«Наш музей не пахнет пылью, — Пахнет страстью и борьбой!

 Любой музей — своеобразное явление истории, храм культурного наследия, хранилище времени. Поистине уникальные экземпляры довелось увидеть в Музее истории спорта при Центре подготовки высшего спортивного мастерства Республики Башкортостан, который расположен в тихом и безлюдном местечке исторического центра Уфы — на улице Султанова. Стоит перешагнуть за порог, погружаешься в особую атмосферу, особый мир. На первом этаже жизнь бьет ключом: из спортзала доносятся веселые голоса ребятишек, готовящихся к очередной тренировке. Как только следуют четкие указания тренера: «Ан гард! К бою!», становится тихо, мальчишки — будущие рапиристы — сосредоточены, собраны и готовы вступить в схватку с соперником. Такая картина здесь (а тренировки проходят здесь ежедневно, с самого утра до поздней ночи) — изо дня в день, из года в год, с самого начала образования Центра.
Совершенно по-иному на втором этаже — тут тихо и спокойно, как, впрочем, должно быть в любом музее. Уже в коридоре посетители имеют возможность лицезреть интересные фотографии, снятые несколько десятков лет (а то и полвека и более!) назад, в которых запечатлены история и дух того времени. Здесь — полным ходом идет строительство Дворца спорта, введенного в эксплуатацию в 1967 году, на другом снимке — участники Физкультурного парада 1947 года в Москве, на третьей фотографии — юные гимнастки из общества «Динамо», участницы гимнастических соревнований 13 мая 1945 года. Можно предположить, что соревнования были проведены в честь Победы над немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне.
Не менее интересные экземпляры заняли свое достойное место в самом музее. В экспозициях представлены многочисленные атрибуты, рассказывающие об истории олимпийского движения в республике, о тренерах и спортсменах школы, чьи имена вписаны в историю спорта. Неизменный интерес представляют газетные публикации, буклеты и книжки, личные вещи спортсменов, кубки и награды. На стенах — целая серия впечатляющих спортивных фотографий, снимки наших триумфаторов Олимпиад.
Вот, к примеру, те самые синие лыжные ботинки, в которых бежал один из самых сильных башкирских лыжников середины прошлого столетия — Баязит Гизатуллин в 1964 году в австрийском Инсбруке. Совершенно как новенькие, блестят черные лакированные коньки Артема Белоусова — серебряного призера Универсиады в Турине. Вызывают радость и умиление симпатичные, забавные зверюшки — талисманы разных Олимпиад.
Особый интерес представляют старые, местами потрескавшиеся и пожелтевшие от времени фотографии. Вот, например, снимок, где запечатлены участники Физкультурного парада 1947 года в Москве, среди которых — члены сборной команды БАССР по гимнастике Долгих Таисия, Канунникова Евдокия, Магазова Галина. А многие ли из нас знают, что по гребле на байдарках башкирские спортсмены, вернее, спортсменки, когда-то показывали хорошие результаты? «Бронзовые призеры Чемпионата СССР по гребле на байдарках 1969—70—71 гг. Анна Букарева и Надежда Коминар» — такая надпись под фотографией, где мило улыбаются обаятельные байдарочницы. Многие снимки — в единственном экземпляре, их нельзя увидеть на страницах газет и журналов, на просторах Интернета. Тем ценнее эти черно-белые, на первый взгляд ничем не примечательные фотографии, ведь в каждой из них — отпечаток истории, они — безмолвное свидетельство славных достижений наших спортсменов. А сколько имен, порой незаслуженно забытых, можно открыть для себя, побывав здесь! Наверное, не каждый из нас знает, кто такой Минигалей Абдуллин. Между тем, это мастер спорта СССР по легкой атлетике, неоднократный призер Паралимпийских игр, Кубков мира и чемпионатов Европы по лыжным гонкам. Именно он первым из башкирских спортсменов-инвалидов принял участие в Х Зимних Всемирных Играх глухих в 1983 году в Мадонни Ди Кашпильо и занял I место по лыжным гонкам. У всех на устах громкие имена паралимпийцев последних лет, однако мы практически ничего не знаем о «первопроходцах». Хотелось бы верить, что найдутся энтузиасты, которые восполнят этот пробел, и нынешнее поколение будет знать и тех, кто стоял у истоков этого спортивного направления в республике. Говоря о паралимпийцах, нельзя не отметить работу Центра паралимпийских видов спорта, где инвалидам дают второе рождение. За годы его деятельности наши спортсмены-инвалиды добились больших успехов на российской и международной аренах. Достижения, к примеру, Римы Баталовой, Андрея Строкина, Оксаны Савченко навсегда вписаны в историю мирового паралимпийского движения. Как-то известный спортсмен Александр Карелин сказал, что, если человек с ограниченными физическими возможностями переступил порог стадиона, ему уже нужно вручать медаль. А эти мужественные люди побеждают, занимают призовые места на крупнейших соревнованиях!
Не счесть на стеллажах музея медалей, кубков, наград различного достоинства, дипломов и грамот. Кстати, о последних. Есть среди них и датирующиеся 1930-ми годами. Привлекает внимание и то, насколько они профессионально с художественной точки зрения выполнены. Это не безликие, так похожие одна на другую, современные грамоты. Видно, что над их созданием трудились художники, изображения эстетически привлекательны и точно передают идейный замысел соревнований.
Не секрет, что музейное дело во многом зависит от тех энтузиастов, которые прикладывают все усилия, чтобы фонд был по-настоящему богат, стараются найти редкие, оригинальные экспонаты. Зачастую им приходится брать на вооружение известный принцип «с миру по нитке». Один из таких увлеченных людей — Надежда Киряева, преданная своему делу и открытая в общении.
— В зале представлена лишь часть экспонатов, которые у нас есть, — говорит Надежда Васильевна. — Все выставить не можем — не хватает места, а материалов у нас много. Наша деятельность была бы невозможна без поддержки директора Центра Евгения Емельянова. Хотелось бы отметить, что музей отмечен Дипломом Олимпийского комитета России за большой вклад в пропаганду олимпийского движения. Планируем в скором времени расшириться, тогда посетителям представится возможность ознакомиться с еще большим количеством экспонатов. Я считаю, что все они уникальны, каждый из них — настоящая драгоценность и ценится на вес золота. Наш музей не пахнет пылью, пахнет страстью и борьбой! Для того, чтобы собрать богатый материал, необходимо постоянно искать, налаживать контакты, просить владельцев тех или иных материалов, представляющих интерес, передать свои духовные сокровища в фонд музея. А они в большинстве — уже пожилые люди, их не так-то просто уговорить расстаться с вещами, столь дорогими сердцу, ведь они для них — память, свидетельствующая об их молодости, ярких страницах жизни. Они живут этими воспоминаниями, каждый день перебирают фотоснимки, бережно хранят газетные публикации. И очень жаль, когда такие оригинальные экземпляры впоследствии исчезают, став никому ненужными, выбрасываются или сжигаются. Помню случай, когда, к сожалению, не смогли уговорить пожилую женщину, бывшую спортсменку, передать в музей хотя бы часть коллекции. Когда ее не стало, новые хозяева квартиры весь «хлам» выкинули на улицу. К сожалению, есть люди, для которых старинные вещи — нечто архаичное, пережиток прошлого. Они даже не задумываются о том, какое богатство потеряно. Жаль, что ценности, которые могли бы стать украшением музея, так варварски были уничтожены…
Действительно, жаль… Вместе с тем хотелось бы, чтобы те экспонаты, имеющиеся в фонде музея, обрели электронный вид. Безусловно, нужно проделать огромную работу — кропотливую, требующую немало времени, но конечный результат с лихвой оправдал бы все приложенные усилия! Одним из направлений развития современного музея могло бы стать использование современных технологий — новые средства коммуникации представляют ранее неизвестные возможности для развития музейно-выставочного потенциала. К примеру, как замечательно было бы, если музей Центра подготовки высшего спортивного мастерства республики имел страничку в Интернете! Сейчас многие выставочные залы, отдельные авторы создают собственные сайты, видеофильмы о своей деятельности. Использование «Всемирной паутины» способствовало бы ознакомлению пользователей с текущими и перспективными направлениями деятельности, предстоящими мероприятиями. Совершенно очевидно, что современный музей должен уметь преподать себя, вызывать любопытство, быть доступным, уютным, красивым. А экспозиция музея должна увлечь посетителя тематикой, удивить, навести на размышления и открытия. Это поможет музею поддерживать профессиональный имидж, конкурировать с массовой культурой, что особенно важно в процессе воспитания молодежи. Конечно, бесспорно, что ничто не заменит подлинник, но использование современных передовых технологий могло бы дать новый импульс для развития музея. Сколько мальчишек и девчонок загорятся желанием воочию увидеть экспонаты, имеющие непосредственное отношение к их любимым спортсменам! А придя, откроют для себя новые имена, новых героев, и, возможно, кто-то из них всерьез заинтересуется спортом и задастся целью изучить глубже биографии наших поистине легендарных спортсменов. Кто знает, может, именно они в будущем поднимут славу Башкортостана на спортивных помостах, может, именно среди них — будущие Кадыровы, Ибрагимовы, Соколовы? И, возможно, кто-то из них впоследствии, оглянувшись с высот своих спортивных побед и свершений, скажет: «Мой путь в большой спорт проложен благодаря Музею истории спорта!»

Раиля ГАЛЕЕВА


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018