Все новости
Экономика
12 Сентября , 11:00

Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших страны

С Денисом Никитиным, коммерческим директором международного аэропорта «Уфа» имени Мустая Карима, поговорили об уфимском небесном причале в ракурсе «было» и «стало». В разговоре с руководителем, который в том числе организует работу прогнозирования конъюнктуры авиационного рынка, обсудили историю воздушной гавани, сделав акцент на ее завтрашнем дне, поскольку модернизация аэровокзального комплекса помимо мобильности уфимцев и гостей республики, определяет и важное экономическое направление в развитии Республики Башкортостан.

Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших страны
Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших страны

Начинался с небольшого авиаотряда

– Денис Владимирович, что значит для вас аэропорт «Уфа»? Только место работы или же нечто большее?

– Аэропорт, куда я пришел работать сразу после студенческой скамьи, получив диплом Уфимского государственного авиационного технического университета по направлению «Управление и информатика в технических системах», стал для меня вторым домом. А коллектив, в котором я за двадцать лет работы вырос профессионально, – семьей, дружной и поддерживающей.
Работа, в силу высоких требований и системности, держит в постоянном тонусе – в режиме 24/7. Чтобы быть профессионалом в авиационной отрасли, нужно мыслить масштабно и в то же время держать фокус внимания на деталях. Иначе нельзя.

– На любом предприятии особое отношение к своей исторической летописи. Какие из прошлых событий вы считаете самыми значимыми для воздушных ворот нашего региона?

– Международный аэропорт «Уфа» отсчет своей истории ведет с 1923 года, то есть ему уже больше века. На заре советского периода он начинался как сельскохозяйственный авиаотряд. За прошедшее столетие превратился в один из крупнейших аэропортов России, войдя в топ-10 по объему пассажиропотока. Длительное время являлся базой республиканской авиакомпании «Башкирские авиалинии», вплоть до ее ликвидации.
Лично для меня самые важные вехи в работе авиагавани связаны со временем моей работы в ней. На эти годы пришлись подготовка и встреча высоких гостей на саммитах ШОС и БРИКС, открытие нового терминала международных авиалиний с участием министров транспорта государств – членов Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в 2015 году, а также масштабная реконструкция аэродрома и второй взлетно-посадочной полосы.
В 2020 году, в разгар пандемии коронавируса, мы уделяли повышенное внимание сохранению здоровья и безопасности пассажиров и персонала. Делали все, чтобы максимально сохранить географию полетов и объемы перевозок. И по итогам года нам удалось удержать лидерство по пассажиропотоку среди аэропортов Приволжского федерального округа.
Аэропорт «Уфа» продолжает успешно развиваться и сегодня. В 2021-м открыли терминал прилета внутренних авиалиний. В конце прошлого года ввели в эксплуатацию навес, объединяющий в единую архитектурную концепцию здания аэровокзалов. Возможно, прозвучит громко, но главное наше достижение – это доверие пассажиров. Об этом лучше всего говорят цифры. Впервые в своей истории по итогам 2023 года аэропорт Уфы обслужил почти пять миллионов (!) пассажиров.

– В России в настоящее время действуют 92 аэропорта. Какое место занимает наш – имени Мустая Карима – среди своих собратьев на федеральном уровне?

– Если быть точными, в стране сейчас функционируют почти 300 аэропортов, 92 из них имеют федеральный статус. Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших и занимает девятое место в России по объему пассажиропотока.

– Как вы лично отнеслись к идее наделения наших российских аэропортов именами известных людей страны ?

– Решение о присвоении международному аэропорту «Уфа» имени народного поэта Башкортостана Мустая Карима принято президентом России Владимиром Путиным в 2019 году по итогам народного голосования. Считаю это абсолютно справедливым. Ведь творческое наследие великого Мус­тая – это большая ценность и, по сути, визитная карточка Башкортостана. Графическое портретное изображение нашего земляка можно встретить в терминалах, на посадочных талонах и так далее.

– Мы, пассажиры, видим, что наш аэропорт находится в состоянии перманентной модернизации. Расскажите о воплощенных в жизнь проектах с учетом того, что какие-то из них – зримые для жителей республики, а другие остаются на втором плане, но они такие же значимые для успешной деятельности предприятия.

– Любые строительные и ремонтные работы, безусловно, вызывают неудобства для пассажиров. Но все изменения делаются для того, чтобы в дальнейшем обслуживание было еще более быстрым, безопасным и комфортным. Стремительное увеличение пассажиропотока требовало от нас ускорения в части модернизации терминального комплекса и увеличения пропускной способности нашей инфраструктуры.
Со строительством здания прилета внутренних авиалиний общая площадь терминала расширилась более чем в два раза – до 29 тысяч квадратных метров, а пропускная способность увеличилась с 600 до 1 200 человек в час. Между зданиями прилета и вылета пассажиры перемещаются по теплым межтерминальным переходам и на первом, и на втором этажах зданий.
Расширили зону ожидания вылета внутренних рейсов. Нынешней зимой открыли два новых выхода на посадку. Масштабный навес на привокзальной площади упорядочил транспортную навигацию на территории аэровокзала, а также защитил пассажиров от возможных осадков на входе.


До семи миллионов пассажиров в год

– Аэропорт «Уфа» в текущем году по итогам национальной премии «Воздушные ворота России» получил награду в номинации «Лучший инвестиционный проект года». Расскажите, пожалуйста, о нем чуть подробнее: в чем его польза и привлекательность для региона, учитывая, что предприятие принадлежит республике?

– Мы гордимся, что жюри премии, в которое входят представители авиационных российских властей, авиакомпаний, отраслевых ассоциаций и независимые эксперты, по достоинству оценило сданный в эксплуатацию навес, объединяющий внутренний и международный терминалы аэропорта в единый архитектурный комплекс.
Работы по его строительству завершились в декабре 2023 года с опережением срока сдачи на полтора месяца. Вспомогательное технологическое сооружение площадью почти девять тысяч квадратных метров построено исключительно за счет собственных финансовых средств предприятия, без кредитов и бюджетных дотаций. Основной функцией объекта является, как уже говорил ранее, комфортная навигация автомобильного транспорта и пассажиров вне и внутри зданий аэровокзала.

– За последние пять лет пассажиропоток на воздушных линиях из нашего аэропорта, как вы говорили, вырос вдвое – до пяти миллиона человек в год. Ставится задача к 2030 году довести этот показатель до семи миллионов пассажиров в год. За счет чего планируется достижение этой цели?

– Для достижения этого показателя в первую очередь необходимо развитие аэродромной и терминальной инфраструктуры. В уфимской воздушной гавани планируется модернизация аэровокзального комплекса, предполагающая реализацию концепции единого моноблока, то есть объединения зданий внутреннего и международного терминалов.
Реализация этого проекта направлена на повышение качества предоставляемых услуг и предусматривает расширение зоны регистрации и ремонт части терминала внутренних авиалиний, объединение двух терминалов единой галереей и увеличение зон нахождения пассажиров.
С ключевыми авиаперевозчиками постоянно ведется целевая работа по развитию авиаперевозок из аэропорта «Уфа». Так, одним из ключевых стратегических партнеров аэропорта – авиакомпанией «Аэрофлот» – реализуется программа развития авиаперевозок из столицы Башкортостана, включающая высокочастотные рейсы в московском направлении, курорты России и зарубежья. Результатом этой работы в 2023 году стали рекордные показатели объемов авиаперевозок за всю историю сотрудничества аэропорта Уфа и крупнейшего авиаперевозчика России.
Также приоритетным вектором для повышения авиационной подвижности населения является увеличение объемов субсидирования авиаперевозок, что позволяет получить дополнительный экономический эффект как для аэропорта, так и для Башкортостана в целом. Кроме того, стоимость билетов на таких маршрутах ниже рыночной в среднем на 50 процентов, что позволяет сохранить высокий спрос на авиаперевозки.
В настоящее время субсидируются 16 направлений из Уфы, девять из них софинансируются из рес­публиканского бюджета совместно с другими регионами – это Астрахань, Волгоград, Грозный, Красноярск, Кемерово, Нижний Новгород, Новокузнецк, Омск и Тобольск. Общая сумма бюджетных средств, выделяемых республикой для финансовой поддержки направлений, составляет 131 миллион рублей.

 

Москва, Сочи, Новосибирск

– В каком направлении сегодня двигается небесный республиканский причал в развитии авиаперевозок?

– Ведем планомерную работу по внедрению программы развития регионального авиасообщения. Одной из ее составляющих стала модернизация авиационной инфраструктуры и развития транспортных коммуникаций между субъектами Российской Федерации с целью повышения уровня транспортной доступности регионов страны.
В настоящее время из Уфы выполняются полеты по 29 региональным направлениям. И работа по открытию новых рейсов продолжается. Запланированное на ближайшие годы улучшение терминальной инфраструктуры и увеличение мощностей аэровокзального комплекса позволит повысить количество пассажиров, пользующихся этим видом перевозок, и расширить сеть региональных маршрутов.

– Самые популярные международные и междугородние рейсы из Уфы?

– Самыми востребованными внутрироссийскими направлениями полетов остаются Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Новый Уренгой и Новосибирск. На международных авиалиниях, несмотря на сложившуюся политическую обстановку в мире, пассажиропоток имеет тенденцию постепенного увеличения, в том числе за счет расширения частоты и открытия новых рейсов в страны ближнего зарубежья.
Среди зарубежных направлений наибольшие темпы прироста пассажиропотока зафиксированы на направлениях в Анталью, Дубай, Шарджу, Шарм-эль-Шейх и Баку.

– Западные санкции как-то сказались на развитии предприятия? Если говорить языком пилотов, как можно охарактеризовать экономическую «турбулентность» – она легкая, умеренная, сильная или же экстремальная?

– Действительно, санкции, наложенные на авиационную отрасль России, так или иначе отразились и на работе нашего аэропорта. Но мы вовремя оценили ситуацию и продолжаем точечно решать возникающие проблемы. В целом, если смотреть со стороны, ничего не изменилось. Последствия ощущаются в технических вопросах. Например, увеличились сроки поставки запчастей и техники. Это даже не проблема, это данность, требующая новых подходов, таких как, например, долгосрочное планирование.
Что касается последствий санкций для авиаперевозок, то этот вопрос лучше адресовать авиакомпаниям. Но с учетом принятия российским правительством программы развития авиаотрасли до 2030 года (она предполагает выпуск не менее тысячи отечественных гражданских самолетов), авиация в России движется в правильном направлении. И нам будет на чем летать с сохранением высокого уровня безопасности. Так что никакой турбулентности нет.

– Для любого предприятия важно социальное самочувствие коллектива. Какое оно сегодня у ваших коллег? Что помогает поддерживать эту важную составляющую в стабильно положительном состоянии?

– На нашем предприятии трудятся полторы тысячи человек. Это большой коллектив, очень много династий, семейных пар. Для многих в работе в аэропорту есть элементы романтики – небо, самолеты... Мы понимаем важность уверенности в завтрашнем дне для наших работников, поэтому поддерживаем высокий уровень средней заработной платы по предприятию и постоянно ее индексируем.
Плюс к этому коллектив обладает широким социальным пакетом, о котором в двух словах и не расскажешь. Например, в прошлом году приняли решение обеспечить бесплатным горячим питанием весь коллектив. Сотрудников, живущих в отдаленных населенных пунктах, мы доставляем на работу и обратно вахтовыми автобусами. Есть добровольное медицинское страхование с возможностью лечения в ведущих частных клиниках Уфы, компенсация стоимости санаторно-курортного лечения для работников и их детей и многое другое. Гарантии для работников закреплены в обновленном коллективном договоре.

– Последние достижения аэропорта, которыми сегодня гордится коллектив предприятия, и по праву может и должна гордиться вся республика?

– Как я уже отметил, важным достижением аэропорта является достижение рекордного уровня пассажиропотока. По итогам 2023 года почти пять миллионов человек воспользовались нашими услугами. Это делает нашу авиагавань одной из крупнейших среди аэропортов Российской Федерации.

– Известно, что аэропорт много занимается благотворительной деятельностью. Какому направлению предприятие отдает предпочтение?

– Под благотворительной деятельностью мы понимаем прежде всего шефство над прилегающими к аэропорту населенными пунктами. Это, например, решение коммунальных проблем, отсыпка дорог, установка систем освещения и так далее.
В 2021 году силами предприятия построили объединенный филиал детской поликлиники №2 Уфы и поликлиники №1. Он располагается в поселке Аэропорт. Также наше предприятие активно участвует в формировании гуманитарного конвоя для бойцов в зоне специальной военной операции. Мы отправляли снаряжение, зимнее обмундирование, приборы ночного видения и иную необходимую для эффективного ведения боевых действий технику.
В 2023 году первыми создали волонтерский центр в рамках проекта «Шьем для наших». Активисты центра произвели свыше пятисот единиц бандан и снудов, необходимых бойцам на передовой в летний период. Эта абсолютно добровольная инициатива нашла отклик у нескольких десятков работников авиагавани и жителей Уфимского района. И это далеко не все, что мы делаем для жителей республики.

Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших страны
Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших страны
Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших страны
Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших страны
Международный аэропорт «Уфа» входит в десятку крупнейших страны
Автор:Фаниса ТАГИРОВА, «Ватандаш»
Читайте нас: