Страна башкир на Урале

Шарль Эжен УЙФАЛЬВИ де МЕЗО-КОВЕЗД

Страна башкир на Урале

Видный французский востоковед, антрополог, лингвист, этнограф
и путешественник венгерского происхождения Ш.Э.Уйфальви1
(18.05.1842, Вена — 31.01.1904, Флоренция, Италия) получил военное
образование, но, прослужив некоторое время офицером, вышел в от/
ставку и стал слушать лекции в Боннском университете. В 1870 г. ему
была присвоена степень доктора философии. В Париже Уйфальви пре/
подавал в университете географию и историю Центральной Азии и
Востока, исследовал финно/угорские и тюркские языки. В 1876 г. он на
два года выехал в Россию, Сибирь и Среднюю Азию, где собрал обширную
этнографическую коллекцию, демонстрировавшуюся в 1878—1879 гг. в
Париже. В ходе поездки в Россию Уйфальви провел антропологическое
исследование части башкир и пришел к выводу об их угорском проис/
хождении (подробнее об этой теории см.: Янгузин Р.З. Этногенез баш/
кир // Ватандаш. 2002. №5. С.132—137; Овчинникова Б., Дьёни Г. Про/
товенгры на Урале. Екатеринбург, 2008. С.113—140). Ранее его иссле/
дования были малоизвестны ученым Башкортостана, поскольку они
обычно пользовались предварительной публикацией Ш.Э.Уйфальви
«Башкиры, мещеряки и тептяри (письмо к д. чл. В.Н.Майнову)» (Извес/
тия Русского Географического общества. 1877. Т.13, вып.2). Впервые
издаваемая теперь нами на русском языке работа представляет со/
бой более подробное изложение взглядов французского ученого и, в от/
личие от упомянутого письма к Майнову, содержит материалы его
этнографических наблюдений в башкирских селах. Перевод с француз/
ского кандидата филологических наук Л.Ф.Сахибгареевой под редак/
цией и с комментариями кандидата исторических наук И.В.Кучумова
выполнен по: Ujfalvy de Mezo/Kovesd Ch. Expedition scientifique franzaise
en Russie, en Siberie et dans le Turkestan. Vol. 3. Les Bachkirs, les Vepses et
les Antiquites finno/ougriennes et altaiques. Paris, 1880. P.51—71.
Башкирия, то есть край, населенный башкирами, расположена на границе
Европы и Азии, на восточных и западных склонах обширной горной цепи, на&
зываемой Уралом. Географы подразделяют орографическую систему Ураль&
ских гор на три части: Северный Урал (от Северного Ледовитого океана до
истоков Печоры), Центральный Урал (от истоков Печоры до города Златоус&
та) и Южный Урал (от Златоуста до реки Урал). К югу от р.Урал Мугоджар&
ские горы, являющиеся отрогами основного хребта, постепенно понижаются
и теряются в степи севернее Аральского моря. Башкирия расположена на Юж&
ном Урале, поэтому мы рассмотрим только эту территорию. Рядом со Злато&
устом находится орографическая складка, от которой отделяются три горные
цепи, сходящиеся в южном направлении. Самая восточная из них, называе&
мая Иремельскими горами, протянулась до киргизских2 степей, где носит на&
звание гор Кичик&Карачи и заканчивается на берегах Уя, притока Тобола

Центральная цепь — это собственно Урал. Восточная цепь подразделяется на большое число покрытых лесом маленьких цепей, которые располагаются в одном из самых живописных районов. Центральные и восточные цепи образованы из гранитных скал, а западная цепь, огибающая Белую (приток Камы), состоит из известняка.
Регион орошают четыре реки, которые придают ему совершенно удивительный характер.
Уй берет начало северо-западнее с. Поляковского, пересекает Иремель, проходит через с. Петропавловское и крупный город Троицк и впадает в Тобол вблизи Березово. Недалеко от истоков Уя находятся и истоки Урала (ранее носил название Яик)3 . Уй течет на северо-восток и восток, Урал — на юг, проходит рядом с Верхнеуральском и Орском, затем около Орска резко сворачивает на запад, проходит через Оренбург, снова поворачивает на юг и впадает в Каспийское море. Река Урал изобилует рыбой. Главным притоком правобережья Урала является Сакмара; она начинается у небольшой башкирской деревни Беляево и течет почти параллельно Уралу, в который впадает у Оренбурга. Истоки Белой находятся недалеко от истоков Урала, она пересекает гористую и красивейшую часть Южного Урала, впадает в Каму, образовывая тем самым огромную петлю. Башкиры называют эту реку Ак-Идель (Белая река), ее русское название имеет то же значение. Главным притоком Белой является р. Уфа, которая также берет начало на Южном Урале и проходит через город с одноименным названием. Истоки р.Уфы находятся северо-западнее Златоуста, она огибает Урал до впадения в Белую.
Этот горный край далеко не однороден. Восточные отроги Урала пересекают практически засушливые земли с многочисленными болотами и солончаками, свидетельствующими о близости киргизских степей. Центральная цепь проходит сначала через болота и небольшие озера, окруженные великолепными пастбищами; начиная с 53 градусов северной широты горы этого региона покрывают великолепные леса, чередующиеся с отменными лугами; это почти нетронутые никем территории. Наконец, западная часть Южного Урала, а именно междуречье Белой и Уфы — это живописные места и обрабатываемые поля. На юго-западе Южный Урал представляет собой череду засушливых и обрывистых плато, спускающихся к Оренбургу.
Башкиры заселяют луга центра и верховьев Белой и Уфы. Растительный покров здесь очень живописен, а наличие небольших озер лишь усиливает очарование этих диких мест. Склоны гор покрыты густыми сосновыми, березовыми, лиственничными и осиновыми лесами; южнее встречаются липы, клены и бескрайние дубовые леса. Высота и обхват берез, растущих здесь, не такие, как в других местах.
Для башкир — прекрасных охотников, здесь настоящее раздолье. В уральских лесах обитают медведи, волки, лисы, рыси и т. д. Климат здесь континентальный, то есть весьма суровый. Зимние морозы в Оренбурге достигают минус 40 градусов по Цельсию, летняя жара доходит до 42 градусов. В долинах холод не столь суров, а жара не столь интенсивная, погода часто меняется и снежные бури иногда понижают температуру на 10—15 градусов. Весна в этих местах начинается в конце марта, лето — в конце июня, осень — в начале октября, а зима — в середине ноября. Ветры чаще всего дуют с востока, реже — с юга, грозы нечасты. Вокруг Оренбурга климат настолько суров, что не позволяет заниматься земледелием; этому же препятствуют и солончаковые почвы.
Вот на этих девственных землях и живут башкиры.
Самые лучшие из имеющихся работ по общей этнографии — книги Пешеля4 и Фридриха Мюллера5 — приводят лишь отрывочные сведения о них. Пешель башкир почти не упоминает, а Мюллер считает, что башкиры, мещеряки и тептяри ныне слились в единый народ. Однако происхождение башкир пока неясно и требует более серьезного анализа, поэтому утверждение господина Мюллера требует еще подтверждения. Эту проблему сейчас изучает господин Гурвич, секретарь Уфимского губернского статистического комитета6 , а господин Малиев7 во время пребывания в этой губернии даже проводил антропологические измерения. Мы поставили своей целью исследовать происхождение башкир и сейчас знакомим читателя со своими выводами на этот счет.
Многие авторы пытались идентифицировать башкир с описанными Геродотом аргипеями — племенем, люди которого «лысы с рождения, как мужчины, так и женщины; они курносы и скуласты; они говорят на собственном языке…», другие считают, что они родственны аорсам Страбона и гуннам Аммиана Марцеллина. Ибн-Фадлан, описывая свое путешествие к волжским булгарам в X в., называет их «башкурдами»8 . Аналогично писали в середине XIII в. Плано Карпини и Рубрук; последний приводит очень интересные детали, в частности о башкирах, называет их «паскатирами», и сообщает, что они живут в районе Уральских гор, вблизи устья Яика (сегодня Урал), родине гуннов и мадьяров, и говорят на мадьярском языке.
Нестор упоминает о них в своем этнографическом описании России, а Герберштейн9 размещает их земли рядом с Югрой, вероятной прародиной мадьяр, там, где они и до сих пор обитают.
Киргизы10 называют башкир иштяками, что Страленберг выводит от «сары иштяк» (рыжеволосые остяки). Сегодня башкиры говорят на тюрко-татарском диалекте11 и мало отличаются по нравам от своих соседей татар.
Тщательный анализ исторических источников и различных работ по проблеме происхождения башкир позволяет сделать следующие выводы:
1) башкиры проживают на своей нынешней родине с глубокой древности;
2) они являются угро-финским племенем, принявшим язык своих завоевателей — татар;
3) только антропология в состоянии дать нам точные сведения об их происхождении12 .
Анализ физического облика этого народа очень важен для выяснения его происхождения, ибо, по всей вероятности, башкиры являются близкими родственниками остяков, вогулов13 и мадьяр. Финский ученый Европеус14 оспаривает этот вывод, основываясь на данных топонимики, полагая, что ее древнейший пласт на Урале является тюрко-татарским, а не угро-финским. Но по нашему мнению, это лишь свидетельствует о том, что после своего оседания на Урале башкиры перешли на новотатарский язык. Существует немало народов, которые изменили свой язык, но не утратили физического типа. Так, лапландцы (лопари) сегодня говорят на финском языке, но по физическим данным они явно иного происхождения. Другой показатель, который следует иметь в виду — это умственные и нравственные особенности. Если мы сравним в этом отношении башкира с его тюркским соседом киргизом, то будем поражены огромными различиями между ними, о чем скажем чуть ниже. Впрочем, башкирский язык пока еще недостаточно исследован специалистами, и может оказаться, что в нем множество нетатарских компонентов. Мы считаем необходимым изложить здесь мнение русского ученого, являющегося большим знатоком этого вопроса; речь идет о работе, опубликованной в 1877 г. в одном уфимском издании господином Игнатьевым15 , которая дополняет наши наблюдения.
Раньше башкиры находились под властью Золотой Орды, а затем казанских татар. Этот факт отразился в их национальных традициях и подтвержден историческими памятниками, которые встречаются у них. Первоначально язычники, башкиры затем заимствовали у татар веру и письменность; их язык также татарский, но он является особым диалектом, включающим слова, которые казанские татары вообще не понимают. Рядом с Уфой и Бирском до сих пор имеются остатки двух строений, датируемых периодом татарского господства; это, по легенде, бывшие резиденции татарских или ногайских ханов, которые были вассалами Золотой Орды и Казани. Русские называют эти развалины «чертовыми городищами», то есть нечистым местом; башкиры дают им имена татарских или ногайских городищ. Совсем рядом с Уфой находятся остатки каменного здания — мавзолей, построенный при Тамерлане в честь имама Хусаин-бека, в эпоху монгольского завоевания России. В окрестностях Уфы находится также пустошь, называемая Абызово, где, говорят, была стоянка мусульманских миссионеров, которые приходили из Азии пропагандировать здесь Коран. Могилы этих миссионеров имеются в различных уголках Уфимской губернии. В Мензелинском уезде существует также несколько остатков земляных укреплений, называемых «ногайскими»; в этих же краях находят и предметы булгарского происхождения с религиозными надписями по-арабски. После покорения Казанского ханства Россией башкиры стали подданными этой империи. Ханы и их вассалы ушли на Кубань, где смешались с горными племенами Кавказа.
Колонизация края русскими началась примерно со второй половины XVI в. В то время были основаны города Уфа, Мензелинск и Бирск, построено несколько крепостей вдоль Камы. Приблизительно тогда же Башкирию заселили татары, мещеряки, чуваши, черемисы, мордва, вотяки и тептяри. Последние, по мнению Игнатьева, являются смесью чувашей, принявших ислам, с казанскими татарами. Башкиры, впрочем, называют всех переселенцев (за исключением русских) на их землях тептярями. Это слово означает «чужестранец, бродяга, вольный человек». Со времен покорения Башкирии все поселенцы официально делились на тептярей-мусульман и тептярей-язычников, исключая, однако, чувашей и мордву, которые уже давно приняли христианство. Все, что известно о той, первой, волне колонизации, основывается на местных легендах, в которые лишь упоминается о переселении сюда народов после завоевания Казанского ханства. К сожалению, русские публикации содержат крайне мало сведений об этом. Однако о мещеряках мы можем прочесть в работе Рычкова «Топография Оренбургской губернии», где сказано, что они пришли сюда из нынешней Нижегородской губернии, Алаторского и Симбирского уездов. Но Рычков, к сожалению, ничего не говорит о времени прихода других народностей и о местах их выхода. Русская колонизация, которая началась в XVI в., продолжилась в XVII и XVIII вв. и в какой-то мере идет до сих пор, за исключением северных, восточных и южных районов древней Башкирии. В Мензелинском уезде можно встретить потомков выходцев из Смоленска, покинувших свой город при царе Алексее Михайловиче. Хотя башкиры являются, без всякого сомнения, очень древними жителями этого региона, самые ранние исторические источники свидетельствуют, что этот край до них населяли угры (югра, чудь). Этот очень многочисленный народ-металлург занимал оба склона Уральских гор, так что часть Уфимской губернии входила в страну югров. Великий Новгород (город-государство) неоднократно организовывал завоевательные походы на югру. Наконец, Иван III Васильевич разгромил их окончательно, и большинство югры (чуди) ушла в Сибирь, где смешалась с тамошними народами. Эта югра почти не оставила после себя следов, кроме множества могильных курганов, часть которых находится в Уфимской губернии.
Эти курганы круглой формы. Согласно башкирским преданиям, здесь раньше обитало многочисленное племя, но башкиры абсолютно не знают об отношениях своих предков с этим народом; им лишь известно, что он назывался чудью и впоследствии исчез. Но русские и башкиры подразумевают под чудью не какую-то конкретную нацию, а племя, давно исчезнувшее и оставившее после себя курганы. Многие из этих курганов были разрушены еще в древности, другие уничтожены во время строительства дорог в Уфимской губернии. Курганы расположены многочисленными группами; так, их можно видеть рядом с г.Уфа (например, в районе нынешнего мусульманского кладбища), в Уфимском уезде (рядом с башкирскими деревнями Ишимбаево и Миндашево), и т.д. Некоторые из них подверглись археологическим исследованиям; при этом были найдены предметы из золота и серебра, монеты, сломанное оружие, конская сбруя, удила, вещи из бронзы и железа, часто хорошего качества, что позволяет говорить об исчезнувшем племени как о довольно цивилизованном. Было установлено, что эти предметы имеют аналогии в так называемых «чудских курганах» Вятской, Пермской и Вологодской губерний. В Уфимском уезде, кроме этого, были найдены бронзовые топоры и серпы; в Троицком уезде Оренбургской губернии рядом с золотыми рудниками, принадлежавшими казне, показывают медные шахты, называемые «чудскими», и башкиры рассказывают, что давно исчезнувший чужеземный народ добывал там медь и умел изготавливать из нее различные предметы. Здесь встречаются также круговые земляные укрепления, также называемые «чудью».
Башкир в Оренбургской губернии насчитывается 230000, в Уфимской губернии — 287000 человек. Однако нужно заметить, что эти цифры имеют научное значение лишь для Уфимской губернии, ибо Оренбургский губернский статистический комитет, которому я обязан этими сведениями, к сожалению, не делал никаких различий между башкирами, мещеряками и тептярями. В Уфимской губернии насчитывается более 97000 мещеряков и 232000 тептярей. В Бурзянской волости Оренбургской губернии имеется около 50000 чистокровных башкир, которые с пренебрежением смотрят на остальных, ошибочно, по их мнению, называемых башкирами. Оренбургские башкиры проживают в гористой местности; они высоки ростом, хорошо сложены, сильны, волосы у них темные, часто коричневого отлива, во внешнем виде этих людей нет ничего отталкивающего. Их физический тип очень близок к мадьярам, они прекрасные наездники, горделивы, вспыльчивы и крайне пассивны16 .
Башкиры Белебеевского уезда Уфимской губернии уверяют, что они являются древнейшими обитателями этого края и намного древнее остальных башкир. Они полагают, что все другие башкиры представляют смесь с татарами, мещеряками, тептярями, чувашами и мордвой, и лишь вдоль Демы и ее притоков сохранили свою исконную чистокровность, ибо у них лучше сохранились нравы и обычаи, а их традиции и говор сильно отличаются от башкир Уфимского уезда. У некоторых имеются даже верблюды, чего вообще не наблюдается у остальных уфимских и оренбургских башкир. У многих верблюдов имеется своя родословная, которая, по словам их хозяев, уходит на два века вглубь прошлого. Согласно татарским историческим источникам, бассейн Демы и окрестности Белебея с древности были заселены башкирами и во времена булгарского господства многочисленные мусульманские миссионеры шли сюда для обращения в ислам башкир-язычников.
Мещеряки больше близки по своему физическому типу к вогулам; часто замечается смешение их с башкирами и тептярями.
Тептяри — высоки ростом, темноволосы, сильны и оседлы, очень деятельны и трудолюбивы, по характеру совершенно отличаются от башкир. Тептяри являются смесью башкир и оседлых татар. По своему физическому типу тептяри иногда похожи то на башкир, то на татар — в зависимости от того, какая кровь у них преобладает.
Мы имели возможность провести антропологические измерения в Оренбурге, где находится башкирский кавалерийский полк. По цефалометрическому индексу нами были получены следующие данные: два мезатицефала (78,21; 79,68), два суббрахицефала (82,60; 83,33), восемь брахицефалов (84,57; 84,81; 84,89; 85,16; 85,63; 86,55; 86,64; 87,36). Среднее значение 85,75. Таким образом, черепной индекс 84,25, т. е. это истинные брахицефалы.
На первый взгляд этот результат сильно отличается от показателей, полученных господином Малиевым в Уфе и Белебеевском уездах.
В ходе измерений, проведенных им в Уфе, были выявлены: один доликоцефал (74,5), два субдолихоцефала (76,5; 76,9), четыре мезатицефала (77,8; 78,9; 79,1; 79,5), два суббрахицефала (80,6; 82,5), один брахицефал (85,3). Среднее значение 79,1, т. е. это мезатицефалы.
В Белебеевском уезде Малиевым было обмерено 30 человек. Среди них оказалось пять субдоликоцефалов (75,1; 75,5; 75,6; 77,9; 77,7), четыре мезатицефала (78,1; 78,1; 79,3; 79,3), десять суббрахицефалов (80,2; 80,2; 80,7; 80,9; 81,1; 81,2; 81,3; 82,4; 82,6; 83,3), одиннадцать брахицефалов (83,6; 84,4; 84,7; 84,9; 85,4; 85,7; 85,7; 86,2; 86,6; 86,9; 91,8). Среднее значение 82,2, т. е. это суббрахицефалы.
Эти расхождения на самом деле чисто внешние. Люди, измеренные господином Малиевым в Уфе, были смешанными башкирами, а люди из Белебеевского уезда — башкирами-тептярями. Когда этот же ученый проводил раскопки на территории Башкирии, он нашел пять черепов чистокровных башкир и получил следующие результаты:
Один мезатицефал (80,2), один суббрахицефал (81,1), три брахицефала (84,1; 88,3; 88,4). Среднее значение 84,2, т. е. это брахицефалы.
Этот результат (84,25) очень незначительно отличается от нашего (85,75).
Что касается роста, то двенадцать башкир, которых мы измерили в Оренбурге, дали следующие результаты: 1 чел. — 162 см; 1 чел. — 165 см; 1 чел. —166 см; 1 чел. — 167 см; 2 чел. — 170 см; 2 чел. — 171 см; 2 чел. — 174 см; 2 чел. — 180 см; средний показатель — 170 см. В то же время одиннадцать киргизов, измеренных нами в Приаралье, дали следующие результаты: 2 чел. — 160 см; 1 — 161 см; 2 чел. — 165 см; 2 чел. — 168 см; 1 чел. — 169 см; 2 чел. — 170 см; 1 чел. — 173 см; средний показатель — 166 см.
Господин Малиев полагает, что башкиры подразделяются на два типа: степных и горных. По нашему же мнению и по соображениям, изложенным выше, башкиры состоят из башкир, смешавшихся с мещеряками и тептярями, и чистокровных башкир. Чистокровные башкиры более брахицефалы, чем первые, и здесь мы согласны с господином Малиевым.
Мы полагаем, что мещеряки, тептяри и башкиры занимают, с точки зрения антропологии, промежуточное положение между вогулами и мадьярами — угорскими народами угро-финской семьи алтайской ветви верхне-азиатской расы. Тептяри возникли в результате смешения, чистокровные мещеряки встречаются редко, чистокровные башкиры чаще (например, бурзянские башкиры). В любом случае, об окончательном решении вопроса о происхождении этих племен говорить еще рано17 .
Теперь расскажем о нашем путешествии по Башкирии, в ходе которого было получено много этнографических сведений.
Из Троицка я отправился в Верхнеуральск, маленький городок, расположенный на восточных отрогах Уральских гор по соседству с башкирскими землями. Получив разрешение отклониться от почтового тракта, я выехал в Рахметово18 , башкирскую деревню, расположенную в 22 км от Верхнеуральска. Таким образом, за десять дней я пересек Башкирию вдоль Уральских гор от Рахметово до Кашкарово. Я посетил деревни Ташбулатово, Салаватово, Абзелилово, Кирдасово19 , Темясово20 , Иткулово 1-е, Иткулово 2-е21 и Кашкарово22 . Три первых деревни населены башкирами-тангаурами, Темясово — башкирами карагай-кипчаками, остальные деревни — башкирами-бурзянами. Этот край исключительно живописен. Небольшие озера, окруженные обильными пастбищами, чередуются с великолепными крупными строевыми лесами, где ели, сосны, ясени, березы и дубы достигают необычайной высоты. Во время этого путешествия, к сожалению, слишком краткого, я везде находил подтверждения того, что наблюдал во время моей первой поездки в Оренбург (январь 1877 г.): киргизы, ближайшие соседи башкир, значительно отличаются от них, как внешне, так и по нраву и характеру. Башкиры, как мы говорили выше, являются уграми, принадлежащими к алтайским народам, киргизы же — это тюрки с примесью монгольской крови, но из той же семьи.
Чистокровный башкир имеет рост выше среднего, крепкое телосложение, он шатен с прямыми глазами, не скуласт. Черты его лица весьма приятны — я видел в Кашкарово башкирку удивительной красоты. Все они мусульмане, но старшее поколение более ортодоксально, чем молодое: молодые даже не бреют голову. У башкир бытуют легенды лишь про разбойников, знаменитых своими подвигами; у киргизов фольклор, напротив, более разнообразен. В былые времена отец устраивал свадьбу детей с их рождения; сегодня он ищет невесту для своего сына, обещая «калым» (свадебный подарок), который должен компенсировать отцу невесты расходы на ее обучение и потерю в качестве работника. Когда башкир заболевает, он консультируется с врачом и лечится известными ему лекарствами, а родственники читают молитвы у его изголовья. Обычно происхождение болезней приписывают ране, полученной домашним животным. Умершего башкира обмывают и хоронят. Те, кто сопровождает его, спешат сразу на кладбище, так как, подобно всем мусульманам, они думают, что Аллаху не терпится увидеть умершего. Труп помещают в саван, относят на кладбище на очень грубых носилках, которые можно найти в любой мечети, и затем укладывают в могилу головой на юг. Тело несут всегда головой вперед. Яму копают глубиной обычно в 2,85 м, тело покрывают досками и затем забрасывают могилу землей. Башкирские кладбища находятся всегда у высоких деревьев и окружены дощатым забором. Могилы, очень простые по устройству, увенчаны куском дерева или камня; захоронения богатых людей огорожены. На третий день после смерти башкира его родственники организуют обильную трапезу. Аналогичное пиршество проводится на сороковой день после кончины, а затем через год.
Башкиры, в отличие от киргизов, по своей натуре очень меланхоличны. Киргиз всегда поет — и когда голоден, и когда сыт и даже перед смертью. У башкир имеются лишь меланхоличные песни, они танцуют, подпрыгивая и кружась почти на месте. Киргизы же никогда не танцуют, ибо считают танцы постыдным действием. Большая часть киргизов — кочевники; башкиры являются таковыми лишь наполовину. У них есть лошади, по нескольку баранов, собак, кошек и много рогатого скота. Башкиры выращивают орлов, которых они продают киргизам, а те дрессируют их для охоты. Эти орлы представляют собой разновидность большеголовых черных беркутов. С ними киргизы охотятся на волков, диких котов, лис и т. д. Башкиры дрессируют соколов и ястребов, с помощью которых ловят диких гусей и уток. Благодаря своим огромным лесам башкиры поставляют на оренбургский рынок лучших тетеревов. В былые времена они стоили 15—25 коп., сегодня цена составляет 0,5—1 руб. Их продают вплоть до Санкт-Петербурга. Башкиры также охотятся на дроф, которых очень много в этих краях; при этом охотники стараются подползти в листве к птице как можно ближе.
Башкиры живут в квадратных избах из толстых бревен и с плоской крышей; обычно в них бывает только одна комната. Самые зажиточные имеют две комнаты, разделенные чем-то вроде вестибюля, наполовину открытого. Потолки в избах низкие. В глубине возвышается широкое ложе из утрамбованной земли, покрытое войлоком. Около двери расположен очаг, он более высокий, чем у нас во Франции, но и более узкий; в нем сжигают толстые деревянные поленья, которые обычно кладут вертикально. Домашняя утварь у башкир весьма примитивна, но не так убога, как у бедных киргизов.
Мужчины носят просторную полотняную рубашку и халат (широкое платье, перехваченное в талии) из плотной ткани; зимняя одежда изготавливается из белого войлока. Молодежь покрывает себе голову платком, обычно красного цвета, изредка голубого. Женатые мужчины носят тюбетейки (маленькая, плотно облегающая голову круглая шапочка без полей), либо тюрбаны. Женщины одеваются в широкие домашние платья; когда они куда-то идут, то одевают на голову платок, а на плечи набрасывают халат. Женщины очень любят украшения, и даже у самой бедной имеется коралловое ожерелье, называемое «мєрйен», часто со старыми монетами. Платье также украшают монетами, а бедняки иногда просто довольствуются пуговицами.
Главное, что отличает башкир от киргизов Оренбургской губернии, — это бедность и пассивность. Киргизы — деятельные, настойчивые и богатые, башкиры, напротив, горды, пассивны, вспыльчивы и бедны23 . Киргизы — народ, полный жизненной силы и энтузиазма, у них, видимо, есть будущее, а башкиры находятся в полном упадке, живут прошлым и деградируют. Но мы надеемся, что башкирам удастся избежать столь печальной участи24 .

Примечания

1 В русской литературе встречаются различные формы написания этой фамилии (Ужфальви, Южфальви и т.д.). Мы используем форму, закрепившуюся в отечественных изданиях XIX в. (Прим. науч. ред.).
2 Казахских (Прим. науч. ред.).
3 У Птолемея Даикс, у византийцев Даик.
4 Peschel O. Allegemeine Voelkerkunde, Berlin, 187.
5 Muller F. Allegemeine Ethnographie. Wien, 1879.
6 Гурвич Николай Александрович (1828—1914) — врач, экономист, историк, этнограф, географ (Прим. науч. ред.).
7 Малиев Николай Михайлович (1841— не ранее 1916) — анатом и антрополог. Речь идет о работе: Малиев Н. Антропологический очерк башкир // Труды общества естествоиспытателей при Казанском университете. Казань, 1876. Т. 5 (Прим. науч. ред.).
8 Были попытки вывести название башкир от «баш» ‘голова’ и «љорт» ‘пчела’, ибо они сами себя называют башкурдами (пчеловодами).
9 Герберштейн Сигизмунд (Зигмунд) фон (1486—1566) — барон, австрийский дипломат, писатель и историк (Прим. науч. ред.).
10 В XIX в. киргизами называли нынешних казахов (Прим. науч. ред.).
11 В тогдашней западноевропейской науке термин «тюрко-татарский диалект» означал тюркские языки Среднего Поволжья, а не современный татарский язык. Поэтому отнесение Уйфальви и многими его современниками башкирского языка к татарскому следует понимать не в этническом смысле термина «татары», а в лингвистическом. Кроме того, слабая изученность тюркских языков тогдашней наукой не позволяла ученым проводить четкие грани между отдельными тюркскими языками, в том числе и башкирским (Прим. науч. ред.).
12 Как жаль, что даже самые просвещенные умы не признают огромных возможностей, предоставляемых антропологией для решения вопроса о происхождении народов. И все же никто не может оспаривать тот факт, что язык изменяется и исчезает гораздо быстрее, чем меняется расовый тип. Конечно, среда влияет на человека, но нужны сотни веков, чтобы она смогла изменить антропологические характеристики. Так, например, наш почтенный учитель и друг, господин Пауль Хунфальви в своей замечательной работе по этнографии Венгрии отмечает, что «борода тем гуще, чем более замкнутую жизнь ведет человек. Если земледельцы, каковой бы они нации не были, живут на открытом воздухе, то борода у них обычно менее густая, чем у городских ремесленников, работающих в помещениях. Нередко сын крестьянина, ставший сапожником, имеет более густую бороду, чем его отец. Даже у мадьярского мелкопоместного дворянина, который не управляется с телегой и не косит сено, имеется наряду с сильной дородностью очень густая борода. Эта особенность проявляется и в других местностях. Так, молодой человек, которого профессор Вамбери привез с Южного Приаралья, не обладал густой бородой. Теперь этот уроженец Кунграда служит сторожем в библиотеке Академии наук Будапешта и имеет сегодня бороду и усы как у всех коренных обитателей Венгрии. Но ведь согласно этнографии (г-н Хунфальви путает здесь эту науку с антропологией. — Прим. Уйфальви) Иссак Мола должен был иметь лишь редкую бородку!» Здесь мой дорогой учитель полностью ошибается. Волосяной покров кожи, борода, волосы и т. д. являются прежде всего антропологическими характеристиками и совершенно недостаточно работать в библиотеке (даже в библиотеке Будапешта), чтобы эти признаки исчезли. Я в своей жизни видел много каракалпаков (полагаю, что Иссак Мола принадлежит к этому племени) и могу утверждать, что у них имеются как редкие бороды, так и достаточно густые и этот факт является ничем иным, как результатом смешения с иранцами Центральной Азии. У калмыков нет густых бород; несмотря на кочевую жизнь, ферганские узбеки и кипчаки (кара-киргизы) почти всегда имеют густую бороду, ибо в Фергане проживает, благодаря ее географическому положению, одно из самых смешанных населений Туркестана, тогда как киргиз-казаки аральских степей и Балхаша, узбеки с нижней Аму-Дарьи и Зеравшана более защищены от контактов с иранцами, что является одной из самых важных характеристик их расы, как это верно подмечает антрополог. Наконец, гальчи — землепашцы и пастухи с верховьев Зеравшана — имеют, несмотря на их жизнь на открытом воздухе, бороду достаточно густую, как у чистокровных таджиков Самарканда и Бухары. Волосяной покров, конечно, не является основным показателем для классификации народов, но это очень важный признак.
13 Остяки и вогулы — устаревшее ныне название хантов и манси (Прим. науч. ред.).
14 Европеус Давид Эммануель Даниэль (1820—1884) — фольклорист, археолог, этнограф (Прим. науч. ред.).
15 Игнатьев Руф Гаврилович (1818—1886) — историк, этнограф, фольклорист (Прим. науч. ред.).
16 Характерные для многих русских и зарубежных ученых того времени оценки башкир и других кочевых и полукочевых народов как «пассивных», «ленивых», «меланхоличных» основаны на непонимании особенностей их хозяйства, значительно отличавшегося по своему типу от хозяйства оседлых земледельческих, в первую очередь европейских народов. В XX в., по мере углубления знаний об особенностях номадических обществ такие неверные и субъективные характеристики ушли в прошлое (Прим. науч. ред.).
17 Рапорт, адресованный Его Превосходительству господину Министру народного образования, Ташкент, 21 марта 1877 г.
18 Ныне находится в Абзелиловском районе Республики Башкортостан (Прим. науч. ред.).
19 Указанные села ныне находятся на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан (Прим. науч. ред.).
20 Ныне находится в Баймакском районе Республики Башкортостан (Прим. науч. ред.).
21 Оба села ныне находятся в Баймакском районе Республики Башкортостан (Прим. науч. ред.).
22 Ныне находится в Зилаирском районе Республики Башкортостан (Прим. науч. ред.).
23 Рапорт, адресованный Его Превосходительству господину Министру народного образования. Оренбург, 13 ноября 1877 г.
24 В период, когда Уйфальви путешествовал по России, в русской публицистике активно обсуждался вопрос «Вымирают ли башкиры?». Некоторые представители демократического направления русской общественной мысли полагали, что башкиры, испытывая тяжелые страдания и нищету в условиях Российской империи, постепенно исчезнут как народ. Очевидно, что Уйфальви знал об идущей в те годы на страницах российских газет и журналов дискуссии и отразил в своей работе высказываемые в них опасения относительно будущего башкир (Прим. науч. ред.). ..

Шарль Эжен УЙФАЛЬВИ де МЕЗО-КОВЕЗД



Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2020