Он опережал дух времени

Ахнаф Ибрагимович Харисов — выдающийся башкирский ученый, видный организатор науки, основоположник современного башкирского литературоведения и научного изучения фольклора. Он родился 15 июня 1914 г. в деревне Имянево Балтачевского района Башкортостана. Ахнаф Харисов был старшим сыном в многодетной семье. В настоящее время живы его родные брат и сестра. Начальное образование получает в родной деревне, затем учится в школе колхозной молодежи. Будущий ученый происходил из семьи грамотных людей, по семейным преданиям, в роду были муллы. Мать отца, Сатига, пользовалась непререкаемым авторитетом в районе и селе. Читала араб¬скую графику, писала стихи. Отец Ахнафа Харисова в последние годы жизни занимался разведением пчел. То, что это было издавна распространенным занятием односельчан, свидетельствуют архивные переписные документы, согласно которым еще в начале XIX в. пчеловодством занимались многие имяновцы.
В 1935 г. А.И.Харисов окончил Башгоспединститут, до 1937 г. преподавал в этом же институте. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Категория глагольных видов в башкирском языке». В годы Великой Отечественной войны был на фронте писарем. С войны вернулся с подорванным здоровьем, с язвой желудка, сильно курил. В 1946—1948 гг. А.Харисов преподавал в Башгоспединституте, в 1948—1951 гг. являлся председателем правления Союза писателей Башкортостана. С 1951 г. до конца жизни был старшим научным сотрудником, заместителем директора, директором Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР. В период его руководства ИИЯЛ в институте была создана творческая атмосфера.
В 60—70-е гг. в жизни нашей республики происходят определенные изменения. Формируется значительная по численности титульная властная и творческая элита. После определенного перерыва, вызванного страхом перед обвинениями в национализме, у интеллигенции и широкой общественности вновь оживляется интерес к своему прошлому. В тот период происходит активизация исследований по истории и культуре башкирского народа, появляется целая плеяда замечательных ученых, создавших ряд фундаментальных работ о башкирах. Крупнейшими учеными-гуманитариями того времени были Р.Г.Кузеев, Дж.Г.Киекбаев, Б.Х.Юлдашбаев и А.И.Харисов. Благодаря их стараниям была разработана стройная схема развития истории и культуры башкирского народа, которая во многом остается базой для современных исследований.
А.И.Харисов ввел в научный оборот немало новых источников по истории башкирской литературы, и шире — общественного сознания башкирского народа. Будучи филологом широкого профиля, он работал в области литературоведения, языкознания, фольклористики. В непростые для гуманитарных наук годы тоталитарного режима он пытался в меру своих ограниченных возможностей делать то, что в последующем стали называть ликвидацией «белых пятен» прошлого, восстановлением исторической правды, возвращением из небытия многих незаслуженно забытых имен. В частности, преодолевая сопротивление партийных чиновников и идеологов, А.И.Харисов добился публикации стихов запрещенного в течение нескольких десятилетий поэта Ш.Бабича и стал редактором первого советского сборника его стихотворений.
Понятно, что в то время эти инициативы требовали большого мужества, были связаны с риском потерять работу, должность, отец шел на это, полагая, что настоящий ученый должен стараться воссоздавать историческое прошлое объективно, без замалчиваний и преднамеренных улучшений. Конечно, представлять ученого, директора, а затем парторга научно-исследователь¬ского института в качестве диссидента было бы неверно. Но в гнетущей атмосфере жесткого идеологического диктата и подозрительности А.И.Харисов умудрялся своим творчеством закладывать основы тех перемен, которые наступили в сфере гуманитарных наук в наши дни.
Книги А.Харисова «Теория литературы» (1944), «Башкирская литература за тридцать лет» (1949), «Башкирская литература послевоенного периода» (1955), «Пути развития башкирской литературы» (1957), «Литературные явления», учебники по башкирской литературе для VIII и IX классов средней школы и другие труды вошли в золотой фонд башкирской филологии.
Главным трудом ученого, ставшим заметным вкладом в науку, стала его монография «Литературное наследие башкирского народа XVII—XIX веков», изданная на башкирском (1965) и русском (1973, 2008) языках, в которой впервые были рассмотрены принципиально важные проблемы в эволюции и в оценке дореволюционной башкирской литературы. Основные положения и выводы отца по этой теме нашли свое подтверждение в трудах современных башкирских литературоведов, в том числе в шеститомной истории башкир¬ской литературы (1991—1996).
Значителен вклад А.И.Харисова в башкирскую фольклористику. Он является собирателем и исследователем устно-поэтических произведений родно го народа и составителем фундаментальных фольклорных сборников. Под его руководством еще в 1950-е гг. был издан трехтомник «Башкирское народное творчество». Именно А.И.Харисов сумел впервые опубликовать (конечно, с купюрами и искажениями, но иначе это было тогда невозможно) записанный постоянно преследуемым властями М.Бурангуловым башкирский народный эпос «Урал-батыр», став фактически основоположником научного изучения данного фольклорного памятника. Много сил и трудов вложил ученый на начальных этапах создания 18-томного свода, являлся составителем и научным редактором отдельных томов эпоса и сказок. В 1987 г. А.И.Харисов посмерт¬но был удостоен за это издание Государственной премии Башкортостана имени Салавата Юлаева.
Наряду с научными трудами отец создавал и художественные произведения — рассказы, очерки, фельетоны, пародии. Ахнаф Ибрагимович тонко чувствовал юмор, был прекрасным тамадой на семейных и дружеских торжествах. В рассказах, вошедших в книгу «Жизнь начинается вновь» (1945) повествуется о трудовом подвиге народа, восстанавливающего страну из руин войны, сатирически, приемами гротеска изобличаются фашисты и их деяния. Следует сказать, что писатель критиковал и отдельные негативные стороны, тенденции и советской действительности, что требовало в то время большого гражданского мужества.
А.И.Харисов вел активную общественную работу. Он был председателем республиканской Терминологической комиссии при Президиуме Верховного Совета Башкирской АССР, избирался членом правления Союза писателей Башкортостана, членом редколлегии журналов «Урал», «Агидель», членом ревизионной комиссии СП РСФСР, членом правления Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки. За большой вклад в развитие филологической науки награжден орденом «Знак Почета», медалями. В 1957 г. был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Башкирской АССР». А.И.Харисов являлся участником научных конгрессов в Стокгольме, Хельсинки, Турции.
Моя мама Фильза Галимзяновна родилась в Челябинске, своих родителей не помнила, выросла у приемных родителей, проживавших в частном доме в Уфе по адресу Гафури, 17 (ныне на этом месте возведен современный многоэтажный дом), у которых своих детей не было. Они оба были учителями. Мачеха Фильзы Галимзяновны, Вазифа Нуриевна Хусаинова, работала некоторое время учителем в Средней Азии, была знакома с Ш.Бабичем. Играла на домбре и скрипке.
Отец ушел из деревни в четырнадцать лет, чтобы учиться дальше. В Уфе он поселился жить у родителей своей будущей жены. Молодой, стремящийся к знаниям деревенский парень очень понравился хозяевам дома и они решили, что лучшего жениха для их падчерицы быть не может. Позже, когда А.Харисов стал ученым, теща помогала ему своими советами при написании ряда научных работ, в частности, делилась своими воспоминаниями о Ш.Бабиче и других деятелях башкирской культуры начала XX века. Фильза Галимзяновна закончила Ленинградский планово-финансовый институт по специальности ревизор-контролер. После замужества, проработав несколько лет по специальности, она оставляет работу и посвящает свою дальнейшую жизнь мужу, детям, семье.
Всю свою жизнь отец оставался верным науке. К быту он не был приспособлен, домашним хозяйством занималась жена. Каждый вечер, переодевшись в полосатую пижаму, он проводил за письменным столом, увенчанным лампой с зеленым стеклянным колпаком. В квартире везде были книги.
У ученого не было какого-то хобби. Одно время его увлекла игра в преферанс. Обычно партнером по игре был композитор Хусаин Ахметов. Иногда третьим участником игры был известный композитор Николай Пейко. Жене это увлечение мужа не нравилось, однажды она даже высказала упрек своему мужу, что он тратит время на пустое занятие, превратившееся, по ее словам, в пагубную привычку. «Это не игра, это — высшая математика», — отвечал Ахнаф Ибрагимович. В преферансе для записи премиальных и штрафных очков используется специальным образом размеченный лист бумаги — пулька, в углу ее была написана фамилия «Харисов». Однако это увлечение продлилось у Ахнафа Ибрагимовича недолго: то ли кампания игроков распалась, то ли времени стало не хватать. Еще необходимо отметить, что у отца был сильный красивый голос, и иногда он пел народные песни. Летние отпуска А.И.Харисов проводил в здравницах юга страны — Сочи, Ялте. Он очень хорошо плавал, любил лежать на воде. Часто ездил в деревню к матери, не забывал сестер. Его родная сестра Гифат была больна туберкулезом, он покупал для нее дорогие лекарства.
…Уже более тридцати лет нет с нами отца. Он скончался 15 мая 1977 г. За это время изменилась эпоха, более свободными стали условия для научного творчества, мы узнали о целых пластах прошлого, ранее искусственно и несправедливо выведенных за рамки исторической памяти. Введенные в послед¬ние десятилетия новые источники, появление новых методик и плюрализм мнений привели к определенному пересмотру сделанных в советский период выводов, однако то, что было добыто тогда нашими предшественниками, будет сохранять свою ценность хотя бы в силу уникальности и неповторимости собранных ими сведений, например, фольклорных произведений.
Память об А.И.Харисове сохраняется не только в воспоминаниях ученых старшего поколения, но и в постоянных ссылках на его труды в сочинениях современных исследователей. Наследие ученого актуально, оно постоянно используется в диссертациях, монографиях, курсовых и дипломных работах, имя произносится на научных конгрессах и конференциях. Основная работа ученого: «Литературное наследие башкирского народа». Это его докторская диссертация, выпущенная в 1965 году на башкирском языке. Книга уже давно стала библиографической редкостью, и вот уже 44 года ждет своего переиздания. 2009 год является юбилейной датой ученого А.И.Харисова — 95 лет со дня рождения. Переиздание этой книги явилось бы благодарной памятью потомков. В 1994 году Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН учредил премию им. А.И.Харисова для молодых ученых.

Зульфира Мамаева (Харисова)


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018