Уникальность личности и обаяние таланта

В этом году знаменитый и авторитетный педагог Миляуша Галеевна Муртазина, жизнь и судьба которой тесно переплелись с судьбами её учеников, воспитавшая большое количество мастеров вокального искусства, звёзд первой величины, отмечает свой 80-летний юбилей.
Её родители были людьми, далёкими от искусства, но они тонко чувствовали прекрасное, понимали его. Это передалось и детям. Сестра Миляуши Галеевны тоже владела красивым голосом, а брат, гидрогеолог по профессии, всю жизнь увлекался драматическим искусством.
Сама она начинала свой трудовой путь в инструментальном цехе Уфимского агрегатного производственного объединения, куда пришла пятнадцатилетней девочкой во время войны. На заводе было много молодежи. Работая в ночную смену, чтобы не заснуть, часто пели. Это были задушевные лирические песни, которые и сегодня знают и любят.
Вспоминает Миляуша Галеевна:
— На заводе у нас сложилась концертная бригада, в которую входили пианист, скрипач, чтец, гитарист и мы — исполнители песен. Не знаю, где мы брали силы. Ведь работать приходилось по 12—14 часов, а иногда и больше. Видимо, у нас, подростков военного времени, было очень развито чувство ответственности. С концертами стали ездить по госпиталям, воинским частям. Помню, по улице Красина был госпиталь для тяжелораненых. Там выступали прямо в палатах. Наши слушатели принимали нас очень тепло. После очередной песни один молодой солдат сказал мне: «Девочка, я тебе советую, как только кончится война, обязательно иди учиться. У тебя красивый голос». Удивительные люди окружали нас в то время — заботливые, доброжелательные, всегда готовые помочь. Горе и потери не делали их черствее. В такой атмосфере взрослело моё поколение. После окончания войны меня без экзаменов зачислили в авиационный институт. А в это самое время был объявлен набор в студию при Уральской консерватории. Состоялось прослушивание, и меня приняли. Так я поехала учиться в Свердловск. Началась по-своему сложная, довольно трудная для меня жизнь. В студии проучилась пять лет. После этого поехала в Казанскую консерваторию, где меня приняли сразу на второй курс. Моим педагогом стал Жаляль Гаязович Садрижиганов (родной брат композитора Назиба Жиганова). Он был мною доволен — и на уроках специальности, и в оперном классе. Чувствуя чуткое, внимательное отношение ко мне, я старалась не подвести его. Он-то и заронил в мою душу мысли о педагогической деятельности.
После успешной сдачи государственных экзаменов мне предстояло выбрать место будущей работы. Из Башкортостана заявок в то время не было. Решила остановиться на Иркутске, предварительно прочитав в энциклопедии об этом старинном городе, о его культурных, музыкальных традициях, заложенных еще ссыльными революционерами. Билет в Иркутск был уже куплен, но все перевернула встреча с Халиком Заимовым, который тогда был председателем Союза композиторов Башкортостана. Он-то и повел меня к министру культуры, убедив, что республике очень нужны кадры. Так я получила направление в музыкальное училище и осталась в Уфе. Сначала у меня была одна ученица, потом две. Постепенно входила в работу, училась у старших коллег. В те годы в училище преподавали такие опытные мэтры, как Р.Л.Фишер, Н.А.Караулова, Л.Н.Троицкая. Я робела перед ними. Очень помогла мне поверить в себя Римма Лазаревна Фишер — умница, прекрасный специалист. Анализируя мои уроки, она всегда стремилась подчеркнуть не только слабые, но и сильные стороны. Мы с ней подружились.
Миляуша Галеевна помнит всех своих питомцев, даже тех, кто учился у неё в 50—60-е годы. Слушая её, вспоминая какие-то вехи на её нелегком педагогическом поприще, понимаешь, что самое главное в жизни этой удивительной женщины — её ученики. Бесконечные занятия в классе, экзамены и зачеты, отчетные концерты, госэкзамены. И всегда — волнения, радость, гордость за них. И даже потом эта связь не прерывается. Она бывает на премьерах в оперном театре, на творческих отчетах, концертах своих питомцев в филармонии. А они, народные, заслуженные артисты, маститые, и сегодня приходят к ней за советом, одобрением, поддержкой, а иногда и за строгой, но всегда доброжелательной критикой. К этому она их тоже приучила. Особенно любит Миляуша Галеевна вспоминать о своих первых учениках. Видимо, они ей по-особому дороги. Как дорога память о том ушедшем времени — трудном и прекрасном.
— Знали бы вы, каким способным, по-особому одаренным студентом был Ильфак Смаков, — говорит Миляуша Галеевна. — Такие, как он, и сами много дают педагогу. А ещё Ильфак был очень хорошим, чистым душой человеком. Это отражалось в его творчестве, придавало ему особую одухотворенность и обаяние. Буквально преображался, когда начинал петь. На выпускных экзаменах Ильфак пел произведения Чайковского, Грига, башкирских композиторов, русские народные песни. Молодой солист превзошел все наши ожидания. Получил пять с плюсом и был направлен в Московскую консерваторию.
Сегодня трудно перечислить даже самых знаменитых выпускников класса Муртазиной. Это не один десяток имён певцов, широко известных как в Башкортостане, так и далеко за его пределами. Миляуша Галеевна вспоминает каждого, прекрасно помнит все трудности, которые они пережили с учениками вместе:
— Славно и звёздно прошли свой творческий путь мои ученики, которых сегодня называют ветеранами сцены. Кроме Ильфака Смакова, к сожалению, рано ушедшего от нас, но оставившего свой яркий след в искусстве, это такие певцы с неповторимой индивидуальностью, как Сажида Галимова, Нажия Аллаярова. Долгие годы продолжают служить в оперном театре Салават Аскаров и Райнат Башаров, успешно работают там же Раиль Кучуков и Хамид Ижболдин. Набирают творческую высоту молодые певцы Альфия Каримова, Алим Каюмов, Владимир Копытов.
Не могу не сказать о Сайфулле Хайруллине. Он мог быть прекрасным исполнителем характерных басовых партий в оперном театре. Но предпочёл другой путь. Используя свою способность к языкам, он поёт на 39 языках народов мира. Я уже не говорю о тех, кто славит башкирское искусство, нашу вокальную школу за пределами республики. Это — Владимир Поляков (Москва), Надежда Воробьёва и Ильсияр Галеева (Челябинск), Вячеслав Храмов (Самара). В Милане успешно работает Зухра Байбурина. По всему миру гастролируют и имеют огромный успех братья Абдразаковы — Аскар и Ильдар. Все они — личности. Каждый нашёл свою собственную нишу, выбрал свой путь. Все они запомнились.
Ярко и самобытно проявила себя Флюра Нугуманова — и как певица, и как педагог. Убедительно, результативно работает Фарзана Сагитова. В зените творческой славы находятся Идрис Газиев, Вахит Хызыров, Владимир Белов. Но всегда воспоминания уносят в годы, когда у меня занимался незабвенный Радик Гареев. Он впервые пришел ко мне пятнадцатилетним, когда мутация голоса ещё не закончилась. Но желание заниматься было настолько велико, что он сознательно завысил возраст. Мы договорились, что Радик приедет через год, и я обещала, что буду заниматься с ним. Помню, уже на третьем курсе дала ему песню «Журавли» Яна Френкеля (мой брат погиб на войне, и эта песня мне особенно дорога). Как спел её Радик! Я плакала. И вообще, в нём было столько души, столько таланта! С характером был, но меня слушался. Когда он поступил в институт, мы начали работать, как коллеги.
Перечисление всех званий — заслуженные, народные, лауреаты многих престижных конкурсов и фестивалей — это заняло бы не одну страницу. Немало учеников Миляуши Галеевны пошли по её стопам, избрали путь музыканта-педагога. Она привила им вкус к педагогике, научила их анализировать, слышать недостатки и достоинства друг друга ещё во время учёбы в училище и институте.
— В училище искусств успешно работает моя ученица Сима Мишурис. Прекрасный педагог, именно она подготовила будущую звёздочку Галину Чеплакову, которая продолжает сегодня учёбу в Академии искусств в моём классе, — говорит Миляуша Галеевна. — Наталья Маслова много лет поёт в театре. Сейчас также начала педагогическую деятельность и вполне успешно работает.
Зайтуна Мухаметдинова-Сарварова — у неё очень хороший голос. Работала в филармонии, затем, перейдя в училище искусств, достойно трудится на педагогическом поприще. Я всегда радуюсь успехам моих учеников.
Долгие годы возглавляя кафедру сольного пения в Академии искусств, могу сказать, что меня обнадёживает работа молодых педагогов. Рядом с такими корифеями, как Фарзана Сагитова, Мажит Алкин (оба — мои ученики, ныне — профессоры), успешно работает молодое поколение педагогов — Марат Хисматуллин, Флюра Кильдиярова, Идрис Газиев, Ямиль Абдульманов, Райля Азнакаева…
Высок авторитет Миляуши Галеевны Муртазиной в музыкальном мире России и Башкортостана. Часто ее приглашают в жюри музыкальных состязаний, а в республике ни один престижный конкурс вокалистов не проходит без участия Миляуши Галеевны. Она возглавляет жюри конкурсов имени Газиза Альмухаметова, юных певцов «Дебют» имени Федора Шаляпина и другие.
М.Г.Муртазиной присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана. Она носит звание почетного гражданина города Уфы. Это звание присвоено Загиру Исмагилову, Борису Домашникову, Мустаю Кариму, Президенту республики Муртазе Рахимову. Именно в один день с Президентом наш самый знаменитый и маститый педагог вокала Миляуша Галеевна Муртазина получила это почетное звание.
На вопрос, как смотрит она на будущее вокального искусства и есть ли достойные продолжатели у наших именитых артистов-вокалистов, Миляуша Галеевна ответила: «Несомненно, будущее есть, я на него смотрю с надеждой, потому что не скудеет талантами наша земля — это и подтверждают результаты многих конкурсов. Я верю в хорошее будущее нашего дела. Пессимизму места нет».
В 2001 году издательство «Китап» выпустило книгу «Вокальная школа Миляуши Муртазиной», где даны ценные сведения и о самом педагоге и её педагогических принципах, и о её учениках. Приведем несколько высказываний её учеников и коллег.
Лилия Ахметовна Каримова — преподаватель Уфимского училища искусств, заслуженный работник культуры РБ: «Уроки вокала Миляуши Галеевны учат её воспитанников не только владеть своим голосом, петь свободно, красиво, в полную меру, но и открывают путь в профессионалы-художники. Тонкое восприятие музыки, уважение к слову в музыкальном тексте, проникновение в образ, в эпоху — все это навсегда останется в её учениках…
Миляуша Галеевна учит петь так, чтобы приносить людям радость, петь, чтобы раскрыть перед аудиторией очарование и эмоциональную глубину музыки. Её педагогическому таланту, редкостному умению услышать и раскрыть в музыкальном человеке голос, только ему свойственное звучание, обязаны многие певцы, работающие ныне в оперных театрах Уфы, Казани, Горького, Москвы…»
Радик Гареев: «Миляуша Галеевна — сегодня крупный педагог с огромным авторитетом не только в России, но и за границей. Я счастлив, что учился в её классе, и всё моё творчество, все мои успехи — это труд её души и сердца. Oна сыграла огромную роль в становлении моей личности».
Aскар Абдразаков: «Моя встреча с М.Г.Муртазиной была судьбоносной. Миляуша Галеевна стала моим педагогом на всю жизнь и помогла мне утвердиться в правильности выбранной профессии... Сейчас, работая на оперных сценах мира, я каждый раз, возвращаясь в Уфу, прихожу к ней в класс, чтобы проверить свое вокальное состояние и услышать её советы, которые я очень ценю».
Осень жизни Миляуши Галеевны согрета теплом и участием близких, родных ей людей — детей и внуков. Сын — известный органист, пианист, педагог, заслуженный артист РБ, лауреат международных конкурсов Владислав Муртазин, выступающий с концертами не только в родной республике и городах России, с его искусством хорошо знакомы и за рубежом. Дочь Лейла Шагиева — музыковед, работает в редакции журнала «Рампа», талантливый журналист, много пишущий о разных проблемах музыкального искусства, имеет свой самобытный почерк. Трудолюбие мамы, ее любовь к своей работе, к искусству стали примером для детей.
Уникальность личности и обаяние таланта Миляуши Галеевны покоряют всех, кто знаком с ней — прекрасным педагогом и удивительной женщиной, призвание которой открывать и выращивать таланты.
Желаем ей от имени всех её учеников, коллег, друзей и почитателей здоровья, благополучия, душевного спокойствия и новых одарённых учеников.

Мингазова Э.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018