Возвращение красоты

Анна Баранова (Анна Галиевна Чанышева) родилась в Уфе. В раннем детстве воспитывалась у бабушки в Буздякском районе. В летнее время очень любила лепить глиняные фигурки на речном берегу. Красивая башкирская природа, жизненный уклад деревни с ее традициями способствовали развитию у Анны творческого воображения.

В 1978 году Анна поступила в Уфимское училище искусств на художественное отделение. Училась у педагогов А.Кудрявцева, Р.Ахметшина.

В 1982 году пришла работать в открывшийся Дом техники «Нефтяник», в художественную мастерскую Бориса Яковлевича Торика, который оказал большое влияние на дальнейшую биографию Анны, приобщив ее к созданию сценических костюмов, в результате чего в 1985 году она перешла на работу в Башкирский экспериментальный комбинат Всероссийского музыкального общества.

На комбинате, которым в течение длительного времени руководила заслуженный работник культуры РБ и России Н.В.Окунева, происходил дальнейший творческий рост А.Барановой. Довелось принимать участие в республиканских и всесоюзных выставках, семинарах, фестивалях моды, учиться у таких мастеров костюма, как Слава Зайцев, Александр Васильев. Получала консультации у специалистов — этнографов башкирского костюма БФАН СССР (С.И. Шитовой др.), посещала этнографические фонды Москвы, Ленинграда, Казани, Ижевска. В результате у Анны выработался свой, индивидуальный подход к созданию национальных костюмов.

В 1997 году за участие в подготовке и работе Дней Башкортостана в Москве, создание коллекции национальных костюмов народов России Анне Барановой было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РБ».

С 2002 года Анна работает в Творческой мастерской «Национальные костюмы» при ООО «Альфа и М».

Ее национальные костюмы — это произведения искусства, ослепительные картины, где, по словам автора, каждый узор что-то означает. В башкирских костюмах, например, красные и желтые круги означают солнечный диск, золотые монеты на одежде показывают богатство и состоятельность их хозяйки.

Сочетание традиции и художественной фантазии, удивительно тонкий вкус — отличительная черта ее работ. Вот темно-зеленое платье с монистами и лисья шапка, потертая кольчуга с богатым поясом. Они олицетворяют Салавата и Амину. Заказ был выполнен к 250-летию Салавата Юлаева и отправлен в Салаватский район.

Костюмы Анны Барановой, национальные и жанровые, с такими ансамблями, как Государственный ансамбль танца им.Ф.Гаскарова, «Агидель» (г.Салават), «Солнышко» (г.Стерлитамак), «Виктория» (г.Нефтекамск) побывали на гастролях во многих городах России, а также во Франции, Испании, Бельгии.

Аминова М.



Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2020