Титан башкирской духовной культуры

24 марта 2016 года Правительство Республики Башкортостан приняло Постановление: «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 175-летию со дня рождения известного башкирского просветителя, поэта и общественного деятеля Мухаметсалима Ишмухаметовича Уметбаева».
В практической реализации Постановления Правительства первым значительным событием стала Международная научно-практическая конференция «Этапы и особенности развития просветительства в Башкортостане и России: филологические, философские, историко-культурные, педагогические и правовые аспекты», которая состоялась 17 мая в Башкирском государственном университете. Организаторами конференции выступили Башкирский государственный университет и Академия наук Республики Башкортостан. Подготовлен и издан сборник материалов конференции, в котором опубликовано более 120 работ участников форума, среди них — работники научных и высших учебных учреждений Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Респуб­лики Башкортостан, Республики Татарстан, Алтая, Саратовской области, Бурятии, Саха-Якутии, Мордовии, Чувашии и других регионов ближнего и дальнего зарубежья.
На пленарном заседании выступили ректор БГУ, профессор Н.Д.Морозкин, профессор, доктор педагогических наук, Президент Академии наук РБ А.С.Гаязов, председатель комитета Госсобрания—Курултая РБ Э.Р.Аиткулова, заместитель министра образования РБ Л.И.Васильев, председатель Исполкома Всемирного Курултая башкир А.М.Ишемгулов, а также профессора и преподаватели БГУ.
На конференции было подчеркнуто, что М.И.Уметбаев своим творчеством, просветительской, научной и общественной деятельностью внес неоценимый вклад в развитие литературы, науки, образования и культуры башкирского народа. На заключительном заседании участники конференции приняли резолюцию, где изложены мероприятия по пропаганде и увековечению жизни и творчества великого башкирского просветителя.
XIX век в истории башкир замечателен тем, что в его рамках рождаются и на общественно-историческую арену выдвигаются такие титаны башкирской духовной культуры, как Мифтахетдин Акмулла и Мухаметсалим Уметбаев. И Акмулла, и Уметбаев — личности неповторимо индивидуальные. В отличие от одаренного поэта Акмуллы, Уметбаев — мыслитель и философ, теоретик и практик такого историко-культурного феномена, как башкирское просветительство.
Но сходство и величие Акмуллы и Уметбаева состоит в том, что они оба посвятили себя служению родному народу. В судьбах и деяниях Акмуллы и Уметбаева нашли яркое выражение основные тенденции переломного момента в истории Башкортостана и России.
Вторая половина XIX века — эпоха заката крепостнического строя, отмены кантонной системы управления в Башкортостане, бурного развития новых форм хозяйственной жизни, разносодержательных национальных движений. Такой стремительный размах общественно-политических, экономико-производительных факторов вызывает невиданный подъем национального самосознания. Новое время потребовало духовных лидеров нации. Как ответ, среди народов окраин России формируются такие личности, как Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалим Уметбаев, Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри, Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев и другие. Все они — люди поэтически одаренные, мыслители и философы. Высокая светская и теологическая образованность дают им возможность овладеть социально-политической философией нового времени. Прогресс развития нации и народа они видят, прежде всего, в просвещении. Идея просветительства всецело объединяет многогранную творческую, общественную, организаторскую деятельность и Мухаметсалима Уметбаева. И потому в истории башкирского народа М.Уметбаев характеризуется как первый и самый видный просветитель-демократ классического типа.
Просветительское мировоззрение М.Уметбаева четко выражается, в частности, в его взглядах на личность и творчество Александра Пушкина. В 1899 году М.Уметбаев ведет активную организаторскую и творческую работу в Губернской комиссии по проведению 100-летнего юбилея А.С.Пушкина в Уфе. В связи со знаменательным праздником М.Уметбаев пишет статьи о жизни и творчестве поэта, делает переводы его стихов (переведены были стихотворения «Романс», «Наслаждение», «Делибаш», поэма «Бахчисарайский фонтан»). Его переводы и статья вошли в книгу «А.С.Пушкин. «Бахчисарайский фонтан» (Казань, 1900 г.). Глубокие размышления вобрала в себя его статья «Великий поэт Александр Пушкин». М.Уметбаев пишет об общерусском и мировом значении поэзии Пушкина. В статье есть такие строки: «слава А.С.Пушкина перешла границы своей обширной родины и коснулась слуха и сердца всего человечества». Автор подчеркивает, что Пушкину свойственна любовь ко всем народам России, чужда национальная ограниченность, и поэтому «все написанное им может быть с пользой и удовольствием прочтено всеми людьми, без различия рас и верований»1.
М.Уметбаев хорошо знает и высоко ценит творчество и таких классиков русской литературы, как Л.Н.Толстой, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь. Ему особо интересны были философские, этические, педагогические воззрения выдающихся русских писателей. Художественные достижения мастеров русской литературы интересны были поэту М.Уметбаеву и в плане средств поэтического мастерства. Опыт баснописца И.А.Крылова М.Уметбаев творчески использует, например, в басне «Ремень и Лыко».
Хорошее знание восточных языков позволяют ему изучить и использовать обширные источники по творчеству всемирно известных поэтов и мыслителей. Он пишет о творчестве Саади, Фирдоуси, Навои, Шекспира, Гёте, делает переводы их стихотворений. В переводе произведений этих великих поэтов М.Уметбаев видит способ расширения и обогащения духовного мира, культуры родного народа. Одновременно он переводит образцы башкирского фольклора (пословицы, поговорки, отрывки из эпосов, легенд и т.д.) на русский язык. Тем самым он открывает башкирский народ российским соотечественникам.
В своей активной пропаганде мировой культуры среди сородичей М.Уметбаев видел плодотворный путь просвещения родного народа. Но более конкретно о путях просвещения и обогащения духовности башкир он пишет в своих публицистических произведениях. В обширной статье «Общественные порядки» он акцентирует внимание на необходимости открытия в крае новых русско-башкирских школ и медресе, на создании типовых учебников на родном языке по истории, математике, географии, астрономии, физике.
Мухаметсалим Уметбаев не ограничивается декларированием важных идей и проблем. Как истинный просветитель, совершает конкретные дела для практической реализации своих теоретических взглядов и воззрений. Им составляются календари, учебники по математике, башкирско-русский и русско-башкирский словари, написана история Магометанского собрания, шежере башкир Юмран-Табынского рода и др. Он сам некоторое время работает учителем русского языка и математики в медресе города Стерлитамака. Таким образом, Мухаметсалим Уметбаев выступает как деятельный теоретик и практик башкирского просветительства.
Фундаментальную мировоззренческо-философскую основу многогранной художественно-творческой, научно-просветительской, педагогической деятельности Уметбаева составляет патриотическое стремление служить национально-духовному процветанию родного народа. В этом деле М.Уметбаев краеугольным камнем считает тесную дружбу и сотрудничество с русским народом и другими братскими народами, населяющими большую Россию.
Одним из самых прозорливых исторических поступков башкирского народа М.Уметбаев считает такое эпохальное событие, как добровольное вхождение Башкортостана в состав Российского государства.
Мухаметсалим Уметбаев, как великий Михаил Ломоносов в истории русского народа, внес выдающийся вклад в национально-суверенное развитие и расцвет башкирского народа и Башкортостана.

 

Тимергали КИЛЬМУХАМЕТОВ


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018