Краеугольные камни современного образования

В начале июня 2006 года Российский союз ректоров (РСР) на своем VIII съезде обсудил проблемы доступности и качества высшего образования в Российской Федерации и конкурентоспособности наших молодых специалистов на мировом рынке труда. Выступая на съезде, президент РСР, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, академик РАН В.А.Садовничий и другие ректоры вузов страны с горечью констатировали, что в последнее время качество образования в российских школах и вузах упало. Нет четкой корреляции между результатами единого государственного экзамена и реальными знаниями выпускников средней школы. Все крайне обеспокоены снижением уровня подготовки по математике, физике, химии, биологии и русскому языку — а ведь эти предметы лежат в основе школьного образования. Не меньше вопросов и по качеству вузовского образования.
На существенное снижение качества образовательных услуг, особенно в многочисленных филиалах высших учебных заведений, а также на уменьшение притока молодых специалистов в научно-образовательную сферу обратил внимание ректоров выступивший перед ними Президент России В.В.Путин. На съезде Российского союза ректоров речь шла и о создании хорошо продуманной компьютеризованной системы контроля качества образования, которая охватывала бы все учебные заведения страны (вузы, колледжи, школы и т.д.). Внедрение этой системы позволит получить объективную оценку уровня знаний учащейся молодежи, наметить пути повышения качества школьного и вузовского образования.
Причин снижения качества образования достаточно много. Они требуют специального изучения. В частности, одной из основных объективных причин является, на наш взгляд, снижение культа знаний среди молодежи. Дело в том, что во времена советской системы образования молодой человек мог надеяться на карьерный рост, достижение достойного общественного положения и материального благосостояния только при наличии качественного школьного, а далее — вузовского образования. Этот путь к обеспеченной жизни был, по сути, единственным. В настоящее время в связи с изменением в стране социально-экономических основ, когда «править бал» стал «его величество» рубль, таких путей, с точки зрения сегодняшнего молодого человека, стало много. И не все они связаны с получением качественного образования. К тому же резко изменилась тематика бесед с детьми в российских семьях: разговоры ведутся в основном о способах зарабатывания денег, а не о получении добротных знаний. Одним словом, задача повышения качества школьного и вузовского образования требует безотлагательного решения, иначе последствия могут быть необратимыми.
Что делается для подготовки конкурентоспособного специалиста и воспитания настоящего гражданина в Бирской государственной социально-педагогической академии? Работа идет по разным направлениям. В академии, как и во всех учебных заведениях республики, повышаются требования к качеству знаний студентов. Для надзора за учебным процессом есть аттестационные и аккредитационные комиссии. Хорошо проявила себя созданная в вузе система контроля качества, работу которой планируют и организуют Учебно-методическое управление и Отдел качества образования. В основе их деятельности лежат следующие приоритетные направления:
— четкая организация учебного процесса, мониторинг работы деканатов, кафедр, преподавателей. Анализ результатов мониторинга выражается в конкретных приказах, содержащих меры поощрения и наказания преподавателей, сотрудников, студентов;
— контроль посещаемости занятий студентами со стороны старост, деканатов и Отдела качества образования. Со студентами, имеющими значительное количество пропусков, ведется индивидуальная работа, позволяющая, как правило, исправить ситуацию и сохранить контингент;
— организация самостоятельной работы студентов. С этой целью на всех факультетах сформированы графики контроля самостоятельной работы, ибо планомерная работа студента в течение учебного семестра является основой получения качественных знаний. Методические комплексы по каждой дисциплине включают пакет материалов, помогающих студенту самостоятельно освоить тот или иной учебный блок. Работающие в вечернее время читальные залы общежитий обеспечивают студентов необходимой литературой как на бумажных, так и на электронных носителях;
— для выявления сильных и слабых звеньев в работе преподавателей и оптимальной организации учебного процесса проводится анонимное анкетирование абитуриентов, студентов вторых-четвертых курсов и выпускников вуза. С учетом данных анкет корректируется работа кураторов; оценивается необходимость обновления книжного фонда; планируется приобретение лабораторного и мультимедийного оборудования. Результаты анонимного анкетирования позволили, например, улучшить работу некоторых деканатов, студенческих буфетов.
Отрадно, что организация учебного процесса, в том числе контроль за расписанием зачетов и экзаменов, мониторинг успеваемости обучающихся находятся также в зоне внимания студенческого профкома. Осмысление студентом педагогического вуза оснований собственных педагогических действий в этой области человеческой деятельности, усвоение современных технологий осуществления педагогической образовательной деятельности, формирование у него навыков самостоятельной творческой работы предполагает выработку собственной системы взглядов на процесс образования и стремление к его осуществлению. Такая постановка вопроса и его реализация в педвузе дает возможность формировать у студентов — будущих учителей — навыки и умения разнообразной педагогической деятельности с ориентацией на работу в современной общеобразовательной школе. Основная задача педагога — научить детей думать, логически излагать свои мысли. На каждом занятии учитель должен давать ученикам возможность делать свои пусть маленькие, но личные открытия — это вызовет интерес к учебе, придаст уверенности в своих силах. В этой связи несомненным является тот факт, что в развитии мотивированного отношения к культуре педагогической деятельности наиболее высокий результат дает приобщение студентов к научно-исследовательской работе. Исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс. Исследовательское начало, по мнению самих студентов, одухотворяет практическую экспериментальную работу, а последнее способствует научному творчеству, поиску.
Мы разделяем точку зрения многих работников высшей школы: нужно создавать условия, благоприятствующие научно-исследовательской работе студентов. Получить достоверные данные о результатах своего поиска студент может, только включившись в исследовательскую работу. А для этого требуется умение наблюдать, анализировать и обобщать явления, выделять главное; умение по немногим признакам предвидеть развитие явления; видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению и многое другое. Таким образом, научно-исследовательская работа студента выступает фактором формирования профессиональной культуры будущего учителя, побуждая его к самостоятельному творчеству, поиску, изобретательству, экспериментальной проверке эффективности педагогических новаций, постоянному обогащению индивидуального опыта. Именно участие в научных исследованиях позволит ему преодолевать в будущей практической деятельности сложившиеся стереотипы и шаблоны, работать творчески и плодотворно — ведь, занимаясь научной работой, студент развивает в себе способность добывать тот новый материал, на основе которого затем возникают оригинальные замыслы, идеи.
В преамбуле Федерального Закона РФ «Об образовании», который вступил в силу с 1 января 2006 года, говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Тем самым основной документ страны по образованию нацеливает педагогическое сообщество на решение, в первую очередь, проблемы воспитания. Действительно, образование как сфера человеческой деятельности представляет собой целостную систему «воспитание + обучение», которая в конечном счете определяет профессиональную пригодность любого специалиста в современном динамичном мире. Изменения в одной из составляющих образовательного процесса ведут к изменениям в другой и, естественно, во всей системе.
Обучение неотделимо от воспитания молодежи, хотя нередко высказывается совершенно необоснованное мнение о том, что вуз не должен заниматься воспитанием студентов, что функциональная обязанность преподавателя — обучать. Ошибочность этого положения многократно подтверждается историей высшей школы. Особо значима воспитательная работа в педагогических вузах, которые готовят не только специалистов, но и будущих воспитателей в широком смысле слова, результат педагогической деятельности которых во многом зависит от уровня собственной воспитанности.
Безусловно, в учебном процессе заложен большой воспитательный потенциал. Основной принцип воспитания «Делай как я, если можешь, делай еще лучше!» никто не оспаривает; яркие, содержательные лекции профессора или доцента, самодисциплина преподавателя, его уважительное отношение к студенту, справедливо поставленная оценка — все это и многое другое играет огромную воспитывающую роль. Такой преподаватель или профессор становится образцом для молодых ребят. Это бесспорно. Воспитательным потенциалом — мировоззренческим, развивающим, творческим — обладают и сами учебные дисциплины.
Рассматривая процесс воспитания студенческой молодежи как продолжение образовательного процесса, руководство Бирской государственной социально-педагогической академии создает условия для развития и саморазвития студентов. В академии возрожден институт кураторов академических групп. Основной целью работы кураторов является формирование студенческого коллектива, способного в дальнейшем функционировать на принципах самоуправления. Кураторы уделяют пристальное внимание решению проблемы повышения успеваемости, а также работе с родителями обучающихся. Кураторы помогают студентам первого курса адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.
В академии взят курс на повышение самостоятельности в работе студенческих организаций: профсоюзной студенческой организации, студенческого отряда охраны правопорядка, органов самоуправления в общежитиях, студенческого клуба, факультетских организаций студенческого самоуправления. Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, студенты приобретают твердые жизненные ориентиры, организаторские навыки и личностные качества, необходимые специалисту. Все большую актуальность приобретает воспитание у студентов лидерских качеств. Этому способствует развитие студенческого самоуправления как формы практической подготовки студента к роли организатора внеклассной и внешкольной работы.
Одной из главных целей внеучебной работы является сохранение и приумножение нравственных, культурных и спортивных достижений студенческой молодежи, а также формирование активной гражданской позиции студенчества. Ведущим направлением в этой работе является профессиональное самовоспитание, которое включает развитие собственных талантов и способностей, развитие креативности. На художественном отделении факультета дополнительных педагогических профессий (ФДПП) студенты изучают основные элементы теории музыки, танца, художественной композиции, сценического искусства, учатся играть на духовых инструментах, овладевают исполнительскими умениями и навыками: сольным и хоровым пением, художественным чтением и т.д. Немаловажно для будущего учителя и то, что, посещая ФДПП, студенты получают организаторские навыки по созданию самодеятельных коллективов в школе. У нас есть и конкретные результаты в этой работе. В последние годы художественные коллективы БирГСПА занимают призовые места в межвузовском республиканском конкурсе «Студенческая весна».
Участвуя в концертах, КВНах, студенты развиваются интеллектуально, творчески, нравственно, учатся тому, как надо проводить учебно-воспитательные мероприятия, конкурсы, то есть вести внеклассную работу, что так необходимо школьному учителю. Реализации студенческих инициатив и улучшению материального положения студентов способствует и подготовка вожатых для работы в летних детских оздоровительных лагерях. Руководство академии, не жалея средств, стремится создать в вузе условия для расширения и обогащения культурного кругозора студента: нередкими гостями нашего вуза бывают лучшие творческие коллективы и исполнители, писатели и журналисты, ведущие ученые, художники, в картинной галерее академии проводятся выставки работ студентов, преподавателей, известных мастеров.
Важным звеном в вузовской системе воспитательной работы является деятельность спортклуба по формированию у студентов потребности в здоровом образе жизни, в занятиях физкультурой. Спортклуб занимается разработкой системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, организацией и проведением спортивных соревнований. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа со студентами проводится в течение учебного года и в каникулярное время. На базе БирГСПА существуют 18 спортивных секций, где повышают свое спортивное мастерство более 450 студентов. В спортивных залах проводятся занятия по физическому воспитанию студентов, секционные занятия по гиревому спорту, настольному теннису, армрестлингу и силовому троеборью. Сборные команды БирГСПА являются участниками Универсиад Республики Башкортостан и Российской Федерации, Спартакиад учащихся Российской Федерации. В настоящее время на факультете физической культуры обучается 4 чемпиона мира по ачери-биатлону и гиревому спорту, победители всероссийских и республиканских первенств. В 2005 году было организовано и проведено 27 спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, в которых приняли участие более 5 тысяч студентов. Только в течение 2005—2006 учебного года в академии подготовлено 4 мастера спорта России, 34 кандидата в мастера спорта, 386 студентов выполнили требования массовых разрядов. Летом спортивно-оздоровительная работа продолжается в студенческом лагере «Дружба» и на учебно-тренировочной базе факультета физической культуры БирГСПА «Шамсутдин».
Таким образом, руководство БирГСПА уделяет достаточное внимание вопросам занятости студентов во внеаудиторное время, полагая, что проблемы воспитания учащейся молодежи и повышения качества образования необходимо решать вместе в их взаимосвязи. На сегодняшний день эти две основные проблемы стали краеугольными камнями современного высшего образования.

Усманов С.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018