Знание родного языка — признак образованности и культуры

Город Нефтекамск, расположенный недалеко от места впадения Агидели в Каму, называют индустриальным и культурным центром северо-западного региона Республики Башкортостан. Нефтекамск в последние годы прославился не только достижениями крупных промышленных предприятий, как ОАО «НефАЗ», Кармановская ГРЭС, яркими фестивалями, конкурсами, но и ростом интеллектуального потенциала. Ярким примером этого является открытие в городе филиалов двух ведущих высших учебных заведений — Башкирского государственного университета и Уфимского государственого авиационного технического университета, что даёт повод назвать Нефтекамск еще и центром образования и науки, каким он стал при непосредственной поддержке Президента республики М.Г.Рахимова и Правительства РБ, проявляющих неустанную заботу о подрастающем поколении.
Сегодня в городе в 23 общеобразовательных учреждениях обучаются 16778 учащихся, в 27 дошкольных образовательных учреждениях воспитываются более 6 тысяч детей дошкольного возраста, в 6 учреждениях дополнительного образования более 9 тысяч детей занимаются в кружках и секциям по интересам.
В системе дошкольного и общего образования города трудятся более 3 тысяч педагогических работников. Среди них 3 удостоены звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», 13 — «Заслуженный учитель Республики Башкортостан», 7 почетных работников общего образования Российской Федерации, 134 отличника образования Республики Башкортостан. Педагоги, родители, общественность и учащиеся поистине гордятся лауреатом премии Фонда Сороса, учителем химии женской гимназии Гишваровой Зилей Имаевной. Имя талантливого педагога — учителя географии лицея №1 Минаевой Веры Ахметовны в 2003 году было занесено в «Книгу Почета» Нефтекамска.
Понимая огромную роль родных языков в воспитании новых граждан Отечества, в образовательных учреждениях придается большое значение их изучению. Сегодня в 23 школах города организовано изучение башкирского, татарского и марийского языков. Родные языки в школах города изучают более 10 тысяч учащихся: 70% учащихся башкирской национальности изучают родной башкирский язык, 58% учащихся татарской национальности — родной татарский язык, 11% учащихся марийской национальности — родной марийский язык. Кроме этого, 18% детей небашкирской национальности изучают башкирский язык как государственный. В дошкольных образовательных учреждениях 37% детей также изучают родные языки (башкирский, татарский и марийский).
В целях обеспечения качества преподавания родных языков с января 2006 года во всех школах, гимназии и лицее введены штатные единицы заместителей директора по родным языкам, проводится целенаправленная работа по повышению квалификации учителей родных языков.
Для обеспечения преемственности обучения в дошкольных образовательных учреждениях, детских садах и начальной ступени общего образования по изучению родных языков с января 2006 года в дошкольных образовательных учреждениях города введена штатная единица учителя башкирского языка. Решается вопрос об открытии башкирского детского сада с обучением родному башкирскому языку.
В городе функционирует башкирская гимназия, где успешно осуществляется более глубокое изучение башкирского языка, культуры и истории народа. К сентябрю 2006 года будет сдано в эксплуатацию новое здание гимназии.
В каждом образовательном учреждении города оборудованы и оснащены кабинеты родных языков и краеведения, краеведческие музеи, где дети знакомятся с историей родного края, города, обычаями и традициями своего народа. Ощутимый вклад в дело воспитания у подрастающего поколения интереса к обычаям, традициям, народному творчеству вносят Центр развития творчества детей и юношества и Детская юношеская спортивная школа, которые занимаются активной пропагандой башкирского народного творчества, национальных видов спорта. Ежегодно в городе на высоком уровне проходят традиционные мероприятия, посвященные Дню Республики, Международному дню родного языка, недели родных языков.
Осмысливая все позитивное, что делается правительством нашей республики для сохранения, изучения и развития родных языков, можно с уверенностью сказать, что в будущем знание родных языков станет признаком высокой образованности и культуры.

Ракаева А.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018