Соблюдение законности — задача государственной важности

В 1722 году Петром I подписан Указ об образовании Российской прокуратуры: «…Быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору…». И с самого момента образования прокуратуры служба на прокурорских должностях считалась государственной, прокуроры занимали государственные должности в соответствии с «Табелем о рангах…», принятым в год учреждения «ока государева».
Российское государство XVIII—XXI веков не могло и не может обойтись без специального государственного органа, чьими основными обязанностями было бы осуществление надзора за деятельностью государственных органов и граждан по соблюдению законности и правопорядка на всей территории России. Российская прокуратура всегда находилась в гуще общественно-политических событий и социальных потрясений, происходящих в стране. Именно этим была продиктована необходимость нормативного закрепления такого института государственной федеральной службы как прокуратура. Это нашло отражение в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в который систематически вносятся те или иные изменения, сопряженные с требованием времени.
Федеральный закон не только определяет правовой статус и организацию системы прокуратуры, регламентирует службу в органах прокуратуры, но и обозначает задачи, функции органов прокуратуры, наделяет прокуроров и следователей определенными полномочиями.
Прокурорским надзором охватывается и законность издаваемых правовых актов, их соответствие конституции, конституционным и федеральным законам. Также прокуратура была и остается органом уголовного преследования, начиная с момента возбуждения уголовного дела, поддержания государственного обвинения, заканчивая обжалованием незаконных судебных решений.
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Генеральный прокурор РФ Чайка Ю.Я. в своем программном выступлении в июне 2006 года определил шесть основных направлений, на которых необходимо сконцентрировать основные усилия прокуратуры, это: правозащитная функция прокуратуры, сопровождение реализации приоритетных национальных проектов, повышение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью и усиление законности при проведении следствия и дознания, борьба с коррупцией, углубление международного правого сотрудничества, проведение политики прозрачности и открытости в деятельности прокуратуры.
В реалиях современности безусловно приоритетным направлением является правозащитная функция прокуратуры. На неё возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, что особенно актуально в наше время.
Защита прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и интересов государства и общества, с другой стороны, достигается использованием полномочий прокурора при проведении проверок и применением различных средств прокурорского реагирования: внесение представлений об устранении нарушений законов и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; принесение протестов на незаконные правовые и неправовые акты; объявление предостережений о недопустимости нарушений законов; вынесение постановлений по делу об административном правонарушении; возбуждение уголовных дел; направление в суды исковых заявлений и заявлений о защите прав наиболее незащищенных слоев общества и интересов государства и общества.
Благодаря прокурорскому вмешательству из года в год выявляются тысячи нарушений законов. Только в 1 полугодии 2006 года органами прокуратуры республики выявлено около 34 тысяч нарушений законов, за которые привлечено к дисциплинарной и административной ответственности более 5 тысяч лиц, а к уголовной — около 500 человек. Для восстановления нарушенных прав граждан и интересов государства в суд направлено около 24 тысяч исковых заявлений, предостережено о недопустимости нарушений законов около 1,5 тысяч руководителей, опротестовано около 3 тысяч незаконных актов. С целью устранения нарушений законов в органы власти всех уровней, а также в адрес руководителей различных предприятий и организаций внесено около 5 тысяч представлений.
И это лишь часть (в цифровом выражении) той реальной помощи и защиты интересов граждан и государства, оказываемых органами прокуратуры республики.
Правозащитная функция прокуратуры также выражается и в объективном, полном и своевременном рассмотрении заявлений и обращений граждан и организаций. За 1 полугодие 2006 года в органы прокуратуры республики поступило 19 116 обращений граждан и юридических лиц, за аналогичный период 2005 года — 17 982 обращения. Кроме того, по инициативе прокурора республики проводятся выездные приемы граждан в городах и районах республики c участием руководства МВД РБ, Главного федерального инспектора по РБ, Главного судебного пристава РБ, глав администраций муниципальных районов, а также руководителей местных правоохранительных органов.
Прокуратурой Республики Башкортостан на протяжении последних лет проводится активная работа по восстановлению нарушенных трудовых прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Во многом благодаря деятельности прокуратуры республики количество предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, снизилось с 342 (по состоянию на 1.09.2005 г.) до 162 (на 1.09.2006 г.). Общая сумма задолженности по заработной плате по состоянию на 1 сентября 2006 года составила 120,3 млн. рублей по республике, тогда как на 1 августа 2006 года этот показатель равнялся 158,75 млн. рублей, или уменьшился на 38,4 млн. рублей (24,2 процента), а в таких отраслях промышленности, как обрабатывающее производство, задолженность по заработной плате уменьшилась на 31,1 млн. рублей (37,8 процентов), на транспорте — на 4,6 млн. рублей (12,9 процентов), в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды — на 1,4 млн. рублей (50,3 процента), в сельском хозяйстве — на 1,99 млн. рублей (17,6 процентов).
В целях пресечения выявленных нарушений органами прокуратуры республики используется весь комплекс мер прокурорского реагирования, вся полнота предоставленных законом полномочий. Так, с начала года проведено около 800 прокурорских проверок по исполнению трудового законодательства, по результатам которых руководителям предприятий внесено около 500 представлений. В интересах граждан в суды направлено более 25 тысяч исковых заявлений о взыскании заработной платы на сумму свыше 158 млн. рублей, из них судом удовлетворено более 20 тысяч заявлений на сумму свыше 129 млн. рублей. Кроме того, в текущем году возбуждено 50 уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы, из них в настоящее время 42 дела направлено для рассмотрения в суд.
В интересах граждан прокуратура республики продолжает практиковать применение дисквалификации к злостным нарушителям трудового законодательства (т.е. отстранение от должности). В 2006 году по инициативе органов прокуратуры Республики Башкортостан за нарушения трудового законодательства в части несвоевременной выплаты заработной платы поставлен вопрос об отстранении от занимаемых должностей в отношении 44 руководителей организаций и предприятий, из них судом в настоящее время дисквалифицировано 29 должностных лиц. К примеру, генеральный директор ОАО «Уфанефтегазстрой» в январе 2006 года за невыплату работникам задолженности по заработной плате привлекался к штрафу в размере 1000 рублей. Однако он должных мер к погашению задолженности по зарплате не принял, в результате прокурором Демского района г.Уфы в отношении руководителя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.27 КоАП РФ, т.е. нарушение законодательства о труде лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Постановлением мирового судьи в мае 2006 года нарушитель дисквалифицирован сроком на 1 год.
За аналогичные нарушения руководитель ООО «Горно-добывающая компания «Баштальк» по постановлению Учалинского межрайонного прокурора в декабре 2005 года был привлечен к административной ответственности в виде штрафа (700 рублей). В ходе контрольной проверки межрайонной прокуратурой установлено, что директор указанного ООО допустил задолженность по оплате труда перед уволенными работниками, что послужило основанием для постановки вопроса о дисквалификации. Решением суда в апреле 2006 года нарушитель дисквалифицирован сроком на 1 год.
Всего за истекший период за нарушения трудового законодательства прокурорами городов и районов привлечено к административной ответственности 366 должностных лиц, которые в случае совершения повторных нарушений фактически являются претендентами на дисквалификацию.
После прокурорского вмешательства в 2006 году удалось добиться выплаты задолженности по заработной плате по республике в сумме более 123 млн. рублей.
Еще одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры в настоящее время — это надзор за реализацией приоритетных национальных проектов. В целях своевременного выявления и пресечения возможных нарушений законодательства в ходе реализации приоритетных национальных проектов, оперативного решения вопросов, связанных с осуществлением надзора и проведением контрольных мероприятий создана постоянно действующая межведомственная рабочая группа. В состав рабочей группы входят руководители Прокуратуры Республики Башкортостан, Министерства внутренних дел РБ, Контрольно-счетной палаты РБ, Управления федеральной антимонопольной службы по РБ, Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора по РБ, а также прокуроры отделов Прокуратуры РБ.
На заседаниях постоянно действующей межведомственной рабочей группы обсуждаются вопросы обеспечения координации действий по сбору и анализу информации о поступлении и расходовании бюджетных средств, выделенных для реализации национальных программ в области образования и здравоохранения, в жилищной сфере и аграрном секторе экономики, а также консолидации действий правоохранительных и контролирующих органов в указанном направлении. В рамках осуществления надзора Прокуратурой Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
В ходе проверок горрайпрокурорами выявлены нарушения законодательства при составлении списков граждан для получения государственной поддержки на улучшение жилищных условий, в результате чего в эти списки были включены люди, не имеющие права на получение таких льгот. Так, в сводные списки на получение государственных жилищных сертификатов, субсидий на приобретение жилья молодым семьям были включены лица, не нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не соответствующие возрастному ограничению, не представившие сведения о наличии собственных либо заемных средств для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Администрациями Аскинского, Балтачевского, Белорецкого, Гафурийского и ряда других районов в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, включены граждане, не работающие в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы: служащие администраций районов и сельских поселений, специалисты гостехнадзора, службы судебных приставов, милиционеры, судьи. По фактам необоснованного включения граждан в сводный список на получение государственной поддержки прокуратурой республики в Правительство РБ внесено представление с требованием исключить указанных лиц из списка на получение субсидий.
Некоторые органы местного самоуправления не наладили учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем прокурорами направлено 155 заявлений в суд о признании бездействия органов местного самоуправления незаконным и понуждении к ведению учета.
Проверкой законности использования бюджетных средств, предусмотренных на проведение работ по развитию электрических сетей, газификации и водоснабжения в сельской местности, а также при осуществлении других мероприятий, предусмотренных ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», установлено, что в ряде случаев не соблюдались требования законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Выявлены нарушения при расходовании в образовательных учреждениях бюджетных средств, выделенных на реализацию проекта «Образование». Некоторые школы, которым выделены бюджетные средства на внедрение инновационных образовательных программ, намеревались за счет этих средств приобрести товары, не связанные с учебным процессом (катамараны, бытовая техника, замена отопления), т.е. использовать их не по целевому назначению. Руководителям этих органов прокурорами объявлены предостережения.
По результатам проверок прокурорами внесено 143 представления, объявлено 69 предостережений о недопустимости нарушений законодательства, направлено в суд 164 заявлений, в том числе о взыскании необоснованно полученных субсидий, возбуждено 2 уголовных дела.
Одним из важнейших направлений прокурорского надзора является защита прав несовершеннолетних. В 2006 году по результатам проведенных проверок по исполнению законов о несовершеннолетних принесено 759 протестов; внесено 1102 представления об устранении нарушений закона, в ходе рассмотрения которых 915 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности; вынесено 1311 постановлений по делу об административном правонарушении; возбуждено 330 уголовных дел.
За истекший период 2006 года прокурорами городов и районов активизирована работа по социальной защите несовершеннолетних, их имущественных и неимущественных прав гражданско-правовыми методами. В текущем году прокурорами городов и районов в защиту прав несовершеннолетних направлено в суд 1685 исков (за аналогичный период 2005 года предъявлено исковых требований 925). К примеру, после вмешательства прокуратуры Илишевского района восстановлены права многодетной женщины, имеющей пятерых малолетних детей, проживающей в с.Дюмей, которой с момента рождения сына (с 12.06.05) не выплачивалось единовременное пособие по случаю рождения ребенка (задолженность 6 800 руб.). Прокуратурой Илишевского района в суд направлено исковое заявление о взыскании с СПК «Маяк» Илишевского района задолженности по выплате единовременного пособия многодетной матери. И еще в ходе судебного разбирательства предприятие выплатило сумму долга по пособию, чем удовлетворило законные требования прокурора.
Туймазинским межрайонным прокурором в интересах воспитанников Серафимовского детского дома-интерната предъявлено 160 исков о взыскании незаконно удержанных из их пенсий сумм. Исковые требования прокурора судом удовлетворены в полном объеме.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством следователями прокуратуры осуществляется предварительное расследование по преступлениям, посягающим на конституционные права граждан, особо значимые государственные и общественные интересы. К числу таких преступлений относятся убийства, похищения человека, изнасилования, нарушения правил охраны труда, невыплата заработной платы, нарушения авторских и смежных прав, злоупотребление и превышение полномочий должностными лицами, в том числе сотрудниками органов внутренних дел (взяточничество и др.). Следует отметить, что расследование таких дел в большинстве случаев представляет особую сложность, требует значительного объема времени.
В текущем году в производстве следователей прокуратуры находилось 5910 уголовных дел, 4101 уголовное дело окончено производством, 3987 дел направлено в суд.
Следственным аппаратом прокуратуры республики уделяется самое пристальное внимание защите прав и свобод граждан. Так, благодаря целенапрвленной работе, проводимой на протяжении двух лет в сфере потребительского рынка, органами прокуратуры республики за 10 месяцев 2006 года возбуждено 371 уголовное дело по фактам производства, хранения, перевозки и сбыта продукции, оказания услуг и выполнения работ, не отвечающих требованиям безопасности потребителей по признакам преступлений, предусмотренных ст.238 УК РФ. В суд направлено 290 дел данной категории. По состоянию на 1 ноября 2006 года возбуждено 240 уголовных дел по фактам реализации контрафактной аудио, видео и компьютерной продукции, что более чем в 4 раза превысило аналогичный показатель 2005 года.
Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», в Уголовно-процессуальном кодексе, указаниях и приказах Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ в приказе №20 от 28 мая 1992 года «Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации» ставит перед подчиненными ему прокурорами задачу организовать надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.
Прокуратура осуществляет надзор на этой стадии процесса с тем, чтобы: ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или незаконному ограничению в правах; никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства; выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
Значительная работа проделана сотрудниками прокуратуры при осуществлении надзорных функций по защите прав граждан, потрепевших от преступлений. Выявлены факты укрытия преступлений от учета сотрудниками органов внутренних дел. В 2006 году в отношении недобросовестных сотрудников милиции, нарушивших конституционное право граждан на доступ к правосудию, органами прокуратуры республики возбуждено 23 уголовных дела. В отношении 17 милиционеров по указанным фактам уголовные дела направлены в суд.
Органы прокуратуры республики состоят из центрального аппарата, 72 городских, районных и специализированных прокуратур, в которых работают много грамотных, опытных сотрудников, достойных подражания. Одним из таких сотрудников органов прокуратуры республики является следователь Виктор Юрьевич Бутыркин. Расследование преступлений, изобличение преступников, умение найти единственно правильный выход из сложных ситуаций — его жизненное кредо. Обладая острым аналитическим умом, неординарным мышлением, способностью в короткие сроки принимать наиболее оптимальные решения Виктор Юрьевич успешно расследует уголовные дела различных категорий.
Вот одно из громких дел. В ноябре-декабре 2001 года на территории Орджоникидзевского района г. Уфы была совершена серия изнасилований, в том числе и несовершеннолетней, и убийства, сопряженного с изнасилованием, наводящих ужас на население. Расследование этих жестоких преступлений было поручено Бутыркину, в целях их раскрытия создана оперативно-следственная группа под его руководством. Благодаря его незаурядным способностям, умению на высоком уровне проводить следственные действия было установлено и задержано лицо, совершившее данные деяния. В ходе следствия были собраны доказательства, полностью изобличающие преступника в инкриминируемом ему преступлении, и он осужден к 21 году лишения свободы.
Заслуживает внимание расследование уголовного дела в отношении высших должностных лиц органов МВД Республики Башкортостан. Благодаря высокой квалификации, проявленной Виктором Юрьевичем решительности и настойчивости в июне 2005 года предъявлено обвинение начальнику паспортно-визового управления МВД Республики Башкортостан Абдрахманову и его заместителю Кагарманову в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий. В результате их преступных действий в республике незаконно временно зарегистрировано 750 граждан Афганистана, среди которых были лица, осужденные за совершение различных преступлений на территории Российской Федерации.
В декабре 2003 года органы прокуратуры понесли тяжелую утрату, когда выстрелом в упор был убит прокурор города Сибай Карачурин Х.Х. Для расследования этого преступления, возмутившего всю общественность республики своей циничностью и наглостью, была создана следственная группа, в составе которой находился и Бутыркин. Благодаря профессиональному мастерству, богатому опыту и таланту следователя он сумел правильно определить тактику допроса, что позволило ему получить от одного из подозреваемых в убийстве прокурора города — Каипкулова Р.Д. признательные показания, послужившие основной доказательственной базой по данному уголовному делу. В своих показаниях Каипкулов Р.Д. изобличил организатора убийства — начальника ОГИБДД Сибайского ГОВД Шагиева Н.Н. и исполнителя — Левченко Е.В. Всем троим участникам преступления было предъявлено обвинение и Верховным судом Республики Башкортостан вынесен обвинительный приговор. Лица, совершившие убийство прокурора, 29 июня 2005 года осуждены к длительным срокам лишения свободы.
За заслуги по укреплению законности и правопорядка, добросовестную службу в органах прокуратуры Бутыркин Виктор Юрьевич Указом Президента Российской Федерации в декабре 2005 года награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Хуртин С.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018