Современная молодежь Башкортостана

С сентября по декабрь 2005 года Башкирской академией государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан был реализован научно-исследовательский проект «Современное состояние этнокультурных отношений в Республике Башкортостан: этносоциологическое измерение» (финансовая поддержка Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан в рамках Государственной программы «Народы Башкортостана»; научный руководитель и автор проекта кандидат политических наук, доцент БАГСУ Г.Р.Шакурова).
Презентация результатов научно-исследовательского проекта прошла в городах Москва (Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова), Санкт-Петербург (Санкт-Петербургском государственном университете), Уфа (в Национальной библиотеке им.А.-З.Валиди в рамках организованной Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан информационной акции «Диалог культур»; в передаче «Наш дом — Башкортостан» на канале Башкирского спутникового телевидения и т.д.).
Представляем нашим читателям некоторые итоги исследования, в котором было проведено также анкетирование (всего в рамках исследования было опрошено 1000 респондентов — жителей республики, среди которых была и молодежь, о которой пойдет речь в данной статье).


Современная молодежь интересна и многогранна. Она открыта всему новому и необычному. В ходе нашего исследования и общения с молодыми людьми мы были приятно удивлены их открытости, доброжелательности, активности. Проведенное исследование позволило выявить сложившуюся ситуацию в целом в республике по современным этнокультурным отношениям, по установкам современной молодежи.
Уровень толерантности современной молодежи
Интересным оказались самоощущения и ощущения по восприятию других молодыми людьми. В целях измерения уровня толерантности (то есть терпимости) и нетерпимости в современном обществе, мы задали вопрос о том, как себя идентифицируют, как себя чувствуют молодые люди — в качестве терпимых или нетерпимых по отношению к другим вне зависимости от национальности и вероисповедания. Более 80% респондентов идентифицируют себя в качестве терпимых, доброжелательных к другим людям (см.диаграмму 1).

Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы себя толерантным человеком?» среди респондентов 18—25 лет, в %


Что любопытно, при измерении восприятия молодыми людьми других в качестве терпимых/доброжелательных или нетерпимых, выявилась иная тенденция. Чуть более трети респондентов молодого возраста (33%) считают и воспринимают других в качестве терпимых и доброжелательных, 44,2% — в качестве нетерпимых. Остальные 22,8% респондентов затруднились с ответом (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, толерантны ли граждане нашей республики друг к другу независимо от национальности или религиозной принадлежности?» среди респондентов 18—25 лет, в %


Причем данная тенденция зафиксирована у представителей всех национальностей, включенных в исследовательское поле*. Однако зафиксирована зависимость возрастной категории.То есть данная тенденция выявилась в большей степени у молодых респондентов: чем старше были респонденты, тем установки в восприятии других в качестве доброжелательных и терпимых превалировали.


Отношение молодежи к религии


Большая часть респондентов молодого поколения (18—25 лет) идентифицировала себя как людей верующих. К «верующим, но не соблюдающим обычаи и обряды» отнесли себя 51,6% респондентов, к «верующим и соблюдающим обычаи и обряды» — 27,4%. Количество «колеблющихся» составило 6%, к атеистам отнесли себя 2,4%. Также были и респонденты, которые отметили, что, несмотря на то, что они неверующие люди, но уважают чувства тех, кто верует (8,4%). Остальные 2,7% затруднились ответить и 1,5% респондентов выбрали вариант — «мне все равно». Среди тех респондентов, кто относит себя к верующему человеку, вне зависимости от соблюдения или не соблюдения ими всех обычаев и обрядов, был задан вопрос по посещению мечети, церкви и др. Подавляющее большинство этой группы респондентов (72,6%) отмечает, что посещают мечеть, церковь (из них «не часто» — 54,6%, «по праздникам» — 10,3%, и «часто» — 7,7%). При этом 17,3% респондентов хотели бы посещать мечеть, церковь и т.д., а 10% отметили свое нежелание посещать их. Данная тенденция зафиксирована у всех респондентов 18—25 лет вне зависимости от национальности и пола.


Молодежь о Башкортостане: бренды, личности, значимые исторические события


В преддверии празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав России нам было интересно узнать о наших земляках, которые вызывают уважение и популярны среди молодежи. Нами были включены исторические личности, актеры, музыканты, герои войн, сыгравшие важную и значимую роль в истории республики. Также был предложен вариант ответа «другое», где можно было вписать свой вариант ответа. На первой позиции был назван Салават Юлаев (18,5%), за ним с небольшим отрывом идут со сравнительно равным процентным соотношением писатель Мажит Гафури (13%), музыкант Юрий Шевчук (12,7%), герой Великой Отечественной войны Александр Матросов (11,4%) и всемирно известный танцор, балетмейстер Рудольф Нуреев (10,3%). Следующую группу, набравшую более 7%, составили — певица Земфира, герой Великой Отечественной войны генерал Шаймуратов, известный тюрколог Ахмет-Заки Валиди Тоган и Мифтахетдин Акмулла. Вариант ответа «другое» выбрали 3,5% респондентов, где были названы: Муртаза Рахимов, Мустай Карим, Эрнст Мулдашев, Миннигали Губайдуллин, Зайнаб Биишева, полковник Муса Гареев, Бахти Гайсин, Наиль Галеев, Батырша, Ризаитдин Фахретдин, Зайнулла Расулев, Фарида Кудашева. Среди вариантов также был назван хоккейный клуб «Салават Юлаев». Также около 1% респондентов полагают, что все перечисленные личности в равной степени значимы, вписав в качестве варианта ответа «все перечисленные личности» (см. диаграмму 3). Интересно отметить, что у молодых людей вариант «другое» был более разнообразен. Респонденты более старшего поколения назвали следующие личности — Степан Злобин, Мустай Карим, Аскар Абдразаков, Геннадий Родионов.

Диаграмма 3. Распределение ответов на вопрос: «Перечислите, пожалуйста, личности в истории республики, которых Вы больше всего уважаете» среди респондентов 18-25 лет, в %



Также нам было интересно узнать, что думают молодые люди о нашей республике. Подавляющее большинство респондентов (67,2%) отметили уникальность природно-ресурсного комплекса, культурного, исторического потенциала республики, что может и уже работает на ее позитивный имидж. Мы предложили нашим респондентам подумать о том, что может являться брендом республики, то есть ее визитной карточкой и что могло бы способствовать развитию туристического бизнеса, привлечению инвестиций в экономику республики. В качестве возможных вариантов ответа были предложены — курай, кумыс, кубыз, мед, курорты Башкортостана, пещера Шульганташ, а также открытый вариант ответа «другое», где респонденты могли зафиксировать свои собственные варианты. Наиболее популярными были ответы — курорты Башкортостана, Шульганташ, курай, затем различные варианты с перечислением всех предложенных брендов — курай, кумыс, мед, курорты Башкортостана, пещера Шульганташ; курай, кубыз, кумыс, мед, пещера Шульган-таш и т.д. То есть все предложенные варианты зафиксированы в качестве наиболее популярных. Вариант «другое» отметили лишь менее 2% респондентов. В качестве других брендов были предложены: памятник Салавату Юлаеву, Аркаим, Уральские горы, хоккейный клуб «Салават Юлаев», Агидель (в качестве реки и известной марки бальзама), пещеры и водопады и др.
Кстати, более 60 % респондентов полагают, что республика может стать башкирской Швейцарией благодаря развитию туризма. В данном вопросе как молодые, так и представители других возрастных категорий были едины в своем мнении.
Также подчеркивалась респондентами богатая история и культура нашей республики. История Башкортостана могла бы быть экранизирована и возможно было бы создать киноэпопеи подобно голливудским кинохитам «Троя», «Храброе Сердце», «Властелин колец» и т.д. С такой позицией выступили около 96% опрошенных. Наиболее популярными вариантами ответов по историческим и культурным событиям, которые могут быть экранизованы и стать киноэпопеями, были названы следующие исторические события: Великая Отечественная война (112-ая башкирская дивизия под руководством генерала Шаймуратова, подвиг Александра Матросова (Шакирьяна Мухаметьянова) (15%); двухвековые башкирские восстания (Юлай Азналин, Салават Юлаев, Карасакал и др.) (10,4%); борьба башкир с татаро-монголами (14-летняя война) (9%); 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России (5%); Отечественная война 1812 года (4,7%); создание Башкирской республики в 1917 г. и ее двухлетняя война и с Красной, и с Белой армиями (2,7%). Также респонденты выбрали несколько вариантов из названных, среди которых чаще всего встречались два и более исторических события: двухвековые башкирские восстания (Юлай Азналин, Салават Юлаев, Карасакал и др.) и Великая Отечественная война (112-ая башкирская дивизия под руководством генерала Шаймуратова) (8,1%); борьба башкир с татаро-монголами (14-летняя война) и Великая Отечественная война (4,2%). Было приятно также отметить, что современная молодежь знает историю Башкортостана и проявляет к ней живой интерес.


Молодежь об исследовании


В исследовании приняли участие студенты высших учебных заведений как дневных, так и заочных отделений (Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, Башкирского государственного университета, Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы, Уфимского государственного авиационного технического университета, Уфимского филиала Сибирской автомобильно-дорожной академии, Уфимского филиала Уральской государственной академии физкультуры и спорта). Для студентов даже дневных отделений сложным представилось сформулировать собственное мнение, отвечая на открытые вопросы, без заданных вариантов ответов. Молодые люди отмечали, что «писать своими словами они не привыкли». Вероятно, это связано с тем, что в системе высшего образования интерактивные методы обучения, максимально позволяющие обучать излагать собственные мысли, применяются мало.
Интересным было то, что респонденты проявили интерес к результатам исследования: «хочется узнать о себе и об исследовании», предлагая исследователям рассказать об итогах проекта в республиканских СМИ. По ходу исследования нами также был проведен замер по наиболее популярным и читаемым молодежью печатным изданиям, среди которых были названы газеты: «Йөшлек», «АҠна», «КП в Уфе» и журналы — «Ватандаш», «Ядкар», «Башєортостан єыҠы», «Уфа».
Студенты отнеслись к исследованию как к новому и интересному для себя способу самопознания и участия в общественной жизни, заявляя, что анкетирование полезнее проводить с молодыми, чем со взрослыми, у которых уже имеется устоявшееся мнение. Так была оценена позитивная составляющая нашего исследования.
Нами также было предложено записать свои мнения, пожелания, критические оценки по данному исследованию в целях дальнейшего усовершенствования методики проведения подобных исследований. Большинство респондентов позитивно оценили подобный способ замера: «Молодцы, удачи!», «Рад был отвечать на ваши вопросы», «Вы молодцы, что этим занимаетесь», «Удачи вам в ваших исследованиях» и др., а также вносили и предложения — «Нужно больше вопросов по культуре РБ», «Хочу, чтобы башкир в Башкортостане было больше и не забывали о башкирах в других регионах», «Проводите больше таких исследований, они дают возможность задуматься» и другие.
В целом, полученные результаты позволили сделать анализ сложившейся ситуации в республике и выявить вопросы, необходимые для дальнейшего решения и рассмотрения.

В исследовании приняли участие респонденты 18—25 лет. Состав выборки среди представленной возрастной категории составил: башкиры — 35,6%, русские — 26,2%, татары — 33,1%, представители других национальностей (чуваши, марийцв, удмурты, украинцы, белорусы и др.) — 5,1%.

Шакурова Г


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018