На журнал "Ватандаш" можно подписаться в любом почтовом отделении РФ. Индекс - 78384.//Подписка по каталогу «Почта России» через ФГУП по РБ для индивидуальных подписчиков.//Альтернативная (льготная) подписка через редакцию.






Белорусы Башкортостана

 Башкирский край издавна стал второй родиной для восточнославянских народов: русских (великороссов), украинцев (малороссов) и белорусов. Русские и украинцы — старожилы Южного Урала и Приуралья, первые русские переселенцы появились еще в XVI веке, после вхождения башкир в Великое Московское княжество, украинские постоянные поселения появились в XVIII веке, а белорусы — только в конце позапрошлого столетия.
Переселение белорусов на Урал усилился в период столыпинских реформ, разрушавших общинное землевладение. В 1912—1913 гг. в Белебеевском, Бирском, Стерлитамакском и Уфимском уездах Уфимской губернии насчитывалось более 7,5 тыс. белорусов. Последующие неспокойные годы (первая мировая война, гражданская война) вызвали новую волну переселенцев. В 1920 году лишь в одном Уфимском уезде одноименной губернии проживало более 20 тысяч белорусов.
Численность белорусов края в последние десятилетия относительно стабильная. Всесоюзная перепись населения 1970 года в Башкирской АССР зафиксировала 18 тысяч белорусов, в том числе 11,3 тысяч (62,9%) в городской и 6,7 тысяч (37,1%) в сельской местности. В последующие годы наблюдалась некоторая убыль населения: в 1979 г. — 17,4 тыс. и в 1989 г. — 17 тысяч.
Первая постсоветская перепись населения 2002 года в Башкортостане учла 17,1 тыс. белорусов, в том числе 11,9 тыс. в городской, 5,2 тыс. в сельской местности. В 2010 году их было 11,7 тысяч.
Наиболее компактно они проживают в Уфе (5,5 тыс.), в Салавате (637 чел.), Стерлитамаке (621 чел.), Октябрьском (273 чел.), Ишимбае (235 чел.), Нефтекамске (181 чел.), Кумертау (173 чел.). Не только в отдельно взятых сельских районах и городах, в том числе в миллионной столице республики нет столько белорусов, сколько в одном Иглинском районе — 6 тысяч. Только в поселке Иглино проживают 2,3 тысячи белорусов, что на 2 тысячи больше, чем в шести вместе взятых городах Салават, Стерлитамак, Ишимбай, Октябрьский, Кумертау и Мелеуз.
Из сельских районов выделяются Уфимский (189 чел.), Архангельский (174 чел.), Чишминский (100 чел), Стерлитамакский (67 чел.), Кугарчинский (62 чел.) и Кармаскалинский (54 чел.). По 50 человек в Бижбулякском и Давлекановском районах. За последние три десятилетия численность белорусов заметно сократилась: в Архангельском районе на 526 чел., в Давлекановском — на 259, в Уфимском — на 255, в Чишминском и Бижбулякском — соответственно на 133 и 109 человек. И лишь в двух районах — Кугарчинском и Стерлитамакском — наблюдался некоторый рост.
Белорусский язык, восходящий к древнерусскому языку, входит в славянскую группу индоевропейской семьи языков и наиболее близок к русскому и украинскому языкам. В нем два основных диалекта: северо-восточный и юго-западный, хотя различия между ними не велики. Литературный язык сложился на основе старобелорусского книжно-литературного языка XIV в. и живой народной речи. Письменность на основе кириллицы.
В 2002 году немногим более 26% белорусов владели белорусским и 99,7% — русским языками. Белорусским языком владеют также 400 русских, 101 украинец, 59 башкир, 38 татар края.
Основная часть верующих белорусов исповедует православие.
Белорусы — народ древней земледельческой культуры. Земледелие было ведущей отраслью их хозяйства и в малоземельной Белоруссии (Белой Руси), и в Уфимском и Белебеевском Приуралье. Скотоводство, охота, промыслы и домашние ремесла играли вспомогательную роль. Белорусов башкирский край привлекал плодородными землями, богатыми лесами, так напоминающими родные пущи, прекрасными реками и озерами. И полетели в родные края, в Брестскую, Гомельскую, Минскую и другие губернии письма, в которых рассказывалось об удивительных землях: «Только кинешь семена — все вырастает. И навоза не надо».
Поля засеялись в основном рожью, ячменем и овсом, в степных волостях и пшеницей. На башкирской земле появился и белорусский лен. С земледелием было тесно связано скотоводство. Крестьянские хозяйства имели коров, лошадей в Приуралье и свиней, на юго-западе — овец. В крупных хозяйствах было две-три коровы и несколько лошадей.
Переселенцы из восточных и юго-восточных районов Белоруссии разводили и пчел. Охота и рыболовство были любительскими занятиями. Большим подспорьем для крестьян было собирательство. В пищу шли не только ягоды и грибы, но и многие виды трав.
Белорусские крестьяне преуспевали в лесных промыслах, изготавливали в основном для себя бондарную посуду. Среди них были плотники, портные, сапожники, кузнецы. Женщины повсеместно обрабатывали лен, ткали холсты.
Одним из видов домашнего ремесла у них было производство народной одежды. Выращивали сами лен, коноплю, сами получали шерсть и пряли ее, сами обрабатывали кожу. Женщины были обязаны напрясть, наткать все необходимое для семьи. Основой как мужской, так и женской одежды была рубаха. Женщины на рубаху надевали юбку, носили длинный передник. Мужчины рубаху носили навыпуск, подпоясывая шнурком или кушаком. Верхняя одежда у восточнославянских народов была универсальной, сильных отличий между женской и мужской не было. Из овчины шили кожухи, которых русские называли шубами. Распространенной обувью были лапти из бересты, липового лыка, на праздники надевали сапоги.
Основу народной кухни белорусов составляли продукты земледелия. Из мясных продуктов употребляли свинину. Её заготавливали впрок. Говядину и баранину ели редко.
В прошлом почти половина семей белорусов была большой: женатый сын или замужняя дочь с детьми жили с родителями. Со временем молодые супружеские пары отделялись от родителей, образуя нуклеарные семьи. И это не осуждалось обществом даже в том случае, когда родители оставались одни.
В селах и в прошлом преобладали однонациональные семьи. В то же время в результате хозяйственных, культурных и иных контактов с другими народами, особенно с русскими, росло число межэтнических браков. В 1939 году в Иглинском районе республики было зарегистрировано 79 браков с участием белорусов, в том числе 39 — белорусских и 40 — смешанных, в основном русско-белорусских. Русско-белорусские браки превалировали и в 50-е годы прошлого века, в 1952 г.
более 62% смешанных браков были русско-белорусскими. В последующие годы число однонациональных браков в районе заметно сокращалось. Если в 1960 г. белорусские браки составляли 44% всех браков с участием белорусов, то в 1989 г. — всего 17%.
Белорусы роднились в основном с близкими к ним по верованию, культурно-бытовым традициям, языку русскими. Браки с башкирами, татарами, латышами встречались редко, хотя в некоторых поселениях они жили совместно. В 1989 г. в том же Иглинском районе было зарегистрировано 5 белорусско-татарских, 2 белорусско-башкирских, один белорусско-чувашский брак.
В недавнем прошлом и в Белоруссии белорусско-русские браки составляли наиболее многочисленную группу национально-смешанных браков, и дети, воспитанные в таких семьях, как правило, относили себя к русским. В других этнически неоднородных семьях, где один из супругов белорус, предпочтение отдавалось белорусской национальности. Априори можно допустить, что этот обычай не забыт и белорусами башкирского края, ибо они сохраняют многие положительные традиции своих предков.
Большим событием стало подписание 6 июля 1999 года Договора о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Рес­публикой Башкортостан и Республикой Беларусь, а также открытие весной 2001 г. отделения Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в г.Уфе. Росту национального самосознания белорусов Башкортостана также способствует деятельность Республиканского белорусского национально-культурного центра «Сябры» («Спадчына»), который был основан в 1996 г. Белорусский национально-культурный центр «Сябры» проводит широкую научно-просветительскую, культурно-массовую, хозяйственную деятельность. В ноябре 2001 г. состоялась отчетно-выборная конференция Республиканского национально-культурного центра белорусов Башкортостана «Сябры», которая продемонстрировала высокую активность белорусов края. Определенную помощь белорусам Башкортостана оказывает белорусское общество по этнокультурным связям с соотечественниками за рубежом «Родина» в г.Минске. Усилился интерес белорусов Башкортостана к истории и культуре своего народа. Исследование, проведенное в 1998—2000 гг. учеными Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН в белорусских селениях Иглинского района и г.Уфы, показало, что часть населения, записанных при переписи 1989 г. как русские, считают себя белорусами. Возросло число белорусов, знающих белорусский язык, в том числе благодаря открытию белорусской общеобразовательной Пушкинской и начальной Позолотенской школ Иглинского района Башкортостана. Белорусы активно участвуют в праздниках национальных культур, организуемых управлениями культуры Иглинского и Архангельского районов: «Троица», «Масленица» вместе с русскими, «Сурхури» вместе с чувашами, «Праздник Лиги» с латышами, «Кис ултырыу», «Праздник гусей» вместе с башкирами и татарами. В 1990-е годы организованы белорусские фольклорные коллективы в селе Балтика, деревнях Пушкино, Буденный Иглинского района. Большой популярностью среди населения пользуется ансамбль белорусской песни «Сябры» Балтийского сельского дома культуры.
Искони жизнерадостным, жизнеутверждающим, динамичным празднеством была Масленица, совпадавшая с Новым годом по лунному календарю. Сейчас отдельные традиционные формы масленичного гулянья восстанавливаются.
Белорусы праздновали также Пасху (Светлое Воскресение Христово), Вербное Воскресенье, Троицу (День Святой Троицы). Особенно яркий и любимый их праздник — Ивана Купалы — день летнего солнцестояния. В недавнем прошлом его помнили лишь пожилые. И по их воспоминаниям работники культуры Иглинского района возродили его и он стал праздноваться в белорусских деревнях, куда съезжались не только белорусы, но и русские, башкиры, татары.
Башкортостаном и Белоруссией ведется плодотворная совместная работа в области профессионального искусства. В 1998 году в Белоруссии гастролировал Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан. А затем в Башкирии гастролировал белорусский Национальный академический театр имени Янки Купалы. В 2001 году коллективы встретились в Тольятти на фестивале театров, на сегодняшний день между театрами поддерживаются тесные творческие и профессиональные контакты. В Республике Беларусь в июне 1998 года был основан Международный фонд развития татаро-башкирского духовного наследия «Чишма». Одной из целей этого фонда является развитие культурных, экономических, научных связей между Республикой Беларусь и Республикой Башкортостан. Белорусы Башкортостана вносят свой достойный вклад в развитие материальной и духовной культуры, в дело укрепления стабильности и прогресса республики.

Литература

1. Мурзабулатов М.В. Города и районы Республики Башкортостан. — Уфа, 1995.
2. Хисматов М.Ф. Особенности современных демографических процессов в Башкирии // Территориальные социально-экономические системы Урала. — 1978.
3. Киекбаев М.Д. К истории формирования этнического состава населения башкирского Зауралья // Этнические процессы в Башкирии в новое и новейшее время. — Уфа, 1987. — С.78—84.
4. Гарипов Т.М. Языковая жизнь в исторической и современной Башкирии // Языковые контакты в Башкирии. — Уфа, 1972.
5. Тухватуллин Р.М. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. — Уфа, 1997.
6. Башкиры и Башкортостан. XX век: Этностатистика / Авт.-сост. Б.X.Юлдашбаев. — Уфа, 1995.
7. Бикбулатов Н.В. Современные этнодемографические процессы в Башкирии //
Социально-политические и этнодемографические процессы на Южном Урале XVII—XX вв. — Уфа, 1992. — С.36—62.
8. Гарипов Т.М. Этнодемографическая и языковая характеристика современной Башкирии // Развитие общественных функций башкирского литературного языка. — Уфа, 1987.

Мухамет МУРЗАБУЛАТОВ


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2017