70 лет Сибайскому театру

Сибайский башкирский государственный театр драмы имени А.К. Мубарякова (далее — Сибайский театр драмы; СТД) сложился первоначально из учащихся театрального отделения Башкирского техникума искусств (ныне Уфимское училище искусств). 1 мая 1931 года второй выпуск театрального курса, состоявший из 15 человек, был объявлен II Башкирским государственным (передвижным) театром при Башкирском управлении театрально-зрелищными предприятиями с базой в Уфе. Ответственным руководителем был назначен Г.Суяргулов, главным режиссером А.Мубаряков, в состав труппы вошли А.Абдуллин, Г.Абзгильдина, Х.Ахметов, Х.Искандарова, С.Саитов, М.Хабибуллин, С.Янбухтина и др.
1 июня 1931 года — начало творческой деятельности II Башкирского государственного передвижного театра с базированием в Стерлитамаке. Дебют коллектива — дипломный спектакль “Бунт” по драме А.Глебова в постановке режиссера М.А.Магадеева, художественного руководителя курса. В репертуаре труппы также трагедия Ф.Сулейманова-Инана “Акшам-батыр” в постановке режиссера В.Г.Муртазина-Иманского и несколько агитационных пьес на темы социалистической революции и советского строительства. Тема Октябрьской революции как социального и национального освобождения башкирского народа, возрождения исторических ценностей его духовной культуры, выраженная в первых же спектаклях театра, станет фундаментальным пластом искусства зауральского сценического коллектива.
1 января 1932 года театр получает статус Башкирского межрайонного передвижного театра при тресте “Башзолото” с базой в Баймаке. Исполняющий обязанности ответственного руководителя и режиссера —С.Н.Саитов.
Сентябрь-октябрь 1932 года — время реорганизации межрайонного театра в Баймакский колхозно-совхозный театр. В художественном руководстве — А.Н.Садыков и Е.А.Шляхтина-Сыртланова. В последующие годы вплоть до начала Великой Отечественной войны труппу пополняют А.Абзгильдин, Я.Абитаева, С.Батыршина, М.Габзалилова, К.Ихсанова, М.Ишкабулов, А.Курсаев, М.Лукманов, Я.Лукманов, Б.Магадеева, Г.Сарбаев, М.Синякаева, Г.Сулейманов, Б.Хуснутдинова, С.Ягафаров, Г.Ягудин, З.Янбарисова и др. В Баймакском театре начинали творческую деятельность крупные мастера искусств Башкортостана сценографы М.Н.Арсланов, Г.Ш.Имашева, композитор Р.А.Муртазин, певцы М.Х. Хисматуллин, И.И.Дильмухаметов, Р.З.Янбеков и др.
В 1935—1941 годы художественное руководство Баймакским колхозно-совхозным театром осуществляют С.Н.Саитов, К.Г.Бакиров, Г.Г.Ушанов, Я.Н.Лукманов, А.А.Абзгильдин. В репертуаре коллектива практически вся наличная башкирская драматургия, произведения писателей Татарстана, русская классика. Это трагедия “Карагул” и “Мактымхылу” Даута Юлтыя, мелодрама М.Бурангулова “Башкирская свадьба”, комедия Галиаскара Камала “Первый театр”, пьесы А.Н.Островского “Без вины виноватые”, “Женитьба Бальзаминова”, “На бойком месте” и многие другие. Ключевые произведения Баймакского театра 30-х годов — спектакли на темы индустриализации и урбанизации страны и республики, коллективизации сельского хозяйства: “Баймак” по драме А.Тагирова, “Сакмара”, “Дружба и любовь” С.Мифтахова, “Алма” Н.Карипова, “Весенняя песня” Г.Идрисова и др. Столь же активно ставятся произведения на темы Октябрьской революции и гражданской войны: спектакль режиссера Бакирова “Алатау” по драме Тагирова был удостоен II премии на Всероссийском смотре произведений колхозно-совхозных театров в Москве, а труппа награждена грузовым автомобилем.
Ко всему, на фестивале было дано меткое определение образу художественного мышления, творческому методу Баймакского театра. “Искусство Баймакского колхозно-совхозного театра, — говорилось в заключении жюри московского смотра, — напоминает импровизационное искусство старинных итальянских бродячих трупп”. Однако, “в отличие от Комедии дель арте, перед нами народный театр, который овладел всей техникой современной сцены”.
Начало Великой Отечественной войны подорвало художественные силы Баймакского театра, замедлило темпы творческой работы в нем. Весь мужской состав коллектива был призван на защиту Родины. Сценическая работа легла на женщин и подростков, принятых в труппу вместо мобилизованных на фронт мужчин. Заслуга в сохранении театра от расформирования принадлежит актрисам Абзгильдиной, Абитаевой, Габзалиловой, Магадеевой, секретарю Баймакского райкома ВКП(б) З.Ш. Шамсутдиновой, а также актеру и режиссеру Саитову, служившему к тому времени в Башкирском академическом театре драмы и назначенному по постановлению бюро Башкирского обкома ВКП(б) художественным руководителем Баймакского колхозно-совхозного театра (1941—1947). На протяжении войны в труппу приходят М.Азаматова, Р.Багаутдинов, Р.Баймурзин, Г.Ирназарова, Х.Курсаев, Ф.Рыскужин и др. В репертуаре коллектива объявлено большое число одноактных пьес на военно-патриотическую тему, а также многоактные драмы “Родина зовет” Х.Ибрагимова, “Лес шумит” Рашита Нигмати, “Женушка” А.Мубарякова, “Возвращение” Р.Ишмуратова. Широкую популярность приобретают спектакли на социально-исторические темы: “Тансулпан” по драме Кадыра Даяна, “Кахым турэ, или 1812 год” Баязита Бикбая, “Башмачки” и “Зятек” Х.Ибрагимова.
С окончанием Великой Отечественной войны перед Баймакским театром, как и перед всем театром СССР, встала задача помочь художественными силами народу восстановить разрушенное хозяйство, залечить раны, нанесенные войной, поднять экономику и духовную жизнь страны на новый уровень. Соответственно, афиша творческого коллектива отводит первые строки темам подвижнического труда, культуры и социального быта людей. Это прежде всего пьесы “Одинокая береза” и “Похищение девушки” Мустая Карима, “Тальянка” Г.Ахметшина, “Ирендык” М.Хайдарова, “Свояки” и “С сердцем не шутят” И.Абдуллина, “Райса и Файзи” Н.Асанбаева и др., пронизанные пафосом светлого наступательного мироощущения писателя-фронтовика, солдата-победителя. На той же афише фигурировали героические спектакли на темы минувшей войны, а также социальной истории башкирского народа. Наиболее яркими среди них были драмы “Герои” по роману А.Фадеева “Молодая гвардия” и “Салават” Я.Апушкина, обе в постановке режиссера Ф.Г.Галяутдинова. В режиссуре Баймакского театра в послевоенное десятилетие и до 1957 года трудятся также Сарбаев и Бакиров. В обозначенные годы в труппу приходят актеры М.Ахметгалеева, Р.Кагарманова, Ш.Минлишев, Я.Минлишева, Я.Мухутдинова, Ш.Сиразетдинова, К.Хабибуллина, З.Ханов, Ф.Хафизов, К.Хусаинов и другие.
В 1957 году Баймакский колхозно-совхозный театр перебазируется в г.Сибай и принимает название Сибайский колхозно-совхозный театр. В 1961—1968 годы театр носит название “Целинный театр Башкирской АССР”. В сентябре 1968 года определяется фактически современный статус: Сибайский башкирский государственный театр драмы, городской и передвижной.
Художественное время СТД после переезда коллектива в Сибай и до 1985 года, начала революционной перестройки социально-экономических отношений в СССР, представляет единую эпоху идейно-эстетического и художественно-поэтического развития коллектива. Образ творчества театра на всем протяжении названных сроков складывается под знаком исторических сдвигов в советском обществе, которым положили начало события, известные как “преодоление последствий культа личности”, “восстановление ленинских норм во всех областях государственной и общественной жизни” страны. Осуждение крайних форм коммунистической административно-командной системы как государственного тоталитаризма, реабилитация жертв политических репрессий, оздоровление экономики и культуры и другие мероприятия, направленные на обновление социалистического строя и социалистической культуры, явились фундаментальной основой художественной деятельности Сибайского театра драмы. Они определили богатство жизненных тем, идей и проблем, обилие поэтических формирований и целых систем в творчестве коллектива. Немаловажное значение имели оперативность и цепкость художественного руководства в деле строительства актуальной афиши: СТД завоевал для себя право первой постановки новинок национальной драматургии.
Художественное руководство в театре осуществляют Сарбаев (1958—1963), Р.М.Аюпов (1963—1969), Галяутдинов (1957, 1969—1987). Искусство постановки представлено также режиссерами М.Г.Лукмановым, Х.М. Усмановым, К.Р.Надиршиным. В СТД трудятся композитор М.Н.Хасанов, художники Ф.М.Халилов, А.Г.Мустафин, А.Н.Мазитов, Р.Т.Азнабаев и др. На протяжении обозначенных десятилетий труппа принимает две-три крупные группы актеров, главным образом, выпускников уфимских училища и института искусств, а также ГИТИСа им. А.В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). Среди них Р.Адельшина, Ф.Асмандияров, Р.Багаутдинов, З.Валитов, Г.Галлямов, А.Гатиатуллин, М.Емалетдинова, Ф.Минязев, М.Нигматуллин, Ф.Сайфуллина, Ф.Хасанова, М.Худайгулов, Р.Худайгулова, М.Ямилев. Следом пришли С.Афлятунов, З.Баязитова, Х.Давлетов, Н.Искандарова, К.Исламгулова, В.Калмантаева, Н.Киекбаева, Р.Кудашева, А.Мустафин, Р.Сайфуллин, Р.Салимгареева, Х.Сафин, В.Юсупов, А.Янбеков, Р.Яныбаев и др.
Коренные изменения, произошедшие в обществе, определили богатый, емкий свод творчества СТД. Пафос жизнестроительства, идеи благоустройства общественного обихода в равной степени с тенденциями социальной критики сквозили в искусстве Сибайского театра драмы, складываясь в самобытную художественно-эстетическую систему, глубоко национальную в способах мышления и сценического строительства. Современная тема, современная жизнь народа, размышления об исторической судьбе башкирского народа, забота о духовном совершенстве человека — основной круг художественного внимания СТД в 1957—1985 годы. В этом тематическом диапазоне наглядно проявилась особенность, глубоко присущая творчеству Сибайского театра драмы: социальная проблема в его спектакле рассматривается как нравственная; все общественные ценности оцениваются мерой гуманистического морального кодекса.
Афиша СТД отныне чрезвычайно активна и насыщенна. В 1957—1985 годы через сцену театра прошла вся, за очень малым исключением, современная башкирская драматургия, а некоторые пьесы возвращались на афишу дважды, трижды. Драматические произведения Мустая Карима, И.Абдуллина, Н.Асанбаева, А.Мирзагитова, Баязита Бикбая, Назара Наджми, А.Атнабаева, М.Садыковой, Р.Сафина, М.Хайдарова, Г.Байбурина и других — основа сквозной афиши. Ключевыми спектаклями времени в равной степени были трагедия Мустая Карима “Салават. Семь сновидений сквозь явь” в постановке Галяутдинова, драматическая повесть Н.Асанбаева “Зайтунгуль” в постановке Надыршина, трагикомедия Ризвана Хамида “Ухожу!” (“Под знаком Марса”) у Аюпова. Широко была представлена татарская драма, и классическая, и современная: пьесы Мирхайдара Файзи, Тази Гиззата, А.Гилязева, Т.Миннуллина, Хая Вахита и других. Глубиной и выразительностью сценического решения отличались спектакли по классическим произведениям русской и мировой театральной литературы: “Тартюф” Ж.Б.Мольера, “Коварство и любовь” Ф.Шиллера, “Поздняя любовь” А.Н.Островского, “Дочь Ганга” Р.Тагора.
Идейно-эстетические и морально-этические ценности, наработанные Сибайским театром драмы за указанные исторические сроки, позволили художественному коллективу органично войти в 1985 год и последующее пятилетие, положившие начало революционной перестройке советского общества, коренным реформам в экономике и политической организации социализма на путях свободного рынка, демократии, правового государства. Пафос подвига и переустройства жизни по законам социальной справедливости, духовной красоты и неразменной совести, прозвучавший в спектаклях СТД антитоталитаристской направленности, обрел отныне новые силы. С распадом коммунистической системы, возрождением общечеловеческих ориентиров в духовной жизни и культуре народа театр пережил короткое время растерянности; тем не менее, он оказался способным естественно, без распыления устоявшихся художественных форм, кардинально обновить свое идейно-эстетическое кредо. Восходящие токи сквозили в спектаклях “Пеший Махмут” по трагикомедии Мустая Карима в постановке режиссера А.Сафиуллина, “Виноватые” по драме А.Арбузова в постановке Г.Ильясовой, “Порог” А.Дударева в постановке Аюпова, “Башкирская свадьба” М.Бурангулова в постановке Л.Валиева, драме “Стол на четверых”, комедии “Сердце не стареет”, трагедии “Ночь, или Хадия и Рами” Н.Гаитбаева в постановке Аюпова (первая пьеса) и Д.Галимова, спектаклях “Женитьба” по пьесе Н.В.Гоголя и “Банкрот” А.Н.Островского в постановке С.Афлятунова и некоторых других.
В переходное время Сибайский театр драмы возглавляли Л.В.Валиев (1987—1989), Б.Н.Ибрагимов (1989—1991), Д.М.Галимов (с 1991 года и по настоящее время). В искусстве постановки представлены также режиссеры Г.М.Ильясова, А.К.Сафиуллин, В.Б. Юсупов, С.Г.Афлятунов, сценографы Н.Г.Байбурин, Курбандурды Чарыев, Э.Гиззатуллин, композиторы Р.М.Хасанов, Н.Даутов, Ю.Узянбаев и др.
Провозглашение государственного суверенитета Республики Башкортостан как результат углубления процессов реконструкции социально-экономических и общественно-политических отношений в стране и крае поставило перед литературой и искусством новые задачи, определило особенности художественного развития. Все они сходятся в вечной проблеме искусства: новое время выдвигает новые темы и по-новому переосмысливает старые. Векторы собственно театрального движения в республике направлены в обе стороны: в прошлое — к этническим и историческим корням национальной культуры; в будущее — к вершинам общечеловеческого художественного сознания. Идейно-эстетическая и художественно-поэтическая мера творчества Сибайского театра драмы определяется равновесием и колебаниями обозначенных сил. Чаша весов в подавляющем большинстве произведений коллектива склоняется в сторону национальных раритетов: театр стремится погрузиться в самую толщу национального духа, обогатить свое искусство нетленными ценностями культуры и истории народа, вплоть до сокровищ ислама и древних верований. Он апеллирует к фундаментальным основам народной жизни как к решающему фактору. В этой связи знаменательными явлениями современной афиши зауральского коллектива предстали спектакли “Волшебный курай” по драматической легенде З.Биишевой, “Тамарис” по трагедии Т.Ганиевой в постановке Галимова, “Башмачки” Х.Ибрагимова в постановке О.Ханова, “Абыстай” (“Жена муллы”) Г.Ахметкужиной и “Бежавшие в счастье” Т.Гариповой в постановке режиссера Афлятунова. В них реально кристаллизуется новый метод, новый образ творчества Сибайского театра драмы, обращенный к высоким идеалам человека и человечности, истины, добра и красоты.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018