По пути формирования всесторонне развитой и творчески мыслящей личности

Сегодня образование признано одним из национальных приоритетов. Задача всех уровней государственной и муниципальной власти заключается в том, чтобы сохранить лучшие традиции образования, ее вариативность, найти новые разноплановые формы работы, которые будут отвечать запросам общества.
Как отметил Президент России В.В.Путин, «…основой для прорывного инновационного развития страны, укрепления ее конкурентоспособности должна стать система отечественного образования». На это направлен принятый Правительством РФ приоритетный национальный проект «Образование». Значительные инвестиции в нашу отрасль требуют обеспечения высоких стандартов качества образования, проведения инновационных преобразований в каждом образовательном учреждении. Общеобразовательные школы района уже включились в реализацию национального проекта «Образование» и сегодня мы можем подвести некоторые итоги каждого направления работы и определить задачи на новый учебный год.
В Послании Государственному Собранию — Курултаю РБ «К новому качеству жизни людей (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2006 году)» Президент РБ Муртаза Губайдуллович Рахимов отметил: «Всё возрастающее значение сегодня приобретает обучение и воспитание детей и молодежи, целенаправленное формирование всесторонне развитой и творчески мыслящей личности, подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов».
Логично начать с дошкольных учреждений образования, которые являются первой ступенью общей педагогической системы. В прошедшем учебном году 39 дошкольных образовательных учреждений успешно выполняли социальный заказ — это воспитание 6419 детей, охрана и укрепление их физического, психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимая коррекция нарушения развития отдельных детей.
В целом учебный год прошел без происшествий, дети с удовольствием посещали дошкольные учреждения. Благодаря кропотливой и системной работе сотрудников дошкольных учреждений по оздоровлению детей, организации сбалансированного питания произошло снижение заболеваемости.
В районе создана и функционирует система специального дошкольного образования. В 33 коррекционных группах, 3 логопунктах, а также в группе для детей с задержкой психического развития на базе ДОУ №281 проводится большая коррекционная работа с детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии, что было отмечено компетентной комиссией в ходе изучения состояния коррекционной помощи детям в специальных группах муниципальных дошкольных учреждений Советского района во время проверки по линии Управления образования администрации города Уфы. В 11 проверенных дошкольных учреждениях созданы все необходимые условия для проведения коррекционной работы, в групповых комнатах создана предметно-развивающая среда, соответствующая возрастным требованиям, имеется нормативно-правовая база, ведется систематическая работа с детьми и родителями. Образцом для подражания по данному направлению служат дошкольные учреждения №212, 300, 62, НШДС №8, 9.
В последние годы многие дошкольные учреждения осуществили переход от использования единой образовательной программы к работе с детьми по вариативным программам и технологиям, создав свою модель организации учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день успешно осуществляется национальное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ №240, 249, БНШДС №13, интеллектуальное — ДОУ №251, 281, художественно-эстетического — ДОУ №129, 114, НШДС №8, физкультурно-оздоровительного — ДОУ №126, 300, 282, 212, коррекционно — развивающее — ДОУ №326, НШДС №11, экологическое — ДОУ №278, 234 и других.
Отрадно отметить, что в районе из года в год растет количество дошкольных учреждений и развивается их видовое разнообразие. В этом году их стало 39 за счет принятия на баланс отдела образования ведомственного ДОУ АНК «Башнефть». Тем не менее, очередность в дошкольные учреждения не уменьшается. 32% детей, проживающих в районе, нуждаются в детских садах. Это проблема была бы частично решена, если бы в дошкольных учреждениях были открыты группы кратковременного пребывания. К сожалению, эта форма не прижилась в дошкольных учреждениях в связи с тем, что родителей не устраивает трехчасовое пребывание детей в учреждении, существует также дефицит кадров и финансовых средств.
Одной из приоритетных задач модернизации образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования для всех слоев населения. Введение предшкольной подготовки детей на базе дошкольных образовательных учреждений позволит решить данную проблему. К примеру, коллектив НШДС №8 включился в республиканский эксперимент по предшкольному образованию. В данном учреждении уже создана группа по подготовке детей к школе. Экспериментальная работа проводится в тесном контакте с работниками кафедры дошкольного и предшкольного образования БИРО. Итоги первого года выявили необходимость усиления информационно-разъяснительной работы среди родителей через средства массовой информации и живое общение с педагогическими работниками.
За последние годы наметившаяся тенденция снижения количества учащихся в общеобразовательных учреждениях по демографическим причинам несколько снизила остроту переуплотненности в ряде учреждений образования. В этом году лишь 29% учащихся обучались во вторую смену, а 12 учреждений образования работали в одну смену. В этих учреждениях были хорошие условия для организации дополнительного образования учащихся во внеучебное время. Всего на базе образовательных учреждений функционировало более 220 кружков с охватом 5675 учащихся. В 13 учреждениях оказывались дополнительные платные образовательные услуги для 3224 учащихся.
Подготовка старшеклассников занимает ключевое место в современном образовании, поскольку по результатам выпускников судят об эффективности всей системы. Именно старшие классы во многом определяют возможности профессионального образования и качество профессиональной деятельности молодых людей. Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 годы предусматривает реализацию концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Школы №23, 108, 110, 115 включились в режим предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников. Безусловно, это более правильный путь. Организация предпрофильного и профильного обучения на основе новых учебных планов позволяет сконцентрировать внимание учащихся на определенных предметах, обеспечив глубокую, содержательную общеобразовательную подготовку по этим предметам с учетом их индивидуальных склонностей и потребностей. При этом в значительной степени сохраняется здоровье учащихся. Общеобразовательные учреждения №7, 8, 15, 23, 26, 95, 100, 110, 134 привлекают дополнительные ресурсы для введения профильного обучения путем кооперации с ЦО №152; СОШ №7 с Башкирским медколледжем; СОШ №8 с Специализированной военизированной пожарной частью №2; СОШ №23 с Колледжем предпринимательства и коммерции; СОШ №44 с Уфимским финансово-экономическим колледжем и Учебно-курсовым комбинатом общественного питания при Министерстве внешнеэкономических связей и торговли; лицей №94 с Уфимским финансово-экономическим колледжем и Колледжем технологии и дизайна одежды; лицей №96 с БГПУ, УИПК; СОШ №108 с филиалом Российского государственного торгово-экономического университета. Всего в текущем году было организовано профильное обучение в 15 образовательных учреждениях с охватом 1220 учащихся по направлениям:
— медицинское (СОШ №7);
— секретарь-делопроизводитель (СОШ №95);
— экономическое (СОШ №7, 44, 26, 7, 94, 96);
— основы пожарного дела (СОШ №8);
— МЧС (лицей № 96);
— дизайнеров (лицей № 96);
— художественно-эстетическое (лицеи №94, 107);
— спортивное (СОШ №117);
— социально-экономическое (СОШ №15, 23, 94, 108);
— физико-математическое (СОШ №15, 23, 108, 110, лицеи №94, 96).
Необходимо всем образовательным учреждениям в новом учебном году перейти на профильное обучение, сосредоточив особое внимание на рабочих профессиях.
Реализация национального проекта «Образование» вновь поставила в центр профессионального общественного мнения понятие «качество образования». По существу, президентское вознаграждение инновационных школ и учителей — это поощрение за высокое качество образования, а значит, и стимул в работе.
В прошлом учебном году качественный показатель по району составил 54,2%, абсолютный — 99,7. В начальном звене качество образования составляет 69%, успеваемость — 99,9%, в среднем звене — 47,9% и 99,6%, в старших классах — 46,6% и 99,4%. Отрадно отметить, что произошел рост качества образования на 2,5%, успеваемости — на 0,1%.
С хорошими результатами закончили учебный год учащиеся лицеев №96, 94,СОШ №117, 100, гимназии №115, НШДС №8, 10, 11, 13, НОШ №154. В этих школах более 55% учащихся учились на «4» и «5».
1732 выпускника 9 класса, освоившие государственные образовательные стандарты, получили аттестаты об основном общем образовании, из них 105 человек — с отличием, это на 16 человек больше, чем в 2005 году.
1348 учащихся успешно закончили 11 классов, из них 21 выпускник был награжден золотой медалью, 81 — серебряной. По сравнению с прошлым годом число награжденных выпускников снизилось с 124 до 102, так как из года в год ужесточаются требования к медальным работам и к знаниям медалистов.
Наибольшее количество медалистов в ОУ №15—14 человек (3 человека награждены золотой, 11 — серебряной медалью), в гимназии №20—11 человек (1+10), СОШ №44 — 11 (1+10), в лицее №96—10 (2+8), в СОШ №100—9 человек (1+8).
Бесспорно, ЕГЭ дает объективную картину состояния образовательного процесса в конкретных учебных заведениях. В прошедшем учебном году ЕГЭ по физике, химии, математике проводился на базе лицея №107. Уполномоченные члены ГЭК, представитель МО РФ отметили хорошую организацию ЕГЭ. Математику сдавали 326 выпускников, качество знаний составляет 81%, успеваемость — 97,9%; физику — 150 человек, качество знаний — 74,8%, успеваемость — 100%; химию — 13 человек, качество — 61,5%, успеваемость — 76,9%.
Достойные знания на ЕГЭ по математике показали выпускники школ №8, 44, 20, 96, 115, 117 (в этих школах показатель качества составляет от 75% до 100%), по физике — №27, 115, 110, 100, 96, 94, 44 (качество от 80% до 100%), по химии — СОШ №110 (100%). Наибольшее количество баллов набрали следующие учащиеся: по математике 83 балла — Жарков Герман, выпускник 11 А класса гимназии №115, по физике 87 — Минибаева Диана, Мустаев Руслан, выпускники 11 А класса гимназии №115, Ковалев Олег —11 Б класс лицея №96, по химии 78 баллов — Сулейманов Марат, выпускник 11 А класса СОШ №110.
Несмотря на положительную тенденцию в показателях качества образования, в районе остается проблема объективности оценки знаний, умений и навыков учащихся, соответствия их современным требованиям. Так, на ЕГЭ не подтвердили свои оценки по математике 135 учащихся. По результатам ЕГЭ 49 учащихся получили оценки выше, чем годовые, 86 — ниже. Среди них 3 золотых и 9 серебряных медалистов получили «4» вместо «5». По физике не подтвердили свои знания 62 учащихся, среди них претендент на серебряную медаль — выпускник УГБГ №20 получил «3». По химии 8 человек понизили свои оценки. На наш взгляд, далеко не все педагогические работники используют современные средства, методики, способы, технологии для обеспечения высокого качества обучения. Кроме того, в некоторых школах не проводится на должном уровне анализ результатов учебно-познавательной деятельности отдельно по каждому учащемуся и учителю, не обеспечивается индивидуальный подход к организации обучения, отсюда очень много детей, имеющих низкие оценки по одному или двум предметам.
Возвращаясь к национальному проекту «Образование», хочется остановиться на участниках отборочных туров. Многократной общественной экспертизе, начиная с органа общественного управления школы и заканчивая гражданскими экспертными институтами, определенными Региональным советом по приоритетному национальному проекту «Образование», подверглась деятельность лицеев №94, 96, гимназии №115, СОШ №27, 44, 117, участников конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для предоставления государственной поддержки из федерального бюджета, и 10 лучших учителей — участников конкурсного отбора на соискание премии Президента Российской Федерации. Все испытания выдержали достойно 4 образовательных учреждения (лицей №94, 96, гимназии №115, СОШ №117), а также все 10 учителей. Они стали победителями конкурсных отборов. Финансовые средства, полученные по результатам конкурса, будут стимулировать педагогов на поиск новых образовательных технологий и способствовать принятию нестандартных управленческих решений. Несомненно, поддержка различного рода инноваций тех школ и учителей, которые создают и реализуют новые образовательные технологии, способны изменить ситуацию.
Можно с уверенностью сказать, что в районе активно формируется система поддержки талантливых детей.Много делается по созданию условий для творческой и научной деятельности школьников. Сформирован банк данных одаренных детей, для них организуются учебные курсы с привлечением преподавателей вузов, создаются классы с углубленным изучением отдельных предметов. Всего в 17 общеобразовательных учреждениях проводилось углубленное изучение предметов с охватом более 3000 детей, в том числе 764 — в лицеях, 886 — в гимназиях.
Создан и функционирует районный Совет НОУ, осуществляющий тесное сотрудничество с преподавателями вузов, ведущими учеными Уфимского научного центра Российской академии наук. Очень интересно и содержательно проходят ежегодные районные научно-практические конференции МАН школьников. С каждым годом растет число участников конференции, уровень организации и творческих работ учащихся. Имеются хорошие результаты. На втором туре Всероссийского конкурса МАН лучшими признаны работы Мухаметгалеева Алишера, учащегося лицея №94, Чепайкиной Ульяны, Шамсутдиновой Дианы из СОШ №26, на финальном туре Всероссийского конкурса исследовательских работ, посвященном 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева, работа Нурмухаметова Эрнеста из СОШ №7 удостоена диплома второй степени.
Не первый год награды всероссийских конкурсов привозят учащиеся СОШ №27 под руководством Волковой Альфии Талхиевны. В этом году творческая работа трех учащихся школы была отмечена дипломом первой степени на VII Поволжской конференции имени Н.И.Лобачевского, двое учащихся стали победителями во Всероссийской конференции имени В.И.Вернадского.
Целенаправленно поставлена научно-исследовательская работа в НОУ Школа Альфа. В данном учреждении под руководством учителя биологии, кандидата биологических наук Денисовой Ангелины Владимировны трое учащихся 6 классов стали дипломантами Евразийского форума по экологии и в августе приняли участие в Международном саммите по защите экологической среды в Малайзии.
С целью поддержки и выявления одаренных детей впервые был проведен районный конкурс «Ученик года—2006». В конкурсе приняли участие 95 учащихся 8—10 классов из всех школ района. Финалистами конкурса стали 7 учащихся из ОУ № 108, 94, 115, 96, 117, 110. Думаю, что педагогические работники сделают особый акцент на этих учащихся и создадут все условия для развития их способностей в новом учебном году.
Третий год подряд по инициативе отдела образования на средства районного и городского бюджета организуется Летняя академия наук «Созвездие» для одаренных учащихся. 314 учащихся 8—10 классов наряду с отдыхом получили дополнительные знания по математике, физике, химии, английскому языку.
В течение года лауреатами и дипломантами стали: в городской НПК МАН 29 учащихся, в республиканской НПК МАН — 3, во всероссийских исследовательских конкурсах — 19, международных — 2. 25 учащихся являются призерами городских олимпиад, 9 — республиканских. Среди них хочется назвать победителей Всероссийского конкурса эссе «Законы жизни»: учащегося 9 Б класса СОШ №23 Бикташева Тимура, занявшего первое место, ученицу 9 А класса гимназии №115 Краснокуцкую Настю, занявшую второе место, участницу Европейской конференции «Молодежь России исследует окружающую среду» Федорову Светлану, ученицу 10 класса СОШ №100, воспитанницу ДЭБЦ.
Сегодня в национальном образовании отдается приоритет приобщению молодого поколения к ценностям отечественной культуры, формированию его духовного мира. У нас уже накоплен определенный положительный опыт этнокультурного и духовно-нравственного воспитания на основе изучения государственных родных языков.
Всей республике известен уникальный опыт УГБГ №20 по проблемам использования идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе; БНШДС №13 — по преемственности дошкольного и начального общего образования в процессе обучения башкирскому языку в условиях города; ДОУ №234 — по использованию инновационных технологий в обучении татарской разговорной речи; ДОУ №249 — по внедрению музейной педагогики.
Начиная с дошкольного образования закладываются основы национального самосознания, воспитывается чувство уважения к другим нациям, любовь к родному краю и отечеству посредством обучения и воспитания на родном языке. Сегодня в районе 220 детей дошкольного возраста изучают башкирский язык, 66 изучают башкирскую разговорную речь, татарскую — 108, еврейский язык — 18.
В школах свой родной язык изучают более 50% учащихся, в том числе 59,6% изучают родной башкирский язык, 30,6% — татарский, 24,6% — башкирский как государственный, 24,4% обучаются на родном башкирском языке.
Многочисленные культурно-интеллектуальные и творческие мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, приуроченные к праздничным и юбилейным датам, конкурсы творческих работ, научно-практические конференции обеспечивают непрерывность национального образования. Учащиеся школ с удовольствием принимали участие в первом Открытом городском конкурсе башкирских сказителей, в восьмом республиканском конкурсе юных сказителей, исполнителей эпического сказания «Урал-батыр». Нас радуют победы наших учащихся: ученицы 8 класса УГБГ №20 Юнусовой Алтынай, занявшей третье место в восьмом республиканском конкурсе юных сказителей, получившей приз газеты «Йэншишмэ», выпускника 11 класса гимназии №115 Саитбаталова Искандера, занявшего первое место в республиканской олимпиаде по башкирскому языку, команды учащихся УГБГ №20, лидера республиканского КВН «Шаяниум».
Следует отметить, что предстоит большая работа по организации изучения башкирского языка как государственного. Нам необходимо очень внимательно и деликатно подойти к данному вопросу, создать все необходимые условия, решить кадровые вопросы и вызвать интерес у учащихся к предмету.
Одним из путей обеспечения качественного образования является непрерывное образование и самообразование педагогических работников. Хотя 87,7% педагогических работников в общеобразовательных учреждениях, 45,5% в ДОУ, 70,6% в УДО имеют высшее образование, более 70% — первую и высшую квалификационную категории, успокоения и самодовольства в этом вопросе не может быть. Постоянное стремление повышать свой профессионализм, квалификацию, использование на практике современных технических средств, передовых технологий обучения, приемов и методов, электронных учебников — вот способы движения вперед.
Профессиональное самообразование педагогических работников в прошедшем учебном году осуществлялось на базе более 50 семинаров, конференций, открытых дней, мастер-классов ведущих педагогов, конкурсов педагогического мастерства теоретических научно-методических семинаров, семинаров-практикумов. Серьезное внимание уделялось вопросам управления качеством образования, нравственно-патриотического воспитания детей, роли физического воспитания и здоровьесберегающих технологий в формировании личности ребенка, взаимодействию образовательных учреждению с семьей по вопросу воспитания личности ребенка и многим другим.
26% от общего числа работников прошли курсовую подготовку на базе БИРО и НИМЦ, в том числе 423 человека — по охране труда, технике, электро- и пожаробезопасности.
Все большее распространение получает новое направление методической работы — это мастер-классы и педагогические исследования. 6 учителей, имеющих звание «Учитель-мастер», 4 — «Педагог-исследователь», постоянно делятся опытом своей работы и оказывают методическую помощь молодым специалистам.
Многие педагогические коллективы являются участниками конкурсов различного уровня. В этом году гимназия №115 стала лауреатом городского конкурса «Лучшие школы столицы», дипломантом республиканского этапа всероссийского конкурса «Лучшие школы России».
Совершенствованию педагогического мастерства способствует процедура аттестации педагогических и руководящих работников. Можно по праву гордиться педагогическими работниками, подготовившими призеров республиканских олимпиад, победителей республиканских, всероссийских, международных конкурсов и соревнований, отметить хорошую подготовку выпускников к ЕГЭ.
Исключительная важность не только образовательной миссии педагогического сообщества никогда не стояла под вопросом. По-прежнему приоритетным направлением работы учреждений образования является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, патриотизма, трудолюбия, здорового образа жизни. Основу мер по совершенствованию воспитания, обучения составляют федеральные, республиканские, городские целевые программы. Все теснее осуществляется сотрудничество, содружество и сотворчество педагогов, родителей и воспитанников. Широкое распространение получили фестивали театральных, танцевальных коллективов, смотры художественной самодеятельности, конкурсы исполнителей народных песен, сказителей эпоса «Урал-батыр». Многие из них посвящены 450-летию добровольного присоединения Башкирии к России.
Участие школьников в благотворительной акции «Аксаковская копеечка», районных конкурсах: на лучший стенд, посвященный 250-летию Салавата Юлаева, на лучшую творческую работу, посвященную 430-летию г.Уфы, подготовка рефератов о жизни и творчестве Салавата Юлаева, концерты юных сказителей, фестиваль «Дерево дружбы» и другие мероприятия формируют духовно-нравственные и гражданские качества у молодежи.
В организации учебно-воспитательной работы, занятости учащихся во внеурочное время особая роль принадлежит 10 учреждениям дополнительного образования, которые являются центрами организации досуга детей. Всего в 211 объединениях получали дополнительное образование 9754 человека, из них 172 из группы риска. Каждый ребенок находил сферу для развития своих творческих способностей. Достигнуты хорошие результаты, особенно в спорте. 811 воспитанников спортивных школ стали победителями соревнований, а это больше прошлогоднего уровня на 90 человек, причем 196 из них — победители всероссийских, международных соревнований. Наибольшее количество побед приходится на воспитанников ДЮСШ №24 (222 победителя), ДЮСШ №23 (170), ДЮСШ «Уфимец» (166).
Растет престиж спортивной подготовки среди подрастающего поколения. Спортивные школы принимают активное участие в организации спортивно-оздоровительной и физкультурно-массовой работы среди учащихся. Совместно с учителями физической культуры провели фестиваль «Спорт, здоровье, дружба!», более 40 районных соревнований. Традиционно в районной спартакиаде лидирующее место занимают команды учащихся СОШ №44, 15, 26, гимназии №115. Набирает темпы спортивное движение среди учителей. В этом году в районной спартакиаде приняли участие 500 учителей. По итогам соревнований по 10 видам спорта победили команды учителей СОШ №44, БНШДС №13, СОШ №15.
Значительная работа была проведена в рамках Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Эффективно работали советы профилактики, наркопосты, органы ученического самоуправления. Возрождена система работы родительских лекториев. Профилактическая работа учреждений образования по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащейся молодежи широко освещалась в средствах массовой информации. Педагогические коллективы, не ослабляя работу в данном направлении, плавно перешли к выполнению Указа Президента об объявлении 2006 года Годом благоустройства.
Система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Разнообразными видами отдыха было охвачено более 12000 детей. Работали центры дневного пребывания на базе 25 учреждений, 3 профильных лагеря с охватом 1814 детей и подростков. Воспитательная система в центрах дневного пребывания, в профильных лагерях складывается из спортивного, культурного и образовательного блока. На хорошем уровне организован отдых детей в профильной смене центра дневного пребывания ДЭБЦ «Эколог». Здесь летний отдых равномерно сочетался с занятиями в кружках «Юный эколог» и практической работой на опытном участке. Большое удовольствие от изучения природы великого Урала получили учащиеся СОШ №44 во время многодневного похода, сплавляясь по реке Инзер, учащиеся из СОШ №15 участвовали в республиканских соревнованиях юных геологов в Ишимбайском районе.
Наряду с традиционными видами организации летнего досуга, популярными среди подростков и учащихся стали различные виды временного трудоустройства, поскольку оплата труда является немаловажным подспорьем в семейном бюджете. Свыше 500 подростков имели рабочие места и заработок в размере 570 рублей.
Охват школьным питанием составляет 95%. Район занял первое место на I городском, третье — на республиканском конкурсе «На лучшую организацию школьного питания».
Благодаря большой поддержке и вниманию государства проблемам системы образования у нас ведется строительство новых зданий школ. Учащиеся СОШ №27, УГБГ №20 получили большой подарок — это не только новое здание, но и большие площади, кабинеты, мастерские, оснащенные современным оборудованием.

Зулькарнаев И.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018