Достойная награда

Лейла Кадимовна Аралбаева окончила Уфимское училище искусств и Уфимский государственный институт искусств по специальности “Музыковедение” с присуждением квалификаций музыковед, преподаватель, лектор, редактор, музыкальный критик. Имеет ряд научных публикаций.
В 2000—2002 годы работала лектором-музыковедом в музыкально-литературном лектории Башкирской государственной филармонии.
С 2002 года — редактор ТО “Музыка” ГТРК “Башкортостан”. Автор и ведущая тележурнала “Муз-ревю”, передачи “Парк культуры”, авторского проекта “МоѕъяҠма”.
Член Союза композиторов РБ.


Что нужно творческому человеку, чтобы полет мысли был ярок, язык свеж и оригинален? Конечно, новые стимулы, новые впечатления, новые горизонты... Еще в прошлом году, когда известный композитор, недавно избранный председателем Союза композиторов Башкортостана Салават Низаметдинов отправил свои произведения для номинирования на Международную премию «Филантроп», поклонники его творчества начали за него болеть. Из объемного и разножанрового творческого багажа композитор выбрал и представил на суд жюри видео, аудиозаписи и партитуры оперы «Memento», вокального цикла «Черновик» для сопрано и Второй симфонии для смешанного хора.
«Филантроп» для Салавата Низаметдинова не первый конкурс и не первая победа. Дебют в мировом музыкальном пространстве состоялся еще в студенческие годы, когда он учился в Уфимском государственном институте искусств в классе Евгения Николаевича Земцова. В 1979 году Низаметдинов за романсы на стихи А.Блока получает третью премию на Международном конкурсе незрячих композиторов в Праге. В 1988 году на том же конкурсе за вокальный цикл «Черновик» удостаивается второй премии.
2006 год вновь принес радостную весть: Салават Низаметдинов стал лауреатом первой степени Международной премии «Филантроп». Среди участников в номинации «Композиция» башкирскому автору равных не нашлось. Композитор вместе с супругой Резедой-ханым отправился в столицу России на церемонию награждения. Вслед за Салаватом Ахмадеевичем вылетели и мы, съемочная группа башкирского телевидения, чтобы снять фильм об этом знаменательном событии.


«Филантроп». Церемония вручения премии


Четвертая церемония вручения Международной премии «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства происходит в великолепном зале Галереи искусств Зураба Церетели. Зал сразу поражает гигантскими работами знаменитого скульптора — античные герои и православные святые, огромная ладонь и символичное яблоко в ползала. Между тем, уже и негде яблоку упасть. Участники, организаторы, гости и многочисленная пресса знакомятся, общаются, толпятся в проходах. Сквозь куполообразную стеклянную крышу льются снопы света. Ансамбль скрипачей «Мелодия» играет что-то праздничное, звуки уносятся вверх и долго парят в необычном акустическом пространстве. Девушки из театра танца со статуэтками в руках, предназначенными лауреатам премии, выкладывают танцевальные фигуры. Статуэтки — золотые птицы, вылетающие из сердца — изготовлены мастерами города Златоуста.
Праздник открывают постоянные ведущие — народная артистка России и Белоруссии Ирина Егорова и народный артист СССР, знаменитый диктор Игорь Кириллов. Зачитывают многочисленные телеграммы в адрес «Филантропа» от официальных лиц, в том числе и от Президента России Владимира Путина, патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Неоднократно звучит главный девиз премии «Вместе мы сможем больше!» На импровизированную сцену приглашаются организаторы — председатель Совета попечителей Международной премии «Филантроп», художественный руководитель Государственного академического Малого театра народный артист СССР Юрий Соломин, президент благотворительного фонда «Филантроп» Геннадий Аничкин, председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин-Румянцев.
Из истории «Филантропа». В 1996 году при проведении первого фестиваля творчества инвалидов пришла идея конкурса. Тогда еще никто не мог предположить нынешнего количества конкурсантов (более тысячи) и географию конкурса (двадцать стран плюс различные регионы России). Первое вручение премии в 2000 году стало значимым и знаковым событием. Задача проекта — заставить общественность поддержать людей, желающих активно жить и работать. Миллионы людей постепенно начинают смотреть на человека, имеющего инвалидность, как на равного, полноценного и полноправного соседа. Премия доказывает, что люди с ограниченными возможностями — не только потребители социальных благ, но и граждане, готовые созидать и отдавать обществу все лучшее и ценное, что они имеют и могут. Единственная в своем роде премия — символ нового общества — общества равных возможностей.
За шесть лет в соискании премии «Филантроп» (конкурс проводится один раз в два года) приняли участие более трех с половиной тысяч людей из 29 стран мира. Этот конкурс — один из немногих, который может похвастаться столь в высшей степени компетентным жюри, в состав которого входят признанные мастера в различных областях культуры и искусства. Жюри возглавляет известный писатель Сергей Михалков. В разных номинациях работают певцы Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Людмила Рюмина, хореограф Игорь Моисеев, художник Илья Глазунов, актриса Лариса Лужина, поэтесса Ирина Токмакова, композиторы Владислав Агафонников, Игорь Лученок, Григорий Гладков и многие другие. Главный критерий в присуждении премии — уровень мастерства.
За историческим моментом вручения диплома лауреата и статуэтки-символа Международной премии «Филантроп» композитору Салавату Низаметдинову наблюдаем с особым волнением. Известный композитор, профессор Московской консерватории имени П.И.Чайковского, секретарь Союза композиторов России Владислав Агафонников жмет руку новоиспеченному лауреату. Низаметдинов — первый за шесть лет и единственный представитель Республики Башкортостан на этом конкурсе. Поздравления и первый вопрос Салавату Ахмадеевичу — об ощущениях.
— Я рад, что башкирские композиторы в очередной раз показали, что нет нам достойной конкуренции. Поздравляю себя, свою республику, которую я нежно люблю! Хочу также разделить свою радость с Башкирским театром оперы и балета. Мы победили, мы должны были победить!
— Конкурс — замечательное явление нашей жизни, — подхватывает Владислав Германович Агафонников. — Здесь участвуют люди, которые имеют недомогания, но одарены талантами. Рад, что среди лауреатов находится композитор — мастер своего дела, твердо стоящий на народной почве, — Салават Низаметдинов. Уровень в номинации «Композиция» с каждым годом растет все выше и выше. Наконец премия обрела своего достойного героя. Низаметдинов получил I премию за оперу. В его произведениях все сделано на самом высоком уровне. Прослеживается целая традиция: Низаметдинов — ученик Земцова, Земцов, в свою очередь — ученик Перова, Перов — Кабалевского. А Кабалевский, как известно, ученик Мясковского, которого мы считаем главой московской композиторской школы. Уже выросли внуки и правнуки Мясковского, одним из которых является Салават.
Его дополняет композитор Григорий Гладков:
— С композитором из Башкортостана Салаватом Низаметдиновым я познакомился здесь, посоветовал ему расширить творчество, показать музыку в разных столицах мира. Мир открылся, и надо этим пользоваться.
На конкурсе «Филантроп» царит задушевная атмосфера. Организаторы, конкурсанты и гости искренне радуются, общаются, поддерживают друг друга. Наш бывший земляк, ныне заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Флюр Нурлыгаянов особенно рад за своего давнего друга:
— Работаю в Москве 10 лет. Безмерно рад, что Салават Низаметдинов получил первую премию. Наше знакомство началось, когда я работал в обществе инвалидов. Тяжелые времена были, шел распад творческих союзов. Мы тогда создали творческую студию «Салават». С тех пор нас связывают чисто человеческие и творческие узы. А по поводу участия Салавата в соискании международной премии «Филантроп», я думаю, что после такой оценки творчества, таланта, его имя прозвучит во всей России.
Церемония награждения продолжается открытием выставки в Российской Академии художеств и осмотром экспозиции работ художников — лауреатов и номинантов премии «Филантроп».


В Союзе композиторов России


Приезжая в столицу, Салават Ахмадеевич неизменно посещает старый дом в Брюсовом переулке, где когда-то жил Дмитрий Шостакович. Обыкновенный многоквартирный дом, на стене барельеф Шостаковича, внизу кафе «Фа-Соль». Заходишь в обычный подъезд, поднимаешься на второй этаж и попадаешь в сердце российской композиторской школы. Слева — московский, справа Российский Союз композиторов и музыковедов. Нас ждали, главу башкирской композиторской организации встретили с распростертыми объятиями.
В столичных музыкальных кругах имя Салавата Низаметдинова хорошо известно. За его творческой судьбой следят, радуются новым успехам. Музыковед, главный редактор журнала «Музыкальная академия» Юрий Корев поделился своими размышлениями:
— Я знаком с музыкой Салавата Низаметдинова с 80-х годов, когда появились первые его сочинения. В башкирской музыке, как мне кажется, тогда наблюдался большой подъем, на этой волне он выделился характером своего дарования. Что-то свежее, тесно связанное с народной почвой и в то же время — современный музыкальный язык. За последние 8—10 лет я имел возможность слышать музыку Салавата Низаметдинова. На мой взгляд, главная черта Салавата Ахмадеевича — это напряженная внутренняя жизнь. В Москве шла его опера «В ночь лунного затмения». Она была принята очень тепло. В характере дарования автора сильно чувство драматургии, чувство характеров.
Для меня это честь — возможность поздравить автора. Мне кажется, к его творчеству очень подходят слова Ромена Роллана: «Человек достигает своей цели, несмотря ни на что и вопреки всему». Целеустремленность, опирающаяся на глубокую внутреннюю жизнь.
Встретиться со своим земляком и однокашником подошел и композитор Владимир Купцов. Бывший уфимец, теперь живет и работает в столице.
— Мы с Салаватом Низаметдиновым учились вместе в Уфимском училище искусств, правда, в разные годы. А в институте искусств оказались вместе у одного педагога — Земцова. Незабываемое впечатление оставил пленум композиторов Башкортостана. Салават тогда ярко показал свой вокальный цикл на стихи Шамиля Анака. Певец пел, он аккомпанировал. Имел огромный успех. Всегда писал песни, любит вокальные жанры. Его цикл на стихи Ники Турбиной все помним.
— В столице востребована академическая музыка?
— Если говорить откровенно, академическая музыка плохо востребована. Композиторы пишут для себя, публика не очень ходит. Оркестров в Москве сотни, но исполняют современных авторов редко.
Проблема востребованности музыки остро волнует современных композиторов. Авторы, проживающие в национальных республиках, например, в Башкортостане, в этом отношении находятся в привилегированном положении. Их новые сочинения закупаются, исполняются почти сразу, становятся популярными.
— Композиторов России волнует беззащитность, ненужность государству, — включается в беседу московский композитор, по национальности дагестанец Ширвани Чапаев. — У тебя в документах написано: профессия — композитор, а Союз композиторов сейчас не творческая, а общественная организация! Вообще, я сторонник того, что музыку своего народа надо защищать, — эмоционально продолжает Ширвани. — У малых народов высока нравственная сторона. Они живут близко к природе, в них много человеческого осталось. Сейчас идет глобализация, все одинаковое. Мысли тоже одинаковые. А ведь музыка должна нести информацию. Зачем писать музыку, если тебя не узнают с первой ноты? Чайковского мы узнаем с первой ноты, Шопена узнаем, Сибелиуса. В душе должен быть собственный народ!
И для композитора Салавата Низаметдинова источники вдохновения — собственный народ, горячо любимая родина, башкирская композиторская организация, главой которой он является. На обратной дороге по бесконечным московским улицам беседуем о насущных проблемах.
— Салават Ахмадеевич, думаю, что этот фестиваль — повод поговорить о творчестве, о роли композитора в обществе.
— Условия в Башкортостане для меня созданы отличные, я бы даже сказал, идеальные. Все, что я предлагаю башкирскому оперному театру, Национальному симфоническому оркестру и хоровой капелле, исполняется. Я очень благодарен нашему Президенту Муртазе Губайдулловичу Рахимову, Правительству, Министерству культуры и национальной политики. Есть у нас национальная опера, есть и балет, есть и симфонии, которые пишет поколение активно работающих композиторов: например, Даутов, Касимов. Наши композиторы работают во всех жанрах. Я свою задачу, как председателя, вижу в том, чтобы выявить подрастающее поколение, талантливых, одаренных молодых. У них большой потенциал.
В марте мы были в Москве на IX съезде композиторов. Съезд прошел успешно для всех нас и лично для меня. Я принял активное участие в прениях, избран секретарем правления. Прозвучали сочинения Лейлы Исмагиловой, Азамата Хасаншина и мои. Наша организация по праву считается сильнейшей в России, и это звание мы несем достойно.
А что касается «Филантропа», в душе я верил и ждал оценки, результата. В Уфе ведь «Memento» с 2000 года идет при полных залах. Но важно было получить оценку и в Москве.


«Филантроп». Гала-концерт


Настоящим гимном-апофеозом стойкости и возможностям человеческого духа стал гала-концерт Международной премии «Филантроп». Потоки финального действа заполонили все пространство одного из красивейших театров Москвы «Et Cetera», которым руководит Александр Калягин.
На соискание премии «Филантроп» 2006 года было прислано 1074 заявки из 10 стран мира и 80 регионов России. 39 участников стали лауреатами, 14 — дипломантами. С этого года премия включена в федеральную программу «Культура России» и находится под патронатом Президента В.В.Путина. «Филантроп» целиком финансируется из внебюджетных источников. Участие спонсоров возрождает традиции российской благотворительности и меценатства. В этом году премиальный фонд составил 1 миллион рублей. Сумма премии, получаемая лауреатами, не облагается налогом.
«Филантроп» называют символом третьего тысячелетия. Девиз «Мир измеряя добротой» точно отражает его гуманистическую сущность. В последние годы премия обрела настоящий международный размах — есть лауреаты из Франции, Германии, Болгарии, Туниса, не говоря уже о странах бывшего СССР. Москва объединяет людей всего мира с их общими проблемами, радостями и надеждами. Неизменный председатель Совета попечителей Международной премии «Филантроп» Юрий Соломин может оценить конкурс в прогрессии:
— Нынешний конкурс отличается количеством желающих. Из России несколько тысяч предложений, много из-за рубежа — несколько десятков стран. Все больше и больше желающих. Есть совершенно готовые мастера. Могу лишь пожелать успеха участникам конкурса, а сил у них достаточно у всех, потому что это сильные люди.
Жюри Международной премии «Филантроп» в каждой номинации отметило самые лучшие и яркие произведения искусства. Визитной карточкой композитора Салавата Низаметдинова стали три его сочинения в разных жанрах.
«Черновик» — одно из удачных ранних сочинений (1985 г.) на стихи девочки-подростка Ники Турбиной. По всем жанровым признакам и по определению автора цикл можно назвать симфонией для голоса и фортепиано. Композитор оценивает жизнь сквозь призму детского восприятия. Непосредственность и живость высказываний, сочность музыкального языка в сочетании с глубиной тем оставляют сильное впечатление. На конкурс была представлена запись в исполнении солистки башкирской оперы Ляли Ахметзяновой, подготовленная вместе с концертмейстером Еленой Мороз.
Симфония №2 для смешанного хора и фортепиано на стихи Валентина Загорянского (псевдоним поэта Глеба Сидельникова) написана в 1991 году. Главной нитью является мысль «На земле так много надо мне сказать, что жизни всей моей не хватит». Это произведение было мастерски озвучено башкирской хоровой капеллой и специально для конкурса записано в телевизионной студии.
Особое внимание жюри конкурса обратило на оперу «Memento». Премьера состоялась в нашем театре в 2000 году. «Сладко-горький коктейль из шести слезинок» вбирает широкий спектр исторических периодов и лиц. Опера прокладывает мостик от далекой древности ко дню сегодняшнему. Герои оперы — Сократ, Хайям, Микеланджело, Лермонтов, Есенин... и мы. При всем контрасте и многообразии — похожие ситуации, конфликт Творца, Художника и окружающего мира. В этом философском произведении — вечные ценности, попытка постигнуть смысл Бытия. Лейтмотив оперы — хоровой рефрен «Memento», воплощающий голос автора.
— Нашей творческой группе это сочинение удалось, — считает Низаметдинов, — во-первых, потому, что работали специалисты во всех отношениях. Либретто создали Рустэм Галеев и Ренард Хантимиров, режиссер-постановщик Рустэм Галеев, музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, художник-постановщик Курбандурды Чарыев, хормейстер Эльвира Гайфуллина, балетмейстер Игорь Севастьянов. Во-вторых, мы выбрали необычную драматургию, которая понятна всем, доступна для восприятия. Сквозная линия — «Memento mori, memento vita» («Помни о смерти, помни о жизни»).
Красочный гала-концерт, прошедший в Московском театре «Et Cetera», не поставил окончательную точку в Международной премии «Филантроп» 2006 года. В сентябре делегация лауреатов и гостей примет участие в IV открытом кинофоруме «Амурская осень» в Благовещенске. Гала-концерты лауреатов пройдут также в Харбине и Пекине в рамках проведения Года России в Китае. Но это — в ближайших планах. А пока — автобусы увозят лауреатов и дипломантов на экскурсию по нарядно-солнечной Москве.
Радость победы, праздничная суета, насыщенная яркими событиями столичная жизнь... Композитор Салават Низаметдинов и здесь серьезен и сосредоточен, размышляет о судьбе башкирской музыкальной культуры:
— Необходимо ориентироваться на общемировую и российскую культуру. Наше профессиональное музыкальное искусство очень молодое, появилось после 1917 года. Первые классики — Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Рафик Сальманов, Нариман Сабитов, Шамиль Кульбарисов — заложили основу. Теперь мы должны сделать свое дело. Нет для художника более священной задачи, чем сотворить достойное произведение. Например, оперу, чтобы ее можно было показать на любом уровне — российском и мировом.
Что значит работать в башкирской культуре? Если мы берем какие-то сюжеты, произведения, даже когда опираемся на зарубежных авторов, мы все равно отображаем наш башкирский менталитет, башкирский темперамент, башкирский характер. Это и есть состояние башкирской культуры. Если мы напрямую не используем народные мелодии, это не значит, что мы не пишем ради башкирской культуры. Если наши сочинения востребованы, их высоко оценивают за рубежом — это уже позитивная, хорошая оценка нашего творчества. Это и есть место башкирской культуры в контексте российской и мировой культуры.
Впечатления, полученные за дни пребывания в Москве на Международном конкурсе «Филантроп», безусловно, станут для всех участников стимулом к новым творческим достижениям. Салават Низаметдинов с новыми силами в ближайшем будущем планирует завершить свою шестую оперу.
— Сейчас мы задумали и начали писать оперу «Наки», опера в двух актах, шести картинах. Опера на башкирском языке, либретто Рустэма Галеева, он и будет режиссером. Пьесу по моему заказу написал молодой драматург Артур Сакаев, перевела ее и помогла сделать либретто, добавив свой интересный колорит, наш замечательный драматург Сарвар Сурина.
«Наки» в переводе с арабского — чистота. Очень интересный сюжет, действие происходит в древнем поселении башкир, которые потихоньку перемещаются на Урал. Чередуются древность и столица Уфа, действующие лица одни и те же. Это будет очень интересно, занятно. Самое главное для меня — высказаться в оперном искусстве на башкирском языке. У меня только самая первая опера «Черные воды» на башкирском языке. На русском же идут четыре спектакля — «В ночь лунного затмения», «Memento», рок-опера «Звезда любви» и опера-мюзикл «Половинки». Теперь, имея опыт, мироощущение, владея оперной техникой, работаю над новой оперой. Перед вокалистами, хором будут поставлены очень большие, сложные задачи.
Салават Низаметдинов — сегодня один из самых ярких, популярных, авторитетных композиторов Башкортостана. В его музыке подкупает яркость мелодизма, философичность образов, глубина содержания, выстроенность драматургии. А еще — удивительная гармония мироощущения. Хочется пожелать композитору неиссякаемости вдохновения, здоровья и душевного спокойствия, новых вершин и мировых просторов.

Аралбаева Л.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018