Возрождение рода Сартая

Фаниль ШАРИПОВ

Возрождение рода Сартая

В конце прошлого года в Уфимском городском Дворце культуры состоялся съезд башкир рода канлы. Съезд объявил об учреждении региональной общественной организации башкир рода канлы, утвердил Устав и избрал Правление общественной организации. Председателем Правления избран профессор УГАТУ Фанис Вагизович Шарипов. С докладами выступили ветеран войны Ахсан Бабичев, художественный руководитель Ансамбля песни и танца «Мирас» Нафира Иксанова и многие другие.
Канлы — один из крупнейших родов Западного Башкортостана. В их среде родились памятники истории и литературы «Белалап», «Последний из рода Сартай», многие народные песни, предания и сказания.
Канлинцы по праву гордятся знаменитыми предками, такими, как основатели Канлинского улуса братья-близнецы Идеш и Кидеш. Они в 1186 году обосновались в поселении Белалап (на территории современного Благоварского района) и объявили его центром улуса. Сын Идеша Тамта с воинами батыров по имени Шады и Бирь в устье реки, которая сейчас тоже носит название Бирь, восстановили крепость, построенную некогда их предками, и остановили передовые части монгольского войска, не дав им переправиться на правый берег Идели (Агидели, Белой). После этого народ стал называть приток Идели по имени батыра — Бирь. А реки Чермасан и Кармасан носят имена сыновей батыра Сартая, выступившего против нашествия Аксак Тимера — Тамерлана. Князь Кан-Канлин известен тем, что добился вхождения улуса в состав Золотой Орды с сохранением относительной самостоятельности и своей атрибутики: знамени с изображением тамги и прочих элементов. Сыновья Кан-Канлина допустили в свой улус остатки разгромленных монголами родов шамшады, дуваней, каршын и некоторых других под своими знаменами.
Легендарный вождь канлинцев Идяш-батыр в 1553 году встретился с дружиной русского посланника Семена Ярцева и составил письмо о подданстве Ивану Грозному с определением границ улуса. В 1672 году Баик Сакланов (Баик Субай) подтвердил вотчинное право у царского наместника в Казани, а в 1688 году Меряс Сараев получил новую жалованную грамоту.
После Меряса Сараева старшинами Канлинского улуса были Урмекей Кунгильдин, Чемекей Ишметов, Буздяк Ишимбетов, Теляп Тюркеев, Миней Султуков. Последний во время войны 1773—1775 гг. примкнул к Е.Пугачеву и, получив звание полковника, командовал крупным соединением повстанцев.
В Отечественной войне 1812 года отличились наши земляки, сотники Войска Башкирского Бахтигарей Инчигулов и Мухаметгали Бурангулов.
Следует особо выделить Председателя Башкирского Правительства, участника подписания соглашения о Башкирской советской автономии, первого Председателя Правительства БАССР, уроженца села Актау Муллаяна Халикова, поэта Шайхзаду Бабича из села Асян, видного ученого-фольклориста Ахняфа Киреева (Кирей Мэргэн) из села Кигазытамак. Гордимся уроженцем села Верхний Лачинтау Зией Нуриевым, первым секретарем обкома КПСС, заместителем Председателя Совета Министров СССР.
Все вышеперечисленные личности достойны того, чтобы имена их были увековечены в столице Башкортостана.
Канлинская земля дала писателей Али Карная (Имамгали Зулькарнаев) из села Большие Шады, Хакима Гиляжева, долгие годы возглавлявшего редакцию журнала «Агидель» и Союз писателей Башкортостана, Факиху Тугузбаеву (оба из села Канлы-Туркеево).
На съезде были подняты и проблемы возрождения культуры, сохранения языка западных башкир. В свое время Муллаян Халиков писал, что нельзя башкир делить на западных и восточных, тем более относить западных к другому народу, а требуется объединение в единую Большую Башкирию, в единую башкирскую нацию. К сожалению, в последующие годы происходило полное игнорирование языка и культуры западных башкир, что привело к их массовой идентификации как представителей другого народа, забвению таких важнейших элементов культуры, как песни, танцы, народный костюм. Доходило до абсурда, когда, например, национальная одежда, танцы, мелодии, песни западных башкир идентифицировались как татарские, не вникая в суть дела. Народ, разумеется, от своей культуры и языка не отказывался. Но при этом в течение десятилетий развивался отход от культурной и языковой политики Уфы, которая все больше ориентировалась на культуру и язык восточных башкир, и усиливалось влияние соседней республики. Сегодня можно назвать огромное количество уроженцев Западного Башкортостана, ставших в Казани видными государственными деятелями, писателями, драматургами, артистами, композиторами, учеными. Диву даешься, когда листаешь очередной справочник, том энциклопедии и т.д., увидевшие свет в Казани, и видишь имена знаменитых людей — уроженцев Западного Башкортостана. Такое положение служит поводом для всякого рода спекуляций на межнациональной почве, осложнения отношений между двумя братскими народами и республиками, чего никак нельзя допускать.
Нужна реальная работа по возрождению культуры западных башкир. То есть требуется перейти от общих слов к конкретным делам. Например, языковую проблему может решить только Уфа. Требуется помощь столицы и в деле возрождения культуры — музыки, танцев и т.д. В столице республики должна быть равным образом представлена культура всех регионов края. В этом деле формальный подход, как в прошлые десятилетия, недопустим. Опыт прошлого показывает, что необходимо внести коррективы в культурную и языковую политику, проводимую в республике, с учетом потребностей Западного Башкортостана, которые в течение долгого времени игнорировались.
 

Шарипов Ф.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018