К новым рубежам образования: доступность, качество, инновационный прорыв

11 августа Президент Башкортостана М.Г.Рахимов выступил на республиканском совещании по образованию в селе Красная Горка Нуримановского района, в котором приняли участие первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев и министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко. Ниже публикуется текст выступления с некоторыми сокращениями.
Уважаемые товарищи! Республиканские августовские совещания работников образования стали традицией современного Башкортостана. На таких представительных встречах идет серьезный, обстоятельный разговор о сегодняшнем и завтрашнем дне образования. Районы и города получают возможность продемонстрировать свои достижения и наработки, обменяться опытом. Одновременно мы подтягиваем к республиканскому уровню и уровню лучших районов территории, на которых проводятся очередные совещания, — здесь открываются и реконструируются образовательные учреждения, другие объекты социально-культурной сферы. Строятся и асфальтируются дороги, благоустраиваются населенные пункты.
Нынешний августовский педсовет приобретает особую значимость. В его работе участвуют первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев и министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко. Мы рады приветствовать вас, уважаемые Дмитрий Анатольевич и Андрей Александрович, в республике в столь важные для нас дни! Ваш приезд — прекрасная возможность совместно обсудить актуальные задачи образования, главная среди которых сегодня — успешная реализация приоритетного национального проекта «Образование».
Уважаемые участники совещания! С определенным удовлетворением можно говорить о завершении очередного этапа модернизации отечественной образовательной системы. На повестке дня — более сложные, более перспективные задачи. Это формирование модели ее опережающего, инновационного развития. Как отметил Президент страны Владимир Владимирович Путин на встрече «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, сегодня особое значение приобретает триада: образование — наука — инновации. И именно систему образования Президент рассматривает как основу конкурентоспособности России.
Башкортостан — один из наиболее успешно развивающихся, опорных регионов страны. Восьмой год в республике идет устойчивый подъем экономики. Поступательное экономическое и социальное развитие — прочная база для последовательной, целенаправленной поддержки сферы образования. Даже в самые трудные годы образование было приоритетом нашей социальной политики. Капитальные вложения в школу — это инвестиции в наше будущее. Так, только за последние 5 лет в систему образования направлено более 53 млрд. 200 млн. рублей, что позволило почти в 2,6 раза увеличить бюджет отрасли и в 3 раза — фонд оплаты труда. Ежегодно растет объем самого финансирования. За прошлый год он составил 16 млрд. 231 млн. рублей. Успешно действуют федеральные и республиканские целевые программы. У нас ежегодно строится и реконструируется 40 и более образовательных учреждений.
При этом особое внимание мы уделяем селу. Из трех с лишним тысяч школ 86% — сельские, в них обучается почти половина всех учащихся. Мы убеждены, что если в деревне нет школы, то у нее нет и будущего! А в небольшой деревне школа больше, чем школа. Это — настоящий очаг культуры. Поэтому в таких деревнях мы строим социальные центры, где под одной крышей часто находятся сама школа, детский сад, клуб, библиотека, спортзал, фельдшерско-акушерский пункт. Думаю, такой опыт может быть востребован и в других регионах. По республиканской программе строительства школ на селе до 2011 года планируется построить 95 объектов образования на 7387 мест.
Сейчас уже обозначились первые итоги реализации национального проекта. Производятся выплаты всем педагогическим работникам за классное руководство, сохранены и региональные надбавки учителям. Победителями конкурса инновационных общеобразовательных учреждений признаны 109 наших школ, из них половина — сельские. В рамках проекта планируется предоставить доступ к Интернету всем школам, которые его еще не имеют. Будет оказана президентская поддержка 363 учителям. Гранты Президента России получат учащиеся и студенты — победители и призеры международных, всероссийских, республиканских и межрегиональных олимпиад и конкурсов.
Хочу выразить огромную благодарность, Дмитрий Анатольевич, Вам за ту большую работу, которую Вы проводите по реализации национальных проектов, особенно в образовательной сфере. Только Башкортостан в этом году получит в рамках проекта «Образование» из федерального бюджета свыше 500 млн. рублей. Это существенная поддержка для наших школ, учителей, талантливой молодежи! В свою очередь для системы образования мы планируем ввести и собственную республиканскую систему грантов.
Уважаемые товарищи! В целом в Башкортостане создаются все необходимые условия для того, чтобы педагогические коллективы могли работать в полную силу, творчески, с максимальной отдачей. И мы вправе ожидать от системы образования республики новой стратегии, прорывного инновационного развития, укрепления конкурентоспособности, должной кадровой отдачи.
Во все времена, при любых обстоятельствах задача общеобразовательной школы — дать хорошую базовую подготовку, то есть основные, самые нужные знания, умения и навыки. Выпускник школы должен быть готов получить специальное образование, работать в любой отрасли экономики. Более того, школа должна быть уверена, что ее выпускник сможет успешно самореализоваться, создать хорошую семью, воспитать детей.
И все это существенно повышает требования к личности и профессионализму учителя, качеству его педагогического образования и квалификации. Увлеченный, опытный, высокопрофессиональный учитель и сегодня — главная фигура школы. Он должен быть активным участником качественных изменений в образовательных учреждениях.
Министерству образования надо создать эффективные механизмы организации коллективного творчества инициативных педагогов по реализации национального проекта. Ежегодно должны проходить Республиканские педагогические чтения, регулярные встречи учителей-новаторов для обсуждения и внедрения передового опыта.
В конечном счете только содержание и качество учебно-воспитательного процесса дают должные результаты. Они в республике в целом весомые. Так, по рейтингу «Региональная образовательная политика» Башкортостан занимает первое место в стране. А по качеству образования мы находимся на пятом месте. Сегодня на передний план выходят и задачи комплексной модернизации экономических основ сферы образования, внедрения новых управленческих технологий и финансовых механизмов. Нам крайне важно, чтобы при разработке документов по нормативно-подушевому финансированию и отраслевой системе оплаты труда были учтены специфика регионов и сельских, особенно малокомплектных школ.
Мы поддерживаем, Дмитрий Анатольевич, Вашу недавнюю инициативу о пилотных регионах, которые должны стать лабораториями для отработки наиболее эффективных моделей реализации национальных проектов. Думаю, наша республика смогла бы стать подобной площадкой для отработки нового финансового механизма в сфере образования.
Другая ключевая проблема — профессиональное образование, прежде всего высшее. Оно должно выйти на новые рубежи. Наша высшая школа для этого располагает всем необходимым. Вузам нужно объединять усилия с академическими и отраслевыми институтами, промышленными, аграрными, банковскими и другими бизнес-структурами. Надо активизировать процесс интеграции школ, училищ, колледжей и вузов, промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений в учебно-научно-производственные комплексы. Крайне необходима система мер по сохранению и укреплению научного потенциала республики, в первую очередь поддержке талантливой молодежи. Эти вопросы требуют комплексного решения — обеспечения достойной зарплатой, жильем, современным оборудованием, возможностями для научных командировок. Некоторые шаги в этом плане у нас уже сделаны. С 1995 года ежегодно вручаются 335 стипендий Президента Республики Башкортостан талантливым студентам, аспирантам и докторантам. Учреждены и именные стипендии. Собственные стипендии установлены еще и некоторыми вузами и районами. С 2002 года ежегодно вручаются республиканские молодежные премии в области науки и техники. В этом году их размер увеличен с 30 до 50 тысяч рублей. Уже в ближайшее время будет принят Указ о республиканской системе грантов молодым ученым. Всем нам необходимо и впредь последовательно работать в этом направлении!
Уважаемые товарищи! Исключительно важное значение приобретает воспитательная работа с молодежью. Непростые социально-экономические преобразования, болезненный перелом в сознании привели к ослаблению духовности у части населения, культу материального обогащения, к пренебрежению опытом старших поколений. Не лучшую услугу здесь оказывают некоторые программы центрального телевидения и ряд печатных изданий. Изо дня в день по-журналистски талантливо, тонко, но по человеческим меркам — цинично они «промывают мозги» молодежи, насаждая нормы западной псевдокультуры, аморальность, вседозволенность. Возмутительно, что все это наносит серьезный удар по вековым устоям нашего общества — семье, материнству, детству. Так кого же мы вырастим себе на смену?! Между тем телевидение просто игнорирует жизнь и труд простого рабочего, крестьянина, жизнь настоящей «деревенской России». Как будто в стране нет села, передовых регионов, новых мощных животноводческих и растениеводческих комплексов, производства экологически чистых продуктов!
Сейчас по всей стране идет уборка урожая, закладываются основы продовольственной безопасности России. Нельзя, чтобы селяне чувствовали себя забытыми, обойденными вниманием. Горожане тоже должны знать, что хлеб, мясо, молоко не появляются в магазинах сами собой, а даются потом и кровавыми мозолями. Без государственного подхода к возрождению уважения в стране к сельским труженикам — хлеборобам, животноводам — нам село не поднять! Нужно помнить, что издревле село — это неиссякаемый источник духовности, главный стержень России!
Социальную апатию, бездуховность, криминализацию молодежи нужно настойчиво преодолевать всем обществом. Должен быть поставлен мощный заслон алкоголизму и наркомании в молодежной среде. Особенно таким недопустимым явлениям, как экстремизм и национализм. В формировании личности решающее слово остается за системой образования и семьей. Воспитательная работа должна охватывать все жизненное пространство ребенка, а не сводиться к малоэффективным мероприятиям от случая к случаю. Педагогическим работникам и родителям нужно совместно возрождать уважение к труду, прививать любовь к родной земле, чувство ответственности за свою малую Родину.
У нас уже в этом деле есть достойный опыт. Это школьные ученические бригады, пришкольные участки, учебные мастерские, а в сельских школах — еще и пасеки, мини-фермы.
Еще одна острейшая проблема, с которой невозможно мириться, — это социальное сиротство. С болью в душе скажу, что и в республике сегодня около 18 тысяч, по сути, брошенных родителями детей. Вдумайтесь в эту цифру! Проблему надо решать.
И один из путей здесь — передача детей на воспитание в семьи. На базе детского дома №9 г.Уфы почти восемь лет действует экспериментальная площадка по отработке модели патронатного воспитания. Такой успешный опыт нужно широко распространять по всей республике. Законодательная основа для этого у нас уже создана.
В этом году накануне Международного дня защиты детей в рамках социальной акции «Жилье — сиротам» администрация Уфы вручила ключи от 51 квартиры сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Улучшили свои жилищные условия 72 бывших воспитанника детских домов, школ-интернатов. Для них решилась главная, сложнейшая проблема. Получив жилье, эти дети обрели надежную основу для дальнейшей плодотворной жизни и работы, создания семьи. Ранее такие квартиры выделялись в Салавате, Стерлитамаке, Нефтекамске, Октябрьском, Давлеканово, Белебее, Баймаке и ряде других городов. В дальнейшем в республике такую практику поддержки сирот следует расширить.
Чрезвычайно важное значение приобретают национальное самосознание, патриотизм и гордость за историю Отечества. «У России есть великое прошлое и есть все для достойного настоящего и будущего!», «Наша сила — в единстве народов!», «Сейчас главное — учеба и труд во имя Родины!» — эти высказывания Президента страны создают идейную основу для воспитания молодежи. По сути это ключевые ориентиры для современной школы. Высокая патриотическая нота, идейность, духовность должны пронизывать каждый урок, каждое мероприятие!
Предстоящее 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России, нынешний Год благоустройства открывают широкие возможности для улучшения всей этой работы. В каждом районе, городе людей должны сплачивать наше славное прошлое, общие цели улучшения, облагораживания своей жизненной среды, охраны природы. Для молодежи это наглядный пример всенародной заботы о своей республике, о нашем общем будущем.
Дорогие друзья! Убежден, что мы сможем успешно решить стоящие сегодня перед системой образования республики проблемы, обеспечить ее дальнейший прогресс. От инновационного подхода к образованию мы будем идти к инновационному развитию экономики и социальной сферы республики. Главная цель нашей общей работы — процветание родного края, всего Отечества!
Сердечно поздравляю всех вас с наступающим новым учебным годом! Желаю вам здоровья, благополучия и счастья, новых творческих успехов!

Рахимов М.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018