По пути повышения качества, доступности и эффективности общего образования

Сегодня определена стратегия инновационного развития российского образования, обеспечивающая новое качество жизни. Модернизация образования позволит повысить конкурентоспособность страны на международном уровне. Этому способствует приоритетный национальный проект «Образование», инициатором которого был Президент РФ В.В.Путин.
Роль образования была велика во все времена. Как говорили ещё древние, «подлинно разумное образование изменяет ум и нравы». Нынче же образование представляет собой не только сумму знаний, приобретаемой посредством прохождения школьной программы, но и ещё духовность и интеллект, которые в совокупности образуют в человеке совесть, нравственность, гражданственность и патриотизм.
Безусловно, образование — приоритетная сфера. Свидетельство тому — послание главы государства и рост финансовых ассигнований.
При поддержке Президента РБ М.Г.Рахимова администрация муниципального района, депутатский корпус с пониманием относятся к нашим проблемам, так как именно через образование можно осуществить глубокую экономическую реформу.
Ежегодно увеличивается количество выделяемых средств на образование из республиканского бюджета. В проекте районного бюджета расходы на образование также растут. В этом году на содержание системы образования было направлено более 100 млн. рублей. Значительно активизировалась работа по капитальному и косметическому ремонту учреждений образования, обеспечению безопасности школьников, созданию необходимых санитарно-гигиенических условий.
В рамках строительства новых школ взамен ветхих и аварийных только за последние три года введено в эксплуатацию четыре новых школы: в с.Аскино, с.Кунгак, д.Новые Казанчи, д.Султанбеково. Совсем скоро откроет свои двери социально-культурный центр в деревне Усть-Табаска.
В настоящее время в образовательных учреждениях района трудятся 750 педагогических работников, из них 72,9 процентов имеют высшее, 3 процента — незаконченное высшее, 21,9 процентов — среднее специальное образование. В этом году трудоустроены 13 молодых специалистов.
В рамках реализации национального проекта «Образование», по направлению «Стимулирование инновационных программ общего образования» СОШ №2 села Аскино удостоилась президенского гранта в один миллион рублей. Четыре лучших педагога района в рамках этого же проекта стали обладателями президентского гранта и были поощрены премией по 100 тысяч рублей. Выделены средства на дополнительную оплату за классное руководство из расчёта 1 тыс. рублей на полнокомплектный класс. Только за первое полугодие 2006 года на 381 класс-комплект использовано 2 млн 651 тысяча рублей. Тем самым, современное, востребованное качество педагогической деятельности и важнейшая функция школы — воспитание получат первоочередную поддержку.
В целях поддержки талантливых, творчески работающих педагогов в районе ежегодно проводится профессиональный конкурс «Учитель года». В этом году в нём приняло участие более 20 работников образования. Победитель конкурса Альмир Миниахметов (учитель математики СОШ №1 с.Аскино) на республиканском туре занял 9 место и был награждён дипломом Министерства образования РБ в номинации «Молодость и педагогическая перспектива». На республиканском конкурсе «Педагог года—2006» педагог дошкольного образования Центра детского творчества Лариса Мухаматшина стала победителем в номинации «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество» и примет участие на Всероссийском конкурсе «Сердце отдаю детям». Победителем районного конкурса «Учитель года башкирского языка и литературы» стала Танчулпан Хазимуллина, учитель средней школы деревни Карткисяк.
Можно с определённостью сказать, район располагает творческими коллективами достаточно высокого уровня, прекрасными достижениями.
В течение 2005—2006 учебного года в Аскинском районе особое внимание уделялось повышению качества учебно-воспитательной работы, подготовке образовательных учреждений к переходу к профильному обучению. На начало учебного года были открыты 12 классов с углубленным изучением отдельных предметов. На базе средней школы № 1 села Аскино организованы 5 прогимназических классов.
Сохранен контингент учащихся. Все дети школьного возраста были охвачены обучением. Из 3974 учащихся переведены в следующие классы 3968, что составляет 99,84 процента. 1929 учащихся (51,3 процента) завершили учебный год только на хорошие и отличные оценки. Подготовили и выпустили 2 золотых и 26 серебряных медалистов. 42 выпускника 9 классов и получили аттестаты с отличием.
В связи с введением изучения башкирского языка как государственного в образовательные учреждения на 2006—2007 учебный год требуется дополнительный потенциал учителей башкирского языка и литературы. По ходатайству администрации района на базе средней школы №1 села Аскино организовано дистанционное обучение и подготовка учителей башкирского языка и литературы в Бирской государственной социально-педагогической академии.
Целенаправленная работа проводилась по приоритетному направлению государственной образовательной политики-информатизации образовательного процесса. На сегодняшний день компьютерный парк образовательных учреждений состоит из 169 компьютеров, 29 принтеров и 28 сканеров. В целях более эффективного использования оборудования установлена локальная сеть между компьютерами в кабинетах информатики.
В 2005—2006 учебном году в рамках всероссийского эксперимента ЕГЭ был проведен по трем предметам — математике, физике и химии. Из 392 выпускников школ района экзамен по математике в форме ЕГЭ сдавали — 81, по физике — 33, по химии — 39 учащихся. Средний балл по математике составил — 61,4, по физике — 55,9, по химии — 48.
Вся воспитательная работа в школах района проводилась на основе республиканских программ «Формирование гражданина нового Башкортостана» и «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», была направлена на воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к сознательной, творческой деятельности, воспитанию здорового образа жизни. Уделялось большое внимание государственным праздникам — Дню Республики Башкортостан, Конституции Российской Федерации и Башкортостана. Проводили интересные фестивали культур народов, живущих в Республике Башкортостан, конкурсы, встречи со знаменитыми людьми района. Большая работа проводилась по патриотическому воспитанию детей, привитию любви к малой Родине, своему селу. Созданы школьные музеи, организовано шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и людьми пожилого возраста.
Исследовательские работы учащихся школы села Карткисяк на республиканской конференции «Дорогами Отечества» отмечены почетными грамотами и призами Министерства образования РБ. Активно действовали в школах органы ученического самоуправления общественных организаций учащихся — Совет старшеклассников и пионерские организации. Всю воспитательную работу вожатые строили на коллективно-творческих делах. Команда КВН «Форсаж» средней школы №2 с. Аскино стала победителем зонального конкурса «Безопасная дорога детства», проводимого МО РБ и УГИБДД.
В детско-юношеской спортивной школе района по четырем видам спорта занимаются 348 детей. В секциях, организованных на базе общеобразовательных школ, — 237. В республиканских соревнованиях по туризму среди детей-инвалидов команда средней школы села Кашкино (руководитель — Наиль Хайруллин) заняла 3 место. Здесь наша задача — повысить эффективность проводимых занятий. Что возможно при наличии высококвалифицированных специалистов по физической культуре, способных к педагогическому творчеству, заинтересованных в совершенствовании своего мастерства.
В Центре детского творчества и его филиалах работали объединения художественного, культурно-эстетического, эколого-биологического, туристско-краеведческого, технического направлений. В объединениях по интересам занимались 1980 детей и подростков.
Большое внимание уделялось трудовому воспитанию учащихся. Результативно работали трудовые объединения учащихся по ремонту школ, благоустройству территорий, по выращиванию овощей и ягод на учебно-опытных участках. В 10 школах действуют школьные лесничества с охватом 650 школьников. Хороших результатов добились школьные лесничества сел Кашкино, Чураш, Мута-Елга.
Одним из важных направлений работы учреждений образования является организация летнего отдыха детей. В летний период при всех 34 школах работали лагеря дневного пребывания, трудовые объединения. В профильном лагере средней школы деревни Кшлау-Елга отдохнули 30 учащихся из числа трудновоспитуемых и детей из неблагополучных семей.
Особенно актуальным является вопрос о состоянии экологического образования подрастающего поколения. Цель экологического воспитания и образования — формирование ответственного отношения каждого человека к окружающей среде и обучение навыкам компетентного принятия решений в процессе природопользования. В нашем районе экологическому воспитанию школьников уделяется должное внимание. В учебную программу общеобразовательных школ введен курс изучения экологии на уроках химии, географии и биологии. Кроме того, в образовательных учреждениях района действуют различные экологические кружки и объединения. Но особая роль в реализации непрерывного экологического образования принадлежит учреждениям дополнительного образования. Учащиеся объединения «Юный эколог» Центра детского творчества под руководством Альбины Фатиховой участвуют во многих республиканских и районных мероприятиях по экологическому образованию и занимают призовые места. Воспитанница этого объединения Римма Багаутдинова, став победительницей заочного этапа, участвовала во Всероссийском юниорском конкурсе «Подрост». Конкурс был организован Всероссийским лесным агентством и проходил в г. Суздаль Владимирской области. Блестяще защитила Римма свою работу в рамках секции «Лесоведение и лесоводство» на тему о выращивании туи западной из семян в условиях нашей зоны. Судьи — ректора и преподаватели московских вузов — дали работе Риммы высокую оценку: ей вручен диплом финалиста и памятные подарки с эмблемой конкурса. Свою будущую профессию Римма хочет связать с экологическим направлением, и выучившись в вузе, мечтает вернуться на свою малую родину и заняться ее благоустройством.
Члены эколого-биологических кружков Ирек Кадимов, Гузалия Шарафиева, Римма Багаутдинова — дипломанты республиканской конференции «Молодежь Башкортостана исследует окружающую среду». Команда юных экологов средней школы №2 села Аскино заняла I место на зональном этапе Республиканского слета-конкурса юных экологов и лесоводов и успешно выступила на республиканском конкурсе.
Привитие учащимся чувства уважения и любви к своей республике, воспитание их настоящими гражданами Башкортостана возможно лишь при условии глубокого познания ими истории и культуры народов, проживающих на ее территории. В школах района ведется большая и целенаправленная работа по краеведению, особое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся. Исследовательские работы учащихся Малой академии, созданной в средней школе деревни Карткисяк (руководитель — Фанира Набиуллина), на Республиканской конференции «Дорогами отечества» отмечены почетными грамотами и призами Министерства образования РБ. Эльвина Киямова — член Малой академии учащихся, занимается в факультетах «Наука» и «Творчество», пишет стихи, кубаиры, занимается исследовательской работой. Эльвина активно участвует в общественной жизни школы и района. Выступает в роли ведущей в различных мероприятиях. Является членом литературного кружка при районной газете. В VIII Республиканском конкурсе юных сказителей, исполнителей эпического сказания «Урал-батыр», посвященном жизни и творчеству выдающегося башкирского поэта, гуманиста и просветителя Мифтахетдина Акмуллы, Эльвина заняла первое место в туре выразительного чтения произведений М.Акмуллы. За активную общественную деятельность она была поощрена путевкой во Всероссийский детский центр «Орленок», где также показала себя с лучшей стороны и награждена почетными грамотами и поощрительными призами.
Отделом образования уделяется большое внимание развитию подсобного хозяйства и учебно-опытных участков при школах. На ежегодном районном конкурсе учебно-опытных участков участвовали все основные и средние общеобразовательные школы района. Первые места были присуждены средней школе села Кашкино (урожай 20,1 тонны, 72 кг на 1 ученика) и основной школе деревни Новая Кара (14,9 тонн урожая, 40,4 кг на 1 ученика). Всего в районе на УОУ школ выращено 158 тонн картофеля и 59 тонн овощей.
В 10 школах района имеются подсобные хозяйства. Содержатся крупно-рогатый скот, овцы, пчёлы. Построены теплицы общей площадью 417 кв.м, в т.ч. 300 кв.м — в средней школе села Кубияз. Учебно-опытные участки и подсобные хозяйства школ являются большим подспорьем в организации питания учащихся. Осенью 2005 года произведено и передано школьным столовым 890,93 ц картофеля; 564,59 ц овощей, мяса в убойном весе 510 кг, меда 60 кг.
По итогам республиканского смотра-конкурса средняя школа села Кашкино (директор Ришат Галиакберов, заведующая участком Люзия Галиакберова) заняла II место в номинации «Сельская школа», награждена Дипломом Министерства образования РБ.
В 2005—2006 учебном году основное содержание методической работы в районе с педагогами было ориентировано на реализацию важнейших направлений развития российского образования. Это и определяло интенсивность поиска новых форм организации ее деятельности. Помочь педагогу в подготовке и организации инновационной работы призвана методическая служба района, работа которой должна соответствовать реальным задачам и иметь практическую направленность. Методический кабинет целенаправленно работал по обобщению и распространению положительного педагогического опыта. На проводимых семинарах, на заседаниях РМО учителя выступали с докладами, где делились опытом работы по введению новаторских технологий, электронных учебников, изучению нового стандарта образования по предметам. Такие семинары прошли по математике, русскому языку и литературе, начальным классам, родным языкам, биологии, истории, химии. Активно внедряются новые педагогические технологии. На базе общеобразовательной школы деревни Куяштыр идет республиканский эксперимент по апробации проекта «Программы предшкольного образования».
В школе № 2 с. Аскино 6 учителей работают по образовательной программе «Школа—2100» (З.Нургалиева, З.Галиахметова, М.Казыханова, Ф.Талипова, Э.Шайхулова, Р.Гайфуллина), Н.Шайхулова работает по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. В четырех школах введено преподавание иностранных языков со 2 класса, в двух — изучение информатики с 3 и 4 класса. С целью повышения своего профессионального уровня в текущем учебном году 83 педагогических работника проходили курсы повышения квалификации при БИРО.
Наиболее актуальным направлением модернизации системы образования на сегодняшний день является введение профильного обучения. Отделом образования велась определенная работа по введению предпрофильной подготовки в 9 классах и профильного обучения в старшей ступени обучения.
Проведены семинары-совещания руководителей школ, заседания круглого стола с заместителями директоров школ, разъяснительные работы для родителей. Учителя-предметники прошли курсы повышения квалификации по введению профильного обучения при Башкирском институте развития образования. Изучены запросы учащихся 8 классов во всех общеобразовательных школах, учащиеся определились по направлениям. С начала 2006—2007 учебного года во всех школах введена предпрофильная подготовка для учащихся 9 классов.
В прошедшем учебном году проводились 17 предметных олимпиад с участием более 1000 учащихся. Хорошие результаты показали на республиканском уровне по математике Наиль Гайдуллин (9 кл., СОШ №2 с.Аскино), по русскому языку Гульназ Афризунова (10 кл., СОШ с. Кашкино), по начальным классам по башкирскому языку Гульназ Киямова — 3 место (СОШ №1 с.Аскино). Учащиеся школ района принимали активное участие во всероссийском конкурсе «Кенгуру» по математике и по русскому «Русский медвежонок». Традиционными стали конкурсы «Ученик года» и «Учитель года».
Под постоянным контролем находится выполнение Закона «О языках народов РБ». Обучение в школах района ведется на трех языках: русском, башкирском и татарском. Обучением и изучением башкирского языка как предмет охвачены 2311 (86,3 процента) учащихся башкир. Башкирский язык как государственный изучают 69,5 процентов учащихся небашкирской национальности. На сегодня остается важнейшей задачей введение изучения башкирского языка как государственного во всех общеобразовательных учреждениях.
В районе ведется планомерная работа по обеспечению образовательных учреждений учебной литературой. В целом школы обеспечены необходимыми учебниками и учебными пособиями. Внедряется в практику использование электронных учебников.
Отделом образования и школами района проводится целенаправленная работа по обеспечению оптимальных условий для жизни, сохранения здоровья и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и осуществлению контроля за их содержанием, воспитанием и образованием.
За 2005—2006 учебный год передано под опеку и попечительство 23 несовершеннолетних. Для 11 родителей собран материал на лишение родительских прав, 3 ребенка устроены в общеобразовательные школы-интернаты. Ведется целенаправленная работа с неблагополучными семьями. Эти семьи постоянно посещаются педагогами, общественными инспекторами. Дети из таких семей активно вовлекаются в общественную жизнь школы, в ходе организации летней оздоровительной работы находятся под особым контролем. Но вместе с тем хочется указать на недостаточную работу по вовлечению подростков, состоявших на учете в милиции, в различные массовые мероприятия, спортивные состязания, отвлечь их от вредных привычек, бесцельного времяпровождения на улице.
В качестве основных направлений развития образования на 2006—2007 учебный год отдел образования считает повышение качества, доступности и эффективности общего образования при выполнении следующих задач:
— активизация деятельности ОУ и усиление ее влияния на развитие образования;
— поиск новых идей и современных технологий организации методической работы;
— выявление и распространение современного эффективного опыта методического сопровождения образовательного процесса;
— повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов;
— продолжение работы по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений района;
— улучшение оснащения образовательных учреждений компьютерной, аудио-видеотехникой;
— усиление работы по научно-методическому и кадровому обеспечению учебного процесса, по внедрению профильного обучения в 9—11 классах.

Тагиров Р.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018