Дружить с природой — это просто

Дошкольное детство — это период развития ребенка, в котором начинается складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно и бережно любить Землю и передать ее грядущим поколениям во всем ее многообразии и красоте. Еще 20-30 лет назад проблемы экологии обсуждали в основном специалисты-биологи, а сейчас этот термин прочно вошел в нашу жизнь. Многие дети, любящие своих домашних животных, могут бросить камень в бездомного котенка, потому что ему сказали, что он грязный. В этом случае у ребенка формируется стиль поведения, когда чисто должно быть только у него дома. Такое отношение воспитывается взрослыми, которые, выходя за порог своей квартиры, не заботятся о чистоте города, а попадая в лес, оставляют после себя горы мусора или ради развлечения поджигают муравейник. Как же воспитать у ребенка чувство причастности к природе вообще, отношение к планете как дому, всему живому как ценности?
В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме». Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Воспитатели и специалисты детского сада №294, проанализировав эту проблему, пришли к выводу, что если ребенок не знает ничего о происходящем за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может. За основу взяли программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». Детский сад располагается в микрорайоне Молодежный Советского района города Уфы. В дошкольном учреждении функционирует 6 групп детей от 1,5 до 7 лет, списочный состав — 130 детей. С 2002 года углубленно занимаемся разработкой проблем экологического воспитания дошкольников. Педагогический коллектив разработал свой план работы с учетом экологических праздников и акций. На участке детского сада «протоптана» экологическая тропа, составлены паспорта всех растущих растений. За годы работы у нас сложились определенные традиции: экологические лабиринты, туристические походы, экскурсии, экологические праздники. Вся эта работа невозможна без сотрудничества с родителями. Важно, чтобы воспитатели, родители, специалисты были единомышленниками. Чтобы они хотели помочь детям освоить новые знания о природе, сформировать гуманистическое отношение к окружающему, поддержали в детях интерес к познанию. В детском саду создан клуб «Семья», где нам хотелось, чтобы между педагогами и родителями разных групп, родителями и детьми установились открытые доверительные отношения, чтобы взрослые и дети больше общались друг с другом, собирались вместе, интересно проводили время, говорили о себе, о детях. Важно, чтобы родители демонстрировали ребенку образец отношения к природе, от этого зависит первый опыт ребенка, полученный в семье. Интересно отметить, что в процессе работы появляются новые грани общения между сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников. Например, обмениваются комнатными растениями. Весной родители приносят рассаду цветов, семена, помогают в организации экскурсий и походов.
— Когда начали работать по экологическому направлению, изменилась ситуация в детском саду, изменились прежде всего дети, — рассказывает воспитатель И.А.Прыткова. — Во-первых, они становятся более знающими, интересуются окружающим. Многие дети приходят в детский сад и рассказывают о том, что они прочитали дома, где побывали, что нового узнали. Особенно, если накануне я предупреждаю их о теме занятия и прошу подготовиться дома. У детей возрастает интерес к книгам о природе, энциклопедиям. Они начинают много рассуждать, рассказывать. Во-вторых, дети начинают по-особенному относиться к растениям, животным. Они становятся более бережливыми: не ломают деревья, не трогают насекомых, знают, что их нельзя губить. Замечают много интересного, что происходит вокруг. И самыми любимыми их занятиями стали эксперименты в мини-лаборатории. Здесь мы открываем секреты природы, а это так для них интересно.
Готовя детей к школе, воспитатели помнят, что она не должна сводиться только к приобретению тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Они развивают у детей внимание, мышление, речь, пробуждают интерес к окружающему миру, формируют умение делать открытия и удивляться им. Наши дети занимаются наисерьезнейшим делом — экспериментируют. Для того, чтобы у наших детей не ослабела активность, наряду с ясными, отчетливыми знаниями, мы стараемся оставить зону неопределенного. Наши дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Детская любознательность сочетается с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, пытаются высказать собственные гипотезы и предложения. Наши маленькие ученые-экспериментаторы исследуют удивительные свойства воды, воздуха, света, зеркал, магнита и многих других интересных вещей вокруг.

Строкова Л.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018