Собиратель и исследователь башкирского народного творчества

В 1950—1980 годы на страницах республиканских газет и журналов увидели свет научные статьи, очерки, путевые зарисовки, музыкальные записи по различным жанрам башкирского устного поэтического и музыкального творчества замечательного филолога-фольклориста, члена Союза журналистов СССР, заслуженного работника культуры БАССР Нигмата Динахметовича Шункарова. Он вошел в историю башкирской филологии и фольклористики как неутомимый собиратель, исследователь и пропагандист. Н.Шункаров оставил огромное научно-фольклорное, художественно-публицистическое наследие. Сегодня в рукописном фонде Научного архива Уфимского научного центра РАН хранятся 30 томов произведений башкирского устного поэтического и музыкального творчества, собранных и составленных Н.Шункаровым в период деятельности в Институте истории, языка и литературы (ИИЯЛ) Башкирского филиала Академии наук.
Своим художественным талантом, душевной добротой, большим трудолюбием он обязан людям и природе родного края. Любовь к поэтическому и музыкальному творчеству, к истории башкирского народа пробудилась у Шункарова еще в детстве в окружении прекрасной природы Альшеевского, Давлекановского районов Башкортостана. Широкие просторы степей, красота и величие Асылыкуля, задумчивые берега реки Демы, шумные весенние разливы рек Тюлянь, Удряк, богатое фольклорное творчество башкир-минцев, полные глубокой поэзии и мифологического содержания народный эпос, сказки, бытовые поверья, исторические предания родного края сыграли важную роль в формировании поэтической натуры будущего собирателя и исследователя народного творчества.
Нигмат Динахметович Шункаров родился 1 января 1931 года в селе Ташлы Альшеевского района Башкирской АССР. Окончив в 1946 году Ташлинскую семилетнюю школу, он поступил в школу-интернат №1 г. Уфы. Успешно закончив ее, Шункаров продолжил свое образование на факультете башкирского языка и литературы Башкирского государственного педагогического института имени К.А.Тимирязева. По окончании института в 1954 году был направлен преподавателем в Ивановскую среднюю школу Давлекановского района. Вскоре был призван в Советскую армию. В 1956 году демобилизовался в звании старшего лейтенанта и вернулся в родное село, проработал в Ташлинской средней школе учителем биологии, химии, астрономии и пения. В годы работы в школе проявил себя как высокообразованный педагог, вел большую общественно-просветительскую работу в качестве лектора, пропагандиста знаний среди молодежи и интеллигенции села.
Родина Нигмата Шункарова испокон веков была богата народным творчеством. Окрестности села Ташлы в старину были местом кочевий и йыйынов, народных игр и увеселений. Этот богатый этнографический район оставался таким до поздних времен, о чем говорят материалы фольклорных и этнографических экспедиций. По воспоминаниям самого Нигмата Шункарова, в этих краях можно было увидеть такие традиционные праздники, как обрядовый «ЄарҢа туйы» (Воронья свадьба), Сабантуй вплоть до 50-х годов. Они проходили с участием большого количества людей, стекавшихся со всех ближайших деревень. С утра до глубокой ночи не смолкали голоса и песни молодежи. Еще в школьные годы будущий собиратель и ученый запоминал от деда и бабушки народные песни и баиты, пел их, стал записывать легенды и предания, бытовые поверья, народные песни. Большая любовь к творчеству своего народа, отличная природная память помогли ему запомнить и хранить в памяти множество поэтических строк, разнообразные по жанру и по мелодике народные песни. В научном архиве БФ АН СССР хранятся тетради, где рукой Н.Шункарова записаны тысячи песенных строф. Эти материалы представляют сегодня немалую научно-художественную ценность как памятники музыкально-поэтического творчества башкир-минцев. Так со временем в лице Нигмата Шункарова выросла фигура неутомимого собирателя-фольклориста и пропагандиста народного творчества.
Большую роль в жизни и творчестве Н.Шункарова сыграла встреча с выдающимся башкирским лингвистом-ученым, профессором Д.Г.Киекбаевым. Личное общение с ним, человеческое обаяние, научная деятельность ученого и знание фольклора оставили в душе молодого собирателя и пропагандиста фольклора глубокий след. Его наставления и пожелания по сбору и систематизации образцов народного творчества служили для Нигмата Шункарова путеводной звездой в течение долгой собирательской жизни. Сам Джалиль Киекбаев был большим знатоком народной словесности и песен. Он в свое время с удовольствием пел башкирские народные песни, о чем свидетельствуют магнитофонные записи Шункарова с голосом ученого. Благодарный собиратель хранил его песни как священную реликвию.
1958 год был для Шункарова особо примечательным: он получил приглашение на работу в Институт истории, языка и литературы БФ АН СССР. С этого времени для него завершился этап любительского собирательства и начался этап профессионального совершенства. Первая фольклорно-филологическая экспедиция в Альменевский, Сафакулевский районы Курганской области (1959 г.) под руководством писателя и профессора А.Н.Киреева (Кирей Мэргэна) явилась посвящением молодого собирателя в профессиональные фольклористы. Многому научился тогда Н.Шункаров у видного ученого и наставника. Тогда был собран богатый материал: эпические сказания (иртэк), образцы сказок, топонимические и этнонимические предания, родословные записи — шэжэрэ, тексты песен, баитов, мунажатов, образцы сенлэу, такмаков и многое другое. Для любознательного Н.Шункарова это было первое научное путешествие в мир фольклора. Отныне ранний любительский опыт собирателя сменился на профессиональный, индивидуальное вкусовое собирательство — на плановое, целенаправленное, научное. Затем одна за другой последовали фольклорные экспедиции ИИЯЛ БФ АН различной научной направленности в ранее неизученные фольклорно-этнографические регионы. В течение 25 лет Н.Шункаров со своими коллегами-филологами объездил территорию всего Башкортостана, совершил экспедиции в соседние области и обследовал деревни с башкирским населением Бавлинского, Бугульминского, Мензелинского районов Татарской АССР, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Челябинской, Свердловской, Пермской областей. За 22 года работы в ИИЯЛ БФ АН он принимал участие в более 40 полевых фольклорных экспедициях, обследовал свыше 500 деревень и сел, записал множество образцов башкирского народного творчества. А количество опрошенных Шункаровым информаторов просто не поддается учету. Однако для фольклориста-полевика еще недостаточно собирать и записывать фольклор, нужно его обрабатывать, то есть систематизировать и описать, подготовить для использования специалистами смежных областей: филологами, фольклористами, этнографами, лингвистами, историками, культурологами, этномузыковедами. Итог работы по систематике и обработке фольклорных материалов экспедиций внушителен: он составляет 300 печатных листов. Весь этот огромный материал классифицирован по жанрам и тематике, снабжен подробными комментариями и сосредоточен в 30 томах. Собранные Н.Шункаровым фольклорные материалы в настоящее время периодически публикуются в сводах «Башкирское народное творчество» («Башєорт халыє ижады»), «Памятники башкирской музыкальной культуры», монографических исследованиях башкирского фольклора, учебниках и учебных пособиях. На этом материале выросло целое поколение фольклористов-филологов, фольклористов-музыковедов, защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций.
В 70-е годы в ИИЯЛ БФ АН СССР началась активная работа по собиранию старинных и редких книг и рукописей. С этой целью проводились важные по своим результатам археографические экспедиции. Их постоянный участник Н.Шункаров большой вклад внес в историю культуры Башкортостана не только фольклорными материалами, но и находками старопечатных книг. Им было собрано более 300 старопечатных книг и рукописей, которые хранятся сейчас в фонде Редких книг и рукописей отдела литературы Института истории, языка и литературы УНЦ РАН.
Немало труда вложил Н.Шункаров в организацию кабинета звукозаписи Института истории, языка и литературы БФ АН и в пополнение его фонда. Сегодня кабинет звукозаписи оснащен современной звукозаписывающей аппаратурой и его фонд насчитывает огромное количество музыкальных записей. В этой большой коллекции 1500 записей сделаны лично Нигматом Динахметовичем Шункаровым. Это достойный вклад в башкирскую музыкальную фольклористику. Много сил вложил он в поиски старых фоноваликов и паспортизацию записей Ленинградского фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский дом), сделанных в 1930—1940-е годы И.В.Салтыковым, С.X.Габяши, А.С.Ключаревым. Им своевременно скопировано множество фонографических записей башкирской народной музыки из указанного хранилища, тем самым они спасены от забвения, сохранены для будущих исследователей музыкальной культуры.
В течение многолетней фольклорно-собирательской работы Шункаров явился первооткрывателем многих талантливых башкирских народных певцов, сказителей, кураистов. Достаточно назвать имена узляуиста Мансура Саламатова (Хайбуллинский район), кураиста и педагога Карима Диярова (Баймакский район), Яхьи Акмурзина (Оренбургская область), Абдрашита Ибрагимова (Куйбышевкая область), Сафаргали Султанбекова (Аргаяшский район, Челябинская область), сказительницы Рахили Телякаевой (Оренбургская область) и многих других.
Н.Шункаров был известен в республике не только как превосходный собиратель, но и как активный пропагандист фольклорного наследия башкирского народа. Он периодически выступал по радио и телевидению с передачами о народных певцах и музыкантах, статьями и очерками о них в местной печати. Звучащие ныне по башкирскому радио и телевидению редко встречающиеся песни «Шафиє», «Зөлифөкөй», «Маәисөрјөр», «Оло юл», «ЙөнгјҠөй», «Хөтирө», «ЄараҢай», «АрҢужа» и другие в исполнении профессиональных певцов были записаны в полевых экспедициях Н.Шункаровым.
За многолетнюю собирательскую и научную работу Н.Шункаровым опубликовано на страницах республиканских газет и журналов свыше 40 статей и очерков, более 50 нотозаписей башкирских народных песен. Достаточно вспомнить замечательную серию очерков «Пять дней у сэсэна» («Совет Башкортостаны», 14, 15, 17, 20 мая 1969 г.), посвященных творчеству выдающегося башкирского сэсэна, певца и импровизатора Яхьи Фарузовича Акмурзина (с приложением 6 нотных записей его песен), «Мелодии Инзера», записанные во время фольклорной экспедиции в Белорецкий район, статью «Заслуживает высокой оценки» о творческой и педагогической деятельности известного кураиста и певца Карима Диярова и другие. Ему принадлежит также ряд статей научно-методологического характера, в которых даны советы и рекомендации любителям народной музыки по сбору произведений словесного и музыкального творчества.
Особая заслуга Н.Шункарова состоит в собирании и изучении башкирских баитов — жанра, совершенно не изученного в нашей фольклористике. Систематическому их сбору, публикации текстов и напевов он уделял серьезное внимание. В разные годы на страницах газет и журналов «Совет Башєортостаны», «Башєортостан пионеры», «Башєортостан єыҠы», в книге «Башєорт халык ижады. Бөйеттөр» он опубликовал статьи: «Собирайте баиты», «Военные баиты», «Баит о Сак-Суке», «Отзвуки седой старины», с приложением текстов и мелодий. В указанных научных статьях автором дан обстоятельный анализ тем и сюжетов баитов, их привязка к историческим событиям и периодам, дана жанровая классификация. Наряду с научными работами о жанре известных ученых-филологов А.Харисова, А.Киреева, Г.Хусаинова, М.Сагитова, статьи о баитах Н.Шункарова внесли большой вклад в изучение башкирской народной эпической поэзии, в традиционный музыкально-поэтический фольклор.
Важно отметить и то, что собранные фольклорные материалы, легенды, предания, эпос, сказки, баиты, песни разных жанров, описание народных игр, обрядов использованы в крупных монографических исследованиях башкирских ученых, таких, как «Происхождение башкирского народа» Р.Г.Кузеева, «Башкирский героический эпос», «Народное творчество башкир», «Фольклористика в Советской Башкирии» А.Н.Киреева.
Много сделал Н.Шункаров и для башкирского этномузыкознания, собирая материал по песенно-музыкальному фольклору и организуя нотации мелодий и запись текстов. Этому способствовало его многолетнее содружество с замечательным композитором-фольклористом Камилем Юсуфовичем Рахимовым и автором настоящей статьи. Долгие вечера он проводил с Камилем Рахимовым, расшифровывая мелодии и тексты песен. Результатом их совместной творческой деятельности стали нотации 170 башкирских песен и инструментальных мелодий различных жанров и стилей, музыкально-диалектных регионов. В этой роскошной коллекции нотаций в первую очередь следует отметить песни и мелодии башкир Челябинской, Оренбургской, Куйбышевской, Саратовской, Пермской областей, выполненные К. Рахимовым на высоком профессиональном уровне. Особую художественно-эстетическую и научную ценность представляют нотные записи таких выдающихся певцов и музыкантов, как Сафаргали Султанбеков, Яхья Акмузин, Габдрашит Ибрагимов, Минибай Тугызбаев, Яхия Хамзин, Вазыфа Шаймуратова, Ханифа Биишева и другие. С автором данной статьи переложены на ноты более 50 башкирских баитов и мунажатов, обрядовых и лирических песен, прежде всего в исполнении самого Н.Шункарова и выдающихся информаторов нашего времени Сафаргали Султанбекова, Яхьи Акмурзина, Яхии Хамзина и других.
Н.Шункаров — один из тех счастливых собирателей и исследователей, кому оказывалось большое человеческое доверие. Искусство общения с людьми — дело чрезвычайно тонкое, оно требует взаимного уважения и доверия. В процессе творческого диалога информатор посвящает собирателя в тайны своей души, делится с ним своим духовным и художественно-эстетическим миром — народными песнями и мелодиями. Он передает собирателю свои сокровища, чтобы тот в свою очередь донес их до будущего поколения как традиционное художественное наследие народа. Нигмат Шункаров обладал этой душевной щедростью и добротой, неподдельной искренностью и любовью к творчеству башкирского народа. Его многочисленные информаторы отвечали ему тем же. В одной из рукописей Н.Шункаров об этом записал так: «Найти ключ в душу сказителя — самое ценное качество фольклориста…» Действительно, народные сокровища может собирать человек только с добрыми побуждениями и чистой совестью.
Хотел бы обратить внимание читателя еще на одну грань таланта филолога-фольклориста Нигмата Динахметовича Шункарова — как информатора. С детских лет и за долгую собирательскую жизнь он сохранил в своей памяти множество оригинальных мелодий и текстов, обрядовых песен. В нем всегда присутствовало желание поделиться с ними с кем-то, особенно с музыкантами, чтобы они помогли ему записать их в нотах. Любовь к песням своего народа и стремление сохранить их без артистических прикрас в том первозданном виде, в котором он услышал однажды, вызывало к нему уважение и доверие как информатору. С его голоса автор статьи в 1960—1980 годы записывал ряд обрядовых песен: «ЯмҢыр телөј», «Єояш телөј», «Убыр өбей», «Бит асыу», «Сає-Сує бөйете», «Аємулла бөйете» и лирические песни «Етем єыҠ Хөтирө», «ЙөнгјҠөй», «ЄараҢай» и другие. Отличная память и природная музыкальная способность позволили Шункарову запомнить эти песни довольно точно, в близком фольклорному истоку варианте.
Жизнь и творчество Н.Д.Шункарова еще не изучена. Скромная по натуре фигура собирателя долго оставалась в тени. Его имя должно стоять в одном ряду с именами Руфа Игнатьева, Сергея Рыбакова, Мухамметши Бурангулова, Гаты Сулейманова и многих других видных собирателей и исследователей башкирского народного творчества.

Ихтисамов Х.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018