Когда поет душа

Творчество Розы Хайдаровны Сахаутдиновой стало неотъемлемой частью музыкальной жизни республики. Яркие, запоминающиеся песни композитора прочно вошли в репертуар исполнителей, каждый день звучат по радио и телевидению, да и просто в домах людей, любящих музыку. А песням Розы Сахаутдиновой присущи широта дыхания и распевность, мелодическая щедрость, богатство мелизматики, берущие начало в народной песне. От неё же простота и доходчивость музыкального языка, искренность и глубина чувств. “Кукушка”, “Жизнь”, “Озеро лебедей”, “Белые сирени”, “Подснежник”, “Прошла молодость”, “Вишнёвая гора”... Эти и многие другие песни берут за душу чарующим мелодизмом, своеобразными, чисто “сахаутдиновскими” интонациями и оборотами. Невольно задумываешься, откуда это таинство рождения звуков, волнующих душу самого разного круга слушателей — будь это музыкант или человек, далёкий от искусства? Где берёт начало этот неистощимый родник мелодий?
Роза Сахаутдинова: “Всё это, как говорится, родом из детства. Наша семья была очень музыкальной. Родители мои хорошо пели, были красивыми, артистичными людьми. Знали много песен — башкирских и татарских, украинских и русских. Постоянно я слушала звуки гармони, тальянки, гитары. Хорошо помню, как мама пела башкирские народные песни “Таштугай”, “Зульхиза”. Это оставило очень яркие впечатления в юной душе. Много лет спустя я написала свою песню “Зульхиза” на стихи Булата Рафикова, как отклик, как отзвук на прекрасную протяжную мелодию, услышанную в детстве”.
Родители будущего композитора жили и работали в Миякинском районе. Затем судьба забросила их в Среднюю Азию — в Таджикистан. Там, в городе Душанбе, и родилась Роза. Это было в 1937 году. Здесь же они пережили трудности военного лихолетья, было много горестей и невзгод, тяжёлых утрат. Там и началось увлечение Розы музыкой, театром. Она хорошо пела, танцевала, даже принимала участие в балете Глиэра “Красный мак”. В начале 50-х годов их семья вернулась на родину — в Башкортостан. Школу-десятилетку Роза окончила в Чишмах. Продолжала выступать на сцене в школьных концертах — хорошо пела, любила танцевать. Имея явные артистические способности, молодая девушка тянулась к сцене. Её приход в Башгосфилармонию был закономерным. Позанимавшись в студии, она начала танцевать в Ансамбле народного танца под руководством Файзи Гаскарова, затем — в эстрадных бригадах. Ей посчастливилось работать на сцене рядом с такими мастерами, как Хабир Галимов, Ишмулла Дильмухаметов, Асма Шаймуратова, Сулейман Абдуллин, Фарида Кудашева…
Общение с выдающимися певцами, музыкантами обогащало яркими музыкальными впечатлениями. Ничто не проходит бесследно для одарённой души. А Роза была именно такой — талантливой во всём, что она делает. Любовь к музыке и большая тяга к знаниям привели её в Уфимское училище искусств на отделение хорового дирижирования. Диплом защитила на “отлично”, а председателем госкомиссии был сам маэстро Тагир Сайфуллин. Успешно работала в Уфимской школе № 100, где организовала хоровую студию. Работала увлечённо, с азартом. Тогда и начала сочинять песни для своего коллектива, который неоднократно становился победителем на различных фестивалях и смотрах. С её первыми композиторскими опытами познакомился Халик Заимов. Известный композитор одобрил её песни, посоветовал учиться дальше. Роза продолжала писать песни и в годы работы звукорежиссёром на телевидении.
Ее творческий путь не был усеян розами, были и “шипы”, было немало трудностей. Но она — человек на редкость целеустремлённый и волевой. Главное в ней то, что она, несомненно, самородок, талант от природы. Вскоре её песни стали очень популярными, полюбились слушателям. Розу стали приглашать на творческие встречи, песни записывались на радио. Появились первые пластинки с её песнями. Театры стали приглашать как композитора для постановок спектаклей.
Р.С.: “Область театральной музыки также была увлекательной для меня. Первой большой работой стала “Колыбельная” Туфана Миннуллина в постановке Рифката Исрафилова. Там нужно было написать семь колыбельных песен, причём на башкирском, татарском, грузинском, казахском языках — для каждой из героинь, женщин со своей нелёгкой судьбой. И песня должна была соответствовать их образу. Удивительно, что актрисы хорошо справлялись с языком оригинала. В музыке к спектаклю “Идукай и Мурадым” нужно было воспроизвести мелодии XIII века — сделать стилизацию. Там тоже была колыбельная, её очень выразительно пела Роза Каримова. Потом были “Медея” Еврипида, “Через потери” И.Юмагулова, “Прощайте” Т.Миннуллина. Это была интересная страница моей творческой жизни”.
Песни Розы Хайдаровны пели многие знаменитые певцы — Хайдар Бегичев, Роза Рымбаева, Назифа Кадырова, Зухра Сахабиева... Фирма “Мелодия” выпустила несколько пластинок с песнями композитора. В 1985 году Роза Сахаутдинова была принята в Союз композиторов СССР. Её рекомендовал сам Тихон Николаевич Хренников — председатель Союза композиторов. Ему — яркому мелодисту, известному композитору-песеннику песни Розы очень понравились. Он высоко оценил её многообразное, обширное по охвату тематики песенное творчество. Прослушав её песни, проиграв их за роялем, он убедился, что перед ним талант, причём талант яркий и самобытный, с редким по мощности мелодическим дарованием. Благодаря его рекомендации Роза Сахаутдинова без особых формальностей была принята в Союз композиторов. Так начался новый этап в ее творческой жизни. А в знак большого уважения к Тихону Хренникову вскоре Роза Хайдаровна написала цикл романсов на стихи Сергея Есенина, посвятив его Тихону Николаевичу.
Роза Сахаутдинова пробует себя в разных жанрах — струнный квартет, сюита для фортепиано, инструментальные пьесы для детей, немало создано и хоровых сочинений. Но при всём многообразии интересов, главным в творчестве композитора остаётся песня. Ею написано более 500 песен. Именно в песнях проявляется личность композитора, неповторимая индивидуальность, её мелодический язык, всегда узнаваемый. Очень активно сотрудничает Роза Хайдаровна с поэтами республики. Она обращается к поэзии Мустая Карима, Равиля Бикбаева, Сафуана Алибаева, Гульфии Юнусовой, Мусы Сиражи, Тамары Ганеевой, Анисы Тагировой, Рами Гарипова, Дили Булгаковой, Урана Киньябулатова…
Р.С.: “Знакомство с поэтами, творческое общение с ними даёт мне очень много. В их разнообразном творчестве очень привлекает и философия, и лирика. Выбираю только те стихи, которые импонируют сердцу, проникают в глубину души. Здесь важен и характер, и стиль, и мировоззрение автора. Поэтому у меня для каждого поэта свой почерк, своя интонация. Стараюсь в стихах уловить основную, главную мысль и представить себе склад будущей мелодии. Ищу неповторимую выразительную интонацию в звучании ритма поэтической речи. Но развиваю всё это по-своему, так, как чувствует моё сердце. Постепенно слова как бы оживают, наполняясь внутренним светом, обретают особую стройность, дыхание и… незаметно рождается мелодия. Я не записываю новую песню на ноты до тех пор, пока она окончательно не улеглась в моей душе, пока “не запросилась выйти наружу”.
Это высказывание — цитата из автобиографической книги композитора “Мемуары”, где она пишет о жизни, о встречах, успехах и горестях. С оттенком грусти говорит автор о том, что на поиски призвания ушли долгие года. И сейчас она много, неистово работает, как бы стремясь наверстать упущенное в молодости. Как поётся в песне её любимого композитора Александры Пахмутовой: “Ничто на земле не проходит бесследно...” С годами обогащается личность, особенно, когда эта личность наделена способностью глубоко чувствовать и переживать, человек неравнодушный ко всему, что в нашей жизни происходит. Поэтому и музыка Розы Хайдаровны так непосредственна и понятна самому простому слушателю и искушённому любителю музыки. Есть у композитора песня, которую называют ее визитной карточкой — это знаменитая “Вишневая гора”. В этой красивой и проникновенной песне поётся о радости первой встречи с любимым на склоне цветущей вишнёвой горы, поётся о любви, радости и счастье, о мгновениях жизни, промелькнувшей так быстро. Это философия быстротекущей жизни, волнующие переживания, воспоминания о молодости, в которые уносят поэтичные образы песни и её мелодия — выразительная, глубокая, неповторимая. Слова написаны Ураном Киньябулатовым, поэтом, на стихи которого Роза Сахаутдинова написала немало замечательных песен, многие талантливые певцы пели и поют “Вишневую гору”, но мне кажется, что лучше всех звучит она в исполнении самого автора. Может быть, потому, что песня в какой-то степени автобиографична — с такой нежностью, страстно, с большой силой чувств поёт её Роза Хайдаровна.
А вот как говорит о процессе работы над вокальными произведениями композитор: “Каждый раз бывает по-разному. Иногда песня рождается на одном дыхании — как музыкальное прочтение полюбившегося стихотворения. А иногда очень долго вынашиваю, из множества мелодий, переполняющих меня, не могу выбрать единственную. Мне приносят и присылают много стихов, разные поэтические сборники. Как-то получаю большой пакет из Казани от известной поэтессы Гульшат Зайнашевой. Такие хорошие стихи! Я сразу села за пианино. Не знала — за окном день или ночь, не могла оторваться от работы. И в течение недели закончила вокальный цикл на стихи Зайнашевой. Также увлечённо работала над циклом романсов на стихи Марины Цветаевой. Эти романсы так тонко и задушевно поёт наша замечательная певица Флюра Кильдиярова. У меня не бывает проблем с исполнителями. Я их люблю, люблю работать с ними — это Назифа Кадырова, Фарит Бикбулатов, Фануна Сиражетдинова, Хамдуна Тимергалеева, Зухра Сахабиева, Фанави Салихов…
Есть мои песни и в репертуаре “Театра песни Рената Ибрагимова” — звучат в Москве, и не только. Поют мои песни и Танзиля Узянбаева, Вакил Ялалетдинов, Радик Динахметов. Раньше мы часто выезжали на творческие встречи, на различные фестивали — особенно любили бывать на фестивале музыки композиторов республик Поволжья и Урала”.
Творческие встречи и авторские вечера Розы Сахаутдиновой всегда превращаются в праздники музыки, праздники песни. Композитор не может жить без ярких и сильных впечатлений, вариться только в собственном соку. Поэтому различные поездки на фестивали и праздники музыки — в Москву, Казань, Йошкар-Олу, Ижевск — всё это становится неотъемлемой частью жизни музыканта-творца.
Особенно плодотворно работает Роза Хайдаровна в последние годы. Произведения регулярно издаются, потому что её музыка востребована. Её исполняют и хоровые коллективы, и солисты, и юные музыканты. Циклы романсов, хоровые сочинения, песни Розы Сахаутдиновой исполнялись на творческих отчётах Союза композиторов в Москве, звучали они и в Германии, с удовольствием поют их везде, где живут башкиры и татары. Красивые, мелодичные песни звучат по радио и телевидению — их много в фондах государственной телерадиокомпании “Башкортостан”.
Кажется, совсем недавно вышел в свет её большой сборник песен, как вскоре появился новый сборник “Романсы на стихи Сергея Есенина и Марины Цветаевой”. Памяти павших героев, Великой Победе посвящен сборник на стихи башкирских поэтов “Не вернулись в родные края”. Перед нами новые издания — “Сборник фортепианных пьес для детей и юношества”. “Песни и романсы на стихи Гульшат Зайнашевой”. Замечательные песни на стихи Рами Гарипова. Завершена и книга воспоминаний “Мемуары”.
Так что, композитору некогда унывать — работы много. Много неизданных произведений, еще рождаются новые. Бабушка Роза очень любит свою внучку и четырёх внуков. Хотя назвать бабушкой эту элегантную, обаятельную и моложавую женщину язык не поворачивается. Несмотря ни на какие трудности, Роза Хайдаровна всегда сохраняет бодрость. У неё хорошее чувство юмора и она красива, как красивы её песни. Для себя твёрдо усвоила — под лежачий камень вода не течёт. И упорно работает. Каждый день. Работает, не выжидая вдохновения. А оно приходит только к настойчивым и трудолюбивым. И талантливым.
Друзья, почитатели и поклонники любят композитора и верят, что Роза Хайдаровна Сахаутдинова ещё много лет будет радовать их своим лучезарным песенным даром, мелодиями, льющимися из глубины её нежной и страстной души.

Мингазова Э.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018