Образование — доступное, эффективное и качественное

Вступая в новый учебный год, мы, как всегда, подводим итоги, намечаем задачи и определяем ориентиры на ближайшую перспективу. У нас есть все основания назвать уходящий год успешным.
В последнее время произошли существенные преобразования в системе образования, содержании и методах воспитания и обучения. За годы реформ и сама система образования претерпела значительные изменения, связанные с демографическими процессами, совершенствованием нормативно-правовой базы образования и процессами адаптации образовательных учреждений к условиям рыночной экономики.
Кардинальные изменения происходят в области администрирования и надзора, оценки знаний и аттестации учащихся, в определении экономических механизмов, источников и способов финансирования, профессиональных компетенций и профессионального роста педагогов.
Перспективы дальнейшего развития образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, национальных проектах в сфере образования, инициированных Президентом России. Прошедший год с большей определенностью показал, что государство ждет от школы. Поставлена главная задача — сделать образование доступным, эффективным и качественным, создать основы для инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. И нужно сделать все возможное, чтобы школа «повернулась лицом» к ученикам, их родителям, учителям. Не просто учила, а воспитывала достойного гражданина общества: ответственного, честного, отзывчивого и при этом предприимчивого и конкурентоспособного. Поэтому вопрос совершенствования структуры муниципальной системы образования и технологии управления является для нас наиболее актуальным, так как от его решения зависят формирование действенной образовательной политики, эффективная реализация федеральных и региональных стандартов образования, позитивные изменения качества образования, удовлетворение образовательных запросов жителей района.
В районе немало сделано для подготовки к новому учебному году. Проведены мероприятия по противопожарной безопасности, приведено в соответствие с требуемыми нормами оборудование спортивных и игровых площадок. Практически все виды ремонтных работ проделаны силами учителей и учащихся, а также родителей.
Завершается строительство Кальчир-Бурановской, Турсагалинской общеобразовательных школ. Все учреждения образования, кроме четырех оставшихся, переведены на газовое и электрическое отопление. Охват горячим питанием составляет 100 %. В 23 школах работает 31 группа продленного дня с охватом 742 учащихся, в 16 школах имеются пришкольные интернаты, где проживают 267 детей. В 39 школах имеются музеи, в остальных образовательных учреждениях, включая и детские сады — краеведческие уголки.
В рамках реализации Концепции модернизации российского образования:
— продолжается участие в федеральном эксперименте по проведению ЕГЭ;
— осуществляется апробация нового базисного учебного плана 2004 года по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения на базе Толбазинского лицея и Ишлинской СОШ;
— ведется раннее обучение английскому языку в Ишлинской, Кузяковской, Курманаевской, Наумкинской, Ново-Федоровской, Ново-Юлдашевской, Тукаевской СОШ, Толбазинском лицее.
Создание качественной обучающей среды начинается с кадровой обеспеченности школ и детских садов. В образовательных учреждениях района работает 1225 педагогов, в том числе 887 учителей, из них 724 — с высшим образованием (82,5%).
За успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения 14 педагогам присвоены звания заслуженного учителя РБ и РФ, 16 — почетного работника общего среднего образования, 1 педагог награжден нагрудным знаком ”За самоотверженный труд в РБ”, 3 — орденами и медалями, 173 — значками ”Отличник образования” РБ и РФ.
В районе реализуется одно из важнейших направлений национального проекта ”Образование” — это компьютеризация, повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса. На сегодня в 42 образовательных учреждениях района насчитывается 183 современных компьютера, 52 принтера, 9 сканеров, большое количество учебных программ и электронных учебников по различным предметам. Кузяковская, Шланлинская, Тукаевская, Чуваш-Карамалинская и Турумбетовская школы подключены к Единой образовательной сети через спутниковые терминалы.
В прошедшем учебном году по школам района на 1 компьютер приходилось в среднем 32 ученика. Этого явно недостаточно, так как на уроке за одним компьютером обучаются 4-5, иногда и более учеников. Поэтому мы надеемся на дальнейшую реализацию целевых программ. В то же время современная оснащенность позволила многим школам начать раннее обучение информатике. Так, в двух школах введено обучение со 2 класса, в 8 школах — с 5 класса, в 10 — с 7 класса. Всего охвачено обучением информатике 1957 учащихся, что составляет 34% всех учащихся. 23 % учителей активно используют компьютерные технологии в своей работе.
Появившиеся возможности использования современных технологий и Интернета в учебном процессе ставят перед современной школой и учителем новые задачи. Возникла необходимость освоения новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности, переподготовки учителей.
Развитие образования невозможно без адресной поддержки наиболее одаренных и талантливых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Важным механизмом такой поддержки в последние годы является подпрограмма ”Одаренные дети” федеральной и республиканской целевых программ ”Дети России”, ”Дети Республики Башкортостан”, направленная на создание на государственном уровне условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Начата серьезная просветительская работа среди педагогических кадров, родителей по формированию у них научно обоснованных представлений о природе, методике выявления и путях развития детской одаренности. В районе отработана система организации общей занятости детей, ведь школьные годы — очень благодатное время для выявления талантов, развития интеллектуальных, творческих, поисковых, исследовательских способностей и навыков.
В целях выявления, развития и поддержки одаренных детей в системе образования района выстроена определенная система мероприятий. Осуществляется сбор сведений в районный банк данных одаренных детей. Во всех средних школах созданы и действуют научные общества учащихся, члены которых принимают активное участие в районной научно-практической конференции ”Старт в науку”. Ежегодно свыше 1000 обучающихся в 9—11 классах принимают участие в районных олимпиадах школьников по общеобразовательным предметам. В районных и республиканских конкурсах, фестивалях, проводимых в рамках системы дополнительного образования, ежегодно принимают участие свыше 2000 детей.
Успехи учеников, качество образования напрямую зависят от учителя, его подготовленности, качества труда, желания заниматься и добиться более высоких результатов. Школа существует для ребенка, для реализации его личностного потенциала. Помочь буквально каждому ребенку раскрыть свой талант, обрести себя — не это ли самая благородная задача педагога? Слова Ключевского ”Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь” актуальны всегда. Но сегодня детям нужен не только компетентный учитель-предметник, а учитель-новатор, человек с высокой внутренней культурой, владеющий передовыми образовательными технологиями, способный к саморазвитию. Успехи наших учащихся — участников республиканских и всероссийских олимпиад и конкурсов говорят о том, что в районе трудятся педагогические коллективы, способные совершенствовать процесс обучения, выбирать наиболее эффективные методы воспитания подрастающего поколения. Так, учитель информатики Кировской СОШ Васильева Лариса Дмитриевна награждена дипломом III степени республиканского конкурса ”ЭкоКласс!—2006”. Бухарметова Фаниса Фанисовна — учитель башкирского языка и литературы Тряпинской СОШ — заняла III место в республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку, посвященную 110-летию Ш.Бабича.
Новое качество воспитания и образования становится приоритетным направлением деятельности педагогов всех уровней, ориентированных на формирование гармоничной личности. Стратегическим направлением образовательной политики района является повышение качества образования, поиск путей дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Для этих целей проводится мониторинг образования, прослеживается зависимость динамики качества образования от прохождения программного материала. По итогам 2005—2006 учебного года успеваемость по району составила 99,9%, качество — 51,3 %.
Другим показателем роста качества образования является количество медалистов и поступаемость выпускников в вузы. Из 454 выпускников 11 класса 2005—2006 учебного года 4 закончили школу с золотой, 15 — с серебряными медалями, что несколько ниже прошлогоднего уровня.
Необходимая предпосылка общедоступности качества среднего общего образования — повышение стартовых возможностей будущих первоклассников, создание условий для полноценного развития всех дошкольников. С этой целью вводится предшкольное образование на базе дошкольных образовательных учреждений. Так, детский сад №1 с. Толбазы включен Министерством образования РБ в перечень экспериментальных площадок по предшкольному образованию.
Четвертый год район участвует в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена. 83 выпускника выбрали в прошедшем учебном году итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по математике, 11 — по физике, 22 — по химии. Успеваемость по математике составила 94%, по химии — 91%, по физике 100%, качество по математике — 70%, по химии — 59, 1%, по физике — 54,6%. Средняя оценка по математике составила — 3,8, по физике — 3,7, по химии — 3,7.
С нового года район активно включился в реализацию приоритетных национальных проектов в области образования, которые стали определяющим направлением развития системы образования как Республики Башкортостан, так нашего района на предстоящие два года.
В рамках реализации приоритетного национального проекта ”Образование” на грант Президента РФ представлены материалы семи учителей района: Асфатуллиной Альфии Зинуровны — учителя русского языка и литературы Степановской СОШ; Ахметьяновой Раисы Анасовны — учителя географии Толбазинского лицея; Балабаева Юрия Николаевича — учителя истории Ново-Федоровской СОШ; Габидуллиной Люции Фангаровны — учителя русского языка и литературы Толбазинского лицея; Кадыргуловой Гайши Тамировны — учителя английского языка Ишлинской СОШ; Махмутовой Файрузы Фаниновны — учителя начальных классов Толбазинской СОШ № 2; Рамазановой Тагзимы Зуфаровны — учителя химии Мурадымовской СОШ. Их учащиеся демонстрируют позитивную динамику учебных достижений. Также в республиканский Совет по приоритетному национальному проекту ”Образование” направлены материалы трех образовательных учреждений — Толбазинского лицея, Толбазинской СОШ №3, Кировской школы, которые действительно являются инновационными, имеют высокое качество результатов обучения и воспитания, эффективно используют современные образовательные технологии.
С февраля 2006 года первыми положительные стороны национального проекта смогли оценить классные руководители в школах, получив соответствующую доплату. Это является стимулом для эффективной педагогической деятельности. Но это и повышение ответственности, так как круг обязанностей классного руководителя очень широк. Вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классом.
В районе проводится планомерная работа по развитию национального образования. Для обучения детей разных национальностей в районе функционируют 52 школы, из них 4 башкирских, 5 татарских, 2 чувашских, в остальных родной язык (башкирский, татарский, чувашский, украинский, мордовский) преподаются как предмет.
Обучение детей башкирской национальности ведется в 7 школах района. Кроме того, в 21 школе башкирский язык изучается как предмет. Численность учащихся, изучающих башкирский язык, возросла с 265 до 799 по сравнению с 2000 годом. Таким образом, из 812 детей башкирской национальности башкирский язык изучают 799 учащихся.
Обучение детей татарской национальности ведется в 5 школах. Также в 23 школах татарский язык изучается как предмет. Из 2647 детей татарской национальности родной татарский язык изучают 2542 учащихся (95%).
Обучение детей чувашской национальности на родном чувашском языке ведется в 2 школах. Чувашский язык изучается как предмет в 19 школах. Из 1880 детей чувашской национальности родной чувашский язык изучают 1856 учащихся (98,7 %).
Изучение мордовского языка ведется в Наумкинской школе. Из 33 детей мордовской национальности родной мордовский язык изучают 26 учащихся (78%). В Степановской школе украинский язык изучают 74 учащихся (100%).
Увеличилось число учащихся небашкирской национальности, изучающих башкирский язык как государственный. Если в 2000—2001 учебном году в 7 школах башкирский язык как государственный изучали 430, то в 2005—2006 учебном году в 37 школах башкирский язык изучают 4535 учащихся небашкирской национальности (90,5%).
Отдел образования уделяет большое внимание материально-техническому обеспечению учебных кабинетов. В каждой школе, где организовано изучение родных языков, имеются оборудованные кабинеты. Если в 1999 их было 43, то в 2005—2006 учебном году уроки проводились в 77 хорошо оборудованных кабинетах родных языков (в 32 кабинетах башкирского, 26 татарского, 17 чувашского, 1 мордовского, 1 украинского языков и литературы). Настоящими творческими и методическими лабораториями стали кабинеты башкирского языка и литературы Башкирской гимназии, Толбазинского лицея, Турумбетовской, Турсагалинской, Бегеняшевской, Усмановской школ, татарского языка и литературы Толбазинского лицея, Толбазинской СОШ №2, Ибраевской, Исмагиловской, Султанмуратовской, Балыклыкульской, Бегеняшевской школ, чувашского языка и литературы Меселинской, Тряпинской, Семенкинской, Чуваш-Карамалинской школ. Здесь богатая библиотека, методическая литература, раздаточный и дидактический материал, сменные стенды, творческие работы детей.
Родные языки в школах преподают 113 учителей. На сегодняшний день все школы района укомплектованы учителями родных языков.
В районном конкурсе ”Учитель года — 2006” приняли участие учителя чувашского языка и литературы Цветков Д.А.(Семенкинская СОШ), Васильева Н.Н. (Шланлинская СОШ), учитель татарского языка и литературы Ахмерова Г.И. (Толбазинская СОШ №3).
В воспитании учащихся важную роль играет пример жизни и деятельности наших знаменитых земляков. Рашит Назаров, Фануза Надршина, Рашит Шакур, Газим Шафиков, Салават Рахматулла, Идрис Газиев и другие — гордость района.
Учителя родных языков проводят большую работу по развитию творческих способностей учащихся, повышению их интереса к изучению родных языков. Проводится районный конкурс сочинений ”Мой край родной — Аургазы”. Победители награждаются Почетной грамотой администрации Аургазинского района и ценными подарками. Все языки — башкирский, татарский, чувашский, мордовский, украинский в нашем районе остаются в центре внимания, и оно в дальнейшем будет еще более усилено.

Нагаев В.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018