Отметим сразу, что имеющиеся в нашем распоряжении документы о генерале крайне отрывочны и нуждаются в серьезном критическом анализе. О нем очень мало информации в публичном доступе и это еще больше повышает интерес к этой, безусловно, примечательной исторической фигуре.
Перед описанием самой яркой части военной карьеры Ишбулатова попробуем разобраться с его семейными корнями и отследить основные этапы его дореволюционной жизни. Начнем с вопроса происхождения генерала. В нашем распоряжении есть несколько опубликованных и неопубликованных источников, позволяющих определить принадлежность рода Ишбулатовых. Совмещение и корреляция этих данных не дают односложного ответа, но позволяют с высокой долей вероятности прийти к следующему выводу. Ишбулатовы (Ижбулатовы) — башкирский род и, очевидно, знатного происхождения. Единственный сохранившийся документ, в котором Хаджи-Ахмет Ишбулатов четко и ясно указывает свою национальную принадлежность — это Всероссийская подворовая сельскохозяйственная перепись населения 1917 года. Генерал указал переписчику, что он является башкиром-вотчинником1. Данные записывали напрямую со слов домовладельцев, поэтому сомнений в их точности нет. Следующий документ более ранний — это Ревизская сказка 1850 года. В нем Исхак Ишбулатов (отец генерала) записан составителями документа под общей графой «Мещеряки»2. Таким образом, мы имеем два противоречащих друг другу документа, ведь не может же быть, чтобы отец был мишарем, а сын — башкиром, причем вотчинником? Следовательно, одно из определений неверно и здесь необходимо применить метод исключения. Логично предположить, что мишарская семья не могла породить башкира. необходимо ориентироваться на более точные и свежие данные подворовой переписи 1917 года. Ведь очевидно, что свою этно-социальную принадлежность Хаджи-Ахмет получил от отца, а тот — от своего родителя. Если верить шежере рода Ишбулатовых, их предыдущим местом жительства было село Иткинеево современного Янаульского района Башкортостана, откуда они переехали в Удрякбаш современного Благоварского района республики в конце XVII века3. Иткинеево — это селение башкирского рода Уран, и этот факт является косвенным подтверждением нашего мнения. Запись в ревизской сказке могла носить неверный характер, что объясняется небрежностью ее составителей, часто допускавших грубые ошибки. Тем не менее, данный вопрос нуждается в отдельной научной проработке.
Надгробный камень у могилы походного
старшины Башкиро-Мещерякского
(с.Удрякбаш Благоварского района РБ)
Хаджи-Ахмет родился в 1851 году, став девятым сыном Исхака Ишбулатова, который имел трех жен и, по всей видимости, был довольно состоятельным человеком. Отец будущего генерала состоял в Башкиро-Мещерякском войске и к 1814 году дослужился до чина зауряд-сотника, а спустя четыре года получил должность походного старшины. Примечательно, что своей довольно успешной карьерой он был обязан не военным заслугам в период наполеоновских войн с участием России, в которых приняли участие полки Башкиро-Мещерякского войска, а выполнению важных дипломатических миссий в Казахстане на территории Младшего жуза, где завершался процесс вхождения этих земель в состав Российской империи4. Политическую важность присоединения казахских земель в XIX веке трудно переоценить. Результатом стало значительное расширение территории России, но гораздо более важным было выдвижение Москвы к среднеазиатским государствам, которые впоследствии также были включены в состав страны. К концу XIX века Россия становится полноценным участником международной политики в Центральной Азии, где сосредотачивается внимание европейских держав и, в первую очередь, Великобритании. Началом же этого стратегического прорыва России стало поэтапное присоединение казахских жузов. Исхак Ишбулатов вместе с другими представителями интересов Российской империи принял активное участие в этом историческом процессе.
Исхак умер в возрасте 73 лет, когда юному Хаджи-Ахмету было всего 7 лет. Очевидно, что в семье было очень уважительное отношение к военной службе. По стопам отца пошли три старших брата будущего генерала — Зигангир, Шайхислам и Мирхайдар. Все они стали военнослужащими Башкирского войска, причем старший из них (Зигангир) успел сделать карьеру и получить чин сотника, тогда как его братья успели дослужиться только до урядников (младший командный состав). Дело в том, что в 1863 году Башкирское войско было ликвидировано, поскольку необходимость в нем отпала — границы империи расширились далеко на восток и юго-восток, т.е. по сути, охранять было уже нечего. А иррегулярную конницу для решения вопросов внутренней и внешней безопасности империи в достаточном количестве поставляли казаки. Все военнослужащие Башкирского войска выбыли из числа военного сословия и перешли в категорию обычного податного населения. Именно такая участь постигла старших братьев Хаджи- Ахмета, которые неожиданно оказались за периметром военной службы.
Продолжение читайте в №1 (2018) журнала "Ватандаш"