Международный форум

Алия ДАВЛЕТШИНА

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ

Праздник межнационального согласия
в пятый раз собрал в Уфе театры тюркоязычного мира

Отшумел неожиданными сюрпризами, горячими спорами, овациями и церемонией награждения победителей V Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык». И самое время осмыслить преподнесенные нам, его хозяевам, уроки прошедшего праздника межнациональной культуры, проанализировать то, что осталось за авансценой. Юбилейный форум собрал в Уфе при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза театральных деятелей Российской Федерации 14 театральных коллективов из Республики Алтай, Кыргызстана, Татарстана, Хакасии, Казахстана, Дагестана, Саха (Якутии), Башкортостана, Турции, Чувашии, Азербайджана, Кабардино-Балкарии, Автономной Республики Крым (Украина) и ТАО Гагаузии (Молдова).
Заявленный ранее как внеконкурсный в числе семи от нашей республики (Башкирский государственный театр оперы и балета — балет «Корсар» А.Адана, Национальный молодежный театр им. М.Карима — «Старший сын» А.Вампилова (башкирская труппа); Уфимский государственный татарский театр «Нур» — «История одного недоразумения» по пьесе «Памятник» В.Жеребцова, Салаватский государственный башкирский драматический театр — «Эдип Хан» по Софоклу (инсценировка А.Хусаинова), Сибайский государственный башкирский театр им. А.Мубарякова — «Давай поженимся!» Э.Ягудина, Туймазинский государственный татарский драматический театр — «Заноза» Ф.Булякова) спектакль Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра — «Москва-Васютки» Ф.Булякова произвел настолько сильное впечатление на жюри под председательством народного артиста РФ, министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Андрея Борисова, что получил главную награду в номинации «Лучший спектакль». Его режиссер-постановщик — Азат Зиганшин, поднявшийся сначала на сцену за дипломом победителя в номинации «Лучшая мужская роль» вместо актера Филарита Бакирова, признался, что ему приятен этот момент пусть и чужой, но международной славы. И, как выяснилось, он совсем не ожидал, что во второй раз выйдет за престижной наградой форума, но уже для себя самого. В целом, церемония закрытия фестиваля стала триумфальной для представителей нашей республики. В номинации «Лучшая режиссерская работа» был отмечен главный режиссер Башкирского государственного академического театра драмы им. М.Гафури Айрат Абушахманов за постановку спектакля «Затмение» по трагедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения».
Коллегия критиков, ежеутренне собиравшаяся в Башкирской государственной филармонии на обсуждение того, что показывалось вечером, также благосклонно отнеслась к обращению театра имени Гафури к национальной классике.
— Это неординарная работа, которая вызвала разные оценки, — сказал председатель Коллегии, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. — Башкирские академики в третий раз обращаются к этому произведению. И отрадно, что сегодняшняя труппа обладает большим мастерством. Актриса Сара Буранбаева — настоящий бриллиант в роскошном ансамбле исполнителей, где каждый внес свой мед в творческий улей. Как смотрит этот спектакль зал! Наслаждение находиться среди умного зрителя. А ведь в театре публика превращается в нацию. И башкиром становишься, снимаешь наушники, поскольку кажется, что все понимаешь. Так греет сердце и душу ваша постановка-молитва! Поздравляю коллектив со столь крупной работой, спектаклем-манифестом, незримыми нитями соединенным с мировой культурой и с такой преемственностью, когда не прерывается серебряная нить истории. В свое время Рифкат Исрафилов поставил это произведение Мустая Карима. И вот мы наблюдаем бережное отношение к заложенным традициям замечательного актера, режиссера, властителя дум и театра автора, большой литературы, писателя — главных условий настоящего театрального дома со сверххудожественным высказыванием.
Фестивальная картина творческих устремлений его участников и духовных поисков открывалась постепенно. Каждый из конкурсантов представил публике свой стиль сценического существования, язык, философию. И не всегда слово было необходимо для понимания. Так, на выступлении Баткенского областного музыкально-драматического театра Республики Кыргызстан с психологической драмой «Не будем расстраивать друг друга» не было наушников с переводом. Но диалог зала и сцены состоялся. Не зря этот молодой театр преодолел три тысячи километров, приехав на фестиваль. Участие стало для конкурсантов не только дебютом, но и учебой. Они услышали от маститых коллег немало ценных советов. Но главное — заручились их поддержкой и активной помощью в дальнейшем становлении.
Да, не всякое творчество облагораживает, минуты гармонии очень редки. Не обошлось и без осечек, ряд спектаклей не стал вехой для фестиваля, великим его достижением, а ведь именно ради этой радости все мы приходим на спектакли, испытывая трепет и волнение, предвкушая завораживающее действие, ждем праздника для души, который возможен только при соприкосновении с настоящим искусством.
— Зал настолько радушен и актеры находят полный контакт со зрителем, — поделился своими впечатлениями от фестиваля заслуженный работник высшей школы РФ Андрей Ястребов. — Я увидел фантастически приветливую реакцию публики на достаточно скромном по уровню спектакле. Уфа — город с грандиознейшей зрительской аудиторией, большая часть которой — 15—18-летние люди, что меня потрясло. Я не встречал столько молодежи в театре прежде.
Гость смотра — трагикомедия В. Жеребрякова «История одного недоразумения» Уфимского государственного татарского театра «Нур» также была отмечена аншлагом и затем признана многими как достойная конкурсной программы. Актриса Фина Валеева удостоилась самых высоких отзывов критиков. А театр получил лестные эпитеты новаторского, способного оперировать мощными символами, метафорами и взращивать, воспитывать своего зрителя при помощи нового сценического языка.
Но особенно восторженных отзывов на фестивале удостоился Восточно-Казахстанский областной театр драмы имени Жамбыла Республики Казахстан за экспериментальный спектакль А.Кунанбаева «Поскольку человеком я зовусь».
— Жизнь и искусство сходятся в поразительных точках, — считает заслуженный деятель искусств РБ Галина Вербицкая. — Режиссер и автор инсценировки Рустем Есдаулетов ушел на излете. Может быть, молодой человек предчувствовал свою встречу с Богом, путь к нему. Я смотрела без перевода спектакль, так как не содержание, а смысл стал для меня и без этого очевиден. Правдивая фактура ярко работает на вселенский универсализм. И существовать не по правде, солгать такой фактуре нельзя. Все актеры играют на пределе, властно берут нас за руки, делая сопричастными к этому сакральному, ритуальному действу. Удивительный был вечер взаимопроникновения зала и сцены!
— Рустема звали в столицу, но он сказал: я пойду туда, куда хочет душа, — рассказал заслуженный деятель искусств Республики Казахстан Аширбек Сыгай. — У этого ученика Льва Додина неординарный почерк, видение. Он сразу же был отмечен на многих фестивалях, поставил много спектаклей. Все они разные, не похожи друг на друга, но «говорят» сердцем. Он был первым директором и худруком театра.
— Куда отнести театр, чудом оставшийся и сохранившийся островок в нашей новой жизни? К кому определить эту волшебную райскую птицу — сверхуникальное образование как в религиозном, так и в искусствоведческом аспекте? Литургический театр редко, но случается, их существует единицы. А душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения, смерти, страданий, пьет из родника бессмертия, и те, кто был в зале, смогли тоже прикоснуться к нему. Рифкат Исрафилов из этой же плеяды постановщиков, совершающих акты чудотворцев в лучших своих работах, как и Рустем. Если человек талантлив, он чувствует законы устройства мира, он встроен в кровеносную систему вселенной, ведь только там можно черпать вдохновение и подниматься на такую духовно-художественную высоту. В театральной истории, его памяти останутся спектакли, освещенные таким нравственным смыслом, как «Бибинур, ах, Бибинур!» и драма «Поскольку человеком я зовусь». От имени «Туганлыка» мы напишем обращение к руководству Казахстана с просьбой присвоить имя этого безвременно ушедшего режиссера его театру, — заверил Олег Пивоваров.
Поэтическая драма Т.Мондзаэмон «Остров небесных сетей» Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген» Республики Хакасия тоже была признана знаковым авторским высказыванием фестиваля. Актеры продемонстрировали публике редкое мастерство виртуозно дистанциироваться: быть вне сюжета и мгновенно вернуться в роль, исполнив ее максимально достоверно. Спектакль нацелен на возникновение разных ассоциаций, что обеспечило в итоге интересный художественный результат. И сыгранная история любви не вызывала ни уныния, ни страха.
Считается, что один, два спектакля вполне могут выправить все впечатление от любого фестиваля. «Затмение», «Остров небесных сетей» и «Поскольку человеком я зовусь» стали первыми в рейтинге культуроведов и, значит, афиша «Туганлыка-2012» удалась.
Однако, у «Туганлыка» есть свои традиции. И знатоки не оставили без внимания постановки на основе легенд, преданий, поскольку именно эти произведения содержат ответы на вопросы: как нам жить сегодня и как мы будем жить завтра? Эпос — это не просто сказка, а мироощущение любого народа. С новым подходом к мифологии познакомил аудиторию Нюрбинский государственный передвижной драматический театр Республики Саха (Якутия). Всех покорила удивительная работа сказительницы (актриса Александра Кривогорницына), чей интонационный язык был способен моделировать отношение зрителя к теме спектакля.
Работа, помогающая прояснить нам самих себя, Сибайского государственного детского театра «Сулпан» по эпосу «Урал-батыр» Наиля Гаитбаева в постановке народного артиста РБ Азата Надыргулова была показана в неофициальной части «Туганлыка». Яркий, музыкальный, зрелищный, не теряющий своих достоинств при отсутствии сценической машинерии, он вполне мог бы составить конкуренцию остальным участникам международного форума.
Возможно, устроители смотра прислушаются к высказанным мнениям о том, что для отбора спектаклей в будущем необходим экспертный совет.
В качестве положительных организационных моментов мероприятия звучали лестные отзывы о прекрасном состоянии республиканских театров. Игровое пространство Уфы сегодня отвечает всем современным требованиям для проведения больших фестивалей.
Итак, «Туганлык-2012», подарив немало запоминающихся открытий, актерских побед и художественных озарений, попрощался с нами до новой встречи. Он был неоднозначен, но нескучен, поскольку, познавая искусство, познаешь мир, становишься частью другой культуры и приобретаешь опыт соединения разных языков. И есть ли что-то выше этого счастья!

Номинации и дипломы фестиваля «Туганлык-2012» получили:
— «ЗА ОРИГИНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКИ» — коллектив Восточно-Казахстанского областного театра драмы им. Жамбыла Республики Казахстан за спектакль по произведению Абая Кунанбаева «Поскольку человеком я зовусь»;
– «ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ» — актриса Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.Салаватова Республики Дагестан ТОТУХАНЫМ ОСАЕВА за исполнение роли Хевы в спектакле «Богатая женщина» по пьесе Али Амирли;
– «ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ» — актер Стерлитамакского государственного башкирского драматического театра ФИЛАРИТ БАКИРОВ за исполнение роли Старика в спектакле по пьесе Флорида Булякова «Москва — Васютки»;
— «ЛУЧШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ» — спектакль по пьесе Нихата Асъялы «И сказал господь шейтану» Анкарского государственного театра Турецкой Республики;
– «ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА» — актриса Нюрбинского государственного драматического театра Республики Саха (Якутия) АЛЕКСАНДРА КРИВОГОРНИЦЫНА за исполнение роли Сказительницы в спектакле «Богатырь Кюн Кюбэджэ» Василия Иванова-Чиллэ Баыылай;
— «ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА» — актер Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген» Республики Хакасия ВАЛЕРИЙ ТОПОЕВ за исполнение роли Тахея в спектакле по драматической поэме Тикамацу Мондзаэмон «Остров небесных сетей»;
— «ЛУЧШИЙ АКТЕРСКИЙ ДУЭТ» — актеры Национального драматического театра Республики Алтай имени П.В.Кучияк АРЖАН ТОВАРОВ за роль Бажыкырлу и ИВАН КУКУЕВ за роль Башпарак в спектакле «Тургак»;
— «ЛУЧШЕЕ ПЛАСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ» — спектакль по поэме Эшрефа Шемьи-Заде «Аслыхан» Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра Автономной Республики Крым (Украина).
ДИПЛОМЫ I степени:
— актриса Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина Республики Татарстан ГУЛЬНАЗ НАУМЕТОВА;
— актер Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.Салаватова Республики Дагестан БАЙСОЛТАН ОСАЕВ за создание яркого сценического образа в спектакле по пьесе Али Амирли «Богатая женщина»;
— актер Балкарского государственного драматического театра им. К.Кулиева Кабардино-Балкарской Республики ЗАРИФ БАПЫНАЛАНЫ за создание яркого сценического образа в эпизодической роли в спектакле по пьесе Владимира Жеребцова «Плачет ива за горой»;
— актриса Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра Автономной Республики Крым (Украина) ЛЕМАРА ДЖЕЛИЛОВА за создание яркого сценического образа в спектакле по пьесе Эшреф Шемьи-Заде «Аслыхан»;
— актеры Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра Автономной Республики Крым (Украина) ЭЛЬДАР ДЖЕЛИЛОВ, МАРЛЕН ОСМАНОВ, НАРИМАН АМЕТОВ за воплощение национального духа в спектакле по пьесе Эшреф Шемьи-Заде «Аслыхан»;
— коллектив Баткенского областного музыкально-драматического театра Республики Кыргызстан за спектакль «Не будем расстраивать друг друга» по пьесе Бексултана Жакиева (реж. А.Абдыкалыков);
— коллектив Балкарского государственного драматического театра им. К.Кулиева Кабардино-Балкарской Республики за спектакль «Плачет ива за горой» по пьесе Владимира Жеребцова (реж. М.Кульбаев);
— коллектив Чувашского государственного театра юного зрителя им. М.Сеспеля Чувашской Республики за спектакль «Серебряное войско» по пьесе Марины Карягиной (реж. С.Васильев);
— коллектив Гагаузского национального драматического театра им. М.Чакира ТАО Гагаузия (Молдова) за спектакль «Камень в доме» по пьесе Василия Александрии (реж. И.Хаджи).

В рамках V Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» состоялось XXX заседание Постоянного Совета министров культуры стран-членов Международной организации ТЮРКСОЙ, торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения народного артиста БАССР, заслуженного работника РСФСР, известного кураиста, певца, актера, педагога Гаты Сулейманова, лаборатория режиссеров региона Северного Кавказа, Абхазии и Южной Осетии под руководством народного артиста РФ, секретаря СТД РФ Р.В.Исрафилова, Международная научно-практическая конференция по теме: «Диалог культур и тюркоязычный театр».

 

Давлетшина А.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018