О реализации закона РБ ”О языках народов Республики Башкортостан” в образовательных учреждениях Бирского района

В центре внимания современной школы находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъём национального самосознания, стремление к этнокультурной самоидентификации обуславливает огромный интерес к национальной культуре и родному языку в регионах с многонациональным составом населения, каким является Республика Башкортостан.
В республике создана необходимая законодательная и нормативно-правовая база для изучения родных языков, в том числе башкирского языка как государственного языка республики. Право свободного выбора родителями языка обучения и воспитания детей в учреждениях образования гарантировано Конституцией РБ, Законами РБ «Об образовании», «О языках народов Республики Башкортостан», «О культуре», «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров» и др. Приняты и реализуются Государственные программы «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов РБ». Системе образования отведена особая роль в реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка общения, обучение и воспитание на родном языке.
Управлением образования администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан проводится планомерная работа по развитию национального образования, по повышению престижа родных языков. Работа по изучению родных языков и башкирского языка как государственного в образовательных учреждениях города и района ведется в соответствии с Законом РБ «О языках народов Республики Башкортостан», Государственной программой «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», с Законом «Об образовании» Республики Башкортостан, Постановлением Кабинета Министров РБ «О концепции развития национальных школ Республики Башкортостан». Управлением образования на основе указанных документов разработан конкретный план мероприятий на 2006-2010 годы. В каждом образовательном учреждении города и района имеется план работы по сохранению, изучению и развитию родных языков и башкирского языка как государственного. Разработан также план мероприятий Управления образования по реализации Государственной программы «Народы Башкортостана», в котором предусмотрено дальнейшее развитие системы национального образования. Перспективы изучения и развития языков народов Республики Башкортостан отражены в Программе развития образования города Бирска и Бирского района на 2004—2008 годы.
Управлением образования администрации района постоянно ведется контроль за ходом реализации Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» в образовательных учреждениях города и района. Были проведены тематические проверки состояния преподавания родных языков, башкирского языка как государственного, выполнения программного материала, ведения документации, оформления кабинетов родных языков, обеспечения подписными изданиями на башкирском, татарском и марийском языках, курсовой переподготовки учителей родных языков. Итоги проверки обсуждались на совещании директоров образовательных учреждений города и района, на совещаниях заместителей директоров.
Язык является важнейшим признаком нации, он сохраняет и передает из поколения в поколение сведения об истории и культуре нации, нравах и обычаях, оказывает мощное влияние на этническое самосознание и способствует сохранению самого этноса. Каждый язык является частью мирового культурного достояния, поэтому сохранение и развитие языка становится государственной задачей.
В образовательных учреждениях города и района организовано изучение учащимися 4 родных языков и башкирского языка как государственного. Более 56 % учащихся нерусской национальности изучают свой родной язык: родной башкирский язык изучают в 14 школах города и района 225 учащихся (66 % от общего числа учащихся башкирской национальности); родной татарский язык — в 12 школах 614 учащихся (42,3 %); родной марийский язык — в 13 школах 950 учащихся (52 %).
За последние годы проблема двуязычия приобретает исключительно важное значение в Республике Башкортостан. Исследователи, занимающиеся вопросом двуязычия, указывают на возможность, а иногда и необходимость усвоения детьми двух или нескольких языков. Двуязычие оказывает влияние на развитие родного языка ребенка, на его общее интеллектуальное развитие, способствует достижению нового качества воспитания и обучения, которое должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, содействовать диалогу национальных языков и культур.
В последние годы в наших образовательных учреждениях значительно увеличилось количество учащихся, изучающих башкирский язык как государственный: от 1,8 % в 2002—2003 учебном году до 61,3 % в 2005—2006 учебном году. Изучение башкирского языка как государственного организовано в настоящее время во всех городских и в 13 сельских школах (для сравнения: в 2002—2003 учебном году — в 4 городских и 7 сельских). Всего 4693 учащихся города и района изучают башкирский язык как государственный (в 2003—2004 учебном году — 148 учащихся).
Рост национального самосознания в последнее время заставляет людей все чаще обращаться к народным истокам, национальным корням. Это не может не радовать общество, стремящееся к росту культурного уровня населения, что в первую очередь выражается в желании знать и понимать свой родной язык, обучить своих детей родным языкам. Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к проявлению уважения и понимания других людей. Дети, воспитанные в духе народных традиций, толерантны, доброжелательны, уважают старших, любят свой родной край, родную речь, интересуются историей поколений, знают и уважают свою национальную принадлежность, имеют повышенное чувство патриотизма и интернационализма.
В дошкольных учреждениях организовано изучение четырех родных языков: русского, башкирского, татарского и марийского: в 7 детских садах и в 2 филиалах дошкольного образования сельских школ 280 детей изучают родной башкирский язык; марийский изучают в 5 филиалах дошкольного образования сельских школ (Малосухоязовской, Бахтыбаевской, Бекмурзинской, Чишминской, Шелкановской) 183 ребенка; татарский — в 2 филиалах сельских средних школ (Староугузевской, Верхнелачентауской школ) изучают 20 детей.
Большая роль в успешном осуществлении языковой и национальной политики по изучению и сохранению родных языков принадлежит педагогам. Вопрос совершенствования регионального образовательного пространства, формирования национальной культуры подрастающего поколения остаются центром внимания государственной политики в области образования.
В Программе развития образования Республики Башкортостан на 2004—2008 годы обозначены основные цели и направления деятельности Министерства образования РБ по подготовке высококвалифицированных кадров, особенно учителей родных языков. В школах города и района работают 30 учителей башкирского языка, 16 — татарского, 19 — марийского. Занятия по изучению родных языков в дошкольных учреждениях проводятся квалифицированными специалистами. Большинство учителей родных языков имеют высшее педагогическое образование. Педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации.
Для успешной организации учебно-воспитательной работы в школах создано 39 кабинетов родных языков (10 кабинетов башкирского языка, 5 — татарского, 11 — марийского языка и 13 совмещенных кабинетов). Хорошо оборудованы кабинеты башкирского языка и литературы в средних школах № 4, 7, 8, 9, Емашевской основной школе; кабинеты марийского языка — в Чишминской, Бахтыбаевской, Шелкановской школах; кабинеты татарского языка — в Староугузевской, Верхнелачентауской средних школах. Серьезно подошли к созданию кабинетов родных языков администрация и педагоги средней школы № 8. В школе оборудовано два кабинета башкирского языка, кабинет татарского и кабинет марийского языка.
Образовательные учреждения Бирского района и города Бирска в целом обеспечены необходимой учебной, методической литературой, наглядными пособиями и видеоматериалами. Приобретение учебной литературы осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Обеспеченность учебниками республиканского компонента составляет 96 %. В текущем учебном году получены новые учебники по башкирскому языку, по татарскому языку, учебные пособия («Башкирский алфавит», «Касса башкирских букв и слогов»), электронные учебники («Башкирский язык» для начальных классов, для 5—9 классов, словари башкирского языка), комплекты аудиовизуальных пособий по башкирской литературе и музыке и др. Ежегодно образовательные учреждения оформляют подписку на республиканские газеты и журналы.
С целью повышения уровня преподавания родных языков созданы методические объединения педагогов, к работе которых привлекаются ведущие специалисты Бирской государственной социально-педагогической академии. Управлением образования организуются выездные семинары педагогов родных языков с посещением открытых уроков, внеклассных мероприятий. Педагоги принимают участие в работе республиканских и региональных семинаров, научно-практических конференций по проблемам преподавания родных языков, использования краеведческого материала в воспитании национального самосознания и патриотизма у подрастающего поколения.
Ежегодно проводятся городские (районные) олимпиады школьников по родным языкам. Лучшие результаты в 2005—2006 учебном году в олимпиаде по башкирскому языку у учащихся средних школ № 4, 8, по татарскому языку — у учащихся Верхнелачентауской и Староугузевской школ, по марийскому языку — у учащихся Бахтыбаевской и Чишминской средних школ. Победители городских (районных) олимпиад показывают хорошие результаты в республиканских олимпиадах по родным языкам. Активное участие школьники принимают в республиканских конкурсах творческих работ, посвященных Дню Республики Башкортостан, юбилеям известных башкирских писателей, художников.
Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народов, населяющих Башкортостан, играют уроки этнографии, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа. Под руководством учителей родных языков во многих образовательных учреждениях созданы краеведческо-этнографические музеи и уголки, где собраны предметы домашнего обихода и быта, оформлены папки, альбомы с записями сказаний, легенд и старинных народных игр. Среди лучших — музеи Чишминской, Бахтыбаевской, Шелкановской, Осиновской, Новоянтузовской школ. Одним из самых эффективных и надежных средств возрождения, развития национальной культуры и языка является создание предметно-развивающей среды, которая строится в дошкольных учреждениях с учетом принципа регионализации. При этом непременным условием построения развивающей среды является личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и педагога. Во многих дошкольных учреждениях можно увидеть уютные уголки, где представлена материальная культура того или иного народа. Например, башкирская юрта, русская изба и т.д. Атмосфера дома, характер и образ жизни в нем является школой трудового, духовно-нравственного, эстетического воспитания в духе национальных традиций. Одними из лучших признаны музеи и уголки дошкольных образовательных учреждений № 7, № 11, № 12, № 13.
Во многих образовательных учреждениях ведется научно-исследовательская работа по теме «Обновление содержания воспитания: толерантное воспитание детей». Целью данной работы является формирование у учащихся доброжелательного, уважительного отношения к представителям разных этнических групп, приобщение к культурным ценностям народов, населяющих Башкортостан, народов ближнего и дальнего зарубежья. Стоит отметить работу в данном направлении детского сада № 1 «Айгуль».
Реализация Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» отражается в учебно-воспитательных планах образовательных учреждений города и района, где предусматривается проведение коллективных творческих дел, направленных на развитие национальных культур. Стало традицией проведение национальных народных праздников, детских утренников на башкирском, татарском, марийском языках. В образовательных учреждениях созданы фольклорные клубы и ансамбли, проводятся фестивали детского творчества: «В семье единой», «Цвети, республика моя!». Ежегодно организуются недели, декадники, месячники национальной культуры, посвященные Дню Республики; проводятся тематические классные часы: «Многонациональная Республика Башкортостан», «Башкортостан — мой дом родной, моя судьба, моя достойная жизнь». В школах проходят вечера, конференции, посвященные юбилеям национальных актеров, писателей, драматургов, художников. Педагогические коллективы и учащиеся регулярно посещают театры и музеи столицы республики, где знакомятся с культурой народов республики.
Ежегодно проводится районный (городской) фестиваль национальных культур «Содружество», в котором участвуют все общеобразовательные учреждения. По итогам фестиваля в 2004—2005 учебном году среди городских школ первые места по трем номинациям заняли: средняя школа № 1 (башкирская культура), средняя школа №3 (русская культура), средняя школа № 9 (татарская культура).
В становлении каждой личности язык играет первостепенную, основополагающую роль, ибо языковое общение представляет собой способ существования человека в обществе, без языка просто невозможно существование и развитие человеческого общества. Как писал К.Д. Ушинский: «Язык не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама жизнь. Когда исчезает народный язык — народа нет более!.. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». Каждый язык является частью мирового культурного достояния, поэтому сохранение и развитие языка становится государственной задачей. Когда ребенок уже с малых лет знакомится с духовным наследием своего народа, изучает родной язык, историю, культуру родного края, он сам растет духовно богатым. И мы должны ему в этом помочь.
Анализируя работу образовательных учреждений города и района по выполнению Государственной программы РБ «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» необходимо отметить, что педагогические коллективы с большой ответственностью относятся к сохранению, изучению и развитию национальных языков, культур народов Республики Башкортостан. Деятельность в этом направлении ведется с широким использованием потенциала семьи, социума, общественных организаций.

Лобов В.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018