Роль и место женщины-матери в башкирской традиции

На протяжении веков башкирская женщина выступала символом незыблемости и сохранности семейных устоев, носителем высоких нравственных и эстетических начал, хранительницей традиции народа.
Как известно, женщина в силу своей внутренней духовной природы более склонна к “конформизму и верности привычкам” и, несмотря на изменчивость, пластичность и подвижность натуры, в жизни, в быту чаще всего предпочитает консерватизм1. Ю.Эвола, например, выделяет в женщине две возможности самораскрытия ее духа (два способа существования и самоутверждения) в соответствии с двумя главными архетипами — афродическим, т.е. любовницы, и деметрическим, т.е. матери2. В башкирской традиции всегда превалировал материнский (деметрический) тип женщины, находящийся внутри природного порядка, подчиненный законам и задачам рода, символизирующий жизнь и приумножение, прирост бытия, верность духу своего народа. Отсюда традиционное внимательное и уважительное отношение в башкирской традиции к женскому началу (матери, жене, сестре, дочери). Башкирская женщина наравне с мужчинами разделяла тяготы кочевой жизни и была незаменимым помощником в хозяйстве, мудрым советчиком, соратником в военных походах. Об участии башкирских женщин, например, в Отечественной войне 1812 года сохранились песни и легенды. Образ смелой и находчивой жены, спасшей своего мужа и отряд, которые попали во французское окружение, нарисован В.Зефировым в “Рассказах башкирца Джантюри”3. В песне “Иремель” поется о женщине, которая вместе с мужем отправляется на защиту Родины от французов: “Коли враг посягнул на свободу страны, разве дома мы все оставаться должны?”4. В трудные времена башкирская женщина брала на свои плечи заботу об осиротевших детях, восстанавливала разрушенное хозяйство. “Женщина держит три угла в доме, а мужчина — один”5, — в этой пословице общественное сознание выразило свое отношение к женщине-матери, женщине-супруге, трудолюбивой, надежной, верной.
Принятие ислама в целом не изменило традиционного отношения к башкирской женщине, хотя и сакрализовало многие моменты ее неравноправного положения по сравнению с мужчиной. В то же время, в отличие от положения мусульманок в странах классического ислама, можно говорить об относительной свободе башкирской женщины в силу ряда объективных исторических причин. О “естественной гуманности”, отсутствии жесткости в семейном быту как о ментальной особенности башкир писали многие исследователи края. “У башкир не только запрещается бить жену, но не дозволяется даже грубо обходиться с ней, — сообщал Д.П.Никольский. — Если башкир грубо обходится со своей женой, то она может просить развода, обратиться за помощью к своим родным или мулле. Она не подвергается никаким грубым насилиям со стороны семейных... Семейная жизнь башкира протекает тихо и мирно, без особых ссор и тем более драк со стороны мужа”6. Делом недостойным мужчины считалось оскорбление, унижение женщины, от которой зависели благополучие и покой в доме. “Плохой муж будет хулить жену, которую сам выбирал”, говорили в народе. Мифо-поэтическое и сказочное творчество башкир создало эстетически-возвышенный и нравственно-целомудренный образ женщины, а в пословицах и поговорках нашли отражение глубинные архетипические представления народа о женщине как хранительнице домашнего очага, источнике облагораживающего душу духовного начала, оплоте мира и согласия в семье и обществе. Именно женщина, дающая жизнь и оберегающая ее как высшую ценность человеческого бытия, выступала символом прочного и гарантированного существования, надежного настоящего и благополучного будущего своих детей как продолжателей рода и национальной традиции.
Культ материнства (отцовства) в башкирской традиции всегда пользовался особым уважением. “Не познавший детей не познал вкус меда”, “Бездетный человек — что расколотый камень”, — говорили в народе. Рождение ребенка воспринималось как богоугодное, радостное событие. С рождением физически и духовно здорового потомства, носителя национального духа и хранителя традиции, общественное сознание связывало будущее страны, благосостояние и благополучие народа, надежную и обеспеченную жизнь старшего поколения: “Дождь идет — благо земли, хорошее дитя родится — благо страны”. Дети в представлениях людей — это смысл человеческого существования (“Дети — и богатство, и радость жизни”, “Дом с детьми — базар, без детей — мазар”), основа счастливой самодостаточной семейной жизни (“На цветке без нектара пчел не бывает, в доме без детей счастья не бывает”), благополучного ответственного брака (“Сумел родить — сумей воспитать”), уважительного и бережного отношения к родителям (“Не став отцом, цену отца не познаешь; не став матерью, цену матери не познаешь”). Женщину-мать в башкирской традиции окружали уважением и почетом, а бездетная, напротив, теряла авторитет среди окружающих (“Бездетная женщина — бесплодное дерево”, “Кудахчущая курица лучше бесплодной женщины”, “Бесплодная женщина нарядами утешается” и другие). В знахарской практике, наряду с рациональными методами народной физиотерапии, и поныне существует целый комплекс магически-ритуальных действий, связанных с культовыми поклонениями и жертвоприношениями, направленными на избавление от бесплодия.
Довольно негативное отношение было и к разводу. По свидетельству исследователей края, разводы среди башкир встречались крайне редко. В общественном сознании его считали непристойным, аморальным явлением. “Первый муж — богом дан, — говорили в народе, — второй — стыд на лице”. Развод воспринимался как тяжелая жизненная драма, калечащая человеческие судьбы и глубоко травмирующая души людей. “На свете существуют две смерти: одна — развод, другая — сама смерть”, “Чем метаться от мужа к мужу, лучше блуждай от могилы к могиле” — предостерегали аксакалы молодых от опрометчивого и необдуманного шага. На протяжении веков народная нравственность утверждала ценность и общественную значимость добропорядочной и тихой супружеской жизни (“В доме, где согласие — изобилие, счастье; в доме, где раздор — несчастье и горе”), подчеркивала значение и роль положительной духовно-душевной атмосферы в воспитании детей (“В доме, где раздор, дочь беспутной вырастает”). Уважение к работящей, верной и мудрой женщине-матери, женщине-супруге народ выразил в афоризмах: “На прилежной жене дом держится”, “И возвышает мужа жена, и унижает мужа жена”, “Если жена хорошая — на аргамака взойдешь, если плохая — в могилу сойдешь”, “Если мать на дерево лезет, дочь на сук карабкается”, “Какова мать, такова дочь” и др. Соблюдение норм и ценностей супружеской жизни, авторитет женщины-матери в семейном быту и в воспитании подрастающего поколения были важными ориентирами в организации повседневного существования башкир и сохраняют свое значение и в наши дни.
Современная ситуация, ухудшение благосостояния людей, нравственный беспредел обострили социальные проблемы, связанные с женским началом; проституция, наркомания, женский алкоголизм, крушение семей, брошенные дети — эти неизменные спутники общественных катаклизмов, не свойственные башкирской традиции, стали сегодня серьезной проблемой.
Отношение к женщине-матери — один из ключевых показателей меры общественной гуманности и цивилизованности. Забота о физическом и духовном благополучии женщины, отвечающей за здоровый генофонд и нравственную состоятельность нации, конкретная социальная помощь в деле воспитания подрастающего поколения, создание благоприятных условий для ее активной, полноценной жизни в семье и обществе — конструктивное решение этих задач поможет преодолеть многие болезненные проблемы, стоящие перед современной женщиной.
Современная женщина-мать — это и жена, и воспитательница, и хранительница культуры и языка народа. Никакие социальные, культурные и образовательные программы не в состоянии приобщить ребенка к ценностям национальной традиции, к родному языку, если этого не сделает Мать. Национальный дух, любовь к родному языку, родной земле, родному народу, чувство национального достоинства зажигаются в душе человека прежде всего женщиной-матерью. Сумеет ли башкирский этнос сохранить свою традицию, культуру, язык, свое национальное “Я” в мировом сообществе? На протяжении веков башкирская женщина-мать охраняла и сохраняла духовный мир, культурную и национальную идентичность народа, свою традицию. Результативность ее “духоформирующих” и воспитательных усилий в сегодняшней ситуации во многом зависит от поддержки государства, которое, в первую очередь, должно обеспечить достойное существование своего народа, способствовать культивированию здоровой и полноценной семьи.

Литература
1. Эвола Ю. Метафизика пола. М., 1996. С. 236-237.
2. Там же. С. 242.
3. Башкирия в русской литературе. В 6-ти томах. Т.1. Уфа, 1989. С. 409-410.
4. Башкирское народное творчество. Т. 8. Песни (дооктябрьский период). Уфа, 1995. С. 63.
5. Использованные в тексте пословицы см.: Башкирское народное творчество. Т. 7. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. Уфа, 1993.
6. Никольский Д.П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С. 141.

З.Рахматуллина


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018