Восточнославянские народы

Башкортостан — один из уникальных по этнической мозаичности населения регионов Российской Федерации. Он выделяется устойчивостью межнациональных отношений, достигнутых благодаря государственной политике, направленной на всемерную поддержку национальных культур.

Башкирский край давно стал второй родиной для многих представителей восточно­славянских народов: русских (великороссов), украинцев (малороссов) и белорусов. Русские и украинцы — старожилы Южного Урала и Приуралья. Первые русские переселенцы появились еще в XVI в., после вхождения башкир в Великое Московское княжество, украинские постоянные поселения появились в XVIII в., а белорусы — в конце позапрошлого столетия.

 

 

Русские Башкортостана

Самый многочисленный народ Башкортостана — русские. В конце прошлого столетия их было более полутора миллионов человек: в 1989 г. —1 млн. 548,3 тысяч. За неполных полтора десятилетия их количество уменьшилось на 57,6 тыс., в т.ч. в городской местности — на 53 тыс., в сельской — на 4,6 тыс.

В 1989 г. русских в Башкортостане было в два раза больше, чем в трех союзных республиках вместе взятых — Грузии, Армении и Азербайджане. Тогда Башкортостан по их численности опережал одиннадцать союзных республик, в т.ч. такую восточнославянскую республику, как Белоруссия, где русских на 200 тыс. было меньше, чем в автономной Башкирии.

Русские — высокоурбанизированный народ: около 83% из них являются городскими жителями. Они живут во всех городских поселениях. В Бирске, Благовещенске, Белорецке, Кумертау и Межгорье преобладают, в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае, Мелеузе, Белебее и Давлеканово составляют более половины населения.

Русское сельское население (258,4тыс., 17,3%) распределено по территории края неравномерно. Наиболее компактно оно представлено в центральном, северо-восточном и южном регионах. В Архангельском, Иглинском, Бирском, Уфимском и Благовещенском районах центрального подрайона республики доля русских в их населении составляет от 40 до 65%.

Каждый третий житель северо-востока республики — русский, здесь выделяются Дуванский и Белокатайский районы, где русские составляют соответственно 64,4 и 53,6%.

В южном регионе районов с преобладающим русским населением нет. Однако в большинстве из них русские представлены значительным числом. В Федоровском и Гафурийском районах — каждый четвертый-пятый, в Кугарчинском и Стерлитамакском — каждый третий и Мелеузовском — почти каждый второй житель — человек русской национальности.

Менее компактно русские расселены в ряде западных и северо-западных районов. Всероссийская перепись населения 2002 г. в девяти районах западного региона (Бижбулякском, Благоварском, Буздякском, Дюртюлинском, Ермекеевском, Илишевском, Чекмагушевском, Туймазинском и Миякинском) учла 19,9 тыс. русских — на 10,4 тыс. меньше, чем в одном Дуванском районе (20,3 тыс.). В трех северо-западных районах (Балтачевском, Бураевском и Татышлинском) их менее полутора тысяч человек.

В пяти юго-восточных районах (Абзелиловском, Баймакском, Зианчурин­ском, Учалинском и Хайбуллинском) русских больше, чем в уже упомянутых девяти районах западного региона. В одном Хайбуллинском районе с преобладающим башкирским населением русских столько же (5,9 тыс.), столько их в Балтачевском, Илишевском, Чекмагушевском, Татышлинском, Ермекеевском и Миякинском (5,9 тыс.) районах, вместе взятых.

Если отразить современное расселение русских на карте республики, то окажется, что их менее всего в районах с преобладающим татароязычным населением. В Бураевском, Балтачевском и Чекмагушевском районах на их долю приходится менее 2%. Лишь ненамного выше показатели Дюртюлин­ского, Миякинского, Буздякского и других районов.

Русский язык, наряду с украинским и белорусским, входит в восточнославянскую группу индоевропейской семьи языков и не без основания считается одним из трудных для изучения. Он один из семи официальных международных рабочих языков Организации Объединенных Наций и государственный язык Российской Федерации и Республики Башкортостан. В недавнем прошлом нерусское население страны широко приобщалось к русскому языку. Бытовало мнение о том, что русским не обязательно овладевать языками других народов. В результате, в отличие от национально-русского двуязычия (башкирско-русского, татарско-русского и т.д.), другой тип билингвизма (русско-национальный), предполагающий знание русскими языков соседних народов, не получил развития. При переписи населения 2002 г. лишь 14,8 тыс. русских республики (0,99% их численности) указали, что владеют башкирским и 21,5 тыс. (1,44%) — татарским языком. Для сравнения: русским языком владеют 93% башкир и 96,4% татар республики.

В республике более двух тысяч школ с русским языком обучения. В них учатся почти 85% всех учащихся края. В общеобразовательных учреждениях функ­ционируют около 3,7 тыс. кабинетов русского языка и литературы.

Верующие русские исповедуют в основном православие. По данным Совета по Государственно-межконфессиональным отношениям при Президенте РБ, среди них есть и последователи протестантизма, которые свободно проводят свои богослужения, организуют воскресные школы. Традиционные праздники — Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, которые в недавнем прошлом почти не отмечали, а ныне идет их возрождение. В республике действует более 200 православных храмов.

Русские в прошлом жили большими семьями. В 1917 г. в Стерлитамак­ском уезде преобладали семьи из 7—14 человек. Во главе дома обычно стоял старший по возрасту и положению мужчина (большак, хозяин, старшой). Наряду с большаком, семейной жизнью распоряжалась и его жена (большуха, старшая). В семьях, где не было взрослых мужчин, в роли большака выступала мать или бабушка.

В прошлом столетии средний размер семьи у всех народов края сокращался. Последняя всесоюзная перепись населения (1989 г.) выявила, что средняя величина русской сельской семьи в республике составляет 3,1 человека.

У русских Башкортостана преобладают однонациональные семьи. За 1979 — 1989 годы в городах Уфа, Белебей, Белорецк, Мелеуз, Салават, Октябрь­ский, Кумертау и Нефтекамск с участием русских мужчин заключено 33,3 тыс. браков, в том числе 27,8 тыс. (83,6%) однонациональных и 5,5 тыс. (16,4%) смешанных. За эти же годы в 20 сельских районах республики 12,8% русских мужчин женились на представительницах другой национальности и 87,2% предпочли представительниц русской национальности (для сравнения: 25,3% башкирских и 23,75 татарских мужчин остановили свой выбор на невестах другой национальности). Статистика свидетельствует, что русские женщины роднятся с «чужими» больше, чем их сородичи мужчины. В тех же 20 сельских районах 23,2% русских невест соединили свои судьбы с представителями других народов. Иными словами, русское население края при выборе брачного партнера ориентировано на людей своей национальности в большей мере, чем татары и башкиры.

Вклад русского народа в культуру края, безусловно, велик. Перечисление имен только выдающихся государственных деятелей, ученых, писателей и поэтов, художников, журналистов, актеров, инженеров, военных, педагогов заняло бы много места. Однако не назвать тех, кто своими корнями связан с башкирским краем, невозможно. Это — первый историк нашего края, «Колумб Оренбуржья» П.И.Рычков, краеведы-исследователи Р.Г.Игнатьев, Ф.И.Ста­риков, С.Н.Севастянов, Д.П.Соколов, писатели С.Т.Аксаков, В.В.Брусянин, Г.П.Белорецкий (Ларионов), Н.А.Крашенинников, В.Д.Четвериков, С.П.Злобин, художники М.В.Нестеров, А.Э.Тюлькин, А.П.Лежнев, Б.Ф.Домашников, А.Д.Бурзянцев и другие.

В марте 1998 г. по инициативе Правительства Республики Башкортостан был созван Собор русских Башкортостана. Заметным событием в культурной жизни не только Башкортостана, но и всей Российской Федерации стали Международные Аксаковские праздники, которые проводились 18 раз. В историю вошли Цветаевские дни в селе Усень-Ивановское Белебеевского района, литературные вечера, фольклорные праздники в столице и в селах Зубово и Красный Яр Уфимского района, в селе Емаши Белокатайского района. Открыты Историко-культурный центр «Надеждино» и Школа народных ремесел в Белебеевском районе. В республике учреждена Международная Аксаковская премия, которая вручается выдающимся деятелям литературы страны за их вклад в развитие русской культуры, пропаганду русской литературы. В селе Николо-Березовка Краснокамского района успешно функционирует Историко-культурный центр «Никольский храм». Там же ежегодно проводятся Дни славянской письменности и культуры.

В Уфе успешно работает Республиканский русский драматический театр, в районах созданы десятки самодеятельных фольклорных коллективов. Культура русского народа, проживающего в Башкортостане, широко представлена в творчестве поэтов, писателей, художников. В республике выходят десятки периодических изданий на русском языке.

 

Украинцы Башкортостана

Первые украинцы с Полтавщины, Сумщины появились в Приуралье в XVIII веке. Заселение украинцами продолжалось и в последующее время, очень интенсивно — в XX веке. В 1912 году лишь в одной Уфимской губернии проживало более 56 тысяч украинцев.

Всероссийская перепись населения 2002 года учла в Башкортостане 55,2 тыс. украинцев. В настоящее время подавляющее большинство украинцев (80,1%) проживают в городах и поселках. Наиболее компактно они представлены в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Белебее, Кумертау, Октябрьском, Давлеканово, Мелеузе, Раевке, Чишмах. В сельской местности проживают 11 тысяч украинцев, немногим более 19 % от их общего числа. Наиболее многочисленные группы являются жителями Чишминского, Альшеевского, Стерлитамакского, Иглин­ского, Благоварского, Уфимского районов.

В 2002 году украинский язык родным назвали 35,7 % украинцев края (в 1989 году — более 41 %). В качестве второго языка свободно владели русским 99,5 % украинцев. Украинским литературным языком владеют немногие. В сельской местности бытует местный диалект украинского языка с очень сильным влиянием русского. Верующие украинцы — православные, небольшая часть — католики.

Поскольку большинство украинцев вплоть до 70-х годов XX века были селянами, основу их экономики составляло земледелие при вспомогательной роли других отраслей хозяйства, в том числе скотоводства. Довольно важное место имели домашние промыслы и ремесла. Традиционно украинские села, хутора, поселки, выселки, деревни располагались вблизи водоемов и трактов.

Основой женской и мужской одежды украинцев служила рубаха. В традиционный мужской костюм входили широкие штаны, безрукавка, в женский — юбка, передник и безрукавка. Обязательной частью одежды украинцев был широкий пояс, игравший, по преданию, роль оберега. Основу украин­ской кухни составляли продукты крестьянского хозяйства. Наиболее распространенные повседневные блюда — каши, лапша, вареники, клецки. Украинцы Башкортостана готовили и пельмени, которые не бытовали в прошлом на их родине. Они употребляли хлебный и свекольный квас, напитки из отваров трав.

В январе 1990 года состоялась Учредительная конференция, на которой было основано Товарищество почитателей украинской культуры «Кобзарь», преобразованное на первом съезде украинцев в 1992 году в одноименный Республиканский национально-культурный центр. Тогда же был учрежден Союз украинской молодежи Республики Башкортостан «Беркут», который тесно сотрудничает с центром «Кобзарь» и украинской женской организацией «Берегиня».

Сегодня в России функционируют 12 украинских школ, 9 из них — в Башкортостане. Украинский язык изучается в Степановской (Аургазинский район), Троицкой (Благоварский район), Золотоношской (Стерлитамакский район) средних школах, Санжаровской основной общеобразовательной школе Чишминского района. С 1993 года в Кировском районе Уфы функционирует республиканская базовая школа с изучением украинского языка, литературы и истории Украины, при которой учреждена воскресная украинская школа имени Т.Г.Шевченко. В Калининском районе столицы также работает Нацио­нальная воскресная украинская школа. Украинский язык в республике изучают около 500 учащихся. Организуются детско-юношеские лингвистические лагеря. В Уфе успешно работает Союз профессиональных учителей украинского языка и литературы. Ребятам из Башкортостана, изучающим украинский язык, предоставляются бесплатные путевки в здравницы Украины. В Башкортостане действуют украинские самодеятельные коллективы, среди которых есть имеющие звание «народный» — хор «Кобзарь» (г.Уфа), ансамбль «Барвинок» (г.Стерлитамак), хор «Днипро» (г.Мелеуз). Сохранению и развитию украинской культуры, безусловно, способствовал Указ Президента РБ об учреждении историко-культурного центра украинцев Башкортостана в селе Золотоношка Стер литамакского района. В его составе — сельский дом культуры, библиотека, краеведческий музей.

Плодотворно работает Центр украинистики под руководством известного этнолога, ректора Уфимского филиала Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова Владимира Бабенко. Этим центром изданы книги «Украинцы Башкирской АССР: поведение малой этнической группы в полиэтничной среде», «Украина — Башкортостан: годы испытаний и сотрудничества», «Песенный фольклор украинских переселенцев в Башкирии», «Завези од мене поклон в Украину», «Башкорт­остан — Украина: связь времен» и другие.

 

Белорусы Башкортостана

Переселение белорусов на Урал усилилось в период столыпинских реформ, разрушавших общинное землевладение. В 1912—1913 гг. в Белебеевском, Бирском, Стерлитамакском и Уфимском уездах Уфимской губернии насчитывалось более 7,5 тыс. белорусов. Последующие неспокойные годы (первая мировая война, гражданская война) вызвали новую волну переселенцев. В 1920 г. лишь в одном только Уфимском уезде одноименной губернии проживало более 20 тыс. белорусов.

Численность белорусов края в последние десятилетия относительно стабильная. Всесоюзная перепись населения 1970 г. в Башкирской АССР зафиксировала 18,0 тыс. белорусов, в том числе 11,3 тыс. (62,9 %) в городской и 6,7 тыс. (37,1 %)в сельской местности. В последующие годы наблюдалась некоторая убыль населения: в 1979 г. 17,4 тыс. и в 1989 г. — 17,0 тыс.

Первая постсоветская перепись населения 2002 г. в Башкортостане учла 17,1 тыс. белорусов, в том числе 11,9 тыс. в городской и 5,2 тыс. в сельской местности. Наиболее компактно они проживают в Уфе (5,5 тыс.), Салавате (637 чел.), Стерлитамаке (621 чел.), Октябрьском (273 чел.), Ишимбае (235 чел.), Нефтекамске (181 чел.), Кумертау (173 чел.). Не только в отдельно взятых сельских районах и городах, в том числе в столице республики нет столько белорусов, сколько их в одном Иглинском районе — 6,6 тыс. Только в поселке Иглино 2,3 тыс. белорусов, что на 2 тыс. больше, чем в шести вместе взятых городах Салават, Стерлитамак, Ишимбай, Октябрьский, Кумертау и Мелеуз.

Из сельских районов выделяются также Уфимский (189 чел.), Архангель­ский (174 чел.), Чишминский (100 чел), Стерлитамакский (67 чел.), Кугарчинский (62 чел.) и Кармаскалинский (54 чел.), по 50 чел. в Бижбулякском и Давлекановском районах. За последние три десятилетия численность белорусов заметно сократилась: в Архангельском районе на 526 чел., Давлекановском — на 259, Уфимском — на 255, Чишминском и Бижбулякском — соответственно на 133 и 109 чел. И лишь в двух районах — Кугарчинском и Стерлитамакском наблюдался некоторый рост.

Белорусский язык наиболее близок к русскому и украинскому языкам. В нем два основных диалекта: северо-восточный и юго-западный, хотя различия между ними невелики. Литературный язык сложился на основе старобелорусского книжно-литературного языка XIV в. и живой народной речи. Письменность на основе кириллицы. В 2002 г. немногим более 26 % белорусов владели белорусским языком, 99,7 % — русским языком.

Основная часть верующих белорусов исповедует православие, часть из них — католики.

Белорусы — народ древней земледельческой культуры. Земледелие было ведущей отраслью их хозяйства и в малоземельной Белоруссии, и в Приуралье. Скотоводство, промыслы и домашние ремесла играли вспомогательную роль. Белорусов башкирский край привлекал плодородными землями, богатыми лесами, так напоминающими родные пущи, прекрасными реками и озерами. Поля засевали в основном рожью, ячменем, овсом, в степных волостях и пшеницей. На башкирской земле появился и белорусский лен. С земледелием было тесно связано скотоводство. Крестьянские хозяйства имели коров, лошадей, в Приуралье — и свиней, на юго-западе — овец. В крупных хозяйствах было две-три коровы и несколько лошадей. Переселенцы из восточных и юго-восточных районов Белоруссии разводили и пчел. Охота и рыболовство были любительскими занятиями.

Белорусские крестьяне преуспевали в лесных промыслах, изготавливали в основном для себя бондарную посуду. Среди них были умелые плотники, порт­ные, сапожники, кузнецы. Женщины повсеместно обрабатывали лен, ткали холсты.

Одним из видов домашнего ремесла у них было производство народной одежды. Выращивали лен, коноплю, пряли их. Основой как мужской, так и жен­ской одежды была рубаха. Женщины на рубаху надевали юбку, носили длинный передник. Мужчины рубаху носили навыпуск, подпоясывая шнурком или кушаком. Из овчины шили кожухи — по-русски шубы.

Основу народной кухни белорусов составляли продукты земледелия. Из мясных продуктов употребляли свинину и говядину. Свинину заготавливали впрок. Баранину ели редко.

В прошлом почти половина семей белорусов была большой: женатый сын или замужняя дочь с детьми жили с родителями. Со временем они разукрупнялись. Молодые супружеские пары отделялись от родителей, образуя нуклеарные семьи.

В селах и в прошлом преобладали однонациональные семьи. В то же время в результате хозяйственных, культурных и иных контактов с другими народами, особенно с русскими, росло число межэтнических браков. В 1939 г. в Иглин­ском районе республики было зарегистрировано 79 браков с участием белорусов, в том числе 39 — белорусских и 40 — смешанных, в основном русско-белорусских. Русско-белорусские браки превалировали и в 50-е годы прошлого века. В 1952 г. более 62 % смешанных браков были русско-белорусскими. В последующие годы число однонациональных браков в районе заметно сокращалось. Если в 1960 г. белорусские браки составляли 44 % всех браков с участием белорусов, то в 1989 г. — всего 17 %. В том году органы ЗАГС района зарегистрировали 6 однонациональных белорусских браков и 30 — смешанных: 14 белорусских женщин вышли замуж не за белорусов и 16 мужчин остановили свой выбор на «чужих» женщинах.

Белорусы роднились в основном с близкими к ним по верованию, культурно-бытовым традициям, языку русскими. Браки с башкирами, татарами встречались редко, хотя в некоторых поселениях они жили совместно с ними. В 1989 г. в том же Иглинском районе было зарегистрировано 5 белорусско-татарских, 2 белорусско-башкирских, 1 белорусско-чувашский брак.

В недавнем прошлом и в Белоруссии, особенно на востоке республики, белорусско-русские браки составляли наиболее многочисленную группу национально-смешанных браков, и дети, воспитанные в таких семьях, как правило, относили себя к русским. В других этнически неоднородных семьях, где один из супругов белорус, предпочтение отдавалось белорусской национальности. Априори можно допустить, что этот обычай не забыт и белорусами башкирского края, ибо они бережно сохраняют традиции своих предков.

В прошлом важное место в жизни белорусов наряду с семейными торжествами занимали календарно-обрядовые праздники, приуроченные к определенным дням православного календаря: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха (Светлое Воскресение Христово), Троица (День Святой Троицы) и Верб­ ное Воскресенье и др. Жизнерадостным, жизнеутверждающим, динамичным празднеством была Масленица. Сейчас отдельные традиционные формы масленичного гулянья восстанавливаются.

Особенно яркий и любимый их праздник — Ивана Купалы — день летнего солнцестояния. В недавнем прошлом его помнили лишь пожилые. И по их воспоминаниям работники культуры Иглинского района возродили его и он стал праздноваться в белорусских деревнях, куда съезжаются не только белорусы, но и русские, башкиры, татары.

В Башкортостане многое делается для сохранения и развития культуры и родного языка белорусов. В 1996 г. был образован Республиканский национально-культурный центр «Сябры», нынешний «Спадчына» («Наследие»), основной задачей которого является сохранение белорусского языка и традиционных обрядов и обычаев, поддерживание добрососедства и дружбы с народами края. Особое внимание уделяется изучению родного языка.

В нескольких школах Иглинского района (села Балтика, деревень Пушкинская и Позолоченская) белорусский язык изучается как предмет.

Во многих белорусских поселениях республики созданы фольклорные коллективы. Фольклорному ансамблю «Сябры» Балтийского сельского дома культуры присвоено высокое звание «народный».

О башкирских белорусах помнят и на их исторической родине. Особенно большую помощь оказывает Белорусское общество по этнокультурным связям с соотечественниками за рубежом в Минске.

 

 

Источники и литература

 

1. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. — М., 2003.

2. Краткие итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Статистический бюллетень. — Уфа, 2004.

3. Образование и культура в Республике Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа, 2006.

4. Брачное состояние населения Республики Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа, 2006.

5. Национальный состав населения Республики Башкортостан. Статистический сборник. — Уфа,2007.

6. Русские Башкортостана. История и культура. — Уфа, 2003.

7. Мурзабулатов М.В. Русские Башкортостана / Панорама Башкортостана. — Уфа, 2008.

8. Шитова С.Н., Ковязин С.А. Русские / Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. — Уфа, 2002.

9. Бабенко В.Я., Бабенко С.В. Русские / Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М. — Уфа, 2007.

10. Бабенко В.Я. Украинцы Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтнической среде. Уфа, 1992.

11. Он же. Украинцы / Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002.

12. Бабенко В.Я., Бабенко С.В. Украинцы / Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М. — Уфа, 2007.

13. Мурзабулатов М.В. Украинцы Башкортостана / Панорама Башкортостана, 2010. №2.

14. Шитова С.Н. Белорусы // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002.

15. Бабенко В.Я., Бабенко С.В. Белорусы // Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М. — Уфа, 2007.

Мухамет Мурзабулатов


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018