Мы начали с духовности

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Саратовской области проживает 3988 человек башкирской национальности. Башкиры являются автохтонным, коренным этносом саратовского Поволжья. Первое письменное свидетельство о поволжских башкирах принадлежит перу секретаря посольства багдадского халифа Ахмеда ибн-Фадлана, посетившего в 922 году Волжскую Булгарию. Он сообщает, что по пути движения каравана от реки Урал до реки Черемшан постоянно встречали представителей народа аль-башгирд. При этом назывались протекавшие здесь реки: Чаган, Камелик, Иргиз, Самара, Кинель, Сок, Кондурча. Следует отметить, что все местные топонимы имеют древнее башкирское происхождение.
Во времена Золотой Орды, Казанского ханства, Ногайской орды (XIII — середина XVI в.) происходил отток башкирского населения из Поволжья на Урал из-за постоянных столкновений с калмыками, ногайцами и казахами. После добровольного вхождения башкирских родов в Российское государство население стало возвращаться на прежние места. В марте 1700 года по челобитию старшин Бурзянской волости Якшимбета Янтикеева и Алдара Исикеева (Исянгильдина) уфимский воевода И.К.Пушкин от имени Петра I дал им владенные грамоты на «вотчины по Иргиз реке с истоки и озеры с вершины до устья их». Большей частью земли заселялись выходцами из Уфимского воеводства (в дальнейшем — провинции) стихийно. После пугачевского движения возвращение башкир на поволжские земли приняло более масштабный и организованный характер.
В 80—90-е годы XVIII века здесь появились первые постоянные поселения. В 1798 году с разрешения Оренбургского губернского правления 37 семей из Курпес-Табынской волости переселились на реку Большой Иргиз. Решением Саратовской губернской казенной палаты от 11 октября 1798 гоГОЛОС КУРУЛТАЯда вотчинные владения прииргизских и камеликских башкир-переселенцев были узаконены. Простирались они в длину на 140 и в ширину на 80 верст. С этого времени берет свое начало новейшая история поволжских башкир.
В первой половине XIX века окончательно сложилась современная саратовская этнотерриториальная группа башкирского народа. К середине века здесь было 26—28 сел с населением 5,3 тысячи человек.
Вплоть до 60-х годов XIX века поволжские башкиры, как и все остальные, относились к военному сословию. Из башкирских деревень был образован 9-й кантон Войска башкирского, с 1832 г. отнесенный в состав Уральского казачьего войска. Кантон был разбит на 1-й, 2-й, 3-й войсковые юрты. В административном отношении иргизско-камеликские башкиры находились под властью саратовского губернатора, а с 1850 года — начальника вновь образованной Самарской губернии.
После реформы 60-х годов XIX века башкирские деревни на реке Большой Иргиз вошли в состав Имелеевской волости, на реке Камелик—Кузябаевской волости. Постоянно увеличивалось население: в 1887 г. оно достигло 7200 человек, к 1900 г. — около 10 тысяч человек.
В результате проведенных в 20—30-е годы XX века административных реформ башкирские деревни бывшей Имелеевской волости оказались в составе Куйбышевской области, Кузябаевской волости — Саратовской области.
Башкирские населенные пункты Саратовской области на реке Камелик в первой половине XX в.: села Байгундино (Сарыш), Кучембетово (Катай), Ишимбаево (Юлдашбаево), хутор Акирово, села Уразаево (Кыпсак), Кузябаево (Кагарманово), Кунакбаево (Бурзян), Максютово (Бишул), Бегеняш (Кундузлы, Бобров Гай). Общая численность населения этих сел в 1918 г. составляла не менее 4,5 тыс. человек. В настоящее время башкирские села входят в состав заволжских районов Саратовской области: Перелюбского, Энгельсского, Балаковского и Пугачевского.
По инициативе энергичных предпринимателей и башкирских активистов Хариса Явкаева, Даги Нигматуллина, Тамары Фаттаховой и других было создано Перелюбское, Пугачевское и Балаковское отделения Курултая башкир Саратовской области.
Тяга камеликских башкир к своей национальной культуре была замечена и поддержана в Уфе и Саратове. 27 марта 2002 г. в селе Перелюб состоялся 2-й курултай башкир области. В работе курултая участвовала представительная делегация из Республики Башкортостан. На этом форуме был сформирован Совет Региональной общественной организации «Курултай башкир Саратовской области».
Саратовские башкиры на Камелике смотрят в будущее с возродившимся оптимизмом. В Саратовской области мы ежегодно проводим Дни башкирской культуры. 15-е юбилейные Дни башкирский культуры и национальный праздник «Сабантуй—2006» мы посвятили 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. Вот уже третий год в Дни башкирской культуры в Саратовской области почти во всех отдаленных селах с компактным проживанием башкир проходят концерты ведущих артистов Башкирской государственной филармонии, которые покоряют сердца башкир Саратовской области своим мастерством и талантом. Они несут в народные массы истоки культуры родного Башкортостана. А взамен артисты получают гром оваций, башкирское гостеприимство и благодарность. В том, что сегодня эти традиции развиваются, немалая заслуга Хариса Явкаева, Равката Садыкова и всего нашего актива, кому дороги идеалы возрождения башкирской культуры.
Благодаря поддержке Министерства культуры и национальной политики, Управления по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан издается первая в Саратовской области газета на башкирском языке, за что благодарны заместителю Премьер-министра Правительства, министру культуры и национальной политики Республики Башкортостан Илдусу Губайдулловичу Илишеву и начальнику Управления печати Борису Николаевичу Мелкоедову. Редактором газеты «Ғарытау башєорттары» является Тамара Даяновна Фаттахова, отличный педагог, общественный деятель, человек, который посвятил свою жизнь изучению истории своего края. Ее ученики стали победителями в смотре-конкурсе на лучший школьный класс. Завершается строительство первой в Саратовской области мечети в башкирском селе Кучембетово.
Коллективом авторов в составе Ф.А.Рашитова, Ю.М.Бычкова и активистов Перелюбского района подготовлена к изданию в печать и издана на средства ООО «Нарат-К» книга «Башкиры на Камелике».
Лучшие выпускники школ Перелюбского и Пугачевского районов учатся в учебных заведениях Уфы и Саратова. И сегодня мне особо хочется отметить выпускника Перелюбской средней школы Д.Явкаева, который является одним из лучших студентов саратовских вузов. По программе Исполкома Всемирного курултая башкир успешно учится в музыкальном училище в Уфе Р.Гильмутдинов, 19 учеников готовятся поступить в этом году в подготовительные классы по программе Правительства Республики Башкортостан и Исполкома Всемирного курултая башкир. После завершения учебы они поступят в вузы Уфы. Нам необходимо работать в этом направлении совместно с руководителями Перелюбского района, местными депутатами. Следует больше помогать школам с углубленным изучением башкирского языка. Родители должны понимать, что без их активной помощи мы не сможем в должной степени возродить родной язык, культуру и духовность. Без этого не сможем по-настоящему думать о будущем нашего народа. Для этого мы пока делаем первые робкие шаги, создаем классы по изучению родного башкирского языка, конечно, их пока мало, но главное, начало есть. Надеемся на поддержку Министерства образования и науки Саратовской области.
Активно работает наша Саратовская молодежная организация «Салават», которую возглавляет студент Айрат Садыков. Члены организации принимают самое активное участие в спортивной жизни области, занимая призовые места, проводят молодежные башкирские дискотеки, организуют круглые столы на злободневные темы возрождения башкирской культуры, языка среди молодежи. Стало традицией каждую субботу и воскресенье собираться в Саратовской национальной деревне в Башкирском подворье, где всегда много молодежи, и изучать традиции и обычаи башкирского народа.
Не могу не остановится на еще одном нашем достижении в деле возрождения нашей башкирской культуры на Саратовской земле. Мы благодарим руководство Башкирской государственной филармонии, которая постоянно направляла своего солиста к нам, в Саратовскую область, для организации детского ансамбля кураистов. Сегодня у нас более 20 учащихся умеют играть на курае. И это только начало.
Проблемы общности языка, культуры и образования, волнующие и саратовских башкир, стояли на повестке дня на заседаниях I и II Всемирных курултаев башкир, призванных оценить нынешнее состояние башкирского народа, его проблемы и наметить будущее развитие. Курултай стал важным событием в пробуждении башкирского патриотизма. А речи Президента РБ Муртазы Губайдулловича Рахимова стали программными, они задали тон серьезному обсуждению большинства национальных проблем. В них были обозначены ключевые проблемы: отношения Башкортостана с Россией, возрождение и развитие башкирского народа, роль экономики в национальном обновлении.
Президент М.Г.Рахимов предложил ряд мер по возрождению и развитию башкирского народа. Они основываются на следующих принципах:
1. Башкирский народ, его культура и язык — достоинство и часть мировой истории.
2. Единственным государственным образованием в мире, где гарантируется возможность наиболее полного развития данного этноса, является Республика Башкортостан, который должен взять на себя заботу о сохранении и развитии всего башкирского народа, его многовековой культуры и языка.
3. Проекты должны учитывать интересы всей башкирской нации, независимо от места жительства и гражданства.
4. Интересы башкир должны быть скоординированы с интересами многонационального населения республики.
5. Следует обратить особое внимание на подготовку национальных кадров с высшим образованием. Наиболее талантливую молодежь направлять на учебу в ведущие российские и зарубежные образовательные центры.
6. Требуется улучшение жилищных условий башкирского населения и его трудоустройство.
7. Необходимо выработать основы межнационального и межгосударственного сотрудничества башкир с другими народами.
Чтобы полнее представить современное состояние развития башкирского народа, необходимо взглянуть на его историю. Как и любой другой, башкирский этнос формировался и развивался на протяжении многих столетий в результате синтеза, взаимовлияния, смешения различных по культуре, происхождению, образу жизни и языку этнических образований. Народная память в виде шэжэрэ, преданий и других источников сохранила сведения о том, что в состав башкирского народа вошли такие крупные родовые группы, как усергане, кипчаки, табынцы, айлинцы, гайнинцы, катайцы, минцы, буляре, булгары и десятки других. Известно, что многие из этих объединений в свое время образовывали самостоятельные союзы родов, даже государственные образования, и вошли в состав многих тюркских народов. Присутствие многочисленных этнических групп в составе башкирского народа отражает сложные этапы его формирования. Поэтому культура башкирского народа должна развиваться с учётом интересов всех этнических групп, составляющих ныне единый башкирский этнос.
Перед нами стоит ответственная задача содержательно провести в Саратовской области подготовительную работу к предстоящему 450-летнему юбилею. Башкортостан — это наша историческая Родина. Она необычайно богата своей природой, имеет яркую историю, развитую культуру, искусство. Наша республика со своими успехами, относительно высоким уровнем жизни является объектом восхищения миллионов граждан России, республик СНГ. Мы обязаны приумножать эти достижения республики, сделать её еще более престижной, привлекательной. Но ее историческая судьба также зависит от нас, от того, насколько коренное население — мы, башкиры, — признаем себя достойными гражданами Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Аблязов К.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018