Демография народов Республики Башкортостан

Мухамет Мурзабулатов

Демография народов Республики Башкортостан на современном этапе

Башкортостан — один из крупных регионов Российской Федерации. В начале текущего столетия в республике насчитывалось 4 млн. 104,3 тыс. жителей и она по количеству населения занимала первое место в Приволжском федеральном округе, опережая все тринадцать его субъектов, и седьмое место в Российской Федерации после Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Московской, Свердловской и Ростовской областей. Жителей в Башкорт­остане почти в полтора раза больше, чем в трех вместе взятых республиках Урало-Поволжья — Марий-Эл, Мордовии и Удмуртии.
Между последней Всесоюзной 1989 г. и первой Всероссийской 2002 г. переписями его население увеличилось на 161,2 тыс. человек. Однако в последние годы оно стало уменьшаться. За 2002—2010 гг. численность сократилась на 32,0 тыс. человек и ныне в республике насчитывается 4072 тыс. жителей. И все же в Башкортостане население убывает не столь интенсивно, как в некоторых других регионах страны: за 2002—2010 гг. численность населения сократилась в Республике Удмуртия на 48,9 тыс., Курганской области — на 108,7 тыс., Челябинской, Оренбургской и Свердловской областях соответственно на 127,1 тыс., 146,5 тыс. и 188,5 тыс. человек. На 184,1 тыс. чел. убыло население и Пермского края. В Российской Федерации в целом за межпереписное время оно уменьшилось почти на 2 млн. человек, что равно населению четырех рес­публик Сибирского федерального округа — Алтая, Бурятии, Тывы и Хакасии.
В 2010 г. почти две трети населения Башкортостана (более 2 млн. 461 тыс. человек) проживало в городах и поселках и немногим более одной трети (1 млн. 610 тыс.) — в сельской местности. По степени урбанизированности населения республика опережает Мордовию и Чувашию и несколько уступает Татарстану и Удмуртии, показатели которых близки к среднероссийскому (73%).
Более половины городского населения — жители трех крупных городов — Уфы, Стерлитамака и Салавата. В столице республики, одном из тринадцати городов-миллионников Российской Федерации, 1071,6 тыс. жителей, что составляет 43,2% городского населения края1.
В республике 40 поселков городского типа и в них 227,4 тыс. жителей или 9% горожан. Для сравнения: в Чувашии 8, Удмуртии 15, Мордовии 19, Марий-Эл 20 и Татарстане 24 поселка. По численности населения они весьма разные. В ряде из них (Новомихайловский, Туяляс, Аксеново, Тубинский, Тукан) жителей 1—1,8 тыс. человек. Наряду с такими мелкими есть довольно крупные. В поселках Раевский, Приютово и Чишмы насчитывается в среднем по 20 тыс. жителей.
Как уже отмечалось, более полутора миллиона человек или более одной трети населения республики проживает в сельской местности. За межпереписные годы в республике численность их увеличилась на 51,2 тыс. А в других регионах Урало-Поволжья, за исключением Оренбургской, Челябинской, Саратовской и Тюменской областей, произошло сокращение количества сельчан и особенно заметно в Марий-Эл, Чувашии, Мордовии, Татарстане, Удмуртии, Свердловской и Пермской областях.
Население Башкортостана — многонациональное. В нем представлены тюркоязычные башкиры, татары, чуваши, восточные славяне — русские, украинцы, белорусы, финно-угры — марийцы, мордва, удмурты.
Коренное население республики — башкиры. В начале нынешнего столетия в Российской Федерации их было 1674 тыс. человек, в том числе в Башкортостане — более 1221 тыс. За пределами современной республики насчитывается более 452 тыс. башкир. Наиболее компактными группами они расселены в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областях и Республике Татарстан. Немало башкирского населения и в странах ближнего зарубежья: Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и др.
Еще в XVIII в. академик Петербургской Академии наук, руководитель академической экспедиции, исследовавшей башкир, Иван Иванович Лепехин называл их «неградолюбивым народом». С тех пор прошло почти четверть тысячелетия, но они так и не стали большими любителями крупных городов. В городской местности республики проживает чуть более 40% башкир, что значительно ниже показателей других народов края, за исключением удмуртов и марийцев. Большая часть башкир — 59,3% традиционно остается сельским населением. В то же время в последние годы их миграция в города усилилась. Появились довольно многочисленные группы башкирского населения в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Сибае, Ишимбае и других городах. В межпереписные годы заметно возросла численность башкир в Янауле, Учалах, Мелеузе, Давлеканово, Благовещенске и Туймазах.
Более 700 тыс. башкир проживают в сельских населенных пунктах. За межпереписные годы лишь у двух народов республики увеличились их сельские жители: у башкир на 205 тыс. и белорусов на 2 тыс. У всех других народов края отмечена убыль.
В ряде сельских районов (Аскинском — 70,9%, Татышлинском — 70%, Учалинском — 83,7%, Хайбуллинском — 78,1%, Илишевском — 80,5%, Баймакском — 87,7%, Бурзянском — 96,7%, Абзелиловском — 88% и др.) башкиры составляют большинство их населения. В то же время в населении отдельных районов центрального (Мишкинского, Бирского, Уфимского) и западного (Бакалинского, Белебеевского) регионов их доля менее 20%.
Верующие башкиры — мусульмане-сунниты. Главными их праздниками были Ураза-байрам, Курбан-байрам и Раджаб-байрам. Также они отмечали Мухаррам (день нового мусульманского года), Хиджру (27-й день месяца Сафар), Маулид (день рождения пророка Мухаммада) и Джуму (пятницу).
Важное место в жизни башкир имели праздники, связанные с их хозяйственной деятельностью: Каргатуй и Сабантуй. Древним праздником тюркских народов, в том числе башкир, был джиин (йыйын), который был преемником древнего праздника с жертвоприношениями небу, земле, духам предков. В настоящее время джиины не празднуются.
Самый многочисленный народ Башкортостана — русские. В начале текущего столетия их было около полутора миллионов человек, а в 2010 г.—1432,9 тыс. За 1989—2002 гг. число их уменьшилось на 57,6 тыс. человек, в том числе в городах на 53 тыс., в селах — на 4,6 тыс. человек.
Русские — высокоурбанизированный народ: около 83,0% из них городские жители. Они живут во всех городских поселениях. В Бирске, Благовещенске, Белорецке, Кумертау и Межгорье они преобладают, в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае, Мелеузе, Белебее и Давлеканово составляют более половины населения.
Русское сельское население (333,2 тыс.) распределено по территории края неравномерно. Наиболее компактно оно представлено в центральном, северо-восточном и южном регионах. В Архангельском, Иглинском, Бирском, Уфимском и Благовещенском районах доля русских составляет от 40 до 65%. Каждый третий — русский на северо-востоке, где выделяются Дуванский и Белокатайский районы, в которых русские составляли в 2002 г. соответственно 64,4 и 53,6%. В южном регионе районов с преобладающим русским населением нет. Однако в большинстве из них русские представлены значительном числом. В Федоровском и Гафурийском районах каждый пятый, Кугарчинском, Куюргазинском и Стерлитамакском — каждый третий и Мелеузовском — почти каждый второй житель — человек русский национальности.
Менее компактно они расселены в ряде западных и северо-западных районов. Всероссийская перепись населения 2002 г. в девяти районах региона (Бижбулякском, Благоварском, Буздякском, Дюртюлинском, Ермекеевском, Илишевском, Чекмагушевском, Мишкинском и Туймазинском) учла 19,9 тыс. русских, почти столько же, сколько в одном Дуванском районе. В трех северо-западных районах (Балтачевском, Бураевском и Татышлинском) их менее полутора тысяч человек. Если отразить современное расселение русских на карте республики, то окажется, что их менее всего в районах с преобладающим земледельческим татароязычным населением. В Бураевском, Балтачевском, Чекмагушевском районах на их долю приходится менее 2%. Несколько выше показатели Дюртюлинского, Мишкинского, Буздякского районов.
В пяти юго-восточных районах (Абзелиловском, Баймакском, Зианчуринском, Учалинском, Хайбуллинском) русских больше, чем в уже упомянутых девяти районах западного региона. В одном Хайбуллинском районе с преобладающим башкирским населением русских столько же (5949 чел.), сколько их в Балтачевском, Илишевском, Чекмагушевском, Татышлинском, Ермекеевском и Миякинском вместе взятых районах (5917 чел.).
Верующие русские исповедуют в основном православие. Среди них есть и последователи протестантизма, которые свободно проводят свои богослужения, организуют воскресные школы, распространяют газету «Протестант» и журнал «Баптист».
Традиционные праздники — Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, которых в недавнем прошлом почти не отмечали. Ныне идет их возрождение. В Башкортостане действуют более 200 православных храмов.
В населении Башкортостана восточные славяне представлены также украинцами и белорусами численностью соответственно 39,9 тыс. и 11,7 тыс. человек. В последние десятилетия численность украинцев края в силу различных причин (естественная убыль, эмиграция, ассимиляция) неуклонно сокращается. В 1959 г. в республике было 83,6 тыс. украинцев, в 1989 г. их стало 75 тыс. За тридцать лет население уменьшилось на 8,6 тыс., а за последующие годы (с 1989 по 2002) оно сократилось почти в полтора раза.
В недавнем прошлом большая часть украинцев республики была сельскими жителями. Из более чем 82 тыс. населения лишь 2,5 тыс. человек были горожанами. Вскоре началось их интенсивное переселение в город и уже в 1970 г. более 65% украинцев стали городскими жителями. В настоящее время подав­ляющее большинство — 74,2% украинцев проживает в городах и поселках и наиболее компактно они представлены в Уфе (17,8 тыс. или каждый третий украинец республики), Стерлитамаке, Салавате, Кумертау, Октябрьском, Давлеканове, Мелеузе, Раевке, Чишмах.
В сельской местности проживают 10,3 тыс. украинцев или немногим более 25,8% их общего числа. Наиболее многочисленные их группы представлены в Уфимском, Иглинском, Стерлитамакском, Альшеевском, Чишминском районах. В пяти районах северо-западного региона (Балтачевском, Бураевском, Аскинском, Татышлинском, Янаульском) украинцев всего 67 человек. Верующие украинцы — преимущественно православные.
В России функционируют 12 украинских школ и 9 из них в Башкортостане. Украинский язык в республике изучают более 500 учащихся.
Численность другого восточнославянского народа — белорусов относительно стабильна. В 2002 г. их в республике насчитывалось 17,1 тыс., в 2010 г. 11,7 тыс. человек. Между переписями 1989 и 2002 гг., как указывалось, численность украинцев сократилась почти на 20 тыс. человек, а белорусов возросла. Они не относятся к числу высокоурбанизированных народов: немногим более 54% — горожане и 45,1% жители села. Характерно и то, что за последнее десятилетие число белорусов — горожан уменьшилось, а сельчан увеличилось на 2 тыс. человек. Белорусские селения компактно расположены в Иглинском, Архангельском, Уфимском и Чишминском районах центрального региона республики. Каждый третий сельский белорус — житель Иглинского района. В небольшом числе (по 40—70 чел.) они проживают в Альшеевском, Бижбулякском, Белебеевском, Давлекановском районах западного региона.
Около 6,5 тыс. белорусов — горожане и половина из них — жители столицы республики. Помимо Уфы, они представлены в населении Стерлитамака, Салавата, Октябрьского, Ишимбая.
Основная часть верующих белорусов исповедует православие. В прошлом важное место в жизни белорусов наряду с семейными торжествами занимали календарно-обрядовые праздники, приуроченные к определенным дням православного календаря: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица и др. На Рождество было принято колядовать. Искони жизнерадостным, жизнеутверждающим празднеством была Масленица, совпадавшая с Новым годом по лунному календарю. Сейчас отдельные традиционные формы масленичного гулянья восстанавливаются. Белорусы праздновали и Пасху (Светлое Воскресение Христово), Вербное Воскресенье, Троицу (День Святой Троицы). Особенно яркий и любимый их праздник — Ивана Купалы — день летнего солнцестояния. В недавнем прошлом его помнили лишь пожилые. И по их воспоминаниям работники культуры Иглинского района возродили его и он стал праздноваться в белорусских деревнях, куда съезжаются не только белорусы, но и русские, башкиры, татары.
Не только в Урало-Поволжье, но и во всей Российской Федерации нет ни одного региона, за исключением Татарстана, где было бы столько татар, сколько их в Башкортостане: 1009,3 тыс. человек.
За межпереписные 1989—2002 годы численность татар республики уменьшилась на 130 тыс. человек, а в Российской Федерации в целом увеличилась на 36 тыс. человек. Столь незначительный прирост, возможно, был связан в том числе и с тем, что кряшены (около 25 тыс.), сибирские татары (10 тыс.) и крымские татары (4 тыс.), в недавнем прошлом называвшиеся этническими группами или субэтносами татар, при переписи 2002 г. были учтены как самостоятельные этносы.
Уровень урбанизированности татар заметно выше, чем у коренного населения республики — башкир, и значительно ниже, чем у украинцев и русских. Однако он имеет тенденцию к росту. Если в 1989 г. доля горожан у них составляла немногим более 57%, то в начале текущего столетия 67% татар были жителями городов и поселков (в 2010 г. 61,6%). В межпереписное время численность горожан возросла на 16,2 тыс. человек.
Более 44% городских татар живет в Уфе. Довольно значительна их доля в населении Белебея, Дюртюлей, Нефтекамска, Октябрьского, Туймазов, Стерлитамака. 38,3% татар обитают в сельской местности. Они преобладают в населении Буздякского, Бакалинского, Кигинского, Стерлибашевского, Чишминского и Чекмагушевского районов. В ряде районов центрального, северо-восточного и южного регионов они представлены незначительным числом: от 2,8% (Баймакский, Зилаирский районы) до 10—13,3% (Зианчуринский, Дуванский районы).
Верующие татары — мусульмане-сунниты. Особо чтимыми их праздниками являются Ураза-байрам (праздник разговения) и Курбан-байрам (праздник жертвоприношения).
При первой постсоветской переписи населения 2002 г. 4,5 тыс. жителей Башкортостана и 25 тыс. граждан России назвали себя «кряшенами». Кряшены, по мнению отдельных исследователей, сформировались в результате обращения в христианство части казанских татар, мишарей в XVI—XVIII вв. Их принято считать субконфессиональной (этноконфессиональной) группой Урало-Поволжских татар.
При первых советских переписях населения (1920—1926 гг.) кряшен учитывали как самостоятельную народность. В 1926 г. в республике их насчитывалось более 20 тыс. человек (в СССР — 120,7 тыс.). При очередной переписи населения 1937—1939 гг. они были учтены в составе татар.
Ныне в Башкортостане 3,8 тыс. кряшен (по неофициальным данным более 10 тыс.) и обитают они главным образом в Бакалинском районе в деревнях Новые Маты, Старые Маты, Утарово, Новоиликово, Бузюрово, Новобалык­лы, Старое Азмеево, Шарашли, Ахманово и в районном центре Бакалы. В городской местности их более 200 человек в Уфе, Октябрьском, Нефтекамске и Туймазах.
С 1998 г. в Бакалах функционирует Национально-культурный центр кряшен Республики Башкортостан. В селах Бакалы, Бузюрово, Новоиликово, Старое Азмеево действуют музеи культуры кряшен. В районе несколько фольклорных ансамблей, которые исполняют сохраненные поколениями песни кряшен. В церкви Бакалинской Святой Троицы проводят службу как на русском, так и на татарском языках.
В населении Башкортостана представлены крупный субэтнос татар — мишари и не менее крупное этносословное образование — тептяри. В недавнем прошлом они учитывались как самостоятельные этносы. По данным первой Всесоюзной переписи населения 1926 г. в Башкирской АССР насчитывалось 136 тыс. мишарей, представленых во всех 8 кантонах: в Аргаяшском—26,4 тыс., Белебеевском — 8,8 тыс., Бирском — 41,1 тыс., Зилаирском—1,7 тыс., Месягутовском — 9,2 тыс., Стерлитамакском — 5,9 тыс., Тамьян-Катайском — 2,0 тыс. и Уфимском — 40,1 тыс.
Мишари — не коренное население Башкортостана. В «Записке Оренбургского губернского правления за 1800 г. о мишарях» говорится: «Сей народ не коренной Оренбургской губернии, но перешедший по нынешнему положению Симбирской губернии из Алаторского и Симбирского уездов без обложения ясаком, а только по грамоте 7106 г. (1598 г.) Велено служить им, мещерякам, по городу Уфе с дворянами и иноземцами».
Известный краевед, преподаватель Оренбургской и Уфимской духовных семинарий В.М.Черемшанский писал, что «...мещеряки суть ни что иное, как омусульманенная мещера, с давних времен приютившаяся на башкирской земле… Первоначальное переселение мещеряков в Оренбургский край достоверно неизвестно, но надобно полагать, что они, по ближайшему сродству с башкирцами и в нравах, и в привычках, и в образе жизни, были первые и древнейшие из переселенцев. Полагают, что сначала они селились в окрестностях нынешнего г. Бирска, а потом… начали рассеваться и по другим местам».
После присоединения Поволжья к Московскому государству мишари были переведены в войсковое сословие, основной обязанностью их была охрана юго-восточных рубежей России. Примерно в конце XVI в. царское правительство переселяет часть мишарей в Башкирию. Будучи служилыми людьми в составе Башкирского Войска, они получали небольшие земельные пожалования, но большинство из них селилось на башкирских вотчинных землях на условиях аренды.
В советский период подавляющая часть мишарей оказалась в составе татар. При переписях населения 1937—1939, 2002 гг. они не были зафиксированы. В 2010 г. лишь 93 жителя республики назвали себя мишарями. Они отличаются от татар по характерному говору.
Мишари компактно обитают как на севере республики (в Балтачевском, Аскинском, Мишкинском, Караидельском районах), так и на северо-востоке (в Мечетлинском, Кигинском, Дуванском, Салаватском районах), в Чишминском, Аургазинском, Дюртюлинском районах. Немало их и в Альшеевском и Давлекановском районах, Кунашакском районе Челябинской области (Татарская Караболка, Кунашак, Муслюм, Курман, Султан и др.), Альменевском и Сафакулевском районах Курганской области.
Из разноплеменного пришлого населения — мишарей, татар, нагайбаков, а также оставшихся в ходе вооруженных восстаний без земли башкир образовались тептяри. «Тептяри, пишет уже упомянутый автор «Описания Оренбургской губернии» В.М.Черемшанский, составляющие значительную часть Оренбургской губернии, по происхождению своему не представляют ни отдельного племени, ни даже племенной ветви или отрасли. Это сброд разнородных племен, или, как говорят, беглецов, которые по недостатку ли, или по неимению собственных земель, или по другим каким причинам, удалились в Башкирию и селились на их общественных землях за известные оброки, как и другие припущенники и впоследствии совокупностью своею образовали отдельное сословие под именем тептярей… Тептяри расселены по всем уездам Оренбургской губернии, кроме уезда Челябинского, где их вовсе нет. Самые большее число их размещается в уездах Бирском, Белебеевском, Мензелинском и Уфимском, а меньшее — в Бузулукском, Оренбургском и Троицком».
Накануне первой мировой войны в Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось более 30,5 тыс. тептярей. Всесоюзная перепись населения 1926 г. выявила, что их более 23,0 тыс., в том числе в Бирском кантоне 8,6 тыс., Тамьян-Катайским — 5,8 тыс., Белебеевском — 1,8 тыс., Стерлитамакском — 497 человек.
При переписи 2010 г. они были учтены в основном в составе татар.
Верующие тептяри — мусульмане-сунниты.
Среди тюркоязычных народов, населяющих республику, третье по численности место (после башкир и татар) занимают чуваши. Перепись 2010 г. учла в республике 107,4 тыс. чувашей, это значит, что более 7% российских чувашей живет в Башкортостане, который по их численности занимает третье место в Российской Федерации, уступая лишь их этнической родине — Чувашской Республике и Республике Татарстан.
Численность чувашей края относительно стабильная. За тридцать с лишним лет (1970—2002 гг.) она сократилась лишь на 9,3 тыс. человек. Почти 43,0% чувашей живет в городах и поселках и чуть более 57% — в сельской местности. Чуваши — горожане довольно большими группами проживают в столице республики — Уфе (в 2002 г.—10,6 тыс.), Стерлитамаке (14,0 тыс.), Белебее, Салавате, Мелеузе, Октябрьском, Кумертау, в поселках Аксаково и Приютово. В сельской местности они наиболее компактно обитают в Аургазинском (11,7 тыс.), Бижбулякском (10 тыс.), Стерлитамакском (5,2 тыс.), Кармаскалинском, Белебеевском, Миякинском, Ермекеевском, Чекмагушевском, Чишминском районах. Чувашские селения в республике в основном однонациональные. Подавляющее большинство населенных пунктов со смешанным населением — чувашско-русские.
Чуваши стали переселяться в Башкортостан с середины XVII в., но массовый их приток в башкирский край отмечался в XVIII в. и особенно в XIX в. Среди причин, обусловивших их миграцию в Приуралье, преобладали нежелание отказаться от дохристианской религии, малоземелье с усиливающейся феодально-крепостнической эксплуатацией. Христианство воспринималось ими как тяжелая повинность, тем более, оно сопровождалось произволом и злоупотреблениями церковнослужителей.
Край башкирский — родина многих выдающихся чувашских деятелей, внесших неоценимый вклад в отечественную и мировую культуру, науку, литературу. В деревне Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской губернии (Белебеевского района Башкортостана) родились классик чувашской литературы, основоположник чувашского литературного языка, автор бессмертной поэмы «Нарспи» Константин Иванов (1890—1915 гг.), народный поэт Чувашии, лауреат Государственной премии РСФСР им. А.М.Горького Яков Ухсай (1911—1986 гг.).
В Башкортостане жили и плодотворно трудились многие ученики видного просветителя Ивана Яковлева: первый чувашский историк, философ, педагог и общественный деятель Г.И.Комиссаров (1883—1969 гг.), директор народных училищ Оренбургского учебного округа П.М.Миронов (1861—1921 гг.), усилиями которых еще до 1917 г. в Уфимской губернии было открыто 108 чувашских школ.
Из финно-угорских народов в Башкортостане проживают марийцы (прежнее название черемисы), мордва и удмурты (вотяки, ары, арские люди). Если Башкортостан по численности чувашей занимает третье место в России, то по числу марийцев он уступает лишь их этнической родине — Республике Марий-Эл. Всероссийская перепись населения 2010 г. учла в России 548,0 тыс. марийцев и 104,0 тыс. из них в Башкортостане. Кировскую и Свердловскую области, Республику Татарстан и Удмуртскую Республику обычно считают регионами наиболее компактного их проживания. Однако в них марийцев меньше, чем в одном Башкортостане, где представлена самая крупная в России марийская диаспора.
Черемисы (марийцы), сообщает В.М.Черемшанский, «…как и другие инородцы — выходцы из Казанской и Симбирской губерний, по времени переселения в Оренбургскую губернию они современны чувашам. Черемисы все по вере язычники, а по сословию — частью принадлежат к тептярям, частью к государственным крестьянам. Самая большая их часть размещается в Бирском уезде, а остальные в уездах Белебеевском, Мензелинском и Уфимском».
Принято считать, что переселение марийцев в Прикамье и Приуралье началось после падения Казанского ханства (1552 г.) и присоединения Среднего Поволжья к России. Известна и иная точка зрения: первые переселенцы — марийцы в Башкортостане появились еще до добровольного вхождения башкир в Московское княжество (1557 г.). Достигнув Приуралья, они расселялись на северной излучине реки Караидель (Уфа), в долинах Агидели и Ика. Марийцы междуречья (Агидели и Караидели) известны как упо-марий, икско-сюньские — белебей-марий, прикамские — чолман-марий и приуральские — урал-марий.
Все большие праздники восточных марийцев (шорык йол, ага пайрем, сурем, угинде пайрем) связаны с циклами земледельческих работ. Среди крещеных марийцев укоренились и христианские праздники: Пасха, Троица, Масленица и др., но с непременными элементами языческой обрядности.
Бережное отношение к истории и культуре марийцев — добрая традиция в Республике Башкортостан. В Янаульском районе действует Дом-музей основоположника марийской филологии Валерьяна Васильева, установлен его бюст, в Мишкинском — писателя, ученого-этнографа Яныша Ялкайна, в Калтасинском — государственного и общественного деятеля Николая Алексеева.
Почти две трети марийцев — жители села. В населении Краснокамского, Калтасинского и Мишкинского районов они составляют значительную долю. Марийские поселения имеются также в Бирском, Дюртюлинском, Балтачевском, Нуримановском, Шаранском, Янаульском и других районах.
Более 33% марийцев республики проживают в городской местности (в Марий-Эл доля горожан несколько ниже). В трех городах — Уфе, Нефтекамске и Бирске проживают более 70% городских марийцев. В других городах их немного. В Янауле, Октябрьском, Благовещенске и Туймазах от 1 тыс. до 1,5 тыс., по нескольку сот человек в Салавате и Стерлитамаке. В городах юго-восточного региона края численность марийцев незначительна.
Из народов финно-угорской языковой семьи в Башкортостане издавна проживает и мордва, сформировавшаяся в междуречье Оки и Волги на основе местного финноязычного населения.
Переселение мордвы с основной этнической территории началось в середине XVI в., но наиболее интенсивным оно стало в XVII—XVIII вв. Тогда же происходило постепенное движение мордвы на восток, в Заволжье и Башкирию. В.М.Черемшанский считал, что мордва «перешли в Оренбургский край вместе с другими инородцами из Пензенской и Симбирской губерний и поселились по припуску на башкирских полях из оброка… Впрочем, принимая во внимание отдаленность их отчизны, надобно полагать, что и самое переселение их принадлежит временам позднейшим».
Ныне в Башкортостане их немного. При Всероссийской переписи населения 2010 г. 20,3 тыс. человек назвали себя мордвой (каратаимами, терюханами и т.д.), 13 — мордвой-мокшей и 128 — мордвой-эрзей (мордвой-шокшой).
Численность мордвы в республике постоянно сокращается. Накануне Великой Отечественной войны в БАССР насчитывалось 57 тыс. человек, в 1959 г. — более 43,0 тыс.
Среди финно-угорских народов республики мордва выделяется высоким уровнем урбанизированности: более 58% являются городскими жителями и более половины из них в двух крупных городах — Стерлитамаке (4,9 тыс.) и Уфе (3,9 тыс.). Довольно многочисленно мордовское население в городах Октябрьский, Салават и Белебей. В пяти городах: Баймаке, Бирске, Дюртюлях, Учалах и Янауле в общей сложности насчитывается около 100 человек.
Мордовское население республики расселено крайне неравномерно. В ее южной части проживает около половины сельской мордвы. В то же время на северо-западе всего 34 человека, столько же, сколько их лишь в одной небольшой деревне Лентовка Чишминского района. В юго-западном Федоровском районе мордовского населения в 2,5 раза больше, чем в вместе взятых северо-западном, северо-восточном и уральском регионах. Другой относительно крупный регион республики с более или менее значительным по численности мордовским населением — западный, хотя и здесь оно расселено неравномерно. В Бижбулякском с преобладающим чувашским населением районе, например, мордвы более 1,2 тыс., а в Илишевском, Чекмагушевском районах того же западного региона ее всего по 3—4 человека. Относительно компактно мордва населяет Ермекеевский, Белебеевский, Бакалинский и Давлекановский районы, в пределах которых обитает треть мордвы западной части республики.
В центральной части республики выделяются три района — Чишминский, Уфимский и Кармаскалинский, в которых сосредоточено 90% сельской мордвы центрального региона.
Как уже говорилось, на северо-западе, северо-востоке и в уральском регионе мордовского населения немного. На северо-востоке почти 69% мордвы региона обитает в одном Дуванском районе. В Мечетлинском, Кигинском и Белокатайском районах перепись населения 2002 г. учла 23 человека мордовской национальности, столько, сколько их в Салаватском районе.
В уральском регионе мордовского населения в четыре раза меньше, чем в северо-восточном. В Башкортостане есть пять сельских районов (в 1989 г. — два района), где нет ни одного человека мордовской национальности: Балтачевский, Бураевский, Бурзянский, Мишкинский и Татышлинский. В Аскинском, Илишевском, Чекмагушевском, Учалинском, Караидельском, Дюртюлинском, Мечетлинском, Янаульском и др. районах обитает лишь по нескольку человек.
С середины XVIII в. мордва считается народом, исповедующим христианство в форме русского православия. Однако эта религия представляла собой сравнительно поверхностное, формальное наслоение над древними самобытными верованиями и обычаями, сохранившимися и до современности. По вероисповеданию мордва все христиане, писал В.М.Черемшанский, и к чести их, можно сказать, что они народ большей частию набожный, хотя и не столько тверд в правилах веры и постановлениях церкви, как русские… Из праздников божьих они особенно уважают Николая Чудотворца, икона которого составляет необходимую принадлежность каждого дома.
Мордва в настоящее время отмечают основные традиционные христианские праздники.
В Башкортостане созданы условия для сохранения и развития традиционной культуры мордвы, о чем свидетельствуют фестивали, праздники мордовской культуры. Стали традицией фестивали финно-угорских народов «Самоцветы Прикамья», в которых активно участвуют мордва.
Исторический Башкортостан — родина первого эрзян-мокшанского просветителя, автора эрзянского букваря Авксентия Филипповича Юртова. Он родился в 1854 г. в Мензелинском уезде Уфимской губернии. В 1891 г. по совету известного педагога-миссионера и ученого-востоковеда Николая Ивановича Ильминского принял мордовско-чувашский приход села Андреевка Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Кармаскалинского района). В 1895 г. там же открыл церковно-приходскую школу, где был законоучителем. Похоронен в селе Андреевка Кармаскалинского района.
Древние общности финно-угорско-уральского происхождения в Башкорт­остане представлены и удмуртами (ары, вотяки, вудмурт, одморт, окморт, удморт). Всероссийская перепись населения 2010 г. выявила, что их в респуб­лике 21,5 тыс., на 1,1 тыс. меньше, чем в 2002 г.
Расселение удмуртов в башкирском крае началось также в XVI в. и с нарастанием продолжалось до конца XIX в.: в середине XIX в. их было 13 тыс., в начале XX в. — около 25 тыс. человек. Миграция их в Башкортостан была вызвана сокращением у себя свободных земель, усилением социального гнета и протестом против навязывания им христианской религии.
На новых землях их соседями стали разноязычные народы, но численно преобладали татары и башкиры. Известный ученый В.Кабузан, изучив фактический материал ревизий (переписей) XVIII в. в России, пришел к выводу, что переселенческое движение удмуртов в Южное Приуралье (современный Башкортостан) шло в основном из соседнего Сарапульского уезда Вятской губернии. Его выводы согласуются с сообщением В.М.Черемшанского: «Вотяки суть переселенцы XVIII столетия из соседственной Вятской губернии».
С средневековья удмурты подразделяются на северных и южных, которые различаются между собой особенностями материальной культуры и языка. Хрис­тианизация удмуртов началась в XVI в., хотя массовое их крещение относится к середине XVIII столетия. Но и после крещения они продолжали соблюдать дохристианские верования, а часть из них позже вообще отошла от христианства.
Большая часть удмуртов Башкортостана, известных как закамские, обитает в сельской местности (73,0%). Они расселены в основном в северо-западном регионе. Более половины их (10,5 тыс.) обитает в двух северных районах, граничащих с нынешним Пермским краем: Татышлинском — 5,7 тыс. и Янаульском — 4,8 тыс. Каждый пятый житель этих районов — удмурт. Закамские удмурты представлены также в населении Калтасинского (2,8 тыс.), Бураевского (1,5 тыс.), Ермекеевского (534 чел.), Балтачевского (515 чел.), Илишевского (309 чел.) и Кушнаренковского (299 чел.) районов.
В годы освоения целинных и залежных земель небольшие группы закамских удмуртов переселились в Хайбуллинский и Зилаирский районы, где их ныне осталось всего несколько десятков человек.
Немногим более 5 тыс. удмуртов проживают в городской местности. Это значит, что горожан среди них 27,0%, что ниже показателей марийцев (35,0%) и мордвы (62,3%), но выше, чем в Удмуртской республике. В Башкортостане нет другого народа, имеющего столь низкий показатель урбанизации. Подав­ляющее большинство урбанизированных удмуртов — жители городов. В поселках их относительно немного. Около 64% горожан — удмуртов проживают в трех городах северо-западного региона: Янауле (5,6 тыс.), Нефтекамске (1,5 тыс.) и Агидели (263 чел.). В шести южных и юго-восточных городах — Кумертау, Мелеузе, Ишимбае, Салавате, Сибае и Баймаке удмуртов меньше, чем в одном городе Агидель.
В Башкортостане делается многое для развития самобытной культуры удмуртского народа. Объектом постоянного внимания властей республики является национальная школа, призванная предотвращать деградацию этноса.
Выпускники удмуртских школ Башкортостана поступают в высшие учебные заведения Ижевска и Глазова и многие из них остаются там. Известные деятели науки, искусства, культуры Удмуртской республики (писатель Фатых Пукроков, журналисты Валерий Нуриахметов, Рашит Хайдаров, Ульфат и Люза Бадретдиновы, архитектор Касим и актер Кадим Галихановы, ученые-филологи Риф Насибуллин и Бибинур Загуляева, доктор медицины профессор П.Н.Шараев, художники Менкадыр Зидияров и Менсадык Гарипов — уроженцы Башкортостана. Живя и работая в Ижевске, они не порывают связей с Башкортостаном и со своими родными деревнями.
Всероссийская перепись населения 2010 г. в республике учла 5,9 тыс. немцев — на 2,3 тыс. меньше, чем в 1989 г.
Немцы республики в основном городские жители: в 2002 г. — 78,8%, в 2010 г. — 75,3%. В сельской местности их в 2010 г. было около 1,5 тыс. человек (24,7%) и они компактно населяли Благоварский (с.Пришиб, деревни Алексеевка, Романовка, Базилевка, Викторовка, Березовка), Давлекановский (д.Ворошилово) и Абзелиловский (п.Северный) районы.
Первые немецкие переселенцы в Башкортостан в XVII веке несли военную службу в Уфимском гарнизоне. В XVII—XIX вв. немцев в башкирском крае было немного: в 1898 г. — немногим более одной тысячи. К началу XX века их численность заметно возросла и они проживали в Уфимском, Белебеевском, Бирском и Стерлитамакском уездах Уфимской губернии. Аккуратные и практичные, пунктуальные и трудолюбивые немцы поселялись на арендованных у башкир или купленных через Крестьянский поземельный банк землях и организовывали образцовые крестьянские хуторские хозяйства.
По данным 1920 г., в Башкирской республике проживало от 7,5 до 9,1 тыс. немцев. Наиболее достоверными следует считать материалы Всесоюзной переписи населения 1926 г., охватившей всю страну. По ее данным, немцев было 6,4 тыс. человек и основными регионами их компактного расселения оставались Белебеевский (3,2 тыс.) и Уфимский (2,5 тыс.) кантоны. В городском населении они составляли 1,1 тыс. человек (16,7% немцев) в основном в Давлеканове и Уфе. В сельской местности проживало 5,4 тыс. человек.
Последний массовый приток немцев в Башкортостан был связан с депортацией в 1941—1942 гг. Тогда в республику прибыло 13 тысяч поволжских немцев. Взрослое население (мужчины от 15 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет включительно) было мобилизовано «в рабочие колонны на все время войны» и до 1956 г. находилось на комендантском режиме.
В 70—80-е годы прошлого столетия численность немцев в БАССР была довольно стабильной: 11,0—12,1 тыс. С начала 90-х годов начался их массовой отъезд в ФРГ и, как уже отмечалось, в 2002 г. немецкого населения в республике осталось 8,2 тыс. человек.
В духовной культуре немцев Башкортостана наблюдается сохранность традиционных этнических характеристик, обусловленных их конфессиональной замкнутостью, в то же время заметно влияние традиций окружавших их народов (украинцев, русских, башкир, татар). На их формирование, безусловно, большое влияние оказала лютеранская церковь. Немцы Башкортостана отмечают Рождество (25 декабря), Новый год, Пасху, Троицу, Праздник урожая.
История немцев Башкортостана чрезвычайно сложная. В годы лихолетья (войны, репрессии, депортация, трудармия и т.д.) пострадала прежде всего их традиционная культура, долгое время находившаяся под запретом. В целях содействия свободному развитию их культуры, языка, традиций и духовности в 1989 г. в республике создана общественная организация «Культурно-просветительский союз немцев Республики Башкортостан «Видергебурт» («Возрождение»), который организовывает культурно-просветительские мероприятия, участвует во всех формах производственно-хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в целях решения задач, стоящих перед Союзом немцев РБ, поддерживает нуждающихся в помощи членов Союза и т.д. Сегодня в республике функционируют 11 культурных центров, 23 класса по изучению немецкого языка как родного, 9 библиотек, 2 воскресные школы в Уфе и Мелеузе. При центрах работают 25 постоянных курсов немецкого языка, кружки «Basteln», «Умелые руки», танцевальные, театральные, фольклорные. При Союзе немцев действует клуб немецкой молодежи «Guwel».
В городах Октябрьский, Ишимбай, Салават, Нефтекамск, в поселке Северный Абзелиловского района и в селе Пришиб Благоварского района действуют филиалы Союза немцев РБ «Видергебурт».
Всероссийская перепись населения 2010 г. в Республике Башкортостан учла 1,9 тыс. евреев (ашкенази, егуди, еудим, ехуди, ехудим, идн, исраэль). Для сравнения: в 1970 г. их было 6,7 тыс., в 1989 г. — 4,9 тыс., в 2002 г.—2,4 тыс. человек. Почти все евреи республики — ашкенази. Доля неашкеназийских групп (горских, грузинских, среднеазиатских) составляет менее 1,5%.
Подавляющее большинство евреев края — горожане (97,5%). Они представлены в населении крупных городов: в Уфе—2,1 тыс., Стерлитамаке — 79 чел., Салавате — 49 чел., Октябрьском—20 чел., Нефтекамске — 14 чел., Белебее—13 чел. В сельской местности, по данным 2010 г., всего 48 человек (в 2002 г.—28 чел.).
В Уфимской и Оренбургской губерниях евреи появились в середине XIX в. В Уфимской губернии в 1865 г. было 157, в 1897 г. 720 человек и подавляющее их большинство обитало в Уфе, Стерлитамаке, Белебее, Мензелинске и Златоусте.
Прокатившаяся в конце XIX — нач. XX в. волна еврейских погромов в западных губерниях России усилила их миграцию на восток, в том числе в Башкирию, где местное население относилось к ним с пониманием и доброжелательностью. К 1920 г. численность евреев достигла 4,6 тыс. человек. Военные и послевоенные годы ознаменовались значительным притоком в республику еврейской научной и технический интеллигенции и перепись 1959 г. учла в БАССР более 7,4 тыс. евреев. Однако с середины 60-х годов XX в. их численность стала убывать.
На протяжении многих веков евреям разрешалось жить только в пределах т.н. зон оседлости, что отразилось и на их трудовой деятельности. Многие из них занимались торговлей, преимущественно товарами своего ремесла. Немало было среди них портных, сапожников, скорняков, винокуров, часовых мастеров, пекарей, столяров и др. Часть самостоятельного населения занималась интеллектуальной деятельностью. В конце XIX в. в Оренбургской губернии почти половина еврейского населения занималась производственной деятельностью, 33,8% — торговлей, 6,2% — в вооруженных силах, 3,7% — интеллектуальной деятельностью и 10,7% — другими видами деятельности. Тогда же в Уфимской губернии было 12 врачей и дантистов, 43 портных, 37 торговцев, 12 мастеров-часовщиков, 36 человек в вооруженных силах и т.д.
На Южном Урале евреи расселялись вперемежку с русскими, украинцами, башкирами, татарами и их материальная культура формировалась как под влиянием окружающих народов, так и религиозных норм.
90-е годы прошлого столетия характеризовались масштабной миграцией евреев в другие страны. В те же годы в республике создавались разнообразные ассоциации, общественные, культурно-просветительские, религиозные и др. организации. В 1988 г. в Уфе был зарегистрирован первый в России клуб любителей еврейской культуры, преобразованный в 1992 г. в «Еврейский национально-культурный центр «Кохав». При центре постоянно функционируют школа по изучению иврита, библиотека, группа милосердия. В 1991 г. учреждается Ассоциация башкирско-израильского делового сотрудничества. В 1998 г. был открыт благотворительный фонд «Хэсэд Лея», волонтеры которого помогают пожилым людям и инвалидам. В Уфе работают молодежный, женский и семейный клубы, издается ежемесячная газета «Еврейская душа». В РБ зарегистрированы три еврейские религиозные общины, в Уфе построена большая синагога.
Латыши (латвиеши, латгалы, латвийцы) по языку относятся к лето-литовской (балтийской) группе индоевропейской языковой семьи. В 2010 г. их было 1,1 тыс. человек, почти на 400 меньше, чем в 2002 г. Более 42% латышей Приволжского федерального округа проживают в Башкортостане.
Переселение латышей на восток началось в XVIII в., когда Прибалтика была присоединена к России. Аграрные преобразования пореформенного периода усилили миграцию латышей на восток, в том числе в Уфимскую и Оренбургскую губернии. В 1897 г. в Уфимской губернии было 385 латышских хуторов с 3,8 тыс. жителей. В начале XX века переселение продолжалось и к 1920 г. численность латышей в Башкортостане достигла 8,1 тыс. В те же 20-е годы наблюдалась и убыль населения: Всесоюзная перепись населения 1926 г. зарегистрировала 7,0 тыс. латышей. Уменьшение численности происходило и в 30-е годы и к 1939 г. их стало 6,7 тыс.
Следующая Всесоюзная перепись была проведена в 1959 г. и ее итоги вызвали большой интерес не только в СССР, но и во всем мире, так как она проводилась впервые после 20-летнего перерыва и после самой разрушительной войны в истории человечества, в которой Советский Союз вынес основную тяжесть. Она показала, что латышей в Башкирской автономной республике осталось всего 3,8 тыс. — почти на 3 тыс. меньше, чем до Второй мировой войны.
Численность латышей Башкирской АССР в 1970 г. по сравнению с 1959 г. сократилась на 273 человека и составила 3,5 тыс. человек. В последующие десятилетия прошлого столетия и в текущем веке уменьшение их численности продолжалось: в 1979 г.— 2,6 тыс., в 1989 г. — 1,9 тыс., в 2002 г. — 1,5 тыс.
Большая часть латышей в недавнем прошлом была сельскими жителями: в 1939 г. 83,9%. Больше всего их было в Архангельском (3,3 тыс.), Иглинском (1,5 тыс.), Нуримановском (243) и Белорецком (102) районах. Селяне преобладали и в 1970 г. (60,9%). Затем началось их сокращение и уже в 1979 г. они составляли немногим более 44%.
Ныне большинство латышей (по данным 2010 г. 51,5%) горожане. Больше всего их в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Октябрьском и в поселке Иглино.
Верующие латыши в Башкортостане в основном лютеране. Их община зарегистрирована в консистории лютеранской церкви Латвии.
Латыши празднуют Рождество (25 декабря), Пасху, Троицу. Но самым любимым праздником у них является «Лиго», который отмечается в июне вечером и ночью в канун дня летнего солнцестояния. Латыши называют его еще «день Яниса». В этот день все выходят за околицу и собирают «травы Яниса», которые, по их поверьям, способны уберечь их от злых духов, приносить в дом, семью счастье, благополучие. При этом они поют песни с припевом «лиго, лиго». Вечером на возвышенности разводят костры, вокруг которых танцуют, поют песни. С песнями встречают и новый день, затем расходятся по домам. До середины 70-х годов прошлого века его еще отмечали. Праздновали «Лиго» (в основном пожилые люди) и в последующие годы, но без былого подъема и веселья. Возрождаться он стал с началом перестроечных процессов. В 1992 г. впервые его отмечали в Арх-Латышском сельском совете Архангельского района. С тех пор он проводится ежегодно.
Латышская диаспора в Башкортостане небольшая и ей очень нелегко сохранить свою традиционную культуру, в том числе родной язык. В целях возрождения латышской культуры, сохранения, изучения и пропаганды латышского языка, фольклора, традиционных обрядов и было создано в 1993 г. национально-культурное общество латышей Башкортостана «Ауструми», с 1996 г. — Республиканский латышский национально-культурный центр Башкортостана. По его инициативе сегодня в республике действуют фольклорный ансамбль, этнографические музеи в с.Арх-Латыш и с.Бакалдино Архангельского района. В Арх-Латышской средней школе латышские дети изучают родной язык. Школа остается эпицентром латышской культуры: здесь проходят народные праздники, отмечаются юбилеи выдающихся деятелей латышской культуры — Вилиса Лациса, Яна Судры, Яна Яунсудрабиня и других. Эти праздники собирают не только латышей, они интересны всем жителям села, независимо от национальности.
В населении Башкортостана представлены и многие другие, не характерные для Урала народы. Одни из них — армяне (самоназвания — хай, гай и др.), родина которых в Закавказье. В начале текущего столетия их в респулике было 8,8 тыс. человек: 6,1 тыс. в городах и поселках, 2,7 тыс. в селах. Значительная часть сельских армян сосредоточена в центральном регионе республики: Уфимском (445 чел.), Иглинском (185 чел.), Кармаскалинском (171 чел.), Гафурийском (104 чел.) районах. Почти половина городских армян в Уфе (2,8 тыс.), Стерлитамаке (560 чел.), Октябрьском (462 чел.), Салавате (267 чел.) и Нефтекамске (212 чел.). Они живут также в городах Туймазы, Белорецк, Белебей, Кумертау, Благовещенск. Верующие армяне в основном христиане-монофизиты.
Всероссийская перепись населения 2002 г. учла в республике более 5,0 тыс. азербайджанцев. Диаспора довольно высокоурбанизированная: более 85% — жители городов. По этому показателю они опережают не только армян (69,7%), но и русских (83,0%) и уступают лишь евреям (98,8%). Почти половина из них (2075 чел.) проживает в столице республики. Помимо Уфы, они представлены в населении городов Стерлитамак (649 чел.), Ишимбай (202 чел.), Туймазы (147 чел.), Салават (131 чел.), Октябрьский (126 чел.). В сельской местности их мало: 721 чел., в том числе 479 мужчин и 242 женщины (превышение 237 чел.). Определенное число азербайджанцев отмечено в Чишминском (81 чел.), Уфимском (49 чел.), Дуванском (42 чел.), Кармаскалинском (41 чел.), Туймазинском, Иглинском, Мечетлинском районах.
Верующие азербайджанцы в основном мусульмане-шииты.
Из кавказских народов в Башкортостане представлены и грузины: 1,3 тыс. человек. Они, как и азербайджанцы, довольно высокоурбанизированные: более 82% из них жители городов и лишь 17,5% обитают в сельской местности. Более половины городских грузин в Уфе и Стерлитамаке. В небольшом числе они проживают и в городах Салават, Нефтекамск и Октябрьский. В сельских районах их немного: в Альшеевском районе 18 чел., Архангельском — 11, Абзелиловском — 5 чел.
Верующие грузины в основном православные.
Грузинский язык со множеством диалектов (картлийским, кахетинским, имеретинским, пшавским, мохевским, мтиульским, хевсурским, тушинским и др.) входит в картвельскую группу кавказской семьи языков. Литературный язык сложился на картлийской диалектной основе и в дальнейшем обогащался за счет других грузинских диалектов.
В населении Башкортостана представлены и многие тюркские народы. Относительно мночисленные из них узбеки. Первая Всероссийская перепись населения 2002 г. учла в республике 5,1 тыс. человек, в том числе 3,2 тыс. в городской местности, 1,9 тыс. — в сельской. Среди городов по численности узбеков (самоназвания: озбак, озбек) выделяются Уфа (983 чел.), Стерлитамак (345 чел.), Салават (226 чел), Белебей (213 чел.) и Октябрьский (208 чел.). Сельские узбеки в основном расселены в пригородных районах: в Чишминском (103 чел.), Стерлитамакском (102 чел.), Уфимском (89 чел.), Иглинском (69 чел.).
Верующие узбеки — мусульмане-сунниты. Узбекский язык относится к карлукской группе тюркских языков. Он начал формироваться в эпоху Караханидов, развивался в Чагатайском улусе и Тимуридском государстве и к XIV в. сформировался как литературный язык произведений Алишера Навои, Бабура, Мухаммед-Салиха и др.
Другой крупный по численности тюркский народ — казахи. В начале текущего столетия их в республике было немногим более 4 тыс. человек — в 2,5 раза меньше, чем в 1939 г. В последующие десятилетия также произошло заметное их сокращение: в 1970 г. в Башкирской АССР насчитывалось чуть более 3 тыс. казахов, в 1979 г. и того меньше: 2,9 тыс. В 80—90-е годы наблюдался определенный рост их численности: за 80-е годы на 689 чел., в последующее десятилетие на 528 чел.
Казахи — слабоурбанизированный народ. Первая Всероссийская перепись населения выявила, что 46,9% из них горожане и 53,1% — сельчане. В 1939 г. из 9,8 тыс. казахов лишь 1,1 тыс. (10,9%) жило в городской местности и 8,7 тыс. (89,1%) — в сельской. Относительно компактно тогда они обитали в Красноусольском (2,2 тыс.) и в ряде южных районах: Куюргазинском (1,8 тыс.), Баймакском (991 чел.), Кугарчинском (574 чел.), Зианчуринском (497 чел.), Хайбуллинском (363 чел.). Незначительным числом они были представлены в центральном, северо-восточном и северо-западном регионах. В десяти сельских районах (Аскинском, Аургазинском, Балтачевском, Бураевском, Дуванском, Калтасинском, Мечетлинском, Татышлинском, Чекмагушевском, Янаульском) тогда их было учтено всего 58 человек. В городах проживало 540 казахов и половина из них в Уфе. В рабочих поселках переписью населения 1939 г. было учтено 470 человек, в том числе в Красноусольском и Тубинском 213 человек.
Верующие казахи мусульмане-сунниты.
Казахский язык, сложившийся в эпоху распада Золотой Орды (XIV—XV вв.) на основе языка кыпчаков — половцев с участием печенежского языка, относится к кыпчакской ветви тюркских языков.
На языке, относящемся также к тюркской группе, говорят и туркмены (турхмены), которых в Башкортостане в начале текущего века было 700 человек, в том числе в городах немногим более 62%, в сельских поселениях 38,0%.
Относительно компактно туркмены проживают в городах Уфа (153 чел.), Стерлитамак (61 чел.), Салават (39 чел.), Октябрьский (24 чел.), в Стерлитамакском и Чишминском (по 24 чел.), Кушнаренковском (17 чел.), Белебеевском (13 чел.), Баймакском (12 чел.), Иглинском и Кармаскалинском (по 10 чел.) районах.
Верующие туркмены также мусульмане-сунниты.
В населении Башкортостана представлены также киргизы, которых в 2002 г. было 380 чел. Уровень урбанизированности киргизов низок — 43,2%. Киргизы (самоназвание — кыргыз) в дореволюционной литературе были известны как «кара-киргизы». Киргизами прежде называли и казахов. Нередко и киргизов, и казахов называли «казак-киргизами». В китайских источниках XVIII века и у калмыков киргизы были известны под названием «бурут». Язык киргизов относится к кыпчакской группе тюркских языков и очень близок к языку казахов.
По религии киргизы — мусульмане-сунниты. К киргизам ислам проник сравнительно поздно, мусульманские обряды справлялись не повсеместно.
В Башкортостане живут несколько близкородственных народов Северного Кавказа, говорящих на языках, относящихся к кыпчакской подгруппе тюркской группы языков. Это — балкарцы и карачаевцы, к которым в этническом и языковом отношениях близки и кумыки. Балкарцы (самоназвание — малъяр) — коренное население Кабардино-Балкарии, расселены они и по северным склонам Главного Кавказского хребта. В Башкортостане их мало: всего 16 человек.
Несколько больше карачаевцев (самоназвание — карачайлы), которые по соседству с адыгейцами (самоназвание — адыгэ) и ногайцами (самоназвание — нугай) обитают в основном в Карачаево-Черкесии. По данным переписи населения 2002 г. их в республике 81 человек и они в основном горожане (81,5%).
Первая Всероссийская перепись населения 2002 г. показала наличие в Республике Башкортостан и других небольших по численности групп: уйгуров (77 чел.), гагаузов (65 чел.), каракалпаков (45 чел.), крымских татар (32 чел.), хакасов (30 чел.), ногайцев (30 чел.), шорцев (10 чел.), тувинцев (9 чел.).

 

 

 

Источники и литература

1. Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Статистический бюллетень. — Уфа, 2004.
2. Демографические процессы в Республике Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа, 2004.
3. Демографические процессы в Республике Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа, 2005.
4. Демографические процессы в Республике Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа, 2006.
5. Демографические процессы в Республике Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа, 2007.
6. Демографические процессы в Республике Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа, 2009.
7. Демографические процессы в Республике Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа, 2011.
8. Национальный состав населения Республике Башкортостан (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года). Статистический сборник. — Уфа, 2007.
9. Национальный состав населения Республике Башкортостан (по данным переписей населения 1979, 1989 и 2002 годов). Статистический бюллетень. — Уфа, 2005.
10. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. — Уфа, 2002.
11. Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М. — Уфа, 2007.
12. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. — Уфа, 2006.
13. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. — Уфа, 2010.
14. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. — М., 1992.
15. Башкиры. — М., 2003.
16. Русские Башкортостана. История и культура. — Уфа, 2003.
17. Мурзабулатов М.В. Русские Башкортостана // Панорама Башкортостана. — Уфа, 2008.
18. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. — М., 1967.
19. Мухамедова Р.Г. Татары — мишари: историко-этнографическое исследование. — М., 1972.
20. Мухаметшин Ю.Г. Татары — кряшены: историко-этнографическое исследование материальной культуры сер. XIX — нач. XX в.— М., 1977.
21. Сухарева И.В. Чуваши Башкортостана в XVII—XIX вв. — Уфа, 2007.
22. Бабенко В.Я. Украинцы Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. — Уфа, 1992.
23. Этнография восточных славян: очерки традиционной культуры. — М., 1987.
24. Сепеев Г.А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX — начало XX в.). — Йошкар-Ола, 1975.
25. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. — Ижевск, 1997.
26. Атаманов-Эграпи М.Г. Происхождение удмуртского народа. — Ижевск, 2010.
27. Мордва. Историко-этнографические очерки. — Саранск, 1981.
28. Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана (Исследования и материалы). — Уфа, 1995.
29. Мурзабулатов М.В., Баязитова Р.Р. Этнография народов Башкортостана. — Уфа, 2012.
30. Итс Р.Ф. У янтарного моря. — М., 1983.
31. Шкурко Э.А. Очерки истории евреев Башкортостана. — Уфа, 1999.
32. Немцы // Башкортостан. Краткая энциклопедия. — Уфа, 1996.
33. Мурзабулатов М.В. Немцы Башкортостана // Век науки и образования. — Астана, 2012.

 

Мурзабулатов М.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018