – Такие компании дополнительно проводят процедуры обеспечения соответствия нормам шариата, у них созданы специальные советы, внутри организации имеются эксперты, следящие за этим соответствием.
Пожалуй, каждый, кто слышал о партнерском финансировании, задавался вопросом: какие банковские продукты и услуги доступны в рамках этой системы, в чем их отличие от привычных нам?
По словам Марата Кашапова, это другая модель финансовых, торговых, коммерческих, имущественных отношений. Деньги – всего лишь средство расчета, платежа, но не объект сделки. Объектом является реальное имущество либо инвестиция в конкретное производство.
В партнерском финансировании есть ряд ограничений. Например, запрет на установление процентной ставки в качестве вознаграждения по операциям.
– Как мы знаем, в классической банковской системе в результате ссужения или инвестирования денег предусмотрены проценты. Поскольку в исламских финансах ссудный процент запрещен, то основными базовыми принципами являются инвестиции на принципе разделения прибылей и убытков, то есть фактическое соучастие в проектах, в бизнесе. Либо же это операции, связанные с куплей-продажей товаров или их арендой. Словом, в основе исламских финансов – не движение денег, а операции с товарами, работа с реальными активами, инвестиции, – комментирует он.
Кроме того, в партнерском финансировании запрещено инвестировать в социально порицаемые виды деятельности. Например, в игорный бизнес, производство и продажу табачной и алкогольной продукции, оружия. Нельзя заниматься и высокорисковыми сделками, операциями, получать доход от случайных событий, к которым можно отнести лотерейный выигрыш.
Какие модели финансирования используются в исламском банкинге? Для нас, обычных потребителей, термины мурабаха, мудараба, мушарака, иджара малопонятны. Смысл этих финансовых инструментов разъяснила магистр по исламскому праву Зульфия Ханова:
– В Коране четко написано, что ростовщичество – обмен денег на деньги с надбавкой – запрещено. Разрешена мурабаха – любой вид торговли в рассрочку, где может быть установлена наценка на товар. В экономическом смысле она похожа на операцию банковского кредитования, когда целью является покупка товара. Но разница в том, что классическое банковское кредитование предполагает, что вам дают деньги, а вы дальше их тратите на приобретение товара, и за это банк берет процент. А в исламских финансах организация, участник эксперимента по партнерскому финансированию, приобретает по поручению клиента товар и передает его с рассрочкой платежа, – рассказывает она. – Еще одна форма вложения денег – мудараба, когда один партнер предоставляет денежные средства другому партнеру с целью их инвестирования в коммерческое предприятие. Плата за работу предусматривается либо фиксированная, либо выплачивается процент от прибыли. При этом все риски несет инвестор. Мушарака – совместное долевое предприятие. В данном случае каждый партнер вкладывает в актив или бизнес некоторую долю инвестиций и имеет право на участие в управлении этим бизнесом. Для обеспечения соответствия каждого финансового продукта нормам шариата действует трехуровневая система контроля: внутренний контроль, внешний контроль и независимый аудит. Контроль должен быть периодический, в течение всего процесса.
Практически каждая вторая семья в нашей стране знает, что такое ипотека. Подобное кредитование в числе наиболее востребованных. А как решают жилищный вопрос сторонники партнерского финансирования? Какие риски связаны с использованием исламской ипотеки при изменении рыночных условий?
– Под ипотечным кредитованием понимают предоставление денег под залог недвижимого имущества. Похожий продукт – условно назовем его «исламская ипотека» – предлагают и на рынке партнерского финансирования, но он не связан с ссужением денег. Это либо купля-продажа недвижимости по заявке клиента с рассрочкой платежа, либо предоставление этой недвижимости в аренду, в том числе с возможностью выкупа. По экономическим целям оно близко к классическому банковскому ипотечному кредитованию. Разница опять-таки в том, что в основе сделки лежат не деньги, а товар – недвижимость. Деньги идут либо в погашение этой рассрочки, либо в арендные платежи. Есть еще такой момент – при классической банковской ипотеке при досрочном погашении кредита пересматриваются условия погашения по сравнению с первоначальными, а в исламских финансах принято, что контракт заключается на конкретный срок, который пересмотру не подлежит, – комментирует управляющий Отделением – Национальным банком по РБ. – С другой стороны, здесь есть баланс рисков и цены. Получатель недвижимости (не кредита!) в организации партнерского финансирования не несет дополнительных издержек в случае возникновения просрочки платежа. Если это непреднамеренная просрочка, на него не будут возложены дополнительные пени и штрафы, что предусматривается в классическом кредитовании. При этом сама недвижимость, будучи предметом обеспечения, может быть обременена ипотекой, на нее может быть наложено взыскание. Тут уже надо смотреть – что экономически выгоднее и более приемлемо для самого клиента. Банки, которые работают на этом рынке, стараются выравнивать условия кредитования, но все же здесь полного сопоставления быть не может, потому что исламское финансирование построено на других источниках.
Как быть, если обладатель «исламской ипотеки» оказался в сложной финансовой ситуации? Он может обратиться в организацию, где совершалась жилищная сделка, и попросить послабления в исполнении обязательств. В исламе не допускается ставить кого-либо в кабальные условия, пользоваться его неблагоприятным положением. Более того, религия призывает помогать человеку, попавшему в трудные жизненные обстоятельства. Если только он не мошенник и не злоупотребляет своим правом. Поэтому можно сказать, что организация, разделяющая принципы исламских финансов, с большей готовностью пойдет на реструктуризацию долга.
Еще один вопрос, который имеет немаловажное значение, касается страхования. Как пояснил Марат Данилович, эксперты по исламским финансам классическое страхование считают неприемлемым:
– Классическое страхование базируется на коммерческих принципах, когда ведется своеобразный торг страхователя со страховой компанией. Мы как бы торгуемся со страховщиком относительно того, с какой вероятностью будет реализовано то или иное негативное событие. При определении страховой премии предполагается, что она покроет вероятный ущерб. В исламе же считается, человек предопределить будущее не может. Делать ставки – это сделка пари. Она, как другие азартные игры и лотереи, в исламе считается харамом, игрой на волю случая. В исламских финансах есть аналог страхования, который служит той же задаче – покрытию ущерба, который может случиться вследствие неблагоприятных условий. Этот продукт исламского финансирования называется такафул. Его суть в том, что создается фонд взаимопомощи, и его участники в складчину формируют денежный капитал, который инвестируется в разрешенные активы. В случае возникновения неблагоприятной ситуации у одного из пайщиков этот ущерб компенсируется – на условиях, определенных в этом фонде.
В целом в партнерском финансировании могут применяться практически все меры, предусмотренные российским гражданским законодательством и допустимые с точки зрения шариата. К ним относятся залог, поручительство, обеспечительный платеж, удержание и некоторые другие. Кроме, как уже сказали, неустойки и штрафов – они являются разновидностями рибы (ссудного процента). Есть еще один дискуссионный момент: некоторые эксперты в исламских финансах считают допустимым взыскание штрафов для дисциплинирования должника. Но деньги должны пойти не кредитору, получателю инвестиций, а использоваться в благотворительных целях. Однако лучше избегать и такой формы.
Аренда (или лизинг) также активно используется в партнерском финансировании. В основе – некий товар, реальный актив, передающийся в лизинг. Здесь не допускается начисление штрафов, пеней, неустоек. Базовый принцип участия в прибылях и убытках предполагает, например, вложение в предприятие.
Один из операторов пилотного проекта в Республике Башкортостан – АО «Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан».
– Реализация партнерского финансирования позволит предпринимателям республики воспользоваться финансовыми услугами в соответствии со своими этическими и религиозными аспектами – это отсутствие процентной ставки, справедливое распределение рисков между всеми участниками сделки. 8 апреля ЦБ РФ включил нашу компанию в Реестр участников эксперимента по партнерскому финансированию. Весьма символично, что дата включения совпала с окончанием священного месяца Рамадан. 19 апреля была реализована первая сделка по продукту иджара, – рассказывает генеральный директор АО «РЛК РБ» Азат Хайруллин. – В сентябре разработан и запущен второй продукт по партнерскому финансированию – мурабаха. По каждому продукту получен сертификат Совета по этическому (шариатскому) комплаенсу о соответствии шариатским стандартам.
Как пояснил Азат Вельмирович, условиями продуктов по партнерским финансам предусмотрено финансирование от 500 тыс. до 50 млн руб. на срок до 36 месяцев. Предметом лизинга/договора купли-продажи выступают спецтехника, транспорт (грузовой, легкий коммерческий), автобусы.
– Требования к клиентам не изменились, это по-прежнему должен быть субъект малого и среднего предпринимательства, который включен в реестр и осуществляет деятельность, не противоречащую нормам и требованиям шариата. В отличие от традиционного лизинга, в случае с иджара все риски по объекту до момента выкупа сохраняются за нашей компанией как за собственником имущества. Исключаются также штрафы и пени за просрочку платежей. На сегодняшний день по данному продукту заключены четыре сделки на общую сумму 26,1 млн рублей. Каждая сделка прошла внутренний и внешний шариатский комплаенс-контроль. По второму продукту – мурабаха на рассмотрении находится заявка по приобретению транспорта стоимостью 1,7 млн рублей, – пояснил директор компании, который считает, что лизинг по партнерскому финансированию – перспективное направление развития с большим потенциалом для роста и расширения клиентской базы. – Развитие этого сегмента будет стимулироваться ростом спроса на исламские финансовые услуги, созданием новых продуктов и услуг.
Эксперимент по партнерскому финансированию стартовал 1 сентября 2023 года, рассчитан он на два года. Кроме Башкортостана, в качестве пилотных регионов выбраны Татарстан, Чечня и Дагестан. По прошествии этого времени можно будет делать выводы: насколько целесообразно масштабирование этой деятельности в нашей стране?
Несмотря на то, что законодательные рамки созданы лишь в прошлом году, фактически исламский банкинг имеет многолетнюю историю.
– В Башкортостане первые примеры проведения операций, соответствующих принципам исламского финансирования, были уже в конце первого десятилетия – в 2008–2009 годах, когда появились товарищества на вере (коммандитные товарищества). Один из местных банков выпускал беспроцентную дебетовую карту. Немного позднее открылось подразделение одного из инорегиональных банков, которое осуществляло операции лизинга, соответствующие принципам исламских финансов. Более того, предприниматели из мусульманской среды пользуются операциями, которые реализовывают между собой – ссужают друг другу деньги на непроцентной основе, участвуют в бизнесе, – рассказывает Марат Кашапов. – Считаю, что первый год эксперимента в нашей республике прошел активно. Структуры, принадлежащие государству, активно включились в этот процесс, так как партнерское финансирование позволяет получить различные инструменты поддержки бизнеса. Например, льготный лизинг или же беспроцентные гарантии для малого и среднего бизнеса – вот такие продукты сейчас предлагаются со стороны организаций с госучастием. Все это дополняет те коммерческие операции, которые осуществляют банки и другие коммерческие организации.
Эксперимент может быть продлен. Сейчас обсуждаются не только его возможное продление, но и расширение.
– Дело в том, что для перехода к полноценному правовому регулированию на основе общего, а не экспериментального регулирования, нужно очень серьезно подготовиться. Законопроектная деятельность, затрагивающая нормы банковского, налогового, возможно, гражданского законодательства, требует времени. Есть мнение, что до этого необходимо разработать систему стандартов, регулирующих операции партнерского финансирования. Они недостаточно конкретно описаны в этом законе и нуждаются в детализации, чтобы клиенты могли более прозрачно заключать сделки с организациями партнерского финансирования, а финансовые регуляторы и налоговые органы имели возможность выровнять условия деятельности на финансовом рынке. Давайте поясним, почему возникает вопрос по налогообложению. Дело в том, что современное налогообложение не учитывает особенности исламских финансов. Многие нормы закона приспособлены под классические формы процентного финансирования. Также различные меры госрегулирования и поддержки граждан и бизнеса в виде льгот, субсидий, других ресурсов от государства имеют привязку к проценту. Участники эксперимента призывают изменить систему государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях и приспособить их под принципы партнерского финансирования. В свою очередь представители государства считают необходимым сначала четче определить стандарты – тогда государственные институты смогут понять, как перестроить систему налогов, льгот, субсидий и т.п., – рассказывает мой собеседник.
Цифры таковы: объем сделок в рамках проекта по итогам первого полугодия 2024 года составил 5,4 млрд руб. Об этом сообщила директор департамента стратегического развития финансового рынка Банка России Екатерина Лозгачева на форуме «Экономика Дагестана: потенциал и вектор развития». Во всех четырех субъектах есть компании, которые вошли в Реестр участников эксперимента по партнерскому финансированию. В Башкортостане сегодня их пять – АО «Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан», Благотворительный фонд «Поддержка», АНО «Башкирская микрокредитная компания», АНО «Агентство РБ по предпринимательству» и «Венчурный фонд РБ». Они относятся в основном к институтам поддержки малого и среднего бизнеса.
– Реестр участников партнерского финансирования ведет Банк России, он же регулирует деятельность на рынке партнерских финансов. Перед тем, как вступить в финансовые отношения с какой-либо организацией, следует убедиться, что эта компания официально о себе заявила. На сайте Банка России есть перечень всех организаций, которые имеют право работать на финансовом рынке нашей страны. Кроме того, ведется и так называемый «черный список» организаций, в работе которых есть признаки незаконной деятельности. От таких компаний точно следует держаться подальше, – призвал к бдительности Марат Данилович.
Две компании из Башкортостана, вошедшие в реестр партнерского финансирования, уже начали операции. Сумма реализованных сделок составила порядка 35 млн рублей, финансирование предоставлено предпринимателям из малого и среднего бизнеса. Они получили соответствующее заключение шариатских экспертов на то, что их продукты отвечают принципам исламских финансов.
На сегодняшний день перспективы развития партнерского финансирования в нашей республике выглядят многообещающе. Как отмечают эксперты, спрос на услуги исламского банкинга будет только расти. Поддержка со стороны государства и финансовых регуляторов тоже способствует его продвижению. А эксперимент поможет оценить заинтересованность потребителей в новых финансовых инструментах. Увеличится доступность услуг и для обычных граждан. Более того, в текущих геополитических условиях развитие партнерского финансирования в России поспособствует привлечению внешнего капитала, расширению географии инвестиционного и торгового сотрудничества страны.