Многогранность и щедрость таланта

 Одним из самых ярких явлений национальной культуры Башкортостана является чарующее искусство Флюры Кильдияровой. Бесценный песенный дар, самобытный и мощный. На сегодняшний день Кильдиярова — самая титулованная певица республики — народная артистка Башкортостана и России, лауреат Всероссийского конкурса исполнителей народной песни, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Ее талант покоряет в равной степени и многоопытных музыкантов, специалистов, и неискушенных любителей музыки.
В проникновенных, насыщенных глубоким чувством протяжных песнях башкирского народа озон-кюй нас захватывает красота напева, так поэтично передающего аромат башкирских долин и гор. В исполнении Флюры Кильдияровой мы ощущаем наши дивные пейзажи — бесконечный простор степей, суровые скалы, пение птиц, журчание горных родников, дыхание родных лесов и полей. И это неудивительно. Ведь родина певицы изумительный по красоте край — Учалинский район. Там в селе Ильчегулово на берегу реки Миасс родилась будущая звезда башкирского искусства. Край этот славится богатством недр — гранит, яшма, золото — все в них есть. Эта земля взрастила немало талантливых деятелей науки, литературы, искусства.
Музыка вошла в ее жизнь с раннего детства. Ее окружали музыкально одаренные люди. Родители Флюры — Ахметша Лукманович и Сайда Яумбаевна, тетя Мастура и дядя Данияр Яруллины задушевно исполняли народные песни, знали их множество. Флюра их запоминала на всю жизнь — «Старый Урал», «Азамат», «Туман»… Дедушка Яумбай играл на скрипке, прадедушка Хуппи был известным в округе сэсэном — увлекательно рассказывал старинные легенды, знал немало кубаиров. Флюра заслушивалась и песнями, и сказаниями. Сама любила петь. Новые песни обычно выучивала, слушая радио. Хорошо знала го лоса и репертуар Сулеймана Абдуллина, Магафура Хисматуллина, Асмы Шаймуратовой, Дианы Нурмухаметовой.
«Мелодии я запоминала быстро. По радио выучила и пела даже Арию Салавата. Вспоминаю, как в детстве я, оказывается, уже «играла в оперу» — в жизни часто с окружающими общалась, распевая обычные бытовые слова — как бы при помощи музыкального речитатива. Серьезная музыка нравилась мне всегда, любила слушать классические арии, романсы. Поэтому, когда пришла пора выбирать профессию — сомнений не было — хотела стать певицей. В училище искусств на вокальное отделение не взяли, поступила на отделение хорового дирижирования. Так посоветовала Флюра Нугуманова, прослушавшая меня на консультации перед поступлением в училище. На экзаменах я пела «Таштугай» и «Былбылым» — тогда я думала, что это тоже народная песня».
Обучение на отделении хорового дирижирования по сравнению с вокальным дает более разностороннюю подготовку. Здесь Флюра овладела большим репертуаром хоровой музыки, у нее развился гармонический слух. Требовательней были и занятия по фортепиано — девушка научилась играть так, что могла свободно разобрать и проанализировать любое музыкальное произведение. (Это ей очень пригодилось в будущей работе в оперном театре и филармонии). Окончив училище искусств по специальности у Анатолия Львовича Легкоты, Флюра продолжила занятия по этому профилю в институте искусств. Здесь работал выдающийся мастер хорового дирижирования Тагир Сергеевич Сайфуллин, общение с которым много давало одаренным студентам. А Флюра была именно такой. Только с самой хорошей стороны вспоминает ее педагог по специальности Мария Букатова. Занималась по всем предметам успешно, но мечта о пении не давала ей покоя — хотелось петь, выступать в концертах. Уже на втором курсе она участвует в республиканском конкурсе певцов имени Газиза Альмухаметова и занимает 2 место в категории профессиональных певцов. Появился стимул, мечта стать певицей окрепла. На четвертом курсе решилась ехать в Ленинград на Всероссийский конкурс исполнителей народной песни. Программа была сложная — в каждом из трех туров нужно было петь по четыре произведения и не повторяться. Упорный труд и настойчивость и здесь принесли хороший результат — Флюра Кильдиярова стала лауреатом конкурса, разделив третье место с ныне известной исполнительницей русских песен Татьяной Петровой. Победа была удивительной! Выступление прошло успешно также благодаря участию в конкурсе аккомпаниаторов — Редика Фасхитдинова и Юлая Гайнетдинова.
«Юлай Гайнетдинов вел в институте факультатив по народной песне. С ним я выучила много новых песен, значительно пополнивших мой репертуар. На его уроках мы слушали записи народных исполнителей, знакомились с разной манерой пения. Эти занятия дали мне большой толчок, привили огромную любовь к бесценным жемчужинам народного искусства, которые народ сохранил в памяти и пронес через столетия. Я благодарна Юлаю Ишбулдовичу — страст¬ному пропагандисту народного творчества, фанатично преданному ему».
В годы студенчества молодая певица активно участвует в концертной жизни Уфы и республики. Тогда же начинает регулярно выступать по телевидению в передачах известного фольклориста Фанузы Аетбаевны Надыршиной «История песни — история народа». Для каждой передачи выучивала новые народные песни, записанные Надыршиной в экспедициях по районам республики.
После успеха на конкурсе имени Газиза Альмухаметова начинающую певицу прослушал Загир Гарипович Исмагилов — она спела «Гильмиязу» и он разрешил ей совмещать учебу на двух факультетах — хорового дирижирования и сольного пения.
«Учиться было нелегко, — вспоминает Флюра, — напоешься три часа в хоре, потом идешь в класс заниматься вокалом. Ведь в хоровом пении главное — выровнять голоса, нивелировать их звучание. А в сольном пении основная задача — наиболее полно выявить певческую индивидуальность. Кстати, дирижерско-хоровое отделение я окончила с отличием. Последние два года занималась только на вокальном отделении. Любила посещать оперный класс и класс камерного пения Зугуры Гиреевны Байрашевой, где опытный концертмейстер — пианистка Галия Габдрахмановна Мухамедова учила тонкости камерного пения, помогала вникать в специфику жанра. Вместе с ней мы работали над программами сольных концертов. Затем в зале института искусств выступили с сольным концертом вместе с солисткой оперы Галиной Халдеевой. Моей дипломной работой стала партия Амины в опере З.Исмагилова «Салават Юлаев» — роль, о которой я мечтала давно».
В первые годы работы в театре молодая певица застала таких мастеров оперной сцены, как Магафур Хисматуллин, Сажида Галимова, Нина Бызина, Иван Ивашков, Михаил Артемьев, Нажия Аллаярова, Мидхат Галеев, Борис Торик. Это были яркие личности и Флюра стремилась учиться у них серьезному отношению к профессии. Встречи с выдающимися личностями, как правило, совершают в душе одаренного человека переворот, порой по-новому освещают его жизнь, способствуют более полному раскрытию дарования. Как ярчайшее впечатление периода работы в оперном театре Флюра Кильдиярова вспоминает работу над новыми спектаклями с выдающимся дирижером Ярославом Антоновичем Вощаком. Он был приглашен для постановки оперы Верди «Дон Карлос» и оперы Исмагилова «Салават Юлаев». Начинающей артистке дирижер поручил готовить партию королевы Елизаветы. Но тогда у певицы еще было мало сценического опыта, да и в вокальном отношении эта партия была очень сложна, и, как признается Флюра Ахметшиевна, у нее были определенные вокальные недочеты. Елизавету спела Сажида Галимова, а Флюра удачно спела небольшую партию Пажа. Для молодой артистки это была интересная и поучительная работа.
«Очень запомнилась работа с этим замечательным дирижером над партией Амины в опере «Салават Юлаев». Спектакль ставился тогда на русском языке. Ярослав Антонович — гениальный дирижер. Один из старейших мастеров, истинный интеллигент, человек огромной эрудиции. Встреча с ним явилась настоящей школой, особенно для нас — молодых артистов. Он работал с нами тщательно, над каждой фразой. Опытный, тонко чувствующий музыкант, он так умел объяснить задачу, что певец сам понимал и находил нужные краски, новые нюансы исполняемой роли. За пультом он буквально гипнотизировал исполнителей — от его всевидящих глаз невозможно было спрятаться. Какая-то необъяснимая магия исходила от него. Умел держать весь спектакль в своих руках. Мы старались впитать все, что он нам тактично и настойчиво внушал, воспитывал в нас всех. Я счастлива, что мне пришлось общаться с музыкантом такого масштаба, творчески работать с ним».
Значительным вкладом в театральное искусство республики стали большие и малые партии, спетые Кильдияровой в операх русской и зарубежной классики. Особое место среди них занимают оперы башкирских композиторов.
Оперу «Послы Урала» З.Исмагилова ставил крупнейший оперный режиссер, профессор Ленинградской консерватории Роман Тихомиров. Он учил исполнителей тщательно вникать в партитуру, передавать все нюансы, таящиеся в ней, чтобы в результате работы на сцене предстали не просто оперные персонажи, а живые люди с их волнениями, страданиями и радостями. Образ Харыласяс у Флюры Кильдияровой получился удивительным—лирический, светлый, трепетный и выразительный. Видимо, сыграло свою роль и то, что Загир Исмагилов писал партию Харыласяс в расчете на вокальные данные Кильдияровой, на ее артистическое обаяние. (Автор этих строк помнит, какой ошеломительный успех выпал на долю Флюры Кильдияровой, когда она спела арию Харыласяс на сцене Кремлевского дворца съездов перед делегатами и гостями съезда композиторов СССР. В эффектном красном платье, красивая, обаятельная, она спела с огромной эмоциональной отдачей и одухотворенной выразительностью).
В разные годы на сцене оперного театра певица спела немало партий, причем, любя театр, с удовольствием пела и небольшие партии — особенно на первых порах — Жрицу в «Аиде», Анину в «Травиате» Верди, принимала участие в детских операх — Принцесса в «Бременских музыкантах» Г.Гладкова, Липанушка в одноименной опере и другие. Спела принцессу Флоретту в оперетте Ж.Оффенбаха «Синяя борода», Люси в комической опере Д.Менотти «Телефон». Выступала и в музыкальных комедиях «Кодаса» (Наза), «Сердца полны любви» Т.Шарипова (Уралия). Большой удачей на ее творческом пути стали партии, спетые в операх башкирских композиторов — Амина («Салават Юлаев»), Харыласяс («Послы Урала»), Женщина («Черные волны»), Нэркэс в одноименной опере Х.Ахметова.
В оперном театре перед певицей открылся широкий путь к совершенствованию дарования, своего природного таланта. Ведь каждая партия, даже небольшая, обогащает сценический и музыкальный опыт. В ведущих партиях мировой оперной классики — Марфа в «Царской невесте», как Лейла в «Искателях жемчуга» Бизе — певица блестяще справилась со всеми сложностями и успешно выступила в спектаклях. Выразительность, теплота и проникновенность голоса певицы в сочетании с удивительной лиричностью и по этической хрупкостью образа, созданного певицей, производят незабываемое впечатление на всех, кто слушал Флюру Кильдиярову в театре.
Впервые как исполнительницу народных песен Флюру Кильдиярову — тогда еще студентку института искусств — приметили в Союзе писателей Башкортостана. Она выступала на вечерах поэзии литературного объединения «Шонкар» в БГУ, куда приглашали и музыкантов, певцов. На одной из таких встреч поэт и ученый Гилемдар Рамазанов подарил ей свой поэтический сборник с надписью «Будущему нашему соловью». Приходилось часто выезжать с писателями по городам и районам республики на творческие встречи — с Назаром Наджми, Мустаем Каримом, Ангамом Атнабаевым, Рафаэлем Сафиным…
«В первой половине XX века как у композиторов, так и у писателей был мощный творческий взлет — столько интересного, талантливого было создано. Сейчас, может быть, такой период — как бы передышка перед новым взлетом, новым подъемом. Видимо, нужен всплеск в жизни, в эпохе, тогда, вероятно, появятся новые имена, яркие таланты. Мне посчастливилось общаться с удивительными личностями. И всегда я стремилась учиться у них всему хорошему, брать для себя все приемлемое, — работоспособность, целеустремленность… Один из таких ярких деятелей — прекрасный поэт, драматург Рафаэль Сафин. С удовольствием вспоминаю великолепные вечера поэзии и музыки, которые мы проводили вместе с ним. Режиссером программы был замечательный мастер, талантливейший режиссер Рифкат Исрафилов. В этой программе поэзия и песня сплетались в единую нить. В ней раскрывался жизненный путь художника-творца, поэта и певицы, артистки. Это был моноспектакль двух творческих личностей, двух натур. В стихах и песнях, звучавших в концерте, говорилось и пелось о любви. Любви женщины и мужчины. Любви к своей земле, и прекрасным людям, живущим вокруг нас. Вспоминаю, как мы готовили эту программу: собирались вместе с Рафаэлем-агаем и творили — он читал свои стихи, я подбирала соответствующую музыку — народные песни и произведения композиторов — романсы, песни. Так появилась эта интересная программа. Она мне очень дорога. Многие и по сей день помнят эти незабываемые вечера».
Когда готовился буклет к первому бенефису певицы, нужны были слова о Флюре, об ее искусстве. Рафаэль Сафин высказался лаконично и содержательно: «Характеризируя искусство певцов, обычно останавливаются на двух сторонах — МОЊ и МАСТЕРСТВО. (Есть такое буквально непереводимое слово МОЊ, понятное башкирскому и татарскому народу). Есть певцы, которые берут первым — МОЊ, данным им природой. Другие берут мастерством. Бывают такие блестящие исполнители — мастера, виртуозы, они восхищают, но не волнуют. Если же в искусстве певца соединяются первое и второе — такие певцы потрясают.
В Флюре Кильдияровой очень естественно, гармонично сочетаются природный МОЊ и МАСТЕРСТВО. Надо сказать, мастерство певицы не появилось так просто — это результат постоянной, кропотливой работы над собой, над исполнением той или иной песни. Она стремится постичь всю глубину, истинную сущность песни — и передает это в своем исполнении. У Флюры народная песня звучит еще более проникновенней, предстает более глубокой по своему содержанию. Флюра Кильдиярова — артистка высокого художественного вкуса и интеллигентности. Певцов — хороших исполнителей у нас много, но певцов-личностей, можно сказать, почти нет. Флюра — одна из немногих — выросла в певицу — ЛИЧНОСТЬ».
«После Всероссийского конкурса в Ленинграде я стала регулярно выезжать на творческие встречи с композиторами. Помню, как в трескучий мороз мы выехали с Загиром Исмагиловым в Нуримановский район. Зрители сидели в зале Дома культуры в пальто, тулупах и варежках. Пар шел изо рта! Загир Гарипович накинул мне на плечи пальто и сказал: «Иди, надо петь». Стояла такая холодина, но музыка согревала души. Встреча прошла очень успешно. А потом выяснилось, что у Загир-агая день рождения — это было 8 января. Он любил встречаться с простыми людьми и очень ответственно к этому относился — всегда брал с собой хороших музыкантов, солистов оперы и филармонии. Я была в этой концертной бригаде единственная начинающая певица, студентка. Этот опыт очень пригодился мне в дальнейшей работе. Вообще с композиторами у меня была особенная дружба. Я много пела произведений аксакалов Х.Ахметова, З.Исмагилова, Р.Сальманова, Ш.Кульборисова. Считаю, что самые большие вершины в нашем музыкальном мире — это Загир Исмагилов и Хусаин Ахметов. Они подняли башкирскую музыку на высокий профессиональный уровень. У них были и талант, и мастерство. Хорошо помню Дни башкирской культуры в Чувашии. На лоне природы Загир Гарипович пел «Сибай» и «Былбылым». Это неповторимо! Такие откровения остаются в душе на всю жизнь. И вообще я считаю себя счастливым человеком — столько выпало мне встреч с талантливыми, интересными людьми. Хусаин Файзуллович Ахметов… Изумительный рассказчик, человек богатейшей эрудиции, очень воспитанный. Его музыку я очень люблю. Была первой исполнительницей его поздних романсов — «Созвездия», «Звон поэзии», «Таинственные звуки»… Он писал яркие, интересные в романсовом плане произведения такого уровня, как Чайковский и Рахманинов. На юбилейном концерте композитора пела с Рустемом Маликовым, хором и оркестром вдохновенную музыку «Гимна Солнцу» — финал оперы «Современники». С осо бым удовольствием пела партию Нэркэс в одноименной опере Х.Ахметова. Очень нравится дуэт с Темирханом — такая красивая музыка!.. Кроме сочинений композиторов старшего поколения, пою песни и романсы Рима Хасанова, Айрата Кубагушева, Нура Даутова, Салавата Низаметдинова. Люблю творчество Розы Сахаутдиновой».
Свой переход в Башгосфилармонию артистка объясняет тем, что в конце 80-х в театре в творческом плане стало неинтересно работать. Репертуар у нее к тому времени был достаточно большим и разнообразным. Хотелось осваивать новые программы, чаще выступать на сцене и не только в республике, но и за рубежом. К тому же в театре артист зависит от многих и у него меньше творческой свободы. Действительно, работа в филармонии дала Флюре Кильдияровой возможность активно обогащать репертуар, большую свободу, возможность исканий и экспериментов. Зарубежные поездки делают ее известной далеко за пределами Башкортостана. Творческий диапазон ее расширился, пополнился ариями из опер русской и зарубежной классики. Народная песня, старинный русский романс, вокальная музыка мастеров XVIII—XIX веков… Мысленно пытаясь охватить репертуар певицы, анализируя весь спектр созданных ею музыкальных образов, хочется выделить условно две образные вершины ее творчества — «Аве Мария» и «Таштугай». Протяжная народная песня, дошедшая до нас из глубины веков. Песня — конкретная судьба, песня — целая жизнь. В ней душа народа — глубокая, тонкая, нежная. Очень сильный образ, насыщенный драматизмом такой мощи, что сильнее многих оперных арий. «Таштугай» — песня, по содержанию и глубине достойная целой оперы… «Аве Мария» — на другом полюсе. Высокий образец классического искусства. Словами поэта — «чистейшей прелести чистейший образец». В творчестве многих композиторов этот образ-молитва является символом высокой духовности, образ, пленяющий своей возвышенностью, светлая музыка небес…
На вопрос, чем вызвано такое постоянное обращение в «Аве Марии», певица отвечает: «Идея петь в органном концерте родилась у меня сразу же, как появился в Уфе орган. Сначала подготовила и спела несколько номеров с Владиславом Муртазиным. Затем мы с Вахитом Хызыровым представили концерт¬ную программу под названием «Аве Мария», посвятив ее годовщине безвременного ухода замечательного певца Радика Гареева. Это были произведения Баха, Гуно, Каччини, Верди, Шуберта, Сен-Санса в сопровождении органа. «Аве Марию» из католического хорала я исполнила а’capella (без сопровождения). В нашей программе были и другие произведения старинной музыки. Мы даже не ожидали такого грандиозного успеха. Были хорошие отзывы в прессе, а это всегда воодушевляет. После такого успешного дебюта стало традицией в Рождество давать концерты «Аве Мария», каждый раз обновляя программу шедеврами старинной музыки — Гендель, Бах, Гайдн, Вивальди».
Профессионалы сразу же отметили, что строго, возвышенно отрешенное звучание органа удивительно гармонично сочетается с теплым, трепетным голосом певицы.
С переходом в филармонию значительно активизировалась работа по изучению и пропаганде песенного фольклора. В репертуаре певицы более 100 башкирских народных песен. Их она собирала как бесценные жемчужины во время гастрольных поездок по республике. Выискивала варианты творений народного искусства. Отбирала редкие образцы песен, тесно общаясь с ведущими учеными-фольклористами Башкирского филиала Академии наук СССР.
Большим событием в культурной жизни республики стало издание в 1995 году уникальной книги «Песни моего народа», в которую вошли башкирские народные песни из репертуара Флюры Кильдияровой. Впервые в истории башкирской музыкальной культуры была издана книга по музыкальному фольк¬лору на трех языках — русском, башкирском и английском* . Помимо богатейшего нотного материала, в издание включены легенды к песням, комментарии к ним, иллюстрации и музыкальное приложение в виде компакт-дисков с записью исполнения песен Флюрой Кильдияровой. Книга вышла под научным руководством крупного ученого, известного фольклориста, доктора филологических наук, лауреата премии имени Салавата Юлаева Фанузы Аетбаевны Надыршиной. Творческое сотрудничество певицы и фольклориста началось давно — еще в годы учебы в институте — с передач республиканского телевидения «История песни — история народа», регулярно выходившей в телеэфир в 80-е годы.
Много дало певице и общение с земляком — уникальным певцом-самородком Абдуллой Султановым. Вместе с ним она регулярно выступает на сцене филармонии с 1989 года. Столь успешно начавшееся сотрудничество талантливейших исполнителей народной песни продолжается и по сей день.
Вклад певицы в пропаганду народных песен был высоко оценен — в 1985 году Флюра Кильдиярова удостоена Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.
«Благодаря народным песням я объездила всю Европу — Германия, Бельгия, Голландия, Венгрия, Румыния, Польша, Италия, Франция. С концертными группами — фольклорной программой выступала в Китае, в Турции. Одна из первых зарубежных поездок была на Российскую промышленную выставку в столицу Дании Копенгаген.
Помимо народных песен, за рубежом приходилось петь немало и классики. Было приятно услышать от специалистов-музыкантов, что они покорены моим исполнением, всегда отмечали европейскую вокальную школу. Так, в Кельне пела сольный концерт — немецкую, итальянскую, французскую и башкир¬скую музыку, пела и старинные русские романсы. Получила очень хорошие отзывы и приглашение приехать для записи этой программы на радио».
В 1997 году Флюра Кильдиярова вместе с солистом оперы Салаватом Аскаровым побывала на Кипре, где проходил традиционный фестиваль оперных певцов. Дорогу туда «проложил» Радик Гареев, когда с Владимиром Беловым они впервые участвовали в этом представительном фестивале, на который съезжаются исполнители из многих стран. И на этот раз башкирские певцы выступили очень успешно.
«На Кипре я пела с симфоническим оркестром арию Амины из оперы «Салават Юлаев», речитатив и арию Адели из оперы «Лотерейный билет» Никколо Изуара. Эту редко исполняемую арию французского композитора пела на языке оригинала, так же как и сцену и арию Маргариты из «Фауста» Гуно. А башкирскую народную песню «Буранбай» пришлось петь «на бис» без сопровождения…»
В филармонической деятельности певицы наряду с народными песнями значительное место занимает камерное исполнительство. Ведь в камерной музыке гораздо большее внимание уделяется созданию музыкального образа с помощью вокала, тонких оттенков тембра и мастерского голосоведения. В романсах и песнях Кильдиярова не переносит на концертную эстраду приемов театрального исполнительства. Ее пение отличает лирическая мягкость, искренность чувств, и в то же время — благородно-сдержанная манера исполнения.
Репертуар певицы широк и многообразен. Ею спето много сольных концертов с самой разной по тематике программой. «Вальс, вальс…», «Дарю людям солнца свет», музыкально-поэтическая композиция «Пою про любовь», концерты под названием «Аве Мария», «Звезды на небе, звезды и в сердце моем»…И всегда певица увлекает разнообразием выразительных оттенков, тонким, изысканным вкусом.
«Работу в филармонии несколько лет приходилось совмещать с выступлениями в спектаклях оперного театра, где я спела Амину, Нэркэс, Мюзетту в «Богеме» Пуччини (на французском языке). И так, совмещая филармоническую и театральную деятельность, гастрольные поездки в зарубежные страны, я начала работать в Уфимском институте искусств (ныне — Академия искусств) на кафедре башкирского искусства и кафедре сольного пения, т.е. преподавала и народное, и академическое пение. Конечно, очень была перегружена. Но педагогическая работа дает многое. Ведь, обучая азам исполнительства, как бы заново постигаешь и глубже понимаешь секреты мастерства. Сама замечаю — стала лучше петь, голос зазвучал ярче… В настоящее время кафедра сольного пения пополнилась молодыми педагогами. Это хорошо, но мне кажется, необходимо привлекать на работу больше педагогов-мужчин. Мое глубокое убеждение — с мужскими голосами должны заниматься педагоги-мужчины. Также считаю, что в работе с учеником педагог не должен постоянно показывать голосом, как надо петь. Ученик сам должен дойти до мышечного ощущения, прочувствовать свой голос, овладеть им. Важно научить начинающего певца слуховому анализу, дать ему «фундамент», и, если есть хороший голос и голова, певец далее сам выстроит свою певческую судьбу. Тогда из него получится настоящий, мыслящий певец. В первую очередь надо научить студента систематически работать. Вообще же для всего комплекса хорошего вокалиста нужно многое — хороший материал — голос, внешность (это тоже немаловажно), далее — воля, дисциплина, работоспособность, целеустремленность, чувство меры. Добавлю еще — тактичность и порядочность. Сцена — зеркало души. Пение — огромный труд. В сольных концертах нужно уметь два-три часа держать публику в эмоциональном напряжении. Сколько энергетики нужно для этого! Работа певца-артиста — это каждодневные занятия с концертмейстером. Те эмоциональные ощущения, переживания, которые композитор вложил в музыку, нужно пережить сначала в классе, в процессе работы. Это я постоянно внушаю своим ученикам. У каждого произведения — свой стиль. А в одной концертной программе столько музыки разных стран, разных стилей. В этом отношении — в выработке чувства стиля — мне многое дала мой педагог Римма Мухтаровна Мусина-Юлдашбаева. Я очень благодарна ей за ее уроки, советы, поддержку, так необходимые любому певцу».
Вот что говорит о Флюре Кильдияровой опытнейший педагог, профессор Миляуша Галеевна Муртазина: «В Флюре Кильдияровой удивительно сочетаются все качества, необходимые для вокалиста: голос, музыкальность, сценическая воля и сценическое обаяние, ум, работоспособность. Из этого вытекают все ее достоинства. Прежде всего, это певица равно профессионально звучащая и на академической сцене, и в камерном репертуаре, и в народ ной песне, и даже в эстраде. В этом плане среди женских голосов она, пожалуй, стоит особняком. Если бы она выбрала для себя только одно направление, то, наверное, добилась бы еще больших успехов, но она настолько одаренный человек, что не может ограничиваться только чем-то одним.
Есть певцы, которые сразу резко идут по нарастающей, затем же, получив все регалии, останавливаются в своем развитии. Флюра же росла постепенно и неуклонно. Может быть, у нее были зигзаги чисто жизненные, но она никогда не разменивалась на мелочи, не делала реверансов, а целенаправленно шла по своей положенной столбовой дороге и, не прельщаясь званиями, продолжала искать исполнительскую глубину в своем творчестве. Завидное качество.
Это певица, которая могла бы петь не только в Уфе, но ее любовь к родной земле делает ей честь. Когда такая многогранная певица занимается и педагогической работой, то это вселяет надежду. Конечно же, начинающим вокалистам есть с кого брать пример».
Вот уже 15 лет Флюра Ахметшиевна является членом жюри различных конкурсов, проводимых в республике — «Яґѓы моњдар», «Дуѕлыљ моњо». Конкурс вокалистов имени Газиза Альмухаметова. Конкурс актерской песни… Возглавляла жюри конкурсов «Башљорт моњо», «Ирєндек моњо», «Урал моњо» и др.
«Конкурс «Урал моњо» начинался как региональный. Через несколько лет география расширилась настолько, что он приобрел статус Открытого международного конкурса тюркской молодежи, в котором участвуют такие страны, как Турция, Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, а также различные регионы России — Кабардино-Балкария, Бурятия, Якутия… Отрадно, что эти конкурсы приобщают к народным истокам даже маленьких детей, и что правительство, Министерство культуры поддерживают такие хорошие начинания. У нас в республике на сегодняшний день чувствуется подъем профессионального и самодеятельного искусства. Конкурсы же дают возможность выявления талантливой поросли, которая в будущем будет подпитывать профессиональное искусство республики».
Исключительная требовательность к себе, непрерывное совершенствование мастерства — вот творческое кредо Флюры Кильдияровой.
«Мне много пришлось трудиться, пока я не достигла большого успеха. Бывало, дети уснут, а я сижу над клавиром, все просматриваю, учу новую партию или новые песни. Утро начинается с того, что у меня в голове и душе — с музыки. Пою, повторяю слова, вхожу в образ. И так всю жизнь…»
Неуспокоенность — вот что движет певицу к новым достижениям, новым высотам. Но сколько творческого труда, бессонных ночей, волнений, исканий — и как результат — радостей — стоит за всем этим!
Сегодня Флюра Ахметшиевна находится в отличной форме, голос звучит красиво и ярко. По хорошей сложившейся традиции она отмечает юбилейные даты, причем отмечает широко и щедро. В этом году у нее «круглая» дата — юбилейная. В свой день рождения 15 января спела в Малом зале филармонии программу, в которой звучали романсы и песни на башкирском, татарском, русском, итальянском языках — произведения, которые она любит, их всегда горячо принимает слушатель.
Мы встретились с певицей через день после концерта.
Э.Мингазева: Флюра Ахметшиевна, Вы всегда поете песню Рустема Яхина «Керєм єле урмандарѓа» с грустью и драматизмом, так сердечно, так тепло. Поете в память своих коллег, ваших близких друзей...
Ф.Кильдиярова: Радик Гареев и Хайдар Бегичев, исполнявшие эту песню, были выдающимися певцами, так рано покинули этот мир, который неизменно дарил им горячую любовь слушателей. Успех улыбался им всегда. У нас было много совместных планов, интересных проектов…Оба они остались в сердце моем, остались песней…
Э.Мингазева: Сегодня весь свой накопленный опыт Вы передаете своим ученикам — студентам Академии искусств. Среди Ваших выпускников немало лауреатов различных вокальных конкурсов, солистов оперы, филармонии. Что труднее — петь или работать с учениками?
Ф.Кильдярова: Когда пою — я сама за себя отвечаю. А с учениками — это очень большая ответственность — ты в ответе за их судьбы. Как педагог по специальности, я должна помочь им овладеть хорошей вокальной школой, направить их по верному пути, помочь им в нелегком выборе дальнейшего направления.
Э.Мингазева: Назовите Ваших учеников, которые уже стали успешными, известными. Помню, как на конкурсе вокалистов имени Газиза Альмухаметова Ваша ученица Ирина Ковалева стала лауреатом — получила первую премию. Где она сейчас?
Ф.Кильдиярова: Она успешно поет в Сочинской филармонии. Окончив Академию искусств, Ирина по семейным обстоятельствам (вышла замуж) уехала в Сочи. Альбина Файрузова после окончания учебы в Уфе продолжила занятия в Центре оперного пения Галины Вишневской, сейчас работает у нее. Алина Латыпова работает в нашем оперном театре. Спела в операх Моцарта — Царицу ночи в «Волшебной флейте» и Донну Анну в опере «Дон Жуан». Не раз выезжала с театром оперы и балета имени Мусы Джалиля (Казань) на зарубежные гастроли.
Галина Чеплакова второй год успешно поет в нашем оперном. Закончила учебу очень хорошо. На ярмарке молодых певцов — выпускников музыкальных вузов в Казани стала лауреатом. Получила приглашение на Шаляпин¬0ский фестиваль в Казани, куда из уфимцев был приглашен и знаменитый Аскар Абдразаков. В ее репертуаре — партия Розины, которую спела на Шаляпинском фестивале («Севильский цирюльник»). Джильда в «Риголетто», Памина («Волшебная флейта»), Валентина в недавней постановке оперетты Легара «Веселая вдова». Перспективная певица. Хочу сказать о Катерине Гильмутдиновой — студентке 5 курса. Обладательница красивого меццо-сопрано, она еще на втором курсе была принята в стажерскую группу оперного театра. Сейчас она — солистка оперы, спела несколько партий.
Э.Мингазева: Вы ведете в Академии искусств не только академическое пение, но и народное, и эстрадное пение.
Ф.Кильдиярова: Мои ученики Фарида Газзалова, Альфия Загидуллина, Саит Белялов — выступали на моем концерте. А моя студентка Катерина Ямщикова поет в народно-джазовом стиле, лауреат многих престижных конкурсов. Успешно работает Сайда Файзеева.
Я продолжаю петь, выступала в Казани на Декаде башкирской культуры, пела в Кремлевском дворце съездов в Москве. 17 февраля прошел мой юбилейный вечер на сцене Башкирского театра оперы и балета. Сегодня основная моя работа — преподавание в Академии искусств.
Петь для Флюры Кильдияровой — потребность души. Приходится уделять внимание и маленькому внуку Мураду, ему 7 месяцев. Жизнь певицы насыщена, богата событиями, фестивалями, конкурсами. Она как всегда энергична, целеустремленна, доброжелательна.
Желаем счастья и здоровья! Талантливых учеников!

Эльмира ДАВЫДОВА


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018