Становление коммерческого образования в дореволюционном Башкортостане

Система профессионального образования переживает сегодня серьезные перемены, которые обусловлены современной социокультурной ситуацией, ориентированной на общечеловеческие идеалы; реформированием всей россий­ской системы образования, которую характеризует смена парадигм и образовательных технологий. Закономерно вытекающими из этого являются идеи пересмотра места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации структуры и управления системой, идеи формирования личностно-ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий. В связи с этим изучение и переосмысление исторического опыта приобретают особое значение, поскольку накопленные положительные идеи, опыт деятельности профессиональных учебных заведений и органов их управления позволят критически осмыслить и заимствовать все наиболее передовое для дальнейшего развития современной историко-педагогической научной мысли, совершенствования системы профессионального образования. В этом отношении примером могут служить целостные педагогические системы примечательных, на наш взгляд, коммерческих учебных заведений дореволюционного Башкортостана: Уфимской и Бирской торговых школ и Уфимского коммерческого училища.

В целом, специально организованное коммерческое образование на территории Башкортостана стало развиваться только с начала XX века. Отсутствие профессиональных коммерческих учебных заведений вплоть до конца XIX века было обусловлено, на наш взгляд, следующими причинами:

1. Еще сохранившиеся в дореформенный период отголоски натурального хозяйства тормозили развитие товарно-денежного производства как в России, так и в Башкортостане. Необходимо отметить, что этот процесс на Южном Урале протекал еще более медленно.

2. В целом по России коммерческое образование формировалось при общеобразовательных учебных заведениях. Так, в отдельных гимназиях сверх учебной программы изучались бухгалтерия, торговая и экономическая география, товароведение, стенография. Это позволяло получившему первоначальные знания посвятить себя торговому делу, не заканчивая какого-либо специального учебного заведения.

3. Надо отметить и то, что в торговой деятельности долгое время сохранялась своеобразная семейственность, когда все тонкости будущей профессии передавались по наследству от родителей детям.

Качественное развитие коммерческого дела происходит именно в пореформенное время: количество знаний в торговой области достигает такого уровня, когда происходит своеобразный скачок в эволюции названной сферы деятельности. Поэтому специализация в торговле достигает такого уровня, когда просто общего образования профессионалу-коммерсанту было уже недостаточно.

Уфимская торговая школа. В конце XIX века в коммерческой сфере Уфимской губернии также назревает насущная потребность в профессионально подготовленных специалистах. Например, в 1909 году только в Уфе функционировало 9 банков, 7 различных касс и 21 страховое агентство (9; с.237—240). К этому надо прибавить сеть магазинов и другие торговые, а также промышленные предприятия, которые, безусловно, испытывали нужду в подготовленных кадрах. Идея организации специальных учебных заведений стала все чаще звучать в заявлениях официальных лиц, на различных собраниях земств и коммерческих обществ, в периодических изданиях («Уфимские ведомости», «Уфимский край»). Поэтому в 1903 году, во время празднования 25-летия Уфимского общества взаимного кредита, было принято решение об организации профессиональной школы и об отчислении денег в ее фонд. Предварительное представление цели будущей школы было высказано на одном из заседаний ревизионной комиссии названного общества: «Школа, если она будет открыта, должна отвечать интересам коммерческого класса. За послед­нее время…русское торговое сословие в своих обычаях, приемах и взаимных отношениях сделало значительный шаг вперед; однако приходится ещё много сделать, чтобы знания, порядочность и честность получили преобладающее влияние в торговой среде, а такие качества, необходимые в каждой отрасли человеческой деятельности, дает хорошая школа» (3; с.7). Когда встал вопрос о типе будущего учебного заведения, решили, что вначале будет удобнее организовать четырехлетнюю торговую школу с одним приготовительным и тремя основными классами.

Общество взаимного кредита, поддерживаемое Уфимским губернским земским собранием, подает прошения в местные и центральные органы управления. К началу 1908 года прошения были удовлетворены министром торговли и промышленности, в марте этого же года был утвержден устав Уфимской торговой школы (УТШ). Наконец, 6 сентября 1909 года происходит торжественное открытие школы, которая стала руководствоваться «Положением о коммерческих учебных заведениях» от 1896 г. Вначале УТШ временно размещалась в наемном здании в центральной части г.Уфы, по Александровской улице. За два года по улице Центральной, 57 было построено новое двухэтажное каменное здание (сегодня в этом здании размещается авиационный техникум), для которого было собрано 90 тысяч рублей, из них 50 тысяч отпущено казной, остальные внесло Общество взаимного кредита. В новый 1911—1912 учебный год торговая школа продолжила свою деятельность уже по новому адресу.

В административном отношении УТШ относилась к ведомству Министерства торговли и промышленности. Органами внутришкольного управления являлись Попечительный совет и Педагогический комитет. Основными функциями первого органа являлись финансовые, хозяйственные, кадровые вопросы, связи с общественностью, а также общие проблемы воспитания учащихся. Второй занимался непосредственными вопросами учебно-воспитательной работы. Деятельность обеих структур была достаточно интенсивна. Так, только Педагогический комитет ежегодно проводил более 20 различных заседаний. Кроме названных структур, в школе было организовано Общество вспомоществования учащихся, целью которого являлась забота об удовлетворении материальных и духовных нужд воспитанников. Общество, состоявшее из учащихся, преподавателей и представителей коммерческих кругов, оказывало финансовую помощь нуждающимся воспитанникам.

Обучение в УТШ было платным — 40 рублей в год, но часть детей всегда освобождалась от оплаты. Например, в 1911 году обучение около 33% учащихся оплачивалось не из их родительского кошелька. Показательным в этой связи, на наш взгляд, является финансирование школы. Так, в 1911 отчетном году вся сумма содержания школы составляла 24839 рублей, которая была собрана за счет пособий от учреждений (Общество взаимного кредита, земства и др.) — 11258 рублей; пожертвований — 6810; ссуда Министерства торговли и промышленности — 3000; плата за обучение — 3410 и проценты — 361 рубль (4; с.60). Как видно, плата за обучение составляла всего лишь 13% того, что было израсходовано школой. Приведенные цифры ещё раз опровергают утверждение о всеобщей платности дореволюционной системы профессионального образования, долгое время культивировавшееся в советской историографии.

Целью школы определялась подготовка «учащихся к службе в торговых и промышленных учреждениях» и формирование «необходимых для коммерческого деятеля познаний» (3; с.1). В приготовительный класс по конкурсу принимались мальчики 11—14 лет с познаниями не ниже курса одноклассных приходских училищ. Приготовительный класс предназначался для выравнивания познаний, т.е. с целью «иметь однородный состав учащихся с одинаковой и целесообразной подготовкой по общеобразовательным предметам» (3; с.1). В первый основной класс принимались дети 12—15 лет с познаниями не ниже двухклассных училищ МНП или выдержавшие вступительные экзамены по предметам приготовительного класса. Окончившие школу получали аттестат и удостаивались звания личного почетного гражданина, а окончившие с отличием получали звание кандидата коммерции. По воинским и другим повинностям выпускники торговой школы приравнивались к окончившим курс реального училища.

Руководителем, или инспектором школы, был назначен А.П.Николаев, кроме него были приняты еще семь преподавателей (А.П.Скачевский, В.С.Мурзаев и др.) из Уфимского учительского института и гимназий.

Состав принимаемых учащихся в УТШ был во всех отношениях достаточно пестрым. Например, в третий год деятельности школы в ней обучалось 125 учеников: 40 — в приготовительном, 41 — в первом, 26 — во втором и 18 в третьем классе (4; с.47). Их базовое образование было очень разнородным, так мы насчитали 12 различных учебных заведений. Из них 35% составляли выпускники город­ских приходских училищ, 22% — двухклассных училищ и 12% — учащиеся гимназий. Кроме того, были учащиеся медресе, с домашним образованием и пр. Не случайно преподаватели школы в отчетах жаловались на слабую общеобразовательную подготовку своих питомцев. Это обстоятельство, конечно, сказывалось на уровне подготовки будущих профессионалов. Более позитивным показателем в составе учащихся было их место проживания. Так, из них 93 ученика были жителями Уфы, остальные являлись иногородними представителями только Уфимской губернии. По возрасту они делились следующим образом: 11-летних было 4, 12-летних — 18, 13-летних — 22, 14-летних — 29, 15-летних — 15, 16-летних — 17, 17-летних — 13, 18-летних — 7 учеников. По национальному составу: 112 учеников были русскими, 7 — башкирами и по двое евреев, поляков и немцев. По сословному происхождению состав учащихся был достаточно демократичным. Из их общего числа 79% являлись представителями крестьянского и мещанского сословия. Показательным и интересным фактом являются сведения о профессиональной деятельности родителей учеников. Так, около 43% родителей работают торговцами, далее по убывающей: ремесленники, чиновники, приказчики и другие.

Учебный план УТШ включал и специальные, и общеобразовательные предметы. Причем они должны были органично взаимосвязаны между собой. Названное единство всех изучаемых дисциплин представляло собой свое­образный модуль, выраженный в следующих положениях: «а) специальные задачи школы обязывают обратить наиболее серьезное внимание на специальные предметы, но т.к. успешность прохождения…предмета обуславливается целесообразной подготовкой…курса общеобразовательного, то является необходимость установить определенную и планомерную связь между предметами общеобразовательного и специального курсов; б) вместе с тем задачи школы и прогрессирующие методы…требуют некоторого изменения (по сравнению с учебными заведениями МНП) в общем плане распределения учебного материала по классам и даже, в отдельных случаях, изменения взглядов на задачи преподавания общеобразовательных предметов; в) в устранении…многопредметности учебный общеобразовательный материал не должен без особых надобностей дробиться на отдельные дисциплины; однородные предметы курса должны быть связаны единством конечных целей, являясь необходимыми вспомогательными элементами для успешного усвоения…специального курса» (8; с.1).

Исходя из этих задач, была составлена программа, а также учебный план школы, который выглядел следующим образом:



Учебный план Уфимской торговой школы (4; с.10), (3; с.16)

Позже была введена гимнастика, а для учеников-мусульман, по просьбе их родителей, стали проводиться уроки мусульманского вероучения. По учебному плану при первом рассмотрении на специальные предметы отводилось только 32% времени. Но программы всех предметов и методика их изучения убеждают в том, что общеобразовательные дисциплины были органично связаны со специальными. Поэтому в целом все содержание образования в школе отвечало поставленной цели. Так, например, иностранные языки признавались как необходимая и «практическая ценность в жизни коммерческого деятеля», природоведение — «как фундамент для товароведения и качественного анализа товаров», арифметика — «как основание для практической, т.е. коммерческой арифметики», «история как воспитательный элемент и введение к курсу истории торговли», «география общая, как основание для коммерческой…и хозяйственной географии России» (3; с.13). В целом, программа общеобразовательных предметов строилась на основе курса реальных училищ.

Методика преподавания всех предметов в школе была достаточно целесообразна, она была богата разнообразием принципов, форм, методов, средств и приемов, т.е. всем тем, что было накоплено педагогической наукой начала XX века. Так, при организации педагогического процесса в школе руководствовались следующими основными принципами: наглядности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учеников, самодеятельности, прочности, последовательности, сознательности, научности, связи обучения с жизненным практическим опытом учащихся и многими другими. Так, следуя идее наглядности и другим принципам, в школе были оборудованы и регулярно пополнялись химическая лаборатория, естественно-физический и историко-географический кабинеты, музей товарных образцов. Организовывались различные экскурсии на предприятия г. Уфы. Так, в 1911—1912 учебном году были посещены пивоваренный и винокуренный заводы. Для учеников выпускного класса была организована поездка в Москву и С.-Петербург, где они ознакомились с торгово-промышленными фирмами, заводами, музеями, Ботаническим садом и сельскохозяйственной выставкой. В июне этого же года «состоялась общеобразовательная экскурсия на Урал, с целью ознакомления с природой Урала, добычей железной руды, железоделательным и чугунолитейным производством… осмотрели Бакальский рудник, Магнезитный завод близ Сатки, Саткинский и Златоустов­ские казенные заводы…ездили в окрестности Златоуста» (4; с.57). На уроках широко использовались картины, карты, таблицы, физические и химические приборы. Следуя идее учета интересов учащихся, внимательно подбиралась литература для чтения, чтобы, с одной стороны, выполнить учебную программу, а с другой, «не насиловать индивидуальных вкусов и возраста ученика».

Методы и методика организации уроков также были разнообразны. Например, преподавание геометрии «велось путем широкого пользования предметным и лабораторным методами: ученики вычерчивали развернутые модели, склеивали их и по ним знакомились с геометрическими понятиями, все это вызывало значительный интерес. Доказательство теорем излагалось эвристически, путем приведения учеников рядом вопросов к самостоятельному выводу» (4; с.19). Методы сравнений, сопоставлений применялись на уроках истории, например, «учащиеся сами должны были отмечать характерные особенности исторических личностей и делать соответственные и посильные развитию и возрасту выводы» (3; с.28). На уроках товароведения, при изучении свойств и качеств товара, его происхождения и изготовления применялись исследователь­ские методы. Сведения об уроках закона божьего хорошо иллюстрируют методику организации занятий по этому и другим предметам. Так, при изложении учениками нового материала обращалось внимание не только на фактологическую корректность, но и на его литературные достоинства. Требовалось, чтобы они излагали мысли связно, последовательно, правильно строили предложения. Во избежание зубрежки учащимся внушалось, что «свободная, осмысленная и литературно правильная передача материала своими словами ценится несравненно выше» (3; с.23).

Формы организации уроков, в зависимости от специфики предмета, также были различны. К ним относились следующие: лекции, уроки изучения новой темы, уроки систематизации и обобщения знаний, уроки проверки, уроки повторения, практические и лабораторные занятия. Кроме того, в рамках названных уроков использовалось множество отдельных форм и методов. Например, в приготовительном классе, при изучении русского языка, использовалось объяснительное чтение, составление планов, пересказ, списывание с книг, «зрительно-моторные упражнения», объяснительные и логико-стилистические диктанты, составление рассказа по вопросам, описание картин, небольшие сочинения и др. А занятия по немецкому языку велись по новому методу, когда акцент делался не на грамматику, а на разговорную и письменную речь. Поэтому «ученики упражнялись в чтении, письме и разговоре, темы для разговоров — все, что окружало воспитанников: быт, картины, поле, лес и текст в книге. Письменные упражнения состояли в списывании с доски, в составлении вопросов и ответов и др.» (3; с.23). На этих уроках рассказы и стихотворения иллюстрировались картинами, грамматические правила изучались на практических примерах, в 3 классе усваивались коммерческие обороты речи, заучивались простейшие формы коммерческих писем. На уроках физики обращалось внимание на практические выводы, «на практическое приложение законов физики в практической жизни людей». Практико-ориентированный характер подготовки будущих специалистов реализуется посредством организации и других практических занятий. Так, при организации уроков товароведения и химии, где происходило знакомство с составами и качеством товаров, по признанию преподавателей, «незаменимую помощь оказали практические совместные и самостоятельные занятия». И далее, «совершенно самостоятельные работы в лаборатории вызвали такое сознательное отношение и интерес, что преподавателю пришлось сдерживать рьяных, чтобы их увлечение не принесло ущерба занятиям по другим предметам. Так как почти все свободное время в школе ученики добровольно посвящали лаборатории» (4; с.27). Среди внеаудиторных форм и методов работы в УТШ использовались репетиции, домашняя работа, внеурочные дополнительные задания, выполняемые в школе, переводные и выпускные экзамены и др. Репетициями называли форму, чаще устного контроля, схожую с современными зачетами, которая проводилась по всем предметам в конце каждой трети учебного года.

В школе была 6-дневная рабочая неделя, каждый день по 5 уроков продолжительностью в 50 минут. Учебный год делился на три части, называемые третями. В число выпускных экзаменов входили: закон божий, русский язык, немецкий язык, история, коммерческая арифметика, бухгалтерия с корреспонденцией, коммерция, товароведение и коммерческая география.

Учебники в торговой школе по общим предметам были те же, которыми пользовались в общеобразовательных начальных и средних учебных заведениях. Например, «Этимология», «Синтаксис» и хрестоматии по русскому языку Смирновского; «Систематический курс арифметики» А.Кисилева; «Алгебра» Гебеля; «Учебник физики для женских гимназий» А.Малинина; «Учебник химии» И.Кукулеско; «Учебник русской истории» М.Острогорского; «География внеевропейских стран» Кубера; «География Европы» Г.Иванова и др.

В УТШ, как во всех профессиональных учебных заведениях края, была организована фундаментальная (для преподавателей) и ученическая библиотека, которая состояла из учебной, научно-популярной и художественной литературы. В третий год функционирования школы в библиотеке уже насчитывалось 2602 книги, из них 182 — на иностранных языках (4; с.70).

Современная педагогика рассматривает процессы обучения и воспитания как единое целое. Хотя каждый из названных явлений имеет свою специфику, тем не менее, функционировать друг без друга они не могут. Соглашаясь с этим, хотелось бы отметить, что и сегодня в высказываниях преподавателей встречаются, хоть и не часто, идеи разделения обучения и воспитания. В рассматриваемой нами торговой школе совершенно не разграничивались процессы воспитания и обучения. Воспитательная работа, сформированная в УТШ, была це­лостно связана с обучением будущих коммерческих деятелей. Идеи воспитания проявлялись как на уроках, так и во внеурочной деятельности всей школы. Так, в большинстве изучаемых предметов внимание акцентировалось не только на познавательные, но и на воспитательные задачи. Например, в истории выделялся «воспитательный элемент», закон божий признавался «основой нравственного учения», бухгалтерия с корреспонденцией и торговлеведение назывались отраслями знаний, «покоящиеся на общем развитии учащихся», на уроках рисования особое значение придавалось «свободному творческому рисованию», или коммерция как учебный предмет должен был формировать сведения из области законоведения, «воспитать чувство законности и дать надлежащее гражданское развитие для практической деятельности и правомерной жизни и т.д. (8; с.65).

В воспитательной работе УТШ в первую очередь обращалось внимание на формирование нравственных, умственных и трудовых качеств. Во всех этих направлениях воспитания наряду с качествами, необходимыми каждому человеку, выделялись ценности, которые должны быть сформированы у будущего коммерческого деятеля. В целом, можно выделить такие качества, как порядочность, честность, справедливость, чувство достоинства, уважение к старшим по возрасту и по чину, скромность, сдержанность, уважение к людям другой национальности и веры, уважение права собственности, деловитость, бережливость, умение держать слово и «в отношении друг к другу ученики дол­жны быть добрыми товарищами» (3; с.40). В целях регулирования поведения воспитанников были составлены специальные правила. В них, к примеру, учащимся запрещалось курить, посещать гостиницы, рестораны и пивные. В театре разрешалось посещать только те пьесы, которые были одобрены театральной комиссией. Для более действенной воспитательной работы в школе был создан институт классных наблюдателей, предшественник классных руководителей современных учебных заведений. Наблюдатели в УТШ занимались «изучением индивидуальных черт характеров и склонностей, выясняли их товарищеские отношения, исправляли моральными мерами провинившихся» (1;2; Л.43), поддерживали связь с родителями, занимались организацией досуга детей. Руководящим принципом воспитания являлся «принцип нравственного воздействия на рассудок учащегося». В методах воздействия воспитатели высказывались за ограничение карательных мер, предпочитая им внушение, разъяснение, убеждение. Основным наказанием в школе было замечание, высказанное в устной форме, или запись в дневнике, для показа родителям. Самым тяжелым наказанием признавалось оставление после уроков под надзором преподавателя, применившего эту меру.

В целом, организация педагогического процесса в школе, на наш взгляд, была достаточно позитивна. Поэтому не случайно после трех лет деятельности школы, по проведенному анкетированию, оканчивающие её курс «желали отдать свои знания и силы почти исключительно в торгово-промышленных учреждениях». Как резюмирует инспектор УТШ А.Николаев, «таковые результаты деятельности школы дают право думать, что она выполняет или, по крайней мере, выполнила в первые годы…прямое свое назначение» (4; с.8). Доказательством правомерности данного высказывания служит и тот факт, что все первые выпускники, о которых были сведения, работали по специальности в банках и конторах г.Уфы. О росте авторитета УТШ говорит и число желающих учиться в ней. Конкурс с каждым годом становился все больше и больше — если в первый год абитуриентов было почти 1,8 на место, то в четвертый их было уже около 3. Деятельность Уфимской торговой школы позволяла ежегодно выпускать до 40 качественно подготовленных специалистов промышленно-коммерческой сферы Башкортостана.

Так как о существовании Бирской торговой школы упоминается лишь в одном источнике и других материалов нами не обнаружено, в данной статье её деятельность рассматривать не представляется возможным.

Уфимское коммерческое училище. Следующим учебным заведением в Башкортостане, предназначенным для подготовки специалистов торговой сферы, стало коммерческое училище, открытое в г.Уфе 25 августа 1912 года. Идея создания училища, как говорилось выше, возникла достаточно давно. Так, в 1903 году, во время празднования 25-летия Уфимского общества взаимного кредита, было решено создать специальную школу. Тогда был сделан выбор в пользу 4-летней торговой школы, дающей только профессиональное образование. Трехлетний опыт торговой школы убедительно показал, что финансовые, административные и педагогические силы, накопленные в Уфимской губернии, достаточны для организации уже 8-летнего коммерческого училища, формирующего как общее, так и профессиональное образование.

Коммерческие училища — открытые средние общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, устраиваемые на средства земств, городов, общественных объединений и отдельных лиц. Училища были 3-летние и 7-летние; первые формировали только коммерческое образование, вторые — и общее, и коммерческое. В России количество коммерческих училищ до начала XX века было небольшим, до 1894 года их было всего три. После утверждения в 1896 году «Положений о коммерческих училищах» их число стало стремительно увеличиваться; к 1904 году таковых числилось уже 60 (2; с.80-81).

Главной особенностью Уфимского коммерческого училища (УКУ) было то, что оно изначально стало создаваться как 8-летнее учебное заведение. Курс общеобразовательных предметов коммерческих училищ строился на основе программ реальных училищ. Как показал опыт, курс 7-летних реальных училищ уже не отвечал современным требованиям, что и послужило основанием для увеличения срока обучения в УКУ на один год.

Созданию коммерческого училища предшествовала кропотливая и тщательная подготовительная работа. Долгое время были сомнения по поводу соединения или не соединения училища с торговой школой. Поэтому сравнивались уставы, программы и опыт различных подобных учебных заведений. В итоге было решено создать самостоятельное учебное заведение, обособленное от торговой школы. На заседании Общества взаимного кредита было постановлено о том, что необходимо считать «Торговую школу и Коммерческое училище учебными заведениями обособленными, самостоятельными в учебном отношении». Также из рациональных соображений «сочло возможным объединить их в административном и финансовом отношениях: для обоих учебных заведений может быть одно здание, общие учебные учреждения — библиотека, физический кабинет, химическая лаборатория, товарный музей, общие учебные пособия, один директор, общие Педагогический комитет и Попечительный совет» (6; с.4).

На открытии первого в Приуралье Уфимского коммерческого училища приняли участие губернатор, администрация губернии, учебного округа и города, банкиры, коммерсанты, представители православной и мусульманской конфессий. Были прочитаны поздравительные телеграммы, адресы, молитвы обеих религий.

Цель училища формулировалась следующим образом: «Дать общее и специальное коммерческое образование, а также приготовить к торговой и промышленной деятельности» (10; с.1). Хотя основной курс УКУ признавался 8-летним, но так как при нем были открыты два отделения (младшее и старшее) приготовительного класса, то получается, что полный срок обучения в училище равнялся десяти годам.

Директором нового училища был назначен И.И.Рожновский, он же стал и руководителем торговой школы. Преподавателями училища в основном стали те же, кто уже работал в торговой школе. Образовательный ценз педагогов УКУ в первый год был достаточно высокий, 4 из них закончили вузы, остальные 7 были со среднеспециальным и средним образованием (6; с.15-16).

Плата за обучение в младшем приготовительном классе была 60 рублей в год, в старшем — 70, в 1—3 основных классах — 100, а в 4—8 основных классах — 120. Но не всегда и не все родители оплачивали обучение своих детей, так как постоянно существовала система стипендий Общества взаимного кредита, земств, города и других объединений. Поэтому хорошо успевающие ученики становились стипендиатами, те же, у которых были финансовые затруднения, также могли получить какую-либо помощь, например, от Общества вспомоществования.

Число принимаемых учеников в каждом классе не должно было превышать 40 человек. В младший приготовительный класс принимались мальчики 8—10 лет, у которых был сформирован определенный уровень готовности к образовательной деятельности, например, умение читать и писать, считать до десяти; в первый класс принимались дети 10—12 лет, имеющие познания, требуемые для поступления в 1 класс средних учебных заведений. Так как желающих обучаться в училище было всегда больше, чем предполагаемый набор, прием производился по конкурсным экзаменам. При равных результатах этих экзаменов предпочтение отдавалось детям, чьи родители состояли в Обществе взаимного кредита, а затем жителям Уфимской губернии. При приеме в первый год в УКУ было подано 191 заявление, после конкурсного отбора приняли 114 учеников: 34 — в младшее отделение и по 40 — в старшее отделение и в 1 основной класс. Что интересно, из-за большого количества абитуриентов, в приготовительный класс, вместо экзаменов, которые «не могли служить безошибочным средством», было решено принимать по итогам обычных классных занятий, «менее нервирующих детей и дающих возможность более правильно судить об уровне дошкольного развития», а также «в перерывах между занятиями преподаватели могли наблюдать свободные проявления детского характера и судить о наклонностях ребенка» (6; с.19). Так, вместо экзаменов были введены и остались в практике УКУ классные 5-дневные занятия по 3 урока в день.

По сословному признаку, в сравнении с Уфимской торговой школой, учащиеся УКУ были чуть привилегированны: в их составе было больше дворян, духовенства, военных. Тем не менее, в училище, так же как в УТШ, в составе учащихся было больше представителей демократических слоев (мещан, крестьян и др.). В 1912 г. таковых было около 73% (6; с.61). 96 учеников училища были русскими, 9 — башкирами и татарами, 6 — евреями и 3 — немцами.

В первые годы в училище велось преподавание только общеобразовательных дисциплин, специальные предметы начинают изучаться лишь с 6 класса. Из этого следует, что коммерческое училище до 5 класса включительно выполняет функцию общеобразовательного учебного заведения, формируя условно неполное среднее образование. Ниже приведен первый учебный план, по которому в УКУ был организован образовательный процесс.

Учебный план Уфимского коммерческого училища (6; с.17)


На наш взгляд, достаточно позитивный учебный план, так как, соответствуя психологическим особенностям детей, он способствовал формированию необходимого уровня первоначального образования. Позже в него будут внесены дополнения. Кроме вышеназванных предметов, в основных классах учащиеся будут изучать следующие: математика, история, физика, химия, гимнастика, политэкономия, законоведение, коммерческая арифметика, теоретическая и практическая бухгалтерия, коммерческая корреспонденция (на русском и иностранном языках), товароведение, коммерческая география, практические занятия в лаборатории по химии и товароведению. К необязательным предметам, за особую плату, были отнесены французский язык, гигиена, черчение, стенография, ручной труд, танцы, музыка. Таким образом, в УКУ изучалось больше обязательных предметов, чем в торговой школе. В последней отсутствовали политэкономия, законоведение, английский язык. Кроме того, в УКУ некоторые специальные дисциплины изучались раздельно, например, товароведение, бухгалтерия и физика.

Как было уже сказано выше, коммерческое училище и торговая школа имели одних и тех же преподавателей и педагогический совет. Поэтому организация педагогического процесса в Уфимском коммерческом училище не отличалась от названного процесса в торговой школе. Отличительным было лишь то, что УКУ в первые годы работало лишь как общеобразовательное учебное заведение, и возраст учащихся был, естественно, меньше. Эти особенности и были учтены в училище. Рассмотрим отдельные фрагменты организации педагогического процесса УКУ, которые дополняют общую картину образования в двух этих учебных заведениях.

В отличие от начальных школ, в УКУ велись такие предметы, как игра и лепка. Остальные предметы соответствовали учебному плану первых классов средних учебных заведений. Основной идеей уроков игры было физическое воспитание, «приятно возбуждая физические силы детей, укрепить физическую сторону», содействие сознательности действий, находчивости, развитие ловкости, сообразительности, терпения, любви к товарищам, умения владеть собой, формирование чувства коллектива. Уроки игры были введены, «чтобы дети сильно не утомлялись и могли более продуктивно работать на других занятиях» (6; с.38). Игры проводились в классной комнате, рекреационном зале и на улице. Начинались занятия со знакомых игр, затем на каждом уроке вводилось по 1-2 новых, в процессе игры разучивали правила, повторяли и закрепляли. Подвижные и малоподвижные игры чередовались с гимнастическими упражнениями. Игры, особенно за городом, часто сопровождались пением. Уроки игры также использовали для организации различных прогулок за город. Считалось, что прогулки и игры, «способствуя сближению детей, давали…пищу их природной любознательности, развивали у них любовь к природе, способствовали накоплению материала для получения ясных представлений и подготовляли к пониманию усвоенного в классе» (6; с.39).

Позитивным, на наш взгляд, было введение в младшем приготовительном классе уроков лепки из глины. Для занятий было отведено специальное помещение с набором инструментов и фартуками. Считалось, что «занятие лепкой, помимо развития чувства изящного — развивает в детях наблюдательность, привычку тщательно и внимательно работать. Кроме того, вырабатывается чувство формы, развивается осязание и ловкость рук» (7; с.33). Лепка в младшем школьном возрасте, безусловно, необходима, она способствует их эффективному психофизиологическому развитию. Кроме того, как считали воспитатели УКУ, подобная деятельность должна заложить прочное основание для других предметов, где преподавание «должно вестись экспериментальным путем». В целом, дети занимались с увлечением, и вскоре «лепка, как игры и рисование, стала пользоваться такой же, если не большей, популярностью» (7; с.33). Дет­ские индивидуальные и коллективные поделки из глины, рисунки пос­тоянно выставлялись на выставках, организовывающихся Уфимским обществом народных университетов.

Как свидетельствуют факты, в большинстве профессиональных дореволюционных учебных заведений, в том числе и в торговой школе и коммерческом училище, педагоги не были жестко ограничены учебными планами и программами. Более того, учебные заведения были достаточно свободны в этом вопросе. Выше уже говорилось о том, что торговые школы в целом по России являлись 3-летними, в Уфе она была 4-летней, коммерческие же училища по России являлись 7-летними, Уфимское же было организовано в объеме 10-летнего заведения. В учебных планах уфимских коммерческих образовательных учреждений были предметы, которые не изучались в других подобных училищах. К этому нужно добавить то, что программы по всем предметам составлялись каждым преподавателем самостоятельно. Конечно, существовали определенные стандарты и требования, но у каждого учебного заведения было достаточно возможностей для самостоятельного творческого проявления с учетом собственных особенностей. Например, в УКУ в 1913—1914 учебном году было решено курс естествознания начать не с ботаники, как это было принято, а с зоологии. Объяснялось это тем, что на уроках зоологии «проводя биолого-анатомический метод, нетрудно подготовить ученика к работе с микроскопом… ­­путем техники вскрытия сначала крупных объектов, затем более мелких» (7; с.8). С другой стороны, зоология считалась более интересной для детей, поэтому «на первых порах очень важно заинтересовать и приохотить их к занятиям; когда они получат вкус к ним, уже нетрудно будет предлагать более сухие отделы» (7; с.8). Или, в этом же источнике говорится о том, что преподаватель геометрии, расширив программу не стал вносить изменения в собственный метод преподавания. А учитель пения «счел более современным познакомить учащихся с нотной грамотой», так как до этого обычно песни разучивались на слух, что было утомительно и менее эффективно.

Таким образом, буквально за одно десятилетие в Башкортостане происходит оформление коммерческого образования. Город Уфа становится одним из центров названного образования всего уральского региона. Можно констатировать, что в коммерческих учебных заведениях Башкортостана была создана целостная педагогическая система, которая характеризуется концептуальностью, целесообразностью и достаточной эффективностью. Данные учебные заведения, используя передовые педагогические методы и технологии, достаточно быстро завоевывают авторитет среди населения.

И с т о ч н и к и и л и т е р а т у р а



1. Центральный государственный исторический архив РБ. Ф. И-109. Попечитель Оренбургского учебного округа. О.1. №/№ дел: 39, 81, 161.

2. Большая энциклопедия. – Т.19. – С.-Пб.

3. Годовой отчет торговой школы Уфимского общества взаимного кредита за 1909—1910 учебный год. – Уфа, 1910.

4. Годовой отчет торговой школы Уфимского общества взаимного кредита за 1911—1912 учебный год. – Уфа, 1912.

5. К у з ь м и н Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюцион­ной России. – Челябинск, 1971.

6. Отчет Уфимских коммерческого училища и торговой школы за 1912—1913 учебный год. – Уфа, 1913.

7. Отчет Уфимских коммерческого училища и торговой школы за 1913—1914 учебный год. – Уфа, 1915.

8. Программы предметов, преподаваемых в торговой школе Уфимского общества взаимного кредита. – Уфа, 1910.

9. Справочная книга г.Уфы с приложением плана. – Уфа, 1909.

10. Устав Уфимских коммерческого училища и торговой школы общества взаимного кредита. – Уфа, 1912.

Аминов Т.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018