БГПУ имени М.Акмуллы

Раиль Асадуллин,
ректор БГПУ имени М.Акмуллы,
профессор



Кузница национальных педагогических кадров



Башкирский государственный педагогический университет на протяжении почти 40 лет является кузницей национальных педагогических кадров высшей квалификации. Целенаправленная подготовка специалистов, её содержание и формы являются предметом постоянного обсуждения на заседаниях кафедр, методических объединений, ученых советов факультетов и университета.
Университетом разработана и внедряется долгосрочная программа подготовки специалистов для образовательной системы Башкортостана, которая включает разноплановую деятельность по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Башкортостан, в том числе государственных языков — русского и башкирского. Программа предусматривает мероприятия по организации образовательного процесса, научно-исследовательскую работу, производственную практику, дополнительное и послевузовское образование.
В настоящее время на факультете башкирской филологии подготовка учителей ведется по трём специальностям: «Башкирский язык и литература» (с дополнительной специальностью «Культура Башкортостана»); «Башкирский язык и литература, русский язык и литература»; «Башкирский язык и литература, иностранный (английский, немецкий) язык».
В свете реализации Закона РБ «О языках народов РБ» пересматривается содержание национально-регионального компонента учебных планов и программ на всех специальностях, где первостепенное значение придается дисциплинам по современным проблемам изучения языка, культуры, этнографии, истории народов Башкортостана. Особая роль отводится реализации факультативных курсов практического башкирского языка для русскоязычных студентов всех специальностей университета. В связи с расширением функций кафедре башкирского языка присвоен статус общеуниверситетской. Ею разработано программно-методическое обеспечение для осуществления образовательной деятельности на факультете и в университете в целом.
В Башгоспедуниверситете сконцентрированы научно-методические исследования по башкирскому языкознанию, поэтому учебно-методическим объединением по педагогическим специальностям Министерства образования и науки Российской Федерации принято решение на базе головного педагогического вуза республики создать учебно-методическую комиссию по башкирскому языку и литературе. В октябре 2006 года успешно прошла презентация этой комиссии, в работе которой участвовало более 40 человек из вузов Москвы, Казахстана, Оренбурга, Уфы, Бирска, образовательных учреждений г.Уфы, Абзелиловского, Зилаирского и Кушнаренковского районов.
Как известно, прекращение деятельности башкирского филиала НИИ национальных школ РАО сказалось на научно-методическом обеспечении преподавания башкирского языка и литературы, русского языка и литературы в башкирских школах республики. Поэтому в БГПУ было принято решение об открытии лаборатории по проблемам преподавания государственных языков в Башкортостане — Лингвометодический центр. Его возглавил известный педагог-методист, профессор Р.В.Альмухаметов.
За короткое время центром создано 11 экспериментальных площадок, только за 2004—2005 годы с грифом Министерства образования РБ было издано 6 учебников и учебно-методических пособий по русскому языку для башкирских школ и 1 учебник с грифом Министерства образования и науки РФ. Вместе с лабораторией учебного телевидения созданы учебные фильмы для учащихся общеобразовательных школ по наследию Мифтахетдина Акмуллы, Рами Гарипова и других поэтов и писателей.
В 2006—2009 годы планируется издание более 30 учебно-методических пособий по заявке Министерства образования РБ, а также другой дидактический инструментарий, в том числе на цифровых носителях. Начата работа курсов по использованию компьютерных технологий для учителей-предметников на уроках русского, башкирского языков, курсов переподготовки учителей русского языка в национальной школе на базе высшего гуманитарного образования, готовится программное обеспечение переподготовки учителей башкирского языка в русских школах на базе высшего гуманитарного образования.
В целях формирования речевой культуры современных студентов вузов, служащих различных учреждений, организаций, жителей Республики Башкортостан в университете была создана Служба башкирского языка, работа которой направлена на оказание консультативной помощи по подготовке, переводу документов на башкирский язык; сотрудничество с администрацией и законодательными собраниями города в целях лингвистической коррекции деловых документов, бумаг, рекламы, официальных вывесок, табличек.
В связи с присвоением БГПУ имени М.Акмуллы ведется большая работа по изучению его творчества. В учебных планах запланированы выпускные квалификационные и курсовые работы по исследованию творчества Акмуллы, проводится конкурс на лучшую творческую работу о жизни и творчестве просветителя, идет работа по созданию фильма «Мифтахетдин Акмулла», предполагается проведение конференции школьников г.Уфы при Малой Академии наук в секции «Культура родного края». В рамках Дней просвещения, Дней национальной культуры и Акмуллинских чтений проводятся встречи студентов с известными акмулловедами, лауреатами премии имени М.Акмуллы, подготовлены книжные выставки и стенды в учебных корпусах и общежитиях, проводятся тематические вечера, научные конференции по гуманитарным наукам, учреждена стипендия им. М. Акмуллы для студентов факультета башкирской филологии, организуются выезды студенческих агитпоездов в Миякинский район. Совместно с Министерством культуры и национальной политики РБ был проведен конкурс на лучший проект памятника М.Акмулле, заложена аллея Акмуллы, подписан договор о сотрудничестве с Актюбинским университетом.
В целом, обобщая вышеизложенное, можно сказать, что в БГПУ реализация Закона «О языках народов РБ» является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности. Однако в свете современных тенденций развития общества актуальными представляются следующие дальнейшие меры по развитию государственных языков РБ, и в частности башкирского языка, осуществление которых предполагает поддержку министерств образования, культуры и национальной политики, Правительства РБ, в том числе и финансовую.
Особо важным является вопрос о создании экспериментального центра по изучению традиционной культуры, или же центра фольклорных исследований. Подобная структура в составе университета позволила бы не только сохранить и наиболее детально изучить богатую культуру, этнографию и фольклор башкирского народа, но и путем проведения экспериментальных, исследовательских экспедиций, создания архивных записей произведений устного народного творчества, изучения хореографии, декоративно-прикладного искусства в городах и сёлах республики приобщить молодое поколение к нашим национальным, духовным ценностям и противостоять, таким образом, пагубным последствиям процессов глобализации.
Для педагогического вуза, как и для всей мыслящей интеллигенции, башкирский поэт-просветитель, Акмулла и его разум, гуманизм, просветительские идеи — это прогрессивная методика обучения, приоритет творчества в учительской профессии. Наследие Акмуллы — это прежде всего, переворот в национальном самосознании нашего народа. Только через образование, просвещение возможно осуществить прорыв в экономику, науку и культуру. Акмулла и новометодное учение просветителей с новым содержанием настолько изменили сознание народа, что это позволило по-иному взглянуть на мир, почувствовать всю свою мощь. В результате стали открываться светские медресе, гимназии, бурный расцвет пережила промышленность конца XIX — начала XX веков. Так и сейчас применение новых подходов и технологий, отвечающих запросам сегодняшнего дня, может кардинально изменить образование и, как следствие, обеспечить успешное развитие экономики. Вот почему Акмулла стал призывом, вот почему мы сейчас говорим о нем и именно он сейчас близок нам по духу.



Ахат Вильданов,
доцент,
лауреат премии им. М.Акмуллы

Образование и просвещение —
важные составляющие творчества
Мифтахетдина Акмуллы



Мифтахетдин Акмулла, еще при жизни признанный великим сыном своего времени, поэт-просветитель, мыслитель и педагог, оставил потомкам бесценное поэтическое наследие, ставшее одним из самых ярких страниц в истории башкирской литературы. Он пришел в литературу в переломный в истории многих тюркоязычных народов момент — в момент всеобщего общественного обновления и, продолжая вековые традиции башкирских сэсэнов в новых социально-политических, общественно-исторических условиях, воспевая просвещенность, справедливость, нравственную чистоплотность, самозабвенно пропагандировал идеи обновления и просвещенного бытия.
Поэзия Акмуллы — это целый мир, мир богатый и многогранный, сложный и противоречивый. Мир со своей болью и страданиями, любовью и счастьем, со своим звучанием и красками. Словно стараясь успевать везде, стремясь достучаться до сердец каждого, подобно соловью, поющему, перелетая с одного дерева на другое, Акмулла жил и творил, скитаясь по башкирским яйляу и аулам, по бескрайним казахским степям. Постоянно живя в гуще происходивших событий, сложных, напряженных и часто — судьбоносных для народов, как активный и решительный поборник интересов трудящегося люда, он не мог стоять в стороне от жгущих проблем своего времени. Это определило его активную гражданскую позицию как человека и как поэта.
В основе идейно-эстетических взглядов Акмуллы лежит признание непримиримости разума и темноты, просвещенности и пустоты. И несправедливость, неурядицы в обществе, по его мнению, это результат того, что свет и просвещение до сих пор еще не смогли восторжествовать над темнотой и невежеством, а испорченность, духовная убогость людей проистекают от постоянного безделья, от праздного и беспечного образа жизни.
Во взглядах Акмуллы одну из ключевых позиций занимают проблемы нравственности, вопросы эстетического и этического воспитания человека, с которыми он напрямую связывает будущее народа. В решении этой проблемы он главную роль отводит просвещению, ибо, по его мнению, корнем всего зла, источником всего морально безобразного в обществе является невежество. Поэтому весьма естественен его страстный призыв к просвещению, к овладению науками, и прежде всего — светскими. Ярчайший пример тому — знаменитое стихотворение «Башкиры мои, учиться надо!»:
Башкиры мои, учиться, учиться надо,
Много невежд среди нас, образованных мало.
Как глупого медведя на Урале
Невежества, братья, бояться надо.
В ученье, обрати, — благородство и почет,
От злобы и невежества много бед идет.
Образованные могут летать в небе, плавать в воде,
Ни святости духа, ни чуда в том нет…
А в стихотворении «Назидание» Акмулла выстроил целый моральный кодекс, где поочередно перечисляет наиболее ценные качества, которыми должен обладать настоящий человек — иман (совесть), кјѕел (душа), аєыл (разум), шікір (благодарение), сабыр (терпение), өҠөп (благовоспитанность), ихлас (искренность).
Большинство своих произведений, получивших впоследствии широкое распространение в устной форме, Акмулла создавал на башкирском и казахском языках. До Октябрьской революции его книги выходили в татарских изданиях на татарском языке, но и в них часто встречаются отдельные башкирские и казахские слова и словосочетания, идиоматические выражения и сравнения, не говоря уже о традиционных образах из башкирского и казахского устнопоэтического творчества. Разумеется, было бы неправомерным рассматривать это явление как ограниченность поэта. Напротив, оно лишний раз убеждает нас, насколько близок был Акмулла к реальной действительности, языку, обычаям и культурным традициям народов, среди которых вырос и провел всю свою скитальческую жизнь.
Поэтические жемчужины Акмуллы, этого поистине народного поэта, передаваясь из поколения в поколение и в рукописной, и особенно — в устной форме, поныне служат предметом вдохновения и эстетического наслаждения. Мысли и идеи Акмуллы живы. Акмулла учил и продолжает учить уму-разуму, человечности, нравственной чистоте и совершенству. Еще многие поколения неизменно будут обращаться к нему в поисках истины, в поисках смысла жизни. Он был и остается Учителем с большой буквы на все времена. Именно поэтому он оставил неизгладимый след в духовной жизни народа.


Максим Михайлов,
проректор по учебной работе,
доцент

В соответствии с мировыми стандартами


В основных задачах, сформулированных в Болонской Декларации, особое значение придается таким инструментам осуществления заявленных целей, как европейская система зачетного перевода (ECTS) и общеевропейское Приложение к диплому. Внедрение и применение этих инструментов как на национальном, так и на международном уровнях является необходимым условием и одновременно эффективным способом формирования открытого общеевропейского образовательного пространства.
Для того, чтобы выпускник российского вуза мог полноценно конкурировать с выпускниками других европейских вузов на европейском рынке труда, он должен иметь документ, который будет понятен европейским работодателям. Таким документом является европейское приложение к диплому (Diploma Supplement). В Европейском приложении к диплому представляются исчерпывающие независимые данные с целью обеспечения международной «прозрачности» и объективного академического и профессионального признания квалификаций (дипломов, степеней, сертификатов и т.д.). В этом приложении излагается развернутая характеристика обучения студентов в конкретном вузе. Европейское приложение к диплому оформляется на родном и английском языках.
Разработка выпускных документов, совместимых с Европейским приложением к диплому и его внедрение в Башкирском государственном педагогическом университете имени М.Акмуллы определяет необходимость перевода общей трудоемкости всех учебных планов в кредиты. Сущность «кредит-системы» состоит в том, что студент, успешно закончивший изучение предмета, получает то количество кредит-часов, которое выделено по данному предмету, то есть кредит-час указывает время, затраченное на изучение предмета; длительность учебного года измеряется в зачетных единицах трудоемкости (бакалавр — не менее 240 ЗЕТ, специалист — не менее 300 ЗЕТ, магистр — не менее 360 ЗЕТ).
Кроме того, учитывая требования к компетенциям выпускника вуза, коллектив университета постоянно пересматривает и разрабатывает новые комплексные критерии оценки качества обучения, заключающиеся не только в оценке качества знаний предмета, но и качества сформированности необходимых компетенций. Университет работает и над повышением объективности контроля качества образования. Для этого контроль за качеством знаний организовывается совместно с Институтом независимого контроля знаний, созданного в рамках Центра информационных технологий БГПУ.
Разработан и функционирует механизм взаимодействия факультетов с базовыми образовательными учреждениями. Для проведения педагогических и учебно-методических практик в университете создана мощная база, включающая 18 гимназий, 15 лицеев, 57 общеобразовательных школ, 6 специальных школ, 2 центра образования, 11 учреждений СПО, 14 дошкольных образовательных учреждений, 2 детских дома, 19 учреждений дополнительного образования, 3 детских художественных школы, 9 отделов образования, 11 детских лагерей, 3 музея, 3 художественные галереи, библиотеки, заповедники, парки, институт нефтехимии и катализа, промышленные предприятия, Государственный архив РБ. Среди образовательных учреждений 30 процентов составляют инновационные школы. Со всеми учреждениями заключены и обновлены договора о творческом и трудовом сотрудничестве. Такое положение говорит о солидном ресурсном потенциале университета для проведения практик.
Стратегия деятельности БГПУ им. М.Акмуллы направлена на формирование компетентного конкурентоспособного специалиста, востребованного как на российском, так и на международном рынке труда.
Главное внимание уделяется обоснованию синтеза антропологического, синергетического, системного, деятельностного и компетентностного подходов к процессу формирования личности учителя, которые обеспечивают единство фундаментальной и функциональной подготовки будущих специалистов в соответствии с природой педагогической деятельности и логикой ее развития.
Университет активно участвует в региональных, всероссийских и международных образовательных и научных проектах. Наиболее значимые среди них:
1. Проект «Педагогические кадры Республики Башкортостан и перспективы развития» грант Академии наук Республики Башкортостан, 2005 год.
2. Проект «Стратегии модернизации образовательных систем и современные образовательные технологии» грант Министерства образования Российской Федерации на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава Приволжского Федерального округа, 2004 год.
3. Международный проект и Международный конкурс «Красивая школа».
На базе университета открыт и успешно функционирует Башкирский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения Российской академии образования, в рамках которого осуществляется сотрудничество с вузами Республики Башкортостан Урало-Поволжского региона.
В настоящее время БГПУ осуществляет международное сотрудничество с зарубежными партнерами по обмену студентами и преподавателями и проведению совместных научных исследований в рамках договоров:
— аграрно-педагогическим университетом STOAS (Нидерланды);
— университетом Фрид-Хардеман (США);
— университетом прикладных наук в г.Брауншвейг (Германия);
— Северо-Бенгальским университетом (Индия).
Один из конструктивных путей повышения качества образования университет видит в контрактной целевой подготовке специалистов для конкретных школ Республики Башкортостан, предлагая им специальные программы, позволяющие реализовать запросы школ для своих будущих работников.



Валерий Хазиев,
проректор по научной работе,
профессор


Компоненты инновационной привлекательности вуза


Новое столетие, безусловно, есть и будет веком науки и образования.
Основное направление инновационной деятельности вуза, как педагогического университета, заключается в приоритетном развитии и модернизации региональной системы образования, включая такие аспекты, как разработка научно-методических основ профилизации общего образования, изучение проблем преподавания государственных языков РБ, проектирование программ дополнительного образования, внедрение в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий, мониторинговые исследования качества образования и другие.
Для решения указанных задач в 2006 году создан Инновационный центр социально-гуманитарных проектов БГПУ, в структуру которого входят Лингвометодический центр по изучению государственных языков РБ; республиканская ассоциация «Социон»; юридическая служба «Эквитас»; «Служба русского языка»; лаборатория психо- и социодиагностики; Башкирский государственный научно-образовательный центр УРО РАО.
Развивается сотрудничество университета с органами образования и образовательными учреждениями РБ, создана региональная сеть экспериментальных площадок в образовательных учреждениях различного уровня, в которых проходят апробацию передовые педагогические технологии и инновационные проекты.
В 2006 году в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 28 марта 2006 года в сводный план проведения конференций, финансируемых за счет бюджета республики, включены: X Международная конференция «Ономастика Поволжья» (совместно с АН РБ, ИИЯЛ УНЦ РАН); V Всероссийский съезд востоковедов (совместно с АН РБ, обществом востоковедов при РАН, УНЦ РАН, БГУ, УГАИ); Международная студенческая конференция «Человек. Общество, Социализация» (совместно с МО РБ); Международная научно-практическая конференция «Наследие М.Акмуллы: взгляд через века» (совместно с МО РБ); Всероссийская научно-практическая конференция «Роль учебно-методических комплексов по русскому языку в реализации межъязыковых и межкультурных связей» (совместно с МО РБ); Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания государственных языков в образовательных учреждениях всех типов» (совместно с МО РБ).
За последние три года аспиранты БГПУ проходили стажировку в Институте ядерных исследований АН Чехии (грант МО РФ № Э02-2.0-1, тема НИР: Квантовые волноводы, соединенные отверстиями) и в университете г. Штутгарт, Германия (стипендия ДААД для молодых ученых № A/03/01031Я). В 2006 году молодыми учеными университета выигран грант ФЦНТП «Развитие системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах» для прохождения стажировки в университете Джона Кэрролла (США).
Ежегодно аспирантами и молодыми учеными БГПУ выигрываются гранты различных научных фондов: программа «Молодые ученые, аспиранты, студенты» (грант РФФИ № 03-01-06470); гранты Федерального агентства по образованию № А04-2.8-124, № А03.2.8-63 (Конкурсный центр фундаментального естествознания).
Среди наград, которыми за последний период были отмечены научные результаты аспирантов БГПУ, следует отметить следующие премии: Медаль Российской академии наук для молодых ученых в области математики; Премия Европейской академии наук для лучших молодых ученых России в области математики.
Достаточно высокой является эффективность работы аспирантуры и диссертационного совета БГПУ по педагогическим специальностям. В период с 1993 по 2006 год в диссертационном совете БГПУ по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук защищено 165 кандидатских и 7 докторских диссертаций.
На 16 кафедрах БГПУ успешно работают 20 научно-исследовательских лабораторий, в том числе научно-экспериментальная лаборатория электроники органических материалов (совместно с Институтом физики молекул и кристаллов УНЦ РАН); лаборатория молекулярно-генетических инновационных исследований (совместно с Институтом биохимии и генетики УНЦ РАН); лаборатория технологии безобжиговой керамики (совместно с институтом БашНИПИстром).
Активно привлекаются ведущие ученые академических центров республики для чтения спецкурсов, руководства аспирантами, УИРС, НИРС, курсовыми, выпускными квалификационными работами. Указанные виды педагогической работы ведутся учеными академических центров РАН: Института математики, Института биохимии и генетики, Института физики молекул и кристаллов, Института нефтехимии и катализа, Института механики, Центра этнологических исследований, Института истории языка и литературы.
Научный потенциал университета — один из фундаментов, на котором строится будущее самого вуза и общества, инновационно привлекательным для которого вуз должен быть.



Райса Хайруллина,
проректор по социальной
и воспитательной работе,
профессор

Об организации воспитательной работы в БГПУ


Когда-то Сократ сказал: «Воспитание и образование — единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного». Формирование гармонично развитой личности будущего учителя в Башкирском государственном педагогическом университете имени М.Акмуллы проходит в рамках воспитывающего, социокультурного образовательного пространства. Для этого в педвузе созданы все условия: есть воспитательные структуры (отдел по воспитательной работе, студклуб, спортклуб, центр культуры и искусства, совет студгородка и др.), разработана модель учебно-воспитательной деятельности, ежегодно составляется координационный план воспитательной работы, включающий мероприятия по важнейшим направлениям воспитания: гражданскому, профессионально-ориентированному, нравственно-эстетическому, трудовому и формированию здорового образа жизни.
В педуниверситете сложились добрые традиции — это проведение Дня знаний, посвящения в студенты, фестивалей художественного творчества, Дня Победы и многое другое. Сегодня закладываются новые современные традиции в связи с модернизацией российского образования, присвоением вузу имени великого сына башкирского народа, поэта-просветителя ХІХ века М.Акмуллы.
Воспитательный потенциал всех видов внеучебной деятельности — от оформления Галереи профессоров, организации художественных выставок студентов и преподавателей художественно-графического факультета, проведения заседаний педагогической гостиной до крупномасштабных республиканских акций «Студенты БГПУ — детям!», «Наш город», слета педагогических отрядов педагогических учреждений Республики Башкортостан позволяет студентам нашего вуза реализовать свои профессиональные, интеллектуальные, творческие возможности, выработать активную жизненную позицию.
Большое внимание уделяется ректоратом укреплению материально-технической базы для проведения учебно-воспитательной работы: открыт спортивно-оздоровительный комплекс, благоустраивается студгородок (6 общежитий) и спортивно-оздоровительный лагерь «Росинка» на берегу Павловского водохранилища, закупаются новые костюмы и музыкальные инструменты для художественных коллективов, появляется современное оформление в учебных корпусах и общежитиях, в социокультурных объектах университета.
Как говорили классики, «тот, кто возьмет в руки скрипку, не сможет взять в руки оружие». Студенты, которые, получая образование в одном из престижных вузов Башкортостана и России, реализуют свои интеллектуальные и творческие способности в ходе внеучебной работы во время обучения в университете, не только сами станут гармонично развитыми личностями, но и смогут в своей будущей профессиональной деятельности донести свет просвещения до своих учеников. В этом вуз видит залог прогресса и процветания общества.



Ульфат Шаяхметов,
проректор по финансово-экономической
деятельности, профессор

На пути созидания


В странедет модернизация системы образования России, реализуется национальный проект «Образование», осуществляется переход на новые стандарты профессионального образования.
Коллектив Башкирского государственного педагогического университета вносит свой посильный вклад в масштабные социальные проекты, которые осуществляются в нашей республике. В настоящее время университет входит число ведущих педагогических вузов России.
Так как БГПУ является головным педагогическим вузом республики, его уровень комфортности и эстетики должен соответствовать самым высоким требованиям, поскольку мы формируем будущих учителей внешней обстановкой образовательного процесса вуза, состоянием прилегающей территории. В этом направлении активно ведется планомерная работа. Создаются новые учебные лаборатории, обновляется аудиторный фонд, аудитории оснащаются интерактивными досками, реконструируются цокольные этажи, с целью создания в них учебных мастерских художественно-графического факультета, открыт инновационный центр, начал свою работу Интернет-центр. Ректорат и финансово-административные структуры стараются использовать все возможности для более эффективного использования имеющихся площадей.
Для нашего университета 2005/2006 учебный год прошел под знаком Акмуллы. В связи с этим необходимо было оперативно решать вопросы различного характера, в том числе и финансового, и здесь нам навстречу пошли и Федеральное агентство по образованию РФ, и Правительство Республики Башкортостан, и администрация города Уфы, и администрация Кировского района. Без их помощи мы не смогли бы начать благоустройство площади для установки памятника М.Акмулле, которая, наряду с другими объектами культуры, впоследствии станет одной из достопримечательностей столицы.
Перед нами стоит задача получения дополнительных учебных и лабораторных площадей. ЗАО ТАФ «Архпроект» разработан эскизный проект 6—8-этажного пристроя к учебному корпусу № 3 общей площадью 8037 квадратных метров. ООО Творческая мастерская архитектора Р.И.Кирайдта «КИРСС» разработан рабочий проект реконструкции учебного корпуса №4 (социально-гуманитарный факультет). Здание корпуса после реконструкции органично впишется в современный архитектурный облик нашего города с сохранением индивидуальных особенностей старинного особняка. К началу учебного года за счет муниципального, республиканского и федерального дополнительного бюджета мы получили более 60 млн. рублей, которые пошли на дальнейшую реконструкцию бассейна, благоустройство прилегающей к университету территории, сквера имени М.Акмуллы, ремонт фасада корпуса №2. Таким образом, задачи укрепления учебно-лабораторных площадей и создания новых, а также решения программы воспитывающей, эргономической и эстетической среды выполняются.
Ведется работа по улучшению условий проживания студентов в общежитиях. В студгородке совместно со студенческим активом, штабом трудовых дел постоянно ведутся работы по содержанию мест общего пользования и жилых помещений в надлежащем состоянии в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Вся работа направлена на создание единого университетского комплекса. Наша главная задача — качественная подготовка высококвалифицированных кадров и закрепление их в системе образования. И в этом плане у нас много обязательств перед столицей и республикой, и нам предстоит многое сделать для решения данной стратегической задачи.


Талгат Масалимов,
декан художественно-графического факультета,
доцент

Факультет творческого поиска


Художественно-графический факультет ведет свое летоисчисление с весны 1974 года. Организатором факультета по праву можно назвать Александра Семёновича Рындина. Благодаря его таланту, кипучей энергии быстро образовался коллектив единомышленников, таких же энтузиастов своего дела. Это доценты Рустям Мугинович Фаткуллин — душа коллектива, один из опытнейших педагогов, прекрасный художник; Эвелина Павловна Фенина — в настоящее время одна из ведущих искусствоведов республики, заслуженный деятель искусств РБ, а в то время ведущий научный сотрудник БГХМ имени М.В.Нестерова, человек высочайшей культуры и интеллекта; Александр Иванович Масленников, которого А.С. Рындин приглашает для того, чтобы он возглавил новую кафедру методик преподавания ИЗО, черчения и труда. Ветеран факультета Рашид Мухаметович Мурзаков много сделал для создания технического и станочного парка. Валентина Александровна Базанова и Фаина Владимировна Пастушенко — преподаватели черчения с самого основания факультета. В 1974—1980 годы на кафедре работал прекрасный педагог Авхадий Хабибрахманович Габбасов. В его кружке графики сделали первые шаги в мир большого искусства известные художники Я.Ахметов (ныне покойный), В.Лобанов, Т.Масалимов, С.Маджар и другие. Позже в коллектив пришли такие мастера, как заслуженный художник РФ Николай Александрович Калинушкин (рано ушедший из жизни) — художник высокой культуры, духовности; лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева Ханиф Мирзагитович Хабибрахманов; супруги Ковешниковы — Елена Николаевна и Алексей Иванович (ныне доктора наук) и другие. Именно в то время определились содержание, методика обучения художественным дисциплинам, создана материально-техническая база факультета. Уже тогда сложился высокий уровень преподавания и требовательности.
В конце 70-х годов и начале 80-х годов коллектив преподавателей пополнился талантливой молодёжью. Пришел на работу Ринат Зуфарович Харисов, заслуженный художник РБ, член Союза художников СССР, РФ, участник многочисленных выставок как российских, так и зарубежных, доцент кафедры ИЗО. В это же время начал свой трудовой путь на факультете Николай Иванович Куприянов — кандидат наук, доцент, великолепный рисовальщик, живописец, знаток истории изобразительного искусства.
Опытным педагогом, душой студентов на летней пленэрной практике стал старший преподаватель Загвоздкин Григорий Александрович. Доцент Хакимов Ганс Фатхыбаянович пришёл на факультет зрелым педагогом, имея бесценный опыт работы в школе, будучи известным организатором школьной жизни и методистом. Его отличает бесхитростность, порядочность, умение работать с людьми, готовность прийти на помощь.
90-е годы ознаменовались приходом следующей группы интересных и инициативных преподавателей (в основном выпускников факультета): Пурик Эльзы Эдуардовны, одной из ведущих методистов преподавания ИЗО искусства, профессора, заведующей кафедрой ИЗО; Ахадуллиной Натальи Эдуардовны, доцента, специалиста по методике преподавания композиции; Дорофеевой Елены Николаевны, доцента, заместителя декана, специалиста по техническому проектированию; Ахадуллина Вадима Фагимовича, доцента, заведующего кафедрой ДПИ и дизайна, специалиста по проблемам преподавания композиции.
Трудно всех перечислить в одной статье — все без исключения преподаватели худграфа являются высокопрофессиональными специалистами в своей области. На двух кафедрах факультета дружно трудятся 37 преподавателей и сотрудников. Преподаватели кафедр плодотворно занимаются научными исследованиями и творческими поисками. В последние годы определился круг проблем, связанных с модернизацией образовательного и воспитательного процесса. Факультет стал центром непрерывного художественного и графического образования региона. На факультете ведется работа по переподготовке и повышению кадров. Работают курсы довузовской подготовки. Сегодня около 50 выпускников являются членами Союза художников РФ и членами Союза дизайнеров РФ, 15 защитили кандидатские диссертации и работают в вузах России. В 2002 году Пурик Э.Э. защитила докторскую диссертацию.
За все время своего существования на ХГФ шла большая научная работа. Факультетом выполнялись и выполняются важные работы по изучению художественного творчества и методики его преподавания. Выставки ХГФ (а их было около 350) приобрели не только республиканскую, но и всероссийскую, и даже мировую известность.
В то же время ХГФ никогда не замыкался в области так называемой «чистой науки». А всегда стремился связать свои теоретические изыскания с потребностями развития педагогики.
Как исследовательское учреждение ХГФ делится на две кафедры: изобразительного искусства, методик преподавания ИЗО, черчения и труда. В учебном расписании много творческих предметов: живопись, рисунок, графика, декоративно-прикладное искусство. Многие преподаватели пишут учебники, редактируют академические издания, работают в художественных галереях, участвуют в выставках. Работает детская художественная студия, в которой преподают студенты 4 и 5 курсов.
Деятельность выпускников худграфа многогранна и в значительной мере выходит за рамки их специальности. Так, например, сфера их деятельности не только учреждения образования, но и культура, искусство, средства массовой информации, телевидение, промышленные предприятия, бизнес, реклама и т.д. Среди выпускников 37 членов Союза художников, заслуженные художники РБ и РФ, заслуженные учителя, отлчники народного образования, лауреаты Государственной премии РБ имени С.Юлаева, Г.Саляма, Ш.Бабича.



Салават Вахитов,
директор ИПК БГПУ им. М.Акмуллы,
кандидат филологических наук,
доцент

Булат Галиев,
ответственный редактор журнала
«Вестник БГПУ имени М.Акмуллы»

Издательское дело и СМИ БГПУ им. М.Акмуллы: развитие и перспективы


Издательско-полиграфический комплекс Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы создан на базе редакционно-издательского отдела Башгоспединститута, открытого в вузе в октябре 1981 года. ИПК университета обеспечивает прежде всего учебный процесс изданиями, подготовленными ведущими учеными БГПУ.
В настоящее время ИПК представляет собой современное подразделение вуза, состоящее из редакционно-издательского и производственного отделов.
Издательство университета занимает заметное положение среди издательских подразделений вузов Республики Башкортостан и работает по следующим направлениям:
учебная литература, научная литература, справочная литература, научно-популярная литература, а также издает научные журналы («Педагогический журнал Башкортостана», «Вестник БГПУ», «Бюллетень НИР»).
Говоря о деятельности издательско-полиграфического комплекса, нельзя не отметить, что здесь работает слаженный и сплоченный коллектив. Все сотрудники — профессионалы своего дела, к своей работе относятся основательно, ответственно. Объем работы в ИПК всегда огромен. Учебно-методические пособия, сборники научных трудов, монографии, материалы конференций оцениваются преподавателями и сотрудниками очень высоко.
«Педагогический журнал Башкортостана» (индекс 11573 по «Каталогу российской прессы «Почта России») является печатным органом Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс». Журнал ориентирован на публикацию материалов по профессиональной подготовке молодых специалистов. Цель журнала — дать возможность широкого знакомства и обсуждения выдвигаемых вопросов в области образования и принимаемых решений среди профессионалов и заинтересованной общественности.
При основании «Вестника БГПУ» было сказано, что журнал должен играть далеко не последнюю роль в плане становления смены профессорско-преподавательского состава Башгоспедуниверситета — аспирантов и соискателей. «Вестник» — это прекрасная возможность публиковать результаты исследований; ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время это представляет большую проблему. Журнал уделяет внимание как теоретическим, методологическим разработкам, так и непосредственно практическим аспектам научной деятельности, и выступает трибуной для обмена мнениями по широкому спектру инновационных процессов в естественных науках. Научная деятельность авторов, представленных в журнале, многогранна, поэтому в качестве положительной тенденции следует отметить нацеленность редакционной коллегии журнала на расширение круга освещаемых вопросов.
Жизнь вуза во всем ее многообразии отражает студенческая многотиражная газета «Аудитория», существующая уже более 30 лет. Она первой среди городских многотиражек перешла на цветной офсет. На страницах «Аудитории» можно узнать о самых важных событиях БГПУ, о людях науки, о Президентских стипендиатах, о том, чем живет и дышит студенчество, и многом другом.
«Бюллетень по научно-исследовательской работе» является печатным органом Отдела по научной работе и послевузовского профессионального образования. В данном издании публикуются различные нормативные документы, касающиеся высшего профессионального образования, приказы и распоряжения ректората, материалы, разъясняющие некоторые вопросы образовательного процесса (например, о грифовании учебной литературы или правила оформления диссертации для аспирантов и соискателей), данные о предстоящих конференциях и многое другое.
Издательско-полиграфический комплекс БГПУ имени М.Акмуллы вносит огромный вклад в развитие университета, в успешное социальное, научное и экономическое развитие вуза.



Искандер Аюпов,
студент V курса БГПУ,
стипендиат Президента
Российской Федерации

Первые шаги в большую науку


В жизни мне крупно повезло несколько раз: я родился в одном из самых красивых мест мира, на стыке Европы и Азии, где мирно уживаются и успешно развиваются многочисленные народы, культуры и языки — в Республике Башкортостан. У меня прекрасные родители. Я учусь на филологическом факультете одного из лучших вузов республики — в Башкирском государственном педагогическом университете имени М.Акмуллы. И, наконец, в прошлом и текущем учебном году за успехи в учебе, научно-исследовательской и общественной работе меня наградили стипендией Президента Российской Федерации.
Литературоведение, в частности творчество нашего знаменитого земляка С.Т.Аксакова заинтересовало меня еще в школе — в 10 классе мне удалось опубликовать свою первую научную работу. Поэтому выбор факультета и вуза я сделал осознанно. Я знал, что на филологическом БГПУ работают такие крупные ученые, как академики Т.М.Гарипов, Р.К.Амиров, профессора Р.Х.Хайруллина, В.В.Борисова, Е.А.Яковлева, И.В.Артюшков и много других талантливых ученых. Учеба у таких преподавателей позволяет совершенствоваться профессионально и развиваться духовно.
Больше всего меня привлекает работа Студенческого научного общества БГПУ. Его активисты не только участвуют в ежегодных студенческих научных конференциях нашего вуза, но и в межвузовских, региональных, всероссийских и даже международных научных и научно-практических конференциях («Шолоховские чтения», «Конференция молодых тургеневедов», «Школа — педучилище — вуз», «Десятый республиканский конкурс студенческих работ 2005 года», «Аксаковские чтения»), работают в единственной в республике «Службе русского языка», помогают преподавателям факультета башкирской филологии организовать работу «Службы башкирского языка».
Хочется поблагодарить ректора БГПУ, профессора Р.М.Асадуллина и проректора по науке, профессора В.С.Хазиева за внимательное отношение к молодым ученым. Благодаря этой поддержке и помощи моего научного руководителя, профессора В.В.Борисовой мне удалось стать дипломантом республиканского конкурса научных работ студентов вузов Республики Башкортостан, Аксаковским стипендиатом, выступить с научными докладами на конференциях в городах Уфе, Бирске, Ельце, Москве, на родине М.Шолохова — в станице Вешенской, опубликовать десять научных статей.
Важно то, что таких студентов в Башкирском государственном педагогическом университете имени М.Акмуллы немало.



Лилия Курамшина,
студентка IV курса,
культорг факультета

Неиссякаемый талант студенческой молодежи


Порой задумываешься: если бы я училась в другом вузе, было бы там все так замечательно, как у нас? Ректорат, который создаст все необходимые условия для своих студентов, начиная от технически оборудованных аудиторий для обучения до комфортабельных общежитий, которые на 5 лет достойно заменяют иногородним стены родного дома. Необычайно отзывчивый, но в то же время строгий и требовательный профессорско-преподавательский состав, который не без труда прививает любовь к детям и к такому нелегкому призванию как педагог. Несмотря на то, что в наши дни статус учителя пока еще не на высоте (хотя и этот процесс набирает оборот), многие наши выпускники работают в школах: обучают и воспитывают будущих бизнесменов, предпринимателей, депутатов, политиков. Не зря наш университет входит в число лучших педагогических вузов России — это немаловажный показатель работы всех его сотрудников.
В плане организации учебной деятельности каждый университет хорош по-своему. А вот что касается творческой активности студентов, то тут нам равных нет. Об этом говорит и то, что в 2005 году вузовский студклуб БГПУ получил премию «Avante» в номинации «Лучший студенческий клуб города». В состав студклуба входят как профессионалы своего дела (директор Прыжанкова В.Г. и художественный руководитель Радченко А.А.), так и студенты, отличившиеся своей артистичностью и неординарностью (культорги факультетов). На плечи этих людей ложится большая ответственность: сделать так, чтобы за лекциями и практическими занятиями студент не забывал и об искусстве. И в этом плане мы преуспели. В нашем университете 3 танцевальных коллектива, 2 из которых удостоены звания «народного» (народный ансамбль народного танца «Кружева» и народный ансамбль эстрадного танца «Грация»), студенческий театр «Интрига», 2 вокальных коллектива, театр эстрадных миниатюр, театр моды и многое-многое другое, благодаря чему наши будни окрашиваются в яркие тона.
Но это лишь малая часть той увлекательной, яркой, незабываемой жизни, которой живет большая студенческая семья. Эти пять памятных лет дарят нам несметное количество положительных впечатлений, эмоций и, конечно, необъятный багаж знаний. Каждый из нас с гордостью и честью на протяжении всего этого времени несет высокое звание Студента БГПУ имени М.Акмуллы!


Подборку подготовили Булат Галиев и Салимьян Бадретдинов.
Использованы фотоработы В.Шахова


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018