Башкиры как автохтоны Южного Урала

Гадель Валеев,
кандидат филологических наук

Башкиры как автохтоны Южного Урала

18—20 сентября в Челябинске работал транспортно-логистический форум-выставка «Бизнес в движении — 2012». Цель проекта — позиционирование Челябинской области как ключевого транспортно-логистического узла в рамках Европейского союза. В рамках форума были организованы выставки промышленных, транспортных компаний, демонстрация самой разнообразной техники, технологий и инноваций в транспорте, связи и транспортном машиностроении. В течение трех дней в четырех залах проходили тематические круглые столы, в том числе по подготовке кадров, культуре работы логистов. Один из круглых столов, организованных директором Центра международной торговли, на территории которого проходил форум-выставка, Т.А.Греховой и председателем Челябинского областного фонда культуры писателем К.А.Шишовым, назывался «Культура Евразийства: исторические и современные проблемы». Кирилл Шишов, открывая работу круглого стола, остановился на «Современных аспектах Евразийства». Профессор Челябинского госуниверситета (ЧелГУ) Г.Б.Зданович говорил об «Аркаиме как древнейшей степной цивилизации и ключевом факторе современного имиджа Челябинской области». Декан факультета Евразии и Востока ЧелГУ Г.В.Сачко остановилась на генезисе исторического понятия «Евразия как культурный феномен». Археолог, доктор исторических наук А.Д.Таиров из Южноуральского исследовательского университета (ЮУрГУ) поделился мыслями о роли караванных путей в развитии южноуральского региона. М.И.Грамм, кандидат технических наук, рассказал о энергопотреблении в древности и взгляде на энергоснабженность современного мира из космоса и связанных с ними культурологических парадоксах. А.Г.Шляхторов, кибернетик, подсчитав размер дани, изымаемой странами-завоевателями со своих вассалов в X—XVI вв. по всей Европе (Англия — датским викингам, Грузия и Румский (Турецкий) султанат — монголам Ирана, Валахия — Османской империи, Уэльс — Англии и т. д.), пришел к выводу, что Русь Орде платила символическую дань, в пересчете, например, на зерно — 15 кг с семьи в 5—6 человек. Золотоордынские ханы поняли, что взаимовыгодная торговля с Русью и через нее транзитом с Ганзой неоспоримо выгодней прямой эксплуатации Руси. По его мнению, годовой торг с Ордой составлял 750000—1000000 золотых венецианских дукатов. Благодаря этому Русь сумела вырасти из 250 мелких разрозненных княжеств до богатого и сильного централизованного государства. Именно в эпоху Орды в русских городах начался подъем каменной архитектуры, особенно в строительстве храмов. Поэтому отношения Руси с Ордой надо переосмыслить как торговый союз при мягком и слабом вассалитете. Выступающие и участники форума сошлись во мнении, что историческая миссия России — быть мостом цивилизаций и идентифицировать себя выгоднее не в качестве евроцентристской, а евразийской державы. В этом отношении со всеми горячо дискутировал И.В.Нарский, профессор, директор центра культурно-исторических исследований ЮУрГУ, оказавшийся в единственном числе ярким «западником».
Урал природой предназначен быть становым хребтом огромного евразийского континента. Уральский складчатый геосинклинальный пояс является одним из крупнейших подвижных разломов земной коры; упрощая специальную терминологию, можно сказать, что Уральские горы — результат столкновения восточноевропейской и сибирской тектонических платформ. Благодаря этому природа одарила нас, уральцев, несметными богатствами, по разнообразию и запасам которых нет на земле соперников Уралу. Уральские горы меридианально с севера на юг, от Пай-Хоя до Мугоджар, тянутся почти на 2500 километров, что отражается и на климате Урала: в Приуралье зимой на 1—2 градуса теплее, чем в Зауралье, зимы намного снежнее и мягче. Поэтому предложенная В.Н.Татищевым в 1720 г. идея провести географическую границу между Европой и Азией по Уральским хребтам оказалась удивительно точной. Понятно, что в широтном измерении Урал еще более многообразен: от степей на юге до гольцовых ландшафтов и тундры на севере. Человек является частью биосферы, и его деятельность сейчас во многом превосходит иные природные процессы, и, по словам В.И.Вернадского, «человек становится могучей силой геологии». Его преобразующая сила особенно заметна на промышленно развитом Урале.
Заселение Урала первобытными людьми, начиная с юга горной цепи, происходило, как устанавливают археологи, многократно в течение 300 тыс. лет вслед за очередным отступлением ледников. С позднего палеолита (35—10 тыс. лет назад) человек постоянно проживает по всему Уралу. Памятники этого периода имеются вплоть до Республики Коми (Медведь-Камень). Уникальным явлением в этом отношении является Капова пещера (Шульган-Таш). Находка О.В.Рюминым (1959) и исследование О.Н.Бадером (1960) палеолитических рисунков перевернуло представление не только о первобытной культуре, но и об ареале и генезисе евразийских народов. К 3 тыс. до н. э. охотники и рыболовы лесного Южного Урала прочно входят в единое этноязыковое пространство от Скандинавии до Западной Сибири. Если не учитывать палеоуральцев, о которых мало пока что знаем, то первыми из известных этноязыковых сообществ на Южном Урале сформировались финно-угры. Эпоха бронзы (III — нач. I тыс. до н.э.) — это история контактов на Южном Урале представителей индоевропейской и уральской языковых семей. Этому способствовало природное, в т.ч. и минеральное, богатство края. Возникает оседлое население и, соответственно, производящее хозяйство. Самые яркие памятники эпохи относятся к началу II тыс. до н. э. — это Синташта, Аркаим и другие центры «Страны городов». Урал с этого времени становится центром древней металлургии для огромного региона, отсюда снабжались медными изделиями и сырьем земледельческое и охотничье население Урала и Сибири. Южный Урал, вероятно, в это время стал первым мировым центром доместикации лошади. Этот промысел был известен здесь и в начале XVIII в. Как отметил П.И.Рычков, башкиры из оренбургских степей уходили надолго на юг и возвращались с прирученными тарпанами. Этот инновационный ход способствовал переходу степного населения Евразии, в т. ч. и Южного Урала, к кочевому скотоводству, что на той стадии развития производительных сил лучше способствовало в лесостепных и степных ландшафтно-климатических условиях максимальному использованию природных ресурсов. Изменение ведения хозяйства прогрессирует с началом использования железа, совершенствованием оружия, конской упряжи. Номадизм привел к переделу ареала родо-племенных групп, и в течение следующих двух тысячелетий (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.) кочевники становятся наиболее активной силой в Евразии. Благодаря кочевникам культурные достижения Рима, Ирана становятся достоянием Китая, и наоборот. В свою очередь, взаимно обогащается культура этих трех держав и их соседей, многочисленных орд варваров.
С началом новой эры население степной зоны Южного Урала, состоящее до этого преимущественно из представителей иранских племен (скифы, савроматы, сарматы, саки, аланы) начинает расово меняться: все больше прибывают монголоиды Центральной и Средней Азии, самодийцы южной Сибири. С вхождением южной части Урала в состав государства Кангюй (II в. до н.э. — V в. н.э.), появлением, в основном, тюркоязычных гуннов, авар, вплоть до татаро-монгольского нашествия тюркский этнический компонент Южного Урала усиливается и к началу II тыс. н.э. становится господствующим.
Какое место занимают в калейдоскопически пестрой истории Урала башкиры? Надо сказать, что в глазах абсолютного большинства населения страны, в том числе и его высокообразованной части, на население любой страны и его язык прочно установился визуально-картографический взгляд, который можно охарактеризовать словами М.Горького, начинающими одну из его сказок: «В Китае живут одни китайцы, и император у них китаец». Это далеко не так, об исторических границах Китая можно судить по Великой Китайской стене, внутри которой находится около 10% территории современного Китая. В Турции для нас — все турки, а за границей все россияне — русские. Однако истинная этническая история любого народа очень далека от примитивного раскрашивания в разные цвета контурной карты.
Южный Урал по своим геоморфологическим характеристикам представляет собой горную страну со сложной системой хребтов и долин. Горы в любой части Земли (Кавказ, Памир, Алтай, Балканы, Альпы, Пиренеи и т. д.) являются хранилищем и селекционным фондом этносов. Южный Урал этому яркое доказательство. Автохтонная часть горно-лесного Урала при всех миграциях и катаклизмах, как войны и нашествия, всегда сохраняется. Башкиры являются коренным народом Южного Урала, и это подтверждается их антропологией, генетическими исследованиями, древним эпосом и т.д. Из-за уникальности этноса башкиры постоянно в центре внимания этнографической и антропологической науки и изучены по сравнению с другими этносами России неплохо. Последняя работа по антропологии башкир [всего третья в серии «Антропология народов России» после «Антропологии ногайцев» (М., 2003) и «Антропологии коми» (М., 2005)] вышла в Москве в 2011 году. По результатам исследований Института антропологии МГУ под руководством М.С.Акимовой, приведенным в том числе и в последней коллективной монографии, среди башкир выделяются 4 антропологических типа: субуральский, южносибирский, светлый европеоидный и понтийский. Субуральский и светлый европеоидный типы связывают с древним местным населением Урала, которое жило в лесной части региона. Сравним: старые могилы и городища по всей стране русское население связывает с чудью (чудь начудила, чудь нагородила) и приравнивает к проявлениям нечистой силы: чертовы городища. Башкиры, будучи мусульманами, древние кладбища, городища связывают с шайтанами (бесами), своих языческих предков они тоже по старой памяти называли шайтанами: к такому смешанному угро-финно-древнетюркскому роду шайтан-кудей принадлежал и Салават Юлаев. Это сходство с шайтан-кудейцами очень хорошо передала и Т.П.Нечаева, автор бюстов Салавата в Уфе, г. Палдиски (Эстония), с. Малояз, санатории Янган-Тау. Голова Салавата на известном конном памятнике Салавату в Уфе (скульптор С.Д.Тавасиев) выполнена также по эскизам Нечаевой. Салават на этих скульптурных портретах — яркий представитель субуральского типа. Наиболее противопоставлены друг другу северо-западные и северо-восточные башкиры Челябинской области. С.И.Руденко в этногенезе башкир большое место отводит местному населению: тиссагетам, ииркам, савроматам. Разными исследователями выделяются компоненты и других типов: темного европеоидного, ферганского и др. Темный европеоидный компонент был характерен для сармато-аланских племен. Ряд ученых уделяют в этногенезе башкир значительное место пришлым племенам. Южно-иранский компонент и ферганский антропологический тип составляли часть предков башкир в VII—VIII вв. в Приаралье, когда башкиры находились в печенежской этнической среде. Отсюда, продвигаясь на запад, в IX—X вв. на Бугульминской возвышенности древние башкиры смешивались с булгаро-мадьярскими, сармато-аланскими и угро-финскими племенами.
По отношению к зауральской группе башкир, в которую входят крупные племена катай, табын и сальют, Р.Г.Кузеев, С.Н.Шитова и наш земляк Н.В.Бикбулатов придерживаются мнения, что катайцы этнически восходят к кара-киданям, первоначально к древнемонгольским племенам, поставившим в 947 году первого варварского императора Китая, шаньюя Дэгуена. В русском языке макротопоним Китай сохранил название тюркизированных киданей-катайцев. Когда башкиры имеют в виду незапамятные времена, говорят љан заманынан, љан замандан (со времен ханов). Слово хан произносится всеми башкирами, как и в русском языке, в кыпчакизированной форме, а в устойчивом сочетании љан замандан используется огузская форма произношения глубокозаднеязычного спиранта љ, вероятно, державшегося у башкир до XIV—XV вв. Катайцы вместо љан заманынан могут сказать и бохай заманынан — «со времен китайских императоров», что является свидетельством тысячелетнего (III—XIII вв. н. э.) тесного контактирования киданей, кара-киданей, кара-катаев, предков наших улу-катайцев, бала-катайцев и ялан-катайцев с Китаем. Это подтверждается и сохранившимся у них именем Бохайыр (Бухаир) и прочими антропонимами. Башкиры-сальюты (hалйот), проживающие в Кунашакском районе, обнаруживают тесную связь с монгольскими салджиутами, а табынцы (на землях наших современных челябинских предков кара-табын, барын-табын основаны Челябинск, Миасс, Верхнеуральск, Чебаркуль и ряд других городов) напрямую восходят к орхоноязычным тюркам V—VIII вв.
Все версии о сложном этническом составе башкир имеют право на жизнь, это подтверждается и другими данными. Древние тюрки — одни из немногих народов, которые уже в конце VI в. н.э. создали свою оригинальную руническую письменность. Фундаментальные каменные стелы в честь принца и полководца Кюль-тегина и в честь хана Тоньюкука, содержащие свыше 4,5 тыс. рун, полторы тысячелетия стоят на Хангайском нагорье в Монголии. Здесь тюркская апологетика, история и поэзия, известен даже автор текстов — принц (тегин) Йоллыг. Тюркская история зафиксирована в китайских, согдийских, брахми, санскритских, арабских, персидских, греческих, армянских, грузинских, русских и других текстах. В 1074 году Махмуд Кашгари создал «Дивани Лугат ат-Тюрк» («Антологию тюркских наречий»), выдающийся историко-лингвистический труд на уровне современных научных требований, дошедшая до нас рукопись — первая его копия 1266 г. Кашгари описывает 17 тюркских племен: «...те, что ближе к Руму. Это Бажанак (печенеги), затем Кифжак (кипчаки), Угуз, Башгирт, Татар, Киргиз. Последние ближе всего к Син». На традиционной круговой карте Кашгари располагает степи Башкурт — между рекой Артыш (Иртыш) и рекой Ила (Или). Кроме башкир, из западнотюркских народов на карте есть Булгар, степи Йасмил, Йамак, Татар, селения огузов и кипчаков. Западнее Итиля фиксирует Сувар (предки чувашей), а также Варан (варяги), Славян и Русов. Р.Г.Кузеев, президент российской ассоциации этнологов и антропологов, ввел в научный оборот новые источники: родословные (шежере) и народные этнонимы. У башкир ученый зафиксировал 16 племенных, 250 родовых этнонимов и свыше 2500 названий родовых подразделений. Они хорошо иллюстрируют сложную этническую историю башкир. Башкирские этнонимы по ареально-хронологическому принципу можно классифицировать на несколько стратов:
— восходят к древнетюркским племенам и народам — hуна (гунн), hуналар (гунны) [зат, родовое подразделение рода љоґѓон («ворон») — љатай племени оло («старшие») љатай: последний этноним — моя фиксация со слов матери Валеевой Зульхизы в деревне Азналы (др. назв. Мышы («лоси») Белорецкого района Республики Башкортостан — Г.В.], µсєн (усуни), меркет (миркиты), к‰нгєй (кангюй), ‰ѕєргєн (усергены), тамьян (тамьян), бµрйєн (бурзянцы), тањѓауыр (тангаур), 굴єй (кудейцы), мµйтєн, љањлы, мењ, табын, тилє‰ (теле), уйѓыр, болѓар (булгары), б‰лєр (буляр), уѓыґ (огузы);
— к древнемонгольским племенам — љатай (кара-китаи), б‰ре (буре), найман, hалйот (сальюты), уйшин, hµйµндµк (суюндук), дыуан (дуван), љыуаљан (кувакан), барын, бадраљ, мањѓул (монголы);
— к самодийцам, древним уграм и мадьярам — шад, кєлсер (кальсер), љалмаш, монаш, сураш, бикатин, hењрєн (сынрян), терhєк (терсяк), hыґѓы (сызгы), µпєй (упей), тырнаљлы, ш‰рєле (леший), йеней, иштєк (остяки, ханты), вєрєш (варяш), унѓар (венгры), юрми, юрматы (юрматы);
— к среднеазиатским народам — hарт, бохар (сарты, бухарцы), ‰збєк (узбеки), тµркмєн (туркмены), тажи, тажик (таджики), сиѓан (цыгане), мµслим (мусульмане), љалмаљ (калмыки);
— к кипчакизированным племенам — љыпсаљ (кипчаки), љырѓыґ (киргизы), љаґаљ (казах), љошсо (кущинсы), суби, hары (сары), гєрєй (гирей), байулы, бушман, балѓа, к‰л (куль), љырљ µйлµ (кырк-уйле), мырґалар (мурзалар), љараљалпаљ (каракалпаки), нуѓай (ногайцы), балыљсы;
— к поздним этническим контактам — татар, мишєр, ширмиш, сирмеш, марый (мари), урыѕ (русский), сыуаш, сыуашай (чуваши), типтєр (тептяри), муљшы, муљшы љасљын (мокша, беглые мокша), ар (удмурт), керєшен (крещеные татары), килмешєк (пришелец).
Подтверждением синкретического этнического типа башкир служат многочисленные фольклорные мотивы, восходящие к народному творчеству алтайских и уральских народов, иранской мифологии, к сюжетам индийской «Панчатантры», корейским преданиям «Об основателях государств», «О праведных мужах и верных женах». Башкирская топонимика Южного Урала впитала, особенно в названиях рек и гор, географическую терминологию палеоуральцев, протоугров, древних восточных иранцев, самодийцев, монголов и тюрок. Башкирский язык с тремя диалектами и массой говоров в тюркской языковой семье считается одним из архаичных языков, в котором удивительным образом уживаются самые древние элементы разных, подчас столь отдаленных языков, таких как монгольские, самодийские, иранские, и т.д.
В качестве доказательства многокомпонентности башкирского этноса сошлемся на башкирский эпос «Урал-батыр», который содержит свыше 4,5 тысяч стихотворных строк. «Урал-батыр» относится к древнейшей космологической мифологии, повествующей о создании мира. Речь идет о борьбе Добра и Света со Злом и Тьмой, о сотворении мира. Урал является создателем и божеством светлого верхнего мира, а его брат и соперник —повелителем темного подземного мира. Желая окончательно победить Зло, Урал хочет выпить бездонное озеро, где укрылись дивы и змеи во главе с Шульганом, он погибает — чудовища поразили его изнутри. Сюжеты вошедших в башкирский эпос мифов находят параллели в преданиях урало-алтайских народов, народов Приморья, Кореи и Китая (сюжет проглатывания змеем // рыбой, добывание напитка бессмертия, добыча воды проколом земли, рождение рек после рассечения гор, озеро живой воды, освобождение проглоченного дивом солнца, культы оленя, лебедя, утки, уничтожение лишнего солнца). Вероятно, объединение этих мифов произошло достаточно рано в период палеолита. В этом, как полагает археолог и исследователь мифологии башкир В.Г.Котов, заключается сходство структуры, отдельных персонажей и их функций со структурой изобразительных композиций в пещерном святилище Шульган-Таш. Фабула «Урал-батыра» служила идеологемой, апологетикой тысячелетних представлений этносов огромного региона, волею исторических судеб до нас дошла его башкирская реминисценция. С народами Средней Азии и иранцами «Урал-батыр» объединяет культ предков, культ огня, праздник воскрешающей природы (Науруз), связанный с зароастрийской религией, покровители живого мира — Хумай и Самрау, дракон Кахкаха и бык Буга — хранители дворца власти. Дальнейшие богатырские подвиги Урал-батыра и его детей связаны с реальной топонимикой Урала (реки Яик, Агидель, Сакмара, Нугуш, пещера Шульган-Таш с ее бездонным озером) и являются последним хронологическим слоем, сближающим «Урал-батыр» с героическим эпосом евразийских народов.
Признавая выдающееся мировоззренческое и культурное значение эпоса, «Урал-батыр» включили в список нематериального культурного наследия ТЮРКСОЙ, и он является кандидатом на включение в список «Шедевров устного и нематериального наследия» ЮНЕСКО.
Таким образом, башкиры — продукт тысячелетнего развития многих этнических образований огромного региона, центром которого явился горно-лесной Южный Урал, и, искони проживая на территории, на которой сформировались как единый этнос, по историческому праву являются автохтонным народом Южного Урала.
Снять квартиру в Уфе

Валеев Г.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018