Арбитражный суд Республики Башкортостан

Сфера экономики — решающая сфера в развитии общества. Она имеет собственное правовое регулирование, обусловленное характером складывающихся в этой сфере правоотношений. В целях осуществления правосудия в этой сфере, для защиты прав предпринимателей и в связи с необходимостью обеспечения судебного контроля в предпринимательской деятельности были созданы самостоятельные суды с особой юрисдикцией — арбитражные суды.

Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры и с участием иностранных предпринимателей. Имеется и международный арбитраж — третейский суд для мирного разрешения споров между государствами избранными судьями на основе международного права.

Основной задачей и целью деятельности как системы арбитражных судов в целом, так и Арбитражного суда Республики Башкортостан является защита нарушенных и оспариваемых интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономической деятельности.

Структура Арбитражного суда Республики Башкортостан на сегодняшний день отражает категории споров, подведомственные арбитражным судам. Так, в составе суда действуют две коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Судьи названных коллегий рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. Кроме того, в структуре арбитражного суда предусмотрено функционирование второй судебной инстанции — постоянно действующего апелляционного состава, которым пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на решения, не вступившие в законную силу.

Истекший 2004 год отмечен для Арбитражного суда Республики Башкортостан значительно возросшей нагрузкой на судей и работников аппарата суда. В Арбитражный суд Республики Башкортостан поступило более 46 тысяч заявлений, по сравнению с 2003 годом их количество увеличилось на 92%. Сохраняется многолетняя устойчивая тенденция роста экономических споров, возникающих из административных правоотношений. Связано это, главным образом, с продолжающимся ростом количества заявлений государственных органов, в том числе Пенсионного фонда о взыскании обязательных платежей и санкций.

Увеличение количества поступивших заявлений и дел, с одной стороны, можно расценить как фактор позитивный, поскольку он свидетельствует об эффективности судебной защиты, о повышении доверия к арбитражным судам. Но вместе с тем создается и немало проблем. Значительно возрастает объем работы, приходящейся на судей и работников аппарата суда. Так, в Арбитражном суде Республики Башкортостан в 2004 году среднемесячная нагрузка на судью составила 96 дел. Это очень большая нагрузка, учитывая, что для рассмотрения одного дела необходимо провести как минимум два, а чаще всего и больше судебных заседаний. Для сравнения, в среднем по Российской Федерации в арбитражных судах субъектов нагрузка составляет 55 дел в месяц на одного судью.

Несмотря на значительно возросшее число исковых и иных заявлений, нам удается обеспечивать доступность правосудия и сохранять качественные параметры нашей деятельности. В частности, в 2004 году сократился процент возвращенных заявлений. Если в 2003 году было возвращено по основаниям, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 7% поступивших заявлений, то в 2004 году — 4 ,4%.

Казалось бы, введение в Арбитражный процессуальный кодекс Россий­ской Федерации института оставления иска без движения должно было бы способствовать резкому уменьшению количества возвращенных исков, однако в силу слабой юридической работы на отдельных предприятиях заявители не устраняют в отведенные сроки недостатки, на которые им указал суд. В силу этого такие иски подлежат возвращению, поскольку принятие иска с нарушением требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приводит в дальнейшем к волоките при рассмотрении дел.

Показателем качества работы арбитражного суда является стабильность принимаемых судебных актов. Решение арбитражного суда должно быть законным и обоснованным. Качество принимаемых решений, формирование единой судебной практики находится в поле повседневного внимания судей и руководителей структурных подразделений суда. Во многом благодаря этому в Арбитражном суде Республики Башкортостан качество судебных актов выше, чем в среднем по России.

На совещании председателей арбитражных судов, состоявшемся в конце прошлого года в Москве, Арбитражный суд Республики Башкортостан был отмечен в числе арбитражных судов, имеющих лучшие результаты работы.

Важным показателем эффективности деятельности арбитражного суда является соблюдение процессуальных сроков. Разумеется, при такой большой нагрузке, как в нашем суде, в ряде случаев возникают трудности с соблюдением предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации сроков рассмотрения заявлений. По этой причине вопрос соблюдения процессуальных сроков при рассмотрении дел является объектом постоянного внимания руководства Арбитражного суда Республики Башкорт-остан. Данный вопрос систематически анализируется и обсуждается на оперативных совещаниях, как в коллегиях, так и в целом по суду. В результате 97% дел в суде рассматривается в установленные законом сроки.

Конечно, имеются отдельные дела, которые рассматриваются годами, особенно в тех случаях, когда вышестоящие инстанции отменяют состоявшиеся судебные акты и направляют их на новое рассмотрение. Иногда дело несколько раз проходит все инстанции. Но обычно это происходит по обстоятельствам, зависящим от сторон: стороны, не располагая квалифицированными юристами, плохо формируют доказательственную базу, обоснование исковых требований. В итоге суд не может до конца разобраться в обстоятельствах дела, решение является недостаточно обоснованным, в результате оно отменяется вышестоящими судебными инстанциями.

Обеспечению соблюдения установленных сроков рассмотрения дел способствует также практика рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. В упрощенном порядке — в сокращенные сроки рассматриваются дела, когда требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму. Арбитражный суд Республики Башкортостан достаточно широко при наличии к тому оснований использует упрощенную процедуру — в 2004 году разрешено таким образом более 12 тысяч дел, или 28% от общего числа рассмотренных дел.

Необходимо отметить, что судьям арбитражного суда помимо растущей нагрузки приходится приспосабливаться и к постоянно совершенствующемуся законодательству. В 2002 году были приняты новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Регулярно вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. С началом 2005 года введена в действие глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации «Государственная пошлина», в которой установлены понятие государственной пошлины, определены плательщики, порядок и сроки уплаты, размеры государственной пошлины, льготы по ее уплате, основания и порядок возврата и зачета, особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

Нормы, регламентирующие вопросы уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде, претерпели значительные изменения. Изменились ставки государственной пошлины. Так, минимальный размер госпошлины теперь составляет не 100 рублей, а 500. Установлены размеры государственной пошлины для совершения отдельных юридически значимых действий, которые ранее госпошлиной не оплачивались, в частности, госпошлиной теперь оплачивается подача заявления об обеспечении иска, заявлений о повторной выдаче копий решений, определений, копий других документов из дела, о выдаче дубликата исполнительного листа.

Значительно сузился круг лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд. В соответствии с положениями новой главы Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде, освобождаются: прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, а также истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка. В случаях, если цена иска не превышает 1 миллиона рублей, от уплаты государственной пошлины освобождаются также общественные организации инвалидов и истцы-инвалиды 1 и 2 группы.

Изменились и условия предоставления отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины. Теперь отсрочка или рассрочка предоставляется на срок до 6 месяцев.

Несмотря на то, что повышенная нагрузка, нестабильное, постоянно совершенствующееся законодательство усложняют работу арбитражного суда, можно констатировать, что на сегодняшний день арбитражный суд стал эффективным механизмом защиты предпринимателей нашей республики от неправомерных действий. Об этом свидетельствует неуклонное увеличение количества поступающих в суд заявлений и жалоб.

На VI Всероссийском съезде судей Президент России В.В.Путин сформулировал те проблемы и требования, которые общество предъявляет к судебной системе: это, прежде всего, обеспечение доступности и качества правосудия, его открытость, необходимость укрепления доверия со стороны общества. Мы стремимся к тому, чтобы повседневная деятельность судей Арбитражного суда Республики Башкортостан в полной мере соответствовала требованиям, предъявляемым цивилизованным обществом к судебной системе, и способствовало скорейшему формированию правового государства в России.

Сафин Ф.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018