На журнал "Ватандаш" можно подписаться в любом почтовом отделении РФ. Индекс - 78384.//Подписка по каталогу «Почта России» через ФГУП по РБ для индивидуальных подписчиков.//Альтернативная (льготная) подписка через редакцию.






Маршал авиации Иван Пстыго

 Видный военачальник — маршал авиации Пстыго Иван Иванович родился 10 апреля 1918 года в деревне Сухополь Уфимского уезда одноименной губернии (ныне Архангельского района Башкирии) [1, с.215]. По утверждению самого маршала авиации, он прожил большую, интересную, насыщенную яркими событиями жизнь, посвященную служению Родине. Было в ней немало трудностей, невзгод, но много хорошего, радостного, светлого [2, с.1].
Иван Иванович вырос в семье белорусов, которые переехали в Уфимскую губернию в начале Первой мировой вой­ны. Их переезд был связан с Восточно-Прусской операцией или же Мазурской трагедией. Многие белорусские семьи не хотели оставаться под немецкой оккупацией и двинулись на восток. Так родители И.И.Пстыго оказались на башкирской земле. Вначале семья жила в деревне Сухополь, а потом переехала в поселок Подгорское. Когда Ивану было 10 лет, они переехали в поселок Шишканское. В семье было восемь детей. Детство было трудным. Отец — Иван Григорьевич — солдат Первой мировой войны, был сильным, справедливым и добрым человеком, а мать — Евдокия Фоминична — доброй, заботливой и ласковой женщиной. С первого по четвертый класс Иван учился в Валентиновской начальной школе. С сентября 1930 года пошел учиться в 5-й класс в районном центре, так как отец стал секретарем Архангельского волостного исполнительного комитета. Осенью этого года Ивана Григорьевича обвинили в торможении темпов коллективизации в районе, и суд приговорил его к пяти годам лишения свободы. Для семьи Пстыго начались трудные дни. В 1933 году Иван окончил семилетку и по комсомольской путевке прошел краткосрочные курсы учителей. Осенью стал учителем 2-го и 4-го классов в Асактинской начальной школе. Через год он уехал в Уфу и поступил учиться в среднюю школу №3. В 1936 году, пройдя сложный процесс отбора, Пстыго И.И. поступил в Энгельское военное авиационное училище [2, с.6—15]. На этом его детство закончилось. Военное училище летчиков он успешно закончил в 1940 году [3, с.603].
После окончания военного училища лейтенант Пстыго И.И. получил назначение в 211-й бомбардировочный авиационный полк Одесского военного округа [4]. Полк дислоцировался в Котовске, недалеко от границы с Румынией. В его составе было пять эскадрилий, в каждом по десять самолетов. Пстыго И.И. начал службу в четвертой эскадрилье. Полк в это время осваивал двухместный бомбардировщик Су-2.
С апреля по июнь 1941 года 211-й полк находился на полевом аэродроме у реки Днестр — шла напряженная боевая подготовка [2, с.25—26]. Начало Великой Отечественной войны лейтенант Пстыго И.И. встретил в должности командира звена и первый боевой вылет он совершил в составе группы 22 июня 1941 года [4]. Это было его боевым крещением. Всего на Су-2 он совершил 21 боевой вылет. После падения Киева и Харькова, когда в 211-м бомбардировочном авиационном полку осталось лишь 11 самолетов из 50, лейтенанта Пстыго И.И. в числе других летчиков направили переучиваться в авиационное училище в город Балашов. Здесь он осваивал новый самолет — штурмовик Ил-2 [4].
Бронированный штурмовик Ил-2 развивал скорость более 400 километров в час, имел солидную бомбовую нагрузку до 400 кг, а также восемь направляющих блоков для подвески РС — реактивных снарядов.
В начале 1942 года Пстыго И.И. служил инструктором по изучению новой машины Ил-2, но все время рвался на фронт. Попав на фронт, сначала воевал в 504-м штурмовом авиационном полку командиром звена. В последующем воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах в качестве командира звена, эскадрильи, начальника воздушной стрелковой службы штурмовой авиационной дивизии и авиационного корпуса [4]. В 1943 году майор Пстыго И.И.
был назначен командиром 893-го штурмового Витебского Краснознаменного авиационного полка [2, с.146]. За войну совершил 96 боевых вылетов [3, с.603].
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Иван Иванович Пстыго был награжден в августе и октябре 1942 года и в 1945 году орденами Красного Знамени, в 1943 году — Орденом Отечественной войны 1-й степени и в 1944 году орденом Александра Невского [4]. Родина высоко оценила его боевые достижения. Войну Пстыго И.И. завершил в звании подполковника.
После войны в своих мемуарах Иван Иванович Пстыго писал: «Работая в должности командира полка, я понял, что война — работа для всех солдат, сержантов, офицеров, генералов и маршалов. Война — это работа. Особая, тяжелая, опасная, смертельная, но работа» [2, с.171].
Осенью 1946 года подполковник Пстыго И.И. сдал полк и убыл в город Липецк на годичные высшие офицерские курсы усовершенствования командиров частей ВВС. В 1947 году, завершив учебу с отличием, получил назначение заместителем командира авиадивизии на Сахалине. В 1949 году Пстыго И.И.
стал командиром смешанной авиадивизии на Чукотке и получил звание полковника, а в 1952 году получил новое повышение, став заместителем командира смешанного авиационного корпуса, дислоцированного на Камчатке. На Дальнем Востоке служба Ивана Ивановича складывалась успешно, уже летом 1953 года он был назначен командиром авиационного корпуса. В мае 1954 года Пстыго И.И. стал генерал-майором авиации. Старание, полная самоотдача службе, постоянная учеба, повышение своего мастерства дали положительные результаты. конечно же, помог и накопленный опыт службы. Все это привело к тому, что в марте 1955 года генерал Пстыго И.И. приказом министра обороны СССР был назначен заместителем командующего воздушной армией. С этой должности будущий маршал поступил в Высшую военную академию Генерального штаба.
Учеба в академии была напряженной. Генерал-майору авиации Пстыго И.И. запомнились армейские учения, в которых участвовали слушатели академии. Эти учения проводились под общим руководством министра обороны Маршала Советского Союза Жукова Г.К. Иван Иванович, тепло отзываясь о Жукове Г.К. в своих мемуарах, писал: «Мне посчастливилось и видеть, и слышать этого подлинно народного героя, выдающегося полководца и замечательного человека» [2, с.273—274].
После окончания академии в 1957 году генерал-майор Пстыго И.И. был назначен заместителем командующего Военно-воздушных сил Ленинградского военного округа по боевой подготовке. Здесь генерал летал сам на МиГ-17 и Ил-28. В Ленинградском военном округе были успехи в боевой подготовке авиационных частей и соединений. В этих успехах были заслуги генерала Пстыго И.И.
Уже через год, неожиданно для него самого, Иван Иванович был назначен заместителем командующего Военно-воздушными силами Группы советских войск в Германии. В это время авиация Группы войск находилась в постоянной боевой готовности. На некоторых аэродромах летчики временами дежурили, сидя в кабинах самолетов. Им полагалось взлететь мгновенно после получения команды. За считанные минуты летчик должен был вырулить на взлетно-посадочную полосу, быстро поднять самолет в воздух, разобраться в обстановке, предупредить нарушение границы, а если она нарушена, наказать виновника.
После успешного освоения самолета МиГ-21 в 1960 году Пстыго И.И. было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации, и сразу же он был назначен командующим Военно-воздушными силами Группы Советских войск в Германии. Эта должность была большая и весьма ответственная, она требовала огромных личных усилий. В 1967 году Пстыго И.И. стал генерал-полковником авиации и заслуженным летчиком СССР. Этот год для нашего земляка знаменит и тем, что он стал заместителем Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке
[2, с.304—307]. В 1975 году произошло важнейшее событие в жизни Ивана Ивановича: министр обороны СССР Маршал Гречко А.А. сообщил ему по телефону о том, что Указом Президиума Верховного Совета ему было присвоено высокое воинское звание маршала авиации [4].
В 1977 году маршалу авиации Пстыго И.И. было поручено сформировать Центральную инспекцию безопасности полетов Вооруженных сил СССР, которую он же и возглавил. Тогда им была введена «формула безопасности полетов» как сумма слагаемых — качества личного состава, законов летной службы, регулярности полетов, руководства и управления полетами, надежности авиационной техники [4]. C 1983 года и до конца жизни маршал авиации Пстыго И.И., находясь в составе Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР, передавал свой богатый опыт более молодым офицерам и генералам авиации.
За 59 лет военной службы в авиации Пстыго И.И. освоил 52 типа самолетов, его летный стаж составил 42 года, в небе он провел 7500 часов. Являясь председателем государственной комиссии, он дал путевку в жизнь таким самолетам, как Миг-21 и Миг-23. В 1978 году за личное мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск в послевоенный период, освоение сложной боевой техники ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Заслуженный военный летчик СССР [5, с.32.] маршал авиации Пстыго И.И. за заслуги перед Отечеством был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, семью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, орденом За службу Родине в Вооруженных силах СССР и орденом За заслуги перед Отечеством 4-й степени [1].
В своих мемуарах Пстыго И.И. писал: «Горжусь, что судьба подарила мне счастье быть советским летчиком. Пролетав более 40 лет и подходя к финишу жизни, я не представляю, чем бы мог заниматься, кроме полетов. Полеты были главным содержанием и целью моей жизни. Что еще считаю нужным сказать? Мне кажется, что, несмотря на довольно активную, напряженную жизнь, я остаюсь должником перед своей страной, своим народом. Наверное, мог бы сделать для них больше и лучше» [2, с.325].
Иван Иванович любил свою малую родину, в интервью литературному журналу «Большая охота. Все для охотников и про охотников», отвечая на вопрос «откуда Вы родом и были ли в вашей семье охотники?», он отвечал: «Родился я в Башкирии, в деревне Сухополь Инзерского района. Река Инзер не имеет себе равных: глубина ее доходит местами до пяти метров, чистейшая вода, можно прочитать оброненную монету. Это Западное Приуралье неописуемо прекрасно. Я побывал во многих странах мира, вплоть до Нигерии и Мексики, но такой красоты нигде не видел» [6].
Талантливый человек во всем талантлив. Иван Иванович известен не только как выдающийся летчик и маршал авиации, он знаменит и как писатель, как творческий человек, опубликовавший сочинения в 12-ти томах. Маршал оставил потомкам замечательные воспоминаиия. Его мемуры вышли в свет в виде нескольких вариантов в разное время. К ним следует отнести: «На боевом курсе» (М.: Воениздат, 1989); «Труженики неба» (М., 1994. — 469 с.); «Труженики неба» (Уфа: Китап, 1995. — 327 с.); «Труженики неба»
(М.: Издательский центр «Акционер», 2003. — С.352) и др. В них он знакомит читателя с нелегкой, но счастливой судьбой человека, прошедшего всю Великую Отечественную войну от первого до последнего дня, и до преклонных лет прослужившего в Военно-воздушных силах. Через призму личного опыта он в них рассказывает об истории отечественной военной авиации, тепло и сердечно вспоминает будни и праздники тружеников неба.
Среди множества книг и статей, опубликованных маршалом, наше внимание привлекла его работа под названием «Жизнь и наука» (М.: Издательство ЗАО «АНДА», 2003. — 448 с.). В этой книге на основе богатого жизненного опыта он обобщает свои многолетние размышления о взаимном влиянии науки и повседневной жизни общества, взаимосвязи и развитии, о превращении науки в одну из главных производительных сил. Нас удивляют интересные рассуждения Пстыго И.И., изложенные в книге «Солнце и Земля» (М.: Голос-Пресс, 2004. — 304 с.) Здесь в отдельных статьях о Вселенной, Галактике, Солнечной системе, Земле отражены мысли автора, которые волнуют многих людей. В книгу «Избранное» (М.: Голос-Пресс, 2005. — 296 с.) вошли различные материалы, накопленные в разные годы. Здесь он составил и систематизировал многие интересные широкому кругу читателей мнения, стихи известных поэтов, хронологическую таблицу, связанную с темой Гражданской и Великой Отечественной войн, а также Вооруженных сил до 1967 года. В начале данной книги Пстыго И.И.
дает свое определение ленинизму. С его точки зрения, ленинизм — это объективное историческое и универсальное диалектико-материалистическое учение о развитии человечества. Автор-составитель книги подчеркивает, что истоки ленинизма — глубокое изучение открытий от Эпикура и Демокрита, Аристотеля и Гегеля до Маркса и Энгельса, и глубокий анализ и синтез всего пути, прошедшего человечеством. Маршал Пстыго И.И. был настоящим материалистом и коммунистом. Он не менял убеждения до конца своей жизни. В книге «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» (М.: Голос-Пресс, 2006. — 360 с.)
маршал пишет: «Скажите, историки, знающие археологи, кого хоронили так, как хоронили Ленина? Нет, не назовете. Хоронили со звоном колоколов царей. Хоронили с артиллерийскими залпами государей. А когда хоронили Ленина, замер весь мир. Все, что может двигаться, остановилось. Все, что могло — гудело. Все сняли головные уборы. Мир замер на 5 минут». Это глубокие суждения убежденного человека. Маршал авиации очень любил русскую литературу и историю [7, с.353]. Эта любовь привела его к творческой работе, различным размышлениям и написанию множества книг.
Изученный нами материал о жизни и деятельности уроженца Башкортостана, маршала авиации Пстыго Ивана Ивановича показывает, что он действительно прошел большой жизненный путь. У него было непростое детство. Он посвятил свою большую и многогранную жизнь служению Отечеству в рядах Вооруженных сил страны.
Мало кто может стать маршалом. Что же способствовало этому? Как могло быть так, что простой деревенский паренек смог покорить сияющие вершины трудной армейской службы и стать маршалом? С нашей точки зрения, его успехи в многолетней армейской службе связаны:
— с наличием у него воинских дарований;
— целеустремленностью и напряженным трудом в течение всей жизни;
— великолепными человеческими качествами и коммуникабельностью;
— постоянным и устойчивым стремлением к учебе;
— стремлением к освоению всего нового и передового в авиации;
— наличием соответствующего авиации здоровья и физических возможностей;
— способностью переносить различные тяготы и лишения армейской службы;
— беззаветной любовью и преданностью авиации;
— поддержкой семьи в ходе длительной и сложной воинской службы;
— были и везение, счастливая армейская служба.
Нет сомнений и в том, что Иван Иванович был талантливым человеком. Об этом свидетельствует вся его армейская биография. Он стал известным всей стране человеком, своим трудом завоевал колоссальный авторитет. Многие военные деятели, достигнув высоких должностей, перестают заниматься конкретным делом, а Пстыго И.И. был всегда летающим офицером, генералом и даже маршалом. В этом был ключ к успеху.
У нас есть все основания гордиться тем, что в Башкортостане родился, учился и получил путевку в большую жизнь, в небо такой замечательный человек, военачальник, настоящий герой, маршал. Об этом интересном человеке хорошо знают в Архангельском районе республики. В местном историко-краеведческом музее много материалов о нашем земляке. Он известен всей республике и в стране в целом, однако хотелось бы более конкретного и большего освещения его жизни и подвигов в средствах массовой информации, особенно в печати. Было бы правильно отразить жизнь и деятельность маршала авиации в отдельной экспозиции в Музее боевой славы республики. В образовательной сфере в настоящее время идет борьба за сохранение и усиление регионального компонента, и в связи с этим было бы правильным отражение биографии маршала в учебниках и учебных пособиях. Есть возможность использовать материал о его беззаветной и прекрасной службе Отечеству во внеурочной и внешкольной работе. Для молодых ребят, учащихся его жизнь и служба является примером. Многие из них могут выбрать в качестве своего жизненного маршрута служение Родине в составе Военно-воздушных сил страны.

Михаил БИКМЕЕВ


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2017