Ее призвание — музыка

… Родилась Эльмира в семье служащих. Отец — Давыдов Мингаж Хусаинович был родом из Пензенской области, работал в Башпотребсоюзе, а после женитьбы на Софье Хамидуллиной увез ее, только что окончившую Башкирский медицинский институт, в Киргизию. Работал в райпо, жена — участковый врач в селе Тепе-Курган, что было расположено недалеко от города Ош. Там в 1940 году и родилась их дочь Эльмира. Казалось, все вокруг предвещало молодой семье счастье. Работы было много. Место довольно экзотичное для россиян. В ясную погоду хорошо были видны белоснежные отроги Памирских гор, меняющие свой цвет в течение дня — то розовые на рассвете, то фиолетовые вечером, темно-синие — в ненастные дни. Но чаще в этих краях ярко светит южное солнце. Весной в садах буйно цвели миндаль, персики и абрикосы. Но внезапное горе постигло семью Давыдовых — в возрасте 27 лет скончался отец Эльмиры. Отец Софьи — дедушка Шафигулла Гизатуллович Хамидуллин поехал в далекую Киргизию за дочерью и годовалой внучкой, привез их в Уфу. Через месяц началась война. Два сына Хамидуллиных — Рашид и Равиль ушли на фронт. Жильцов двухэтажного деревянного дома по улице Революционной, 31 стали «уплотнять» — поселили эвакуированных из Москвы и Ленинграда. Хоть в тесноте, жили дружно. Но дед Шафигулла, жалея маленькую внучку, решил отвезти ее с бабушкой в деревню Курманкаево Давлекановского района. Сюда он не раз приезжал «на кумыс» из Казани всей большой семьей — у них было шестеро детей — три сына и три дочери. Бывал там и Мажит Гафури — известный писатель, в его обществе любил слушать Шафигулла игру кураистов на высоком берегу Демы. Полюбив Башкирию, ее редкую по красоте природу, простодушных и добрых людей, он покинул Казань и переехал в Уфу. А в Курманкаево каждое лето ездил на кумыс и любимую рыбалку. Так, все военные годы Эльмира с бабушкой прожила в деревне. Дедушка часто навещал их. Он работал товароведом и мог часто приезжать из Уфы в Курманкаево. Игрушек тогда почти не было. Но зато в доме имелась большая коллекция редких открыток с видами красивых городов — Лондона и Парижа, Берлина и Глазго, Ливерпуля… На открытках были красивые большие корабли — «Лузитания», «Титаник», немало было изображений Наполеона. Дело в том, что до революции 1917 года Шафигулла часто бывал за границей по заданию отца — состоятельного фабриканта. Молодой начинающий коммерсант помогал отцу, подолгу (иногда по полгода) жил в Лондоне, Париже и Берлине. Оттуда присылал и привозил чудесные открытки. (Надо сказать, что они и сегодня прекрасно сохранились.)
Может быть, эти открытки и способствовали любознательности девочки. Долгими зимними вечерами Эльмира слушала рассказы бабушки Хадичи Салахеевны, предания и легенды башкирского и татарского народов. В памяти девочки сохранились в проникновенном исполнении песни любимой бабушки. Негромким, нежным голосом бабушка выразительно исполняла народные песни «Колой-кантон», «Тевкелев», «Салават», «Аккош» («Лебедь»), «Зайнабем». С особенным чувством, даже драматизмом пела арию Нигмата из оперы «Эшсе», пела ее как народную песню — «Нигмат йыры». Из детских музыкальных впечатлений особенно ярко вспоминает Эльмира игру дедушки на скрипке, которую он приобрел в Германии. Звук у нее был очень красивый. Скрипач-самоучка — он мог часами импровизировать народные мелодии, поражая слушателей своей проникновенной игрой. Большую роль сыграл и патефон с набором интересных и разнообразных по репертуару виниловых пластинок. И классическая, и современная музыка, голоса знаменитых певцов, пение Шульженко и Лидии Руслановой, Дианы Нурмухаметовой и Усмана Альмеева, Бану Валеевой, Лемешева и Козловского… Отрывки из опер, арии из оперетт и многое, многое другое. Все это слушала Эльмира и на всю жизнь запомнила эту волнующую музыку. Бывало, плакала от особенно понравившейся песни.
1945… День Победы семья Хамидуллиных встретила в Давлеканово. По воспоминаниям Э.М.Давыдовой, в этот день все жители городка ликовали, обнимались. В семьях начали ждать возвращения родных и близких, ушедших на войну. «Помню, как около школы напротив нашего дома собрались все ученики и учителя с флагами и транспарантами. Все радовались, а моя бабушка плакала. Я тогда не понимала причины ее слез. Когда подросла, узнала, что мой дядя Равиль — ее сын — не вернулся с фронта. Он был танкистом».
С 1949 года их семья живет в Уфе. Эльмира училась в 44-ой общеобразовательной школе. Много читала, любила выступать с чтением стихов, которых знала множество. Обожала уроки рисования, которые вел у них художник Леонид Яковлевич Каратаев. Особенно любила литературу, ее вела замечательный педагог Маргарита Николаевна Полякова, сумевшая увлечь своих учеников, умело вводя их в мир прекрасного. Еще Эльмира посещала музыкальный кружок, училась игре на фортепиано, дедушка в связи с этим купил старинное пианино. В эти же годы, лет с 14 стала регулярно с подругами посещать спектакли оперного театра, стала заядлой театралкой. После школы стояла на распутье, куда идти учиться? Мама советовала — медицинский институт (тогда это было очень престижно). Но душа тянулась к музыке. Необходимой подготовки не было, как не было и документа об окончании музыкальной школы. Как быть? Тогда она, набравшись смелости, подошла к известному музыковеду Людмиле Петровне Атановой и попросила ее помочь подготовиться к поступлению в музыкальное училище. Целый год упорно занималась, подготовила программу по фортепиано. В это же время записалась вместе с подругой в школу юных корреспондентов при молодежной газете «Ленинец». Здесь известные журналисты читали лекции, проводили практические занятия, давали конкретные задания юнкорам. Эльмиру это тоже увлекло. В 1958 году в газете «Ленинец» была опубликована ее первая статья «Пианистка Людмила Алексеева».
1958 год … Вступительные экзамены в музыкальное училище. Почетным председателем приемной комиссии был известный композитор, председатель Союза композиторов Башкортостана Загир Гарипович Исмагилов. Ему очень понравилось, что среди поступающих на музыкально-теоретическое отделение одна абитуриентка — Эльмира Давыдова представила подборку своих публикаций в прессе… Это удивило и других членов комиссии. А еще Эльмира написала, как и все поступающие, обстоятельное, серьезное сочинение на тему «Почему я выбрала эту профессию». Тогда З.Г.Исмагилов сказал: «Я вижу в этой девочке будущего настоящего специалиста нашей национальной музыкальной культуры. Нам надо обучать именно такую талантливую молодежь».
В годы учебы в училище Эльмира Давыдова вместе с сокурсниками любила посещать лекции-концерты музыкального лектория Башкирской государственной филармонии. Здесь выступали лекторы-музыковеды Л.П.Атанова, Л.Н.Троицая, М.А.Черданцева и др. Музыкальные отделы училища искусств активно участвовали в музыкальной жизни города, выступали с концертами на фабриках и заводах столицы, а также выезжали в районы Башкортостана. Отчетные концерты нередко проводились в летнем театре парка имени Луначарского (ныне Аксаковский парк). Зал театра всегда был переполнен. В концертах участвовали студенты вокального отделения, пианисты, скрипачи, баянисты. На сцену выходили учащиеся, которых впоследствии горячо, как своих любимцев, принимала публика, — Заки Махмутов, Нажия Аллаярова, Зайтуна Газизова, Ильфак Смаков, Флюра Нугуманова, Айрат Каримов, Редик Фасхутдинов и многие другие будущие знаменитости. Жизнь кипела ключом.
В эти годы Эльмира не пропускала ни одного оперного спектакля, ни одной премьеры балета, поставленных на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Репертуар тогда был очень богатым и разнообразным — «Кармен» и «Искатели жемчуга» Бизе, «Отелло», «Травиата», «Трубадур» Верди, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Чародейка» и «Евгений Онегин» Чайковского… Балеты — «Поэмы о любви», вечер одноактных балетов, «Тропою грома» Кара Караева, балетные и оперные спектакли башкирских композиторов.
В театр было трудно попасть, но студенты ухитрялись и бегали в театр регулярно.
В 1960 году после нескольких сезонов работы в Перми и Казани по приглашению театра в Уфу приехал воспитанник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, обладатель красивого лирического тенора Иван Григорьевич Ивашков. Молодой солист оперы вскоре становится кумиром уфимских театралов.
«Наша встреча с будущим моим мужем была неожиданной, — вспоминает Эльмира Мингажевна. — В один из вечеров после спектакля «Евгений Онегин» я, возвращаясь домой по улице Ленина, встретилась взглядом с исполнителем партии Ленского Иваном Ивашковым. Он остановился, остановилась и я, хотя была очень застенчивой. Разговор пошел о спектакле, который мне очень понравился, пели замечательные певцы — Маргарита Ланда (Татьяна), Владимир Голубов (Онегин), Николай Брятко (Гремин). Постепенно между нами завязались теплые отношения, которые, кажется, переросли в любовь. Через полгода мы расписались, а в мае 1962 года у нас родилась дочка Ирина». В этом году Эльмира оканчивала училище (оно тогда уже называлось «Училище искусств»).
Наступила пора государственных экзаменов. Председатель комиссии Евгения Михайловна Славинская из Москвы (как оказалось — сестра того самого Петра Михайловича Славинского, который создавал в Уфе оперный театр, был его первым главным дирижером) строго проверяла знания выпускников музыкально-теоретического отделения. Она осталась довольной ответом Эльмиры Давыдовой.
60-е годы — период становления башкирского телевидения, которое остро нуждалось в кадрах, способных вести музыкально-просветительскую деятельность в телеэфире, могущих пропагандировать достижения башкирского профессионального искусства, знакомить слушателей с музыкальным наследием народа и его видными исполнителями. В то время недостаточная материально-техническая осна щенность телевидения не позволяла записывать передачи заранее — все передачи шли в прямом эфире. По просьбе руководства телевидения известный музыковед, педагог Л.П.Атанова рекомендовала способную студентку 4-го курса училища искусств на работу в качестве музыкального редактора. Так, в 1962 году Эльмира Давыдова была зачислена в штат редактором музыкальных передач студии телевидения при Комитете Совета Министров БАССР по радиовещанию и телевидению. (Такова первая запись в трудовой книжке Давыдовой.)
— Это был очень интересный период в истории становления башкирского телевидения, — рассказывает Эльмира Мингажевна. — Многому приходилось учиться методом проб и ошибок. Но люди работали по-настоящему творческие — Раиса Стрижкова, Ирина Любимова, Альда Валеева, Шакир Янбаев, Владислав Пищальников, Константин Березовский, Рифгат Файзи, Владимир Волков, Александр Филимонов и другие. Все были большими энтузиастами и настоящими профессионалами, у которых можно было многому научиться, — вспоминает Эльмира Мингажевна. — Даже уйдя из телевидения, я еще долгие годы продолжала сотрудничать с музыкальной редакцией, вела много передач о музыке и ее исполнителях.
В 1965—1968 годы Э.Давыдова работает лектором-музыковедом в Башкирской государственной филармонии. В 1967 году она принимает участие во Всесоюзном совещании лекторов-музыковедов, проходившем в Москве. После ее выступления к ней подошел сам Дмитрий Борисович Кабалевский, возглавлявший работу совещания, и спросил ее: «Какую консерваторию вы окончили?» Услышав в ответ, что окончила только училище, он сказал: «Что же, не смущайтесь. Вы — прирожденный пропагандист, лектор, у Вас все прекрасно получается».
Но с того времени мысль об учебе в консерватории не покидала Эльмиру. И надо же было такому случиться… 5 июня 1968 года Совет Министров СССР принял постановление об открытии Уфимского государственного института искусств на базе Уфимского филиала Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
Вспоминая это историческое событие, Эльмира Мингажевна рассказывает: «Однажды в филармонии ко мне прибежала секретарь директора и в каком-то волнении говорит, что мне звонит сам Загир-агай. В трубке я услышала требовательный голос Загира Гариповича: «У нас наконец-то будет своя консерватория. Сейчас май месяц, готовь документы, узнай о вступительных экзаменах. Знаю, у тебя растет маленькая дочь. Никаких отказов. Мне нужны грамотные молодые кадры, которые будут поднимать нашу музыкальную культуру. Будешь работать и учиться!» — Это прозвучало как приказ. Через три месяца я уже училась в институте».
В одной группе с ней учились такие одаренные студенты — композиторы и теоретики, как Р.Г.Касимов, А.Х.Габдрахманов, Р.Х.Газизов, Р.М.Хасанов, О.В.Косарева, Т.С.Зиновьева и др. Многие из них впоследствии стали известными деятелями искусств Башкортостана и России, членами Союза композиторов, педагогами.
По распределению государственной комиссии Эльмира Давыдова стала работать ответственным секретарем Союза композиторов Башкортостана, где в общей сложности проработала 24 года (четверть века!).
В 1976—1978 годы она обучается в аспирантуре Института истории, языка и литературы РАН. Под руководством видного фольклориста-ученого Махмута Нигмедзянова (Казань) она пишет диссертацию на тему «Народно-песенные истоки оперного творчества З.Г.Исмагилова». После окончания аспирантуры несколько лет работала научным сотрудником сектора фольклора и искусства ИИЯЛ РАН. Много приходилось работать в архивах, выезжать в командировки в Москву, Ленинград, Казань, готовя материалы к коллективному многотомнику по истории Башкортостана. В 1980 году Э.Давыдова выступала на Всесоюзной сессии по итогам этнографических и антропологических исследований, проходившей в Уфе, в 1981 — на Всероссийской конференции «Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР» в Казани. В 1985 году музыковед Э.Давыдова в составе делегации Союза композиторов СССР выезжает в Венгрию в рамках «Дней культуры СССР». Перед музыкальной общественностью Венгрии выступает с сообщением о музыкальной культуре Башкортостана и докладом «Музыка в дни войны и мира». В 1982 году Эльмира Мингажевна снова была приглашена в Союз композиторов, работала там до ухода на пенсию.
Преданно любя музыку, изучая творчество башкирских композиторов, музыковед Э.Давыдова ведет активную работу на посту ответственного секретаря. О своей насыщенной работе в 90-х годах она говорит:
— Я — пропагандист по призванию. Мне нравится такой род деятельности. Хотелось рассказать людям буквально о каждом, кто внес хотя бы нотку в богатейшую музыкальную палитру Башкортостана, — говорит она.
Эльмира Мингажевна принимает деятельное участие в организации и проведении различных фестивалей. Стали традиционными фестивали музыки композиторов автономных республик Поволжья и Урала. Под руководством председателя Союза композиторов Роберта Газизова проходят фестивали старинной и современной камерной музыки. Интересно проходят встречи в «Музыкальной гостиной», которые ведет Эльмира Мингажевна. Регулярно проводятся творческие отчеты композиторов — в Москве, в городах и районах рес публики, проводятся обменные концерты с композиторами Татарстана, Азербайджана, Казахстана. С творческими бригадами Союза композиторов Эльмира Мингажевна выезжает на встречи с тружениками полей в сельские районы. За пропагандистскую деятельность она неоднократно награждалась Почетными грамотами общества «Знание» РСФСР. В 1987 году была награждена знаком «Отличник культурного шефства над селом» Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры.
С 1960 по 1990 год музыковедом Э.М.Давыдовой в периодической печати было опубликовано более 200 статей о музыке и музыкантах Башкортостана, о важнейших музыкальных событиях республики. Не счесть очерков и буклетов о композиторах разных поколений, аннотаций к пластинкам Всесоюзной фирмы «Мелодия». Сотрудничала она и с московской газетой «Музыкальное обозрение». Статьи публиковались в сборниках «Музыка России», «Композиторы Российской Федерации», «Вопросы башкирской фольклористики» и др.
Многообразием форм отличаются музыкальные передачи Э.Давыдовой на радио и телевидении. Она была первым музыковедом, разработавшим цикловые передачи на республиканском телевидении — «Антология башкирской музыки», «Композиторы — детям», «Песни войны и мира» и др.
В 1994 году состоялась премьера документального музыкального фильма «Я песней к вам возвращусь», посвященного первому народному артисту Башкортостана, композитору, общественному деятелю Газизу Альмухаметову. Фильм был удостоен диплома на фестивале документальных фильмов в городе Екатеринбурге (1994). Не раз Эльмира Мингажевна становилась лауреатом года за активную музыковедческую деятельность — журналов «Башкортостан кызы» (1995), «Ватандаш» (2005), лауреатом телевидения Башкортостана (1994). За большой вклад в развитие музыкального искусства Эльмира Давыдова удостоена почетных званий заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Будучи на заслуженном отдыхе, Эльмира Мингажевна продолжает работать — у нее много заказов, постоянно востребована. Она входит в состав научно-редакционного совета и редколлегии издательства «Башкирская энциклопедия». Является членом жюри регионального (открытого) конкурса вокалистов имени Г.Альмухаметова. Ее часто приглашают по линии Республиканского учебно-методического центра при Министерстве культуры и национальной политики РБ работать в составе жюри республиканских конкурсов и олимпиад. Участвовала в написании и редактировании учебника для детских музыкальных школ «Башкирская музыкальная литература». Автор творческого портрета певицы Флюры Кильдияровой и один из составителей книги о певице «Жемчужина Урала».
В 2007 году Эльмира Давыдова принимала участие, как консультант и комментатор, в съемках документального фильма киностудии «Башкортостан», посвященного жизни и творчеству выдающегося композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля Загира Исмагилова. Компетентность, доходчивость языка, отличное знание истории музыки, ее специфики — так можно охарактеризовать эту и многие другие работы музыковеда.
Богатством информации, доступностью формы, знанием материала и любовью к музыке, о которой она пишет, отличаются статьи Э.Давыдовой, которые она в последние годы публикует в журналах «Ватандаш», «Бельские просторы», «Рампа».
В 2008 году за активную пропаганду творчества деятелей культуры и искусства Эльмира Давыдова стала стипендиатом Президента России.

Нелли Ахметжанова


Copyrights © Редакция журнала "Ватандаш" 2000-2018