Основы федерализма в период становления автономии Башкортостана

Правовые основы национально-государственного устройства Башкортостана в составе России первоначально были заложены в таких документах, как Фарман № 2 от 15 ноября 1917 года, Соглашение между Башкирским правительством и центральными органами Советской власти от 20 марта 1919 года, Конституция БАССР 1925 года. Они запечатлели не только борьбу народов нашего края за демократическое развитие в переломный революционный период, но и попытки цивилизованного решения национального вопроса. Они закрепили ряд положений федерализма в процессе автономизации башкир. Все эти документы свидетельствуют о стремлении лидеров автономии не создавать ситуацию сепаратизма в условиях освобождения народов России от колониального гнета царизма. Они учитывали глубину сложившихся исторических, экономических, культурных взаимосвязей и не торопились в ходе приобретения нацио­нальной независимости порывать их. Но четкости в формах взаимосвязи между автономиями и центральными органами Советской власти еще и не могло быть, что объективно связано с формированием государства нового типа, еще не известного в исторической практике.

Для подтверждения этих мыслей обратимся к истокам становления понятий федерализма и документам тех лет. Они свидетельствуют, что весь исторический путь многонационального Башкортостана к государственности и праву во многом отражает общероссийские закономерности. Так, в России с начала XX века идет активный процесс развития конституционной идеи. В становлении российского конституционализма участвовали общественные и политические деятели Башкортостана. Конституционные идеи об основах правового оформления государства и управления обществом, в том числе равенства наций, языков, религий, права наций на самоопределение нашли практическое выражение среди народов России с ее провозглашением демократической республикой после победы февральской революции. В нашем крае национальный вопрос в это время был сведен к проблеме национально-политического статуса Башкортостана в составе России и развивался в рамках общемусульманского движения. Общественные и политические интересы народов России публично могли быть высказаны в представительном органе, каковым являлась в начале XX века Госдума.

От нашего края в мусульманскую фракцию Государственной думы входили И.А.Ахтямов, С.С.Джантюрин, Н.Хасанов и К.В.Тевкелев. В 1915 году фракция пригласила себе в качестве консультанта А.-З.Валидова. Фракция подготовила 1-й Всероссий­ский съезд мусульман, который проходил в Москве в мае 1917 года. Для участия в его работе съехалось свыше 900 делегатов со всех регионов России. Только из Башкортостана приехало около 60 человек. Съезд начал работу 1 мая. Самая острая борьба развернулась при обсуждении вопроса о форме государственного устройства России. Основной докладчик А.Цаликов закончил свою речь двумя положениями, отражающими всю идею демократической перспективы многонациональной России. Она должна быть парламентарной республикой, в которой культурно-национальная автономия мусульман должна быть гарантирована конституцией страны. В ответ последовала бурная дискуссия. Несмотря на довольно сильное сопротивление, большинство депутатов проголосовало за федеративное устройство России и национально-правовую автономию мусульманских народов. Был избран Всероссийский центральный мусульманский совет (Милли шуро). А принятые решения стали отправной точкой в движении за правовую реализацию национальных проблем. Депутаты, представляющие население края и его передовое сознание, не призывали право на самоопределение реализовывать путем обострения национальных отношений и выделения интересов одних народов в ущерб другим.

Для реализации решений съезда наряду с революционными советами были образованы национальные советы (шуро), как органы представительной выборной власти политически активной части населения края. В июле и августе 1917 года в Уфе и Оренбурге были проведены съезды шуро, которые продолжали решения 1-го съезда мусульман России. Фарман № 2, принятый за два месяца до «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемых народов», впервые провозгласившей о союзном устройстве России, четко определил: «Башкирский област­ной совет (шуро) объявляет башкирскую территорию с сего 15 ноября автономной частью Российской Республики». 3-й Всебашкирский учредительный курултай не только утвердил Фарман № 2, но и выработал основные положения будущей Конституции страны. Здесь речь шла о разработке основных мер по осуществлению автономного управления «Башкирского штата, созданию органов власти в центре и на местах, положений об общероссийской федерации». Учредительный курултай определил меры по осуществлению автономного управления Башкортостана. Был учрежден Кесе курултай (предпарламент), состоящий из представителей населения края по одному на каждые 100 тысяч человек пропорционально численности каждой народности. Были указаны функции этого представительного органа населения республики, окончательная выработка законов Башкортостана, составление его правительства, вхождение в союз с другими народами, созыв парламента.

Даже краткий обзор некоторых правовых основ Фармана свидетельствует о вполне цивилизованном строительстве первой национальной автономии и в рамках многонационального государства.

После Октябрьской революции, породившей «Декларацию прав народов России», в ноябре 1917 года Башкир­ский областной совет (шуро) провоз­гласил автономию Башкортостана. Становление автономии Башкортостана происходило в условиях ломки старого строя, общенационального раскола страны, гражданской войны и иностранной интервенции. В конечном итоге, поиски компромиссов, приемлемых форм национальной государственности привели к выработке и подписанию 20 марта 1919 г. «Соглашения Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкортостана».

Статьей 1 оно определяет государственно-правовой статус автономии: «Автономная Башкирская Республика образуется в пределах Малой Башкирии и составляет федеративную часть, входящую в состав РСФСР». Далее: «Власть в автономной республике организуется на точном основании Советской Конституции 1918 года». К слову, основу ее составила «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемых народов», которая впервые гласила о национальном устройстве России как федеративном (союзном) государстве. Этот юридический акт (Соглашение) Ленин, будучи юристом по образованию, в своей телеграмме от 30 января 1920 года назвал «Башконституцией». Действительно, соглашение составило основу национально-государственного устройства Башкортостана, как первой автономии России. Образование БАССР имело поистине историческое значение в жизни не только башкирского народа как практическое выполнение лозунга о праве наций на самоопределение. Это был фактически первый опыт конституционно-правового разрешения национальной политики молодого советского государства и позитивного отношения к федерации и автономии. В 20-е годы на основе опыта Башкортостана образуются другие национально-государственные формирования народов Поволжья.

Первая Конституция БАССР 1925 года (кстати, Башкортостан был первой автономной республикой, разработавшей и представившей проект Конституции) ознаменовала определенную веху в истории национально -государственного строительства в Башкортостане. Положения Конституции нормативно завершили организационный период в истории автономной республики. Последующие изменения, касающиеся БАССР, лишь дополняли то, что было сделано к середине 20-х годов в области правовой, территориальной сферы, культуры и т.д. В вопросах федерализма Конституция БАССР 1925 года определяла место Башкортостана следующим образом: БАССР признавалась автономной республикой Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, свободно входящей в состав РСФСР и через нее объединяющейся в Союз Советских Социалистических Республик, свободно определяющей форму своих взаимоотношений с общефедеративной властью и форму участия в общефедеративном Правительстве РСФСР. Таким образом, первая Конституция также вполне ясно и четко закрепляла принципы федеративного взаимоотношения Башкортостана с РСФСР и СССР.

Но необходимо отметить, что процедура утверждения (неконституционная по международным нормам) конституций автономных республик была многоступечатой. Конституция была принята 5-м Всебашкирским съездом Советов (демократично, легитимно с точки зрения конституционализма), но не была утверждена центром. Но общественный прогресс расставил акценты по своим местам. Получилось, что Конституция 1925 года опередила время в вопросах федерализма, ибо его положения нашли четкое отражение в Конституции СССР 1977 года, что свидетельствует об эволюции конститу­цио­нализма в стране. В последней Конституции СССР по-новому определялась государственная природа автономных республик. Впервые государственно-правовому статусу автономных республик была посвящена особая глава, которая определяла, что автономные республики являются совет­скими социалистическими государствами, и на этом основании Конституции автономных республик вводились без утверждения высшим государственным органом союзной республики. Впервые в Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года закреплено право автономных республик участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению СССР: из каждой автономной республики избирается по одному заместителю Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Закреплялось право законодательной инициативы, то есть право внесения в Верховный Совет БАССР предложений о принятии, дополнении, изменении законов. Данным правом обладали Президиум Верховного Совета, Совет Министров БАССР, депутаты, постоянные комиссии ­Вер­­­­­­хов­­ного Совета, Верховный Суд БАССР, прокурор республики.

Таким образом, элементы федерализма изначально были заложены в оформлении статуса национальной государственности Башкортостана и характере взаимоотношений между республикой и общефедеративными органами власти. Они, как свидетельствует история конституционного развития советского государства, были вполне оправданы, легитимны, вписаны в содержание конституционализма. И это все в конечном счете оправдалось ходом самой истории. После распада СССР и радикальных преобразований на территории России образовалось обновленное государство, федеративное по своему национально-государственному устройству.

Сулейманова Л.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018