Философия жизни

Октябрь Валитов,
доктор философских наук, профессор,
директор Нефтекамского филиала
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
 

Философия жизни

Баязита Сабирьяновича Галимова хорошо знают не только в Башкирском государственном университете, но и в научных кругах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга. Его судьба в чем-то типична для тех, кто связал свою жизнь с альма-матер.
Он внес немалый вклад в развитие Башкирского государственного университета, который сегодня превратился в ведущий вуз, флагман классического университетского образования в республике. И не случайно именно в стенах родного университета Баязит Галимов празднует свой 70-летний юбилей.
Мне выпала честь познакомиться с Б.Галимовым еще в студенческие годы — в 1959 году, когда он учился на физическом факультете. С тех пор прошло более полувека. В последние годы мы вместе трудимся в Башкирском государственном университете.
В далекие 60-е годы университет находился в стадии становления. Баязит был в числе первых поколений студентов БашГУ, которые совмещали учебу с посильной помощью в строительстве корпусов университета, в частности, студенты помогали строить корпус физмата. Время было тяжелое, послевоенное, не всегда студенты могли досыта наесться, но университет для них был вторым домом, и они, не задумываясь, посвящали ему не только время, отведенное для учебных занятий, но и часы досуга.
Студент физмата Галимов — паренек из башкирской деревни Кинзебулатово Ишимбайского района, которого жажда знаний привела в столицу республики. В годы его учебы в университете заведующим кафедрой философии работал Султангузин Тауфик Гизелхакович, его лекции отличались глубокой содержательностью, студенты его очень уважали, любили. Благодаря ему будущий физик увлекся философией. Уже на 3 курсе Галимов перешел на индивидуальный план обучения и диплом защитил по специальности «Философия». После окончания университета Баязиту Галимову была предложена учеба в аспирантуре.
В годы учебы в университете раскрылись две основные грани натуры Баязита Сабирьяновича — талант ученого и талант общественника. С первого курса в нем признали умелого организатора, он участвовал в работе стройотрядов, был комсомольским активистом. В те годы комсомол, через который проходил практически каждый советский молодой человек, был своеобразной школой, дающей не только идеологические установки (любовь к Родине, народу, стремление к социальной справедливости), но и навыки жизни в обществе, общения с людьми, организации разного рода мероприятий — от трудовых до развлекательных.
В свое время многих студентов физического факультета увлек вопрос о понятиях «симметрия», «ассиметрия микромира». В 50—60 гг. он был актуален, физики тогда массово «шли» в философию, это было следствием идеологической оттепели. «Физическая философия», то есть исследование философских проблем физики, не требовала строгой идеологической основы, философские проблемы физики не имели прямого выхода на догмы. К этому времени в Башкирии сложилась соответствующая научная школа на кафедре философии БГУ.
Выбор философии физики был также не случаен — в 60-е годы советская философия переживала расцвет. Особенно бурно и плодотворно развивались в тот период диалектическая логика и методология науки. Баязит Сабирьянович активно включился в эти исследования. Он входил во всесоюзное движение «диалектиков», признанными лидерами которого являлись Э.В.Ильенков и Г.С.Батищев, участвовал в научных конференциях, посвященных вопросам диалектической логики. Плодотворное научное сотрудничество и дружба связывали Баязита Сабирьяновича и видного советского науковеда Энгельса Матвеевича Чудинова, который был родом из Башкирии и некоторое время преподавал в вузах города Уфы.
Успешно защитив кандидатскую диссертацию, Баязит Сабирьянович не остановился на достигнутом. Вектор его научных интересов постепенно смещается в сторону еще большей философичности. У него появилось немало последователей, работающих в разных уголках бывшего СССР.
Как крупный ученый в области философского осмысления общества, философских проблем личности, Баязит Галимов известен во многих научных центрах страны. К своей докторской диссертации под названием «Принцип развития в основаниях научной картины природы; методологические проблемы» он пришел через колоссальную работу, через глубокое осмысление теории. Студентам он читает лекции по курсам «Основные принципы и проблемы современной философии», «Гносеологическая функция категории асимметрии».
Б.С.Галимов возглавляет Башкирское отделение Философского общества Российской Федерации, является председателем Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских и социологических наук при Башгосуниверситете, членом Головного совета по философии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, носит почетное звание «заслуженный деятель науки РБ».
Философская наука относится к той области человеческих знаний, которая не дает непосредственного результата. Куда соблазнительнее рассказывать об открытиях в химии, физике, биологии или об археологических раскопках — тут романтика научного поиска лежит на поверхности, она так и просится на газетные страницы. А незаметная кропотливая работа философа остается в тени. Но без изучения философии далекой античности, богатейшей культуры исламского мира, Китая или Ближнего Востока невозможно понять развитие философии современного мира. Здесь сосредоточен культурный, эмоциональный, нравственный опыт всего человечества.
Главный принцип Баязита Сабирьяновича, которым он руководствуется в жизни, можно сформулировать словами великого ученого Канта: «Никогда нельзя делать другую жизнь средством достижения цели. Любая жизнь должна быть целью, а не средством. Жизнь надо ценить превыше всего».
Я всегда поражался работоспособности коллеги. Общественная карьера Баязита Сабирьяновича была стремительной и успешной: от председателя Совета дружины в школе до секретаря Уфимского райкома ВЛКСМ, комскомитета БГУ, члена обкома ВЛКСМ, секретаря парторганизации Башгосуниверситета, первого проректора, заведующего кафедрой философии, главного ученого секретаря.
В советские годы должность парторга была второй по значимости после ректора, а в кое-каких вопросах — сравнимой с ректорской, ведь парторг был представителем партийного руководства, им принадлежала реальная власть в республике и в стране. Он решал самые разные вопросы — начиная с финансовых проблем и кончая конфликтами сотрудников. На этой должности в полной мере раскрылось дарование Галимова как руководителя большого масштаба. Университет — очень большая организация, в которой работают тысячи и учатся десятки тысяч человек. Люди встречаются разные, не все друг с другом ладят, сплошь и рядом возникают проблемы — извечные головные боли руководителей куда меньших организаций. А ведь существуют еще и вышестоящие органы, многочисленные инструкции, планы... Но старожилы нашего вуза помнят, как уверенно Баязит Сабирьянович, совместно с ректором Рагибом Насретдиновичем Гимаевым, вел многотысячный корабль университета, обходя различные рифы и мели, как хорошо он знал нужды работников университета — от техработников и ассистентов до профессоров, с каким подлинно философским спокойствием встречал и преодолевал трудности.
Сложно органично совмещать административную, научную и педагогическую работу. Занимая в структуре университета ответственную должность в течение многих лет, Баязит Сабирьянович, тем не менее, всегда был в курсе последних достижений мировой и отечественной философской мысли. Поражает его умение схватывать суть проблем, творчески осмысливать их и находить собственные пути решения.
Кроме всего прочего, Баязит Сабирьянович представляет собой пример ученого-наставника. Он отличается немалым терпением к людям и, в первую очередь, к своим ученикам, знает, с кого можно требовать, говоря словами Конфуция, «великого действия, а кто способен только на «малое». Благодаря его поддержке ученики обретают силы актуализировать свой исследовательский потенциал, проявить творческие способности и добиться весомых научных результатов. На сегодняшний день под руководством Баязита Сабирьяновича защищены более 50 кандидатских и свыше 23 докторских диссертаций.
С началом эпохи перестройки исчезла идеологическая цензура, стала более доступной научная литература, философы публично обсуждали ранее запрещенные темы. Баязит Сабирьянович жадно впитывает новые идеи, штудирует западных философов. Его кумиром становится Карл Поппер — английский философ науки, который отстаивал идеал науки как организованной критической деятельности и видел в научном сообществе образец свободного «открытого» общества. В связи с этим расширяется сфера научных интересов Баязита Сабирьяновича, она теперь захватывает и социальную философию, и историю философии. Б.С.Галимов совместно с А.И.Селивановым создает концепцию мозаичной философии, которая рассматривает философию как плюралистическое единство, исключающее наличие линейного кумулятивного прогресса и «основных вопросов». Практическое воплощение эти идеи обрели в учебном пособии «Философия», написанном Б.С.Галимовым и А.И.Селивановым, и уже много лет востребованном студентами и аспирантами Башгосуниверситета.
В эти же годы в Германии вышли его книги на немецком языке:
1) К методологическим проблемам научного познания. Zu methodologischen Problemen der wissenschajtlichen Erkennthis// wiss. Z.Univ/ Halle 25/76 G,H,3.
2) К содержанию категории развития. Zur Inhalt der Kategerie Entwicklung// Wiss. 2. Halle 27/78, G,H,5.
На рубеже 1980—1990-х в стране бурлила политическая жизнь, многие тогда ушли в большую политику, использовав университет как трамплин. Баязит Сабирьянович остался верен родному вузу. Он по-прежнему на руководящей работе, теперь уже в должности первого проректора. В конце 1990 — начале 2000-х Баязит Сабирьянович Галимов становится одним из организаторов и руководителей философского сообщества в Башкортостане. Он был одним из тех, кто добился открытия в БашГУ двух советов по защите диссертаций по философии, стоял у истоков первого и единственного в Башкирии факультета философии и социологии. Ныне он глава философской школы, которая насчитывает десятки докторов и сотни кандидатов наук. Его ученики занимаются самыми разными вопросами, но всех их объединяет одно — то, что билет в большую науку им выдал профессор Галимов, что у него они учились азам мастерства, да и просто человеческой житейской мудрости. Баязит Сабирьянович руководит Башкирским отделением Российского философского общества, одного из наиболее массовых в России: оно насчитывает около 150 человек. Галимов — главный редактор альманаха «Философская мысль», выходящего с 2000 года. Неоднократно профессор Галимов возглавлял внушительные делегации философов Башкортостана на традиционных Всероссийских философских конгрессах.
В последние годы Баязит Сабирьянович практически полностью посвятил себя науке и педагогической деятельности. Так, его недавние разработки — применение методов синергетики для изучения феномена бюрократизма получили определенный резонанс в республике. Он все так же плодотворно руководит аспирантами и докторантами.
Накануне его юбилея — 70-летия между нами состоялся такой разговор:
— Уважаемый Баязит Сабирьянович, на пороге своего знаменательного юбилея что скажете о высказывании арабского поэта и ученого Абу-ль-Фараджа, который говорил, что удивительно устроен человек — он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни?
— Я не собираюсь бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить лет до ста. С каждым днем я убеждаюсь, что и старость полна наслаждений, если только уметь ими пользоваться. У старости есть свои удовольствия, не меньшие, чем в молодости. Нужно быть самим собой во все времена и не бороться против природы, ибо тщетные усилия растрачивают жизнь и мешают ею пользоваться. Я сохраняю способность видеть прекрасное, и это мне помогает не стареть.
Искусство старения заключается в том, чтобы быть молодым опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным! Становиться с годами моложе — вот истинное искусство жизни.
— Можно ли говорить о специфике философского сообщества нашей республики?
— Можно, конечно, и с уверенностью. Сложилась эта специфика не в одночасье. Республика Башкортостан находится на стыке двух культур — европейской и азиатской. Наши глубинные корни — восточная философия и мусульманская религия. В последнее столетие возникли наслоения западной, европейской, русской философии. Вот эти компоненты и создают своеобразие нашего менталитета, отражаются на мировоззренческих, философских аспектах нашего образа мышления, сознания. Именно поэтому наши философские работы имеют свое особое лицо, узнаваемы. Один из их явных признаков — толерантность. Западной философии присуща рациональность, желание создать единую, строгую философскую систему. На Востоке этого нет. Западная философия строится на логике «или-или» («черно-белое видение»), а восточная — по принципу «и-и» («цветное видение»). Западный рационализм, конечно, дал толчок развитию естественных наук. Но сегодня мы можем задать вопрос: а все ли результаты этого прогресса положительны? Вспомним изобретение ядерной бомбы, милитаризацию космоса... С другой стороны, проиграли ли при этом восточные страны, для философии и мировоззрения которых не свойственен крайний рационализм? Все лучшие технологии, направленные на создание комфортного бытия человека, скажем, компьютерные, автомобильные или связанные с бытовой техникой, разрабатываются и воплощаются сейчас и в восточных странах: Японии, Китае, Южной Корее. И, кстати, результат западного рационального мышления — взрыв атомной бомбы — впервые испытала на себе Япония. Случайно ли это?
Сегодня даже сами западные философы осуждают слепое поклонение науке. Оно элиминирует из человека человеческое. Для Востока это не очень типично.
Наша философия, да и культура, еще раз повторю, очень специфичны. Но они имеют взаимосвязь со всей мировой цивилизацией. Возьмем, например, живопись на стенах пещеры Шульган, городище Аркаим, сарматское золото — все это явления доисламского периода. Их нельзя рассматривать с точки зрения исламского мировоззрения. Их история отражает мироощущение тех народов, которые жили в то время. Отношение к этим памятникам культуры неоднозначно. Одни считают, что их существование доказывает подлинность «корней» современных жителей Южного Урала, то, что башкиры жили здесь всегда. Другие им возражают. Но не философии решать подобные вопросы, хотя мы имеем весомые работы об истоках народов, населяющих Южный Урал.
Человеческий род имеет единые корни. Доказательством тому служат древние предания и легенды. Сюжеты легенд башкирского народа подобны тем, которые мы видим в легендах и преданиях народов Африки и Европы. Рисунки Шульган-таша и французских пещер примерно одинаковы. Образ восприятия мира — это то, что нас объединяло и объединяет. Узнавая свои корни, народ лучше понимает себя, свои связи с другими народами, со всей человеческой цивилизацией.
Эта идея для русской философской мысли не нова. Вспомним идею всеединства человечества, которую выдвинул B.C.Соловьев, вспомним идею евразийского единства. Действительно, обнаруживаются архетипические связи мышления башкирского народа с народами Западного Китая. Верховное божество Тенгри встречается у народов Тянь-Шаня и у древних башкирских племен. Есть глубинные связи наших древних корней с древнеиранской философией.
— Всю свою жизнь Вы посвятили системе высшего образования. Хотелось бы услышать про Ваше отношение к сегодняшним проблемам в данной области.
— Современная российская образовательная политика переживает системный кризис. Конечно же, вернуться к прежней советской системе образования невозможно, но взять из неё всё самое лучшее было бы правильно. Хотя бы потому, что налицо, по сути, катастрофические результаты: чем больше так называемых реформ, тем хуже образование, тем ниже уровень культуры и морали в обществе. Россия занимает первые места в мире по уровню предумышленных убийств, числу курящих детей и подростков, смертности от самоубийств среди подростков, числу сирот, количеству абортов и материнской смертности, по объему потребления наркотиков и спиртосодержащей продукции, объемам торговли людьми и производства порнофильмов...
В своё время выдающийся учёный, академик Раушенбах тревожился: не дай бог, найдётся недоучка, который попытается переделать российско-советскую систему образования по западным лекалам. При этом он, конечно, понимал, что в опыте других стран есть немало полезного. Однако, видимо, предвидел: позаимствуют из этого опыта почти исключительно его худшие стороны.
Нигде в мире подушевое финансирование школ не используется в качестве единственного принципа. Британцы попробовали — получили резкий рост неравенства. Российские власти из чужого опыта ничего не почерпнули и «наступают на те же грабли». Жаль только, что «грабли бьют по лбу» не власть, а народ. По официальным данным, с 1995 по 2011 год в стране закрыто 20 300 школ. В большинстве — сельских.
Везде в мире, да и у нас — со времен Петра I и до начала XXI века — образование налогов не платит, или почти не платит. В нынешней России некоммерческие образовательные учреждения платят налоги почти наравне с коммерческими организациями. Обучение, несмотря на декларации официальных лиц, становится всё дороже.
В развитых странах педагоги получают заработную плату выше средней по стране. Например, в США — выше почти на 30%. В России зарплата учителя не дотягивает до двух третей от среднего уровня в промышленности. Во всём мире доступ к образованию расширяют, в России же предлагают резко сократить количество вузов, уменьшают бюджетный набор студентов и пытаются ликвидировать систему начального профессионального обучения. С такой позицией в XXI веке нельзя мириться.
По данным Общественной палаты РФ, финансирование образования в стране составляет половину от минимальной потребности. По данным Росстата, в развитых регионах финансирование в расчете на одного ученика различается более чем в 10 раз, а зарплата учителей колеблется от 5—7 до 36—40 тысяч рублей.
— В советский период по показателям развития человеческого потенциала наша страна была среди мировых лидеров. Сейчас мы на 71-м месте. Хотелось бы узнать Ваше мнение: куда же приведут современные реформы в области науки?
— Я убежден: залог успеха в сочетании лучших отечественных традиций с новейшими технологиями. К сожалению, пока у нас этого нет. Мне представляется, и я пропагандирую идеальную систему образования: государственное финансирование — как в Германии, налоговая политика и общественное участие — как в США, современные технологии — как в Южной Корее, остальное — как в России. Вынужден поправить самого себя: остальное — как было в СССР и дореволюционной России.
Российские рыночные реформы по неолиберальным лекалам серьезно разрушили научно-технический потенциал. Доля НИОКР в ВВП у нас сегодня в десятки раз меньше, чем в промышленно развитых странах.
Вспоминаю, как после окончания Великой Отечественной войны, когда стране еще не доставало средств на восстановление разрушенного хозяйства, правительство беспрецедентно увеличило размер оплаты труда ученых и преподавателей с научными степенями, членов союзных и отраслевых академий наук. Это было не выборочное повышение для отдельных категорий, а всеобщее — для всей сферы науки и высшего образования. Оно изменило социальный статус ученых и преподавателей, подняло престиж науки, дало мощный стимул для притока в нее способной молодежи, а, главное, помогло выйти на авангардные позиции в мире.
— Сейчас много говорят о возрождении величия и славы России. Как Вы себе это представляете?
— Я желал бы видеть мое Отечество не столько славным, сколько счастливым. По моему мнению, слава, поставленная в качестве главной цели, к которой должна стремится страна, не всем приносит счастье; счастье же для всех одинаково желательно и, в то же время, само по себе составляет прочную и немеркнущую славу… Какой народ может с большим правом назвать себя подлинно славным, как не тот, который сознает себя счастливым.
— А Вы можете сегодня назвать себя счастливым?
— Да, я счастливый человек. Думаю, чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным. Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть по-настоящему счастлив.
Я верю, что Баязит Сабирьянович действительно счастливый человек. Его слова никогда не расходились с делом.
 

Валитов О.


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018