История деревни Салимово Зилаирского района

 Фуат Сулейманов,
кандидат исторических наук

ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ САЛИМОВО ЗИЛАИРСКОГО РАЙОНА

До конца 50-х годов прошлого столетия в Зилаирском районе под названием Салимово были известны две деревни: Нижнесалимово (Түбәнге Сәлим) и Верхнесалимово (Үрге Сәлим). Сегодня существует только одна из них — Верхнесалимово.
Первая деревня Салимово (Нижнесалимово) располагалась в юго-восточной части Зилаирского района на левых берегах р. Бузавлык и впадающей в нее с востока речки Суртанлы-Узяк. Деревня Верхнесалимово расположилась на правом берегу р. Бузавлык, на 2 км выше первой деревни по течению р. Бузавлык, где в нее с запада впадает речка Камышлы-Узяк, оставляя основную часть деревни на полуострове.
В этих местах люди обитали с древнейших времен, о чем говорят археологические памятники: поселения бронзового века — Агеевское и Олаир, курганы эпохи бронзы, раннего железа и средневековья.
Рядом с аулом, к западу от правого берега Бузавлыка, пересекая речку Камышлы-Узяк, проходит древняя торговая дорога — «Ҡәнифә юлы» — «Дорога Канифы», когда-то соединявшая Башкортостан со странами Азии. По мнению информатора М. Субхангулова, «Дорога Канифы» берет свое начало с земли северных тунгауров в районе д. Хакмар-башы (д. Ахметово, Абзелиловский район — авт.) и доходит до Актюбе, т.е. до города Актюбинска.
В окрестностях дд. Нижнесалимово и Верхнесалимово нами зафиксировано множество старинных топонимических названий. «Ете аршин» («Семь аршинов»), «Ат йөҙҙөргөс» («Место, где купали лошадей»), «Тәрән ятыу» («Глубокий омут») — названия, свидетельствующие о прежней полноводности ныне обмелевшей реки Бузавлык. Названия «Ҙур Ҡабаҡҡайын» и «Бәләкәй Ҡабаҡҡайын» («Березы на косогоре»), «Аҡбулат сыбаһы» («Березовая роща, посаженная Акбулатом»), «Ҡоҙоҡ аҫты» («Колодезное»), «Ташүҙәк» («Каменистая ложбина»), «Әҙел үҙәге» («Ложбина Аделя»), «Оҫҡон үҙәге» («Ложбина дикого лука»), «Әҙел ташы» («Камень Аделя»), «Сусаҡтау» («Сусак-гора»), «Ҡаятау» («Скалистая гора»), «Малҡантау» («Малкан-гора») — названия невысоких гористых мест. Топонимы «Әҙел ташы» и «Әҙел үҙәге» легенда связывает с батыром Аделем, который со своим знаменитым тулпаром здесь прятался от врагов. Следует сказать, что имя Әҙел (Адел) присутствует и в шежере салимовцев. Эта личность, вероятно, и вошла в легенду в образе батыра. Более поздние топонимы «Ҡәһәрмән туғайы» («Луг Кагармана») и «Кәрим үҙәге» («Ложбина Карима») даны в честь жителей деревни Кагармана Максютова и Карима Садыкова.
Ряд названий связан с археологическими памятниками. К их числу относятся «Ҡаҙыр убаһы» («Курган Кадыра»), высотой около 4-х метров. По легенде, здесь похоронен Кадыр-батыр из рода Тунгаур. На берегу р. Бузавлык на лугу «Ереклек» («Ольховый») проходили праздники «Ҡарға бутҡаһы», «Һабантуй». На этом месте расположился и древний языческий менгир высотой около 1,5 м, названный в народе «Сәнскән таш» («Камень, воткнутый в землю»). По одной легенде, здесь похоронены конные воины — башкирские казаки, по другой — этот камень, якобы, вырос из-под земли.
Одной из первых проблем, предстоящих решению при изучении истории населенного пункта, является время его основания. Трудности имеются и при попытке установления времени возникновения деревни Салимово. По легенде, записанной нами у старожилов и согласно шежере южных тунгауров, аул основан башкирами д. Максютово Тунгаурской волости [Сөләймәнов, 1994. 27 сентябрь]. По материалам профессора Ф.Г. Хисамитдиновой, д. Салимово Тангаурской волости была известна еще с 1816 г. [Хисамитдинова, 1991]. Однако в материалах VII и VIII ревизий 1816 и 1834 гг. она не зафиксирована. Нет ее и в списке деревень Тангаурской волости 9-го кантона за 1842 г. [ЦИА РБ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 4873. Л. 161 об. —162.; Сулейманов, 2003. С. 143]. В одном из архивных документов, относящихся к Оренбургской межевой комиссии, имеется справка о том, что «Дер. Салимова образовалась после VII ревизии (1816 г. — авт.) из д. Максютовой Тунгаурской волости Оренбургского уезда» [ГАОО. Ф. 124. Оп. 3. Д. 721. Л. 454 об.].
Официальный документ о д. Салимово сохранился со времен X ревизии (1859 г.). Там же есть указание о том, что она была учтена еще IX ревизией (1850 г.) [ЦИА РБ. Ф.138. Оп. 2. Д. 646]. Выходит, что д. Салимово к 1850 г. уже существовала. Но, как было уже сказано, VIII ревизия (1834 г.) и материалы 1842 г. о ней данных не содержат. Таким образом, Салимово, как полноценная деревня, возникла в период между 1842 и 1850 гг. Вначале она числилась хутором д. Максютово. Так, на карте Оренбургского уезда XIX в., на левом берегу р. «Базаулук елга» показан «хутор Максютовой» и это место совпадает с первоначальным местонахождением д. Салимово [Спец. Карта Европейской России, 1921].
К моменту окончательной отмены кантонной системы управления в Башкортостане д. Салимово становится одним из низовых административных центров. В «Ведомости вновь образованных юртовых и сельских обществ из башкир Оренбургского уезда бывшего 3-го кантона Тангаурского юртового общества», составленной в 1863—1864 гг., д. Салимово уже показана не только как самостоятельная деревня, но и как центр Салимовского сельского общества, объединившего вокруг себя еще 5 деревень — Балапаново, Мухаметрахимово, Динмухаметово, Абдулкаримово, Султантимирово, которые также образовались после 1842 г. [ЦИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15158. Л.37]. Об этом говорится и в «Списке башкирских деревень с разделением их на волостные и сельские общества» 1-го Оренбургского кантона Тангаурской волости [История.., 2003. С.374].
По легенде, записанной нами у Сулеймановой Мунавары Хайрулловны (1926 г.р.), первоначально аул хотели основать на месте современной д. Суртан-Узяк, но, якобы, во время водопоя лошадей Салим-бая на озере Суртанлы-Узяк огромная щука утащила жеребенка из табуна. Для щуки после этого озеро стало мелким и тесным, поэтому она, прикусив свой хвост, «колесом» покатилась вниз по течению одноименной речки, вытекающей из озера, до ее впадения в р. Бузавлык, куда и нырнула. Аксакалы этот случай объяснили как знак Всевышнего, после чего приняли решение основать деревню в месте впадения р. Суртанлы-Узяк в р. Бузавлык. [Информатор М.Х. Сулейманова].
Как было указано выше, в документах начала ХХ в. указываются две деревни: Нижнесалимово и Верхнесалимово. Когда и как возникла вторая деревня? В литературе имеется информация о том, что д. Верхнесалимово основана в начале XX в. башкирами д. Салимово Тунгаурской волости Орского уезда на собственных землях как выселок под современным названием [Башкирская энциклопедия, 2006. С. 53]. Однако, судя по некоторым источникам, временем образования деревни Верхнесалимово как выселка должен быть конец XIX в. Так, в материалах 1900 г. указывается одна деревня Салимово, в ней зафиксирована действующая деревянная мечеть [Список населенных мест, 1901]. По данным же информаторов, в старой (первой) деревне никогда деревянной мечети не было. Значит, в 1900 г. была учтена мечеть, построенная уже в выселке, следовательно, Верхнесалимово к этому времени уже фактически существовало как селение, но еще не имело статуса отдельного аула. В материалах 1866, 1870, 1890 гг. также числится только одна деревня Салимово, в которой мечети еще не было [Оренбургская губерния, 1871; Материалы по статистике, 1877, Списки населенных мест, 1892]. Думается, невозможно, что за один год (1900 г.) башкиры д. Салимово сумели переселиться на новое место, образовав выселок, состоящий из более 30 дворов, и обзавестись мечетью. По всей видимости, выселок, ставший затем деревней Верхнесалимово, был основан в период между 1870 и 1900 гг. Через некоторое время Верхнесалимово приобретает статус отдельной деревни. Так, в архивных документах, относящихся к 1908—1911 гг., уже указано наличие двух аулов — «деревни Верхней и Нижней Салимовой» Тангауровской волости Орского уезда [ГАОО. Ф. 124. Оп. 3. Д. 721. Л. 365. 454 об.]. Но, поскольку жители этих деревень имели единые вотчинные владения, в тех же документах нередко деревни объединены под названием «Дер. Салимова». Такая традиция наблюдается вплоть до 1917 г.
По словам информатора, основателями второй деревни выступили представители семей, носивших фамилии: Бикбулатовы, Такаловы (Такаевы) и Аллабердины. Потомки основателей первой деревни — Салимово, названной затем Нижнесалимово — Салимовы, Сулеймановы, Максютовы и Хисматуллины остались жить там же [Информатор М.Х. Сулейманова].
Название аула образовано от имени его основателя Салимьяна Джангильдина (Янгильдина) сына Максютова. Дед Салимьяна Максют-батыр — историческая личность, упоминается в документах XVIII в. как один из активных участников национально-освободительного движения башкир 1737—1738 гг., наряду с именем предводителя движения, также тунгаурского батыра Кусяпа Султангулова. От имени Максюта сына Аскара и происходит название аула Максют, расположенного в горно-лесной части владений южных тунгауров. Согласно архивным документам, Джангильды Максютов проживал в д. Максютово Тунгаурской волости [ЦИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 146. Л. 2023]. В 1787 г. в его семье родились два сына — Салимьян и Сулейман, которые затем выступили основателями д. Салимово. Причиной образования нового аула, вероятно, послужило стремление семейной группы закрепить за собой территории в степной части, издавна служившие кочевьями, что явилось общей причиной появления многих селений южных тунгауров в период между 1834 и 1859 гг.
По данным X ревизии (1859 г.), от Салимьяна родились: Габит (1830 г.р.), Сабит (1832 г.р., его сын — Хамидулла), Хусаин (1822 г.р., его сыновья — Сагит, Мухаметхафиз, Мухаметнафик, Мухаметсадык); Мухаметгали (1825 г.р., его сыновья — Сайфульмулюк, Абдулгалям, Бахтияр, Аллаяр); Мухаметкасим (1828 г.р., его сыновья — Гаянгалий, Сагидулла, Фаткулла). Сабит Салимов в 1859 г. служил деревенским начальником. Здесь проживал еще один брат основателя деревни — Мухаметша Янгильдин (1801 г. р.) с сыновьями: Бикмухамет, Галиахмет, Сафиулла, Газизулла, Набиулла.
Сохранились данные о служебной карьере Сулеймана Янгильдина. В 1839 г. он занимал должность старшинского помощника Тунгаурской волости, имел деревянный дом в д. Максютово. Службу начал 11 мая 1806 г. в звании казака, с 3 ноября 1816 г. стал зауряд-есаулом, а с 25 декабря 1833 г. служил на должности старшинского помощника. Далее указано, что он «татарской (т.е. тюркской — авт.) грамоте читать, писать знает. Женат на старшинской дочери Емеш (полное имя — Емешбикя — авт.). У них дети: Муглифа и Сарбиямал». Указано, что старшинский помощник Сулейман Максютов «достоин к повышению» [ЦИА РБ. Ф.138. Оп.1. Д. 4674. Л. 37]. Значит, Сулейман для своего времени был образованным, достигшим определенного карьерного роста чиновником кантонной системы управления. У Сулеймана были и сыновья, которые в 1859 г. со своими семьями проживали в д.Салимово: Ишмухамет (1808 г., его сыновья — Давлетша, Сибагатулла, Сафиян, Абдулмансур, Муллахамит, Мурзагалий, Галимбек); Баймухамет (1810 г., его сыновья — Алиулла, Калимулла, Кудабай, Хаммат); Шагиахмет (1815 г., его сыновья — Шамсетдин (умер в 1852 г.), Давлеткильды, Рыскильды), Кунаккужа (1825 г., его сыновья — Абдрахман (умер в 1855 г.), Абдулгалим, Абдрахман). От Шагиахмета берет начало ветви шежере автора этих строк: Давлеткильды (1850 г.р.) — Мурзагильды (1875—1971) — Баязитдин (1907—1950) — Мурзагали (1924—1975, жена Мунавара Хайрулловна, их сыновья — Фарид, Халит, Мурат, Фуат и дочери — Гульнур, Гульемеш, Халида).
По словам информатора, в дд. Нижнесалимово и Верхнесалимово имелись следующие названия родовых подразделений (ара) рода (тюбы) Һәрекәй (Саракай) рода Тунгаур, идущие с глубин веков и сохранившиеся поныне: Бүре (Сулеймановы), Күкмейе (Хисматуллины, Рахматуллины), Суҡмараяҡ (Максютовы, Касимовы), Теләнсе (Такаловы, Юлановы), Төрөй (Бикбулатовы, Садыковы), Ҡуян (Аллабердины, Набиуллины) [Информатор М.Х. Сулейманова].
Во время IX ревизии (1850 г.) деревня состояла из 29 дворов. По материалам ревизии 1859 г., в «Оренбургской губернии и уезда 4-го Башкирского кантона 1-ого юрта Салимовой деревни» в 29 дворах проживало 168 чел. (91 чел. м.п. и 77 чел. ж.п.) [ЦИА РБ. Ф.138. Оп. 2. Д. 646]. В 1866 г. аул состоял из 30 дворов, где проживало 178 чел. ( 94 чел. м. п. и 84 чел. ж.п.) [Оренбургская губерния, 1871]. В 1890 г. в деревне насчитывались 47 дворов с населением 288 чел. (151 чел. м. п. и 137 чел. ж. п.) [Списки населенных мест, 1892]. В 1900 г. в д. Салимово уже зафиксировано 68 дворов, в которых проживало 281 житель об. п. [Список населенных мест, 1901]. Резкое увеличение количества дворов к 1900 г., по всей видимости, означает, что к этому времени часть семей уже выделились в выселок д. Салимово — Верхнесалимово.
Как было указано выше, в д. Верхнесалимово действовала деревянная мечеть. При ней работала начальная мусульманская школа — мектеб. Согласно рассказам информаторов, в мечеть д. Верхнесалимово для проведения пятничного намаза и праздников Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулит-байрам съезжались мусульмане соседних деревень. Авторитетом пользовался и мектеб, где долгие годы преподавал имам мечети д. Верхнесалимово, мулла Загидулла Сагитович Аллабердин. Муэдзином служил Рахматулла Юланов [Башҡорт халыҡ ижады, 2004. С. 342].
В летнее время, во время выездов на яйляу мусульмане д. Салимово, как и других селений, молитвы совершали в «каменных мечетях», специально сооруженных в местах летовок. «Каменная мечеть по правую сторону Балапановой дороги», что находилась недалеко от д. Салимово, отмечена в архивном документе за 1907 г. [ГАОО. Ф. 124. Оп. 3. Д. 721].
В начале 30-х годов XX в. мечеть была закрыта, а ее здание, построенное из лиственницы, стало использоваться в качестве сельского клуба с библиотекой. Несмотря на это, салимовцы, хотя и в домашних условиях, старались соблюдать основные мусульманские праздники; такие важные моменты человеческой жизни, как рождение ребенка и проводы умершего, также не оставались без внимания муллы. Обязанности муллы д. Салимово в послевоенные годы вплоть до начала 1990-х гг. исправно исполнял Юланов Фазулла Рахматуллович, 1906 г.р., участник Великой Отечественной войны. Ныне эту обязанность исполняет деревенский мулла Магадей Субхангулов.
Сегодня в ауле мечети нет. По рассказу журналиста С.Ш. Ярмуллина, в советское время идею возрождения салимовской мечети перед общественностью поднимал Абдрахман Актаев, один из духовных лидеров юго-восточного региона того времен. Но, несмотря на то, что населением были собраны средства (иғәнә) на постройку мечети, его инициатива угасла в борьбе с бюрократией в лице некоторых местных чиновников, а деньги были использованы не по назначению. Мысли о ее возрождении у жителей деревни есть и сейчас. Было бы благородным и богоугодным поступком, если бы администрация района, состоятельные земляки помогли салимовцам возродить мечеть.
Вернемся к событиям XIX века. Как было указано выше, в начале 1860-х гг. Салимово становится центром Салимовского сельского общества. Население аулов занималось скотоводством и земледелием, при этом практиковали выезды на яйляу, о чем сказано в источнике: салимовцы «кочевьем своим занимают местность прежде и ныне по речкам Козя-Таш до озера Асяу, Среднему Макану и Таналыку на протяжении 4-х верст вверх по течению от грани 4-го Усерганскаго общества и в вершинах р. Чертанлы-Узяк, занимая по длине всех кочевок пространства около 15 верст, а поперек около 8 верст, в окружности около 45 верст» [ЦИА РБ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 13068. Л. 12-13 об.]. На р. Бузавлык имелась мельница. В д. Нижнесалимово хозяйственные постройки, ограды дворов часто строились из камней, что отражало своеобразие материальной культуры региона.
В Государственнном архиве Оренбургской области сохранился интересный документ начала XX в., рассказывающий о протестах и жалобах башкир Тангауровской волости Орского уезда [ГАОО. Ф. 124. Оп. 3. Д. 721]. Судя по нему, салимовцы также попытались отстоять свои права в условиях нарушения их вотчинных прав, допускаемых Оренбургской межевой комиссией в этот период. Так, в июне 1908 г. группа активных и грамотных жителей, «доверенных от башкир вотчинников деревень Нижняя Салимова и Верхняя Салимова» Тангауровской волости Орского уезда Султангалий Сулейманов, Хафиз Максютов, Абдулла Такалов и Галиян Юланов подали в Оренбургскую межевую комиссию прошения и заявления о том, что проектированный их доверителям, башкирам вотчинникам д. Салимовой, участок земли признавался неудобным для хлебопашества и сенокошения и ходатайствовали о производстве осмотра этого участка в натуре. Такой осмотр был произведен 18 августа 1908 г. Прошение башкир-вотчинников д. Салимово о признании неудобной значительной части проектированной их доверителям земли осталось неудовлетворенным. Власти в лице члена Оренбургской межевой комиссии Бирзгалова, несмотря на предоставленные документальные доводы башкир-вотчинников о недостаточной наделености землей жителей деревни, возникшую проблему решили в пользу государства. При этом на стороне властей выступили старшина Тангауровской волости Юмагузин, выборный Мутагар Максютов и «6 башкир-стариков» д. Салимово, давшие показания в пользу властей: Ярмулла Юланов (63 лет), Газиз Хажимухаметов (61 год), Шагимардан Аллабердин (64 лет), Субхангул Шахмухаметов (59 лет), Курбангали Юланов (48 лет), Бикмухамет Мухаметшин (78 лет), Салахетдин Галин (44 лет). Показания «6 башкир-стариков», возраст двоих из которых не доходил до 50 лет, возможно, были не совсем самостоятельными, ибо прошения Султангалия Сулейманова и его товарищей были поданы в интересах всех башкир-вотчинников д. Салимово, тем более, практически всех названных жителей связывали родственные отношения. Судя по документам, протесты башкир-вотчинников ряда деревень Тангауровской волости против произвола властей продолжились вплоть до 1917 г.
Перед революциями 1917 г. салимовцы жили неплохо, население занималось земледелием и скотоводством. Отдельные жители занимались и торговлей. Так, братья Султанмахмут и Сулейман Максютовы, занимающиеся торговлей, считались деревенскими богачами [Сөләймәнов, 1994. 27 сентябрь].
В 1917 г. в двух деревнях числилось 69 дворов с населением 364 чел. В 1925 г. в Верхнесалимово было 23 хозяйства, в Нижнесалимово — 27 [Населенные пункты Башкортостана, 2002]. В 1926 г. в обоих аулах имелись 58 домов и 258 чел. В том же году салимовцы засевали хлебом 3070 дес. плодородной земли, а 780 дес. считались непригодными для занятия земледелием. На каждый двор приходилось по 5—6 полос. 72% населения деревень относилось к беднякам, 24% — середнякам и 4% — богатым [ЦИА РБ. Ф.-839. Оп. 8. Д. 57. Л. 28].
По другим архивным материалам, в 1926 г. в д. Верхнесалимово имелось 29 дворов с 103 жителями, в Нижнесалимове — 31 двор и 113 жителей [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 397а. Л. 281]. Согласно «Поселенному списку домохозяев 1926 г.» в д. Нижнесалимово числилось 32 домохозяина. Из них 9 домохозяев были Сулеймановы, 1 — Аллабердины, 22 — Максютовы. В д. Верхнесалимово всего учтено 24 домохозяина. Из них 3 домохозяина были Сабанчины, 4 — Бикбулатовы, 4 — Шахмуратовы, 4 — Аллабердины, 4 — Юлановы, 3 — Такаловы, 2 — Абдулнасыровы. В 1952 г. деревни относились к Матраевскому сельсовету, в Нижнесалимово было всего 8 дворов, а в Верхнесалимово — 28. [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 10. Д. 488. Л. 281].
В сентябре 1919 г. в селениях Тунгаурской волости Орского уезда, в том числе и в Салимово, состоялись собрания по образованию сельских советов. Председателем Салимовского сельсовета стал Абдулнасыров Султанмурат Галиахметович, 1879 г. р., членами являлись Бикбулатов Муллагалям Агзамович, 1866 г.р., и Максютов Губайдулла Абдрахимович, 1891 г.р. [ЦИА. Ф. Р.1238. Оп. 1. Д. 38. Л. 1—38].
Первые десятилетия Советской власти в административном отношении до образования районов д. Нижнесалимово и Верхнесалимово относились к 2-ой Тангауровской волости, входившей в 1919—1922 гг. в состав Бурзян-Тангауровского кантона, а в 1922—1930 г. — Зилаирского кантона. После образования районов оба аула вначале находились в Хайбуллинском районе, а в 1937 г. они вошли в состав вновь образованного Матраевского района [ЦИА РБ. Ф.394. Оп. 2. Д. 1596. Л. 1—10], после его упразднения в 1956 г. вошли в состав Зилаирского района. Но по ходатайству отдельных представителей местной власти вскоре последовал указ Президиума Верховного Совета БАССР от 20 апреля 1957 г. о перечислении д. Нижнесалимово из Зилаирского района в Хайбуллинский район [История.., 2003. С. 301]. Все прилегающие территории деревни — пастбища, посевы и сенокосы по недальновидности местных представителей власти отошли к соседнему району. По признанию старожилов, вскоре д. Нижнесалимово и его жители оказались ненужной обузой для этого района. После этого жители 7 оставшихся дворов вынуждены были переехать в Верхнесалимово и к началу 1960-х гг. д. Нижнесалимово перестала существовать [Сулейманов, 1994. № 188]. Ныне на родовых вотчинных территориях салимовцев в месторождении «Юбилейное» с мая 2006 г. ООО «Башкирская медь» ведет открытую разработку медно-цинковых руд.
В 1927 г. салимовцы основали еще одну деревню — Ташкургы. Согласно архивным данным, по решению собрания жителей двух деревень часть населения (16 семей) «в целях улучшения качества обрабатываемой земли» выделились в д. Ташкургы, построенную ими в 1927—1928 гг. в нескольких километрах к западу от Верхнесалимово на берегу речки Янгыз-Кайын, впадающей с севера в речку Камышлы-Узяк. Новой деревне было выделено более 1000 дес. земли [ЦИА РБ. Ф.-839. Оп. 8. Д. 57. Л. 16—28; Сөләймәнов, 1992. 13 август]. По сведениям информаторов, вначале переселенцы жили в саманных избах и плетенках, которые постепенно сменялись срубными домами. Однако и д. Ташкургы, состоящую из 29 дворов, к 1959 г. постигла судьба «неперспективных» и она перестала существовать [Сөләймәнов, 1994. 20 ғинуар].
В 1928—1929 гг. салимовцы, балапановцы (частично) и ташкургинцы образуют один колхоз — «Камыш-Узяк». В 1930 г. «Камыш-Узяк» и еще 3 колхоза, объединившись, создают совхоз-гигант «Новый мир». Но не проходит и полгода, он вновь распадается на прежние 4 колхоза. В 1948 г. колхозы «Камыш-Узяк», «Суртан-Узяк», «Аксура» и «Новый мир» вновь составляют одно хозяйство — колхоз «Новый мир». С 1959 г. этот колхоз был преобразован в зерносовхоз «Башкирский», который после развала СССР распался на несколько хозяйств.
В советскую эпоху в Верхнесалимово стала функционировать начальная школа. Известно имя одного из первых учителей 30-х гг. — это Шагидулла Рамазанов [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 326. Л. 117]. После Великой Отечественной войны в д. Верхнесалимово поселилась учительская семья Назировых: Мухаррам Сафиевич и Гульшат Ильясовна. Эти прекрасные педагоги проработали директором и учителями начальной школы до середины 1980-х годов. С середины 1980-х до наших дней начальную школу возглавляет также опытный педагог Зифа Галимьяновна Нигматуллина (Бикбулатова).
Более десятка семей салимовцев пострадали в годы сталинских репрессий, подвергаясь различным формам наказаний от ссылок до расстрела по приговору «тройки». Среди них преобладали представители фамилий Максютовых и Аллабердиных. Пострадали как «кулаки» и простые колхозники, и рабочие, ложно обвиняемые, в основном, в «измене родине»... Например, один из пострадавших Рахматуллин Гайса Мифтахович, 1898 г.р., неграмотный, б/п, Бурибайский золотопродснаб, рабочий. Арестован 5 июля 1941 г. Приговорен: обв.: по ст. 58-10 к лишению свободы на 8 лет. Его доброе имя возвращено 28 июня 1961 г. [Жертвы политического террора в СССР// lists.memo.ru].
Салимовцы приняли активное участие в Великой Отечественной войне. По официальным материалам, более 35 салимовцев вернулись с войны победителями, 27 — остались на поле боя. Салимовцы — Н.Сулейманов, Г.Сулейманов, Х.Касимов, Х.Юланов, И.Аллабердин, М.Сагитов и др. вернулись с орденами и медалями на груди. Героически воевал старшина Нуритдин Мурзагильдиевич Сулейманов, который был награжден Орденами Славы II и III степеней, двумя Орденами Красной Звезды, Орденом Отечественой войны II степени, медалью «За отвагу». Рядовой Аллабердин Ильяс Гиззатович был награжден медалями «За победу над Германией», «За освобождение Праги», «За победу над Японией». Подвиги рядового Юланова Хамитьяна Миргалеевича отмечены медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и знаком «Отличный дорожник». Медалью «За боевые заслуги» были награждены старший сержант Салимов Рамазан Агзамович, рядовые Сулейманов Гатаулла Абдуллович и Сагитов Мухтар Загитович. Дожившие до 40-летия Победы Юланов Ишкали Сафаргалиевич, Аллабердин Ильяс Гиззатович, Сагитов Ахмедьян Садыкович и др. в 1985 г. были награждены Орденом Отечественной войны II степени [podvignaroda.mil.ru].
Среди жителей Нижнесалимово встречались и те, кто не вступил в колхоз. Так, Мурзагильды Сулейманов (1875—1971 гг.) до самой смерти не вступал в колхоз. Жил, ведя собственное хозяйство. Разводил лошадей, коров. Занимался выращиванием картофеля и овощей, для чего соорудил пруд, куда собирал весеннюю и дождевую воду, поливал с помощью системы арыков. Культуры были разнообразные: огурцы, морковь, лук, укроп и даже арбузы. Урожай продавал на базарах сел Матраево, Юлдыбаево, гг. Магнитогорск, Орск. Сам жил в достатке и всегда помогал родственникам [Информатор М.Х. Сулейманова, 1926 г.р.].
В д. Салимово родился и жил знаменитый кураист-сэсэн Султанмурат Галиахметович Абдулнасыров, 1879 г.р. [ЦИА. Ф. Р. 1238. Оп. 1. Д. 38. Л. 1-38], один из лучших представителей тунгаурской школы кураистов, учитель знаменитого Ишкале Дильмухаметова, отца, учителя и воспитателя великого музыканта и артиста Ишмуллы Дильмухаметова [Ярмуллин, 2004. С.176]. Архивные данные позволяют восстановить шежере Султанмурат-сэсэна: Илбакты — Аллабирды (1744 г.р.) — Абдулнасыр (1801—1854) — Шаяхмет (1823 г.р.) — Галиахмет (1850 г.р.) — Султанмурат (1879 г.р.). — Мурзагали — Минлегали, Давлет, Зуфар, Рафис Насыровы.
Активным борцом за автономию Башкортостана в годы гражданской войны являлся Аллабердин Загидулла Сагитович (1872 г.р.). Как было указано выше, до начала национально-освободительного движения за автономию он являлся имамом мечети д. Верхнесалимово, обучал детей в мектебе. Считается, что затем Загит Аллабердин становится полковым муллой в башкирских войсках. В ходе подготовки к III Всебашкирскому Курултаю 30 октября 1917 г. в д. Верхнесалимово в доме муллы Загита Аллабердина было проведено межволостное собрание башкир Орского уезда, избравшее 3 делегатов от имени 28 000 башкирского населения 4-х юго-восточных волостей [Магадеев, 1995.]. Загит Аллабердин был расстрелян 27 ноября 1937 г. Его доброе имя было возвращено 4 августа 1967 г. [Жертвы политического террора в СССР// lists.memo.ru]. В войсках З.Валиди воевали также Султанахмет и Саитбаттал Максютовы, Кинзягали Такаев, которых односельчане именовали «адъютантами Валидова». По свидетельству старожилов аула, З.Валиди осенью 1920 г. перед отъездом в Среднюю Азию останавливался в д. Салимово в доме З. Аллабердина, который предоставил ему транспорт — тройку и с друзьями сопроводил до железнодорожной станции Сара.
Из д. Нижнесалимово происходят корни начальника Управления по делам архивов РБ А.А. Хисматуллина. Предки Ахмета Абделахатовича были в числе основателей д. Салимово: урядник Рахматулла Якупов сын Максютов (1803 г.р.) — сын основателя д. Якупово Тунгаурской волости — Якупа Зиянгулова сына Максютова, внука Максют-батыра. От Рахматуллы родился Хисматулла Рахматуллин сын Якупов (1831 г.р.), от Хисматуллы — Салахитдин Хисматуллин (1858 г.р.). От Салахитдина родились Мифтахитдин, его сыновья — Афлятун (его сын Фахритдин Максютов), Гайса (1898 г.р., его сын — Гаяр Рахматулллин, от Гаяра — Азамат), Абделлатиф (1885—1950, его сыновья — Абделахат, 1923—1970 гг., Мухтар (1948 г.р.), его сын –Зуфар. Абделахат Хисматуллин участвовал в Великой Отечественной войне, служил офицером МВД. Сын Абделахата — Ахмет Хисматуллин (1952 г.р.), его сын — Салават (1973 г.р.).
В д. Верхнесалимово родились и выросли башкирские журналисты братья Ярмуллины — Сальман и Азат, лауреаты премии им. Ш. Худайбердина, тележурналист З.В. Нигматуллина. Верхнесалимово — родной аул автора этих строк. Салимовцы, братья Рустам и Руслан Касимовы, ныне проживающие в г. Гатчине Ленинградской области, стали преуспевающими предпринимателями. Братья Касимовы — активные участники Исполкома курултая башкир Санкт-Петербурга и национально-культурной автономии башкир города. Из д. Верхнесалимово происходят корни ныне проживающего в г. Москве молодого и успешного бизнесмена Фаима Фаниловича Назирова.
Сегодня Верхнесалимово, как и многие села, переживает нелегкие времена. После распада некогда могущественного совхоза «Башкирский» молодежь в поисках работы уезжает в более крупные селения, города. В динамике численности населения наблюдается тенденция к уменьшению: в 1920 г. в обеих деревнях проживало 364 чел., в 1939 г. в д. Верхнесалимово проживало 120 чел., в Нижнесалимово — 99 чел. [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 3. Д. 704], в 1959 г. — 219 чел., в 1989 — 214, в 2000 — 211, 2002 — 187, 2009 — 184, 2010 — 174 чел. [Зилаирский район, 2000.; Башкирская энциклопедия, 2006; Единый электронный справочник…].
В современных условиях, думается, салимовцам важно осознать, что для дальнейшей успешной организации жизни деревни нужно усилить работу над возрождением роли семьи, интеллигенции, религии, народных традиций и промыслов. Большинство салимовцев ныне стремится улучшить свою жизнь, смотрит на будущее с надеждой. Отличный пример подает один из трудолюбивых и предприимчивых жителей — Ишкильды Ямалетдинович Бикбулатов, организовавший фермерское хозяйство. Сегодня в деревне функционируют начальная школа, клуб, медпункт, два коммерческих магазина. Трудовое население работает в дойном гурте совхоза «Башкортостан», а также в расположенном по соседству месторождении «Юбилейное».

 

Список литературы и источников

1. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т.2: В-Ж. –Уфа, 2006.
2. Башҡорт халыҡ ижады. 7-се том. Яҙма ҡисса һәм дастандар. — Өфө: Китап, 2004.
3. ГАОО. Ф. 124. Оп. 3. Д. 721.
4. Единый электронный справочник муниципальных районов Республики Башкортостан /www.asmo-rb.ru
5. Жертвы политического террора в СССР// lists.memo.ru
6. Зилаирский район. Энциклопедия / под общ. ред. У.Г Саитова. — Уфа, 2000.
7. Информатор М.Х. Сулейманова, 1926 г.р., г. Баймак.
8. История административно-территориального деления Республики Башкортостан (1708—2001). Сборник документов и материалов. Уфа: Китап, 2003. С. 374.
9. Магадеев Д. Автономия өсөн көрәштә //Башҡортостан. — 1995. — 21 октябрь.
10. Материалы по статистике, географии, истории и этнографии Оренбургской губернии. — Оренбург, 1877.
11. Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 г.г.» /podvignaroda.mil.ru
12. Оренбургская губерния. Список населённых мест по сведениям 1866 года. СПб., 1871.
13. Спец. Карта Европейской России. Издание картографич. отдела корпуса военных топографов. Окончено в 1874 году. Печатано в мае 1921 г.
14. Списки населенных мест Оренбургской губернии с общими об ней сведениями. Оренбург, Губ. стат. ком., 1892.
15. Список населенных мест. — Оренбург, 1901.
16. Населённые пункты Башкортостана. Ч. III. Башреспублика, 1926. — Уфа: Китап, 2002.
17. Сулейманов Ф.М. Башкирский двор (конец XVIII — первая половина XIX века)/ Изд-е Башкирского государственного университета. — Уфа, 2003. — 198 с.
18. Сөләймәнов Ф.М. Ҡыҫҡа ғүмерле ауыл //Йәшлек. –1992. –13 август.
19. Сөләймәнов Ф.М. Сәлим // Башҡортостан. — 1994. — 27 сентябрь.
20. Сөләймәнов Ф.М. Ташкурғы // Башҡортостан. — 1994. — 20 ғинуар.
21. Хисамитдинова Ф.Г. Башкирская ойконимия XVI—XIX вв. — Уфа, 1991. — С. 188.
22. ЦИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15158. Л. 37; Оп. 2. Д. 13068;
23. ЦИА РБ. Ф. 138. Оп. 1. Д. 4674; Оп. 2 .Д. 146.
24. ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 326. Л.117; Д. 397а. Л. 28; Оп. 3. Д. 704.
25. ЦИА РБ. Ф. 839. Оп. 8. Д. 57.
26. Шежере племени Тунгаур (копия c оригинала).
27. Ярмуллин С.Ш. Ахыр заман — аяҡ аҫтында. — Өфө, 2004. 184—191 бб.

 

Сулейманов Ф.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018