ИСТОРИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ЗИЛАИРСКОГО РАЙОНА

Общие исторические сведения о районе

Историю сел и деревень Зилаирского района РБ следует отнести к ряду слабо изученных тем. В целях устранения данного пробела в историографии Башкортостана, мы, опираясь на архивные и опубликованные источники, этно¬графические, фольклорные и иные материалы, руководствуясь методами основателя данного направления профессора А.З.Асфандиярова, предприняли попытку систематично изучить историю возникновения и развития населенных пунктов Зилаирского района.
Вначале, опираясь на архивные и опубликованные источники, фольклорные материалы, научную, научно-справочную литературу, энциклопедии [Зилаирский район. Энциклопедия / под общ. ред. У.Г. Саитова. – Уфа, 2000; История административно-территориального деления Республики Башкорт¬остан (1708–2001). Сборник документов и материалов. – Уфа, 2003; Башкирская энциклопедия. В 7 т. – Уфа, 2005–2010; Материалы фондов ЦГИА РБ] кратко остановимся на общих исторических сведениях о районе.
На территории современного Зилаирского района люди обитали с древнейших времен, должно быть, с эпохи палеолита, следы которой со временем, несомненно, будут обнаружены. Ибо, палеолитические памятники обнаружены на территории соседних районов (Баймакский, Бурзянский и др.). На сегодняшний день здесь наиболее ярко представлены археологические памятники, оставленные племенами бронзового и раннежелезного веков. К этой эпохе относятся курганы: Вознесенские, Кашкаровские, Матраевские, Салимовские, и поселения: Олаир, Улу- саз, Агеевское, Матраевское и др. памятники, относящиеся к сер. II – нач. I тыс.до н.э., а также памятники савроматской (VIII—IV вв. до н.э.) и сарматской (кон. V в. до н.э. — нач. IV в. н.э.) археологических культур, представленные курганными могильниками и отдельными курганами, сооружёнными из камня или земли и обложенными камнем. Среди наиболее интересных археологических памятников района этого периода следует назвать курганы Биш-Уба I, находившиеся около д.Суртан-Узяк, и Султантимировский I курган с каменными «усами».
Согласно наиболее распространенной теории о происхождении башкир¬ского народа, в конце I тыс. н.э. на основе сарматской культуры сложилась культура поздних тюркcких народов, среди которых были и древние башкир¬ские племена, в первую очередь тунгауры и усергане, населяющие территорию нынешнего Зилаирского района.
Сохранившиеся историко-этнографические сведения говорят, что еще в домонгольский период юго-восточные башкиры были объединены в Союз семи (или двенадцати) башкирских родов. На территории района, на земле тунгаурских башкир поныне сохранилась поляна под названием «Айда булун», где проходили съезды этого Союза. Об этом историческом месте говорится в легенда, которая упоминается в шежере юго-восточных башкир. В эпосе «Мясим-хан» («Кусяк-бий») повествуются о государственном образовании башкир во главе с ханом Мясим — Союзе 12 башкирских родов. В числе активных и могучих родов, являвших собой опору государства, представлены Тунгаур (предводитель — Тимеркутлу-бий), Тамъян (предводитель — Тамъян-бий), Кыпсак (предводитель — Бабсак-бий) и Бурзян (предводитель — Каракулумбет-бий).
В первой четверти XIII в. в ходе завоевательных походов Чингисхана башкиры были включены в состав его империи, затем в государства его потомков — Золотой Орды. Согласно шежере усерганов, значительную роль в судьбе юго-восточных башкир сыграл один из предводителей Союза семи башкир¬ских родов Муйтен-бий, сумевший добиться вассальных отношений с монголами.
После распада Золотой Орды территория района находилась под властью Ногайской Орды.
В 1554—1557 гг. юго-восточные башкиры, в том числе усергане и тунгауры, вошли в состав Русского государства, приняв подданство на условиях сохранения за ними вотчинного права на землю, вероисповедания, традиций самоуправления и др. В первые столетия нахождения башкир в составе Русского государства в основу административно-территориального деления Башкортостана легла традиционная структура родового землевладения. На территории современного Зилаирского района, где находились вотчинные земли тунгаур и усерган, образовались административные Тунгаур¬ская (Тангаур¬ская, Тангауровская) и Усерганская волости.
После вхождения Башкортостана в Русское государство территория нынешнего Зилаирского района вначале находилась в составе Ногайской дороги Уфимского уезда (с 1708 г. – Уфимской провинции, с 1744 г. – Оренбургской губернии). В 1744 г., с образованием Оренбургской губернии, часть территории юго-восточного Башкортостана была отнесена к Оренбургской провинции одноименной губернии, в 1782 г. при преобразовании Оренбургской губернии в Уфимское наместничество – к Оренбургскому уезду Оренбур¬г¬ской области Уфимского наместничества (с 1796 г. – снова Оренбургская губерния). С введением кантонной системы управления (1798 г.) указанная территория вошла в состав 9-го Башкирского кантона. В 1865 г. после разделения Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую территория современного Зилаирского района оказалась в составе Орского уезда Оренбургской губернии. В начале XX в. на этой территории располагались Кананикольская, Преображенская, 1-я и 2-я Тангауровские, Усерганские волости. После образования в 1919 г. Автономной Башкирской Советской Республики эти волости сначала вошли в состав Бурзян-Тангауровского и Усерган¬ского кантонов. А в 1922 г. на основе Бурзян-Тангауров¬ского, Усерганского и Кипчак-Джитировского кантонов был образован Зилаирский кантон БАССР с центром в с.Преображенское. Во 2-й половине 1920-х гг. в ходе передачи части территории Зилаирского кантона в состав Оренбургской области Киргизской АССР территория Тангауровской волости была разделена между Сабыровской и Хайбуллинской волостями Зилаир¬ского кантона. Большинство населённых пунктов современного Зилаирского района оказалось в составе Сабыровской, Преображенской (Зилаирской), Кананикольской и Хайбуллинской волостей. По переписи 1926 г., Преображенская волость занимала площадь в 3300 км2, на этой территории находилось 52 населённых пункта, 3152 хозяйства и проживало 16640 человек. В Кананикольской волости эти показатели составляли соответственно 1550 км2, 40 населенных пунктов, 1252 хозяйства и 7449 человек; в Сабыров¬ской волости — 2370 км2, 72 населенных пункта, 2951 хозяйство и 14756 человек; в Хайбуллинской волости — 1410 км2, 41 населенный пункт, 2265 хозяйств и 11322 человека.
20 августа 1930 г. был образован Зилаирский район с центром в с.Зилаир, куда относились Бердяшский, Васильевский, Еровчинский, Зилаирский, Ивано-Кувалатский, Кананикольский, Ново-Александровский, Ново-Николь¬ский, Петровский, Уркасский, Успенский и Чуюнчи-Чупановский сельские советы с 77 населёнными пунк¬тами. Площадь его составляла 5783 км2, численность населения — 30304 человека.
Деревни Абдулкаримово (Улусаз)* , Аралбаево*, Ашкадарово, Байгужино, Бикъян, Балапаново, Верхнегалеево, Верхнесалимово, Нижнегалеево, Динмухаметово*, Искужино, Ижбулды, Ишимбетово*, Кадырша, Камыш-узяк, Канзафарово, Кашкарово, Кильсенбаево (Сызгы)*, Максютово, Матраево, Сабырово, Султантимерово, Сидоровка, Саляхово, Нижнесалимово*, Юлдыбаево, Ташкургы*, Юмагужино (Урман-Кыпсак), Яйляу*, Старо-Якупово, Ново-Якупово, Ямансаз, Япарсаз и др., расположенные на юго-восто ке района, с 1930 г. по 1937 г. входили в состав Хайбуллинского района. 20 марта 1937 г. они вошли в состав вновь образованного Матраевского района.
В 1940 г. в составе Зилаирского района находились Бердяшский, Васильевский, Еровчинский, Зилаирский, Ивано-Кувалатский, Кананикольский, Ново-Александровский, Ново-Никольский, Петровский, Побоищинский, Уркасский, Успенский, Чуюнчи-Чупановский сельсоветы; в составе Матраевского района — Абдулнасыровский, Алгазинский, Валитовский, Воскресенский, Канзафаровский, Кашкаровский, Матраевский, Ново-Петровский, Сабыровский, Сидоровский, Юлдыбаевский сельсоветы.
В начале января 1952 г. на территории Зилаирского района площадью 4677 км2 находилось 12 сельсоветов, на территории Матраевского района площадью 2041 км2 — 10. В 1952—1953 гг. при разделении территории БАССР на Уфимскую и Стерлитамакскую области территории Зилаирского и Матраев¬ского районов вошли в состав последней. В июле 1956 г. произошло упразднение Матраевского района, в результате которого Верхне-Галеевский, Воскресенский, Канзафаровский, Сабыровский, Юлдыбаевский сельсоветы вошли в состав Зилаирского района. В январе 1963 г. в результате укрупнения районов территория Зилаирского района полностью вошла в состав Хайбуллинского района. В современных границах район был образован в ноябре 1965 года. В настоящее время в состав района входят 14 сельских советов с 57 населёнными пунктами.

ИСТОРИЯ СЕЛА ЮЛДЫБАЕВО

Село Юлдыбаево (Юлдыбай) — один из крупных населенных пунктов Зилаирского района и крупнейших башкирских селений республики.
Юлдыбаево — селение башкир рода Тунгаур, расположено в юго-восточной части района на левом берегу р. Сакмара. Место расположения деревни с древнейших времен привлекало людей, о чем свидетельствуют археологи ческие источники. Археологом М.Х. Садыковой на территории района изучены курганные захоронения средневекового населения, обнаруженные на территории села: «II Юлдыбаевские курганы. XIII–XIV вв. дер. Юлдыбаево, Зилаирский район. Два каменных кургана находятся на северо-восточной окраине деревни. Диаметр курганов 4,5 м, высота – 20–25 см. Оба кургана исследованы в 1963 г. В них найдены захоронения в колодах, головою на север, стеклянные бусы, серебряные зеркала, железные ножи, чугунная жаров¬ня с ручкой и другие вещи XIII–XIV вв.» [1, С.186]. По мнению Н.А. Мажитова, чугунная жаровня из Юлдыбаевских курганов — «самая ранняя находка из числа чугунных изделий на Южном Урале, датируется она XIV в. Устройство могил и способ захоронения в этих курганах близки к курганам кыпчакских племен – кочевников, пришлых из Центрального и Южного Казахстана на Южный Урал в XIII–XIV вв. Кыпчакские племена Южного Урала, оказавшись среди башкир, как важный компонент вошли в состав башкирского народа» [11, С.380–382.]. Результаты исследований этих памятников рассмотрены краеведами и общественностью района как основание для определения 800-летнего возраста села. Не отвергая суть данного предположения, мы должны признать, что для научного подтверждения этих материалов еще недостаточно, исследователям предстоят поиски и других источников, подтверждающих древность с. Юлдыбаево. В этом деле большую помощь может оказать изучение материалов шежере рода Тунгаур [Шежере], сопоставление данных которого с материалами ревизий показывает высокую степень их достоверности.
Вокруг истории этого села есть вопросы и другого характера. Одни авторы, рассматривая историю с. Юлдыбаево, необоснованно отождествляют его с другой деревней южных тунгауров – Гумерово [6, С.129.], другие считают, что деревня Юлдыбаево образовалась путем слияния деревень Букат (Гумер) и Юлдыбай [8, С.120.], что не совсем точно. Деревни Гумерово и Юлдыбаево во всех известных документах и картах досоветского и советского времен зафиксированы как самостоятельные поселения. Кроме того, эти деревни относились к разным тюбам – родовым подразделениям южных тунгауров, Юлдыбаево к тюбе Мишар-Татлыбай, а Гумерово – к тюбе Сабай [19, Д.431.]. Слияние этих деревень произошло относительно недавно – в 50-х гг. XX в., что отмечал и А. Камалов [8, С.122.]. Поэтому эти деревни, хотя и территориально близко находящиеся друг от друга и близкородственные по происхождению их населения, имеют отдельные истории возникновения и развития. История д. Гумерово также заслуживает отдельного рассмотрения. Об этой деревне здесь скажем лишь то, что, судя по архивным материалам и шежере тунгауров, деревня Гумерово относится к числу старинных селений южных тунгауров тюбы Сабай (Ћабай) и имеет свою историю. Так, в тексте шежере [26] на странице, где есть запись о д.Гумерово, показана родословная линия человека, по имени которого названа деревня – Умара (Гумера): Тунгаур– Хакколай – Иламан – Булансы – Букат – Сабай – Теляу – Туксанбай – Сиксанбай. От Сиксанбая родились Умар (Гумер) и Казакбай. В 1816 г. в ¬д. Гумерово Тунгаурской волости в 18 дворах проживало 314 чел. – 70 мужчин и 46 женщин. Жителю, чье имя носила деревня, Гумеру Сиксанбаеву было 73 года [19, Д.145.Л.2116-2121].
Что касается становления современного села Юлдыбаево как одного из самых крупных башкирских населенных пункта в РБ, то в этом, несомненно, определенную роль сыграло присоединение к нему деревни Гумерово и переселение населения из завершивших свое существование деревень тунгауров, таких, как, например, Мухаметвалиево.
С какого времени известна деревня Юлдыбаево? По материалам профессора Ф.Г. Хисамитдиновой, она известна с 1795 г. [18, С.240,294.]. В ЦГИА РБ ревизские сказки по этой деревне сохранились начиная с 1816 г. [19, Д.145.].
Известно, что село Юлдыбаево носит имя сотника Тунгаурской волости Юлдыбая Бакирова. Он – активный участник восстания 1773–1775 гг. под предводительством Е. Пугачева и Салавата Юлаева. 22 мая 1774 г. вместе со старшиной Усерганской волости Ногайской дороги Сабыром Кутлумбековым и старшинами Бурзянской волости той же дороги Туркменом Янсаитовым и Муратом Абталовым участвовал в захвате Уртазымской крепости. В течение мая–июня 1774 г. вместе с другими башкирскими командирами сражался против отряда подполковника И.Л.Тимашева [9, C.170, 383].
Возникает вопрос, был ли Юлдыбай основателем деревни или она уже существовала до него? До сих пор мы, и все, кто интересовался историей этого села, не обладали информацией о том, как называлась эта деревня до того, как стала носить имя сотника Юлдыбая. Благодаря обнаружению новых источников, нам удалось внести некоторую ясность в этом вопросе. В фондах Государственного архива Оренбургской области нами совместно с молодым ученым Ю.А.Минишевым обнаружен документ, относящийся к 1762 г. Документ содержит материалы допроса жителя Тунгаурской волости деревни Бакирова Алгушая Сеитова, бежавшего из казахского плена, куда он попал в ходе башкирского восстания 1755 года [5, Л.188.]. Материалы данного документа указывают на то, что в 50–60-е годы XVIII в. Юлдыбаево называлось по имени отца Юлдыбая – Бакира «деревня Бакирова». Это подтверждается и другими источниками: материалами ревизии 1816 г. и шежере южных тунгауров. В материалах ревизии 1816 г. по д. Юлдыбаево Тунгаурской волости Оренбургского уезда показаны сыновья Алгушая Сеитова: 47-летний житель Иглик Алгушаев и 24-летний Мухаметрахим Алгушаев с женой Давлетбикой, проживающие в одном дворе [19, Д.145. Л.2077]. Это означает, что дети Алгушая Сеитова в 1816 г. проживали в деревне, которая уже носила имя сотника Юлдыбая Бакирова. Здесь же проживали дети и другие потомки Бакира, о которых речь пойдет ниже.
На карте Оренбургской губернии, составленной в 1755 г. на основе более ранних источников, в районе современного с.Юлдыбаево обозначены селения по рекам Сакмара и Степной Зилаир и по притокам: «деревня Мамытова на правом берегу р. Карск, по берегам Степного Зилаира вниз по течению – деревни Бутюкова и Юлушева на левом, деревня Тимерова – на правом берегу» [13]. Другие селения в этом районе отмечены лишь значками без указания названий, видимо, к ним относилась и деревня Бакирова.
Что известно нам о личности Бакира, чье имя в середине XVIII в. носило современное с. Юлдыбаево? Важная информация обнаруживается в «Указе ис канцелярии Оренбургской Экспедиции Уфимского уезду тарханам и башкирцам», приводимом В.В.Вельяминовым-Зерновым. Согласно этому указу, в разделе «Ногайской дороги Тенгаурской волости» 8 февраля 1735 г. звание тархан признавалось за следующими тунгаурскими башкирами: «Башкирцам тарханам Бякиру, Умиру, Иману Теникеевым и детям их. За то что оных Бякира с товарищи деды и отцы были в Крымском, Азовском и в Свеском походех» [2, С.134.]. Из этого следует, что Бакир и другие сыновья Теникея, их дети и внуки относились к числу потомственных тарханов. Других документальных исторических свидетельств о Теникее и Бакире нам неизвестно.
Определенная информация об этой тарханской семье содержится в шежере рода Тунгаур (южных), по которому родословная линия Бакира Теникеева выглядит так: Тунгаур – Хакколай – Иламан – Кустэнэ – Хатыусал – Татлыбай – Текей (Теникей). От Текея родились Иман, Умар (Умир), Бакир (Бєкер). От Бакира родились Кусякей, Юлдыбай, Мурадым, Карас, Сыуашбай. Дальнейшие линии исходят от всех его детей, здесь нет возможности приводить их полностью. Скажем только, что от Караса родился Фазыл-сэсэн. Однако о нем и о его творчестве нам ничего не известно. В шежере у Юлдыбая сына Бакира показано 4 сыновей: Рахмангул, Абулсаттар, Ишмухамет, Ярмухамет.
Следует отметить, что в вышеуказанном документе о тарханах имеются некоторые незначительные искажения в написании имени Умир вместо Умар (или Гумар) и фамилии Теникеев вместо Текеев (Такаев).
Данные шежере в основном подтверждаются и другими архивными документами. Так, согласно ревизской сказке 1816 г. в деревне Юлдыбаевой Тунгаурской волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии зафиксирован двор сына и внуков Юлдыбая: мулла Абдулсаттар Юлдыбаев (46 лет, 1770 г.р.) с двумя женами (Карачач – 50 лет и Маиза – 35 лет) и детьми: Абдулгафар (18 лет), Гали (17 лет) и Абдулвагап (11 лет). Отдельными дворами жили и другой сын и внуки Юлдыбая Бакирова: Ярмухамет Юлдыбаев (1750 г.р.) со своими детьми – Хисматулла, Булякай, Янтуря; внуки – Нигматулла Ярмухаметов (1786 г.р.); Кунаккужа Ярмухаметов (1769 г.р.), Султангужа Ярмухаметов (1772 г.р.), Гайнулла Ярмухаметов (1768 г.р.) с детьми, Зайнигабдин Рахмангулов (1782 г.) и его братья Фейзулла, Губайдулла и Юсуф и т.д.
Исходя из года рождения Ярмухамета Юлдыбаева, можно предположить, что Юлдыбай мог родиться в 1720–1730-х гг., а его отец Бакир мог родиться в конце XVII в. или в самом начале XVIII в.
В 1816 г.был еще жив младший брат Юлдыбая, бывший старшина Тунгаурской волости Карас Бакиров (1743 г.р.). В документе, относящемся к периоду образования кантонной системы управления (1798 г.), в 9-м кантоне Оренбургского уезда указана команда старшины Бакирова, состоящая из 180 душ, из которых 117 человек направлялись на службу в Ильинскую крепость [7, С.22]. У Караса Бакирова было две жены: Исянбика и Яубика. В одном дворе с ним проживала семья первого сына Кагармана Карасова (род.1782 г.), родившегося от первой жены. Сам Кагарман умер в 1814 г. Второго сына от первой жены звали Утяган Карасов (1784 г.р.). Его жена – Исянбика, дочь – Алмабика. Третий сын от первой жены — Рамазан Карасов (1788 г.р.). От второй жены сыновья: Буран (1788 г.р., умер в 1813 г.); Мухаметшариф (23 года) с женой Ульмясбика; Мухаметамин (22 года), Шахмурат (19 лет) с женой Фатимой, Алламурат (17 лет), Аллакуват (15 лет). Таким образом, семейство Караса представляло собой довольно многолюдную линию потомков тархана Бакира.
По шежере от Имана родились Мунасип и Аллаяр-батыр. От Аллаяра-батыра — Аргын. От Аргына — Байегет и Абдрахман. От Байегета – Сафиулла и Аллабирде. От Абдрахмана — Хайбулла и Бахтияр. От Бахтияра – Аллаяр. Такова родословная линия тарханов от Имана Текеева по шежере. В ревизских сказках можно найти множество сведений о том, как продолжилась данная линия. Так, например, в ревизской сказке д. Юлдыбаево за 1816 г. есть запись о том, что сын Имана Утягул Иманов (1730 г.р.) умер в 1812 г. В его дворе продолжали жить сыновья: Мангильды (51 год) с двумя женами. От первой жены были сыновья Азильша (25 лет), Давлетша (17 лет), Мухаметгали (12 лет). От второй жены сын Мухаметкарим (3 года). В этом же дворе проживал другой сын Утягула Баймурза (33 года) с женой Бурча и сыном Хусейн (13 лет). В этом дворе числился и племянник Утягула Ишдавлет Заитов (1742 г.р.), умерший в 1812 г.
В д. Юлдыбаево в 1816 г. проживали сыновья и внуки Аллаяра-батыра: Аргын Аллаяров (1769 г.р.) и его сын Байжигит (13 лет). Отдельным двором проживал другой сын Аллаяра-батыра Алчинбай Аллаяров (1759 г.р.) (в шежере его имя не указано. – Авт.) с женатым сыном Табынбаем и другими детьми. Еще один сын Аллаяра – хорунжий Исандавлет Аллаяров (1771 г.р.) (в шежере его имя не указано. – Авт.) проживал отдельным двором с женой Райхан и сыновьями: Мухаммед (22 года) с женой Алма, Арслангул (20 лет) с женой Зямиля, Кильмухамед (16 лет) и Султангул (13 лет).
Линия, идущая от тархана Гумара Теникеева, в шежере выглядит следующим образом: Давлетбирде и Бикбирде. От Давлетбирде – Абсалям и Ишкильде. От Абсаляма – Идрис. От Ишкильде – Махмут и Зулькарнай. От Бикбирде – Ходайбэндэ. От Ходайбэндэ – Муса, Айыт, Юлмухамет. От Мусы – Дильмухамет. От Айыт – Мифтах. От Мифтаха – Хуснутдин, Низам, Гайнитдин, Шамсетдин. От Шамсетдина – Сайфетдин. От Юлмухамета – Галиахмет. От Галиахмета – Хасан, Сабит, Салих. От Сабита – Аллабирде. От Салиха – Абдулла – Даут – Мухаметьян – Маулям. Такова основная родословная линия тарханов от Гумара Текеева (Умира Теникеева). Согласно ревизии 1816 г., дети и другие потомки Гумара проживали в д. Юлдыбаево.
Итак, по вопросу об основателях с. Юлдыбаево Зилаирского района можно прийти к определенным выводам. По известным нам документам, в середине XVIII века Юлдыбаево было известно под названием деревня Бакирова. Деревня Бакирова представляла собой родовое селение башкирских тарханов рода Тунгаур. Можно предположить, что пока был жив отец Бакира Теникей (Текей), деревня могла носить название Теникеево (Текеево). Исходя из шежере тунгауров, можно предположительно восстановить более ранние названия этого древнего аула, которые могли образоваться от предков Бакира – Татлыбая, Хатыусала, Кустэнэ. Косвенными основаниями этому предположению могут послужить существование названия Татлыбай в официальных документах 40-х гг. XIX в. как название тюбы жителей д. Юлдыбаево Тунгаурской волости и имя Кустэнэ, которое поныне сохранилось в названии горы, находящейся вблизи с.Юлдыбаево. Гора Кустэнэ под своим названием отмечена на картах XIX века, составленных по сведениям более ранних периодов [16]. Кроме того, один из курганов, расположенных на этой горе, по мнению старожилов башкир-тунгауров, является могилой Кустэнэ-батыра. Сохранились и легенды, связанные с этой горой. В целях сохранения памяти о легендарных личностях тунгауров, на кургане Кустэнэ-батыра нужно восстановить каменное надгробие, а сам курган взять под охрану, как это было сделано на могиле Бабсак-бия в Бурзянском районе.
Далее перейдем к рассмотрению дальнейшей истории этой деревни.
Юлдыбаевцы приняли активное участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813–1814 гг. Сохранились неполные данные об участ¬никах французской кампании. Расскажем только об одном из них. Житель д.Юлдыбаево Тунгаурской волости Мухаметрахим Тлявкаев сын Рыскулов (1795 г.р.) в 1812 г. сражался против наполеоновских войск в составе 8-го Башкирского полка. За проявленный героизм в боях Мухаметрахим Тлявкаев сын Рыскулов был награжден серебряными медалями «За взятие Парижа 19 марта 1814 года» и «В память войны 1812 года». После войны, в 1814 г. продолжил службу «в Киргиз-кайсацкой степи для наказания воров киргизов». В 1815 г.был удостоен чина зауряд-есаул. В 1819 и 1826 гг. служил на Оренбургской линейной службе. В 1839 г. зауряд-есаул Тунгаурской волости Мухаметрахим Рыскулов имел деревянный дом в д. Юлдыбаево, был женат, у него было трое детей. Для своего времени Мухаметрахим был образованным человеком — «татарской (тюркской. – Авт.) грамоте читать и писать знает». [22, Д. 4674. Л. 40 об.- 41; 3, С. 246.].
В 1816 г. д. Юлдыбаево состояла из 43 дворов, где проживало 314 человек – 183 мужчины и 131 женщина. В д.Юлдыбаево располагался центр Тунгаурской волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии (1-отделения, команды (юрта) 9-го Башкирского кантона). Юртовым старшиной Тунгаурской волости служил Жимагужа (Юмагужа.– Авт.) Давлетбердин, внук Гумара Текеева. [19, Д.145. Л.2070-2081]. На эту должность он, должно быть, определен после отставки прежнего старшины, тархана Караса Бакирова, дяди Жимагужы Давлетбердина. Таким образом, можно заметить тенденцию сохранения преемственности власти среди тунгаурских потомственных тарханов.
По статистическим сведениям 1826 г., в д. Юлдыбаева 9-го Башкирского кантона в 42 дворах числились 109 служилых душ, неспособных и малолетних – 56, итого – 165 чел.м.п. [15, Д.312.Л.22 об.]. По данным Х ревизии 1859 г., в деревне Юлдыбаево 4-го Башкирского кантона в 69 дворах проживали 232 чел.м.п. и 218 чел.ж.п. Деревенским начальником служил Ямалетдин Кадыров. В деревне проживал и юртовой старшина 1-го юрта 4-го Башкирского кантона (Тунгаурской волости) Абдулхалик Утяшев, который в 1855 г. был переселен в д.Абдулкаримово. В этом же документе есть указание на то, что по IХ ревизии 1850 г. деревня Юлдыбаево была гораздо крупнее, тогда в ней числились 113 дворов [19, Д.646. Л. 136-183]. Причину уменьшения числа дворов за период 1850—1859 гг. следует объяснить переселением ряда се мей из д.Юлдыбаево в связи с основанием ими новых деревень южных тунгауров: Мухаметрахимово (Матрай), Динмухаметово (Карагас), Абдулкаримово (Улусаз), Ишбулдино, Юмагужино (Карим), Султангужино (Таштугай).
В 1841 г. в д. Юлдыбаева Мишар-Татлыбаевской тюбы Тангаурской волости 8-го юрта 9-го кантона проживало 828 чел. (по VIII ревизии 1834 г.). Об их хозяйстве указывается, что башкиры деревни Юлдыбаево жительствуют «на собственной земле. В летнее время выходят на кочевье» [19, Д.431.]. Некоторую информацию о занятии земледелием юлдыбаевцами в этот период можно почерпнуть из другого архивного документа — «Ведомость о посеве хлеба в кантонах Башкиро-мещерякского войска за 1842 г.». Согласно документу, в д. Юлдыбаево 9-го Башкирского кантона на всех жителей здесь сеяли только 4 четверти (четверть равна 8–9 пудам. – Авт.) озимых и 167 четверти яровых культур [21, Д. 4873. Л. 161об-162.]. Таким образом, башкиры этой деревни имели небольшие посевы и преимущественно сеяли яровые культуры. Озимые, видимо, засевались лишь в отдельных хозяйствах, на это указывают крайне низкие показатели. Основным занятием жителей являлось скотоводство.
В начале 1860-х гг. д. Юлдыбаево становится центром Юлдыбаевского сельского общества, куда относились «башкиры д.д. Юлдубаева, Кашкарова, Гумерова, Ижбулдина, Мухаметвалиева» [20, Д. 13068. Л.37; 7, С.374]. Население этих деревень занималось скотоводством и земледелием, при этом практиковали выезды на яйляу: «башкиры д.д. Юлдубаевой, Кашкаровой, Гумеровой, Ишбулдиной и Мухаметвалиевой своим кочевьем занимали местность в прежне время по р. Таналыку на пространстве около 4 вер. Вверх по течению от грани 4-го Усерганскаго общества, в вершинах р. Кызыл-Таш и озер Ялтыр-Куль, а ныне в вершинах р. Бузавлыка и озер Ялтыр-Куль, окружностью прежния около 4, а нынешняя около 10 верст. А также на р. Сакмар около брода Сювар-бар, по р. Сыир-ульган и Маскырт. Местность, занимаемая прежними кочевками, представляет в общей массе гористо-каменистую степь, а нынешняя равнина с небольшими холмами и отдельными колками леса, на речке же Сакмар лесная, гористо-каменистая и не составляет общаго участка, но отдельными местечками и во всех местах не удобная к хлебопашеству и сенокошению» [20, Д.13068. Л.12-13об].
По сведениям 1866 года, в д. Юлдыбаево (Кабарбаш) Орского уезда 2-го стана при р. Сакмара в 80 дворах проживало башкир 260 чел. м.п., 255 чел. ж.п. В деревне имелась мечеть. [14]. В 1901 г. в д. Юлдыбаево Тангауров¬ской волости имелось 79 дворов, с 448 жителями обоего пола. В деревне имелись деревянная мечеть и медресе [17, С.76.]. Известно, что в 1875 г. в медресе д. Юлдыбаево обучались 130 мальчиков. В 1911 г. в его учебную программу вводятся точные науки. Мугаллим данного учебного заведения Идрис Муталлапов все предметы, помимо русского языка, вел сам [27].
К 1914 г. Тангауровская волость, разделившись, образовала 1-ю и 2-ю Тангауровские волости. Центр 1-й Тангауровской волости располагался в д.Юлдыбаево. События 1917 года д. Юлдыбаево не оставили в стороне. В ходе подготовки к III Всебашкирскому Курултаю осенью 1917 г. в д. Юлдыбаево было проведено собрание башкир Орского уезда, избравшее 11 представителей, был создан Совет из 7 человек [4].
События в стране, разыгравшиеся в 1918 — 1919 гг., отрицательно отразились на жизни деревни. Террор и грабеж по отношению к мирному населе нию был учинен красноармейцами 1-го Интернационального полка: 5—7 марта 1919 г. они подвергли д. Юлдыбаево грабежу, забрали 17000 руб. и убили двух жителей этого аула [10, С.131.].
К осени 1919 г. жизнь в новых условиях стала как-то налаживаться. Согласно архивным документам, 10 сентября 1919 г.в д. Юлдыбаево 1-й Тангауровской волости Бурзян-Тангауровского кантона состоялось собрание по созданию сельского Совета. Председателем избран Агзям Давлетчурин, его заместителем – Тимергали Зулкарнаев. Членами Совета: Рахматулла Кудашев,Уилдан Амантаев, Султан Алчинов, Бахтияр Абсалямов, Абдрахим Исякаев. Подпись: Председатель волисполкома Муратов [23, Д.38. Л.1–38]. Членами 1-й Тангауровского волостного исполкома являлись Муксин Рахматуллин, Сагадей Ибрагимов, Сибагатулла Аллабердин, Тимергали Зулкарнаев, Абдрахим Исякаев [23, Д.42.]. В это время юлдыбаевцы всего имели 11129 десятин земли. Из них 3000 десятин было неудобных, 1509 – сенокосных, 1450 – лесных, 1179 – пахотных земель [23, Д.38. Л.33].
Судя по «Списку населенных пунктов Башреспублики», в начале 1920-х гг. в Тунгауровской волости было известно 2 деревни: Больше-Юлдыбаево и Мало-Юлдыбаево. В первой деревне в 1920 г. насчитывалось 86 дворов с населением 438 человек, к 1925 г. число дворов в ней сократилось до 36. Во второй деревне в 1920 г. числилось 49 дворов и 260 чел. об.п., а к 1925 г. наблюдается увеличение числа хозяйств, их количество стало 60 [12, С.239-240.].
По поселенным спискам 1926 г. наблюдается несколько иная картина, в д. Ст. Юлдыбаево (Больше-Юлдыбаево. – Авт.) Юлдыбаевского сельского Совета Тангаурской волости Зилаирского кантона в 64 дворах проживало 309 чел. – 141 м.п., 168 ж.п. В д. М.- Юлдыбаево насчитывалось 44 двора и 213 чел. об.п. [25, Л.213- 213 об;215-215 об.].
В 1924 году в Юлдыбаево открывается первая светская школа – башкирская школа первой ступени. В 1930 г. она преобразовалась в четырехлетнюю опорную, в 1935 г. стала семилетней и в 1938 г. преобразована в среднюю школу, став единственной средней школой для 60 деревень Матраевского района и близлежащих деревень соседних районов. С 1925 г. в с.Юлдыбаево функционирует профессиональное училище № 80, ныне профессиональный лицей. За годы существования оно выпустило более 40 тысяч специалистов для народного хозяйства Зауралья. В их числе Герои Социалистического Труда Риза Яхин, Гильметдин Крымгужин, Абдулла Файзуллин, Масхут Заманов, Василий Солонин [27].
Постановлением ВЦИК от 20 марта 1937 г. был образован Матраевский район с центром в с. Матраево. Но в 1938 г. центр района был перемещен в с. Юлдыбаево. Матраевский район просуществовал до 4 июля 1956 г. Из упраздненных 8 сельских Советов бывшего Матраевского района 6 Советов вошли в состав Зилаирского района, остальные 2 – в состав Баймакского и Хайбуллинского районов. Однако в ходе укрупнения районов в 1963 г. территория Зилаирского района полностью была передана в состав вновь образованного Хайбуллинского района. А 4 ноября 1965 г. снова был образован Зилаирский район [7].
Приведем некоторые документы по образованию этого района.
Акт согласительной комиссии по организации Матраевского района. 1 июня 1937 г. Согласительная комиссия – ЦИК БАССР Ишмухаметов К.Х., Хайбуллинский район – Султанов А.С., Матраевский район – Серажетдинов Х.Х. 20 марта 1937 года произвели передачу сельсоветов Абдулнасыровского, Алгазинского, Валитовского, Ново-Петровского, Сабыровского, Сидоровского, Воскресенского, Канзафаровского, Матраевского и Юлдыбаев¬ского. Всего сельсоветов – 10 и населенных пунктов – 73, по национальностям: башкир — 9712(78,3%), русских —2361(19,1%), прочие – 354 чел. Всего – 12427 чел. Согласно этому документу в д. Юлдыбаево проживало 575 чел., из них 287 чел. были старше 18 лет [24, Д.1596.Л.1-10].
С. Юлдыбай и д. Мало-Юлдыбаево (в ней всего проживало 251 чел., из них 117 чел. были старше 18 лет) в хозяйственном отношении были объединены в колхоз «Сакмар». К Юлдыбаевскому сельсовету относились 9 деревень и 2 хутора – дд. Мало-Юлдыбаево, Гумерово, Искужино, Кашкарово, Сулпаново (колхоз «Кр. Зилаир»), Ишбулдино, Ишимбетово (колхоз «Ишимбетово»), Максютово (колхоз «Максютово»), Кашкатово (колхоз «Юлдуз») и х. Вознесенский, Япарсазово (колхоз имени Блюхера). [24, Д.1596.Л.1–10]. В селе Юлдыбаево — центре Матраевского района функционировала неполная средняя школа, где 5 учителей обучали 158 учащихся.
Еще в одном архивном документе содержится информация, что в Матраевском районе было всего 10 сельских советов, 33 колхоза, население 12427 чел., из них башкир – 78,5%, русских – 19,1%, чуваш и мордвы – 2,4 %. Район имеет 19,2 тыс.га посевной площади, МТС. На территории района располагался Баймакский мясо-совхоз [27, Д.9896.Л.1–10].
В 1941–1945 гг. жители с. Юлдыбаево активно участвовали в войне с фашистской Германией. В период Великой Отечественной войны 215 юлдыбаев¬цев ушли на фронт, из которых только половина вернулась с поля боя.
В послевоенный период с.Юлдыбаево продолжает активно развиваться. В его состав вливается население прекративших свое существование близлежащих «неперспективных» деревень. С середины XX в. с. Юлдыбаево стало представлять собой крупнейший населенный пункт башкир-тунгауров: в 1959 г. здесь проживало 2053 чел., в 1989–1730; в 2000–1800, в 2002–1910, в 2009–1730 чел. Здесь функционируют профессиональный лицей, средняя школа, детский сад, Дом культуры (при которой работает Юлдыбаевский народный театр), библиотека, мечеть, гостиница, сельская участковая больница, аптека, строительно-монтажный участок, автозаправочная станция, лесничество, отделение связи, мельница, пекарня, парк отдыха.
В селе Юлдыбаево родились и выросли множество выдающихся личностей, в числе которых доктор исторических наук, профессор Р.Г. Буканова, доктор филологических наук, профессор А.А. Надыргулов, профессор, академик Российской академии естественных наук, лауреат Государственной премии СССР А.К. Ягафаров, кандидат юридических наук, доцент Ф.А. Ишкулов, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ З.Х.Аиткулов; начальник Управления по делам архивов Республики Башкортостан А.А. Хисматуллин, член Союза писателей СССР М.Б. Абсалямов, Член Союза писателей РБ Ф.У. Юлдашбаева, народный артист РБ, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева А. М. Аиткулов, народный артист РБ, почетный гражданин города Уфы Ф.Х. Бикбулатов, народный артист РБ А.А. Надыргулов, заслуженный врач РБ Г.Тугузбаев; участник Парада Победы 1945 г. И.Кунсбаев, кавалер ордена Октябрьской Революции и 2-х орденов Трудового Красного Знамени А.Я. Казакбаев, кавалер 2-х орденов Трудового Красного Знамени Б.Б. Саптарова и многие другие [6].
Таким образом, наше исследование показало, что современное село Юлдыбаево Зилаирского района, один из старинных и самых крупных башкир¬ских населенных пунктов республики, имеет богатую историю, в которой отразились многие стороны развития башкирского народа.


Список литературы и источников

1. Археологическая карта Башкирии/ Отв. ред. О.Н.Бадер. М.: Наука, 1976.
2. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. – Уфа, 2006.
3. Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798–1865 гг.). –Уфа, 2005.
4. Башкортостан. – 1995. – 21 октября. (на баш.яз.).
5. ГАОО. Ф.3. Оп.1. Д.63.
6. Зилаирский район. Энциклопедия / под общ. ред. У.Г Саитова. – Уфа, 2000.
7. История административно-территориального деления Республики Башкорт¬остан (1708–2001). Сборник документов и материалов. – Уфа,2003.
8. Камалов А. Ете юл сатындаѓы ауыл // Ватандаш. – 2001. – №4. – 120-125 биттєр.
9. Крестьянская война в 1773–1775 гг. на территории Башкирии. Сб. док. – Уфа, 1975.
10. Кульшарипов М..М. Заки Валидов и образование Башкирской Советской автономной республики. Уфа, 1992.
11. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. – Уфа: Китап, 2009.
12. Населенные пункты Башкортостана. Ч.III. Башреспублика, 1926. – Уфа, 2002.
13. Оренбургская губерния с прилежащими к ней местами по «Ландкартам» Красильникова и «Топографии» П.И.Рычкова 1755 года. – Оренбург. Типография Б.Бреслина,1880.
14. Оренбургская губерния. Список населённых мест по сведениям 1866 года. – СПб., 1871.
15. РГВИА. Ф.414. Д.312.
16. Спец. Карта Европейской России. Издание картографич. отдела корпуса военных топографов. Окончено в 1874 году.
17. Список населенных мест. – Оренбург, 1901.
18. Хисамитдинова Ф.Г. Башкирская ойконимия XVI–XIX вв. – Уфа, 1991.
19. ЦГИА РБ. Ф.138. Оп.2. Д.145; Д.431; Д.646.
20. ЦГИА РБ. Ф.2. Оп.2. Д.13068.
21. ЦГИА РБ.Ф.2. Оп.1.Д.4873.
22. ЦГИА РБ.Ф.И-2. Оп.1.Д.4674.
23. ЦГИА РБ.Ф.Р-1238.Оп.1.Д.38; Д. 42.
24. ЦГИА РБ.Ф.Р-394.Оп.2.Д.1596; Д .9896.
25. ЦГИА РБ.Ф.Р-472.Оп.1.Д.556.
26. Шежере рода Тунгаур (копия, хранится в личном архиве автора).
27. Юлдыбай: древнее село увеличивается, обновляется и хорошеет год от года// www.vsesmi.ru

Фуат СУЛЕЙМАНОВ


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018