СЛУЖЕНИЕ ИСКУССТВУ

Главным делом его жизни был Театр —  более четверти века (с 1941 по 1967 год) он был солистом  Башкир­ского государственного театра оперы и  балета,  со сцены которого звучал  его лирический тенор красивого светлого тембра,  полетный и выразительный.  С 1960 года он совмещал пение с работой на посту директора театра.

Салих Давлетович Хуснияров... Сегодня значительность и масштаб его личности вырисовываются все ярче. Вспоминая прошлое, невольно сравниваешь его с событиями сегодняшнего дня. Я с большой уверенностью могу сказать, что такого уровня руководителя — компетентного, умного, большого профессионала  своего дела — не было и нет. Это был не только замечательный певец, артист, но — что тоже очень важно — блестящий организатор художественной жизни республики — театральной и концертной.

Голос Салиха Хусниярова и в наши дни звучит в эфире — на радио и телевидении. В его репертуаре было много песен и романсов башкирских композиторов,  с которыми певца связывали долгие годы большой творческой  дружбы. «Лети, мой гнедой», «Котелок»,  «Не забыть мне долин гор Уральских» Загира Исмагилова, «Уфа — прекрасная столица», «Без тебя жить невозможно», «Гюлькэй»  Хусаина Ахметова, «Воспоминание» и «Попляши,  кума» Тагира Каримова, «Весна» и «Белый голубь» Рауфа Муртазина. Прекрасно звучали в его исполнении башкирские народные песни «Зульхизя», «Бурёнушка»/«Кунгыр-буга»/,  «Колой-кантон», «Ирэндек».

...Старшее поколение любило слушать знаменитый в военные и послевоенные годы дуэт — Салих Хуснияров, Александр Сутягин. В богатейшем репертуаре певца  были  оперные арии, романсы,  песни  русских и зарубежных авторов, неаполитанские песни... Музыкальность, красивый голос, сценическое обаяние сделали Салиха Давлетовича желанным и любимым  исполнителем в самых различных аудиториях. Он всегда  имел большой успех. Но путь  его к сцене не был простым и легким...

В своих воспоминаниях  певец пишет: «Детство моё было сложным и многотрудным». Действительно, много пришлось пережить ему в юные годы. Несмотря на запреты сурового отца,  фанатично религиозного человека, рьяно соблюдавшего все каноны ислама, мальчик тянулся к музыке. Уговорил старшего брата купить ему гармонь — тальянку и тайком от отца в бане выучился играть на ней. После смерти своей горячо любимой матери он на­всегда покидает отчий дом. Начинаются годы скитаний по различным городам — Самара, Пенза, Воронеж, Урал и вся Средняя Азия. Вошёл в компанию беспризорников, с ними ездил в товарных вагонах по всей стране. Начинал учиться в ФЗУ, сельскохозяйственном, кооперативном техникумах. Кем только не работал — ничто не грело ему душу. И, может быть,  поиски своего места в жизни продолжались бы и дальше, если Салих в 1934 году не поступил, причем с легкостью, в Казанский техникум искусств.

Это был счастливый перелом в его жизни, ставший светлой полосой на жизненном пути будущего музыканта. А уже через два года Салих Хуснияров был принят в башкирскую национальную студию при Московской государственной консерватории, в которой целенаправленно готовилась группа певцов для открывающегося в Уфе оперного театра.

Секреты певческого мастерства  Салих  постигает в классе  профессоров консерватории Н.И.Сперанского и М.В.Владимировой. В свободное от учебы время слушал выступления знаменитых певцов, затаив дыхание наслаждался оперными и балетными спектаклями,  часто бывал в концертных залах столицы. И с каждым разом его всё больше захватывает чарующая сила музыки. Счастливые годы накопления знаний и приобщения к высокой культуре.  Это осталось с ним на всю жизнь.

Много дало ему и общение со своими сокурсниками — одарёнными певцами и композиторами из Башкортостана — З.Исмагиловым, Б.Валеевой, Г.Хабибуллиным, Х.Ахметовым, Р. Габитовым — и музыкантами из Татарстана, Узбекистана, Казахстана. Все студенты дружили, это была истинно интернациональная связь молодых талантливых коллег. Тогда же начались первые выступления в клубах, на радио, в ВТО. Шли занятия и в оперной студии, где вместе со студентами башкирского отделения Салих Хуснияров разучивает арии и сцены  из оперы Н.Чемберджи «Карлугас» — готовит партии главного героя  Шатмурата. Этот спектакль  готовился для показа в Москве на предстоящей в 1941 году Декаде башкирского искусства. Но начавшаяся война разрушила планы, прервала учёбу. Вместе с другими студентами Салих отправляется  на укрепление передовой линии фронта в Брянско-Могилев­ском направлении, где несколько месяцев комсомольцы-студенты копают противотанковые рвы, окопы, траншеи.  В конце ноября 1941 года Хусниярова, как студента последнего курса,  направляют на работу в Уфу, в оперный театр, открывшийся недавно, в конце 1938 года. Здесь начинается его театральная биография.

Салих  Хуснияров 26 лет проработал в Башкирском государственном театре оперы и балета. Сколько партий спето за эти годы! Сколько с этим связано волнений и переживаний, радостей успеха, исканий и тревог, бессонных ночей! И всё же это было его любимое дело, его призвание, к которому он так упорно шёл. Его дебютом стало выступление в партии Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин». В рецензии тех лет отмечены «мягкий, задушевный голос красивого тембра, обаяние молодости, искренность чувств испол нителя партий  Ленского — Салиха Хусниярова». Долгие годы артист  пел эту любимую партию. В его послужном списке — Джик в опере Н.Жиганова «Алтынчеч», Аскер в музыкальной комедии У.Гаджибекова «Аршин мал алан», Пинкертон в «Чио-Чио-сан» Пуччини, Джеральд  в «Лакме» Делиба, Дубровский в одноименной  опере Направника, Синодал в «Демоне» Рубин­­­ш­тейна,  Альфред в «Травиате» Верди...  Во всех этих партиях ярко проявился незаурядный  талант певца и артиста. Легко, вдохновенно и трепетно звучал его голос.  Особо нужно отметить его участие в комических операх и опереттах. Здесь дар певца раскрылся новыми гранями, зрители полюбили артиста в игре ярко комедийной и острохарактерной. Это две роли в комической опере Долидзе «Кэто и Котэ»,  где артист сыграл  Котэ и Сико. Это Владек в оперетте Милёккера «Нищий студент», Чубон в узбекской музыкальной комедии Юдакова «Проделки Майсары». Абсолютно уморителен созданный Хуснияровым образ Пижаямы в оперетте Милютина «Цирк зажигает огни»,  запомнился и Герман в оперетте  Фримля и Стодгарта «Роз-Мари». Кстати,  эти спектакли были блестяще поставлены  на уфимской сцене и имели потрясающий успех. Яркая, красивая музыка, блистательная игра артистов с замечательными голосами.

Значительный вклад внёс Салих Хуснияров в башкирскую  оперу: Шатмурат в опере «Карлугас», Юмагул в «Ашкадаре»  Эйхенвальда, Муталлап в «Салавате Юлаеве» , Акмурза в «Шауре», Басыр в «Кодасе» Исмагилова. Артист успешно выступил в Москве на Декаде башкирской литературы и ис кусства в партиях Муталлапа и Лыкова («Царская невеста» Римского-Корсакова) в 1955 году. Параллельно  Салих Давлетович  много выступал в концертах по стране и за рубежом.

Огромен вклад Салиха Давлетовича в театрально-концертную, просветительскую работу. Вот как о нём вспоминал солист оперы, заслуженный артист Башкортостана Иван Григорьевич Ивашков: «В 1960 году, когда я работал в оперном театре Казани,  меня пригласил на работу в Уфу Салих Хуснияров — директор оперного театра. Это был первый год его работы на этом посту. Как человек, отлично знающий, причём знающий изнутри, вникающий во все тонкости такого сложного механизма, как театр оперы и балета, он в короткий срок смог сформировать отличную вокальную труппу,  способствовал поднятию художественного уровня спектаклей. Именно по инициативе Хусниярова был приглашён в Уфу опытнейший музыкант, большой авторитет в мире искусства  Исай Альтерман, который стал художественным руководителем театра, его главным дирижёром. Причём Салих Давлетович сам отправился в Кишинёв и уговорил, убедил Альтермана  приехать на работу в Башкирию. Он понимал, что это истинный профессионал. Тогда же был приглашён главный балетмейстер Виктор Пяри  и целая группа талантливых певцов — Борис Кокурин, Лев Вернигора, Ольга Бардина, Маргарита Ланда, Борис Раисов и другие. Пополнились хор и оркестр театра. Это вскоре позволило осуществить  такие сложные оперные спектакли, как «Отелло» Верди, «Искатели  жемчуга» Бизе,  «Фауст» Гуно,  «Чародейка» и «Евгений Онегин» Чайковского,  «Овод» Спадавеккиа, «Дочь Кубы» Листова...  Очень интересны были балетные постановки — «Тропою грома» Кара-Караева,  три одноактных балета «Франческа да Римини», «Сольвейг», «Болеро», объединённые в изумительный спектакль «Поэмы о любви». Билеты в театр было трудно достать. На этот период приходятся  интересные гастроли театра в Омске, Кургане, Тамбове, Курске, Москве. Выездные выступления проходили с огромным успехом. Это были запоминающиеся годы, полные интересной творческой жизни. Весь коллектив работал с большой отдачей и увлечённо, во многом благодаря таланту настоящего театрального директора, каким был Салих Давлетович».

С 1967 года,  после ухода на пенсию по выслуге лет,  Салих Давлетович возглавлял Башгосфилармонию. Вскоре с его приходом была создана Башкирская государственная хоровая капелла под руководством заслуженного деятеля ис кусств России Тагира Сергеевича Сайфуллина. Именно Салих Давлетович настоял на приглашении такого большого мастера  на работу в Башкортостан.  Оживляется творческая жизнь ансамбля народного танца. Коллектив впервые отправляется на гастроли во Францию,  Италию, Испанию,  Финляндию и многие другие страны.  В филармонии создаётся ряд новых эстрадных  бригад.

Газета «Советская культура» тех лет отмечала размах и разнообразие форм просветительской и пропагандистской работы Башкирской филармонии. В филармонии Салих Давлетович,  как всегда, работал со знанием дела, огромной заинтересованностью в результатах  деятельности коллектива, который он возглавлял. Во Всесоюзном конкурсе  филармоний  страны в сезоне 1973—1974  годов наша БГФ заняла третье место и была удостоена премии. Человек непрестанного творческого горения, горячо любящий своё дело,  Салих Хуснияров  завоевал большой авторитет,  признание своих коллег.

За свою многогранную деятельность он был удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и «Заслуженный артист Башкортостана»,  награждён орденом «Знак Почёта» и медалями.

В последние годы жизни Салих Давлетович  писал воспоминания о своей творческой деятельности, о коллегах по театру, делился своими размышлениями об искусстве.  Он ушёл от нас в  1992 году. Усилиями его жены книга «Иѕтє, hаман да иѕтє...» была подготовлена к печати и в 1996 году  вышла в издательстве «Китап». В ней получила отражение большая любовь автора к театру и музыке. Было бы очень хорошо  переиздать ее  на русском языке. В ней,  на мой взгляд,  много ценного — суждения очевидца  важнейших событий со времён становления музыкального искусства и культуры в республике. В приложении даётся весь репертуар театра с датами премьер спектаклей за полувековой период (с 1938 по 1988 год). Также даются сведения о гастрольных маршрутах театра за долгие годы.  Это ценный материал из первых  рук!

У Салиха Давлетовича  была прекрасная семья — умная и красивая жена — Цилия Соломоновна — преподаватель истории, такие же красивые умные и обаятельные дочери — Тамара и Ляйля. Тамара Салиховна преподаёт в Уфимском училище искусств  русский язык, ее сестра — Ляйля Салиховна — в Академии искусств итальянский язык.  Они свято чтят память о своём отце, а их дети знают,  что  их дедушка был знаменитым певцом,  артистом.

Большая дружба связывала Салиха Хусниярова с композиторами респу­б­лики — пел в башкирских операх,  часто был первым исполнителем песен и романсов наших композиторов. Работая в музыкальном лектории Башгосфилармонии, а затем долгие годы — в Союзе композиторов, мне посчаст­ливилось общаться с Салихом Давлетовичем,  выезжать с ним на творческие встречи З.Исмагилова, Х.Ахметова в города и районы Башкортостана.  Салих Давлетович  был всегда подтянутым, следил за собой, всегда был в хорошей форме. В жизни он был  человеком неистощимого юмора. Всегда доброжелателен, любил шутить. В поездках  с ним было  легко и весело. Много рассказывал о курьезных случаях из своей жизни — общался с интереснейшими людьми, побывал во многих странах. Таким он и остался в памяти коллег и друзей. Его жизнь — образец для подражания,  пример для творческой молодёжи,  посвятившей себя искусству.

Эльмира Мингазова


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018